Главная Новорожденные Детский сад Школа.Дети Развитие,речь,игры Физическое воспитание Здоровье Оригами
Логин:  
Пароль:
Заболевания детей Безопасность Воспитание Рацион питания Дом.Семья Беременность Психология Творчество Детский отдых
Навигация по сайту
Психология детей
Дети 2 лет

Дети 2 лет

Второй год жизни является периодом интенсивного физического развития ребенка, хотя и несколько замедленного по сравнению с первым годом. Повышается сопротивляемость организма, увеличивается длительность бодрствования. Ребенок второго года жизни
26.02.19

Лучшие статьи

article 166

22.03.19 | Раздел: Школа. Дети
Почему подростки уходят из домаО трудностях подросткового возраста знают все. Учителя в школе, продавцы, писатели, журналисты, артисты, психологи и дворники только потому, что когда-то они были подростками, а не потому, что в последствии прочитали много умных книг и статей. Смутное время иногда напоминающее своими кипящими страстями революцию (низы не могут - верхи не хотят), иногда похожее на холодную войну, прерывающуюся дипломатическими переговорами, результаты которых часто перечеркиваются последующими действиями сторон. Кроме шуток, борьба происходит настоящая, и, как правило, победивших в этой войне нет. Есть только пережившие ее. Или те, кто не смог пережить (так глубоки были раны), и до сих пор переживает, реагируя на окружающих людей и обстоятельства, как тогда, когда белое легко становилось черным, а от любви до ненависти был всего лишь один шаг. Много статей и трудов посвящено проблемам подростков. Проводятся семинары и тренинги. Озабоченно рассуждают и принимают меры госструктуры. Но каждый раз, когда ребенок достигает определенного возраста (12-13 лет), "с ним становится трудно" и родители начинают беспокоиться. Так было всегда, сколько помнит себя человечество, так будет всегда, пока оно существует. Что же это, если не проблема, и как к этому относиться?
Горе горькое
У природы нет напрасных времен. Если говорить о подростковом возрасте - это время, когда юное существо набирает силы для взрослой жизни. Отдельной от родителей, самостоятельной. В это же время происходит интенсивная физиологическая перестройка организма, мощные гормональные "всплески", а это, как известно, влияет на интенсивность переживания чувств. Что же представляет собой внутренний мир подростка? Как он "видит" реальность и что ему нужно? При всей своей внешней "наглости" и "вызывающем поведении" - так часто характеризуют это взрослые, в этот период жизни человек более раним, чем это обычно бывает. В этот период он сам, не осознавая того, переживает одну из важных потерь. Он теряет детство. Он прощается с ним, и в первую очередь с тем, что приносило ему ощущение полной безопасности в этом мире. Он прощается с так называемым "всемогущим родителем". В детстве ребенок испытывает чувство стабильности, покоя и радости, когда родитель рядом. Он наделяет родителя свойствами волшебника. Для детской психики это необходимо. Уже во взрослой жизни это служит дальнейшему развитию личности. Ему кажется что мама или папа могут все. Остановить дождь если пришло время гулять, укратить сердитую Марию Ивановну в детском саду, сделать так, чтобы Петька из соседнего подъезда больше не лез драться, - всего не перечислишь! Но раз за разом приходит разочарование. Оно копится исподволь, постепенно и к началу подросткового возраста превращается в досаду и раздражение. Начинает рушиться великая иллюзия: "Они, оказывается, такие же как все! Они просто обманывали меня…" Всегда найдется реальная ситуация, в которой родитель повел себя не так, как хотелось бы подростку и эта ситуация, а потом и ряд других будут давать подростку возможность вновь обижаться, раздражаться и чувствовать себя одним против всех, одиноким, и в каких-то ситуациях беззащитным. И конечно составляющей частью этой эмоциональной "гаммы" будет в той или иной степени и ощущение отчаяния, потому что один, страх, что ему не справиться, да еще важное в подростковом возрасте стремление нравиться противоположному полу, стать в чем-то лучше других сверстников и чтобы все это заметили. При этом внутри он жестко судит себя за любой промах. Что временами приводит его к горькой мысли - он хуже других. Каким бы он не был внешне - удачливым отличником, скорым на слово, или тихим троечником, хулиганом или старательным учеником, внутри он будет испытывать те чувства и устремления, которые я описала. Прибавьте к этому еще и сильные переживания по поводу своей внешности. В этой ситуации "наглость" и "вызывающее поведение" часто являются отчаянной попыткой защититься от учителя, отчитывающего при всем классе, от родителей, читающих нотации и почти не видящих за этим его маленьких успехов, его интересов, его переживаний. Подобные ситуации подросток часто переживает как ситуации унижения и подтверждения его мыслей о том, что он хуже всех. Так же в этом временном промежутке перед ним встают нешуточные вопросы: "можно ли теперь доверять кому-то и кому вообще доверять?"; "Когда и в чем можно доверять теперь родителям?" и вечный важный вопрос, на который и взрослые-то не всегда могут легко ответить "Чего я сам хочу от жизни?". И конечно в этот период времени подросток большего всего нуждается в том, чтобы значимые для него люди воспринимали его как "уже не маленького", способного на самостоятельные решения и действия, чтобы замечали плоды его усилий, учитывали бы его интересы, словом, уважали бы его как личность. Это ощущение, пусть шаткое, подросток чаще всего получает среди сверстников. В этом смысле образование подростковых компаний неизбежно и не может быть признаком того, что с подростком что-то не так. Это просто еще один признак подросткового возраста.
Но родители почему-то далеко не всегда делают то, в чем нуждается подросток. Почему? Что же "видят" они?
Родители тоже люди
Ребенок приходит домой из школы или колледжа гораздо позже, чем "должен". Он(она) много времени проводит с непонятными друзьями закрывшись в своей комнате. "Он прямым текстом отказался выполнять свои обязанности по дому, так и сказал, что не хочет. Это, наверное, все из-за компании, с которой он связался". Можно привести в пример тысячи других цитат из разговоров с родителями, но по сути своей они будут содержать сообщение о том, что с ребенком что-то случилось: "Его как подменили". С ним невозможно спокойно разговаривать. Он все или почти все делает по-своему. Одевается ужасно, говорит гадости, поздно ложиться, поздно приходит домой, стал хуже учиться, предпочитает друзей семье.
А он и вправду меняется. И совершенно непонятно каков общий язык с этим новым неизвестным пока человеком, который совсем еще недавно был вашим послушным ребенком. И очень тревожно. Это чувство тревоги похоже на то, которое посещало, когда, будучи ребенком, он бежал от вас в сторону проезжей части, навстречу мчащимся автомобилям. И хочется спасти его как тогда, и все рассказать, заранее снабдив инструкциями из собственного опыта о том, что надо и что не надо делать. Но сейчас он этого не хочет слушать. И родительская тревога возрастает.
В этот период родитель тоже переживает потери. И первой из них является потеря собственного, того самого "всемогущества", которым ребенок наделил его когда-то. Привычка быть незыблемым авторитетом, который в конечном итоге убедит сделать ребенка "как надо", "как должно" со временем воспринимается как безусловное право: "Мы родили и воспитали его! И поэтому имеем право диктовать ему свои условия!", "Это просто неблагодарность какая-то!". Боль и отчаяние от детской "неблагодарности" в той или иной мере так же являются приметой этого периода для родителей. Теперь этого изменившегося невозможно контролировать, невозможно оградить от необдуманных поступков и слов. В это время родители часто начинают пытаться вновь вернуть себе этот "всемогущий контроль", неосознанно провоцируя ребенка на необдуманные слова и поступки. Это делается под влиянием тревоги потери, если угодно, по сути, под влиянием тревоги смерти, т.к. переживание любой потери в жизни является отголоском страха смерти, а тут еще речь идет о своем ребенке! Меры следую одна за другой, но иллюзия всемогущества все равно рушится. И чем жестче и сильнее будут принятые родителями меры, тем более сильный и жесткий отпор они буду получать от своего ребенка. В этом промежутке времени родители, так же как и дети, нуждаются в уважении и признании своих интересов и заслуг, так как подобно своим подрастающим детям внутри тоже судят себя сурово, припоминая себе все родительские недочеты в прошлом. Это трудное время для них еще и потому, что это начало понимания того, что дети "отделятся", и тогда им придется быть наедине с собственной жизнью, вновь оказаться наедине со своими желаниями, в которых они себе привыкли уже отказывать, т.е. оказаться лицом к лицу со своей жизнью, отдельной от ребенка, и это тоже тревожно, особенно для тех родителей, которые раз и навсегда решили для себя, что дети - смысл их жизни.
Время делить власть
Может быть, пришла пора закончить войну не на жизнь, а на смерть? Для тех, кто готов с высоты своего родительского опыта, да и просто опыта уже прожитых лет посмотреть на себя реального. Может быть необязательно всегда оставаться правым, во чтобы то не стало? Может быть дело в том, что, разрешив себе потерять маленького инфантильного ребенка, вы сохраните и разовьете другие не менее привлекательные отношения с уже подросшим человеком. Давайте брать пример со своих детей, которые как бы трудно им не было, все же не "бегут" от этих трудных переживаний. Давайте вспомним, что у нас, родителей, тоже есть свои желания, которые мы долго не замечали, так как были слишком заняты своими родительскими обязанностями. Это время дается нам, так же как и нашим детям, чтобы тоже стать более самостоятельными. Настает время, когда наши родительские руки уже свободны. Уже никого пеленать не нужно! Каждый теперь может владеть только собой, и для того, чтобы ваши отношения с вашими детьми оставались доверительными, и не пришлось сетовать на собственную жизнь, необходимо подумать о том, за чем еще можно и нужно присматривать. Время возвращения домой, сделанные уроки, посещение учебного заведения, выполнение обязанностей по дому - это моменты, которые еще нуждаются в вашем внимании, то, что вы имеете полное право знать и требовать, но при этом необходима мера: нельзя запрещать подростку совсем выходить вечером на улицу с друзьями. Если для сверстников обычное время прихода домой - 11 часов вечера, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы стать столь же демократичными. Не читайте ему "нотаций" про то, как он должен одеваться. В такой ситуации подростки выходят из положения, оставляя у друзей "запасной комплект" одежды. Он все равно будет носить то, что хочет. Вспомните, куда вам давно хотелось бы "выйти", где вы давно не были (к друзьям, в театр, в кино, просто прогуляться), и делайте подобные вылазки хотя бы раз в неделю. Не подозревайте своих детей понапрасну в употреблении наркотических веществ. Своими действиями под влиянием этого страха вы действительно можете нечаянно, неосознанно подтолкнуть его к мысли о том, что, может быть, стоит попробовать. К тому же подобного рода подозрения и обвинения подростки воспринимают как оскорбления. Найдите в городе, чтобы меньше беспокоиться об этом, программу, направленную на профилактику наркомании и алкоголизма среди подростков. Почти в каждой из них предусмотрен цикл лекций для родителей. Послушайте эти лекции и пообщайтесь с консультантом, вы получите здравую информацию и немного успокоитесь. Будьте настойчивы и последовательны в том, чего вы требуете от подростка; прежде чем пообещать, подумайте, сможете ли вы это выполнить, даже если речь идет о наказании. Ваши пустые угрозы и неразумно жесткие поступки будут вызывать мощное противодействие. Найдите, пожалуйста, у себя пару недостатков (или спросите о них у своих близких, только не у детей, конечно), маленьких, которые не сильно влияют на жизнь других людей (например, привычка оставлять чашку из-под кофе на столе, кидать тапочки где угодно). Это будет трудно, потому что, как правило, мы, взрослые, люди очень правильные. Начинайте воплощать это в жизнь с завидным постоянством (это будет еще труднее) - тем самым вы дадите возможность своим детям поворчать на вас и со временем убедиться в том, что вы обычный, живой человек. При ворчании детей необходимо делать круглые глаза и невинную физиономию.
Помните: вам необходимо терпение, подростковый возраст - это не один день и не неделя. Искренне выражайте (называйте) свои чувства по поводу происходящего вместо нашей всегдашней привычки упрекать. Говорите о своих чувствах, а не о том, что ваш ребенок виноват в том, что вы их испытываете. И помните о том, что, по существу, в это время вы оба озабочены вопросом о том, как жить дальше.


Николай БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ. УченицыБерут ли в школу только воцерковленных детей или достаточно, чтобы родители ребенка считали себя верующими, нужен ли православной школе духовник и какие функции он выполняет, какие изучают предметы, отличные от светских, заставляют ли детей молиться или общие молебны – вещь необязательная. Эти и другие вопросы были заданы нескольким московским священникам: отцу Сергию Махонину, директору и духовнику школы во имя Иоанна Богослова, отцу Константину Сопельникову, духовнику Православного центра непрерывного образования во имя преп.Серафима Саровского, отцу Иоанну Воробьеву, зам.директора по воспитательной работе Свято-Петровской школы (бывш.Традиционной гимназии), отцу Василию Секачеву, учителю истории, члену Совета Димитриевской школы, отцу Николаю Петрову, преподавателю ОПК, члену Совета Димитриевской школы. Чем православная школа отличается от светской? Отец Константин Сопельников: Основная задача светской школы – дать знание ребенку (чем глубже, тем полезнее). Православная школа наряду с получением знаний детьми ставит еще очень важную цель – это воспитание и развитие внутренних качеств ребенка. Детям необходимо привить любовь к Богу, Родине, семье и интерес к труду и учебе. Православная школа видит своей задачей воспитание целостной, нравственной личности, помогает ребенку в становление его характера, мировоззрения и отношения к окружающим его людям. Отец Сергий Махонин: Прежде всего, православная школа замысливалась и создавалась как часть церковной жизни, которая объединяет людей одного мировоззрения, говорю о том, как было у нас в школе. Это было 20 лет назад, родителей что-то не устраивало в системе образования. После празднования 1000-летия Крещения Руси был всеобщий подъем, многие тогда начинали церковную жизнь, люди интуитивно сходились в том, что что-то должно объединять. Мощным отзвуком, естественным процессом, говоря современным языком, социальным заказом, явилась потребность создания своей школы. Наша школа – не приходская, она создавалась на базе одной из московских школ, где наши классы первые годы занимались во вторую смену. Мы сразу ввели новые предметы – Закон Божий, церковно-славянский язык, церковное пение, в преподавании словесности и истории стали использовать принципиально другой подход. Через некоторое время мы увидели, что «мешаем» приютившей нас школе, пришлось искать другое здание. Думаю, что в нише столичного образования православные школы занимают свое особое место. В православной школе должны учиться воцерковленные дети? Отец Сергий Махонин: Мы принимаем верующих детей, но другие к нам и не идут. Требования для приема в 1 класс простые – мы принимаем адекватных родителей, с которыми можно вести диалог. Потом это переходит на детей. У нас должно быть единство воли, чувств, мыслей, без фарисейской, лицемерной окраски, которую сейчас так легко получить в том числе и в церковной ограде. Отец Иоанн Воробьев: Теоретически в православной школе необязательно должны учиться лишь воцерковленные дети. Но есть теория, а есть практика. На практике получается, что ребенок, который в семье не воспитывается в церковной традиции, в православной школе оказывается чужим. Мы экспериментировали, брали в школу разных детей, но опыт показал, что нецерковные дети или уже в школе начинают отторгать наши принципы, или выйдя из нее. То есть пребывание в нашей школе им на пользу не пошло. Думаю это связано с тем, что без семьи школа в плане воспитания бессильна. Мы не можем воспитать ребенка, если в этом не участвует его семья. Таким образом, получается, что православная школа – для православных детей. Может ли школа быть миссионерской? Да. Но у нашей школы – другая цель. Наша школа возникла для того, чтобы уберечь наших детей, детей нашего прихода, от светского влияния, помочь им сохранить некую чистоту и целомудрие, сохранение чего в обычной школе почти невозможно. Есть же школы, которые ставят именно миссионерскую задачу перед собой. Но такая школа будет другой по атмосфере, по наполнению. И я не знаю, каков будет результат. Думаю, что перед такой школой должна будет стоять задача в первую очередь воспитать родителей этих детей. У православной школы должен быть духовник? Отец Константин Сопельников: В православной школе обязательно должен быть духовник. Обычно точкой отсчета для организации православной школы является приход - крепкая община и духовник, который эту общину окормляет и направляет: единый дух, единая цель. Поэтому одной из главных задач духовника в православной школе является сохранение единства в коллективе с помощью соборных молитв, духовных бесед, паломнических поездок, церковных праздников: «Да будут едино, как Мы едино» (Ин.17, 22). Кто такой духовник? Какими вопросами он занимается? Отец Константин Сопельников: Духовник по словам Самого Господа нашего Иисуса Христа должен быть пастырем добрым: « Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10, 11). Духовника касаются все стороны жизни школы: духовная, образовательная, педагогическая, просветительская, административная, хозяйственная, внешкольная и т.д. Очень важно чтобы у духовника сложились доверительные отношения с педагогическим коллективом, учащимися и родителями. Отец Иоанн Воробьев: Духовник школы – человек, который определяет церковное направление жизни школы, это законодатель. И школа возникает как некое детище духовника, который определяет принципы жизни семей, родителей и соответственно детей. В школе должно быть единство подхода, потому что если установки не будут едиными, то требования станут расплывчатыми. Это единство и определяет духовник. На его авторитет ориентируются и опираются. Именно поэтому я думаю, что духовник православной школе необходим. Отец Василий Секачев: Духовник – это человек, который за школу отвечает перед Богом. За школу как таковую – чтобы дети были в ней должным образом обучены, одеты, воспитаны. Школа должна давать не только обучение, но и воспитание. Под обучением, вслед за древними, я подразумеваю добродетели разума, под воспитанием – нравственные добродетели. Первых не будет без вторых. Вот за этим и должен следить духовник. А также улаживание всяких конфликтов: между детьми, детьми и учителями, учителями. К сожалению, мы не святые. Отец Сергий Махонин: Наша школа не приходская, в которой люди объединены одной общиной, у нас учились и учатся дети из более 40 разных московских и подмосковных приходов. Задача духовника нашей школы – объединить разных детей, разные семьи. Духовник должен цементировать процессы, иногда болезненные, должен разрешать недопонимание, психологические сложности, которые периодически возникают. Это может быть связано с какими-то поведенческими моментами (в одном приходе принято одно, в другом – другое) или с вопросами церковной аскезы, где духовнику необходимо находить золотую середину, аккуратно учитывая возможности разных семей. Думаю, важнейшим для духовника в такой школе, является умение координировать. Надо сказать, что за 20 лет, что наша школа существует, никаких резких, серьезных конфликтов никогда не было. Должны ли учащиеся исповедоваться у духовника школы? Отец Иоанн Воробьев: Не обязательно. Достаточно, чтобы ребенок исповедовался у своего духовника, который писал рекомендательное письмо, когда ребенок в нашу школу поступал. В каких-то сложных воспитательных вопросах, мы обращаемся к духовнику ребенка и решаем их совместно. Отец Николай Петров: Если у учащихся есть свой духовник, конечно, нет. К духовнику должно быть доверие, иначе исповедь будет формальной. Нельзя заставлять исповедоваться, кроме вреда от этого ничего не будет. Можно ли сказать, что духовник православной школы заменяет собой психолога в светской? Отец Константин Сопельников: Нет, так сказать нельзя. Психология – это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, психических состояний и психических свойств. Вопросы же касающиеся духовной сферы может помочь решить учащемуся только священник. Священник помогает исходя не просто из знаний, но и из духовного и личного опыта, при помощи церковной и келейной молитвы, при помощи совершения таинств. Отец Николай Петров: Заменяет. Духовник вполне обладает возможностями разрешать сложные ситуации, у него достаточно для этого опыта, он близок детям, а в разрешении конфликтов важнее всего откровенность. Отец Василий Секачев: Духовник (священник) дает человеку мир с Богом, психолог – с самим собой и окружающими. Достичь последнего без Бога по-настоящему невозможно. А помочь человеку придти к Богу может только священник. Есть конечно такие психологи, которые делают с Богом, со Христом, но все равно они же в конце концов советуют обратиться к священнику. В православной школе обязательны общие молитвы, молебны, Богослужения? Почему? Отец Иоанн Воробьев: Слово «обязательность» воспринимается детьми как «обязаловка»: нас заставляют, ограничивают нашу свободу, это насилие. Подсознательно они будут сопротивляться, как будет упираться осел, которого тянут. Поэтому мы не заставляем ходить на службы. Я считаю, что обязательного ничего не должно быть там, где дело касается молитвы и богослужения – «невольник не богомольник». Но общая служба очень важна. Когда я служу на школьных Литургиях, когда дети вместе молятся, возникает ощущение удивительное, особенное, неповторимое. Для нас это событие, это праздник, а если ребенок не относится к этому как к празднику, как к общему делу, встает вопрос, а туда ли он попал. Молитва – очень важная часть нашей жизни. Отец Василий Секачев: Обязательно должны. Молитва перед уроками совместная. А из богослужения лучше всего общие Литургии, причем не обязательные. Это постепенно соберет народ. Хор должен быть. Церковный хор из детей, тоже добровольный конечно. Опыт показывает, что когда это есть, все в лучшую сторону меняется. Какие специализированные предметы д.б. в православной школе? ОПК, Закон Божий, церковно-славянский язык и т.д.? Отец Константин Сопельников: Желательно, чтобы в православной школе были предметы: Основы Православной культуры, Церковно-славянский язык, хоровое пение, но ни в коем случае нельзя допустить формального подхода к преподаванию этих дисциплин. Учитель должен не только знать, но и любить свой предмет, его задача состоит в том, чтобы не просто дать знания, а возжечь интерес и желание учащихся к изучению предмета. Отец Сергий Махонин: Обязательно должен быть Закон Божий, но не как предмет, а как дисциплина, включающая в себя представление о нравственном законе, о системе ценностей. Его можно не вводить как отдельный предмет, но у нас в школе он есть, потому что 20 лет назад, когда мы только начинали работать, само название было «новым», возвращающим к старому. Оно было символичным и очень важным тогда. Конечно, Церковная история должна быть интегрирована в Общую и, прежде всего, Отечественную историю. Дети должны знать, что когда человек отклоняется от правильных законов, случаются непоправимые вещи, но когда кается царь, легче каяться и народу. Важно преподавать церковно-славянский язык, но не на уровне грамматики. Надо привить умение понимать его красоту. Дети должны понимать, почему язык богослужения не русский, а церковно-славянский, они должны чувствовать, что его торжественность возвышает человеческую душу, пускай и ненадолго. Важно, чтобы в православной школе был предмет церковного пения. Но тут все-таки нельзя перегружать детей. Многие из них ходят в музыкальную школу, нагрузка очень большая, думаю, надо давать им возможность сбалансированного выбора. Учителя православной школы должны быть воцерковленными людьми? Может достаточно быть просто хорошим учителем, профессионалом и верующим человеком? Отец Иоанн Воробьев: Думаю, для православной школы важно, чтобы учитель был человеком церковным. Другое дело, что церковность это понятие субъективное – кто-то каждый день в храм ходит, кто-то раз в неделю, а кто-то реже, но это не говорит о степени церковности, потому что люди все разные, у них разное воспитание, образование. Важно, чтобы учитель говорил с детьми на одном языке, поэтому он должен жить настоящей церковной жизнью. Это необходимо, потому что на любом предмете – математике, физике – ученики сталкиваются с вопросами, где нужно дать нравственную оценку происходящему. Учитель должен уметь ответить правильно. У нас бывали случаи, когда профессионал в своей области, не мог завоевать авторитета у школьников, потому что какие-то мелочи, свидетельствовавшие о невоцерковленности человека, вылезали наружу. Он предлагал поставить спектакль или пойти в поход, а желающих не было. Я не говорю, что мы отдадим предпочтение человеку церковному, но при этом плохому специалисту. Мы ищем воцерковленных профессионалов. Отец Константин Сопельников: Православный учитель, будь то учитель литературы, математики или физики, может показать детям красоту Православия, при этом не обязательно говорить с ними о Боге. Он может не только давать им знания, но и учить их собственным примером, примером жизни во Христе. Отец Василий Секачев: В идеале и дети, и учителя должны быть прихожане одного храма – того, при котором устраивается школа. Или, по крайней мере, их костяк должен быть таким. Другие все-таки тоже должны быть церковными людьми. Конечно, бывает так, что какой-то талантливый человек, педагог по призванию, нецерковный человек. Но, как правило, он или вносит какое-то смущение (курит, например), или просто долго не задерживается в школе. Педагог по призванию – кто его призвал? Бог. Вот к Богу и надо вернуться. Почему не задерживается? Сил не хватает. Другие-то может и не семи пядей во лбу, а с Божией помощью как-то справляются. А он один, только на себя надеется, без общения с Богом в таинствах, это тяжело. Тем более с православными детьми.


Новые образовательные стандартыС 1 сентября ученики младших классов будут учиться по новым государственным образовательным стандартам. Они подразумевают информатизацию всего учебного процесса. Информатику начнут преподавать с 1 класса, а к концу 4-го дети должны будут уметь печатать двумя руками, находить сведения в Интернете, делать электронные презентации. За компьютеры они будут садиться и на других уроках. Стандарты уже испытали на себе некоторые первоклашки: в прошлом учебном в Москве они были введены в качестве эксперимента в 186 школах. Как рассказала «НИ» директор школы № 1279, участница всероссийского конкурса «Директор школы-2011» Раиса Анисимова, информатику первоклассники изучали на тех компьютерах, которые уже были в школе. Новая техника, полученная школой – две интерактивные доски, два мультимедийных проектора, аудиосистема, подсоединяемая к компьютеру, две фото- и две видеокамеры. Технику применяли на уроках математики, русского языка и окружающего мира. Например, ответы на задачки про яблоки и машины дети могли нарисовать на компьютере. В этом году на уроках окружающего мира они будут снимать фильмы. По словам Раисы Анисимовой, когда появились компьютеры, ребятам стало интереснее заниматься, чем когда их учили только с помощью доски и мела. Это подтверждает и статистика. Как рассказала на пресс-конференции 18 августа заммэра Москвы по вопросам здравоохранения и образования Ольга Голодец, в пилотных школах почти на 20% улучшилось усвоение предметов. Однако не все родители рады тому, что их дети будут играть в компьютер вместо того, чтобы, как они в свое время, корпеть над прописями. «В конце первого класса раздали мультимедийные диски по русскому языку, где ребенок на девятом году жизни должен перетаскивать слова по экрану «в корзиночку к лосю» и «в корзиночку к мишке», – делится впечатлениями в своем блоге putatichna.livejournal.com мама московского первоклассника. – Есть предмет информатика, где дети учатся различать предметы по форме и размеру (в младшей группе детского сада они еще этому учатся)». Детский психолог Ирина Попова уточнила «НИ», что сидеть за компьютером детям действительно интереснее, чем смотреть на доску, потому что так они учатся, играя. При этом эксперт отметила, что преподаватель имеет широкие возможности вводить элементы игры на уроках и без сложной техники. Использование компьютеров же, по словам Ирины Поповой, таит некоторые опасности. «Сейчас у очень многих детей есть компьютерная зависимость, – рассказала «НИ» г-жа Попова. – Дети проводят за монитором по 6–7 часов в день, а попытки ограничить время оборачиваются выбросами агрессии. С этой проблемой к психологам обращаются немногие родители, идут обычно с другими проблемами, и уже в ходе работы мы обнаруживаем, что есть и компьютерная зависимость». Психолог Попова считает, что, если компьютер будет еще и в школе, это только поспособствует уходу детей в виртуальную реальность. «По стандартам смогут работать только мегаполисы, – рассказал г-н Комков «НИ». – Для 90% сельских школ это нереально. О чем говорить, если в каждом пятом селе, где есть школы, постоянные перебои с электричеством. Компьютеры этого не любят, а директора, зная это, берегут выданную им технику, прячут ее, чтобы выставить на видное место, лишь когда приедет начальство с проверкой. Еще в 2001 году была программа, по которой селам должны были передать 30 тысяч компьютеров. До сих пор ищут, где они».


Мебель вредит здоровью детейМиллионы молодых людей дома и в школе ежедневно пользуются предметами обстановки, предназначенными для взрослых. Однако компьютеры, мышки и мебель редко создается с учетом организма ребенка. Профессор Питер Бакл (Peter Buckle) из Центра медицинской экономики Робенса (Robens Centre for Health Economics) Университета графства Сюррей (University of Surrey), Великобритания, заявил, что это обязательно приведет к проблемам со здоровьем. Постоянное напряжение представляет существенный риск развития патологий, особенно потому, что мышцы и кости детей еще развиваются. «Большинство родителей не позволят восьмилетнему ребенку пользоваться взрослой битой при игре в крикет или взрослым велосипедом, однако они не беспокоятся, когда их дети сидят длительное время без опоры со скрученной шеей и перенапряженными запястьями», – сообщил Бакл. Выступая на Научном фестивале британской ассоциации в Лейстере (British Association"s science festival in Leicester), профессор Бакл обратил внимание на то, что в настоящее время принимается масса мер для снижения риска развития патологий у людей, работающих за компьютером. В то же время, мало внимания уделяется здоровью детей, которые часами работают на том же оборудовании. «К сожалению, есть свидетельства того, что с некоторыми проблемами бороться уже поздно», – полагает Бакл. Профессор Бакл обнародовал результаты своего исследования, в котором участвовали более 2000 юношей. Он сообщил, что 36% подростков 11-14 лет страдают от серьезных болей в спине. В качестве примера он также привел данные другой работы, в ходе которой было обнаружено, что люди, страдавшие от болей в спине в школе, во взрослом возрасте также испытывали боль. «Другими словами, будущая рабочая сила уже повреждена, еще не начав работать в жестких взрослых условиях. Вызывает беспокойство наблюдаемая картина: дети работают в условиях, которые влияют на их настоящее и будущее здоровье», – заявил Бакл. Профессор Бакл считает, что необходимо разработать обстановку, адаптированную к детскому организму. Он также сообщил, что необходимо провести новые эргономические исследования, чтобы изучить нагрузку, которой подвергается организм ребенка, постоянно работающего за компьютером. Он также полагает, что принципы эргономики, широко применяемые на рабочем месте, должны также использоваться и в школах, чтобы снизить риск для здоровья школьников. Профессор Бакл также попросил родителей следить за своими детьми, когда они работают за компьютером, чтобы те правильно сидели и регулярно делали перерыв.


или откуда берут свое начало школьные проблемы? Первый классПоиск истоков школьных проблем у детей, нужно начинать с анализа того, насколько готовым к школе пошел ребенок в первый класс. Если ребенок физически и психологически здоров, то он легко справится с трудностями. Надо очень хорошо понимать, что готовность к школе не меряется лишь умением читать, считать и немного говорить по-английски, а подразумевает под собой гораздо более сложный комплекс умений и навыков, позволяющих ребенку относительно спокойно приспособиться к школьной жизни. Давайте остановимся на таком важном моменте, как общение. Если ребенок умеет строить свое общение с одноклассниками, с учителем, он всегда готов переспросить, если ему что-то непонятно, он умеет попросить о помощи, он легко общается с людьми, многие проблемы у него в обучении просто не возникнут. Вспоминается такой случай. Обратились ко мне по поводу возбужденного состояния одного первоклассника. Он отвлекался на уроках, постоянно был в каких-то бурных эмоциях, не мог сосредоточится на учебной задаче. Учитель и родители никак не могли понять, что с ним происходит. В ходе беседы с ним мы сумели выяснить причину, которую сам мальчик и сформулировал: «Вы знаете, Лариса Николаевна, я сейчас только понял, что со мной происходит: ко мне относятся как к лидеру, а я не умею им быть, и вообще я мечтаю учиться где-нибудь в обычной школе, лучше у бабушки в деревне, где нет таких требований, и есть много друзей». После того, как проблема была выявлена, этому ребенку удалось помочь, и все у него наладилось. Конечно, когда ребенок находит свое место в классе, многие страхи и тревоги просто не возникают. Ведь представьте, какая нагрузка на психику школьника возникает у отверженного ребенка при ответах у доски, во время поддразнивания на переменах. Если ребенку вовремя не помочь, состояние эмоционального напряжения, высокая тревожность могут длиться годами, что неизбежно скажется на результатах не только устных ответов, но и контрольных работ, экзаменов. Очень часто не умеют общаться дети, которых этому не научили в семье, занятые родители не дают ребенку тепла и любви в достаточном количестве, и он привыкает быть как бы в отчуждении от других, всегда немного в сторонке. Исследования психологов показали, что например, в больницах чаще подходят к тем детям, кто чаще улыбается, более открытые и веселые. Такие и у педагогов будут в любимчиках, а значит, они будут чувствовать себя более уверенно и будут более сосредоточены на объяснении нового материала. Научиться общению ребенок может и в ролевых играх, в которые с упоением играют дети старшего дошкольного возраста. А если ребенок просидел это время у компьютера или не ходил в садик, значит ему придется этому учиться в школе, параллельно с постижением азов наук. Кроме того, бывают врожденные особенности, при которых дети ведут себя застенчиво, или подвержены всевозможным страхам или настроены слишком агрессивно. Психологическая готовность подразумевает также нравственную и эмоционально-волевую готовность. Если ребенок приучен к порядку, каждая вещь у него знает свое место, он организован, ответственен, самостоятелен, любит учиться, значит еще один круг проблем не возникнет в его школьной жизни. Могу привести такой пример. У девочки, начиная с пятого класса стали нарастать проблемы, она достаточно лениво относилась к учебе, могла не выучить урок, все, что ей нравилось, это только наряжаться. Мама рассказала, что дома постель она не убирает, обедает в постели, глядя телевизор, в комнате беспорядок, никаких обязанностей по дому дочь не выполняет. Сначала мама думала, что балуя дочь, она проявляет свою любовь. И только когда уже сформировались устойчивые черты характера, мешающие учиться и трудиться, она начала бить тревогу. Ну, а кто же придет вдруг с волшебной палочкой и превратит дочку в трудолюбивую, аккуратную и привыкшую читать книжки девочку? А она от природы была совсем не глупа. Вот так родители сами, не задумываясь о последствиях, формируют у своего ребенка характер, не позволяющий ему добиваться хороших результатов в учебе. И наконец, готовность к школе подразумевает и собственно интеллектуальную готовность. Хорошо, если ребенок пришел в школу со сформированными простейшими мыслительными операциями – анализ, обобщение, рассуждение, с речевой готовностью – большой запас слов, умение рассказывать, отвечать на вопросы. А дальше надо следить за тем, как он усваивает программу. Приведу примеры из практики. Девочка в первом классе с трудом усваивала программу по математике, к концу года она просто впала в депрессию и отказывалась заниматься и танцами, и музыкой. Или мальчик-второклассник, не умеющий решать задачи, начал задумываться о самоубийстве. Другой при аналогичных проблемах часто плакал и решил, что он законченный дурак. Еще один мальчик, имеющий проблемы со здоровьем, очень сильно уставал и не мог успевать в учебе наравне со всеми. Родители этих детей вовремя обратились за помощью и все эти истории закончились благополучно. Родители должны знать одну особенность детей этого возраста. По теории Э. Эриксона в возрасте 6-10 лет ребенок обязательно должен почувствовать, что он успешен, что у него все получается, что он соображает и учится вполне на уровне других. Если такое чувство не сформируется в начальной школе, растущий человек будет иметь потом проблемы с уверенностью в себе и самооценкой. Бывает так, что в начальной школе проблемы не всплывают, если уровень программы ребенку по силам, но в средней школе при усложнении требований могут начаться проблемы, если школьник не научился понимать текст, не научился его структурировать, из-за этого не может его связно пересказать. К концу обучения в начальной школе ребенок должен уметь планировать свою деятельность, оценивать ее результат, у него должно быть сформировано логическое, понятийное, теоретическое мышление, зачатки абстрактно-логического. Современное обучение уже не строится только на памяти, зубрежке и работе по образцу и шаблону. Нужно уметь анализировать, сопоставлять, прогнозировать, рассуждать, доказывать, творчески мыслить. Кроме того, работать с большими объемами информации, справляться с информационным стрессом, уметь искать информацию. Современная жизнь требует от человека быстрого переключения внимания, быстрой и точной реакции на стимулы внешнего мира. Современный ребенок может сидеть в нескольких чатах одновременно, отстукивая сокращенные огрызки слов, при этом слушая музыку и смотря телевизор, возможно, при этом будет искать в интернете материал для доклада или проверять правильность выполнения домашнего упражнения в ворде. И многие ученые уже бьют тревогу, что от такого образа жизни у ребенка формируется поверхностность. Мало, кто вдумчиво читает или размышляет над полученными сведениями. Большое значение имеет овладение языком как инструментом познания и мышления. Даже грамотность, во многом определяется мышлением ребенка. Порой занятия с репетитором не дают заметных улучшений, а например, развивающие занятия русским языком совместно с учителем-словесником и психологом, как показывает опыт, приводят к значительному прогрессу не только в русском языке, но и по другим предметам. Одним словом, у школьника должен быть хорошо развит мыслительный аппарат и должна быть крепкая нервная система. Конечно, при таких требованиях родители не всегда могут самостоятельно помочь своему ребенку-школьнику, ведь это все навыки, которые развиваются в обучении, и с этим должны работать специалисты. Тем не менее родители – важные участники образовательного процесса, и от их грамотного поведения очень многое зависит. Они должны уметь увидеть, что у ребенка появляются проблемы, суметь организовать ему помощь специалистов, обеспечить выполнение их рекомендаций. Заочно трудно что-либо советовать, но некоторые вещи родители должны знать, чтобы не допускать ошибок. Например, родителям полезно знать, какие отклонения наблюдаются у современных детей. Очень часто стал встречаться диагноз «гиперактивность с нарушением внимания». Такие дети очень непоседливы, не могут сосредоточиться на уроке, мешают и задираются к соседям по парте. Есть проблема, обозначаемая термином ММД – минимальные мозговые дисфункции. В норме мозг удерживает внимание примерно 20-30 минут, затем идет небольшой отдых 5-7 минут, после чего внимание опять включается, а у ребенка с ММД активное внимание сохраняется лишь 5-7 минут, а затем идет отдых иногда до получаса. Естественно, материал урока будет не усвоен, если мозг ребенка находится в неактивном состоянии большую часть урока. Нейропсихологи считают, что до 70% современных детей имеют те или иные нейропсихологические проблемы, т.е. проблемы, связанные с несформированностью тех или иных мозговых структур. Такие дети испытывают затруднения в изучении математики, в грамотном письме и осмысленном чтении. Обычно такие дети неусидчивы, подолгу зависают над домашними заданиями, не могут заниматься неинтересным делом. Точный диагноз может поставить только врач, но тем не менее родители должны знать, что, возможно, они предъявляют своему ребенку непосильные требования. Медлительность, леворукость, нарушения эмоционально-волевой сферы – все это может создавать проблемы в учении, но при правильно организованной помощи специалистов многие затруднения можно нивелировать. Многие родители активно участвуют в процессе приготовления уроков, но не всегда делают это грамотно. Не будет результативным сидение рядом со своим чадом, подсказывание ему в решении задач или написании сочинений, а то и просто выполнение уроков вместо него или подсовывание решебников. Поставить ему свою голову или сидеть с ним на уроках вы не сможете. Для эффективной помощи полезно знать, что люди отличаются по способу восприятия информации. Есть так называемые ЗРИТЕЛИ. Им лучше удается запоминать зрительную информацию, обычно они преуспевают в орфографии и в математике, любят порядок на столе и в портфеле, обожают решать головоломки и прекрасно играют в видеоигры, их письменные работы отличаются красотой и аккуратностью. А вот складно говорить и играть в шумные игры с товарищами они не очень любят. Это хорошо получается у СЛУШАТЕЛЕЙ. А также болтать по телефону, повторять слоганы реклам, петь песни, рассказывать о своих чувствах, быть заводилой в играх. Их работы не отличаются аккуратностью, но вполне приемлемы. Им лучше удаются устные предметы, они участвуют с удовольствием в различных общественных делах. У них прекрасная слуховая память, они легко запоминают новые незнакомые слова. Труднее всего учиться ДЕЯТЕЛЯМ. Их стихия – движения, ощущения. Они обожают спорт, танцы, подвижные игры, но им трудно запоминать то, что видят и слышат, а ведь это лежит в основе школьного урока. Абстрактным знаниям они предпочитают практические дела. Хорошо, если у ребенка хорошо развиты все каналы восприятия, но чаще бывает, что один или два. Считается, что развить их можно лет до 10, потом приходится опираться уже на то, что есть. Так вот с учетом этих особенностей и надо подходить к учебе. ЗРИТЕЛЮ необходимо пользоваться карточками для запоминания таблицы умножения, формул, правил орфографии, дат исторических событий или научных терминов. Необходимо выделять разными чернилами какие-либо части записей, подчеркивая или обводя в кружок разные названия. При подготовке к устным предметам при чтении текста необходимо коротко записывать важные мысли или рисовать в виде значков, схем... СЛУШАТЕЛЮ необходимо чаще и внимательнее, по слогам проговаривая слова, проверять свои письменные работы, т. к. он не замечает ошибок при письме. Все, что читает, необходимо проговаривать вслух, непонятные места постараться объяснить своими словами, здесь как раз может пригодиться помощь родителей. Уроки можно делать под аккомпанемент тихой и спокойной музыки, однако телевизор и рок-музыка недопустимы - будут слишком отвлекать. Необходимо устно по несколько раз повторять пройденный материал, сочинить что-то вроде песни, считалки, стихотворения, слова которых будут содержать важную информацию, или записать учебный материал на магнитофон, чтобы прослушивать его перед сном, пока собирает портфель. Время для уроков должно быть строго определено. ДЕЯТЕЛЮ труднее всего учиться, т. к. он от природы склонен к неорганизованности. Он забывает записать домашнее задание, принести тетради, учебники, пропускает мимо ушей устные указания учителя. Ему необходимо, чтобы кто-то - учитель, друг, сосед по парте - каждый раз проверял, все ли он выполнил из написанного. Для занятий дома место должно быть подальше от источников шума, от любимых игрушек, где никто и ничто не будет его отвлекать. Для запоминания материала можно расхаживать, делать наклоны, передвигать какие-то предметы при правильных ответах, использовать магнитные буквы и цифры или вырезанные из картона при подготовке уроков по математике и русскому языку. Необходимо чаще делать перерывы, разделять работу на небольшие части. Для иллюстрации приведу пример из практики. Однажды ко мне обратились родители пятиклассницы, у которой стали проявляться трудности по основным предметам. Учителя стали настаивать на том, чтобы она бросила бассейн, занятия гимнастикой и кружок по вязанию крючком. После диагностики оказалось, что девочка ярко выраженный ДЕЯТЕЛЬ. И все, от чего ее хотели отстранить, чтобы засадить за учебники, было ее любимым делом. Она с ужасом представляла, что от этого придется отказаться. Хорошо, что мама сама была педагогом и с пониманием отнеслась к особенностям дочери. Ведь что получается? В угоду успехам в учебе, весьма призрачным, не факт, что здесь ее ждали ощутимые успехи, она должна была просто погубить свое развитие как личности. А в спорте у нее были значительные достижения. Когда мама решила, что психологическое благополучие дочки важнее гордости за хорошие оценки дочери, девочка была так благодарна, что с необыкновенным рвением взялась за учебу, и с учетом рекомендаций сумела подтянуть все свои хвосты, и стать ударницей. Какие еще конкретные приемы эффективной учебы могут применять родители дома? Специалисты отмечают, что успешность по тем или иным предметам определяется разной активностью полушарий. Чтобы их активизировать и гармонизировать при занятиях учебной деятельностью, полезно сделать упражнение «перекрестная ходьба». Ребенок может немного походить по комнате, высоко поднимая колени и при этом касаясь колена противоположной рукой, т.е. поднимая левую ногу, касаться колена правой рукой и наоборот. 3-4 минут такой ходьбы достаточно, чтобы мозг готов был к работе. Для наращивания функциональной активности мозга и борьбы с переутомлением специалисты Школы быстрого чтения Олега Андреева рекомендуют в течение 5 минут рассматривать разноцветные квадратики размером 5х5 см, нарезанные из бумаги всевозможных цветов. Созерцание различных цветов стимулирует разные зоны мозга и помогают настроиться на работу. Необходимо знать, что наибольшая активизация памяти наблюдается с 10 до 12 часов утра, в промежуток от 15 до 17 часов и после 20 часов. Чтобы лучше понимать текст научите своего ребенка правильно читать. Сначала он должен прочитать параграф, чтобы понять главные мысли текста, а после их структуризации можно начинать читать более вдумчиво, чтобы уложить все в памяти и обязательно пересказать вслух. Иначе, бывает так, что ребенок уверяет, что он все выучил, все знает, а приносит из школы оценку гораздо ниже ожидаемой. Почему? А потому, что он выучил материал на уровне узнавания, а его осмысленной переработки и воспроизведения не произошло, вот все и выветрилось из головы при ответе. Поэтому так важно текст обязательно понять и воспроизвести, попытаться ответить на различные вопросы по выученной теме. Если какие-то основные мысли текста записать в виде плана или представить как удобную схему, то запоминание подкрепится еще и дополнительным включением двигательной памяти. Тогда материал будет усвоен глубоко и прочно. Другие различные приемы активизации учебной деятельности описаны в многочисленных книгах по развитию детей, так что ознакомиться с ними может любой заинтересованный родитель. Многие разумные советы именно для вашего конкретного ребенка могут подсказать и специалисты – педагоги, психологи, логопеды. Только надо идти к ним с готовностью прислушаться к рекомендациям. Если родители сумеют грамотно помочь ребенку учиться, то смогут сделать учебу своих детей радостным и успешным процессом, а не источником отрицательных эмоций и семейных скандалов.


Скарлатина у детей. Симптомы. Лечение
Острое инфекционное заболевание. Чаще болеют дети в возрасте от 2 до 6 лет. Возбудитель скарлатины — ?-гемолитический стрептококк группы А.
article 379

article 379

05.03.19
Головная боль — вторая по распространенности детская жалоба после
Колит: симптомы, лечение
Это воспаление толстого кишечника. Встречается острый колит (при острых кишечных инфекциях, например при дизентерии) и хронический, протекающий с
Тромбоцитопеническая пурпура у детей
Это заболевание обычно имеет наследственную предрасположенность, проявляется повышенной кровоточивостью. В его основе — повышенное разрушение
Острый бронхит у детей. Лечение острого бронхита у детей
Бронхит — это воспалительное заболевание бронхов, при котором в процесс вовлекается преимущественно их слизистая оболочка. При тяжелой форме
Наследственная идиолатическая тромбоцитопеническая пурпура
Это заболевание обычно имеет наследственную предрасположенность, проявляется повышенной кровоточивостью. В его основе — повышенное разрушение


http://detckijvrach.ru - журнал о здоровье детей онлайн © 2011 Все права защищены. Детское врачевание
Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на - http://detckijvrach.ru/

    Яндекс.Метрика