ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НОВОСТИ
Герпес у детей: симптомы и лечение
Герпес — это острое вирусное заболевание кожи и слизистых оболочек, вызывающееся вирусом герпеса. Заразиться можно при непосредственном контакте с больным человеком или вирусоносителем и через воздух, вдыхая мельчайшие капельки слюны больного при разговоре, кашле, чихании (воздушно-капельным путем).
Вирус герпеса может стать причиной нескольких болезней. Например, одним из его разновидностей вызывается . Тот же вирус вызывает опоясывающий герпес. У детей чаще всего встречается простой герпес, и одно из самых распространенных его проявлений — всем известная «лихорадка» или «простуда» на губах. Однако вирус простого герпеса также может поражать другие органы и ткани (полость рта, глаза, половые органы, мозг, печень, легкие и др.).
Как протекает простой герпес у ребенка, каковы его проявления?

Ведущий симптом простого герпеса — сгруппированные мелкие пузырьковые высыпания. Началу герпеса предшествуют различные неприятные ощущения (, жжение, покалывание, легкая болезненность) в месте, где вскоре появится «лихорадка». Через несколько часов возникает покраснение, потом — группа мелких пузырьков с прозрачным содержимым. Спустя 2-3 дня содержимое пузырьков мутнеет, ссыхается, превращаясь в корочку. Пузырьки сохраняются от нескольких часов до нескольких дней. Быстрее очищается слизистая оболочка губ (1-2 дня), дольше — кожа (до недели). Корочка со временем отпадает и на ее месте некоторое время сохраняется розоватое или коричневатое пятно.

Во время обострения болезни общее состояние ребенка, как правило, не страдает. Иногда ненадолго повышается
(до умеренных цифр), могут увеличиться лимфоузлы, расположенные рядом с герпетическим воспалением, расстроиться стул.

Герпес появляется не только на губах, но и на щеках, ягодицах, бедрах, в области гениталий (генитальный герпес), на пальцах рук. Очень опасно герпетическое поражение глаз. Ребенок, почесав болячку на губе, может занести инфекцию себе в глаза. Одним из частых проявлений болезни у детей является
— герпетическое поражение слизистой рта.


Почему «лихорадка» вскакивает на одном и том же месте помногу раз?

Попавший в организм вирус герпеса не обязательно сразу заявит о себе. Обычно, не вызывая никаких симптомов, он поселяется и живет в нервной системе человека (в нервных ганглиях). После инфицирования вирус сохраняется в организме в течение всей жизни. Если ребенок здоров и его хорошо работает, вирус ему не мешает и может, не отражаясь на его самочувствии, так никогда и не проявиться. Но любое ослабление иммунной системы, будь то ОРЗ, стресс, переохлаждение или весенний витаминный дефицит, приводит к активизации вирусов. Они начинают быстро размножаться, проявляясь «лихорадкой» на коже и слизистых (обычно на губах). Как правило, герпес «вскакивает» постоянно в одном и том же месте, но иногда его расположение меняется с каждым новым обострением.

Когда организм наберется сил и справится с инфекцией, пройдут клинические проявления болезни, очистятся кожа и слизистые, вирус опять «спрячется» в нервные ганглии, ожидая благоприятного для себя момента, чтобы вызвать новое обострение. Такое циклическое течение болезни носит название рецидивирующего. Периоды обострения (рецидивы) чередуются с временным затишьем. Они повторяются с различной частотой, от нескольких дней до нескольких лет.
В какой момент вирус герпеса особенно заразен?
«Спящий» в нервных ганглиях герпес не заразен, но в момент обострения велика возможность заразиться, потому что вирусы опасны только в период своего активного размножения.
Болеют ли герпесом грудные дети?
Примерно до 3 лет у детей сохраняется иммунитет матери, полученный внутриутробно, и в этот период они защищены от вируса. Исключение составляют очень сильно ослабленные дети с недостаточностью иммунной системы. Однако если мать страдает генитальной формой герпеса, то может заболеть и потенциально здоровый новорожденный. Вирус попадает в организм малыша либо во время беременности через пуповину, либо во время родов, когда находится в родовых путях матери в активном состоянии (обострение генитального герпеса у матери).


Как протекает герпес у новорожденных?

Начало заболевания обычно приходится на 4-7-й день жизни. Характерны высокая лихорадка, обильные высыпания на коже и слизистых рта, кишечника, глаз. Могут поражаться центральная нервная система (головной и спинной мозг), печень, надпочечники, бронхи. Течение герпеса новорожденных крайне тяжелое и часто заканчивается инвалидизацией или летальным исходом. Поэтому перед тем, как женщина решит забеременеть и родить ребенка, для нее очень важно пройти обследование на герпес и/или вылечить его.


Чем лечить герпес во время обострения?

До появления пузырьков эффективны, а в ряде случаев позволяют прервать дальнейшее развитие сыпи примочки с 70 % этиловым или камфорным спиртом; чередование низкой (кусочек льда) и высокой (горячая вода) температур. В период появления пузырьков употребляют средства, оказывающие подсушивающее действие: цинковую пасту, жидкость Кастеллани, бриллиантовую зелень (зеленку), йод и др.

При высыпаниях во рту рекомендуют полоскание растворами фурацилина, риванола, настойкой календулы или ротокана (1 ч. л. на стакан воды).
>Важно! Противопоказано лечение герпетических высыпаний гормональными мазями (флуцинар, целестодерм, гидрокортизоновая, элоком, адвантан и др.), которые увеличивают длительность высыпаний и могут способствовать образованию язв или нагноению вскрывшихся пузырьков.
С появления первых признаков болезни и до полного разрешения процесса используются специальные противовирусные препараты, губительно действующие на вирус герпеса. Они выпускаются для наружного применения (в мазях, кремах, геле, линименте) и для приема внутрь (в таблетках). Самостоятельно можно использовать только препараты для наружного применения (мази, кремы и др.), которые наносятся на пораженный участок. Таблетки внутрь имеет право назначить только врач. Эффект от применения противогерпетической мази тем выше, чем раньше начато лечение. При поражении кожи необходима мазь более высокой концентрации, чем для слизистых.

Помимо воздействия на вирус и лечения кожи необходимо улучшить общее состояние организма, его защитные силы, для чего применяют витаминные препараты (аскорбиновая кислота) и средства, повышающие иммунитет. В период угасания процесса рекомендуется длительный прием (не менее месяца), метионина, витаминов группы В, препаратов кальция, настойки элеутерококка. Все вышеперечисленные препараты, их дозы и курс лечения назначаются врачом.
Из дополнительных методов лечения, как простого, так и опоясывающего герпеса, можно порекомендовать следующее:

  Масло чайного дерева (неразбавленным маслом чайного дерева обрабатывают пузырьковые высыпания 2-3 раза в день). В БАД «Цитросепт». Содержит натуральный природный витамин С и биофлавоноиды в концентрированном виде. Применяют его наружно и внутрь. Для наружного применения рекомендуется развести 10 капель препарата в 2 ст. л. растительного масла и наносить этот состав на пораженные участки 2 раза в день.
БАД «Лакринат». Противогерпетическое средство, содержит порошок корня солодки. Выпускается в таблетках для приема внутрь.
Применение физиотерапии (УВЧ, УФО, фонофорез интерфероновой мази). Курс лечения назначается врачом-физиотерапевтом.

Что такое опоясывающий герпес? Как эта болезнь протекает у ребенка?

Простой и опоясывающий герпес вызываются разными типами вирусов герпеса. Возбудитель опоясывающего герпеса — herpes zoster. Этот же вирус — виновник ветряной оспы, ветрянки. Поэтому клинические проявления опоясывающего герпеса и ветряной оспы схожи: сыпь представляет собой пузырьки. Однако это не отдельные элементы, разбросанные по всей поверхности кожи и слизистых, как бывает при ветрянке. При опоясывающем герпесе пузырьки сгруппированы и сопровождают ход нерва (располагаются над ним). Клинически опоясывающий герпес выглядит как полоска воспаления (покраснение, боль, отек), покрытая пузырьками с прозрачным содержимым, которые с течением времени вскрываются, превращаясь в корочки. Заболевание протекает с повышением температуры, сильной болью и существенным ухудшением самочувствия.


Что делать, если у ребенка опоясывающий герпес?

В целом лечение опоясывающего герпеса схоже с . Но поскольку это заболевание сопровождается очень сильной болью, выраженной интоксикацией и повышением   температуры,   не   пытайтесь  лечить   ребенка самостоятельно, здесь требуется квалифицированная медицинская помощь. Только наружного лечения в случае опоясывающего герпеса недостаточно, необходимо назначение препаратов внутрь. Поэтому лучшим выходом в данной ситуации будет немедленное обращение к врачу.

Помимо того, следует знать, что ребенок, больной опоясывающим герпесом, заразен и его следует изолировать до 5-го дня с момента последних Как предотвратить рецидивы герпеса у ребенка?

Памятуя о том, что рецидивы возникают, когда организм ребенка ослаблен, ему необходимо избегать переохлаждений, умственного и физического перенапряжения, правильно и полноценно питаться, заниматься физкультурой и закаляться, лечить очаги хронической инфекции (больные зубы, хронические заболевания носоглотки, и т. д.), одним словом, укреплять здоровье в целом, повышать иммунитет.

При частых рецидивах врач может назначить препараты, обладающие иммуностимулирующим эффектом, а также курсы витаминов и др. общеукрепляющих средств. Для детей обычно применяют Декарис, Метилурацил, Пентоксил, витамин А, Лизоцим, Глицирам, препараты цинка и др.

Если вышеперечисленные средства ребенку не помогли и частые обострения герпеса продолжают его беспокоить, назначаются противовирусные препараты внутрь. Еще раз подчеркнем, что внутрь принимать эти лекарства можно только после назначения врача, точно соблюдая рекомендуемый им курс лечения и дозировку. Чаще всего применяется препарат Ацикловир или его аналоги (в составе таких средств — тот же ацикловир, но под другим торговым названием), а также интерферон и его индукторы (Виферон, Лейкинферон, Реаферон, Ферон, Полудан, Продигиозан, Пирогенал, Мегосин и др.). Поясним: интерферон — это защитный белок организма, убивающий вирусы, в том числе и герпеса. А индукторы интерферона — это вещества, способствующие его выработке. Интерферон и его индукторы нетоксичны, не вызывают
, и вирусы к ним не привыкают, что особенно ценно для применения подобных лекарств детьми. Пройдя курс лечения противовирусными препаратами внутрь, можно добиться значительного снижения частоты обострения герпеса вплоть до полного прекращения его рецидивирования.


Прививка против герпеса

Прививка против герпеса разработана, однако появилась она сравнительно недавно и опыт применения ее пока небольшой. Это инактивированная герпетическая вакцина. Полный курс лечения состоит из 6-8 циклов по 5 инъекций через 4 дня. Существуют данные, что после лечения вакциной рецидивы заболевания возникают значительно реже, а в ряде случаев прекращаются вообще. При этом если и возникло обострение, то длительность и выраженность патологического процесса минимальны. Противопоказания к применению противогерпетической вакцины: болезни печени, почек, злокачественные новообразования, беременность, непереносимость антибиотиков тетрациклинового ряда.


Информация подготовлена специально для сайта
http://detckijvrach.ru C.Карпа
Носовое кровотечение у детей. Причины носового кровотечения у детей
В переднем отделе носовой перегородки с обеих сторон находится «кровоточивая» зона носа (зона Киссельбаха), где слизистая оболочка наиболее тонкая, уязвимая: в ней расположено много кровеносных капилляров. В 90% случаев носовое кровотечение происходит как раз из этой зоны. Однако оно обычно неопасно, и его легко остановить, используя самые простые методы. Реже у детей случаются кровотечения из крупных сосудов более глубоких отделов носа. Такие кровотечения очень сильные, и самостоятельно остановить их обычно не удается, необходимы специальные медицинские манипуляции.
Иногда кровотечение у ребенка из носа можно перепутать с кровотечением из других источников (носоглотки, трахеи, бронхов, легких, пищевода, желудка). При носовом кровотечении кровь чистая, обычного вида, она стекает по задней стенке глотки.
Общее состояние ребенка зависит от его возраста, изначального уровня здоровья и объема потерянной крови. Маленькие и ослабленные дети переносят кровопотерю тяжелее. Быстрая массивная потеря крови опасна для здоровья и жизни ребенка. На первых этапах появляется общая слабость, , шум и звон в ушах, мелькание мушек перёд глазами, бледность кожи, жажда, сердцебиение. Далее снижается артериальное давление, возникают одышка, нарушение или потеря сознания. При кровотечении из задних отделов носа часть крови затекает в глотку и проглатывается ребенком, что создает видимость мнимого благополучия. Рвота с кровью иногда является первым признаком носового кровотечения.

Причины носового кровотечения у детей

Непосредственной причиной данного симптома у ребенка является повреждение сосудов слизистой оболочки полости носа, происходящее в результате: травм носа, как внешних ( или ушиб), так и внутренних (повреждения карандашом, пальцем, любым мелким предметом, засунутым в нос); различных врачебных манипуляций и операций в области носа; воспаления слизистой носа (, , аденоидит); истончения слизистой вследствие нарушения ее питания (атрофический ринит, искривление носовой перегородки); опухолей, полипов, туберкулезных язв в носу; повышения артериального давления и температуры тела; нарушения свертываемости крови; дефицита витаминов С, К, кальция; гриппа и других инфекционных заболеваний; теплового и солнечного удара; резких перепадов атмосферного давления и физических нагрузок; заболеваний печени, гепатита; гормональных перестроек в подростковом возрасте;

Первая помощь при носовом кровотечении у детей

    Придайте ребенку такое положение, чтобы голова малыша оказалась выше туловища. Оптимально полулежачее положение или сидя с наклоненной вперед головой. В горизонтальном положении или с запрокинутой назад головой кровотечение усиливается, и создаются условия для затекания крови в дыхательные пути и пищевод. Успокойте ребенка, объясните ему, что сморкаться и сглатывать кровь не нужно. Положите холод на переносицу больного. Закапайте ребенку в нос любые сосудосуживающие капли (нафтизин, галазолин, називин и др.), прижмите ноздри пальцами к носовой перегородке. Если кровь не останавливается, можно нанести капли на ватный или марлевый тампон и ввести его в ноздрю, прижав к носовой перегородке как можно выше. При отсутствии сосудосуживающих капель в нос используют 3 % перекись водорода. Обычно через 15-30 минут кровотечение из передних отделов носа прекращается. Дополнительно можно выполнить следующие действия. При кровотечении из правой ноздри поднять правую руку вверх, а левой прижать ноздрю, и наоборот. При кровотечении из обеих половин носа ребенок поднимает обе руки вверх, а взрослый прижимает ему обе ноздри. При неэффективности вышеперечисленных мероприятий в течение 20 минут вызовите «скорую помощь».

В каких случаях стоит обратиться за скорой медицинской помощью?
В некоторых ситуациях опасно затягивать время, пытаясь остановить кровь самостоятельно, и «скорую» нужно вызывать сразу, не дожидаясь, пока кровь остановится. Это случаи, когда:

ребенок получил травму носа; кровотечение очень интенсивное и есть угроза быстрой кровопотери; кровотечение произошло после травмы головы, и вместе с кровью вытекает прозрачная жидкость (подозрение на перелом основания черепа); у ребенка высокое
;  больной страдает сахарным диабетом; у малыша есть нарушения свертываемости крови (например, гемофилия) или он получает препараты, снижающие данной параметр (аспирин, гепарин, ибупрофен, индометацин); произошла потеря сознания, ; у ребенка рвота с кровью (возможно желудочное или пищеводное кровотечение) или из носа течет сильно пенящаяся кровь (подозрение на повреждение легких).

Детей с сильным носовым кровотечением и значительной кровопотерей госпитализируют в ЛОР-отделение больницы.

Как бороться с частыми носовыми кровотечениями у ребенка?

Если остановка кровотечения в бытовых условиях произведена успешно, в ближайшее время покажите ребенка ЛОР-врачу. Поскольку чаще всего кровотечение происходит из зоны Киссельбаха, для предупреждения повторных случаев это место прижигают. С профилактической и лечебной целью ребенку внутрь назначают аскорбиновую кислоту, препараты кальция и масляный раствор витамина А в нос.
При частых кровотечениях из носа, особенно происходящих без видимой объективной причины, ребенка нужно дополнительно обследовать. Чтобы установить причину недомоганий, по рекомендации лечащего врача требуется сдать анализы и проконсультироваться у специалистов (невролога, эндокринолога, гематолога).

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Бронхоспазм у детей. Лечение бронхоспазма у детей
Бронхоспазм — резкое сужение бронхов с затруднением дыхания — характерное проявление приступа бронхиальной астмы.

Признаки бронхоспазма

Ребенок ощущает нехватку воздуха, тяжесть и заложенность в груди, страх. Шумное дыхание больного слышно на расстоянии. Выдох удлинен, сопровождается свистом. Появляется сухой мучительный, надсадный с трудно отходящей, густой «стекловидной» мокротой или без мокроты. Ребенок сидит молча, опираясь на руки, его плечи приподняты и сдвинуты вперед, голова втянута, на лице испуг. Бледность, синева под глазами. В акте дыхания участвуют мышцы шеи, живота. Наблюдается втягивание межреберных промежутков, крыльев носа. При помощи фонендоскопа врач может услышать в легких сухие свистящие хрипы на выдохе.

Предвестники бронхоспазма

Родители ребенка, страдающего бронхоспазмом, обычно хорошо знают и чувствуют предстоящий приступ и, уловив этот момент, могут оказать ребенку помощь, еще до начала спазма, предупредив его наступление или существенно облегчив течение. Приступу могут предшествовать изменение настроения, беспокойство, кашель, упорное чихание и жидкие выделения из носа, пробуждение среди ночи, ощущение заложенности в груди и нехватки воздуха. Если ребенок пользуется прибором пикфлуометром, то перед приступом наблюдается снижение показателей эффективности дыхания.

Тактика поведения при приступе бронхоспазма

Не нервничайте, возьмите себя в руки и постарайтесь успокоить ребенка, отвлечь его внимание от приступа. По возможности устраните действие аллергена (контакт с кошкой, пылью, пыльцой, и т. д.). Если приступ вызван пищей, дайте ребенку активированный уголь или энтегнин (полифепам) из расчета 1 таблетка на 10 кг веса ребенка. При возникновении реакции на пыльцу растений или пыль закройте окна, выведите ребенка из пыльного помещения, умойте его, прополощите ему рот и горло, промойте нос (если это возможно). Посадите ребенка или придайте ему полусидячее положение. Расстегните тесную одежду. Откройте окно, если у ребенка нет аллергии на пыльцу. В начале приступа также эффективна горячая ножная ванна. Примените бронхорасширяющее лекарство: сальбутамол или вентолин в ингаляторе. Желательно использовать спейсор или небулайзер (подробно про ингаляторы будет рассказано в главе «Бронхиальная астма»). При отсутствии ингалятора дайте ребенку эуфиллин в возрастной дозе. Дайте ребенку теплое питье. Можно дополнительно использовать лекарства, улучшающие отток мокроты (лазолван, амброксол, АЦЦ, эреспал). Вызовите «скорую помощь», если после всех вышеперечисленных мер приступ не будет устранен в течение часа.

Чего нельзя делать во время приступа?

Усугублять аллергическую реакцию: растирать ребенка пахучим веществами (скипидаром, аромамаслами, бальзамами), ставить горчичники, давать травы, мед и продукты пчеловодства (прополис, пыльцу и др.). Использовать лекарства, подавляющие кашель (либексин, синекод, глаувент и др.). Противопоказаны также антигистаминные препараты первого поколения (супрастин, тавегил, димедрол, пипольфен), так как они ухудшают отхождение мокроты, и успокаивающие средства. Если ребенок постоянно получает базисную терапию бронхиальной астмы ингаляторами Интал, Тайлед или гормональными средствами, имейте в виду, что они не снимают приступы. Это средства для профилактики спазмов. Во время приступа может помочь только бронхорасширяющи препарат.

Как быть после приступа?

О том, что приступ прекратился, свидетельствует отсутствие одышки: дыхание становится ровным, бесшумным, нормальной частоты, дополнительные мышцы и крылья носа перестают участвовать в акте дыхания. Ребенок успокаивается, кашель становится влажным (отходит мокрота). Некоторое время после приступа нужно наблюдать за ребенком, потому что бронхоспазм может повториться. Продолжайте лечение бронхорасширяющими препаратами в день приступа и на следующий день, но не злоупотребляйте ими. Подобные средства можно использовать не чаще чем 4 раза в день. В послеприступном периоде показаны отхаркивающие средства (амброксол, лазолван, бромгексин, эреспал и др.), обильное питье (минеральная вода, чай). Способствует отхождению мокроты перкуссионный массаж: положите ребенка животом к себе на колени, чтобы голова и ноги свешивались вниз, и легко поколачивайте ребром ладони по грудной клетке малыша.

Если приступ возник впервые, в ближайшее время покажите ребенка врачу-аллергологу или пульмонологу. Также консультация специалиста необходима для коррекции лечения, если у больного астмой участились приступы.

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
целиакия у детей
целиакия у детей
Специалисты знают, что некоторые злаки (пшеница, овес, рожь, ячмень) содержат белок под названием «глютен». Переварить его способны ферменты, которых у ребенка может быть недостаточно или они вовсе отсутствуют. В результате продукты неполного расщепления этого белка накапливаются и повреждают слизистую оболочку кишечника. В ответ она теряет способность полноценно всасывать белки, жиры, углеводы и витамины, а у малыша нарушается обмен веществ, развивается анемия.

По наследству?


Неспособность переваривать глютен может быть наследственной (постоянной). В этом случае необходимые  ферменты полностью отсутствуют, а болезнь проявляется при первом знакомстве крохи с манной или овсяной кашей. Через некоторое время после введения прикорма, например манки, малыш становится вялым, теряет аппетит. Один из характерных признаков — обильный зловонный стул. Причину таких перемен важно установить вовремя. Если ребенка продолжают кормить манкой, овсянкой, дают ему хлеб и печенье, малыш начинает худеть, становится угрюмым и раздражительным. Детский животик несоразмерно увеличивается из-за того, что в кишечнике образуется много газов. Начав лечение, важно не бросать его, иначе признаки целиакии могут появляться вновь. Заболевание не всегда обусловлено наследственностью. Ферментная недостаточность может возникнуть у ребенка, который перенес гельминтоз, кишечную инфекцию или очень долго принимал антибиотики. Симптомы болезни проходят, как только удается восстановить слизистую.

Лечение целиакии


Для подтверждения диагноза существуют лабораторные тесты. Анализ крови помогает выявить наличие антител к глютену. Биопсия дает возможность увидеть изменения слизистой кишечника. Анализ кала — определить количество жирных кислот. Если заболевание удается распознать в начальной стадии, то достаточно подобрать нужную диету. Из питательного рациона придется исключить продукты, содержащие глютен. А это крупы ржи, пшеницы, ячменя, овса. Однако не пугайтесь, ваш малыш не останется без каши. Ее можно варить из рисовой и кукурузной крупы. В качестве прикорма используют также картофель, любые овощи и фрукты (если ребенок хорошо их переносит). Целиакия часто способствует развитию лактазной недостаточности, поэтому для малыша предпочтительнее кисломолочные продукты, а не молоко. Такую диету постепенно расширяют, если проявления заболевания носят временный характер. В противном случае приходится придерживаться строгих правил по питанию в течение всей жизни, дополняя диетотерапию курсами ферментных препаратов.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Аритмии
Аритмии

Сердце человека можно рассматривать как универсальный автоматический насос, перегоняющий кровь в организме. Он должен работать постоянно, в определенном режиме, с определенной мощностью, чтобы достаточное количество крови вовремя поступало к органам. Обеспечивает сокращение сердца сердечная мышца (миокард). А запускает работу этой мышцы, поддерживает ритм сокращений, проводит возбуждение по миокарду, чтобы сокращение произошло одномоментно, специальная проводящая система сердца. Работа проводящей системы сердца в свою очередь тоже регулируется вегетативной нервной системой. Например, при физической нагрузке требуется повышенное обеспечение мышц кровью, сердечный «насос» должен заработать быстрее. Поэтому в проводящую систему сердца поступает сигнал из нервной системы увеличить количество сердечных сокращений.

Слаженная работа всех трех компонентов этого универсального механизма: миокарда, проводящей системы сердца и вегетативной нервной системы, обеспечивает непрерывный процесс сокращений сердца.

Итак, сердце сокращается в определенном ритме и с определенной частотой. Аритмии — это расстройства сердечного ритма.

Причины возникновения аритмии:

—   нарушения в проводящей системе сердца;

—  миокард поражен так, что не может адекватно сокращаться;

—  изменения нервной системы, управляющей проводящей системой сердца, а, следовательно, сердечными сокращениями.

Функциональные аритмии. Такие аритмии не сопряжены с какими-либо серьезными нарушениями сердца, а могут быть следствием изменений в других системах (нервной, эндокринной, иммунной и т. д.). Обычно функциональные аритмии проходящие и после исключения причин, их вызвавших, полностью купируются.

Органические аритмии. Связаны с поражениями миокарда или проводящей системы сердца (миокардит, ревматизм, врожденный порок сердца). Органические аритмии имеют стойкий, постоянный характер, нарушают общее состояние больного и требуют серьезного лечения.

Аритмии могут наблюдаться в любом возрасте, но чаше встречаются у школьников. Аритмии иногда обнаруживаются у ребенка с рождения (врожденные аритмии) или появляются в процессе жизни (приобретенные).

Наиболее часто встречающиеся формы аритмий у детей


Синусовая тахикардия — это увеличение сердечных сокращений у ребенка на 20-30 ударов в минуту в сравнении с нормой данного возраста.

Синусовая брадикардия — это уменьшение числа сердечных сокращений на 20-30 ударов в минуту в сравнении с нормой в этом возрасте.

Причин синусовых тахикардии и брадикардий множество, в том числе и органические поражения сердца. Однако в подавляющем большинстве случаев эти формы аритмий функционального характера, специального лечения не требуют и проходят вместе с изменениями в организме, их спровоцировавшими.

>Синусовая аритмия.< У детей обычно проявляется, как дыхательная аритмия — зависимость сердечного ритма от дыхательных движений. Если приложить ухо к груди ребенка, можно услышать, как меняется частота биения сердца, когда ребенок вдыхает и выдыхает. Наиболее часто дыхательная аритмия встречается у школьников и дошкольников. Это совершенно нормальное физиологическое состояние, связанное с ростом и развитием детского организма. Скорее не наличие, а отсутствие дыхательной аритмии может навести на мысль, что с ребенком не все в порядке.
Миграция источника (водителя) ритма. В норме распространение возбуждения по проводящей системе сердца происходит из одного источника (водителя) ритма — синусового узла. Если источник ритма находится в другом месте или все время изменяет свое местоположение, это называют миграцией водителя ритма. Причиной миграции могут быть как функциональные, так и органические поражения сердца. Специального лечения при этой форме аритмии не проводится. Показано наблюдение и периодическое проведение ЭКГ.

Экстрасистолия. Эта весьма распространенная форма аритмий у детей характеризуется тем, что во время правильной ритмичной работы сердца вдруг возникает его внеочередное сокращение. Такие внеочередные сокращения называются экстрасистолы. Считается, что у обычного здорового человека в норме может быть около 200 экстрасистол в сутки. При экстрасисто-лии внеочередные сокращения сердца возникают очень часто.

Экстрасистолия может встречаться у детей в любом возрасте. Обычно больной экстрасистол не чувствует, однако иногда ребенок все же испытывает неприятные ощущения в области сердца («замирание», «остановка», «сильный толчок»). Диагноз экстрасистолии ставят на основании исследования ЭКГ.

Экстрасистолия может быть функциональной или органической природы. Функциональная экстрасистолия чаще встречается у школьников, непостоянна и не нарушает функциональной деятельности сердца. Ее связывают с наличием у ребенка очагов хронической инфекции, вегетососудистой дистонии или эндокринных заболеваний. В любом случае, для здоровья она не опасна и специального лечения не требует.

Органическая экстрасистолия вызвана серьезными нарушениями сердца. Требует внимательного наблюдения и специального лечения у врача-кардиолога.

Пароксизмальная тахикардия. Характеризуется приступами учащения сердцебиений до 160-180 ударов в минуту. Такие приступы возникают внезапно и могут длиться от нескольких секунд до нескольких дней или даже месяцев.

Причина пароксизмальной тахикардии в нарушении проводящей системы сердца. При такой высокой частоте сокращений сердце не справляется со своей работой и выталкивает недостаточное количество крови в кровяное русло. Поэтому при пароксизмальной тахикардии всегда есть клинические проявления недостаточного кровообращения. Приступ сопровождается
, обмороком, слабостью, неприятными ощущениями в области сердца, одышкой, кожа бледная, снижено.

Приступ пароксизмальной тахикардии можно попытаться снять самостоятельно:

1)  надавить большими пальцами на глазные яблоки ребенка на 1-2 секунды;

2)  попросить ребенка натужиться, при этом рот закрыт, нос зажат пальцами.

Пароксизмальная тахикардия опасна для
и приводит к развитию сердечной недостаточности. Если приступ снять не удалось, требуется срочная медицинская помощь. Необходимо вызвать «скорую». В межприступном периоде такие дети обязательно наблюдаются у врача-кардиолога.

Блокады. Блокады от слова «блок». Блок проведения может возникнуть в любой точке проводящей системы сердца и даже сразу в нескольких местах.

Блокады могут быть следствием болезни сердца. Но, как правило, у детей встречаются блокады функционального характера, которые не нарушают работу сердца и не вызывают серьезных опасений. Блокада правой ножки пучка Гисса — норма для детского возраста.

Иногда может возникнуть полная блокировка проведения возбуждения по проводящей системе сердца. Тогда сердце не может сократиться, потому что сигнал из проводящей системы сердца не поступает. Такой приступ остановки сердца может продолжаться в течение 1-2 минут и при несвоевременном оказании медицинской помощи закончиться плачевно.

Полная блокада проводящей системы носит название блокады Морганьи-Адам-са-Стокса. Она всегда проявляется клинически, а не только на ЭКГ. Внезапно, чаще в ночное время, возникает приступ потери сознания и судорог, он сопровождается резкой бледностью или посинением больного, сердцебиения замедляются до 30 в минуту или отсутствуют. Приступ может пройти самостоятельно или требует экстренной медицинской помощи. Начинаясь внезапно, приступ также внезапно заканчивается, при этом резкая бледность сменяется сильным покраснением лица.

Нередко судороги во время блокады расцениваются как эпилептический припадок. Однако природа появления судорог в этих случаях (блокада Морганьи-Адам-са-Стокса и эпилепсия) различна, как и их лечение. Для того, чтобы отличить одно от другого, необходимо проведение дополнительных методов исследования (электроэнцефалография и суточное мониторирование ЭКГ).

При частых приступах Морганьи-Адам-са-Стокса больному с помощью хирургической операции на сердце ставят кардиостимулятор.

Мерцательная аритмия. Мерцательная аритмия редко встречается в детском возрасте и связана с тяжелыми органическими поражениями сердца (ревматизм, миокардит, врожденные пороки сердца). О возможности этой опасной для жизни формы аритмии необходимо знать родителям, у которых дети страдают серьезными сердечными недугами.

Протекает мерцательная аритмия обычно в виде приступов. Во время приступа мерцательной аритмии сердце начинает хаотично и беспорядочно сокращаться. В медицинской практике даже есть такая характеристика мерцательной аритмии, как «сердечный бред». Работа сердца при этом неэффективна, оно не справляется со своими обязанностями и не обеспечивает организм кровью. Больной может погибнуть от сердечной недостаточности. В случае возникновения приступа мерцательной аритмии необходимы экстренное медицинское вмешательство и срочная реанимация.


Диагностика, наблюдение и лечение аритмии у детей


Диагноз «аритмия» устанавливается с помощью специального метода функциональной диагностики, электрокардиографии (ЭКГ). Часто аритмии протекают скрыто и клинически никак не проявляются, а обнаруживаются случайно при проведении ЭКГ. Для своевременного выявления аритмий необходимо профилактическое проведение ЭКГ в различные периоды жизни.

В подавляющем большинстве случаев изменения на ЭКГ проходящие, вызваны процессом роста ребенка и временной незрелостью сердца. Не вызывает опасений, когда аритмии являются единственным признаком нарушения работы сердца и никак не влияют на его функционирование. Иными словами, когда, несмотря на аритмию, сердце способно сокращаться в определенном ритме и выбрасывать достаточное адекватное количество крови в кровяное русло, это безопасно для здоровья.

Однако аритмии у детей могут быть вызваны и более серьезными причинами. Поэтому при любых изменениях на ЭКГ необходимо проконсультироваться с лечащим педиатром. Если врач заподозрит какие-либо болезни сердца, он направит вашего ребенка к кардиологу и на дополнительные методы обследования (ультразвуковое исследование сердца, суточное мониторирование ЭКГ и др.)

Если, с точки зрения врача, аритмия не вызывает опасения, вам будет предложено просто периодически повторять ЭКГ для контроля состояния. Важно помнить, что большинство функциональных аритмий проходят при налаживании режима дня, полноценном отдыхе. Поможет умеренная физическая активность, назначение витаминов и общеукрепляющих средств на выбор врача.


Информация подготовлена специально для сайта
http://detckijvrach.ru C.Карпа
Лечение кашля у детей
Ингаляции Ингаляции — очень распространенная процедура для лечения кашля. Над паром можно дышать через носик чайника или над кастрюлькой. Чтобы эффект был максимальным, из плотной бумаги сворачивают конусовидную воронку, широким концом которой плотно прикрывают кастрюлю, а узкий вставляют в рот ребенку. Голову ребенка во время ингаляции прикрывают полотенцем. Пар для ингаляций должен быть достаточно горячим, но не обжигающим. Во время ингаляции не оставляйте малыша одного и придерживайте емкость с горячей водой, чтобы он не опрокинул ее на себя. Для процедур можно использовать ингаляторы промышленного производства, паровые или ультразвуковые, которые можно купить в аптеке. С маленьким ребенком, который не может дышать над кастрюлькой, ингаляции проводят в ванной комнате. Для этого нужно закрыться в ванной комнате и пустить струю горячей воды, лучше из душа (в ванну или в раковину). Пар распространится по всей ванной комнате, ребенок будет дышать им,  в то время как вы читаете ему интересную книжку или играете с ним. Ингаляции делают с минеральной водой и содой, с йодом, травами, эфирными маслами, лекарственными препаратами, а также дышат над горячей картошкой в мундире. Какие ингаляции показаны ребенку, зависит от характера заболевания. Детям-аллергикам противопоказаны ингаляции с растительными компонентами, также существуют другие ограничения. Поэтому, прежде чем приступить к процедурам, посоветуйтесь с врачом.

Отвлекающие процедуры

Для лечения простудного кашля применяют отвлекающие (или согревающие) процедуры. Самые известные — банки и горчичники. Однако гораздо приятнее и легче переносятся детьми другие, менее популярные манипуляции: масляные, горячие, горчичные обертывания грудной клетки, горячие ручные и ножные ванны.

Горчичники.

Горчичники ставят на грудь ребенку в проекции расположения ребер, исключая область сердца (участок, размером с детский кулачок, помещенный на грудину левее от центра) и лопатки. Детям нельзя ставить горчичники на кожу (можно вызвать ), только через тряпочку или марлю. Техника выполнения процедуры проста: смоченные горячей в воде горчичники прикладывают к грудной клетке, ребенка, предварительно обернутой тканью, сверху прикрывают их пеленкой и теплым платком. Держать горчичники следует 10-15 минут, после снять и протереть кожу влажной тканью. После процедуры ребенок должен отдыхать в кровати не менее 45 минут. Можно также насыпать сухую горчицу в носочки ребенка (на ночь).

Горчичные обертывания.

Смешать 2 ст. л. горчицы, 2 ст. л. муки, 2 ст. л. растительного масла, 4 ст. л. воды до образования однородной массы. Взять двухслойную хлопчатобумажную ткань или марлю размером с грудную клетку ребенка. Подогретую до температуры 38 °С смесь равномерно нанести на ткань таким образом, чтобы она располагалась между ее слоями (сложите материю наподобие конверта). Обернуть грудную клетку ребенка, не затрагивая область сердца (участок, размером с детский кулачок, помещенный на грудину левее от центра). Ткань прикрыть целлофаном или компрессной бумагой, затем ватой и сверху укрепить шерстяным платком. Ребенка завернуть в одеяло и уложить в постель. Время проведения процедуры 20-30 минут. После необходимо тщательно протереть кожу влажной тканью, чтобы удалить попавшую на кожу смесь. Отдыхать в постели не менее 45 минут.

Масляные обертывания.

Масляные обертывания проводят также, как и горчичные, только вместо смеси, содержащей горчицу, используют растительное масло, подогретое до 37,5-38 °С. Они переносятся легче, чем согревающие процедуры с горчицей, и подходят детям-аллергикам.

Горячие обертывания.

Приготовить небольшое одеяло, сложенное до размеров грудной клетки ребенка. Положить на него клеенку или целлофан, а затем махровое полотенце, смоченное в горячей воде и отжатое. Обернуть приготовленным компрессом грудную клетку ребенка и сверху укутать малыша вторым одеялом. Процедура проводится 20-30 минут, после нее ребенок должен отдыхать в постели 45 минут.

Горячие ножные ванны.

Опустить ноги ребенка в теплую воду (36-37 °С) так, чтобы голени оказались полностью в воде. Постепенно подливая горячую воду, довести температуру воды до 40 °С. Выдержать еще 10 минут. Процедуру закончить обливанием ножек прохладной водой (30-35 °С). Растереть кожу ног, надеть на малыша шерстяные носки и уложить его в кровать. Можно делать контрастные ванны: поочередно опускать ноги ребенка в горячую воду до разогрева и обливать прохладной водой 3 раза. Горячие ручные ванны проводят аналогично ножным. Погрузить ручки ребенка выше локтя в ведро или кастрюлю с водой температурой 37 °С. Постепенно подливая горячую воду, повышать температуру на 1 °С каждые 2 минуты довести до температуры 40-42 °С. Подержать ручки малыша в такой воде еще 10 минут, затем облить теплой водой (36-37 °С). Закончить процедуру: вытереть ребенка и уложить его в постель на 45 минут.

Медовые аппликации.

Подобные процедуры показаны только детям, у которых нет аллергии на мед. Массирующими движениями втереть мед в грудку и спинку ребенка, сверху надеть нижнее хлопчатобумажное белье и уложить малыша спать. Можно оставить аппликацию на ночь. Помимо втираний, можно накладывать медовую лепешку на грудь. Для этого следует смешать мед с мукой до получения однородной массы, придать ей форму лепешки и поместить на грудку ребенка на ночь. Растирание нутряным салом. Натереть грудную клетку нутряным свиным салом. Можно добавить в сало 2-3 капли пихтового масла.

Фитотерапия и домашние средства от кашля

В лечении кашля используют настои и отвары трав, обладающих отхаркивающим, противовоспалительным, противомикробным, успокаивающим действием и способствующих заживлению слизистой оболочки дыхательных путей. Широко применяются также народные средства: редька с медом или жженый сахар. Противовоспалительный травяной сбор. Взять в равных пропорциях корень солодки, листья подорожника и шалфея, почки сосны, цветки бузины черной. 2 ст. л. смеси залить 200 мл воды, настоять 15 минут, варить на кипящей водяной бане на 30 .минут при частом помешивании, процедить, отжать, довести кипяченой водой до объема 200 мл. Принимать по 1 ч.-1 ст. л. каждые 1,5-2 часа. Противовоспалительный и отхаркивающий травяной сбор. Смешать по 1 части корня девясила, травы душицы, почек березы и 2 части алтейного корня. Способ приготовления и употребления как в предыдущем рецепте. Противовоспалительный и отхаркивающий травяной сбор.Смешать в равных частях листья подорожника, цветки липы и траву зверобоя. 2 ст. л. смеси залить 500 мл кипятка, настаивать 6 ч в термосе. Пить по 1/4-1/2 стакана 4 раза в день перед едой в теплом виде. Сбор лекарственных трав при сухом кашле.Взять по 2 части листьев мать-и-мачехи, цветков ромашки и 1 часть травы душицы. 2 ст. л. смеси залить 500 мл кипятка, настаивать 6 ч в термосе. Пить по 1 /4-1 /2 стакана 4 раза в день перед едой в теплом виде. Сбор лекарственных трав при сухом кашле. Смешать по 2 части корней алтея и солодки с 1 частью плодов фенхеля. 1 ст. л. сбора заварить стаканом кипятка, настоять 20—30 минут, процедить и принимать по 1 ч.-1 ст. л. 6 раз в день. Сбор лекарственных трав при плохо отходящей густой мокроте.Взять корней алтея и солодки — по 2 части, листьев мать-и-мачехи, подорожника, травы душицы и хвоща полевого — по 3 части, травы багульника — 1 часть. 2 ст. л. смеси трав залить 0,5 л кипятка, настоять 30 минут, процедить, принимать по 1 /4-1 /2 стакана 2 раза в день в теплом виде 2-4 недели. Сбор лекарственных трав при влажном кашле с хорошо отходящей мокротой. Показан при
и . Траву спорыша, листья мать-и-мачехи, цветки бузины черной взять по 1 ч. л. Заварить смесь стаканом кипятка, настоять 25—30 минут. Пить по 1 ч.-2 ст.л. 4 раза в день за 30 минут до еды. Сбор лекарственных растений общеукрепляющий и отхаркивающий при хроническом или затяжном кашле. Взять 2,5 части цветков ромашки; по 2 части корня алтея, листьев подорожника, травы сушеницы и корней первоцвета весеннего; по 1,5 части корней солодки и листьев мать-и-мачехи; 1 часть почек сосны; по 5 частей семян овса и черной смородины листьев и плодов. 2 ст. л. сбора залить 500 мл крутого кипятка, настаивать час, употреблять по 1/4-1 /2 стакана 3-4 раза в день. Масло с желтками. 2 ст. л. сливочного масла смешать с двумя желтками, 1 ч. л. муки и 2 ч. л. меда. Принимать по 1 ч. л. 3-5 раз в день перед едой. Жженый сахар. Сахарный песок (2 ст. л.) расплавить на сковороде. Как только сахар расплавится, и осторожно влить туда 1/2 стакана кипящей воды. Выключить огонь и сразу же снять с плиты. Принимать по 1 ч. л. 4—6 раз в день. Редька с медом.Взять крупную черную редьку, тщательно вымыть. Вырезать в середине углубление и налить туда мед. Через несколько часов из редьки выделится мед. Пить по 1 ч.-1 ст. л. 5-6 раз вдень. В углубление добавлять мед время от времени.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа

Логин: Пароль: Регистрация |

Loading...
Детский врач » Детский отдых

оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка и прежде всего укрепляют костно-мышечную систему.
Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несущей ей питательные вещества и кислород. В результате систематической тренировки мышцы становятся округлыми и эластичными.
При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раздражение надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся толще и шире.
Так как к работающим органам кровь приливает более обильно, то во время движений объем крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, увеличивается, вместе с этим усиливается и легочная вентиляция, т. е. насыщение крови кислородом.
Во время движений в организме вырабатывается тепло; известно, что в холодное время года на прогулке дети должны больше двигаться, в противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы хорошо они ни были одеты. Во время движений, в связи с повышением теплопродукции, усиливается работа потовых желез, которые являются механизмом теплорегуляции.
Таким образом, двигательные акты обслуживаются системами дыхания, кровообращения, теплорегуляции. Все это требует взаимной согласованности в работе всех физиологических систем, что зависит от соответствующей нервной регуляции.
Так, в тренировку включается и нервная система.
Данные физиологии говорят, что там, где двигательный аппарат находится в неблагоприятных условиях, задерживается и общее развитие высшей нервной деятельности.
В результате систематической тренировки ни одна система не остается без изменений. Эти изменения касаются мышц, костей, грудной клетки и т. д., особенно в период формирования их и наибольшей пластичности. Изменения касаются не только формы, но и функции.
Важнейшим из функциональных изменений является нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность — совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности.
В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются для них основным источником радости, а радость играет большую роль для состояния сердечно-сосудистой системы.
Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей; радость расширяет сосуды, и при этом создаются благоприятные условия для питания и работы органов. Мы привыкли все наши чувства приписывать сердцу, отсюда выражения «сердце замирает от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т. д. Эта связь эмоций с работой сердца и сосудов была отмечена еще в глубокой древности: «сердце холодное, горячее, доброе, злое, черствое, отзывчивое» и т. д., или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и т. д.
Физиологическим действием движений определяются основные принципы организации гимнастики:

      Гимнастика не должна проводиться натощак, сразу после еды, непосредственно после ночного сна.   Проводить занятия лучше на открытом воздухе или в помещении при непрерывном притоке воздуха, т. е. при открытых окнах (летом) или при открытой форточке (зимой).   Гимнастика должна доставлять ребенку удовольствие; недопустимо заниматься ею с плачущим ребенком.   В летнее время гимнастика должна проводиться в более прохладные часы дня, во избежание перегревания.  Упражнения для различных групп мышц должны чередоваться (т. е. должен соблюдаться принцип рассеянной нагрузки). Несоблюдение этих условий делает занятие гимнастикой антифизиологичным.

Соответствующий режим движений необходим не только для здоровых, но и для больных детей. Исследования последних лет показали, что если больного надолго уложить в постель, то основное заболевание осложняется развитием гипокинетического синдрома: мышцы плохо сокращаются, изменяются химические свойства их белков, из костной ткани вымывается кальций и т. д.
Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но и к движению вообще — будь то самостоятельные игры или организованные подвижные игры под музыку или без нее и т. д.
Стимулирование движений не является основной задачей гимнастики, так как это может быть достигнуто другими способами: соответствующей обстановкой; пособиями и игрушками, организованными подвижными играми, музыкальными занятиями, зарядкой и т. д.
Потребность ребенка в движениях также не может быть покрыта 5—10-минутным занятием гимнастикой.
В свободных, подвижных играх ребенок двигается согласно собственной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наименее утомительная из всех форм двигательной активности детей.
Большое физиологическое значение самостоятельной деятельности заключается в том, что в ней главным образом удовлетворяется свойственная ребенку чрезвычайно большая потребность в движениях. Ни одна из всех других форм двигательной активности (организованные подвижные игры, зарядка, гимнастика) и даже все они, вместе взятые, не покрывают эту потребность так полно, как самостоятельная деятельность при условии, конечно, соответствующей обстановки, обеспечивающей активность детей данного возраста. Поэтому организация условий (площадь, пособия, игрушки) для подвижных игр должна быть на первом месте в плане воспитания движений детей.
Кому неизвестна детская непоседливость и кажущаяся на первый взгляд неутомимость? Обездвижение причиняет ребенку страдание, и плохие педагоги часто использовали его как наказание: «стань в угол, к стенке» и т. п. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любознательность ребенка, стимулируя тем самым его творческие задатки.
Правильное выполнение движений является непременным условием правильного формирования тела (телосложения): «функция творит орган».
К сожалению, и педагогика, и медицина, говоря о физическом развитии, имеют в виду вес, рост, заболеваемость и недостаточно уделяют внимания телосложению, пропорциональности, красоте детского тела, которые в очень большой степени зависят от правильности движений, а этому ребенка надо обучить.
Ни в самостоятельной деятельности, ни в организованных подвижных играх мы не можем, да и не должны добиваться точности движений, так как тогда это будет не игра, а упражнение.
Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия — гимнастика.
В этих занятиях формирование правильного двигательного стереотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения постепенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве составляют основу всех жизненно необходимых движений.
Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте — в период формирования двигательных навыков) тем легче воспитать правильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты.
Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника.
После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.
После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физической культуры на протяжении всей жизни человека.
Гимнастика является самой напряженной формой двигательной активности детей, направленной на развитие статических и динамических функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмичности в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспечивающих меньшую утомляемость.
Ниже предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих мышечных групп и не менее двух суставов, что соответствует характеру жизненно необходимых движений человека.
По форме эти комбинированные движения соответствуют в огромном большинстве естественным наиболее употребительным движениям, что отчасти видно из их названий: «ползание», «скользящие шаги» и пр.
В предлагаемой системе отсутствуют изолированные суставные движения; такие движения не представляют для детей интереса., и несвойственны ребенку раннего возраста, который на внешние раздражения отвечает главным образом общей двигательной реакцией.
В связи с основной задачей гимнастики — улучшать качество движений — правильность и точность движений в гимнастических упражнениях должна контролироваться руками того, кто проводит занятие, или специальными приспособлениями. Только при этом условии в гимнастике ребенок получит то, чего он не получает в свободных и организованных подвижных играх. В этом и заключается отличие гимнастики от всех других форм двигательной активности ребенка, основанных на свободных движениях, точность и правильность которых не обусловлена.
Может ли ребенок помимо гимнастики в свободных и организованных играх приобрести правильный динамический стереотип? Может, хотя далеко не всегда, путем так называемых «проб и ошибок», но это в лучшем случае длинный путь. Гимнастика же представляет собой более короткий и верный путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей.
Особенно это важно в условиях коллективного воспитания, так как двигательная полноценность ребенка в большой степени определяет его место и самочувствие в детском коллективе. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям отчасти зависит от этого. Ребенку неловкому труднее согласовать свои движения с движениями товарищей; он становится помехой и нежеланным партнером в играх.
Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребенка, должны быть обусловлена точность, и правильность движений: в грудном  возрасте  —  руками  родителей,  в старшем — специальными приспособлениями (гимнастическое оборудование).
В занятиях гимнастикой смешивать упражнения с игровыми движениями нецелесообразно как с физиологической, так и с практической точки зрения. После игровых движений, не требующих особого напряжения, сосредоточенности и внимания, дети теряют рабочую установку, им трудно переключиться на гимнастические упражнения. Тем не менее это не исключает того, чтобы дети воспринимали занятие гимнастикой как любимую игру.
Для того чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть доступны, т. е. соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполнению упражнения, также должна соответствовать возрасту.
Существует ряд заболеваний, при которых массаж и гимнастика противопоказаны:

при всех острых лихорадочных заболеваниях; при тяжелых формах гипотрофии (атрофия); при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и т. д.); при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненностью костей, при
в период разгара и при остром течении болезни с явлениями гиперестезии; при гнойных и других острых артритах, туберкулезе костей и суставов; при врожденных пороках сердца, протекающих с выраженным цианозом и расстройством компенсации. при различных формах геморрагического , особенно при гемофилии; при острых нефритах; при острых гепатитах; при активных формах туберкулеза; при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных грыжах, со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению.

Примечание. Во всех остальных случаях при наличии гимнастика желательна, но при обязательном предварительном наложении пластыря.

 

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
 Анатомо-топографические замечания
Кожа передне-боковой брюшной стенки обладает большой подвижностью, за исключением области пупка. Жировой слой часто значительно выражен.
В области живота важно уметь находить следующие  ориентиры:   мечевидный  отросток  грудины, гребешки  подвздошных  костей,  паховую складку, белую линию живота, которая идет от мечевидного отростка по средней линии живота вниз.
Мускулатура. По бокам от средней линии хорошо заметны прямые мышцы, кроме них переднюю брюшную стенку образуют наружная и внутренняя косые мышцы и поперечная мышца живота, их называют мышцами брюшного пресса.
Расположение главнейших органов брюшной полости, подлежащих массажному воздействию, представляется в следующем виде:
Желудок расположен большей своей частью слева от средней линии. Дно желудка прилежит к диафрагме в области участка, где на диафрагме покоится сердце. Этим объясняется чувство тяжести, сердцебиение и затруднение дыхания при лежании на левом боку после обильной еды, так как наполненный желудок давит на левую половину диафрагмы и изменяет положение сердца. Желудок прикрыт сверху куполом диафрагмы, спереди от желудка лежит печень. Слева ко дну желудка прилегает селезенка. Задняя стенка соприкасается с поджелудочной железой, с левой почкой и левым надпочечником.
Желудок в большей своей части прикрыт ребрами (слева), и только незначительная его часть доступна для непосредственного массажного воздействия.
Кишечник. Начинаясь от тела первого поясничного позвонка, справа от позвоночника, двенадцатиперстная кишка оканчивается слева на уровне тела второго поясничного позвонка. Продолжением двенадцатиперстной кишки является тощая кишка, нижний отдел кишки носит название подвздошной. Подвздошная кишка располагается в правой подвздошной ямке. Тощая и подвздошная кишки образуют отдел так называемых тонких кишок. Кишечные петли, тонких кишок, благодаря своей подвижности и вследствие сильной перистальтики, беспрерывно меняют свое положение.
Продолжением тонких кишок являются толстые кишки, которые состоят из следующих отделов: слепая кишка (начальная часть толстой кишки), расположенная в правой подвздошной ямке; поднимаясь снизу вверх вертикально, она переходит в восходящую ободочную кишку. Восходящая кишка под нижней поверхностью печени изгибается вправо и, образуя почти  прямой угол —  печеночный угол, принимает поперечное направление справа налево, образуя так называемую поперечно-ободочную кишку. В левом подреберье у нижнего полюса селезенки эта поперечно-ободочная кишка образует под острым углом изгиб — селезеночный угол и спускается соответственно вниз в левую подвздошную впадину. Эта нисходящая часть ободочной кишки в левой подвздошной ямке образует S-образный изгиб и отсюда проходит по средней линии в таз, переходя в прямую кишку.

Печень — самый крупный железистый орган брюшной полости. Главная масса печени лежит в правом подреберье, часть ее достигает до левого подреберья. Большая часть печени скрыта под ребрами и лишь небольшой участок прилежит к брюшной стенке. Вверху она прилегает к нижней поверхности диафрагмы, снизу — к желудку, поперечно — к ободочной кишке, желчному пузырю, правой почке, спереди — к брюшной стенке.
Желчный пузырь. Дно желчного пузыря соприкасается с передней брюшной стенкой и проецируется на реберную дугу справа на уровне X ребра.
Селезенка расположена глубоко в левом подреберье. Верхняя и нижняя границы ее прощупываются на поверхности тела соответственно положению IX—XI левых ребер по передней и средней подмышечным линиям.
Поджелудочная железа лежит косо, поперечно на уровне тела второго поясничного позвонка. Головка ее окружена двенадцатиперстной кишкой.
Лимфатические сосуды верхней половины передней брюшной стенки несут лимфу в подмышечные лимфатические узлы, а нижней половины — в паховые узлы.
Исходное положение: на спине, под коленями валик или ноги согнуты, под поясницу можно положить плоскую подушку.

Техника массажа живота

Поглаживание. Начните с кругового поглаживания одной или двумя руками последовательно, вокруг пупка и затем всей поверхности живота по часовой стрелке. Вначале делайте поверхностное поглаживание,  постепенно увеличивая давление ладонью на переднюю брюшную стенку. Чем сильнее производится круговое поглаживание, тем выраженнее его расслабляющее действие на мышцы. Возможны движения по ходу толстого кишечника (П-образные) с усилением давления в левой подвздошной области. Поглаживание проводится медленно, плавно. Это способствует расслаблению мышц брюшного пресса и нормализации деятельности кишечника.
Растирание: используются различные приемы в зависимости от состояния мышц брюшного пресса, выраженности жирового слоя (растирание подушечками пальцев, гребнеобразное растирание, пиление, пересекание, строгание, а также штрихование). Избегайте сильного надавливания на живот.
Разминание: используется прием накатывания, ритмичные надавливания по ходу толстого кишечника.  В положении  массируемого на  боку, когда прямые  мышцы  живота достаточно  расслаблены, возможно поперечное разминание обеими руками.
Вибрация  применяется  только  в  специальном лечебном массаже, ударные приемы (легкие) возможны при хорошем тонусе мышц брюшного пресса, значительном слое подкожного жира.
Закончите массаж круговым поглаживанием.

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Врожденная косолапость — стойкая деформация стопы, которая выражается в сгибании ее подошвенной стороны и увеличении ее продольного внутреннего свода. Другими словами — это несколько элементов аномального положения стопы, возникающих в период внутриутробного развития и присутствующих с самого рождения.

Причины косолапости пока еще не изучены до конца, но большинство мнений специалистов сходятся в одном: наиболее вероятная причина — это возможные внутриутробные нарушения в формировании мягких тканей голени и стопы.

Они могут быть вызваны различными факторами, начиная от механического и нервно-импульсного воздействия, заканчивая наследственностью и экологией. Косолапость — весьма распространенная проблема и, по данным статистики, мальчики подвержены ей больше, чем девочки.

Первичные признаки одноплоскостной косолапости очевидны и заметны сразу после рождения ребенка: стопа обращена внутрь, с внутренней стороны повернута вверх и как бы вытянута вперед.

При многоплоскостной деформации стопы пятка заметно подтянута вверх, стопа дугообразно изогнута и также развернута на внутренней стороне вверх. В обоих случаях невозможно вывести стопу в нормальное положение. Этот факт — основной отличительный признак врожденной косолапости от деформации стопы при нервно-мышечных заболеваниях (там стопа чаще всего выводится в правильное положение). Косолапость обычно сопровождается изменениями в мышцах, связках, суставах и костях стопы, поэтому к вторичным признакам врожденной косолапости относятся: скручивание костей голени к латеральному краю (торсия), поперечный перегиб подошвы (инфлексия) и варусная деформация пальцев стопы. Последствия такого неправильного положения стопы неутешительны: во время стояния и ходьбы давление тяжести тела на стопу распределяется неравномерно, в результате чего одна сторона перегружается (сокращается), вторая — остается непроработанной (растянутой). Теряется ее способность к свободным движениям, нарушается подвижность в голеностопном суставе, уменьшается способность стопы амортизировать шаговые и прыжковые удары. Если пустить все на самотек, походка у малыша будет неправильной, носками внутрь,из-за этогострадает и координация движений. Такому ребенку трудно соревноваться со здоровыми детьми в подвижных играх, участвовать в веселых стартах и других детских забавах. В конечном итоге кроме физиологических нарушений косолапость может привести к возникновению психологических проблем у малыша.

Обязательно лечим!

Лечение врожденной косолапости осуществляется под строгим наблюдением врача ортопеда. При ранней диагностике для коррекции положения стопы используют приемы корригирующей и лечебного массажа, плюс амбулаторные физиотерапевтические процедуры. Врачи часто назначают специальные гипсовые повязки и жесткие туторы, фиксирующие стопу и голень в достигнутом при помощи лечения положении. Дома можно также практиковать элементы физиотерапии, лечебную гимнастику и массаж, занятия .

В некоторых случаях, при тяжелых формах деформации стоп, применяют хирургическое лечение, особенно в случаях «запущенной» косолапости у детей старшего возраста, так как со временем проблема обычно усугубляется. Как правило, лечение начинают сразу же после выписки из роддома.

В качестве последующей профилактики детям рекомендуется ношение специальной ортопедической обуви и дальнейшее проведение оздоровительно-лечебной гимнастики в соответствии с возрастными и физическими возможностями ребенка.

Лечебный массаж

Из-за неодинаковогосостояния мышечных волокон на задней и передней поверхности голени, а также тыльной и подошвенной стороне стопы, проводится специальный лечебно-оздоровительный массаж. Целью такого массажа будет растяжение и смягчение напряженных и сокращенных мышц — внутренней головки икроножной мышцы, ахиллова сухожилия и медиального свода стопы. Одновременно проводят тонизирующий массаж растянутых мышц: наружной головки икроножной мышцы и латерального свода стопы.

Подготовительнооздоровительный этап

Малыш лежит на животе

1. Массаж поясничной области спины — поглаживание, растирание и пиление.

2. Массаж ягодиц — поглаживание, энергичное растирание, разминание, пощипывание и похлопывание.

3. Массаж задней поверхности бедер — поглаживание (снизу вверх, от подколенной ямки к ягодицам), энергичное растирание, легкое разминание и потряхивание.

Малыш лежит на спине

4.  — выполняется по ходу часовой стрелки, не затрагивая область правого подреберья.

5. Массаж передней поверхности бедер — поглаживание (снизу вверх, от коленной чашечки к паховой области), энергичное растирание, легкое разминание и потряхивание. При этом область самого надколенника и паховая область не массируется.

Оздоровительно-лечебный этап

1. Массаж голеней.

Малыш лежит на животе

Начните массаж с обычного поглаживания, выполняя мягкие движения по направлению от пятки до подколенной ямки. Затем выполните массаж задней поверхности голени (в основном икроножной мышцы). С внутренней стороны голени, то есть со стороны искривления, в процессе массажа применяют следующие расслабляющие приемы — легкое поглаживание и растирание подушечками пальцев, мягкое потряхивание и разминание, растяжение и вибрация. С наружной стороны во время массажа применяют, в основном, тонизирующие приемы — интенсивное растирание, небольшое пиление, энергичное разминание, легкое поколачивание.

Малыш лежит на спине

При массаже передней поверхности голени применяются все приемы тонизирующего массажа — энергичное растирание, разминание, легкое надавливание и поколачивание пальцами.

2. Массаж голеностопного сустава.

Состоит из растирания области сустава и кругового растирания лодыжек. Также используется массаж, сочетающий в себе приемы точечного массажа области соединения голеностопного сустава и тыльной стороны стопы с одновременным сгибанием стопы вверх в тыльную сторону. При этом необходимо удерживать стопу в правильном положении, слегка разворачивая ее наружный край в противоположную сторону искривления.

3. Массаж ахиллова сухожилия.

Для растяжения и смягчения связок чаще всего используются поглаживание, разминание, пиление, растяжение и вибрация, точечный массаж большим и указательным пальцами.

4. Массаж стоп.

Малыш лежит на животе

Обхватив голень одной рукой, согните ногу малыша в коленном суставе. Затем, удерживая стопу, приступите к выполнению массажа ее подошвенной стороны. Во время массажа необходимо растягивать внутренний край (напряженные мышцы) и тонизировать наружный край стопы (растянутые мышцы). Помните, что во время такого массажа необходимо придавать стопе правильное положение, то есть фиксируя ногу с тыльной стороны, приподнять ее наружный край.

Малыш лежит на спине

При выполнении массажа на тыльной стороне стопы, в особенности по ее наружному краю, применяются тонизирующие приемы — энергичное разминание, пиление, сдвигание, пощипывание, поколачивание. При этом аккуратно придайте стопе правильное положение и согните ее до прямого угла по отношению к голени.

И снова физкультура

Лечебная физкультура неотделима от корригирующей гимнастики и проводится в сочетании с массажем и тепловыми процедурами.

Выполнение данных упражнений способствует растяжению пяточного сухожилия и устранению подошвенного сгибания стопы, а также помогает минимизировать последствия искривления — подъем и отведение внутренней стороны стопы. На первом году жизни ребенка лечебная физкультура чаще всего включает в себя выполнение лишь пассивных упражнений и рефлекторную гимнастику.

Пассивные упражнения

1. Малыш лежит на животе. Одной рукой обхватите голень ребенка и согните его ножку в коленном суставе. Затем, продолжая удерживать голень, прямой ладонью другой руки выполняйте надавливающие движения на стопу крохи, сгибая ее по направлению к полу, носком в тыльную сторону.

2. Малыш лежит на животе. Продолжая удерживать голень ребенка в согнутом положении, свободной рукой выполняйте небольшие вращательные движения стопы, осторожно и плавно опуская внутренний и поднимая наружный край стопы.

3. Малыш лежит на спине или сидит с прямыми ногами. Одной рукой обхватите и прижмите голень ребенка к поверхности стола, фиксируя ее пальцами в форме кольца в области голеностопного сустава. Другой рукой обхватите стопу так, чтобы подошвенная сторона упиралась в вашу ладонь. Аккуратно выполняйте сгибание стопы по направлению вверх в тыльную сторону, одновременно нажимая на ее наружный край, немного разворачивая его внутрь.

4. Малыш лежит на спине или сидит с прямыми ногами. Обхватите голень ребенка всей ладонью, зафиксировав ее и стопу в области голеностопного сустава. Другой рукой обхватите стопу малыша так, чтобы ее подошвенная сторона упиралась в вашу ладонь. Затем аккуратно и очень осторожно выполняйте разворачивающие движения, стараясь отводить стопу наружу, в противоположную сторону искривления.

5. Продолжая фиксировать голень малыша, повторите разворачивающие движения стопы в наружную сторону, постепенно опуская ее внутренний и поднимая наружный край.

6. Малыш лежит или сидит. Одной рукой обхватите голень малыша снизу и зафиксируйте ее в области голеностопного сустава и пятки. Другой рукой выполняйте легкие надавливающие движения, упираясь в подошву стопы ребенка прямой ладонью. Пальцами осторожно сгибайте стопу от себя в тыльную сторону и одновременно разворачивайте ее наружный край в сторону, противоположную искривлению.

Источник: http://www.moy-rebenok.ru

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
На правах рекламы Зимняя детская обувьДавно уже прошли те времена, когда в начале осени мы тратили огромное количество времени и сил на поиск подходящей пары обуви для наших детей. Сейчас на прилавках магазинов можно найти обувь практически любого производителя и на любой кошелек, но появились проблема правильного выбора - от того, насколько правильно мама подобрала своему малышу обувь (особенно зимнюю), зависят здоровье и комфорт ребенка, не говоря уже о таких вещах, как хороший и модный вид. Давайте перечислим все те условия, которым должна соответствовать современная зимняя детская обувь.
Мама Андрюшки, 07.12.04 18:02 У моего сына случаются дни, когда ему не хочется идти гулять на улицу,ну может 1-2р в месяц. Обычно на вопрос"Пойдем на улицу", он отвечает "Да!" и начинает радостно носиться по квартире, а иногда, как сегодня, увлечется чем-нибудь на полдня и обычный вопрос вызывает только негатив - отталкивает меня ручонкой, при этом протестующе повизгивая (он пока почти не говорит) У меня самой тоже бывают дни, когда мне идти на улицу ну никак не хочется И так через раз выхожу на прогулку, преодолевая свое нежелание, ну не люблю я просто гулять, ни одна, ни с ребенком Гуляю только ради него, детям это необходимо.
Loading...