Главная Новорожденные Детский сад Школа.Дети Развитие,речь,игры Физическое воспитание Здоровье Оригами
Логин:  
Пароль:
Заболевания детей Безопасность Воспитание Рацион питания Дом.Семья Беременность Психология Творчество Детский отдых
Навигация по сайту
Психология детей

Развитие отобразительной игры

На втором году жизни ребенок отображает в игре только то, что он многократно наблюдал, или то, что явилось для него новым ярким впечатлением (впервые видел стрижку волос). Развитие отобразительной игры во втором полугодии второго года жизни
12.12.19

Лучшие статьи
Характер (от греческого charakter - черта, признак, примета, особенность) - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления («Психологический словарь» под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова). Откуда берется характер ребенка? Можно ли влиять на его становление, можно ли формировать характер собственного чада? Таким вопросом задаются многие родители, мечтающие о счастливом будущем своего ребенка. В современной науке до сих пор остается открытым вопрос о наследственном факторе формирования характера, поэтому рассматривать характер ребенка как некую наследственную предопределенность мы не станем. По единогласному мнению исследователей во всем мире, на формирование характера ребенка оказывают мощное влияние два фактора. Первый - биологический, он реализуется через темперамент ребенка. Темперамент - это врожденная характеристика. Реактивность, подвижность, устойчивость психической сферы ребенка обусловлена именно темпераментом. Второй, не менее, а возможно даже более значимый фактор в формировании человеческого характера - социальный. Этот фактор включает в себя: Влияние воспитательных подходов к ребенку со стороны родителей; Влияние личности родителей на ребенка как пример для подражания их поведению; Характер взаимоотношений между людьми, окружающими ребенка (в первую очередь, родителей); Культурные традиции, принятые в обществе, в котором растет и воспитывается ребенок; Нормы, правила и приоритеты, принятые в семье и обществе. Совершенно понятно, что влияние семьи на формирование характера ребенка велико, но не безгранично. Как бы ни старались родители сделать из ребенка бойкого активиста, если он меланхолик от природы, у них ничего не получится. Более того, ребенок будет воспринимать их попытки как насилие, станет тревожным, начнет невротизироваться... Как же быть молодым, заботливым и внимательным родителям, мечтающим о счастливом, веселом, умном, жизнерадостном и успешном ребенке? В медицине есть правило: «Не навреди!». На мой взгляд, в вопросах воспитания ребенка родителю также стоит руководствоваться этим правилом. Хочется напомнить всем родителям: Ребенок прекрасен и внутренне гармоничен от рождения. Он движим своей интуицией и инстинктами. Он не умеет обманывать, хитрить, манипулировать. Всему этому он научается позже, благодаря своим родителям; Ребенок - это зеркало, в котором, кроме всего прочего, отражаются и педагогические ошибки родителей. Итак, перейдем к участию родителей в формировании характера ребенка. Как мы поняли, в основе характера лежит темперамент, как фундамент в основе дома. Меланхолик - довольно медлительный, задумчивый, чувствительный и ранимый. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и неустойчивостью. Это значит, что такой ребенок нуждается в большем количестве времени для того, чтобы принять решение, достичь желаемого результата и более раним, уязвим в отношении негативных воздействий извне. Ребенок-меланхолик более склонен к плаксивости и унынию, чем все остальные. Тем не менее, такие дети ничуть не менее талантливы, чем другие. Они усидчивы, в них хорошо развивается творческий потенциал, но это творчество не носит зрелищного, сценического характера, это творчество, скорее, прикладное: рисование, лепка, конструирование, вышивка, игра на музыкальных инструментах и т.д. Если малыша-меланхолика воспитывать в соответствии с его биологически заложенными возможностями - удастся вырастить человека рассудительного, творческого, умного, чувственного и заботливого. Если заставлять меланхолика «петь со сцены» и постоянно конкурировать с другими детьми, задавать ему слишком быстрый темп деятельности - он станет еще более плаксивым, более тревожным, более ранимым, начнет замыкаться в себе, как бы прятаться от окружающего мира. Задача родителей ребенка-меланхолика - помочь ему адаптироваться в окружающем мире и максимально использовать свой творческий потенциал. Флегматик - склонный к задумчивости, несколько медлительный, но достаточно устойчивый в отношении воздействия стрессовых факторов. Он не так раним, как меланхолик, но так же, как и меланхолик, не склонен спешить. Рассудителен, задумчив, не торопится принимать окончательное решение, может по нескольку раз проверять правильность своих действий. Например, ребенок-флегматик очень медленно убирает за собой разбросанные игрушки, но убирает их очень аккуратно, складывая кубик к кубику, на это ему не жалко времени. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и устойчивостью. Так же как и меланхолик, он не стремится к лидерству и публичности. И если заставлять ребенка-флегматика «петь со сцены» - то «только в составе хора». Иначе ему будет слишком дискомфортно. Флегматики, благодаря своей усидчивости и упорству, имеют много шансов стать мыслителями, учеными. Поощрение достижений и помощь в адаптации среди сверстников - это то, что должны сделать родители, чтобы флегматик мог максимально реализовать себя в жизни. Сангвиник - сильный, от рождения уверенный в себе, в меру напористый, энергичный. Его высшая нервная деятельность характеризуются силой и устойчивостью. Поэтому сангвиник имеет все шансы стать лидером, публичным человеком, социально-активной личностью. Он быстро усваивает информацию, быстро и легко находит ей применение, устойчив в стрессовых ситуациях. Этот ребенок может и хочет «петь со сцены», быть солистом, и, безусловно, его лидерский потенциал стоит поощрять. Однако увлеченному сангвинику стоит время от времени напоминать о важных мелочах, о которых он может забыть. Ребенок сангвиник - это активист, он старается быть лучше всех. В воспитании ребенка-сангвиника стоит особое внимание обратить на формирование чувства ответственности, ведь лидер несет ответственность за тех, кого он повел за собой; на умение быть внимательным к мелочам. Проще говоря, сангвиника нужно научить чувствовать флегматиков и меланхоликов, ведь они будут в его команде, он должен их понимать и уважать, ценить их достоинства, уметь приспосабливаться к их более медленному темпу. Сангвиник, которого воспитали внимательные ответственные родители, - социально активная личность, лидер, руководитель, ответственный и мудрый человек. Холерик - увлекающийся, стремительный, яркий и вспыльчивый. Высшая нервная деятельность характеризуется силой и неустойчивостью. Ребенок-холерик, так же как и взрослый холерик, склонен к быстрым изменениям в настроении. Воодушевленный идеями, радостный и стремящийся к победе, он может, столкнувшись с трудностями, впасть в отчаянье. Он склонен к взрывным реакциям, но он быстро успокаивается. Все холерики - яркие личности, как правило, стремящиеся к публичности, имеют активную жизненную позицию. Это дети, которые могут и любят «петь со сцены», но плохо переносят критику. Он раним и обидчив. Если холерик становится лидером он, безусловно, счастлив, но у него не хватает терпения быть внимательным по отношению к членам своей команды, он может обидеть их своей вспыльчивостью. Родители ребенка-холерика должны учить его справляться со своими негативными эмоциями, не подавлять их и не проявлять бесконтрольно. Важно научить холерика проявлять эмоции в конструктивной, социально приемлемой форме, это поможет ему быть успешным и вдобавок к своим лидерским возможностям приобрести уважение со стороны окружающих его людей. Дети-холерики, научившиеся конструктивно реализовывать свои яркие эмоции, - это лидеры в будущем, это яркие творческие личности, нестандартные, оригинальные, это генераторы идей. Какие черты характера родители обычно хотят видеть в своем ребенке? Наверное, все родители хотят видеть своего ребенка умным, талантливым, покладистым, веселым, артистичным, послушным, рассудительным и т.д. и т.п. Что нужно делать, чтобы ребенок приобрел все перечисленные выше качества? С момента зачатия нужно осознавать, что ребенок - это отдельная от папы и мамы личность. У него будет своя судьба, свои интересы, свои таланты, свои друзья, свои победы и свои поражения. В общем - его нужно готовить к достижению его собственных, а не ваших целей; Задача родителей - подготовить ребенка к взрослой жизни так, чтобы впоследствии ему было легко справляться с любыми трудностями. Соответственно, важно формировать такие черты характера, как трудолюбие, целеустремленность, рассудительность; Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным в жизни человеком - потрудитесь над тем, чтобы он вырос уверенным в себе и своих силах. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что он любим и уважаем своими родителями. Отдайте ребенку ответственность за его поступки; Родителям нужно соотнести свои требования с возможностями ребенка (учитывать не только темперамент, но и возраст ребенка), для того чтобы не травмировать его личность; Ориентироваться на способности и предпочтения ребенка. Развивать те таланты, в которых ваш ребенок проявляет особые успехи, и поддерживать на хорошем уровне другие способности ребенка; И, наконец, самое главное - нужно любить и уважать своего ребенка! Он - это самое ценное из того, что вы оставите после себя!


На втором году жизни ребенок отображает в игре только то, что он многократно наблюдал, или то, что явилось для него новым ярким впечатлением (впервые видел стрижку волос). Развитие отобразительной игры во втором полугодии второго года жизни происходит в направлении расширения круга изображаемых действий и установления элементарных первичных связей между действиями (выкупав куклу, вытирает ее). В игре он использует несколько предметов (укладывает куклу на кровать, закрывает ее одеялом). Для детей в возрасте до 1 года 3—4 месяцев характерно то, что они часто переходят от одного действия и предмета к другому. Они играют в основном тем, что попало в поле их зрения. Ребенок находится как бы во власти зрительного восприятия: увидел мяч — играет мячом, заметил куклу бросает мяч и играет этой куклой. Его действия прерывистые, кратковременные, но многократно повторяющиеся. Это говорит о том, что внимание ребенка еще неустойчиво, он легко отвлекается, у него еще очень недостаточен личный опыт, ограничен запас действий. В то же время ребенок, часто меняя предметы, действия, движения, как бы предохраняет себя от утомления и поэтому, несмотря на то что он все время в движении, не устает, а однообразные движения его утомляют. Во втором полугодии игра становится более устойчивой и возникает не только по внешним сигналам, но и по слову взрослого: «Пойди возьми куклу, покорми ее» и по памяти — ребенок идет к шкафу и ищет одеяло, чтобы завернуть куклу. Позже воспитательница вызывает у детей связанные действия (покормить куклу, выкупать ее, покатать), учит использовать в игре несколько предметов (куклу, одеяло, чашку, ложку). У ребенка на втором году жизни, когда он уже умеет ходить, говорить, разнообразно действовать, появляется повышенный интерес к окружающему и возникают все новые потребности. В связи с этим создаются все более разнообразные взаимоотношения со взрослыми. Но между желанием ребенка и его возможностями есть несоответствие. Так, не умея еще хорошо говорить, он не всегда может понятно для окружающих выразить свои желания и, наоборот, дети часто не понимают, что хотят от них взрослые. Ребенок многое уже может сделать сам (пойти в другую комнату, взять любую вещь, забраться куда-нибудь высоко и т. д.), но он не понимает еще, что можно и что нельзя. И в то же время он очень эмоционален, желания его очень сильно выражены. Поэтому в таком возрасте у ребенка особенно легко могут сформироваться отрицательные взаимоотношения с окружающими, возникнуть многие нежелательные вредные привычки (добиваться криком желаемого, отказываться есть, спать, не выполнять законных требований взрослых, бросать, ломать вещи и т. д.).


В районе трех лет практически у всех детей наступает период, когда они из послушных и ласковых малышей превращаются в маленьких тиранов. Они становятся совершенно неуправляемыми, упрямыми и вредными. Какие же изменения происходит в сознании ребенка в этот период, почему они проявляются в его поведении таким образом и как себя вести родителям? По мере развития речи происходит трансформация восприятия ребенком окружающего мира. От непосредственно ощущения мира ребенок переходит к восприятию мира через его описание. «При помощи языка, грамматики и синтаксиса он узнает специфическое описание мира, которое его потом научат называть реальностью» Вот что мы читаем на эту тему у Карлоса Кастанеды: «Для мага реальность, или мир, который мы все знаем, - это всего лишь описание этого мира». Ради подтверждения этой предпосылки дон Хуан сосредоточил все свои усилия на приведении меня к подлинной убежденности, что то, что я воспринимал как окружающий меня мир, было просто его описанием, которое вдалбливали в меня с самого рождения. Он указал, что всякий, кто входит в контакт с ребенком, является учителем, беспрерывно описывающим ему мир, вполоть до того момента, когда ребенок становится способным воспринимать мир так, как его описывают. Согласно дону Хуану, у нас не остается никаких воспоминаний об этом знаменательном моменте просто потому, что ни у кого из нас не могло быть никакой точки отсчета для сравнения его с чем-либо иным. Для дона Хуана реальность нашей повседневной жизни состоит из бесконечного потока интерпретаций восприятия, которые мы, индивидуумы, разделяющие некое специфическое членство, научились делать одинаковым образом». Благодаря сходному восприятию действительности мы можем понимать друг друга, поскольку вкладываем сходный смысл в одинаковые слова; символический язык обеспечивает преемственность и расширение информационного поля. Благодаря употреблению языка ребенок может впервые выстроить представление о серии или последовательности событий, и таким образом начинает конструировать мир огромной временной протяженности. Он строит прочное понятие времени - не просто длящееся настоящее воображаемых объектов, как на предыдущей стадии, но линейную цепь абстрактных представлений, следующую от прошлого к будущему. «Поскольку теперь возможно вербальное представление последовательности событий, добавляется временное измерение: человек обретает свое первое понимание прошлого и будущего. Хотя еще нельзя точно измерить длинные периоды времени, прошлое и относительно отдаленное будущее появляются как полноправные временные измерения». С появлением речи резко ускоряется развитие сознательного мышления, появляется способность к осмыслению происходящего, и, следовательно, неконтролируемый эмоциональный отклик на событие замещается более продолжительным временным промежутком между «стимулом и реакцией». Ребенок учится самоконтролю и владению собой. Теперь, когда ребенок начинает осваивать мир времени, события не только непосредственно с ним случаются. но и могут воображаться во времени. Последовательную цепь событий можно выстроить в сознании, и в сознании же ее проиграть. Если происходящее в реальной жизни событие просто случается, то в пространстве языка появляется возможность выбора - я могу сделать то, или я могу сделать это. Возможность выбора, исключительно человеческое качество - наше благословение, и наше проклятие. Слово ИЛИ создает точку выбора, точку принятия решения, а, следовательно, вводит в осознание понятия причины и следствия, а также ответственности - следующие важные вехи в развитии личности. Обретение языка - важный шаг в эволюции сознания. Однако, за него приходится платить немалую цену. Вместе с языком ребенок обретает прошлое и смотрит в будущее. Вместе с понятием «прошлое» появляется сожаление, а вместе с понятием «будущее» - неопределенность и страх. Одновременно с возможностью выбора появляется понятие «грех», и ребенок оказывается «выброшен из райского состояния неведения и доверия в мир разделенности, изоляции и смертности». На предыдущей стадии развития физическое тело выделилось из материального окружения, теперь ум начинает дифференцироваться от физического тела. Плата за такой рост в сознании - признание собственной отдельности, а значит уязвимости и незащищенности. Поэтому большинство детей вскоре после обретения языка проходят через продолжительный период ночных кошмаров. В это время для ребенка как никогда важны любовь, тепло и поддержка со стороны родителей. В этот период, когда ребенок начинает ощущать себя как отдельную самостоятельную личность, он должен завершить процесс физического отделения от родителей. Он хочет занять свое, предназначенное только ему место в семейной системе. Начинается кризис трехлетнего возраста, время капризов и истерик, время великого противостояния «кто кого», по силе сравнимый разве что с подростковым кризисом. Это время испытания родителей на прочность... И когда станет совсем невмоготу, постарайтесь услышать за абсурдными требованиями, истерическими воплями, топанием ногами и битьем головы о пол крик о помощи маленького беззащитного существа, оказавшегося в одиночестве перед лицом обступившей его реальности. Если ваш малыш решил закатить вам истерику, дайте ему почувствовать, что истерикой он ничего не добьется; вы понимаете его чувства и любите его, но не будете выполнять его требования; не собираетесь с ним что-либо обсуждать, когда он в таком состоянии; готовы ждать, пока он успокоится. Когда он успокоится, обнимите его и пожалейте, ему самому не сладко. Не наказывайте за истерику, просто дайте понять, что таким способом он по определению не сможет ничего добиться. Из вас двоих сильный взрослый - вы; опора, поддержка, защита - вы. Ваша внутренняя сила должна стать его собственной внутренней силой. Но, может быть, ваш внутренний ребенок также беззащитен и слаб, как и ваш малыш? Тогда вы вряд ли сможете сохранить спокойствие и рассудительность в подобной ситуации, а значит, не сможете поддержать своего малыша и передать свою силу. Но кто же, если не вы, это сделает? В статье использованы материалы из книги Кена Уилбера «Проект Атман».


Развитие памяти у детей

09.12.19 | Раздел: Психология детей
У детей рано развивается память. В процессе деятельности, с установлением все больших связей с окружающим, круг узнаваемых ребенком предметов и явлений расширяется. Он начинает не только узнавать, но и вспоминать о предметах и явлениях, отсутствующих в настоящее время, таких, которые в прошлом являлись сильными раздражителями или имели большое значение для ребенка. Сначала воспоминания об отсутствующих предметах, явлениях возникают на основе какой-либо наглядной ситуации, в которой в прошлом опыте ребенка была установлена связь с отсутствующим в настоящее время предметом. Несколько позже воспоминания могут уже возникать по слову. Особенно велики в этом возрасте достижения в развитии речи. К году ребенок начинает произносить первые слова. Развитие речи детей второго года жизни проходит два этапа: первый — от 1 года до 1 года 5—6 месяцев, второй — от 1 года 5—6 месяцев до 2 лет. В первом полугодии происходит быстрое развитие понимания речи, ребенок начинает усваивать все большее количество названий предметов и действий, которые неоднократно ему показывали и называли. Достаточно 2—3 раза показать предмет и назвать его, как ребенок уже запоминает это название и на вопрос взрослого показывает на этот предмет или приносит его. Ребенку говорят: «Скоро придет мама», — он в ответ улыбается и смотрит на дверь, откуда обычно приходит мать. Ребенок подает газету отцу, услыхав, что он спрашивает: «Где газета?», хотя вопрос непосредственно к нему не относился. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие активной речи: при правильном воспитании дети много лепечут и в их лепете появляется все больше разнообразных звуков и их сочетаний. Лепет ребенка эмоционален, выразителен и сопровождает почти все его действия. Развивается и способность подражать слышимым звукам и легким словам. За полгода он накапливает примерно 30—40 слов. Но даже и те слова, которые ребенок уже умеет произносить, он использует еще редко, обычно в момент сильной заинтересованности. Новые слова весьма неустойчивы и поэтому легко затормаживаются в непривычных условиях. Ребенок обычно говорит только с близкими людьми и в хорошо знакомой обстановке. При правильном воспитании во втором полугодии второго года жизни происходит скачок в развитии речи ребенка: после 1 года 5—6 месяцев начинает бурно увеличиваться его словарный запас и к 2 годам малыш употребляет уже около 300 слов. В словаре ребенка к 2 годам имеются названия не только предметов и действий, но также их качеств. Новое в формировании речи ребенка во втором полугодии — это то, что он начинает говорить предложениями, сначала из двух, а затем из 3—4 слов. Возникновение предложений свидетельствует о развитии мышления. Ребенок начинает выражать словами взаимосвязь явлений. В этот период речь для ребенка становится средством общения только с окружающими его взрослыми, но не с детьми, так как дети еще плохо понимают друг друга. Ребенок обращается к взрослому, пользуясь речью как средством выражения своих желаний, делится впечатлениями. Слово взрослого становится средством воспитания, может изменить поведение ребенка, его эмоциональное состояние, направить на то или иное действие. С развитием речи неразрывно связано развитие мышления детей. По мере обогащения восприятия, накопления конкретных представлений об отдельных предметах и развития речи уже в самом конце первого года жизни ребенок делает первые обобщения. Сначала они основаны на внешних признаках предметов и явлений.


Применять какие-либо другие формы наказания (ставить ребенка в угол, лишать сладостей за разорванную книжку, заставлять сидеть неподвижно длительное время на стуле за сломанную игрушку) нельзя. Форма наказания должна прежде всего вытекать из поступка, только тогда ребенок воспримет наказание как следствие своего отрицательного поведения. Надо твердо помнить, что непослушание маленьких детей, их отрицательные поступки или частое возбуждение обычно являются результатом либо неправильной системы воспитаний (прежде всего отсутствия единого подхода), либо какого-либо неправильного, неосторожного приема воспитателя (нарушение режима, чрезмерно длительное занятие, прогулка). Часто отрицательные формы поведения детей объясняются тем, что воспитатели не учитывают их возрастных особенностей и уровня развития. Например, вспышки сильного возбуждения ребенка, проявляющегося в виде громкого раздраженного плача, бросания на пол, агрессивных действий по отношению к другим детям (ударяет, ломает их постройку и др.), часто бывают следствием длительного вынужденного тормозного состояния или обилия запрещении, ограничения желаний ребенка. Понятно также и упрямство, которое иногда проявляет ребенок, например отказываясь идти умываться, если его без предупреждения резко отрывают от интересной книжки, которую он рассматривал. Именно эти неправильные приемы — отсутствие единого подхода, частое и резкое прекращение занятия ребенка, а также отсутствие условий для его разнообразной активной деятельности приводят к упрямству, негативизму, повышенной раздражительности и вспышкам возбуждения детей раннего возраста. Поэтому нельзя ограничиться пресечением данного отрицательного поступка ребенка: необходимо разобраться в его причинах и устранить их. Например, ребенок отказывается есть. В таких случаях нельзя всегда настаивать, чтобы он обязательно ел, Отказ от пищи может быть вызван различными причинами — началом заболевания, утомлением, обусловленным чрезмерно длительным или неправильно организованным бодрствованием, сильным возбуждением в результате предшествующего неправильного подхода взрослого и т. д. Различные причины требуют и разного отношения к отказу ребенка от еды. Так, заставлять есть ребенка, которому нездоровится, иногда даже вредно. Если же ребенок очень устал, также не следует настаивать на том, чтоб он ел: лучше дать ему отдохнуть (уложить спать) и потом уже накормить, а в дальнейшем не допускать такой степени утомления. Не зная причины плача ребенка, не надо сразу его ласкать и уговаривать. Иногда правильнее игнорировать его плач, если он вызван, например, отказом от выполнения неосуществимого требования ребенка. При правильном воспитании маленьких детей поводов для наказаний мало.


article 434

29.11.19
Ангина - общее острое инфекционно-аллергическое воспаление миндалин, чаще небных, другие миндалины вовлекаются в воспалительный процесс значительно
Это хронический рецидивирующий дерматоз. Болеют с одинаковой частотой взрослые и дети. При красном плоском лишае на теле появляются высыпания
Ребенок выглядит бледным, быстро устает, предпочитает прогулкам мультики и компьютерные игры, значит, он входит в группу риска по малокровию —
Колит у ребенка. Лечение
Колит — заболевание, возникающее в результате воспалительно-дистрофических изменений в толстой кишке. Воспалительный процесс может быть ограниченным
Ангина - это инфекционное заболевание, при котором воспалительным изменениям подвергаются небные миндалины. Есть еще одно название у ангины -
Детское врачевание Содержание натрия в детских яблочных соках, представленных на рынке, в разы превышает норму, что может быть опасным для здоровья


http://detckijvrach.ru - журнал о здоровье детей онлайн © 2011 Все права защищены. Детское врачевание
Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на - http://detckijvrach.ru/