Главная Новорожденные Детский сад Школа.Дети Развитие,речь,игры Физическое воспитание Здоровье Оригами
Логин:  
Пароль:
Заболевания детей Безопасность Воспитание Рацион питания Дом.Семья Беременность Психология Творчество Детский отдых
Навигация по сайту
Психология детей
Любовью избаловать нельзя

Любовью избаловать нельзя

Поначалу многие мамы боятся приучить кроху к рукам. Потому что уже все наслышаны, что от такого зависимого от близости к матери малыша потом «спасу не будет», ребенок «руки свяжет» - ни готовить, ни убираться, ни просто наедине с собою и пяти минут
29.12.19

Лучшие статьи
Зимние прогулки с малышомС наступлением зимы все преобразилось до неузнаваемости. Зеленый лес укрылся белой шубой, река спряталась подо льдом, куда-то подевались бабочки и даже некоторые птицы давно перебрались в теплые края. Для взрослого человека все эти перемены очевидны и понятны. А для малыша? Что знает он о жизни природы зимой? О пользе наблюдений Наблюдения за природой вместе с малышом многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Куда важнее, думаем мы, научить кроху читать и считать как можно раньше, решать логические задачи и формулировать собственные выводы. Все это, безусловно, заслуживает внимания. Но именно всевозможные наблюдения как раз и учат кроху думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребенка внимательным и чутким, а это для малыша гораздо важнее, умения читать в три года. Не секрет, что городские детишки мало общаются с природой. Да и природы как таковой в больших городах осталось немного. Но сколько бы мы ни рассказывали крохе о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки в книжках и играя в настольные игры, этого все равно недостаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше, чем сто раз услышать. И как было бы здорово в выходные отправиться в лес или в городской парк, что бы кроха смог увидеть своими любознательными глазенками все те волшебные превращения, которые подарила природе зимушка-зима. Да что там парк! Даже во дворе возле дома можно устроить замечательную экскурсию. Только постарайтесь, чтобы общение с малышом не превращалось в лекцию. Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность - пусть он размышляет в поисках ответов, и не беда, если его догадки не всегда верны. Главное - желание найти истину. Итак, одеваемся потеплее, берем с собой фотоаппарат и отправляемся встречать зиму! Приметы зимы Прежде всего, стоит поговорить с малышом о приметах зимы. Пусть он расскажет вам об этом сам. Ведь даже у трехлетнего карапуза уже есть приличный жизненный опыт. Наверняка он скажет, что зимой бывает снег. Верно, а почему? Потому, что зимой холодно. Ведь снег - это замерзшая вода. Летом из тучки идет дождь, а зимой дождевые капельки замерзают и становятся снежинками. Пусть малыш подержит в руках немного снега и сам убедится, что он тает и превращается в воду. Наберите снег в детское ведерко и принесите его домой, понаблюдайте, как он тает, а потом опять заморозьте в морозилке. Гуляя на улице во время снегопада, рассмотрите с малышом крошечки-снежинки. Они все разные и удивительно красивые. Но у всех снежинок есть одно общее свойство. Какое? У всех снежинок по шесть лучей. (Сможет ли малыш догадаться?) Дома сделайте снежинки из бумаги. Детвору это занятие завораживает. Просто дух захватывает, когда разворачиваешь бумагу и гадаешь: а что же там получится? Если ребенок уже имеет какое-то представление о планетах и их вращении вокруг солнца, поговорите с ним о том, почему же зимой становится холодно. Проще всего это сделать при помощи глобуса и настольной лампы. Обратите внимание юного астронома на то, что земная ось немного наклонена и потому солнышко нагревает Землю неравномерно. Когда на одной половинке Земли лето, на другой - зима. Но вот Земля пролетела полкруга вокруг солнца, и зима с летом меняются местами. Можно вырезать из бумаги фигурки детей в зимней и летней одежде, повращать глобус вокруг солнца-лампы и подумать, какое время года будет в разных местах "земли". Уместно будет поговорить с ребенком о зимней одежде, о том, для чего люди ее надевают. Вспомните зимние виды спорта и порассуждайте, почему летом нельзя кататься на санках или лыжах. Поговорите о снегоуборочной технике и ее помощи людям. Расскажите крохе, что зимой дни становятся короче, а ночи - длиннее. Например, обратите его внимание на то, что в начале осени, когда вы возвращались из садика, еще светило солнышко. Вы успевали погулять, поиграть, поужинать, а на улице все еще было светло. А теперь вы возвращаетесь домой в сумерках. Если малыш не ходит в сад, придумайте другую, понятную ему временную веху. Это может быть вечерняя прогулка или то время, когда приходит с работы папа. Главное, чтобы событие повторялось изо дня в день примерно в одно и то же время. Тогда и уменьшение светового дня будет наглядным. В гости к деревьям Самые заметные изменения происходят в живой природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят весной, летом, осенью и зимой, ребенок сможет лучше осознать смену времен года. Хорошо бы выбрать какое-то одно деревце, растущее вблизи от дома, и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подходит небольшая березка. Именно березу малыши лучше всего отличают от других деревьев. Вспомните вместе с ребенком, что летом дерево было одето в зеленый наряд, осенью листья начали желтеть и облетать, и к зиме деревце осталось совсем без листочков, голым. Подумайте вместе с малышом, почему так происходит. Расскажите ему, что из промерзшей земли корни уже не могут тянуть воду, да и холодного зимнего солнышка дереву не достаточно, поэтому оно сбрасывает листья и как бы засыпает. И если бы листья не осыпались, ветви могли бы сломаться под его тяжестью снега, а с тоненьких голых веточек снег легко соскальзывает, не причиняя дереву вреда. Рассмотрите вместе с ребенком почки на ветках разных деревьев. Сейчас они совсем маленькие, покрыты сверху толстой защитной кожицей, и никакие морозы им не страшны. Разломите почку и покажите малышу. Если в почке виден крошечный зеленый зародыш, значит, дерево живое, и когда пригреет весеннее солнышко, из почек появятся новые листочки. Можно собрать веточки, упавшие с разных деревьев, поставить дома в воду и устроить маленькую весну среди зимы. Правда, такие «спящие» ветки простоят довольно долго, прежде чем из почек проклюнутся листья. Чтобы ускорить процесс, устройте растениям "ванну" - положите их в теплую воду (30-35градусовС) и оставьте на 6-12 часов. Затем поставьте в вазу с водой. Уже через несколько дней ветки начнут развиваться и подарят вам с малышом настоящее чудо. Обратите внимание ребенка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут зимовать в зеленом наряде. Объясните, что хвоинки - это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот елки хвою и не сбрасывают. А зачем? Им и так хорошо. Зимой хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются раньше. Наверное, ваш ребенок умеет различать некоторые деревья. Но летом это делать легче - помогают листья. А вот зимой, когда они облетели, узнать то или иное дерево или куст совсем непросто. Это будет интересной исследовательской задачей для крохи. Обратите внимание ребенка на внешний вид дерева, на его кору, поглядите, может, остались где-нибудь на ветках засохшие листочки. Березу сразу можно отличить по коре, иву - по свисающим до земли веткам, некоторые виды тополя - по высокой пирамидальной кроне. На рябине и шиповнике остаются с осени сухие плоды. Именно по ним эти растения очень легко узнать зимой. Посмотрите, много ли на рябине ягод, и проверьте народную примету. Говорят, что большой урожай рябины - к холодной, суровой зиме. Это и понятно, ведь для многих птиц рябина - настоящее спасение. Ею любят лакомиться дрозды, свиристели, снегири. Если вам повезет, то вы сможете увидеть, как стаи этих северных гостей буквально "сметают" рябиновые грозди в считанные минуты. А что бы еще лучше запомнить, где какое дерево, а заодно и погреться, поиграйте в веселую игру. Мама говорит: "Раз, два, три, к березе беги!" А ребенок быстро выполняет команду. Так можно бегать и к дубу, и к каштану, и к любому другому дереву, растущему поблизости. А потом будет здорово поменяться ролями, когда ведущим игры станет кроха Лесные кладовые К зиме готовятся не только люди и деревья. Животные и птицы тоже ждут холодов и делают на зиму запасы. Пусть малыш подумает, кто же из лесных жителей осенью запасает для себя еду. Конечно, это белка. Кладовых у нее множество. Она собирает орехи, желуди, прячет их в дупла, под корни деревьев и в мох. Но и грибы сушит, как запасливая хозяйка. Найдет гриб, затащит на дерево и прикрепит в развилке веток. Зимой белка много спит в теплом дупле. А в солнечные деньки спускается с дерева, чтобы отыскать свои запасы. Маленькая птичка поползень тоже запасает орехи и желуди. Прячет он их высоко на дереве, в щелях и трещинах коры. В дубовых посадках, если они есть возле дома, в парке или в лесу можно встретить пеструю сойку. Сойке зима не страшна - всю осень она прятала под корнями деревьев желуди и ягоды. В таких кладовых бывает по несколько килограммов желудей. Часто сойка забывает, где что спрятано, а потом на месте кладовой вырастают маленькие дубки. Если ребенок захочет, можно дома поиграть с игрушками в лесных зверюшек, которые делают запасы на зиму. Летом серый, а зимой? Наверняка ребенок знаком с загадкой про зайчика и знает, что на зиму он меняет свою серую шубку на белую. А сможет ли он ответить, почему так происходит? Верно, чтобы стать незаметным на белом снегу. Вот как рассказывал об этом заяц-беляк в сказке В. Бианки "Синичкин календарь": "Пурга все следы замела и меня занесла - вот волки рядом пробежали, а меня не нашли". Но снег не всегда помогает зайке прятаться. Бывает, что и мешает. На рыхлом снегу остаются четкие заячьи следы, по ним лиса его в два счета найдет. Да и бегать по такому снегу тяжело. А вот плотный снег - другое дело. И бегать легко, и никаких следов. Расскажите ребенку, что не только зайчик обновляет на зиму "гардероб". Многие животные и птицы тоже надевают зимние шубки. Например, горностай и ласка. У лисиц и белок шубка становится гуще и теплее. С таким мехом никакие морозы не страшны. Зимние сони Ну, а кто самый известный зимний соня? Конечно, медведь. Поздней осенью забирается он в берлогу и там дремлет до весны. Все это время медведь ничего не ест. Он нагуливает ("наедает") жир летом и осенью, и этих запасов ему хватает на всю зиму. А медведице удается еще и выкормить новорожденных медвежат. Но не только медведи зимой впадают в спячку. Предложите ребенку вспомнить лесных жителей и подумать, кто из них тоже отправляется спать в зимние квартиры. Это ежи, еноты, барсуки, летучие мыши. Ежик с осени готовит себе зимнюю нору, выстилает ее травой, сухими листьями и мхом. А потом спит там до весны, удобно свернувшись клубочком. Еноты и барсуки тоже зимуют в норах, а летучие мыши - в дуплах деревьев, в пещерах или на чердаках. Предложите малышу подумать, почему многие животные зимой спят. Во-первых, они боятся зимних морозов - не каждый зверек может в теплую шубку переодеться, а в берлогах и подземных норках им тепло и уютно. Но есть и вторая причина, более важная. Ежик любит полакомиться насекомыми, а зимой их не достать. Мишка, хоть и кажется большим и грозным, питается, в основном, растениями и ягодами. А какие зимой растения? И если зимой нельзя добыть себе корм, лучше переждать трудные времена в состоянии спячки. А волки, лисы, зайцы и зимой себе пропитание отыщут. Вот и бегают всю зиму по лесу. Пусть ребенок подумает, чем питаются эти животные зимой. Кто улетел, а кто остался? Наверное, малыш уже знает, что многие птицы с приходом осени улетают в теплые края. Но не лишним будет еще раз об этом вспомнить. Почему одни птицы улетают, а другие остаются зимовать с нами? Не спешите отвечать за ребенка, дайте ему возможность немного порассуждать, помогите наводящими вопросами. Где живут утки и гуси? Правильно, у речек и прудов. Река для них - и дом, и столовая. А что происходит с реками зимой? Верно, они замерзают. Значит, нужно водоплавающим птицам искать себе другой дом. А что летом кушают ласточки, чем кормят своих птенцов? Летающими насекомыми. А зимой насекомые летают? Нет, они прячутся от холода до весны. Выходит, что зимой многим птицам нечего есть, вот и ищут они себе дом в других местах, теплых и сытных. Почему же тогда не улетают воробьи и синички, вороны и галки, сойки и дятлы? Просто все они могут зимой отыскать для себя пропитание: семена и плоды растений и даже насекомых с их личинками под корой деревьев. А если перебраться поближе к людям, можно поживиться остатками пищи, которые обязательно найдутся поблизости от жилья. Поговорите с ребенком о тех птицах, которые остались зимовать. А еще лучше постарайтесь их увидеть и за ними понаблюдать. Прежде всего это вездесущие воробьи. Воробьиные стайки можно увидеть на облетевших кустах и деревьях практически всегда. Разучите стишок: За что люблю я воробья? За то, что он такой, как я: Когда приходят холода, Не улетает никуда. (В. Левин) Бойкие синички - тоже нередкие гости. Питаются они, в основном, насекомыми, которых вытаскивают из щелей в древесной коре. Посмотрите, как снуют синички вверх и вниз по стволам в поисках насекомых. Понаблюдайте с крохой за воронами и сороками. Эти птицы всеядны: и насекомых едят, и зерно, и всевозможные пищевые отходы. Птичья столовая Птичкам-невеличкам, которые остались зимовать вместе с нами, приходится не сладко. Все-таки добраться до корма непросто - он часто бывает скрыт подо льдом и снегом. А зимой очень холодно, и птичке нужно больше еды, чем летом. Если малыш не знает или подзабыл о той большой пользе, которую приносят птицы, расскажите ему, как синички и другие маленькие пичужки спасают деревья от вредных насекомых. Чем больше птиц в лесу или в саду, тем целее деревья. Объясните крохе, что зимой птицы погибают не от холода, а от голода. Ведь сытая птичка не замерзнет даже в самый сильный мороз. И если вы вместе с ребенком смастерите и повесите в парке, на опушке леса или возле дома кормушку, то вы не только сможете понаблюдать за птицами, но и сделаете доброе и нужное дело. Если папа согласится помочь, можно соорудить кормушку по всем правилам. Для этого понадобится небольшая дощечка или фанерка, к которой нужно приделать низенькие бортики. Ее за четыре угла можно подвесить на ветке, а еще лучше - укрепить на деревянной "ножке", вбитой в землю. Тогда кормушка не будет раскачиваться от ветра. Не помешает и деревянная крыша. Если кормушка висит в парке, и вы с ребенком не можете наведываться туда часто, удобно сделать "автоматическую" кормушку. Для этого наполните кормом бутылку, переверните ее горлышком вниз и закрепите над столиком на расстоянии нескольких миллиметров. По мере того, как птицы будут съедать корм, из бутылки будет высыпаться новый. Чтобы бутылка не пугала птиц, предварительно обмажьте ее клеем ПВА, обваляйте в песке и высушите. Вот теперь она выглядит более "природно" и естественно. Если же сделать деревянную кормушку не получается, конструкцию можно значительно упростить. Например, прорезав большое окошко в пластиковой бутылке или картонном пакете из-под молока. Чем же угостить птиц? Лучшее лакомство - подсолнечные и тыквенные семечки. Можно насыпать крошки белого хлеба. Такое угощение понравится любым птичкам. Всевозможные крупы (пшено, овес, просо и др.) привлекут, скорее всего, только воробьев. Снегири любят ягоды рябины и бузины. Синичек можно побаловать кусочками несоленого сала или мяса. Только не кладите сало прямо на столик - утащат вороны. Подвесьте его на ниточках или проволочках к веткам деревьев. Так вороне схватить сало трудно, а синичка поклюет, уцепившись за кусочек лапками. Кого можно встретить у кормушки? Если она висит во дворе возле дома, то основными вашими гостями будут воробьи и синички. В лесную столовую могут пожаловать не только всевозможные синицы, но и дятел, и поползень. Птицы очень быстро привыкают к кормушке и наведываются туда постоянно. Если вы каждый день гуляете с ребенком примерно в одно и то же время, попробуйте провести такой эксперимент. Каждый день в определенные часы насыпайте в кормушку корм. И очень скоро вы заметите, что птицы знают время обеда и собираются у кормушки "вовремя", ожидая лакомства. Иногда прилетает сразу вся стайка, а бывает, несколько воробьев-разведчиков. Ребенку наверняка понравится возможность понаблюдать за пернатыми и их повадками во время обеда. Привыкнув к людям, птички будут подпускать вас достаточно близко. Только вести себя нужно очень-очень тихо. Лесная прогулка Конечно, интереснее всего искать приметы зимы в настоящем лесу. Кажется, что жизнь здесь замерла. Куда же подевались все летающие, бегающие, прыгающие насекомые, которых летом здесь было великое множество? Пусть ребенок сам попробует ответить на этот вопрос. А потом предложите ему отыскать заснувших на зиму насекомых. Если вы заметите старый трухлявый пень, отверните кусок его коры. Кого только не встретишь там: всевозможные жуки, гусеницы, бабочки, мухи. Они не двигаются и как бы оцепенели от холода. Если взять одно насекомое, посадить на варежку малыша и отогреть теплым дыханием, оно сразу оживет и зашевелится. Так и весной: пригреет солнышко - и все бабочки и мошки выползут из своих зимних убежищ. Любой ребенок знает, что пластмассовая лопата на длинной ручке - невероятно нужная и полезная вещь, если на улице лежит снег. И если к моменту лесной прогулки снег уже выпал, интересно будет посмотреть, как чувствуют себя под снегом растения. Раскопайте снег лопатой, разгре6ите старые опавшие листья и - о чудо! Оказывается, под снегом зеленеет самая настоящая живая травка. Наверняка малышу будет интересно узнать, почему она не замерзает. Расскажите маленькому почемучке, что снег - это теплое одеяло для растений. Под толстым слоем снега многие растения замечательно себя чувствуют до самой весны. Прогуляться можно и к водоему, увидеть там своими глазами, что реки и озера на зиму замерзают. Расскажите ребенку о том, как зимуют речные растения, рыбы и речные животные. Многие водоросли, насекомые, мелкие рачки вмерзают в лед, но не погибают. Весной они отогреются и оживут. А рыбы зимой опускаются на самое дно. Сверху река замерзает, а внизу, возле дна, остается небольшая прослойка не замерзшей воды. Чем сильнее мороз, тем меньше эта прослойка. Но рыбам все равно хватает. Не забудьте дома почитать с малышом книжки, подходящие по теме. Особенно много осенне-зимних историй можно отыскать у В. Бианки. Это "Синичкин календарь", "Где раки зимуют", "Заяц, косач, медведь и Дед мороз", "По следам" и др. А если в домашней видеотеке отыщутся подходящие мультфильмы, их тоже стоит пересмотреть вместе. Календарь наблюдений Само это словосочетание, «календарь наблюдений», нередко вызывают содрогание у взрослых. Сразу вспоминаются школьные уроки природоведения и утомительная необходимость отмечать ежедневно температуру воздуха, осадки, направление ветра… Но для малышей, поверьте, - это увлекательнейшее занятие, и к тому же полезное. С его помощью кроха сможет закрепить все те знания, которые он получил во время ваших замечательных прогулок. Сделать такой календарь не сложно. Возьмите большой лист бумаги, расчертите на квадратики по количеству дней в месяце. Квадратики должны быть довольно большие. Сверху крупно пишем название месяца. Если удастся найти в старых книгах и журналах картинки, подходящие данному времени года, пусть ребенок их вырежет и наклеит на полях календаря. Теперь каждый день будем подписывать очередной квадратик: число и день недели, а помимо этого, изображать в клеточке то, что посчитаете нужным. Можно наблюдать за погодой и рисовать в клеточке определенный символ: солнышко, облачко, снежинку и т.д. Можно учиться определять температуру по градуснику. Можно рисовать все, что увидели на прогулке: синичку, ворону, рябину, собаку определенной породы, следы на снегу и т.п. А можно заранее отмечать знаменательные события (день рождения, поход в цирк, театр и т.п.), а потом считать, сколько дней до них осталось. Интересных и познавательных вам прогулок и занятий!


Массаж оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка и прежде всего укрепляют костно-мышечную систему. Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несущей ей питательные вещества и кислород. В результате систематической тренировки мышцы становятся округлыми и эластичными. При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раздражение надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся толще и шире. Так как к работающим органам кровь приливает более обильно, то во время движений объем крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, увеличивается, вместе с этим усиливается и легочная вентиляция, т. е. насыщение крови кислородом. Во время движений в организме вырабатывается тепло; известно, что в холодное время года на прогулке дети должны больше двигаться, в противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы хорошо они ни были одеты. Во время движений, в связи с повышением теплопродукции, усиливается работа потовых желез, которые являются механизмом теплорегуляции. Таким образом, двигательные акты обслуживаются системами дыхания, кровообращения, теплорегуляции. Все это требует взаимной согласованности в работе всех физиологических систем, что зависит от соответствующей нервной регуляции. Так, в тренировку включается и нервная система. Данные физиологии говорят, что там, где двигательный аппарат находится в неблагоприятных условиях, задерживается и общее развитие высшей нервной деятельности. В результате систематической тренировки ни одна система не остается без изменений. Эти изменения касаются мышц, костей, грудной клетки и т. д., особенно в период формирования их и наибольшей пластичности. Изменения касаются не только формы, но и функции. Важнейшим из функциональных изменений является нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность — совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности. В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются для них основным источником радости, а радость играет большую роль для состояния сердечно-сосудистой системы. Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей; радость расширяет сосуды, и при этом создаются благоприятные условия для питания и работы органов. Мы привыкли все наши чувства приписывать сердцу, отсюда выражения «сердце замирает от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т. д. Эта связь эмоций с работой сердца и сосудов была отмечена еще в глубокой древности: «сердце холодное, горячее, доброе, злое, черствое, отзывчивое» и т. д., или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и т. д. Физиологическим действием движений определяются основные принципы организации гимнастики:   Гимнастика не должна проводиться натощак, сразу после еды, непосредственно после ночного сна.   Проводить занятия лучше на открытом воздухе или в помещении при непрерывном притоке воздуха, т. е. при открытых окнах (летом) или при открытой форточке (зимой).   Гимнастика должна доставлять ребенку удовольствие; недопустимо заниматься ею с плачущим ребенком.   В летнее время гимнастика должна проводиться в более прохладные часы дня, во избежание перегревания.  Упражнения для различных групп мышц должны чередоваться (т. е. должен соблюдаться принцип рассеянной нагрузки). Несоблюдение этих условий делает занятие гимнастикой антифизиологичным. Соответствующий режим движений необходим не только для здоровых, но и для больных детей. Исследования последних лет показали, что если больного надолго уложить в постель, то основное заболевание осложняется развитием гипокинетического синдрома: мышцы плохо сокращаются, изменяются химические свойства их белков, из костной ткани вымывается кальций и т. д. Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но и к движению вообще — будь то самостоятельные игры или организованные подвижные игры под музыку или без нее и т. д. Стимулирование движений не является основной задачей гимнастики, так как это может быть достигнуто другими способами: соответствующей обстановкой; пособиями и игрушками, организованными подвижными играми, музыкальными занятиями, зарядкой и т. д. Потребность ребенка в движениях также не может быть покрыта 5—10-минутным занятием гимнастикой. В свободных, подвижных играх ребенок двигается согласно собственной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наименее утомительная из всех форм двигательной активности детей. Большое физиологическое значение самостоятельной деятельности заключается в том, что в ней главным образом удовлетворяется свойственная ребенку чрезвычайно большая потребность в движениях. Ни одна из всех других форм двигательной активности (организованные подвижные игры, зарядка, гимнастика) и даже все они, вместе взятые, не покрывают эту потребность так полно, как самостоятельная деятельность при условии, конечно, соответствующей обстановки, обеспечивающей активность детей данного возраста. Поэтому организация условий (площадь, пособия, игрушки) для подвижных игр должна быть на первом месте в плане воспитания движений детей. Кому неизвестна детская непоседливость и кажущаяся на первый взгляд неутомимость? Обездвижение причиняет ребенку страдание, и плохие педагоги часто использовали его как наказание: «стань в угол, к стенке» и т. п. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любознательность ребенка, стимулируя тем самым его творческие задатки. Правильное выполнение движений является непременным условием правильного формирования тела (телосложения): «функция творит орган». К сожалению, и педагогика, и медицина, говоря о физическом развитии, имеют в виду вес, рост, заболеваемость и недостаточно уделяют внимания телосложению, пропорциональности, красоте детского тела, которые в очень большой степени зависят от правильности движений, а этому ребенка надо обучить. Ни в самостоятельной деятельности, ни в организованных подвижных играх мы не можем, да и не должны добиваться точности движений, так как тогда это будет не игра, а упражнение. Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия — гимнастика. В этих занятиях формирование правильного двигательного стереотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения постепенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве составляют основу всех жизненно необходимых движений. Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте — в период формирования двигательных навыков) тем легче воспитать правильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты. Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника. После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии. После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физической культуры на протяжении всей жизни человека. Гимнастика является самой напряженной формой двигательной активности детей, направленной на развитие статических и динамических функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмичности в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспечивающих меньшую утомляемость. Ниже предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих мышечных групп и не менее двух суставов, что соответствует характеру жизненно необходимых движений человека. По форме эти комбинированные движения соответствуют в огромном большинстве естественным наиболее употребительным движениям, что отчасти видно из их названий: «ползание», «скользящие шаги» и пр. В предлагаемой системе отсутствуют изолированные суставные движения; такие движения не представляют для детей интереса., и несвойственны ребенку раннего возраста, который на внешние раздражения отвечает главным образом общей двигательной реакцией. В связи с основной задачей гимнастики — улучшать качество движений — правильность и точность движений в гимнастических упражнениях должна контролироваться руками того, кто проводит занятие, или специальными приспособлениями. Только при этом условии в гимнастике ребенок получит то, чего он не получает в свободных и организованных подвижных играх. В этом и заключается отличие гимнастики от всех других форм двигательной активности ребенка, основанных на свободных движениях, точность и правильность которых не обусловлена. Может ли ребенок помимо гимнастики в свободных и организованных играх приобрести правильный динамический стереотип? Может, хотя далеко не всегда, путем так называемых «проб и ошибок», но это в лучшем случае длинный путь. Гимнастика же представляет собой более короткий и верный путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей. Особенно это важно в условиях коллективного воспитания, так как двигательная полноценность ребенка в большой степени определяет его место и самочувствие в детском коллективе. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям отчасти зависит от этого. Ребенку неловкому труднее согласовать свои движения с движениями товарищей; он становится помехой и нежеланным партнером в играх. Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребенка, должны быть обусловлена точность, и правильность движений: в грудном  возрасте  —  руками  родителей,  в старшем — специальными приспособлениями (гимнастическое оборудование). В занятиях гимнастикой смешивать упражнения с игровыми движениями нецелесообразно как с физиологической, так и с практической точки зрения. После игровых движений, не требующих особого напряжения, сосредоточенности и внимания, дети теряют рабочую установку, им трудно переключиться на гимнастические упражнения. Тем не менее это не исключает того, чтобы дети воспринимали занятие гимнастикой как любимую игру. Для того чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть доступны, т. е. соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполнению упражнения, также должна соответствовать возрасту. Существует ряд заболеваний, при которых массаж и гимнастика противопоказаны: при всех острых лихорадочных заболеваниях; при тяжелых формах гипотрофии (атрофия); при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и т. д.); при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненностью костей, при рахите в период разгара и при остром течении болезни с явлениями гиперестезии; при гнойных и других острых артритах, туберкулезе костей и суставов; при врожденных пороках сердца, протекающих с выраженным цианозом и расстройством компенсации. при различных формах геморрагического диатеза, особенно при гемофилии; при острых нефритах; при острых гепатитах; при активных формах туберкулеза; при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных грыжах, со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению. Примечание. Во всех остальных случаях при наличии грыжи гимнастика желательна, но при обязательном предварительном наложении пластыря.


Ставим малышей на лыжиКогда на дворе зима, когда снег скрипит под ногами, то так приятно бывает прокатиться по лесу на лыжах . Хорошая лыжня, скольжение и хорошая погода дадут вам заряд бодрости и хорошего настроения на целую неделю! Лыжи - это ощущение полета и скорости, и собственной силы и ловкости, это голубые тени на снегу, и причудливые снежные звери, спящие на ветках, это птичьи следы на снегу вдоль лыжни... Итак, решено - в выходные отправляемся на лыжах в лес! Отлично! А как быть с детьми? Оставить их дома или взять с собой? Если речь идет о детях старше пяти лет, то их наверняка можно взять с собой, и они будут очень довольны такой прогулкой. А уж если лыжные прогулки станут вашей семейной традицией, дети будут просто счастливы! Что может понадобиться на длинной лыжной прогулке родителям и детям, которые уже умеют кататься? Во-первых, выберите маршрут таким образом, чтобы идти по хорошей лыжне, и по красивым местам, а не просто по утоптанной дорожке вдоль шоссе. Во-вторых, наметьте несколько вариантов, чтобы вы могли покататься подольше, или, наоборот, свернуть к дому, если замерзли или устали. Во-вторых, захватите с собой небольшой рюкзачок, в который вы положите запасные теплые варежки, шерстяные носки, пластырь, и небольшой перекус; можно взять маленький термос с горячим сладким чаем. Поскольку термос тяжелый, и таскать его всю дорогу не очень приятно, вы запросто можете взять бутылку с тем же чаем, и завернуть ее в газету, а потом - в шерстяной носок, получится ничуть не хуже термоса. Если ваши дети уже хорошо катаются, не одевайте их слишком тепло, и пусть у них будет возможность на ходу регулировать свою одежду. В этом смысле лучше надеть два тоненьких джемпера и ветровку, чем толстый свитер и теплую куртку. В куртке слишком жарко, а без нее продувает - это тоже неправильно. Школьники вполне могут, глядя на градусник, самостоятельно выбирать себе одежду и для обычных прогулок, и для лыжных, а малышам мамы могут подсказать, что лучше надеть. Проверьте, что на рукавах и на штанинах (на вашей одежде, и на детской) есть манжеты, предохраняющие от снега ботинки и варежки. Учтите, что руки, сжимающие лыжные палки, сильно мерзнут, поэтому возьмите варежки, а не перчатки, причем варежки нужны непромокаемые. Вообще, оптимально, если одежда вашего ребенка будет непромокаемой, и к ней не будет прилипать снег. Кататься на лыжах в шубе или в чересчур толстой куртке крайне неудобно - попробуйте сами! У некоторых детей на лыжах очень мерзнут ноги, значит, им нужны ботинки на размер побольше, чтобы можно было надеть дополнительный толстый носок. А некоторым и этого мало, и ноги все равно мерзнут - тогда можно сделать бахилы, например, из старого большого шерстяного носка, который надевается сверху на лыжный ботинок. Научите ребенка сразу сообщать вам, если он натирает ногу, пусть лучше он сообщит вам об этом в самом начале, и тогда вы спокойно заклеите ему ногу пластырем (обычным, а не бактерицидным!), иначе через пять минут он натрет мозоль, и возвращаться домой ему будет трудно. Даже дети, которые хорошо катаются, могут устать на обратном пути, так что захватите с собой метров 7-8 стропы или прочной веревки, из которой вы при случае смогли бы соорудить буксир. И еще: детям не очень интересно бегать по кругу, так что придумайте какую-то цель для вашей прогулки. Например, можно дойти до горки, там покататься, перекусить и вернуться. Можно развесить по лесу кормушки для белок и птиц, и совершать обход этих кормушек - досыпать орехи и зернышки и наблюдать за лесными жителями. Можно идти по лыжне и фотографировать или просто запоминать красивые места и причудливых снежных зверей или снежных драконов, спящих на ветвях деревьев. Если детей несколько, вы можете устроить соревнование или эстафету, полосу препятствий на лыжах или поиски клада по ориентировочной карте. Кроме того, вы можете вместе с детьми зайти на лыжах подальше от дома и там построить снежный дом или снежный лабиринт, снеговика или крепость, а в следующий раз пойдете посмотреть, уцелел ли ваш дом или снеговик. Вы сами лучше знаете, что интереснее вашим детям, поэтому наверняка сможете их увлечь! А как быть с самыми маленькими, с детьми 2-5 лет? Стоит ли их вообще пытаться ставить на лыжи - или подождать до школы? Наш опыт подсказывает, что уже в 2 года терпеливые мамы и папы вполне могут научить своих деток ходить по лыжне, и не просто топать, а даже скользить! Если у мамы хватит терпения каждые 5 метров то надевать малышу лыжи, то их снимать, то катать его, то играть без лыж, то скоро ваш малыш научится кататься весьма уверенно. Уже в 3-4 года ваши дети смогут кататься и 20, и 30 минут подряд, скатываться с маленьких горок и даже ездить на буксире. Просто маленьким детям трудно долго заниматься одним и тем же делом, поэтому двухлетка будет часто просить вас то надевать лыжи, то снимать их, и это нормально. Не удивляйтесь, если сначала малыш будет не скользить, а топать лыжами по лыжне - для первого раза это тоже хорошо. Пусть освоится с лыжами, пусть привыкнет к ним! Потом научите ребенка двигать ноги по лыжне, не поднимая их. Можно попробовать перед каждой лыжей положить по цветному теннисному мячику - и попросить малыша толкать мячики то одной лыжей, то другой. Оптимальная температура для первых лыжных прогулок: -3 - -10, поскольку при 0 и тем более плюсе на лыжи прилипает снег, и скольжение плохое. А если холоднее -10, то вы скоро замерзнете. Для обучения скольжению детям требуется хорошо накатанная лыжня, не разбитая и не слишком широкая. Такую лыжню вы вполне можете прокатать и сами, проехав раз пять туда-сюда по целине, желательно - на плоском месте, вдоль дорожки, чтобы вы могли идти рядом с ребенком. Если вы идете на длинную прогулку, то не поленитесь донести лыжи в руках до того места, где снег уже чистый, тогда грязь не налипнет на лыжи, и у вас будет хорошее скольжение. Возможно, вам будет удобнее доехать до леса или парка - тогда вам пригодится легкий чехол для лыж или мешочек, который вы наденете на носки лыж, чтобы никому не мешать в транспорте. Что вам понадобится? Для первых уроков понадобятся беговые лыжи - выше роста малыша, примерно на 15-20см, желательно - деревянные, хотя можно и пластиковые, и с нормальными креплениями, а не с ремешками. Когда я вижу, как дети пытаются идти по лесу на лыжах, которые крепятся одним или двумя ремешками, мне становится их очень жалко. Научиться нормально кататься на таких креплениях крайне трудно! Сейчас в продаже появились вполне приличные крепления для детских беговых лыж, которые напоминают галошу, передняя часть которой прибита к лыже, а задник галоши надевается на пятку обычного зимнего ботинка, и закрепляется ремешком и пряжкой. Опять же, если ребенок уже школьник, а лыжи едва достают ему до плеча, то ему трудно будет освоить скольжение по лыжне и нормальную технику катания. И наоборот, если 6-летний мальчик пытается идти на взрослых лыжах, то он тоже, скорее всего, быстро забросит эти попытки. Лыжи - в какой-то мере как одежда или даже обувь, так что попробуйте сами походить в ботинках, которые тесноваты, или, наоборот, велики и болтаются на ноге! Родители привыкли, что дети быстро вырастают из одежды и обуви, но ведь и спортивный инвентарь в той же степени должен быть подобран в соответствии с ростом и весом малыша. Важный момент: детям лет до 5 лыжные палки вообще не нужны. То же относится и к начинающим любого возраста - на нескольких первых занятиях лучше кататься без палок, тогда техника скольжения будет куда лучше. И для малышей, и для начинающих удобной штукой окажется буксир - круглая деревянная палочка длиной около 30 см, 2 см в диаметре, привязанная серединой к прочной стропе или веревке длиной около 5 метров. Держась руками за эту палочку дети смогут скользить по лыжне или по дорожке. Что касается одежды и снаряжения, то и тут поначалу у родителей возникает немало вопросов. На первые лыжные прогулки одевайте ребенка как на обычное гулянье - он не будет так быстро бегать на лыжах, чтобы вспотеть. А маме лучше одеться особенно тепло, потому что малыши поначалу идут на лыжах совсем не быстро. И уж точно, что учить ребенка первые несколько раз удобнее, если мама без лыж. Вот когда ребенок будет уверенно и быстро кататься по лыжне, тогда надевайте лыжи и смело идите с ним вместе в дальнее путешествие! И учтите, что одежда должна быть непромокаемая, с манжетами, а на руках - теплые непромокаемые варежки, а не перчатки! Обувь для самых маленьких лыжников должна быть теплой и удобной. В валенках, например, кататься не слишком удобно, поскольку нередко малыш, упав, выпадает из валенок, а сами валенки остаются прочно стоять в креплениях! Какие игры и упражнения подходят для самых маленьких и для начинающих? Как научить ребенка кататься? Как помочь ему освоиться на лыжах? Проще всего научить детей кататься в игровой форме, причем удобнее, если учиться будут сразу несколько детей. Предложите им топтать новую лыжню на неглубоком снегу - и они скоро научатся держать лыжи параллельно. Предложите им рисовать, то есть вытаптывать лыжами разные фигуры - веер, солнышко и тп - и они сами не заметят, как научились разворачиваться на лыжах. Устройте соревнование - кто аккуратнее и быстрее влезет на горку "лесенкой" - и дети прекрасно научатся чувствовать крутизну склона, а заодно станут ставить лыжи гораздо аккуратнее. Предложите им скатываться с горки не просто так, а по трассе - вы можете обозначить флажки маленькими прутиками или пластиковыми бутылками, воткнутыми в снег. Попросите детей прыгать по дорожке на одной лыже - это очень увлекательно, попробуйте сами! А уж прятки и салки на лыжах порадуют всех! Поощрять детей за их успехи в спорте, в том числе в лыжах, конфетами или печеньем не стоит - детям нравится сам процесс катания, и не надо сбивать их с толку, пусть просто катаются в свое удовольствие. Другое дело, что дети быстро теряют силы, катаясь на лыжах (это относится скорее к длинным прогулкам, а не к первым 5-минутным попыткам). Если вы ушли кататься на несколько часов, то перед обратной дорогой скормите малышу кусочек сахара, чтобы он смог быстрее восстановить силы. Первые уроки Если вы сами катаетесь на беговых и горных лыжах, то вам, скорее всего, будет легче научить своего ребенка, по крайней мере, на первых порах. Начинать лучше с беговых лыж, а когда ребенок будет уверенно скатываться с маленьких горок на беговых лыжах, то можете пробовать начинать катания на горных лыжах. Многие дети в 2 года интересуются лыжами, и готовы даже по квартире ходить в лыжах, и в этом нет ничего страшного. Пусть тренируются! А уж топать по дому в горно-лыжных ботиках и тем более в горных лыжах дети готовы и в три, и даже в пять лет! Если ваши соседи не возражают против такого топота, то дайте детям такую возможность - пусть тренируются надевать ботинки и застегивать крепления. Беговые лыжи Ну что? С лыжами освоились уже в квартире? Теперь пора выйти на снег. Лыжные палки на первых занятиях вам не понадобятся ни для горных лыж, ни для беговых, зато очень пригодится буксир - палочка длиной около 30 см, привязанная или пришитая за середину к прочной веревке или стропе длиной около 3 метров. Выходим с лыжами в руках и гордо топаем к заранее накатанной вами лыжне. Там помогаем ребенку надеть лыжи, и помогаем ему встать лыжами на лыжню. После этого пусть попробует двигаться по лыжне. Сначала дети обычно просто топают лыжами, высоко задирая ногу вместе с лыжей. Попробуйте объяснить ребенку, что на лыжах катаются по-другому - скользят лыжами по снегу. При попытках скользить самостоятельно дети на первых порах с трудом удерживают равновесие, и заваливаются то вперед, то назад. Тут очень важно, чтобы ребенок не очень огорчался из-за этих падений, иначе он надолго забросит попытки освоить лыжи. Можно попробовать очень-очень медленно двигать ребенка вперед по лыжне, держась за носки его лыж. Если при этом малыш не падает, попробуйте возить его за руку, а потом - на буксире. Когда ребенок будет уже уверенно стоять на лыжах и держать равновесие во время движения на буксире, поищите малюсенькую горочку, буквально несколько сантиметров уклона, чтобы малыш мог сам с нее скатиться. Потом начинайте учить его скользить не только на двух лыжах сразу, но и на каждой из них. Пусть сначала просто идет по лыжне, попеременно двигая ноги и стараясь не отрывать лыжи от снега. Научите ребенка забираться лесенкой на маленькие горки, а также разворачиваться на лыжах. Это очень способствует уверенному владению лыжами! Учтите, что дети чему угодно легче учатся в игре, когда они не "заняты тренировками", а просто играют. Если есть несколько детей на лыжах, предложите им поиграть в салки, или разыграть сказку по ролям, или убежать от серого волка - кто быстрее, или найти клады в лесу.


Ребенок на горных лыжахВопрос: Можно ли ставить ребенка на горные лыжи в два с половиной года? Мы поставили сына нa лыжи в этом возрасте, сейчас ему 4.8, катается технически на уровне его восьмилетней сестры (которая начала кататься в 5 лет), но гораздо быстрее. Но главный результат: мы можем все вместе кататься почти по любым склонам и получать удовольствие. Так-что, конечно, начинайте, не пожалеете! Могу поделиться опытом, как мы с ним занимались. Вообще-то, самые первые опыты были в 1.10, надевали настоящие ботинки, но лыжи тогда у нас были только пластмассовые. Запускали его с довольно длинной горки, но очень пологой, а он ехал, не падал и получал удовольствие. На следующий год, т.е. в 2.10 купили настоящие лыжи (75см.). Поскольку поворачивать легче учиться на скорости, а сразу везти его на склон было страшно, я придумала хитрость. Продела палку в петлю от другой палки и просунула между его ног. Получилось, что он опирается на одну палку, а за другую держится руками. Вышла с ним на совершенно ровное место и стала тихонечко везти, держась за другой конец палки. Лыжи вначале скрещивались, но он быстро научился с ними справляться. Тогда я стала идти быстрее, а потом и бежать. Скорость уже приличная, за лыжами надо следить вовсю, но при этом никому не страшно (ни мне, ни ему). Постепенно я начала бегать зигзагами, а он сам уже как-то сообразил, что делать, чтобы лыжи поворачивали в нужную сторону. Надо сказать, что бегать приходиться задом наперед, чтобы все время быть лицом к ребенку, следить за его настроением и подбадривать. Потом мы перешли на очень пологий бугор, где я также бегала зигзагами, лицом к нему и держась за палку, (иначе он боялся), а он меня "догонял", т.е. совершенно самостоятельно ехал и поворачивал. На все это ушло около полутора часов в течении дня. В следующей приезд, через неделю, мы с ним закрепили успехи и полезли немного выше. Я все бегаю, держась за палку, а на самом деле, только показываю ему направление движения. Кстати, в гору таскала тоже все за ту же палку, думаю, это было хорошее упражнение для равновесия. Когда мы так постепенно добрались до самого верха самого простого склона (на второй день обучения), я решила сама встать на лыжи. Еду перед ним, глядя все время назад, показываю дорогу, а он за мной, след в след. Вначале боялся выпустить из рук палку, так я ее ему оставила, он за нее крепко держался, а через пару спусков сам ее бросил. Наиболее серьезная проблема с ним была - научить его смотреть в нужную сторону, а то он любил разогнаться и глазеть по сторонам. Я долгое время каталась без палок, чтобы в любой момент иметь две свободных руки, чтобы его схватить. Правда, спасать его ни разу не пришлось. Еще мы ему шлем завели, тоже как-то спокойнее стало. Катается он до сих пор без палок, они ему пока больше мешают, чем помогают. И последнее. Начало обучения, когда вы бегаете перед ребенком, очень трудоемкое, бегать приходится довольно проворно, но оно того стоит, так как все происходит само собой, без страхов и опасностей, поэтому советую с этого начинать. А вот становиться на лыжи самим и везти ребенка на более сложные склоны, стоит только если вы сами уверенно владеете лыжами. Не стоит, по-моему, возить ребенка между своими лыжами или надев на него "упряжку", придерживать сзади, толку от этого, на мой взгляд, мало.


Врожденная косолапость — стойкая деформация стопы, которая выражается в сгибании ее подошвенной стороны и увеличении ее продольного внутреннего свода. Другими словами — это несколько элементов аномального положения стопы, возникающих в период внутриутробного развития и присутствующих с самого рождения. Причины косолапости пока еще не изучены до конца, но большинство мнений специалистов сходятся в одном: наиболее вероятная причина — это возможные внутриутробные нарушения в формировании мягких тканей голени и стопы. Они могут быть вызваны различными факторами, начиная от механического и нервно-импульсного воздействия, заканчивая наследственностью и экологией. Косолапость — весьма распространенная проблема и, по данным статистики, мальчики подвержены ей больше, чем девочки. Первичные признаки одноплоскостной косолапости очевидны и заметны сразу после рождения ребенка: стопа обращена внутрь, с внутренней стороны повернута вверх и как бы вытянута вперед. При многоплоскостной деформации стопы пятка заметно подтянута вверх, стопа дугообразно изогнута и также развернута на внутренней стороне вверх. В обоих случаях невозможно вывести стопу в нормальное положение. Этот факт — основной отличительный признак врожденной косолапости от деформации стопы при нервно-мышечных заболеваниях (там стопа чаще всего выводится в правильное положение). Косолапость обычно сопровождается изменениями в мышцах, связках, суставах и костях стопы, поэтому к вторичным признакам врожденной косолапости относятся: скручивание костей голени к латеральному краю (торсия), поперечный перегиб подошвы (инфлексия) и варусная деформация пальцев стопы. Последствия такого неправильного положения стопы неутешительны: во время стояния и ходьбы давление тяжести тела на стопу распределяется неравномерно, в результате чего одна сторона перегружается (сокращается), вторая — остается непроработанной (растянутой). Теряется ее способность к свободным движениям, нарушается подвижность в голеностопном суставе, уменьшается способность стопы амортизировать шаговые и прыжковые удары. Если пустить все на самотек, походка у малыша будет неправильной, носками внутрь,из-за этогострадает и координация движений. Такому ребенку трудно соревноваться со здоровыми детьми в подвижных играх, участвовать в веселых стартах и других детских забавах. В конечном итоге кроме физиологических нарушений косолапость может привести к возникновению психологических проблем у малыша. Обязательно лечим! Лечение врожденной косолапости осуществляется под строгим наблюдением врача ортопеда. При ранней диагностике для коррекции положения стопы используют приемы корригирующей гимнастики и лечебного массажа, плюс амбулаторные физиотерапевтические процедуры. Врачи часто назначают специальные гипсовые повязки и жесткие туторы, фиксирующие стопу и голень в достигнутом при помощи лечения положении. Дома можно также практиковать элементы физиотерапии, лечебную гимнастику и массаж, занятия плаванием. В некоторых случаях, при тяжелых формах деформации стоп, применяют хирургическое лечение, особенно в случаях «запущенной» косолапости у детей старшего возраста, так как со временем проблема обычно усугубляется. Как правило, лечение начинают сразу же после выписки из роддома. В качестве последующей профилактики детям рекомендуется ношение специальной ортопедической обуви и дальнейшее проведение оздоровительно-лечебной гимнастики в соответствии с возрастными и физическими возможностями ребенка. Лечебный массаж Из-за неодинаковогосостояния мышечных волокон на задней и передней поверхности голени, а также тыльной и подошвенной стороне стопы, проводится специальный лечебно-оздоровительный массаж. Целью такого массажа будет растяжение и смягчение напряженных и сокращенных мышц — внутренней головки икроножной мышцы, ахиллова сухожилия и медиального свода стопы. Одновременно проводят тонизирующий массаж растянутых мышц: наружной головки икроножной мышцы и латерального свода стопы. Подготовительнооздоровительный этап Малыш лежит на животе 1. Массаж поясничной области спины — поглаживание, растирание и пиление. 2. Массаж ягодиц — поглаживание, энергичное растирание, разминание, пощипывание и похлопывание. 3. Массаж задней поверхности бедер — поглаживание (снизу вверх, от подколенной ямки к ягодицам), энергичное растирание, легкое разминание и потряхивание. Малыш лежит на спине 4. Массаж живота — выполняется по ходу часовой стрелки, не затрагивая область правого подреберья. 5. Массаж передней поверхности бедер — поглаживание (снизу вверх, от коленной чашечки к паховой области), энергичное растирание, легкое разминание и потряхивание. При этом область самого надколенника и паховая область не массируется. Оздоровительно-лечебный этап 1. Массаж голеней. Малыш лежит на животе Начните массаж с обычного поглаживания, выполняя мягкие движения по направлению от пятки до подколенной ямки. Затем выполните массаж задней поверхности голени (в основном икроножной мышцы). С внутренней стороны голени, то есть со стороны искривления, в процессе массажа применяют следующие расслабляющие приемы — легкое поглаживание и растирание подушечками пальцев, мягкое потряхивание и разминание, растяжение и вибрация. С наружной стороны во время массажа применяют, в основном, тонизирующие приемы — интенсивное растирание, небольшое пиление, энергичное разминание, легкое поколачивание. Малыш лежит на спине При массаже передней поверхности голени применяются все приемы тонизирующего массажа — энергичное растирание, разминание, легкое надавливание и поколачивание пальцами. 2. Массаж голеностопного сустава. Состоит из растирания области сустава и кругового растирания лодыжек. Также используется массаж, сочетающий в себе приемы точечного массажа области соединения голеностопного сустава и тыльной стороны стопы с одновременным сгибанием стопы вверх в тыльную сторону. При этом необходимо удерживать стопу в правильном положении, слегка разворачивая ее наружный край в противоположную сторону искривления. 3. Массаж ахиллова сухожилия. Для растяжения и смягчения связок чаще всего используются поглаживание, разминание, пиление, растяжение и вибрация, точечный массаж большим и указательным пальцами. 4. Массаж стоп. Малыш лежит на животе Обхватив голень одной рукой, согните ногу малыша в коленном суставе. Затем, удерживая стопу, приступите к выполнению массажа ее подошвенной стороны. Во время массажа необходимо растягивать внутренний край (напряженные мышцы) и тонизировать наружный край стопы (растянутые мышцы). Помните, что во время такого массажа необходимо придавать стопе правильное положение, то есть фиксируя ногу с тыльной стороны, приподнять ее наружный край. Малыш лежит на спине При выполнении массажа на тыльной стороне стопы, в особенности по ее наружному краю, применяются тонизирующие приемы — энергичное разминание, пиление, сдвигание, пощипывание, поколачивание. При этом аккуратно придайте стопе правильное положение и согните ее до прямого угла по отношению к голени. И снова физкультура Лечебная физкультура неотделима от корригирующей гимнастики и проводится в сочетании с массажем и тепловыми процедурами. Выполнение данных упражнений способствует растяжению пяточного сухожилия и устранению подошвенного сгибания стопы, а также помогает минимизировать последствия искривления — подъем и отведение внутренней стороны стопы. На первом году жизни ребенка лечебная физкультура чаще всего включает в себя выполнение лишь пассивных упражнений и рефлекторную гимнастику. Пассивные упражнения 1. Малыш лежит на животе. Одной рукой обхватите голень ребенка и согните его ножку в коленном суставе. Затем, продолжая удерживать голень, прямой ладонью другой руки выполняйте надавливающие движения на стопу крохи, сгибая ее по направлению к полу, носком в тыльную сторону. 2. Малыш лежит на животе. Продолжая удерживать голень ребенка в согнутом положении, свободной рукой выполняйте небольшие вращательные движения стопы, осторожно и плавно опуская внутренний и поднимая наружный край стопы. 3. Малыш лежит на спине или сидит с прямыми ногами. Одной рукой обхватите и прижмите голень ребенка к поверхности стола, фиксируя ее пальцами в форме кольца в области голеностопного сустава. Другой рукой обхватите стопу так, чтобы подошвенная сторона упиралась в вашу ладонь. Аккуратно выполняйте сгибание стопы по направлению вверх в тыльную сторону, одновременно нажимая на ее наружный край, немного разворачивая его внутрь. 4. Малыш лежит на спине или сидит с прямыми ногами. Обхватите голень ребенка всей ладонью, зафиксировав ее и стопу в области голеностопного сустава. Другой рукой обхватите стопу малыша так, чтобы ее подошвенная сторона упиралась в вашу ладонь. Затем аккуратно и очень осторожно выполняйте разворачивающие движения, стараясь отводить стопу наружу, в противоположную сторону искривления. 5. Продолжая фиксировать голень малыша, повторите разворачивающие движения стопы в наружную сторону, постепенно опуская ее внутренний и поднимая наружный край. 6. Малыш лежит или сидит. Одной рукой обхватите голень малыша снизу и зафиксируйте ее в области голеностопного сустава и пятки. Другой рукой выполняйте легкие надавливающие движения, упираясь в подошву стопы ребенка прямой ладонью. Пальцами осторожно сгибайте стопу от себя в тыльную сторону и одновременно разворачивайте ее наружный край в сторону, противоположную искривлению. Источник: http://www.moy-rebenok.ru


Плеврит у детей
Плеврит - воспаление плевральных листков, часто сопровождающееся накоплением жидкости в плевральной полости. Плевриты у детей часто развиваются
Понос у грудного ребенка: причины и лечение поноса
У ребёнка жидкий стул – что делать? Ведь расстройства желудка, кишечные инфекции и, как следствие, понос у ребенка до года – очень опасны для него.
Гайморит у ребенка: профилактика, симптомы и лечение
Гайморит — это воспаление гайморовых пазух носа. Гайморовы (или верхнечелюстные) пазухи представляют собой полость, где есть только один выход во
article 434

article 434

29.11.19
Ангина - общее острое инфекционно-аллергическое воспаление миндалин, чаще небных, другие миндалины вовлекаются в воспалительный процесс значительно
Лечение красного плоского лишая
Это хронический рецидивирующий дерматоз. Болеют с одинаковой частотой взрослые и дети. При красном плоском лишае на теле появляются высыпания
Как повысить гемоглабин у ребенка? И от чего это зависит?
Ребенок выглядит бледным, быстро устает, предпочитает прогулкам мультики и компьютерные игры, значит, он входит в группу риска по малокровию —


http://detckijvrach.ru - журнал о здоровье детей онлайн © 2011 Все права защищены. Детское врачевание
Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на - http://detckijvrach.ru/

    Яндекс.Метрика