Главная Новорожденные Детский сад Школа.Дети Развитие,речь,игры Физическое воспитание Здоровье Оригами
Логин:  
Пароль:
Заболевания детей Безопасность Воспитание Рацион питания Дом.Семья Беременность Психология Творчество Детский отдых
Навигация по сайту
Психология детей
Лучшие статьи
Занимательная сексология для школьниковХорошо известно, что большинство наших комплексов, так сказать, «родом из детства». И особенно мучительны для нас так называемые «личные» проблемы. Почему так? Да потому что нас так воспитывали! Достаточно взять в руки советские книжки по половому воспитанию подростков Эти дети живут в прекрасном солнечном мире с хрупкими фиалками, маленькими жеребятами и международными пионерскими лагерями и делегациями. Грязные развратные семидесятые Тема сексуального воспитания школьников всплыла в советской педагогической литературе в семидесятые годы. До этого момента она попросту замалчивалась. Но, видимо, отзвуки сексуальной революции как-то проникли за железный занавес. Надо было начинать с подростками разговор «про это». В книгах этого времени бедным подросткам внушалось, что они некрасивы и грубы, а их желания противоестественны и вульгарны. И учителя, и книжки, впрочем, старались утешить тем, что, если хорошо себя вести, то можно вырасти приличным человеком. Вот один пример из книги того времени: «Здравствуй, дружок! Вот тебе уже двенадцать, а может быть и четырнадцать лет. Ты уже подросток. Это значит, что у тебя начался новый период в жизни, связанный с глубокими изменениями в организме. Ты, наверное, и сама заметила в себе перемену. В последние годы ты очень выросла и стала немного нескладной. Длинными стали руки и их некуда девать. Очень быстро выросли ноги. А у некоторых твоих подруг стал некрасивым нос и появились прыщики на лице». Автор явно сочувствует этому уродливому прыщавому существу, однако не без некоторого удовольствия смакует его непривлекательность. Девочка, подавленная своей неполноценностью, кажется, должна полностью подчиниться мудрому взрослому, который поможет ей пережить этот ужасный «переходный возраст». Именно пережить, как можно меньше открывая себя миру, заботясь о коже, волосах, зрении и осанке, чтобы не вызывать брезгливость окружающих, утешая себя тем, что «истинная красота – это не только красивая внешность, но и нравственная чистота, одухотворенность в сочетании с чистоплотностью и опрятностью». Проще говоря, следи за собой, слушайся старших, и эта гадость скоро пройдет. Тема пресловутой половой близости трактовалась весьма своеобразно: «Чувством достоинства определяется то, что девушка не соглашается на половую связь и никогда не провоцирует ее»; «Последствиями ранних половых сношений могут быть венерические болезни»; «Школьницы 9х – 10х классов должны знать, что интимное общение с молодыми людьми, как правило, заканчивается беременностью»; «Как правило, юноша, добивающийся близости с девушкой, не любит ее»; и, наконец, «Интимные взаимоотношения являются конечным пунктом любви». Конечно, ведь девочка-подросток настроена романтически и захочет сохранить любовь. «Привлекателен» и образ юноши: ему неведома любовь, он груб, пьян и похотлив, плюс ко всему заражен венерическими заболеваниями: «К одной из девушек, пошатываясь, подходит парень, от которого несет винным перегаром, и приглашает ее на танец. Танцуя, он пытается поцеловать девушку, говорит скабрезности, однако танец продолжается. А ведь девушке следовало бы с самого начала отказать такому партнеру». Разумеется, подростковый мир не исчерпывается в сознании педагогов 1970-х пьяными парнями и немытыми девчонками. Есть и пионерский коллектив, и дружба, и нужные книги, - все, что поможет подросткам стать достойными гражданами. В книге И. Земской «Свет мой, зеркало, скажи» в принципе хорошие девочки и мальчики пытаются дружить друг с другом, но им мешает очень многое. Мешают им все те же отсутствие вкуса и неопрятность, грубость, необразованность. Героини Земской не чудовищны, как у большинства авторов, они попросту непроходимо глупы. Аленка в пионерском лагере обливает ледяной водой мальчика, который принес ей фиалки; две Наташи и три Оли навязывают в ультимативной форме свою дружбу парню, а он, естественно, предпочитает Женю Королеву Встречаются и «положительные» примеры. Девочка в совхозе выходила жеребенка, другая любит возиться с октябрятами. А пользующийся всеобщим успехом Милан из международного пионерского лагеря подружился с тихой Таней из далекого алтайского села, «единственной красотой которой была коса до пят да добрая улыбка». Подростку в интерпретации Земской на самом деле легко, его проблемы - точно игрушечные, их очень просто решить, достаточно только научиться правильно пользоваться ножом и вилкой и стать доброй. Эти дети живут в прекрасном солнечном мире с хрупкими фиалками, маленькими жеребятами и международными пионерскими лагерями и делегациями. Глупые романтичные восьмидесятые В 1980-е годы педагоги и психологи мало того что разрешили подросткам влюбляться, они еще и пытались помочь барышням разобраться в чем подлинная любовь отличается от влюбленности. Влюбленность основывается на половом влечении, однако это уже не «стремление к половой связи» семидесятых. «Трудно ожидать чего-либо хорошего, когда в нетерпении сердца молодые люди стремятся ускорить события и принимают за любовь первые, пусть и самые горячие порывы», - это только «нетерпение сердца» и «горячие порывы». Но не любовь. Главное – не ошибиться. Основной пафос 80-х – юные еще не могут любить, они для любви просто не созрели. Попутно юных девушек учат дружить, поскольку без понимания настоящей дружбы, по мнению авторов, невозможна подлинная любовь. А вот если к этой дружбе добавить чувственное влечение, то и получится любовь: «Нормальная земная любовь невозможна без чувственного влечения, а вот влечение возможно и без любви». Примеры в 1980-е всегда отрицательны, как и в 1970-ые. Так, последний тезис подтверждает судьба Наташи, героини одной из популярных брошюр: Наташа любит Игоря, он же не спешит сделать ей предложение. Одновременно за ней ухаживает Виктор, полностью отвечающий ее идеалу. Наташа выходит замуж за Виктора, и все бы хорошо, но супружеская близость превращается для нее в пытку, потому что нет любви. Однако, в отличие от семидесятых, героини примеров – запутавшиеся, но в высшей степени порядочные и внутренне глубокие барышни. Откровенные девяностые В 1990-е годы и до нас докатилась сексуальная революция в полном объеме. Книги, как переводные, так и русскоязычные, снова открывают юным читательницам тайны их физиологии, на этот раз без отвращения. Девушка должна радоваться своему взрослению, не стесняться происходящих с ней перемен и вообще любить себя. Американские переводные книги знакомят подростков с действительно серьезными проблемами, о которых даже не подозревали авторы прошлых лет. Изнасилование, инцестные домогательства и возможные болезни – вот, о чем должны знать современные тинейджеры. Однако в предисловии к русскому изданию М. Стоппард написано, что «с тобой, конечно, никогда не произойдет многого из того, о чем говорится в книге». Несчастье происходит не с главными персонажами, оно случается с их одноклассницами или приятельницами. Героиня, с которой, видимо, должна идентифицировать себя читательница, остается здоровой и чистой. Например, Люська, героиня книги Л. Белянской «Очень секретная книга для девочек», отделывается утратой шубки, сумочки и синяком под глазом, изнасиловали же ее старшую знакомую Марину. Получается странная картина: есть барышня и есть реальность. Реальность может ее коснуться, но все, как в сказке должно закончиться хорошо. «Мирись, мирись, мирись, и больше не дерись!», - заканчивает свою книгу один из современных отечественных авторов.


Старший братКазалось бы, ничего особенного: у кого-то есть брат или сестра, у кого-то их несколько, кто-то растет единственным ребенком в семье. Обычно принято считать, что старшие дети более ответственны и организованны, ведь им приходится с детства следить за младшими и помогать родителям по дому, а младшие дети часто более инфантильны, избалованы и общительны. Если разница в возрасте между детьми небольшая, то младшие могут опережать своих сверстников в развитии, потому что у них есть пример для подражания, и они часто учатся наравне со старшими, слушают те же сказки, играют в те же игры. Это то, что лежит на поверхности. Но, по мнению психологов, последовательность появления детей в семье оказывает намного более значительное влияние на их характер и привычки. Позиция ребенка среди братьев и сестер диктует ему модель поведения, формирует определенные черты и качества характера. Зигмунд Фрейд считал ее определяющим фактором, влияющим на развитие личности. Каким же вырастет «старший брат»? Старший ребенок в семье, как правило, отличается ответственностью и добросовестностью, желает многого достичь. Старший брат – первый ребенок, а родители частенько стремятся дать первенцу как можно больше: водят на развивающие занятия с пеленок, закаливают и читают с младенчества, уделяют ему большое количество времени, каждое его действие, умение, слово записываются в «дневник развития». При этом родители еще не имеют опыта, поэтому старшему достаются не только рвение и заботы, но и ошибки родителей. Старший брат - продолжатель семейных традиций, чаще других детей наследует профессии родителей, часто становится лидером. Старший мальчик получает много внимания, но и ждут от него многого. И нередко он оправдывает эти ожидания. Старший брат способен упорно трудиться, старается быть хорошим, лучшим в том, чем занимается. Из-за того, что ему с детства приходится быть помощником родителей, он учится достигать целей самостоятельно, брать на себя ответственность за других, крепко стоять на ногах и рассчитывать на свои силы. Более половины американских президентов были старшими детьми. Борис Ельцин, Уинстон Черчилль, Ньютон,Гитлер – каждый из них также старший брат в семье. Старшим быть тяжело Но быть старшим – тяжело. Это показывает опыт многих и многих людей. Какие же проблемы и переживания могут быть у мальчика, который вдруг оказался старшим братом? Что следует учесть родителям? Обычно в связи с повышенной требовательностью и ожиданиями родителей, с автоматическим получением статуса «маминого помощника», который должен быть хорошим мальчиком и показывать пример, старший ребенок становится более серьезным и реже играет со сверстниками, его привлекает общение со взрослыми и старшими людьми. Старший брат может иметь больше трудностей в установлении новых контактов, приобретении друзей и общении, чем младшие дети. Ответственность не по возрасту может отравить все детские воспоминания. Боязнь не оправдать доверия вызывает слишком критическое и требовательное отношение к себе, провоцирует постоянное напряжение и отрицание критики в свой адрес. Бывает так, что страшим достается меньше внимания после рождения малыша, да и у пап отцовское чувство порой просыпается только к рождению младшего ребенка. «Комплекс отличника», когда ребенок стремится всегда и во всем быть оцененным максимально высоко, старается каждое данное ему поручение выполнить максимально хорошо любой ценой в большей степени свойственен старшим детям. Несомненно, важен и пол последующих детей в семье. Если родившийся ребенок девочка, то конкуренция и негативное отношение не столь сильно, как в случае рождения брата. Младший брат воспринимается как соперник, общие интересы и потребности только обостряют противостояние. Дальнейшее развитие событий и формирование отношений зависит от того, насколько правильно поведут себя родители. Как бы не был велик соблазн переложить часть родительских забот на уже большого мальчика, не забывайте, что и старший брат имеет право на детство. Старший брат должен тоже получать удовольствие от жизни, не быть прикованным к коляске малыша, иметь возможность поиграть, почитать, побыть одному. Очень важно для создания психологического комфорта и смягчения проявлений ревности и нетерпимости по отношению к младшим уделять ему отдельное внимание. Это может быть хотя бы один вечер в неделю, когда старший мальчик проводит время с отцом, идет с мамой вдвоем в театр или просто гуляет с родителями и делится важными событиями своей жизни. Возможно, вам будет любопытен и вероятностный прогноз, какие же черты характера будут у мальчика, если он старший брат сестер или братьев. Если у мальчика есть и братья и сестры, то эти черты могут сочетаться. Старше братьев Есть предположения, что старший брат братьев может быть начальником, политиком, астронавтом и вообще занимать любую ответственную руководящую должность, вплоть до президентской (как компании, так и страны). Он любит быть первым во всем, стремится к совершенству и лидерству, может стать успешным, но достаточно замкнутым человеком. Идеально, если он вступит в брак с женщиной, которая была младшей сестрой братьев, которые были для нее значимы и авторитетны. Это будет исключительно благотворно влиять на взаимоотношения. Старше сестер Считается, что со старшим братом сестер общаться будет легче, он лучше ладит с женщинами, предупредителен и внимателен, лидер, но не авторитарный, а достаточно гибкий и способный к компромиссу. Насколько точен этот прогноз судить вам. Наша задача – показать трудности и преимущества, которые с точки зрения психологии может иметь старший мальчик в семье. Актуально ли это для вашей семьи, нужно ли вам обращать внимание на отдельные особенности становления личности ребенка или у вас и так все в порядке – решать вам. Иметь сестру или брата – мечта многих «одиноких» детей. Воспитанные в доброй и мудрой атмосфере дети будут надежной поддержкой друг для друга.


Учить ребенка сексу - значит, развращать егоПомню, с каким нездоровым интересом мы в десятом классе ждали, как на "Этике и психологии семейной жизни" будут рассказывать о том, о чем и думать-то в нашем возрасте считалось неприличным. Но наша учительница, ныне заслуженный работник образования Л.Н. Русакова, предмет повела совершенно неожиданно. Нам на самом деле рассказывалось о семейной жизни, об отношениях между людьми, о домашнем хозяйстве. Мы немало хохотали, прочитав в анкетах, как мальчишки пыжились, пытаясь познать, из каких продуктов и по какой цене был приготовлен вчерашний ужин. Или когда на примере наших же одноклассников было объяснено, что людей могут любить за разные качества. Соседка по парте была в гневе, когда после тех же анкет выяснилось, что в разведку бы с ней пошло аж 9 человек, а вот в кино - никто! Если бы нам показали, как надевать презерватив на банан или правильно заниматься мастурбацией, большинство опробовало бы это немедленно. А ведь именно этим "премудростям" учит детей программа "Изменения", которая сейчас ведется в 55 школах города Тюмени, причем люди, заинтересованные в продвижении этой программы, пытаются даже заключить договор с Департаментом образования: дескать, нужная это программа, да и в Министерстве вроде никто не против. Идеологом продвижения этой программы является РАПС (Российская Ассоциация Планирования семьи), филиал Международной Ассоциации Планирования семьи. МФПС была создана в 1951 году Маргарет Зангер, соратницей Гитлера. Вот несколько ее цитат: "Нужно уничтожать неполноценные, генетически второсортные расы", "Самое милосердное, что может сделать большая семья своему ребенку - это убить его", "Контроль за рождаемостью - не более чем процесс уничтожения сорняков человечества", "Брак - дегенеративный институт общества". Маргарет Зангер умерла от наркотиков и алкоголя в 1966 году, но дело ее живет. В США введение уроков сексологии в школах привело к возрастанию подростковых изнасилований, беременностей, абортов (кстати, МФПС великодушно организует для школьниц аборты в урочное время - чтобы не знали родители). Сейчас на уровне правительства США пропагандируется семья, девственность до брака, воздержание - взамен плодов сексуальной революции. А мы считаем, что если отправили ребенка в школу, то можем быть спокойны - там его плохому не научат. Научат, к сожалению, если мы будем к этому безразличны. Вот цитата из журнала "Планирование семьи", 2/94: "Для того чтобы познакомить подростка с последствиями небезопасного секса, т.е. секса без мер предосторожности, помочь ему познать истинные ценности и помочь ему почувствовать удовольствие от его сексуальности, необходимо сексуальное образование... Консультирование и обслуживание в области контрацепции должны стать легко доступными для подростков... Консультанту не следует прибегать к нравоучениям". И так далее. Господи, какое у нас было счастливое детство, не омраченное заботой о контрацепции! Мы могли искренне влюбляться! А наши дети, по мнению РАПСа, уже не могут быть такими - они просто должны быть озабочены. Некоторые материалы РАПС оцениваются экспертами как порнография, причем многие из них адресованы детям. РАПС, представляясь медицинской организацией, входит в доверие к директорам школ, заключает с ними договора и проводит уроки под названием типа "Изменения", "Валеология" и т.п. Известны случаи, когда представители РАПС втайне от родителей демонстрировали детям порнографические фильмы. Есть документы, свидетельствующие, что РАПС, заключив договор с фирмой Procter and Gamble, заключила с этой фирмой договор, по которому обязалась охватить 90% российских школьников т.н. "половым воспитанием". Внутренние дела РАПС окружены строгой секретностью и практически недоступны для посторонних, в т.ч. и для родителей пострадавших детей. Родителям полезно будет знать, что, согласно, действующему законодательству, они имеют преимущественное право воспитывать детей в соответствии со своими представлениями и традициями. Кстати, в исламских странах прямой и грубоватый народ половое воспитание своих детей запретил раз и навсегда. Там, кстати, практически нет абортов, количество половых инфекций и бесплодных пар близко к нулю. Что поделаешь - неграмотный, непросвещенный народ... Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок с подачи уважаемого человека, учителя, не узнал то, о чем не поздно будет узнать и после школы, заранее поставьте в известность руководство школы о своих взглядах. Конечно, можно будет подать в суд и после просмотра порнофильма, но ведь в сознании ребенка это уже останется. Образец заявления. Директору школы (ПТУ, гимназии)№... ФИО от матери (отца) несовершеннолетнего ученика ... ФИО... класса Заявление. Довожу до сведения администрации школы, что категорически возражаю против осуществления в отношении моего ребенка полового воспитания (сексуального просвещения) в любых формах (лекциях, беседах, демонстрации видеопродукции, наглядных учебных пособий, раздачи рекламных гигиенических средств и печатной продукции) как в рамках образовательного процесса, так и за его пределами, в рамках внешкольной работы или дополнительного образования. В случае незаконных действий в отношении моего ребенка оставляю за собой право обращаться за защитой в судебные и правоохранительные органы в соответствии со статьями: 3, 239 Гражданско-процессуального кодекса РФ; 7, 21, 38, 43,45,46 Конституции РФ; 4,14 Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"; 54, 56,63,64 Семейного кодекса РФ; 12,21,150,151 Гражданского кодекса РФ; 8,20 Федерального закона "О рекламе". Дата, подпись.


Любовь в подростковом возрастеМожет, я просто эгоистка, но когда дочь в первый раз влюбилась, я ревновала ее так, как, пожалуй, не ревновала ни одного мужчину. Нет, прописную истину о том, что чем больше любви к ребенку, тем ему лучше, я знала. Но почему-то не предполагала, что и ребенок может ответить кому-то тем же, и совершенно была к этому не готова. Мы отдыхали в Сухуми по курсовке (нечто странное с питанием по талонам в обычном кафе и проживанием в частном секторе). Готовить, несмотря на талоны, все равно пришлось, мясо в кафе всегда было так щедро поперченным, что давать его детям – старшей исполнилось пять, а младшей – чуть больше трех – было нельзя. Благо хозяйка разрешила пользоваться плитой и посудой. С жильем нам вообще повезло: комната с отдельным входом, большой двор, увитый виноградом, сад. Через неделю в соседней комнате поселились две пары из Тбилиси. Они были моими ровесниками, и мы как-то сразу подружились; дети от соседей были просто в восторге. Один из мужчин, звали его, кажется, Гиви, оказался великолепной нянькой. Вставал ни свет ни заря вместе с моими детьми и, пока я готовила завтрак, рассказывал сказки или носился с ними по саду, изображая то серого волка, то паука, то разбойника. Никакой опасности в этом я не усмотрела и откровенно пользовалась свалившейся с неба помощью. Заволновалась, когда однажды младшая, Варюха, наотрез отказалась есть без дяди Гиви. Услышав ее вопли, он пришел на кухню, и моя дочь кинулась к нему с таким щенячьим восторгом в глазах, с каким раньше смотрела только на меня. Она вообще никого, даже отца, к себе не подпускала. Для нее существовала только я, и вдруг Ты не похожа на паука! – кричала на всю улицу моя дочь, когда я попыталась перехватить инициативу. – Ты не знаешь, как искать клад. А мой дядя Гиви знает”. Спасением было только море. Мы стали уходить на пляж раньше соседей, и дочь хоть на какое-то время забывала о Гиви. Но однажды он разыскал нас и там. На следующий день мы поехали на самый дальний пляж, но когда вернулись, Гиви уже ждал нас во дворе. Наверное, надо было с ним поговорить, но при Варьке это было совершенно невозможно, а когда мои дети засыпали, от Гиви ни на шаг не отходила его Тамара. В первые дни она тоже играла с девочками, но в последнее время открыто Варьку возненавидела. Как-то, когда мы оказались во дворе одни, Тамара прошипела: Если вы отсюда не уберетесь, я убью твоего ребенка. Гиви совсем свихнулся, только о ней и говорит: Варенька сделала то, Варенька сказала это… Сидит дома и ждет, когда она появится. И мне плевать на то, сколько ей лет, – пресекла она мои попытки защитить дочку. – И чихать на его отцовскую любовь к ребенку, раз эта любовь зачеркнула его любовь ко мне. У меня кровь горячая, так и знай – убью. Тамару трясло, и я в ее безумную угрозу поверила. Мы еще могли пожить здесь неделю, но на следующий же день улетели. В принципе поспешный отъезд решал и мои проблемы. У меня от ревности тоже, как говорится, ум за разум зашел, и вместо того чтобы налаживать отношения с ребенком, я их только портила, пытаясь сбросить Гиви с пьедестала. Еще два месяца мы провели у моей мамы в горах. Поначалу девчонки каждый день играли в “дочки дяди Гиви”, но потом новые впечатления стерли его образ. Я успокоилась, перестала ревновать и, вероятно, стала наконец самой собой, потому что Варька опять смотрела на меня, как и раньше, с восторгом и ожиданием чуда. Но через неделю после возвращения в Москву раздался телефонный звонок: Здравствуйте. Я звоню уже два месяца, никто трубку не берет. Как Варенька, у нее все в порядке? Как вы узнали наш телефон? – Мой семейный уклад вновь зашатался. Это был Гиви. Ваша старшая дала. Старшая, оказывается, не только номер телефона сообщила, но и выдала все наши маленькие тайны, в том числе и то, что с мужем я недавно развелась. Гиви звонил каждый день, уговаривал меня позволить ему хотя бы раз встретиться с Варькой, доказывал, что той не хватает мужского внимания, а ему – сестринской любви. Моя подруга, у которой я попросила совета, нашла очень простое и как будто бы логичное объяснение – либо он извращенец, либо “к тебе клинья подбивает”. Но “нехороший” блеск в его глазах я бы заметила. Он сам рядом с Варюхой превращался в чистого маленького ребенка, и упрекнуть его в пошлости или в дурных намерениях было невозможно. Гиви вырос в большой семье. В их доме в Тбилиси, кроме его братьев и сестер, жили маленькие племянницы и племянники, а Гиви был главной нянькой. В Москве Гиви заканчивал аспирантуру и, как он говорил, чувствовал себя очень одиноким. Наверное, все так и было, но позволить ему заменить отсутствующих племянников Варькой я все равно не могла. Чем-то вроде воскресного папы чужой человек тоже быть не мог. Не знаю, чем бы все это закончилось, но, к счастью, мы переехали и “потерялись”. Когда Варюха иногда вспоминала дядю Гиви, я, пытаясь проанализировать свои чувства, прикидывала, как же себя поведу, если она влюбится по-настоящему? Ну, это же будет не скоро, успокаивала я себя. Конечно, не стану мешать, а помогу и не дам в обиду. Увы... Когда в детском саду в нее влюбился шестилетний Юра, я действительно не мешала. Потому что Юра не представлял никакой угрозы ни для дочери, которая лишь благосклонно принимала знаки внимания, ни для меня. Когда тринадцатилетней Варе каждое утро стали приносить букеты цветов, я тоже была спокойна. Потому что при альтернативе поиграть во дворе с Колькой или пойти куда-нибудь со мной она всегда выбирала меня. А вот когда она влюбилась по-настоящему, я растерялась. После девятого класса, на каникулах, Варю пригласили сниматься в кино. Съемки должны были проходить в Подмосковье. Я никогда раньше никуда не отпускала детей одних. Но отказать не решилась, да и разумной причины для отказа найти не смогла. Варюха была счастлива. Ей нравилось все: съемки, старинный особняк, где они жили, ребята, взрослые и, конечно, ее собственная, пусть и маленькая, роль. Режиссер Варюхой тоже был доволен. Единственное, что меня волновало, – это лошади, на которых актеры должны были скакать в одной из сцен. Наверное, не зря говорят, что мать чувствует беду на расстоянии. На тренировках у Вари все получалось, а во время съемок лошадь ее сбросила. Не помню, как мы с мамой – она к тому времени переехала к нам – искали такси, как доехали, как я бежала по лестнице… Помню только Вареньку, бледную как полотно. Она, запрокинув голову, лежала на кровати, а рядом, держа ее за руку, стоял на коленях какой-то молодой человек. Я подумала, врач. Оказалось, оператор, студент ВГИКа. Он отнес мою Варю в “скорую”, на которой нас должны были отвезти домой. Ей уже сделали рентген, сказали, что это, к счастью, просто ушиб позвоночника и надо дней десять отлежаться. Что между Варей и оператором есть какая-то связь, мне и в голову не пришло. А вот моя весьма наблюдательная и строгая мама все поняла с полувзгляда. Ты когда-нибудь будешь мать слушать?! – стукнула она кулаком по столу, едва Варя заснула. – Я говорила тебе, не смей ее отпускать. Вот и результат: или калекой останется, или в подоле принесет. При чем здесь подол? – Я и вправду не поняла, о чем она говорит. Ты слепая. Как они друг на друга смотрели, ты что, не видела?! Я не видела. А на следующее утро Варя, проснувшись, первое, что спросила: “Тигр не звонил? Тигр” пришел через час с букетом роз. А ну-ка пойди посмотри, чем они там одни в комнате занимаются! – Мама уже кричала. Надо было подчиниться, иначе гость услышал бы все, что распаленная бабушка говорила о своей внучке. С одной стороны, ничего страшного там не происходило. Они на почтительном расстоянии, влюбленно впившись друг в друга взглядами, пили чай. С другой – я окончательно смешалась. Предлог, чтобы проникнуть в комнату, можно было и не придумывать. Меня даже не заметили. Когда Тигр (как его на самом деле звали, я так и не узнала) ушел, мама потребовала подробностей. Но Варюха и не думала что-либо скрывать. Она вся светилась и ничего предосудительного в своих чувствах не видела. Тигр такой умный, веселый, красивый, сильный! И признался ей в любви. Целовались? Да, – улыбнулась Варька, глядя куда-то сквозь нас. – Когда я упала с лошади, он меня поцеловал, а потом отнес на руках к врачу. И все? Только целовались, больше ничего? – гнула свое мама. Нет. Бабушка, мамочка, я вас так люблю! Он такой хороший! Пока Варьке было совсем худо, бабушка ее не трогала. Зато каждый вечер обрабатывала меня: вот принесет в подоле – будешь знать. Сначала я во всем жестко стояла на Варькиной стороне. Но, видимо, маме удалось посеять и в моей душе страх и сомнения. И я позволила ей действовать, вернее, не помешала. Когда Тигр звонил или приходил, она говорила, что Варьки нет, что она в поликлинике или в гостях. А Варьке целыми днями, пока я была на работе, вдалбливала про мужскую неверность и девичью гордость, которая в мамином представлении никакого отношения к любви не имела. Однажды Варя, она тогда уже вставала, встретила меня вся в слезах. Оказывается, Тигр таки прорвался в квартиру, и бабушка при Варьке высказала ему все, что она о нем думает. Что он подлец и хочет соблазнить маленькую глупую девочку, а также, что бедные студенты нам не нужны и Варька выйдет замуж только за богатого... Тигр хлопнул дверью. Позвонил он через месяц. Съемки закончились, и они всей группой отмечали это событие, приглашали и Варьку. Можно я пойду? – Варька, которая все это время как будто и не жила, вновь засветилась. Иди, только давай бабушке об этом не скажем. Позвони, я тебя встречу у метро. ...Она рыдала в трубку, и я ничего не могла понять. Бежала к метро, ничего вокруг не видя и не слыша. Боялась спросить, что произошло, и готова была услышать, что бабушка оказалась права и подлец Тигр Варьку мою соблазнил. Он меня предал, – всхлипнула Варька. – Сказал, что назло влюбился в Маринку и теперь встречается с ней. И Маринка, Маринка Фу, слава Богу. У меня отлегло от сердца, хотя и было невыносимо жаль дочку. Мы два часа пробродили под дождем вокруг дома, и я все пыталась объяснить ей, что назло – значит не всерьез. Мы даже выработали тактику, как вернуть Тигра, хотя в глубине души я этого, честно говоря, не хотела и боялась. Но мои страхи оказались напрасными. Варькина любовь не выдержала испытаний, перегорела. Наша жизнь потекла дальше размеренно и безопасно. Варька окончила школу и поступила в институт. О своих, как выражается мама, кавалерах она нам больше не рассказывает. Скорее всего ни в кого по-настоящему не влюбляется. Когда я пытаюсь поговорить на эту тему, Варя замыкается и переводит разговор на что-нибудь другое. Не знаю, смогу ли я когда-нибудь растопить этот лед. Может быть, напишу ей письмо. Еще раз повинюсь и расскажу ей про свои неудачи, про свою потерянную любовь. Раньше я боялась, что кто-нибудь полюбит Варьку. Теперь боюсь, что она так и не узнает, что такое настоящая любовь. И что этот ее первый неудачный опыт так и будет висеть над ней, как занесенный для удара меч.


Только не мой малыш! В вашей семье растет прекрасный малыш. Он – объект вашего постоянного внимания и забот. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был самым лучшим, самым красивым, воспитанным и образованным. Для этого вы оставили свою любимую работу и посвятили все свое время занятиям с ребенком. Ваш малыш посещает студию раннего развития, плавание, танцевальный кружок и еще много разных полезных, как вам кажется, заведений. Вами прочитано много книг по воспитанию детей, советы которых вы пытаетесь применять. Но самое главное – в вашей семье достигнуто взаимопонимание между вами и супругом, отсутствуют вредные привычки, ребенок видит в вас образец для подражания. В семье не используется ненормативная лексика, случайное бранное слово – настоящее ЧП! Вы полностью удовлетворены и счастливы. Но вот настает школьная пора. Ребенок отправляется в первый класс (естественно, самой лучшей школы, которую вы смогли себе позволить). Это начало самостоятельной жизни. Школа – это время, когда ребенок начинает принимать самостоятельные решения, делать свой небольшой выбор, одним словом начинает взрослеть. И насколько бы вы не были заботливыми родителями, как бы ни пытались повлиять на качество школьного обучения, вам придется согласиться с той мыслью, что ребенок начинает делать самостоятельные шаги в этой жизни. Если раньше вы могли выбирать ему друзей и общество для игры, теперь он будет выбирать их сам, вы можете лишь помогать, рекомендовать, советовать. Все идет хорошо, но вдруг однажды, когда вы этого не ожидаете, ваш ребенок в кругу всей семьи, за обедом в выходной день, внезапно «выдает такое», чего в вашем доме никогда не случалось. Из уст его выскакивает бранное слово, причем он использует его уверенно и, как вам кажется, осмысленно, в контексте разговора. Для вас это происшествие подобно грому с ясного неба! Конечно, для вас не секрет, что много родителей ругается при детях, и, более того, называют самих детей последними словами. Но чтобы это был ваш ребенок!... Вы этого никак не ожидали и не планировали. Как поступить в этом случае? Как отнестись к этому незваному гостю, как не допустить его стать постоянным членом вашего бытия? Действительно ли гость? Отвечая на вопрос: «Я услышал от моего ребенка это слово! Как себя вести?», можно параллельно спросить себя: «А действительно ли то ругательство, которое озвучил ваш ребенок, является для вас чуждым?» Быть может, вы не до конца были внимательны, и этот, как вам кажется, «гость» - вовсе и не гость, а постоянный тайный житель вашей семьи? Может быть, вы просто его сами не замечали, или, замечая, не уделяли ему должного внимания? И вот в один из моментов его тайного существования ребенок познакомился с ним и, запомнив его, взял на вооружение? Другой вопрос, который нелишне будет задать самому себе: «Что можно считать ругательством? Где его границы и почему я его опасаюсь?» Ведь многие родители убеждены в том, что ненормативной лексики попросту нет: есть слова, при помощи которых можно выражать мысли. И, если ругательными словами это делать удобнее, чем обычной «нормативной» лексикой, то почему бы не дать им «зеленый свет»? Кое-кто даже заявляет: «Все равно ребенок рано или поздно услышит, узнает и будет использовать. Зачем же тогда следить за чистотой речи? Чем раньше возьмет на вооружение этот лексикон, тем больше средств защиты от внешней агрессии жизни у него будет в наличии!» Следует задать себе вопрос о том, действительно ли это плохо, а если плохо, то почему? Только с этой платформы можно начинать бороться с чем-либо и стремиться к чему-либо. Ругательные слова – это тоже слова. Но это речь, имеющая отрицательное, негативное содержание. Цель этих слов – передавать негативное настроение другим слушающим. Сегодня в нашем обществе стираются все границы использования бранных слов, школьники оперируют такими словечками (причем во всеуслышание), использование которых раньше считалось признаком крайней развращенности. Причина этих перемен всем понятна: отсутствие цензуры, крушение общественных ценностей, вседозволенность в СМИ, одним словом: снижение общего морального уровня населения. Степень цивилизованности общества следует оценивать не по уровню его благосостояния, а по глубине проникновения нецензурных слов в культуру речи. Признаками катастрофы является то, что подростки и дети перестают отличать ругательства от обычных слов, у них отсутствует какой бы то ни было иммунитет к их использованию. Многие не могут объяснить себе: почему нельзя материться, что в этом плохого, если данные слова помогают мне лучше, с большей экспрессией передавать мысль. Да вы и сами можете вспомнить, каких только слов не наслушаешься на той же детской площадке, как только мамы не называют своих детишек в порыве гнева и раздражения. Ругательства можно разделить на несколько категорий: 1. Грубые ругательства, матерные выражения. К ним относятся несколько общеизвестных слов, образующих величайшее множество обращений. Использование этих слов против кого-либо преследуется по закону. 2. Эквиваленты матерных выражений, приспосабливающие для их обозначений другие слова (блин, офигеть и т.п.). Широко распространенное в современной речи явление. 3. Грубые слова и выражения, не относящиеся к матерным, но преследующие цель обидеть их адресата. При их помощи оскорбляют человека, унижают его достоинство. Нелишним будет обозначить себе, какую из вышеперечисленных категорий мы считаем запретной и почему? Как мы обосновываем для себя возможность использования выражений из той или иной категории? Каких слов бы мы не желали слышать от своего ребенка? В каком возрасте мы считаем возможным для него начало использования тех или иных выражений? Методы борьбы с незваными гостями Если вы действительно стоите за чистоту речи своей семьи и не допускаете использование бранной лексики у себя дома, примите несколько советов, которые будут вам в помощь. 1. Если ваш ребенок «принес» какое-то словечко из школы или садика, не отчаивайтесь. Поймите, что в его сознание, равно как и в ваше, вливаются потоки информации не всегда лучшего качества. То, что он запомнил это слово и использовал при вас – еще не конец, это лишь сигнал к началу вашего участия. Некто сказал: «Мы не можем запретить птицам летать над нашими головами, но мы можем помешать им вить гнезда у нас на головах». Вы не сможете полностью изолировать ребенка от грубости, рано или поздно он с ней столкнется. Но вы в состоянии повлиять на то, чтобы «непрошеные гости» не стали «законными жителями» души вашего ребенка. Не торопитесь ругать его и наказывать. Объясните, почему это слово плохо, почему вы не хотите его слышать от своего сына или дочери. Хорошим аргументом будет заявление, что в вашей семье эти слова не используются. Беда, если мы запрещаем ребенку что-то, сами практикуя то, что запрещаем ему. Это абсолютно обесценивает все наши поучения. 2. Занимайтесь профилактикой возможных явлений до того, как они появились. К примеру, на прогулке с ребенком вы услышали чье-либо ругательство. Используйте возможность, чтобы на этом постороннем примере рассказать малышу о плохих словах, о том, что использовать их не хорошо. Не запрещайте, а объясняйте, почему это плохо, ибо запретный плод всегда вожделен. 3. Ответьте себе на вопрос: «Ради чего я буду воздерживаться от сквернословия?» Большинство людей никогда не задает себе этот вопрос, в то время как он является главным. Я не буду ругаться потому, что меня так научили родители? Но их уже давно нет, и мы живем в другое время, когда ругательства пронизывают нашу культуру. С экранов телевизора можно услышать отборный мат. Так ради чего же? Если вы человек верующий, то для вас есть хороший ответ: ругательство – есть грех, отравляющий мою душу и делающий меня врагом Богу. Дайте себе ответ на этот вопрос, тогда вам будет проще объяснить детям, что вы от них требуете. 4. По возможности формируйте круг общения из единомышленников. Старайтесь подружить детей с теми, которые мыслят так же как вы в этом вопросе. 5. Заложите основание из правильных ценностей в душу ребенка. Пусть он видит в вас пример для подражания, а не того, кто сам постоянно нарушает свои собственные правила. Храните свой авторитет и укрепляйте его. Помните, от появления непрошеных гостей мы не застрахованы, но мы можем открыть перед ними дверь или навсегда оставить их снаружи!


Колит у ребенка. Лечение
Колит — заболевание, возникающее в результате воспалительно-дистрофических изменений в толстой кишке. Воспалительный процесс может быть ограниченным
ангина у ребенка
Ангина - это инфекционное заболевание, при котором воспалительным изменениям подвергаются небные миндалины. Есть еще одно название у ангины -
Детские соки на украинском рынке отравлены ...
Детское врачевание Содержание натрия в детских яблочных соках, представленных на рынке, в разы превышает норму, что может быть опасным для здоровья
Носовое кровотечение у детей. Причины носового кровотечения у детей
В переднем отделе носовой перегородки с обеих сторон находится «кровоточивая» зона носа (зона Киссельбаха), где слизистая оболочка наиболее тонкая,
Герпес у детей:  симптомы и лечение
Герпес — это острое вирусное заболевание кожи и слизистых оболочек, вызывающееся вирусом герпеса. Заразиться можно при непосредственном контакте с
Плавание новорожденных
Весьма полезное закаливающее и оздоровительное действие на ребенка оказывает плавание с первых недель жизни. Благодаря строго дозированным водным


http://detckijvrach.ru - журнал о здоровье детей онлайн © 2011 Все права защищены. Детское врачевание
Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на - http://detckijvrach.ru/

    Яндекс.Метрика