Главная Новорожденные Детский сад Школа.Дети Развитие,речь,игры Физическое воспитание Здоровье Оригами
Логин:  
Пароль:
Заболевания детей Безопасность Воспитание Рацион питания Дом.Семья Беременность Психология Творчество Детский отдых
Навигация по сайту
Психология детей
Мамы: правила успешного общения

Мамы: правила успешного общения

«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным», – гласит Библейская мудрость. С этим высказыванием нельзя не согласиться, потому что именно по этому принципу работают все законы человеческих отношений: лишь люди, стремящиеся к общению,
23.12.19

Лучшие статьи
Стихи Юлиана ТувимаПИСЬМО КО ВСЕМ ДЕТЯМ ПО ОДНОМУ ОЧЕНЬ ВАЖНОМУ ДЕЛУ Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо: Я прошу вас, мойте чаще Ваши руки и лицо. Все равно какой водою: Кипяченой, ключевой, Из реки, иль из колодца, Или просто дождевой! Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем - Перед каждою едою, После сна и перед сном! Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите - не беда! И чернила и варенье Смоют мыло и вода. Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу: Мойтесь чище, мойтесь чаще - Я грязнуль не выношу. Не подам руки грязнулям, Не поеду в гости к ним! Сам я моюсь очень часто. До свиданья! Ваш Тувим АЗБУКА Что случилось? Что случилось? С печки азбука свалилась! Больно вывихнула ножку Прописная буква М, Г ударилась немножко, Ж рассыпалась совсем! Потеряла буква Ю Перекладинку свою! Очутившись на полу, Поломала хвостик У. Ф, бедняжку, так раздуло - Не прочесть ее никак! Букву P перевернуло - Превратило в мягкий знак! Буква С совсем сомкнулась - Превратилась в букву О. Буква А, когда очнулась, Не узнала никого! СЛОВЕЧКИ-КАЛЕЧКИ Грустный, сонный, невеселый Ежи наш пришел из школы, Сел к столу, разок зевнул И над книжками заснул. Тут явились три словечка: "Апельсин", "Сосна", "Колечко". Подошли они все трое И сказали: "Что такое? Что ты, Ежи, сделал с нами? Мы пожалуемся маме!" "Я, - воскликнул "Апельсин", - Никакой не "Опельсын"!" - "Я, - расплакалось "Колечко", - Никакая не "Калечка"!" "Я, - разгневалась "Сосна", - Я до слез возмущена! Можно только лишь со сна Написать, что я "Сасна"!" "Мы, слова, оскорблены Тем, что так искажены! Ежи! Ежи! Брось лениться! Так учиться не годится! Невозможно без внимания Получить образование! Будет поздно! Так и знай! Станет неучем лентяй! Если ты еще хоть раз Искалечишь, мальчик, нас - Мы с тобой поступим круто. Нашей честью дорожа, Имя Ежи в полминуты Переделаем в Ежа! Будешь ты ежом колючим! Вот как мы тебя проучим!" Ежи вздрогнул, ужаснулся, Потянулся и проснулся. Подавил зевоту, Взялся за работу. ПТИЧИЙ ДВОР Утка курице сказала: "Вы яиц несете мало. Все индюшки говорят, Что на праздник вас съедят!" "Косолапка! Дармоедка! - Раскудахталась наседка. - Гусь сказал, что вы не утка, Что у вас катар желудка, Что ваш селезень дурак - Только знает: кряк да кряк!" "Кряк! - послышалось в канаве. - Гусь бранить меня не вправе, И за это начинен Будет яблоками он. Я до гуся доберусь!" - "Ого-го!" - ответил гусь. "Ах, скандал, скандал, скандал", - Сам индюк забормотал. Растолкал гусят вокруг И гусыню клюнул вдруг. Прибежал на крик петух, Полетел из утки пух. И послышалось в кустах: "Га-га-га! Кудах-тах-тах!" Эту драку до сих пор Вспоминает птичий двор. РЕЧКА Как лента блестящая, Речка течет Настоящая. И днем течет, И ночью течет - Направо свернет, Налево свернет. А в речке вода леденящая, У берегов ворчливая, А посередке ленивая. А чего ей ворчать, речной-то воде? Об этом не скажет никто и нигде. Пожалуй, камни да рыбы Об этом сказать могли бы, Но рыбы молчат, И камни молчат, Как рыбы. ОВОЩИ Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Вот овощи спор завели на столе - Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!.. Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!.. И суп овощной оказался не плох! ПРО ЯНЕКА Жил на свете Янек, Был он неумен. Если знать хотите - Вот что делал он. Ситом черпал воду, Птиц учил летать, Кузнеца просил он Кошку подковать. Комара увидев, Брался за топор, В лес дрова носил он, А в квартиру - сор. Он зимою строил Домик ледяной: "То-то будет дача У меня весной!" В летний знойный полдень Он на солнце дул. Лошади уставшей Выносил он стул. Как-то он полтинник Отдал за пятак. Проще объяснить вам: Янек был дурак! ПТИЧЬЕ РАДИО Внимание! Внимание! Сегодня в пять часов Работать будет станция для рощ и для лесов! Сегодня в нашу студию (Внимание! Внимание!) Слетятся птицы разные на радиособрание! Во-первых, по вопросу: Когда, в каком часу Удобнее и выгодней использовать росу? Второй вопрос назрел давно: Что "эхом" называется? И если есть в лесу оно, То где оно скрывается? По третьему вопросу Докладывает Дрозд, Назначенный заведовать ремонтом птичьих гнезд. Потом начнутся прения: И свист, и скрип, и пение, Урчанье, и пиликанье, И щебет, и чириканье. Начнутся выступления Скворцов, щеглов, синиц И всех без исключения Других известных птиц. Внимание! Внимание! Сегодня в пять часов Работать будет станция для рощ и для лесов! Наш приемник в пять часов Принял сотню голосов: "Фиур-фиур! Фью-фью-фыо! Чик-чирик! Тью-тью-тью-тью! Пиу-пиу! Цвир-цвир-цвир! Чиви-чиви! Тыр-тыр-тыр! Спать-пать-пать! Лю-лю! Цик-цик! Тень-тень-тень! Чу-ик! Чу-ик! Ко-ко-ко! Ку-ку! Ку-ку! Гур-гур-гур! Ку-ка-реку! Ка-арр! Ка-арр! Пи-ить! Пить!.." Мы не знали, как нам быть! Очевидно, в этот час Передача не для нас! ГДЕ ОЧКИ? - Что стряслось у тети Вали? - У нее очки пропали! Ищет бедная старушка За подушкой, под подушкой, С головою залезала Под матрац, под одеяло, Заглянула в ведра, в крынки, В боты, в валенки, ботинки, Все вверх дном перевернула, Посидела, отдохнула, Повздыхала, поворчала И пошла искать сначала. Снова шарит под подушкой, Снова ищет за кадушкой. Засветила в кухне свечку, Со свечой полезла в печку, Обыскала кладовую - Все напрасно! Все впустую! Нет очков у тети Вали - Очевидно, их украли! На сундук старушка села. Рядом зеркало висело. И старушка увидала, Что не там очки искала, Что они на самом деле У нее на лбу сидели. Так чудесное стекло Тете Вале помогло. Перевод с польского Сергея Михалкова


Круг детского чтенияНа наших книжных прилавках, пожалуй, никогда ещё не было такого разнообразия детской литературы, как сейчас. Тут и русская классика, и зарубежная, и сказки, и приключения, и фантастика! Родители, которые серьёзно относятся к воспитанию детей, естественно, стараются им побольше читать: художественная литература оказывает на душу ребёнка огромное влияние. Однако далеко не любое влияние бывает положительным. Книга может подействовать на человека просветляюще, а может ввергнуть его во мрак, вселить чувство ужаса и безысходности. Если это применимо ко взрослым людям, то уж к детям тем более. Так что при выборе детских книжек не поленитесь лишний раз освежить в памяти их содержание. Особенно, если ваш ребёнок робкий, впечатлительный, а таких сейчас достаточно много. За последние годы в нашей стране число детей, страдающих сильными, даже патологическими страхами, удвоилось. И мир вокруг нас, и современное искусство, и компьютерные игры — всё заряжено агрессией, поэтому неудивительно, что детям в такой реальности неуютно и они очень многого боятся. Какие выбирать сказки? Впечатлительным детям не стоит рано читать страшные сказки типа «Карлика Носа» В. Гауфа или грустные вроде «Девочки со спичками» либо «Русалочки» Х.-К. Андерсена. Народные сказки, в том числе русские, должны быть литературно обработаны, причём именно для детей, поскольку в оригинальном варианте слишком много архаической жестокости. Ещё более осторожно следует подходить к легендам и мифам. Их лучше оставить лет до 9–11, а в дошкольном возрасте читать побольше весёлых произведений наших и зарубежных классиков детской литературы. Во-первых, потому что смех — действенное лекарство от страха. Люди знали это ещё в глубокой древности. У некоторых племён до сих пор бытует обычай заклинать смехом злых духов, а у колумбийских индейцев даже принято смеяться во время похорон. (К чему я вас, естественно, не призываю!) Вы, наверное, обращали внимание на то, что испуганный ребёнок напряжён, как натянутая струна. Смех снимает это напряжение, помогает переключить внимание малыша, служит заградительным барьером между ним и страшными образами. Во-вторых, «Чиполлино», «Винни-Пух», «Буратино», «Пеппи — Длинный Чулок», а также книги Носова, Успенского, Рыбакова, Маршака, Михалкова и других прекрасных авторов не только развлекают, но и многому учат. В том числе и смелости. Ну, а в «Приключениях жёлтого чемоданчика» С. Прокофьевой тема обретения смелости вообще ведущая. Сейчас порой можно услышать, что до революции дети слышали сказки как раз в неприглаженном, архаическом варианте. И — ничего, привыкали к «суровой правде жизни». Но авторы тех времён свидетельствуют об обратном. «Конечно, неуместно читать детям сказки, где есть что-либо пугающее, какие-либо страшные образы» (выделено мной. — Т.Ш.), — писал больше ста лет назад, в 1876 г., педагог В.Сиповский. А ведь в середине XIX в. у детей было неизмеримо меньше страшных впечатлений, чем сейчас. Одни новости по телевизору, которые ныне каждый день смотрят взрослые, чего стоят! Крупным планом показываются изуродованные трупы, в красках расписывается, где что взорвалось, сгорело, потонуло... По признанию самих телевизионщиков, в новостях примерно 70 процентов негативной информации и лишь 30 процентов — позитивной. Да и ту они умудряются подавать так, что положительный эффект нередко сходит на нет. А компьютерные игры? А бьющая по нервам уличная реклама, которую на профессиональном жаргоне так прямо и называют «агрессивной», поскольку она не предлагает, а навязывает потре6ителям товары, влияя на подсознание? А жуткие, садистские заголовки, которыми пестрит нынешняя пресса? А разговоры современных детей, уже напичканных всякими «ужастями»? На таком, мягко говоря, неблагоприятном фоне литературные «страшилки» будут не полезной прививкой, как думают некоторые недальновидные люди, а очередной порцией яда. И детская психика, не выдержав перегрузки, может сломаться. У детей помладше могут возникнуть фобии, а у подростков — то, что в православии именуется «окаменённым нечувствием». Человека, повинного в этом грехе, ничем не проймёшь. Он равнодушен к чужому страданию и чужому горю. Для него даже самые близкие становятся чужими людьми. Горькие плоды современного воспитания Психологов и педагогов всё больше заботит отставание эмоционального развития современных детей и подростков. Причём наблюдается оно не только в семьях, где дети растут, как сорная трава, но и там, где ими достаточно много занимаются. О ранней интеллектуализации, тормозящей развитие эмоций, я не раз писала. Но ею дело не ограничивается. Как ребёнок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет тут важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и увлекательные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокие размышления. Чем с утра до ночи твердить маленькой девочке, как дурно быть неряхой, лучше прочитать «Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что её игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок. (А если это не подействует, то и убрать на время пару любимых кукол, сказав, что они не выдержали жизни в грязи.) Ещё не так давно, в конце 80-х гг., большинство детских книг, мультфильмов, фильмов, спектаклей предназначалось не только для развлечения, но и для воспитания. Часто бывая на фестивалях кукольных театров, мы с И.Я. Медведевой не раз слышали от режиссёров жалобы на то, что им надоели пьесы про жадных медвежат, упрямых осликов, озорных обезьянок. Их мечта — «Гамлета» в куклах поставить, а Минкультуры требует спектаклей для дошколят. Взрослым дядям, наверное, и вправду скучны пьесы про осликов, а вот малышам такая тематика — в самый раз. Они узнают в героях самих себя, ситуации, в которых нередко оказывались, учатся распознавать оттенки чувств и эмоций, усваивают правильные модели поведения. Конечно, далеко не всё было тогда талантливо, но даже самые простые, бесхитростные истории могли многому научить ребятишек. Потом был дан резкий крен в сторону развлекательности. Возьмём для сравнения стихи из двух учебников, изданных с интервалом в 4 года. В «Родной речи» (сост. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова. М.: Просвещение, 1993) на поэзию отведено порядка 90 (!) страниц. Здесь много известнейших стихов о природе: «Люблю грозу в начале мая» Ф. Тютчева, «Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало» и «Зреет рожь над жаркой нивой» А. Фета, «Звонче жаворонка пенье» А. Толстого, «Уж небо осенью дышало», «Зимнее утро» и «Зимний вечер» А. Пушкина (естественно, я упоминаю далеко не все произведения). Есть басни Крылова, «Сказка о царе Салтане» (не отрывок, а вся целиком!), стихи М. Лермонтова, И. Никитина, Н. Некрасова, К. Бальмонта, И. Бунина. Все они из разряда тех, которые безусловно можно отнести к «жемчужинам русской поэзии». А вот популярный ныне учебник Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой «В океане света», предназначенный для того же возраста. По нему сейчас занимается множество школ и гимназий, в том числе называющих себя элитарными. Нет, нельзя сказать, что русская поэзия в учебнике обойдена стороной. Объём напечатанных произведений примерно такой же. С той только разницей, что данный учебник в два с лишним раза толще. Показателен и подбор материала. Если русская поэзия ещё представлена какими-то хрестоматийными стихотворениями (хотя их куда меньше, чем в первом учебнике), то стихи советского периода просто изумляют. Зачем включать в учебник то, что может быть уместно на страницах «Мурзилки», но уж никак не назовёшь вершиной, эталоном поэтического творчества? Для учебных хрестоматий всегда отбирались лучшие произведения, чтобы показать детям образец. Неужели не нашлось ничего более выдающегося, чем «Вредные советы» Г. Остера, или стишок про бедную киску, которой не дают украсть сосиски (Б. Заходер), или вот такие «поэтические жемчужины»: Кто продырявил барабан, барабан? Кто продырявил старый барабан? Барабанил в барабан барабанщик наш, Барабанил в барабан тарабарский марш. Барабанил в барабан барабанщик Адриан. Барабанил, барабанил, бросил барабан. И т.д. и т.п. Ю. Владимиров Авторы учебника обращают внимание школьников на то, как поэт играет звуками. Но, право же, это далеко не самый удачный пример художественного приёма, называемого «аллитерацией», да и неинтересно это стихотворение ученикам четвёртого класса, для которых написан учебник. Теперь мы начинаем пожинать горькие плоды воспитательных экспериментов. Эмоциональная уплощённость современных детей налицо. Вернее, даже на лице: у них обеднённая мимика, им часто бывает трудно изобразить даже самые простые эмоции — радость, печаль, злость, обиду. Гораздо хуже, чем раньше, опознаются нынешними детьми и разные черты характера. Расскажешь им самую что ни на есть незамысловатую историю про грубых или, допустим, ленивых героев, а в ответ на вопрос: «Какие были сейчас персонажи?» они знай себе твердят: «Плохие... Злые...» И только после наводящих вопросов, фактически содержащих прямую подсказку («Девочка ленилась рано вставать, ленилась причёсываться и убирать постель — значит, какая она была?»), кто-нибудь догадается произнести нужный эпитет. А попросите назвать противоположное качество, и вы такое услышите! «Ленивый» — «работный», «грубый» — «необзывальный»(?!) Так что я советую через книги сделать упор на эмоционально-нравственное развитие ваших детей. Это, конечно, не означает полного исключения развлекательного элемента, но всё же большая часть произведений должна не просто забавлять ребёнка, а учить и воспитывать. И ещё несколько рекомендаций: Обсуждайте прочитанное. Наводите детей на размышления о характерах персонажей, о чувствах, которые они переживали в тот или иной момент, о причинах их поведения. Задавайте детям побольше вопросов, а то дискуссии взрослых с ними нередко вырождаются в нравоучительные монологи, во время которых ребёнок привычно отключается и практически ничего не улавливает. С дошкольниками и младшими школьниками прочитанное стоит не только обсуждать, но и проигрывать — театрализация позволяет ненавязчиво донести до них очень многие вещи, которые иначе не усваиваются или усваиваются с огромным трудом. Если вы хотите, чтобы книга помогла вашему ребёнку осознать и преодолеть его психологические трудности (например, страхи, жадность или упрямство), ни в коем случае не подавайте её под лозунгом «вот как поступают настоящие мужчины (добрые дети, послушные девочки), а ты...» Упрёк, каким бы скрытым он ни был, оскорбит ребёнка, который, скорее всего, и сам переживает из-за своего недостатка, но не желает в этом признаться. А обида заблокирует доступ всему остальному. Рассказы про животных Дошкольники и младшие школьники любят рассказы про животных. Однако не забывайте, что законы природы довольно жестоки. Поэтому, если ваш ребёнок раним, чувствителен, возбудим, склонен к страхам и застенчивости, лучше опускать кровавые подробности либо временно воздержаться от чтения некоторых повестей и рассказов. К примеру, я не рекомендовала бы читать пяти-семилетним детям повесть В. Бианки про мышонка Пика (между прочим, включённую в один из учебников для первоклашек!). Да, в этой повести рассказывается много интересного о повадках мышей и птиц, но там есть и картины, способные травмировать впечатлительного ребёнка. Например, такая: «Ветви куста были усажены длинными острыми колючками. На колючках, как на пиках, торчали мёртвые, наполовину съеденные птенчики, ящерки, лягушата, жуки и кузнечики. Тут была воздушная кладовая разбойника». Или такая: «Пик посмотрел, на чём он лежит, и сейчас же вскочил. Лежал он, оказывается, на мёртвых мышах. Мышей было несколько, и все они закоченели: видно, лежали здесь давно». Не советую и поощрять увлечение дошкольников книгами про динозавров. Нынче эти животные в почёте, и многие ребятишки, подражая друг другу, коллекционируют соответствующие игрушки или штудируют красочные энциклопедии, заучивая наизусть мудрёные названия доисторических чудовищ. Но если абстрагироваться от моды (которая нередко так застит нам глаза, что мы уже не можем оценивать её критически), то придётся признать очевидную вещь: динозавры — животные очень страшные. В старину их назвали бы куда откровеннее — «чудищами». Самых безобидных, травоядных динозавров — и тех при всём желании не сочтёшь милягами. Только представьте себе реальную встречу с таким «милягой» — и вас, даже если вы самый ярый поклонник ископаемых, прошибёт холодный пот. По нашим наблюдениям, у дошкольников, увлекающихся динозаврами, высокий уровень тревожности, много страхов, о которых они далеко не всегда рассказывают родителям. Разглядывание картинок с изображением скелетов и черепов (а в книжках про динозавров такие картинки присутствуют очень часто, ведь облик ископаемых восстановлен по их костям) неизбежно наводит ребёнка на мысли о смерти. Помню большеглазого малыша Романа. В четыре года он уже прекрасно рассуждал на самые разные темы и любил книги про животных. Желая идти в ногу со временем, мама купила ему «Атлас динозавров». Мальчик выучил текст наизусть и поражал гостей своими недюжинными познаниями. Только почему-то он перестал засыпать один, ни на минуту не оставался без мамы даже днём и начал закатывать дикие истерики, стоило ему хотя бы чуточку ушибиться или поцарапаться. Собственно, эти истерики и послужили поводом для обращения мамы к психологу. Не понимаю, что с ним стряслось, — недоумевала она. — Чуть где кольнёт, он — в панику: «А я не умру?» А если, не дай Бог, споткнётся и до крови обдерёт коленку — такое начнётся! Маме и в голову не приходило связать «немотивированный» страх смерти, внезапно возникший у её сына, с любимой книжкой. Но мысленно восстановив развитие событий, она вспомнила, что страхи у Романа появились практически сразу же после приобретения «Атласа». Приключения Дети, особенно мальчики, обожают приключения. Каждому, даже самому робкому, ребёнку в глубине души хочется стать героем, а приключенческая литература даёт ему такую возможность. Но исторические книги тоже нередко изобилуют довольно страшными подробностями. Скажем, развитый семилетний ребёнок вполне способен одолеть «Приключения Тома Сойера», однако если его терзают страхи темноты, смерти, бандитов и одиночества, то блуждания Тома и Бекки в катакомбах способны произвести на него слишком тягостное впечатление. А индеец Джо может начать являться к нему по ночам. То же самое относится и к «Острову сокровищ» Р.Л. Стивенсона. Одна чёрная метка пиратов чего стоит! Когда имеешь дело с впечатлительными детьми, лучше отсрочить знакомство и с «Принцем и нищим» М. Твена, ведь помимо смешных ситуаций, в которые попадает не знающий придворного этикета Том Кенти, там есть множество совсем не смешных подробностей из жизни лондонских бедняков. А также красочные описания пыток и казней. На этом произведении я, честно говоря, обожглась сама. Мой младший сын Феликс — великий книгоглотатель. Совершенно свободно он, как взрослый, начал читать в пять лет и к шести мог прочитать за несколько часов сказочную повесть типа «Баранкин, будь человеком!» или «Королевство кривых зеркал». Я же, следуя принципу «опережающего чтения», старалась заинтересовать его чем-то более сложным. Так мы с ним читали по вечерам Ж. Верна, а по выходным сын задавал папе разные вопросы из области естествознания, на которые не могла ответить ему я. И ещё он ходил с отцом в биологический или зоологический музей — эти книги пробудили у него интерес к природе. Но мне хотелось заинтересовать его ещё и историей. И вот однажды мне попался на глаза «Принц и нищий». Я в детстве его обожала, мне вообще нравились истории с переодеваниями, когда герой или героиня выдают себя за кого-то другого. Я знала наизусть фильмы «Гусарская баллада» и «Королевство кривых зеркал», любила шекспировские комедии с тем же лейтмотивом. Только у меня стёрлось в памяти, что «Принца и нищего» я читала лет в десять. А сыну моему сравнялось всего лишь шесть. Эксперимент пришлось быстро прекратить. Хотя я пыталась на ходу опускать целые абзацы, ребёнок всё равно не выдержал. Не хочу я про них читать! — со слезами на глазах вскричал он, когда несчастного принца, переодетого в лохмотья нищего Тома Кента, бедняки в очередной раз подвергли издевательствам. — Не нужны они мне, раз они там, в прошлом, были такие жестокие. Может быть, поэтому Феликс до сих пор не любит приключенческих романов (например, В. Скотта), действие которых разворачивается в Средневековье? Классическая литература Переход к ещё более серьёзной литературе тоже может оказаться для кого-то болезненным. Боясь удручающих впечатлений, робкие, чувствительные дети не хотят читать книги с плохим концом. Но ведь тогда за бортом останется львиная доля мировой классики! Что же делать? Главное, не торопите события и в то же время не пускайте процесс на самотёк. Лучше постараться осуществить переход к серьёзной литературе мягко, учитывая природные склонности и интересы ребёнка. Как? Допустим, ваша дочь романтична, любит помечтать. Из сказок она уже выросла, а до тургеневских повестей ещё не дозрела. Предложите ей прочесть «Джейн Эйр» Ш. Бронте, «Алые паруса» А. Грина, «Последний лист» О’Генри. Это уже не сказки, но и не «суровая правда жизни», которая, будучи узнанной раньше времени, может породить в душе девочки страх и нежелание взрослеть. Или, к примеру, сын любит зоологию, постоянно пристаёт к вам с просьбой купить собаку, с удовольствием смотрит по телевизору передачи про животных. Значит, настало время для реалистичных произведений Э. Сетона-Томпсона, которые далеко не всегда кончаются благополучно, для романов Дж. Лондона и пр. А заинтересовавшийся историей ребёнок в 11–13 лет уже без ущерба для психики прочтёт и «Принца и нищего», и «Князя Серебряного», и «Тараса Бульбу». Впрочем, новое время — новые песни. Опять приведу пример из читательской практики Феликса. Наверное, многие из вас, родителей, зачитывались в школе «Тремя мушкетёрами» или «Графом Монте-Кристо» А. Дюма. Ну так вот. У моего младшего сына роман «Монте-Кристо» вызвал совсем не ту реакцию, какая возникала у школьников советской эпохи. Ты что мне дала?! — возмутился Феликс, прочитав сколько-то страниц. — Как вы могли восхищаться этим чудовищем? Он же такой жестокий, всем мстит, никому ничего не простил... Ты про Христа говоришь, а сама такие книжки даёшь читать! И я поняла, что, рекомендуя новым детям книги по старой памяти, можно сесть в очень большую лужу...


Книги для подростковНедавно я написала заметку о плохой – как и сейчас полагаю – книге Мариэтты Чудаковой. А сейчас хочу написать о её хорошей книге, на которую, впрочем, обратила внимание, только прочитав первую. Книга называется «Не для взрослых. Время читать!» Идея проста: в развитии читательских предпочтений писательница выше всего ценит период отрочества и предлагает подросткам (или отрокам) 10-16 лет заполнить полку книгами, которые просто необходимо прочитать в этом возрасте: потом станет поздно и упущенного удовольствия не наверстать. На эту полку Чудакова – надо сказать, довольно хаотично – ставит вперемежку Гайдара, Рабле, Лермонтова, Марка Твена, Александра Грина, Пушкина, О.Генри, Дефо, Льва Толстого, Бориса Житкова, Мериме, Осееву, Зощенко... Оговариваясь, что есть ещё Дюма, Каверин, Честертон, Гоголь, Жюль Верн, Диккенс и многие другие, для кого понадобится вторая полка. В общем, сумбурно. Я так и не поняла, почему каверинские «Два капитана» не вошли в первую полку для подростков и почему Рабле на ней сразу после Лермонтова. Не увидела внятную общность между князем Мышкиным и гайдаровским Тимуром. Не во всём согласилась с выбором книг. Или с одним из трёх главных правил Чудаковой: «Нет книг, которые читать рано». Есть такие книги. В особо печальных случаях книга, взятая слишком рано, способна отбить желание открывать себя на долгие годы, быть может, навсегда. У меня так вышло с «Янки при дворе короля Артура» и, стыдно признаться, с «Дон Кихотом». И при всём при этом – какая замечательная идея! Можно сказать, универсальная. Все мы, мамы и папы, даже бабушки и дедушки, можем составить список самых дорогих нашему сердцу книг, вспомнить, чем они трогали и волновали нас в детстве, о чём мы фантазировали, читая. Мы можем записать свои воспоминания и мысли, и получится наша собственная книжка «Время читать!», а у детей появится пространство для размышлений и выбора. Или можем ограничиться советами, что тоже неплохо. Только, в любом случае, надо начинать читать и говорить о прочитанном. Именно в таком просветительском тексте – а не в сусальной истории про девочку Женю – у Чудаковой даже получилось вполне натурально рассуждать об отечественной истории, как почве для книг Толстого, как драме Зощенко и Заболоцкого. И во всё это вплелись воспоминания детства. Книжная полка прямо на глазах превратилась в мостик между поколениями. Тем более ценный, что находится он не за семью печатями: каждый из нас способен навести такой мостик. Книги для подростковДелать это необходимо. Порой даже не догадаешься, кто безогляднее углубляет траншею непонимания: дети или сами взрослые, стремясь угодить некому «общепринятому» представлению о детских интересах. Слушая на днях «Детское радио», я обратила внимание на вопрос ведущей, вполне себе взрослой, хоть и молодой женщины, которая беседовала с юными девушками из хора «Весна». «А какую музыку вы слушаете для души, в свободное от занятий время?» - спросила эта дама. «Я слушаю классику», - застенчиво ответила одна девушка. «Да неужели? – судя по интонации, ведущая была оскорблена в лучших своих чувствах. – Вот прямо приходишь домой и для души слушаешь классику? Ну, ты со мной лукавишь. Сейчас ведь столько направлений: поп, рок, хип-хоп, рэп, соул… - с энтузиазмом перечисляла она. – Что, если мы сейчас проверим, что записано у тебя в телефоне, там будет только классика? Не верю!» «Не только, - всё так же застенчиво, но уверенно сказала девушка. – Но классика тоже». Вот что это было? Зачем? Неужели мы дошли до того, что желание подростка слушать не по принуждению, а для души веками освящённые шедевры воспринимается как лукавство или извращение? Видимо, если бы вопрос был не о музыке, а о чтении, признание, что для души дети читают Пушкина или Лермонтова, тоже было бы встречено как обман или кокетство. Я и прежде слышала эту радиоведущую: когда дети ей отвечали, что любят Диму Билана, она принимала это как должное. Такая нынче норма? Если так, её уж точно придумали не дети. Эту норму придумали взрослые. А книга «Время читать!», напротив, указывает один из немногих способов, которые доступны нам, чтобы не допустить разрыва и поделиться с детьми тем, что мы сами любили в детстве. Не обязательно это классика, но всегда – вещи, проверенные временем, нашей благодарной памятью. В заключение, немного личного опыта. Я читала не все книги, которые рекомендует Чудакова, а из прочитанных люблю не все, и полка моя получится другой. Но один рассказ заинтересовал меня сразу – здесь надо отметить, что писательница сделала продуманную текстовую нарезку, выбранные ею места, действительно, пробуждают желание узнать, как будет развиваться сюжет и чем всё это закончится. Так вот, пробежав глазами начало рассказа Валентины Осеевой «Бабка», я тут же принялась искать его в интернете. Нашла, стала читать и разрыдалась, хотя не лила слёз над книгой уже очень давно. Тут пришла моя дочь. «Мама, почему ты плачешь?» Всё ещё задыхаясь и всхлипывая, я принялась читать «Бабку» ей. Она слушала внимательно. Она поняла правильно. Меня потрясло, что она заплакала на том же месте, что и я. Конец мы дочитывали вдвоём, зарёванные, несчастные и счастливые.


Опасность азартных игрПотенциальная зависимость от азартных игр угрожает примерно 5 процентам россиян, сообщает "Интерфакс". Такие данные привел на пресс-конференции заместитель директора по научной работе Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Зураб Кекелидзе. "Примерно 5 процентов населения можно вовлечь во всякие игры", - сказал он, отметив, что в России ситуация осложняется тем, что "у нас практически нет иммунитета, люди доверяют призывным лозунгам казино". По словам Кекелидзе, официально в Центре имени Сербского на сегодняшний день зарегистрированы 150 игроманов. "Лет через пять, наверное, от 100 до 200 тысяч игроманов мы можем получить только в Москве. А это те люди, которых нельзя принимать на службу в армию, доверять оружие, назначать на ответственные посты", - подчеркнул специалист, напомнив, что зависимость от игр является психическим заболеванием. А за психиатрической помощью, по словам директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Татьяны Дмитриевой, ежегодно обращается 8 миллионов россиян. При этом 7 миллионов из этого количества включены в общественную жизнь с той или иной степенью активности.


Важность литературного воспитания никем не ставится под сомнение. Самое первое литературное произведение, с которым знакомится ребенок, — это колыбельная, которую поет его мать. Все специалисты по детскому воспитанию сходятся на том, что маленькие дети лучше всего воспринимают и усваивают стихи. Младшие школьники взахлеб читают волшебные сказки, а подростки предпочитают книги, в которых главные герои похожи на них самих. Для чего читаем? РЕБЕНОК может научиться различным моделям поведения, наблюдая за окружающим миром и подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет тут важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и увлекательные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокие размышления. Очень показателен в этом смысле такой пример. Американцы, работавшие в НАСА над программой первых космических полетов, обнаружили, что большая часть из них «заболела» космосом, прочитав в юности несколько романов для подростков Р. А. Хайнлайна, в которых мальчишки и девчонки 12–14 лет мужали, переживая космические приключения. А чем с утра до ночи твердить маленькой девочке, как дурно быть неряхой, лучше прочитать «Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок. (А если не подействует, то и убрать на время пару любимых кукол, сказав, что они не выдержали жизни в грязи.) Пока дети маленькие, родители имеют уникальную возможность самим выбирать те книги, которые им надлежит читать. Пользуйтесь же ею, пока можно! И делайте упор на эмоционально-нравственное развитие. Это, конечно, не означает полного исключения развлекательного элемента, но все же большая часть произведений должна не просто забавлять ребенка, а учить и воспитывать. Отсутствие нравственной составляющей в современных детских книгах, мультфильмах, фильмах привело к эмоциональной упрощенности современных детей. У них обедненная мимика, им часто бывает трудно изобразить даже самые простые эмоции — радость, печаль, злость, обиду. Гораздо хуже, чем раньше, опознаются нынешними детьми и разные черты характера литературного героя. Наилучшей почвой для эмоционального развития детской души являются сказки. Именно они закладывают нравственный фундамент! Интереснее всего их слушать детишкам начиная с трехлетнего возраста — их сознание живет в образах и проходит в своем развитии тот же путь, что и все человечество в давние эпохи. Сказки, услышанные в это время, дают ребенку необходимую духовную пищу, воспитывая чувства любви к окружающему миру. Сказки — народное чудо ЗНАКОМЯ кроху со сказками, надо учитывать ряд моментов, обойдя которые вы утеряете то самое важное, что есть в этих чудо-историях. Во-первых, авторские истории — это совершенно другое. Литературная сказка — нравственный опыт одного человека, пусть даже очень талантливого. Хотя совсем отказываться от авторской сказки не стоит. Настоящие исконно народные сказки многослойны, их смысл глубок, они отшлифованы временем и народной мудростью, умножающейся веками. Упрощенное, взрослое осмысление сказок (посредством «литературной обработки») искажает и делает недоступным для ребенка их образный смысл. Поэтому пользуйтесь книжками без искажений. Во-вторых, шведские, немецкие, английские, словом, многие народные сказки учат трудолюбию, доброте и отзывчивости. Большинство русских народных сказок восхваляют лодырей, хвастунов и мелких воришек, как бы непатриотично это ни звучало. Так что, прежде чем читать своему ребенку об успехах Емели, подумайте, кого вы хотите вырастить. В-третьих, очень часто противники сказок обвиняют их в ужасной реалистичности. Но зло, присутствующее в сказках, — дело совсем иное. Редкая сказка обходится без таких подробностей, как съедание (проглатывание) героя, отрубание пальца, утопление и проч. Но, согласно психологическим исследованиям, детей подобные картины не пугают. Правда, речь идет только о «неиспорченных» детях. Если ребенок многократно наблюдал сцены насилия по телевизору, то ему уже трудно воспринимать подобные подробности в сказках только на подсознательном уровне. Некоторые дети проявляют милосердие по отношению к отрицательным персонажам. Например, жалеют волка из «Красной Шапочки». Здесь уж непреклонными должны оставаться мамы. Ведь зло непременно должно быть уничтожено. И если вам известно, что волк символизирует абсолютное зло, вы не пойдете на компромисс: волк должен умереть. Скажите ребенку, что плохое должно погибнуть, и он вас, поверьте, поймет. И вообще, то, что добро всегда побеждает зло, — это очень важно! Сказка дает ребенку внутреннюю убежденность в этом. И тогда ему легче справляться с жизненными трудностями, легче делать правильный выбор в непростых ситуациях. Особенно это важно в период становления личности. Ведь и ваш малыш когда-нибудь будет решать для себя вопрос о наркотиках, насилии, вседозволенности. И тогда ваша теперешняя забота о хорошем чтении сыграет свою положительную роль. Возможно, потом жизнь внесет свои коррективы, но в подсознании, как известно, ничего не пропадает. Все мы — родом из детства. И ПОМНИТЕ, как бы ни переживали дети в процессе рассказа сказки, хороший конец развеет все их страхи. Более того, знакомство со сказкой может стать одним из самых надежных защитных барьеров от этого безудержного информационного потока, с которым ваше сокровище рано или поздно все равно столкнется вплотную


Понос у грудного ребенка: причины и лечение поноса
У ребёнка жидкий стул – что делать? Ведь расстройства желудка, кишечные инфекции и, как следствие, понос у ребенка до года – очень опасны для него.
Гайморит у ребенка: профилактика, симптомы и лечение
Гайморит — это воспаление гайморовых пазух носа. Гайморовы (или верхнечелюстные) пазухи представляют собой полость, где есть только один выход во
article 434

article 434

29.11.19
Ангина - общее острое инфекционно-аллергическое воспаление миндалин, чаще небных, другие миндалины вовлекаются в воспалительный процесс значительно
Лечение красного плоского лишая
Это хронический рецидивирующий дерматоз. Болеют с одинаковой частотой взрослые и дети. При красном плоском лишае на теле появляются высыпания
Как повысить гемоглабин у ребенка? И от чего это зависит?
Ребенок выглядит бледным, быстро устает, предпочитает прогулкам мультики и компьютерные игры, значит, он входит в группу риска по малокровию —
Колит у ребенка. Лечение
Колит — заболевание, возникающее в результате воспалительно-дистрофических изменений в толстой кишке. Воспалительный процесс может быть ограниченным


http://detckijvrach.ru - журнал о здоровье детей онлайн © 2011 Все права защищены. Детское врачевание
Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на - http://detckijvrach.ru/

    Яндекс.Метрика