ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НОВОСТИ
Плавание новорожденных
Весьма полезное закаливающее и оздоровительное действие на ребенка оказывает плавание с первых недель жизни. Благодаря строго дозированным водным процедурам в организме усиливается обмен веществ, улучшаются функции дыхания, кровообращения, пищеварения, развивается опорно-двигательный аппарат, совершенствуется высшая нервная деятельность. В воде, где тело теряет свой вес, малышу легко выполнять все движения, они становятся мягкими, пластичными, не перегружают ребенка (при правильном их применении), способствуют его тренировке.
Благоприятное влияние воды на недавно родившегося ребенка можно объяснить также длительным периодом его развития во внутриутробной среде и сохранением уже после рождения плавательных рефлексов. Ребенок при движении ощущает приятное массирующее воздействие воды, испытывает радость и удовольствие. Водные процедуры, укрепляя нервную систему, способствуют хорошему сну, ускорению развития всех органов и систем.
Главные принципы занятия в воде, как и при применении других средств ЛФК, — это постепенность и систематичность. Во время водной процедуры необходимо следить за состоянием ребенка. Вода должна быть приятной и на первых занятиях иметь температуру 37—37,5° С с понижением ее до конца первого месяца плавания до 34° С и до конца третьего месяца — до 32° С.
В первые 3 месяца должны решаться в основном задачи привыкания к более длительному времени нахождения в воде и . В этот период ребенок передвигается с помощью различных поддержек взрослого, сидящего в ванне или находящегося рядом. Одновременно при различных заболеваниях детей в этот период решаются и частные задачи оздоровления с помощью различных упражнений в воде. В дальнейшем число занятий увеличивается до 5—6 раз в неделю, а продолжительность их постепенно возрастает до 20—25 мин.
Показания к назначению плавания очень широки. Практически каждый
начиная с 10—15 дней жизни при отсутствии противопоказаний может заниматься плаванием. Проводить занятия можно через 40—60 мин после кормления или за 30 мин до кормления. Продолжительность занятий — от 5 до 20 мин. Проводить лечебное плавание и упражнения в воде лучше через 2—3 ч после лечебной гимнастики.
Противопоказаниями к проведению плавания и упражнениям в воде являются открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и
.
Обучение плаванию проводится в обычных ваннах, а затем в микробассейнах детских поликлиник. Продолжительность первых занятий 10—15 мин.
Обучение плаванию проводится с помощью поддержек руками и пенопластовыми поплавками, прикрепленными к чепчику (автономная поддержка).
Голова ребенка, как более тяжелая часть тела, особенно нуждается в поддержке.
Первые занятия проводят с двойной ручной поддержкой в положении ребенка на спине. Левая ладонь взрослого поддерживает его головку, а правая рука охватывает область груди и живота (рис. 1).

Так же осуществляется поддержка ребенка в положении лежа на груди (рис. 2).

Рисунок 2

Необходимо добиваться, чтобы тело ребенка во время всего занятия находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение. Поддержки во всех случаях, по мере тренировки, должны становиться минимальными и создавать условия ребенку для свободного движения руками и ногами в положении его на спине и на груди. Облегченный вариант поддержки на спине — голова удерживается обеими руками (рис. 3).

рисунок 3

Первые движения в воде производят с помощью взрослого — скольжения на воде (поперек, вдоль ванны, «восьмеркой»), а также покачивания.

Ребенка медленно продвигают в воде в разные стороны, при этом следует добиваться, чтобы ребенок рефлекторно отталкивался ногами от краев ванны (рис.4).

Рисунок 4

Уши ребенка должны быть погружены в воду. При плавании на груди следует поддерживать подбородок ребенка с тем, чтобы в рот не попала вода.
Обучение плаванию необходимо производить не спеша, спокойно, всячески стимулируя проявления плавательных рефлексов.
При появлении у ребенка гребковых движений характер поддержки облегчается. Двуручные поддержки заменяются одноручными (рис. 5) или автономными.

рисунок 5

Со второго месяца можно осторожно начинать обучение ребенка задержке дыхания. Сначала это делают, поливая головку ребенка из лейки или водой, захваченной рукой из ванны, в течение 4—5 с, 4—6 раз за время отдыха между упражнениями (проводки, покачивания). В дальнейшем при проводке на груди погружать лицо ребенка сначала на 0,5—1 с, потом на 2—3—4 с. После усвоения этого упражнения можно перейти к более сложному: поддерживая ребенка вертикально, произнести «раз, два, три, ныряй!». Погрузить ребенка сначала до уровня носа на 3—5 с, потом до уровня глаз, а в дальнейшем с головой (за одно занятие — не более 4—6 погружений). В дальнейшем можно переходить к более сложным упражнениям, например ныряние с доставанием ярких игрушек.
Нельзя допускать погружения ребенка под воду при плаче и во время движения в воде во избежание попадания воды в носовые ходы.
К самостоятельному плаванию можно приступить после того, как ребенок будет достаточно тренирован в задержке дыхания при погружении рта и носа под воду и овладеет навыком грести руками. Взрослый лишь слегка поддерживает и направляет действия ребенка.
Помимо соблюдения постепенности в увеличении нагрузки, систематичности занятий, необходимо помнить еще об одном важном условии: постараться не испугать малыша при первых занятиях в воде (чересчур прохладная вода, большая, чем положено, нагрузка в воде и др.). Перенесенный испуг может на всю жизнь «поссорить» ребенка с водой и плаванием.

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
болит живот у ребенка ночью
болит живот у ребенка ночью
Боль в животе можно разделить на острую и хроническую.
Острая боль возникает вследствие острого хирургического заболевания, травмы или острого инфекционного процесса.
Боли в животе, продолжающиеся более 3 месяцев, называются хроническими. Обычно они связаны с хроническими заболеваниями органов пищеварения или расстройством. Их функции и протекают с периодами обострений (рецидивов) и временного благополучия.
Хроническую боль в животе диагностируют только у детей старше 3-4 лет: они могут осознанно отнестись к симптому и пожаловаться на него. Кроме того, боль в животе может возникать при поражении органов, не относящихся к брюшной полости (позвоночника, легких, почек и др.).
Кишечная колика, метеоризм.
Кишечная колика — связана с повышенным газообразованием в животе (метеоризмом), сопровождающимся спазмами (болезненными сокращениями) кишечника. При этом движение пищевого комка по пищеварительному тракту либо замедляется, либо ускоряется (нарушается моторная функция кишечника). Возникает ситуация, когда спазмированный участок кишки перекрывает проход образовавшимся газам и калу и раздувается, вызывая боль.
Кишечная колика у грудных детей.
Проблема кишечных колик (в просторечии — «газики») очень актуальна в течение первых месяцев жизни ребенка. Она начинает беспокоить малыша на третьей-четвертой неделе жизни и продолжается до 3-4 месяцев. В момент приступа колики младенец пронзительно кричит, поджимает ножки к животу или молотит ими воздух, натуживается, краснеет, громко выпускает газы. Его животик напряжен, немного вздут. После отхождения газов и кала приступ колики проходит, ребенок успокаивается. При этом малыш хорошо ест, набирает вес, имеет нормальный стул. Продолжительность и частота приступов индивидуальна: от 15-20 минут 1 раз в неделю до ежедневных многочасовых колик с короткими «благополучными» промежутками.
К частым кишечным коликам у здоровых младенцев приводят заглатывание воздуха при сосании (аэрофагия), перекармливание, неправильное приготовление смесей для вскармливания (не соответствующей инструкции концентрации), редкое выкладывание малыша на животик, нарушение диеты кормящей матери (избыток газообразующих продуктов). Кишечной коликой также сопровождаются детские заболевания: аллергия к коровьему молоку, непереносимость лактазы, кишечные инфекции, другие инфекционные процессы (пиелонефрит и др.). Поэтому в случае, если колика сопровождается повышением температуры, рвотой, разжижением стула, в кале появляются примеси (кровь, зелень, слизь), ребенок не прибавляет в весе, приступы продолжительные и частые (более 4 часов в день), следует подумать о каком-либо заболевании у малыша.
Как помочь грудному ребенку при колике?
Возьмите ребенка на руки, покачайте, положите животиком себе на живот. Погладьте животик теплой рукой круговыми движениями по часовой стрелке, положите на него подогретую байковую пеленку (можно прогладить ее горячим утюгом) или тёплую грелку с водой (температурой 50-60 °С). Можно сделать малышу ванну с отварами ромашки, мяты, душицы. Для снятия колик также используют препараты на основе фенхеля, ромашки, укропа. Это чаи фирм «Хипп» (Австрия), «Нутриция» (Германия), чай «Импресс» из итальянского укропа (Польша/Германия), укропная вода, ветрогонный сбор, отвар ромашки, «Плантекс». Широко применяются лекарства, содержащие симетикон: Сабсимплекс, Эспумизан, Дисфлотил. Симетикон обладает свойством переводить крупные пузырьки газа в кишечнике в свободный газ. Эффект обычно наступает на 3-5 день лечения. Если ребенок, несмотря на ваши действия, продолжает плакать, а кал и газы не отходят, малышу ставят клизму с 50 мл кипяченой воды или газоотводную трубочку. А в случае, если и это не помогло, ребенку дают сорбенты: Энтеросгель, Пекто, Полифепан (Энтегнин) или активированный уголь.
Для предупреждения кишечной колики кормящая мама обязательно должна соблюдать диету, исключив продукты, приводящие к повышенному газообразованию: молоко, капусту, квашеные овощи, бобовые, сою, лук, помидоры, сладкие фрукты, особенно виноград и яблоки (фрукты и овощи лучше употреблять после термической обработки), огурцы, баклажаны, грибы, черный хлеб, свежую сдобу, квас, сладости, сахар (его можно заменить фруктозой) и др. Чтобы малыш во время сосания не наглотался воздуха, необходимо кормить его в полулежачем положении и после еды несколько минут держать вертикально, пока он не отрыгнул воздух. Следите, чтобы ребенок плотно захватывал сосок или соску (отверстие в соске должно быть небольшим). Выкладывайте ребенка на животик за 5-15 минут до кормления, перед едой сделайте ему массаж живота легкими движениями по часовой стрелке.
Кишечная колика и метеоризм у школьников
У школьников кишечной коликой и метеоризмом могут сопровождаться различные заболевания пищеварительного тракта (воспаление кишечника, расстройства желчеотделения, плохое переваривание пищи, недостаточность поджелудочной железы, нарушение микрофлоры кишечника и др.). Причиной колики могут быть и погрешности в диете (обилие жирной пищи, газообразующих продуктов). Лечение заключается в терапии основного заболевания, приведшего к коликам (дисбактериоз кишечника, и т. д.). Во время приступа показаны препараты, содержащие симетикон (Эспумизан и др.), спазмолитики, расслабляющие гладкие мышцы кишечника (Но-шпа, Дюспаталин, Папаверин, Бускопан и др.), сорбенты (активированный уголь, Энтеросгель, Полифепан и др.) и другие препараты по назначению врача.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Афтозный стоматит
Афтозный стоматит
Афтозный стоматит - это одно из поражений слизистой оболочки полости рта, вызываемое вирусом герпеса. У детей афтозный стоматит — ситуация нередкая, особенно в 1-3 года, когда они начинают активно изучать окружающие предметы и все подряд тянут в рот. Для того чтобы «заработать» афтозный стоматит, достаточно попадания в рот инфекции и снижения защитных сил организма.
Клинические проявления афтозного стоматита
Недомогание, ухудшение общего состояния, беспокойство.
Лихорадка. может повышаться до 39-40 °С.
Отказ от пищи, обильное слюнотечение, боль во рту.
Слизистая оболочка полости рта красная, воспаленная. На щеках, языке, губах, нёбе образуются афты — болезненные элементы (язвочки) округлой формы диаметром до 1 см, с беловато-серым или желтоватым налетом и ярко-красным ободком. В тяжелых случаях афты сливаются.
Шейные лимфатические узлы увеличены, болезненны.
Заболевание длится 7-14 дней с полным выздоровлением.
Обработка полости рта.
Раствор перекиси водорода (1 ст. л. 3 %-ного раствора на 1/2 стакана воды). Полоскание, у маленьких детей обрабатывать полость рта и десны 3-5 раз в день.

Содовый раствор 1-2 % (1 ч. л. соды на 1 стакан воды). Полоскание, у маленьких детей обрабатывать полость рта и десны 3-5 раз в день.

Спиртовой раствор зеленки 1-2 %. Смазывать афты 2-3 раза в день.

Интерферон, оксолиновая мазь, мазь «Виферон».
Аппликации на десны.

Имудон, таблетки. Рассасывать во рту каждые 2-3 часа по таблетке.

БАД «Цитросепт». Полоскание рта, использовать в соответствии с инструкцией.
 Ароматерапия при афтозном стоматите.

Полоскание: масло чайного дерева — 2 капли,

эфирное масло эвкалипта — 1 капля,


эфирное масло лаванды -  1 капля,

сода питьевая  — 1 ч. л.

Все компоненты растворить в 1 стакане теплой воды. Полоскать рот 3-4 раза в день.

Аппликации на десны.


Развести масло чайного дерева с растительным маслом в пропорции 1:1. Нанести на ватный тампон и прикладывать к местам поражения на 15-20 минут.
Общее лечение при афтозном стоматите

При повышении температуры — сбивать.
Витамины группы В, витамин С.
Препараты кальция.
При тяжелом течении назначаются противовирусные препараты на усмотрение врача.

Информация подготовлена специально для сайта
http://detckijvrach.ru C.Карпа

зрение ребенка до года
зрение ребенка до года
Своевременное выявление у ребенка проблем со зрением и последующее правильное лечение могут избавить не только его, но и всю семью от массы трудностей в дальнейшем.

Специалисты советуют родителям как можно раньше показать малыша окулисту (глазному врачу). Как бы внимательно педиатр ни осматривал ребенка, какой-то недостаток зрения младенца легко может остаться незамеченным. Только врач-специалист при профилактических осмотрах в состоянии своевременно диагностировать слабое зрение или
(хотя, пожалуй, этот недостаток способны заметить и близкие). К сожалению, у некоторых детей проблемы со зрением выявляются лишь при поступлении в школу когда вылечить то или иное заболевание становится делом трудным, а иногда и невозможным.


Чем раньше, тем лучше


Существует обязательный план обследования всех детей у окулиста, и родителям стоит его придерживаться. Первый раз к глазному врачу приглашают маму с ребенком, когда ему исполняется месяц. В этом возрасте можно выявить такие заболевания, как врожденная катаракта (помутнение хрусталика), а также врожденная глаукома. Доктор смотрит, насколько прозрачны оболочки глаза, определяет, нет ли у крохи воспаления .

Родителям следует немедленно обратиться к врачу, если:

ребенок боится света,
у него низко нависают веки при закрывании зрачков — это заболевание называется птоз.

Если у младенца в возрасте одного месяца не обнаружено никаких отклонений от нормы, в три месяца желательно пройти повторный осмотр. В этом возрасте особое внимание уделяется недоношенным детям и детям с отклонениями в развитии. Дело в том, что недоношенные дети после рождения часто помещаются в специальную камеру-кувез с повышенным содержанием кислорода. Его избыток может негативно отразиться на развитии сетчатки. Если ребенка своевременно не осмотреть, можно пропустить не только снижение остроты зрения, но и слепоту.

При следующем обязательном осмотре окулиста (в шесть месяцев) ребенку закапывают глазные капли, вызывающие расширение зрачков. В этом возрасте уже можно выявить врожденную близорукость, гиперметропию, а также скрытое косоглазие. Если у ребенка есть такие отклонения, ему начинают проводить курс лечения (в кабинете охраны зрения), продолжающийся вплоть до шести лет. С трех лет такому ребенку можно рекомендовать посещение специального детского сада для детей с пониженным зрением.

Особое внимание следует уделять детям из «групп риска» — семей, в которых большинство родственников носят «сильные» очки, а также детям, у которых родители, братья или сестры страдают косоглазием, имеют искривление роговицы (астигматизм) или же изначально плохо видят одним глазом.


Помните о профилактике


В два года все без исключения дети должны пройти обследование у глазного врача, а в три с половиной у малышей впервые определяют остроту зрения (по таблице с фигурками).

В дальнейшем — до шести лет — глазной врач осматривает детей один раз в год. Обычно в детские сады для осмотра малышей окулист приходит обязательно. Детей, не посещающих детский сад, родители раз в год должны приводить к врачу в поликлинику.

Если у ребенка обнаружены незначительные отклонения от нормы, с ним можно заниматься тренировкой зрения. С помощью специальных упражнений его учат лучше использовать свои зрительные способности.

К сожалению, маленькие дети часто не понимают, зачем постоянно носить «эти противные» очки или заклеивать один глаз. Они сопротивляются, не всегда готовы в полную силу сотрудничать с взрослыми в выполнении полезных упражнений для тренировки глазных мышц. От родителей в этом случае требуются особенные чуткость и терпение.


Сигналы тревоги


Даже если ребенок проходит регулярные осмотры, взрослым следует обратить внимание на следующие тревожные симптомы:



жалобы на
или боль в глазах при рассматривании предметов,
малыш подносит книги и игрушки слишком близко к глазам,
ребенок часто прищуривает глаза или трет их (возможно, он говорит, что видит предметы расплывчато или они у него двоятся),
вы замечаете, что ребенок сильно напрягается, вглядываясь во что-либо.

Информация подготовлена специально для сайта
http://detckijvrach.ru C.Карпа
Зубы у детей до года
дельфинотерапия
дельфинотерапия
Издавна человек в своей жизни сталкивался с дельфинами. Об этом повествуют нам и наскальные фрески, и древние монеты, где отчеканенный дельфин являлся символом и гербом отдельных прибрежных городов.
При этом люди никогда не переставали удивляться той благожелательности, с которой это животное относится к человеку. Тайна дельфина полностью не раскрыта и по сей день, хотя исследования в дельфинариях проводятся во многих странах мира.

Дельфинотерапия является одной из пока малоизученных, но весьма перспективных направлений зоотерапии.
Однако, помимо ума, сообразительности и контактности дельфинов, было замечено, что общение с ними благотворно влияет и на здоровье человека. Дальнейшие исследования подтвердили этот факт, хотя так до конца и не выяснены механизмы их целебного воздействия.


Точно установлено, что даже непродолжительное общение с этими животными положительно сказывается на здоровье больных с отклонениями гормональных, иммунных и обменных процессов. После общения с дельфином у людей повышается выделение «гормонов радости», половых гормонов, которые, в свою очередь, включают и обновляют всю физиологию организма в целом и его энергетическую систему. Специально подготовленные дельфины уже используются в психотерапевтическом лечении неврозов, синдрома хронической усталости, в обучении детей с умственной отсталостью, а также в оздоровительных и реабилитационных целях для определенных групп населения.

У взрослого человека после нескольких сеансов направленного общения с дельфином нормализуются сердечная деятельность, сон, настроение, отмечается душевный подъем, чувство раскрепощенности, повышается работоспособность.


Особо высокая эффективность дельфинотерапии сказывается на детях с заторможенным развитием речи, тугоухостью, а у слабоумных детей и подростков с ДЦП динамика улучшения здоровья поднимается до 60-70 процентов. Дети становятся более общительными, добрыми, менее скованными, лучше концентрируют свое внимание, быстрее поддаются обучению.


Процесс обучения умственно отсталых детей после плавания с дельфинами ускоряется в несколько раз. У подростков, страдающих неврозами с нарушением физиологических функций (страхи, нарушение сна, энурез, заикание и т.п.), происходит частичное или полное восстановление, уменьшаются проявления детского аутизма. Лечащими врачами наблюдается сильный релаксационный эффект, восстанавливаются функции мозга и центральной нервной системы, снимаются нервные стрессы. У больных детей включаются и значительно повышаются механизмы психической деятельности, улучшается их контактность, легче воспринимаются общественные отношения. Они начинают лучше разговаривать, стабилизируется работа всех систем организма.


Научные исследования показывают, что реабилитационно-оздоровительные сеансы с дельфинами не только эффективны, но и не имеют противопоказаний. Они могут успешно сочетаться с медикаментозным и психотерапевтическим лечением, а по показаниям дополняться лечебной гимнастикой, массажем, физиопроцедурами.


За последнее время отмечено, что хорошо обучаются играм с детьми и морские котики. Физиологическое их воздействие на организм пока еще мало исследовано, но положительные сдвиги в психике детей после общения с ними просматриваются довольно четко.


За рубежом дельфинотерапия уже успела получить должное признание. В нашей же стране она только-только начинает зарождаться. Сейчас в России всего несколько бассейнов-дельфинариев, но занятия в них ведутся под наблюдением и руководством целой группы специалистов, поставлены на хорошую научную основу и проводятся сугубо индивидуально для каждого пациента в отдельности.
Информация подготовлена специально для сайта
http://detckijvrach.ru C.Карпа

Логин: Пароль: Регистрация |

Loading...
Детский врач » Детские болезни
Массаж живота и лечебная гимнастика являются вспомогательными средствами в лечении запоров у детей, наряду с изменением режима питания, питьевого режима, при необходимости лечения основного заболевания, приводящего к запорам. Массаж живота поможет стимулировать работу кишечника, а гимнастика укрепит мышцы брюшного пресса, улучшит кровоток в брюшной полости, простимулирует моторику кишечника и желчного пузыря. Курс составляет 10-12 процедур. Заниматься лучше один раз в день в одно и тоже время через 1,5 – 2 часа после еды.

Массаж живота

Перед проведением массажа необходимо вымыть руки теплой водой с мылом, вытереть насухо и смазать кремом. Приступать к массажу можно, когда крем впитается.

Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание и пощипывание.

Поглаживанияпо животу по ходу кишечника.Ладонью, либо двумя пальцами скользите по животусправа налево по часовойстрелке, описывая круг. Затем по ходу кишечника – встречное поглаживание живота. Для этого правой рукой скользите сверху вниз по левой половине живота, а левой в это время – снизу вверх по правой половине живота. Поглаживания сверху вниз от боковых поверхностей туловища, одновременно двумя руками, сближаясь к низу живота. Все приемы проводятся 4-5 раз.

Растирания. Суставами согнутых пальцев растирайте околопупочную область спиралевидными движениями по часовой стрелке. Выполняйте прием, проходя 3-4 круга.

Пощипывания. Легким пощипыванием живота по кругу стимулируйте сокращение мышц брюшного пресса (3-5 повторов)

Заканчивать массаж нужно круговыми поглаживаниями, с которых начиналась процедура.

Лечебная гимнастика

Упражнение 1

Возьмите ноги малыша в области голеней, выпрямите, а затем согните их в суставах, одновременно приведя к животу. Сделайте 5 повторов.

Упражнение 2

Повторите предыдущее упражнение, но совершая движения разнонаправлено, имитируя езду на велосипеде. Одну ногу согните в коленном и тазобедренном суставах, а другую при этом выпрямите, а затем наоборот. Сделайте 6-8 повторов.

Упражнение 3

Коленом согнутой в коленном и тазобедренном суставах ножки достаньте локоть, согнутой в локтевом суставе руки с противоположной стороны. А затем поменяйте движения на противоположные. Сделайте 6-8 повторов.

Упражнение 4

Поднимите ножки ребенка вверх, как при упражнении «березка». Ваши руки при этом должны удерживать ножки малыша в области коленных суставов, не давая им сгибаться. Опустите ножки до соприкосновения их с поверхностью, на которой лежит ребенок.

Источник: Школа детского массажа.  Елена Гореликова

/a

/p

По статистике дети до трех лет больше всего травм получают дома в присутствии родителей. Чаще всего причиной несчастья является родительская беспечность и недооценка ими возможностей и способностей своего чада. В любом случае, если беда произошла и ребенок получил травму, до приезда врачей первые кто оказывается рядом с пострадавшим малышом и может оказать ему помощь – его мама и папа.
В некоторых случаях помощь должна быть оказана в течение первых нескольких минут и не всегда можно рассчитывать на столь быстрое прибытие «скорой помощи», поэтому родителям очень важно уметь оказывать первую помощь самостоятельно. Для того чтобы минимизировать нанесенный вред здоровью ребенка и снизить риск возможных осложнений при оказании первой помощи мама должна соблюдать следующие основные принципы:

Сохранять спокойствие. Как бы мама ни была напугана, ей нельзя поддаваться панике, иначе пострадавший малыш не получит помощи. Во многих случаях именно от действий мамы, от того насколько правильно и своевременно оказана первая помощь может зависеть жизнь и дальнейшее благополучие малыша.

Устранить причину несчастного случая. Если пострадавшему ребенку все еще угрожает опасность, необходимо устранить действие повреждающего фактора: удалить горячую одежду если малыш облился кипятком, вытащить из воды, отключить источник тока при электротравме, и т.д.

Разобраться, что произошло и оценить состояние ребенка. Не стоит тратить время и выяснять кто виноват, В первую очередь, необходимо осмотреть ребенка, оценить насколько серьезна ситуация и быстро решить, достаточно ли будет малышу только вашей помощи или потребуется вызов врача. Если ситуация серьезная важно правильно оценить состояние малыша — нет ли вероятности травмы позвоночника, можно ли его передвигать, имеется ли кровотечение. Если малыш потерял сознание, проверить, есть ли у него дыхание и пульс. При оценке тяжести повреждения всегда лучше переоценить тяжесть травмы, чем недооценить (если вы считаете, что это ушиб – действуйте как при переломе).

Вызвать врача. Что делать сначала — звонить в «03» или начинать действовать самостоятельно, немедленно вызывать «скорую» или самим отвезти ребенка к врачу — мама должна решать по обстоятельствам. Если малыш получил серьезное повреждение, необходимо позвонить, не откладывая, пока ситуация не вышла из-под контроля. Следует также помнить, что последствия травмы или отравления могут проявиться не сразу, поэтому после серьезной травмы, даже если «все прошло», необходимо обязательно показать ребенка врачу. Отправляясь в лечебное учреждение, не забудьте взять с собой паспорт и медицинский полис ребенка.

Начать с главного. При оказании первой помощи, в первую очередь, необходимо устранить главную опасность для жизни и здоровья: остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание, промывание желудка и т. д

Главная медицинская заповедь - не навреди! Нет такого средства или метода, к которому можно было бы прибегнуть во всех случаях. И грелка, и пузырь со льдом, и обезболивающее лекарство могут нанести вред, если их использовать в неподходящей ситуации. Если не знаете точно, что нужно делать, лучше не делайте ничего. Ошибки при оказании первой помощи могут стать роковыми.

Успокоить ребенка. По возможности успокойте малыша, разговаривайте с ним, всем своим видом выражайте спокойствие и уверенность в своих действиях.

Быть готовым в любой момент. Когдав доме есть малыш, мама должна быть готова к любым проблемам, возникающим со здоровьем ребенка. Позаботьтесь о том, чтобы в домашней аптечке всегда был необходимый набор медикаментов и перевязочных средств.

Если ребенок упал

Падение – самая распространенная причина возникновения травм и ушибов у ребенка. Малыши до года чаще всего падают с высоты (с пеленального столика,  с дивана, с детского стульчика), дети постарше получают травмы в результате повышенной двигательной активности и любознательности, которая сочетается с несовершенством моторных навыков и недостаточной координацией движений. Переломы костей у детей раннего возраста имеют ряд особенностей. Кости у малышей эластичнее, чем у взрослых, и ломаются редко, зато довольно часто происходят разрывы в зонах роста кости. Такие повреждения, например, лучевой кости, могут произойти, если резко дернуть ребенка за кисть. Также для детей раннего возраста характерны поднадкостничные переломы «по типу зеленой веточки», когда кость как бы надламывается, но не смещается. Такие повреждения не имеют тех ярких симптомов, которые видны при обычном переломе. Они могут не сопровождаться деформацией конечности, сильной болью, не всегда бывает при этом местный отек и гематома. Подозревать в таких случаях перелом нужно, если после возможной травмы малыш при движениях начинает щадить ручку или ножку — не двигает ею или двигает меньше по сравнению с симметричной конечностью. Чем младше ребенок, тем чаще при падении он ударяется головой. Особенно опасны падения для малышей первого года жизни. Оценить тяжесть травмы головы у детей раннего возраста, особенно у малышей до года довольно сложно, так как внешние проявления сотрясений, ушибов мозга или переломов костей черепа могут быть минимальны.

Что делать:

- к месту ушиба необходимо как можно скорее приложить холодный компресс – это может быть пузырь со льдом (в плотный целлофановый пакет насыпать несколько кубиков льда, и завернуть в чистую ткань, сложенную в несколько слоев, при отсутствии льда подойдет пакет замороженных овощей) или полотенце, смоченное холодной водой (полотенце необходимо периодически смачивать заново), можно использовать специальный охлаждающий компресс с гелевым наполнителем, который продается в аптеке (его нужно хранить в холодильнике). Холодный компресс позволит уменьшить отек тканей, сузит просвет кровеносные сосудов, что предотвратит или уменьшит возможное кровотечение и повысит вероятность благоприятного исхода травмы в дальнейшем. Держать холод можно до 15 минут  - сколько позволит малыш, но желательно не менее 5 минут,

- если целостность кожных покровов нарушена, необходимо накрыть рану сложенным в несколько слоев стерильным бинтом или, если его нет, просто чистой тканью и слегка (не зажимая туго) зафиксировать повязку пластырями. Если рана головы сильно кровоточит, сперва прижмите рану, наложив компресс из стерильного бинта или чистой ткани, и закрепите марлевым бинтом, с легким нажимом обертывая его вокруг головы.

- если после падения поведение ребенка изменилось, он стал вялым, заторможенным или наоборот очень возбужденным, появилась рвота или частые срыгивания, необходимо  немедленно вызывать «скорую помощь». До осмотра врача необходимо обеспечить ребенку максимальный покой, не качайте и не кормите малыша.

- если вы подозреваете, что малыш терял сознание или пострадал позвоночник, до приезда «скорой» необходимо уложить ребенка на ровную поверхность, повернув голову набок (чтобы в случае возникновения рвоты рвотные массы не попали в дыхательные пути).

- при подозрении на вывих или перелом конечности, необходимо срочно доставить малыша в травматологический пункт. До врачебного осмотра необходимо обездвижить место предполагаемого повреждения — зафиксировать суставы выше и ниже травмированного места. У маленького ребенка проще всего закрепить ручку, припеленав ее к туловищу, у ребенка постарше необходимо зафиксировать конечность с помощью подручных средств (дощечки, палки и других подобных предметов), которые закрепляют бинтом, куском ткани, платком, шарфом. На место ушиба можно приложить компресс со льдом.

- любое падение ребенка до двух лет, сопровождающееся травмой головы (появлением отека, гематомы или открытой раны в месте ушиба) заслуживает внимания специалиста. Даже если у ребенка сразу не появились какие-то настораживающие признаки, ребенок упал с небольшой высоты и «отделался только шишкой» на месте ушиба, его должен внимательно обследовать врач. В течение последующих 24 часов покажите малыша детскому неврологу, травматологу или при необходимости нейрохирургу. Некоторые черепно–мозговые травмы проявляются не сразу, а поздняя диагностика может значительно утяжелить состояние и привести к развитию осложнений с самыми неприятными последствиями. Только специалист сможет достоверно оценить тяжесть травмы и развеять или подтвердить мамины опасения.

Если ребенок поранился

Частыми спутниками изучения окружающего мира у малышей становятся различные ушибы, порезы и царапины. В случае неудачного падения, могут случиться и более глубокие ранения.

Что делать:

- при незначительных ранках, ссадинах, мелких порезах, глубоких царапинах, не сопровождающихся сильным кровотечением, достаточно просто промыть рану перекисью водорода, смазать края зеленкой и при необходимости наложить асептическую повязку.Небольшие ссадинылучше не бинтовать, так как они быстрее заживают на открытом воздухе.

- если в рану попали инородные предметы (занозы, металлические скрепки, крючки, иголки, осколки стекла), которые расположены не глубоко, следует аккуратно извлечь их пинцетом, предварительно обработанным дезинфицирующим раствором (спиртом, водкой, одеколоном на спиртовой основе), обработать ранку перекисью водорода и кожу вокруг и края раны смазать зеленкой. Сильно загрязненные раны должен обрабатывать врач. Если ребенок не привит от столбняка (не выполнена вакцинация АКДС или АДС) и поранился на улице, необходимо обратиться в травматологический пункт для проведения экстренной вакцинации против столбняка и при необходимости введения противостолбнячной сыворотки.

- если из раны малыша течет кровь, необходимо провести меры по остановке кровотечения. Небольшое капиллярное кровотечение из мелких ранений неопасно и останавливается простым прижатием стерильной марлевой салфетки или чистой ткани к поверхности раны. После остановки кровотечения необходимо обработать рану (3% раствором перекиси водорода, смазать края раны раствором йода или зеленки), сменить пропитанную кровью салфетку и наложить повязку.

- при глубоких порезах или ранениях может наблюдаться артериальное или венозное кровотечения – они могут потребовать помощи врача, но до прибытия в больницу малышу следует оказать первую помощь. Артериальное кровотечение наблюдается при травме крупных сосудов – артерий и характеризуется обильным пульсирующим кровотечением, а вытекающая из раны кровь имеет ярко алый цвет. Венозное кровотечение возникает при ранении вен  — поверхностных или более глубоких – обычно кровь вытекает равномерно и имеет темно-вишневый цвет. Дети тяжело переносят кровопотери, ввиду того что у них недостаточно развиты компенсаторные возможности. Для годовалого ребенка представляет опасность потеря крови в количестве 200 мл. При быстрой потере крови ребенок может погибнуть, потеряв менее 1/3 общей массы циркулирующей крови, поэтому очень важно как можно быстрее остановить кровотечение. Для остановки венозного кровотечения обычно достаточно прижать кровоточащее место давящей повязкой (на кровоточащую рану кладется сложенная в несколько раз стерильная марля или чистый кусок ткани, на нее слой ваты, повязка туго закрепляется круговым бинтованием). Способствует остановке кровотечения фиксация конечности в приподнятом положении — таким образом, уменьшается ее кровенаполнение. При артериальном кровотечении из крупных сосудов, временно остановить кровь поможет пальцевое прижатие поврежденного сосуда к близлежащей кости (например, сонную артерию нужно прижать к внутреннему краю грудиноключичной мышцы или к шейным позвонкам). Временно остановить артериальное кровотечение на конечностях поможет круговое перетягивание конечности выше кровоточащего участка специальным резиновым жгутом, если его нет под рукой, подойдет туго закрученный кусок ткани, пояс, резиновая трубка, веревка. Жгут накладывают поверх одежды на 5-10 см выше раны, делая 2-3 оборота вокруг конечности и с некоторой силой сдавливая мягкие ткани. Чтобы не травмировать кожу под него можно подложить ткань. Правильность наложения жгута проверяется по прекращению кровотечения из раны и по исчезновению пульса ниже наложения. При направлении ребенка в лечебное учреждение под жгут обязательно следует подложить бумажную записку, на которой указать точное время накладывания, чтобы контролировать время нахождения пострадавшего со жгутом (максимально допустимое время для наложения жгута ребенку зимой 10-15 минут, летом — до 30 минут).

Массаж живота и лечебная гимнастика являются вспомогательными средствами в лечении запоров у детей, наряду с изменением режима питания, питьевого режима, при необходимости лечения основного заболевания, приводящего к запорам. Массаж живота поможет стимулировать работу кишечника, а гимнастика укрепит мышцы брюшного пресса, улучшит кровоток в брюшной полости, простимулирует моторику кишечника и желчного пузыря. Курс составляет 10-12 процедур. Заниматься лучше один раз в день в одно и тоже время через 1,5 – 2 часа после еды.

Массаж живота

Перед проведением массажа необходимо вымыть руки теплой водой с мылом, вытереть насухо и смазать кремом. Приступать к массажу можно, когда крем впитается.

Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание и пощипывание.

Поглаживанияпо животу по ходу кишечника.Ладонью, либо двумя пальцами скользите по животусправа налево по часовойстрелке, описывая круг. Затем по ходу кишечника – встречное поглаживание живота. Для этого правой рукой скользите сверху вниз по левой половине живота, а левой в это время – снизу вверх по правой половине живота. Поглаживания сверху вниз от боковых поверхностей туловища, одновременно двумя руками, сближаясь к низу живота. Все приемы проводятся 4-5 раз.

Растирания. Суставами согнутых пальцев растирайте околопупочную область спиралевидными движениями по часовой стрелке. Выполняйте прием, проходя 3-4 круга.

Пощипывания. Легким пощипыванием живота по кругу стимулируйте сокращение мышц брюшного пресса (3-5 повторов)

Заканчивать массаж нужно круговыми поглаживаниями, с которых начиналась процедура.

Лечебная гимнастика

Упражнение 1

Возьмите ноги малыша в области голеней, выпрямите, а затем согните их в суставах, одновременно приведя к животу. Сделайте 5 повторов.

Упражнение 2

Повторите предыдущее упражнение, но совершая движения разнонаправлено, имитируя езду на велосипеде. Одну ногу согните в коленном и тазобедренном суставах, а другую при этом выпрямите, а затем наоборот. Сделайте 6-8 повторов.

Упражнение 3

Коленом согнутой в коленном и тазобедренном суставах ножки достаньте локоть, согнутой в локтевом суставе руки с противоположной стороны. А затем поменяйте движения на противоположные. Сделайте 6-8 повторов.

Упражнение 4

Поднимите ножки ребенка вверх, как при упражнении «березка». Ваши руки при этом должны удерживать ножки малыша в области коленных суставов, не давая им сгибаться. Опустите ножки до соприкосновения их с поверхностью, на которой лежит ребенок.

Источник: Школа детского массажа.  Елена Гореликова

/a

/p

Существует мнение, что «женские» болезни могут возникать только у девушек и женщин, которые живут половой жизнью, поэтому появление выделений из половых органов маленькой девочки вызывает удивление и сильное беспокойство у родителей.  Какие выделения из половых путей являются нормой, и в каких случаях следует показать малышку детскому гинекологу?

Влагалищные выделения (лат. название fluor – «бели») – явление, характерное для женщин различного возраста, в том числе и для новорожденных девочек. Выделения из половых путей являются результатом функционирования и самоочищения органов репродуктивной системы женщины. Основу влагалищного секрета составляют слущенные клетки постоянно обновляющегося эпителия, выстилающего внутренние половые органы и прозрачная жидкость, пропотевающая через эпителий влагалища из подлежащих кровеносных и лимфатических сосудов, также в состав выделений входят слизь, образуемая железами, расположенными в теле и шейке матки и преддверии влагалища, микроорганизмы, клетки крови (лейкоциты) и другие составляющие. Состав и количество выделений в норме зависит от общего физического состояния организма, особенно его нервной системы, психогенных факторов и от гормонального статуса женщины. Влагалищные выделения подразделяют на физиологические и патологические.

Это нормально.

Физиологические «чистые» выделения из половых путей светлые, носят слизистый характер, могут быть с включением тонких тягучих нитей или крошковатых примесей. Первые физиологические выделения из половых путей могут отмечаться у девочек в период новорожденности. В некоторых случаях, примерно на второй неделе жизни ребенка, из половой щели могут появиться достаточно обильные слизистые выделения, иногда они могут быть кровянистыми, несколько напоминающими менструацию. Выделения могут сопровождаться припуханием сосков молочных желез и появлением из них при надавливании мутной, густой жидкости — молозива. Это явление совершенно безопасно и называется половым или гормональным кризом новорожденных. Таким образом репродуктивная система девочки реагирует на наличие высокого уровня материнских половых гормонов, поступавших в организм ребенка вначале через плаценту, а затем с грудным молоком. Это состояние не требует специального лечения, необходимо лишь более тщательно следить за гигиеной малышки.  В норме по мере снижения концентрации материнских гормонов в крови у ребенка (обычно это происходит к концу первого месяца жизни) выделения из половых путей полностью исчезают.

Начиная с возраста 3-4 недель в половом развитии девочки наступает так называемый «нейтральный» период или период гормонального «покоя». В это время концентрация половых гормонов минимальна, железы шейки матки и преддверия влагалища почти не функционируют, поэтому физиологические выделения для этого периода не характерны. «Нейтральный» период продолжается примерно до достижения девочкой возраста 7-8 лет, когда начинается следующий этап ее полового развития  — препубертатный период, в это время начинается гормональная перестройка организма и под влиянием собственный гормонов примерно за год до начала первых менструаций у девочки появляются физиологические выделения из влагалища. С установлением менструального цикла эти выделения усиливаются и становятся цикличными.

Патологические выделения

Патологические бели, как правило, обильные, с примесью гноя, крови, часто с неприятным запахом. В большинстве случаев в период гормонального «покоя» (в возрасте от 1 месяца до 8 лет) выделения являются патологическими. Основной причиной появления патологических белей в раннем детском возрасте являются воспалительные процессы наружных половых органов и слизистой оболочки влагалища – вульвиты и вульвовагиниты. Это обусловлено некоторыми особенностями физиологии детского влагалища и вульвы. Слизистая оболочка, выстилающая влагалище, у девочек раннего возраста чрезвычайно нежная и рыхлая. Из-за особенностей строения эпителия во влагалище у малышек нет условий для существования палочки молочно-кислого брожения, которая в норме у взрослой женщины создает кислую среду, препятствующую развитию болезнетворных грибков и бактерий. Влагалише девочки заселено условно патогенными (условно болезнетворными) микроорганизмами (обычно эпидермальным стафилококком), скудный слизистый секрет влагалища имеет щелочную реакцию. В связи с этими особенностями слизистая влагалища у малышек легкоранима, чувствительна к всевозможным раздражениям и восприимчива к инфекции.

Причинами появления патологических выделений могут стать следующие факторы:

- снижение иммунитета. Любое снижение защитных сил детского организма, которое возникает после какого-либо заболевания, это может быть вирусная инфекция верхних дыхательных путей или обострение хронического заболевания, как правило – почек и мочевого пузыря, приводит к нарушению равновесия между микрофлорой влагалища и детским организмом. В этих условиях условно патогенные микроорганизмы, входящие в состав микрофлоры влагалища, могут стать патогенными, т.е. способными вызывать заболевание. Кроме того, при снижении защитных сил организма во влагалище могут легко проникать и вызывать воспаление бактерии из кишечника и с поверхности кожи. Снижение местного иммунитета может также приводить нарушению микрофлоры влагалища с развитием, так называемого, бактериального вагиноза (дисбактериоза влагалища). Предрасполагающими факторами для развития вульвовагинитов и бактериального вагиноза являются нерациональное питание ребенка с недостатком в пищевом рационе витаминов, переохлаждение, стрессы и т. д. «Детские» инфекции не только снижают иммунную защиту организма, но и могут проявляться высыпаниями на коже и слизистой вульвы и влагалища, слизисто-гнойными выделениями из влагалища.

- несоблюдение личной гигиены. Болезнетворные микроорганизмы могут попасть во влагалище с грязными руками, неопрятной одеждой, при неправильном подмывании ребенка, при сидении без трусиков на полу или на других загрязненных поверхностях, а также при купании в загрязненных водоемах.

- кандидоз («молочница»). Возбудителем кандидозного вульвовагинита являются дрожжеподобные грибы рода Candida, они живут на коже и слизистых оболочках человека и считаются условно патогенными микроорганизмами. В случаях снижения иммунитета, развития дисбактериоза кишечника и влагалища, например, на фоне длительного или нерационального лечения антибиотиками, эти микроорганизмы приобретают агрессивные свойства и вызывают воспаление. Немаловажным фактором в развитии грибковой инфекции, по мнению специалистов, является неправильный гигиенический уход за ребенком: частое мытье в ванной или подмывание половых органов с применением шампуней, гелей, пены, недостаточное полоскание нижнего белья девочки после стирки синтетическими моющими средствами, излишнее укутывание, приводящее к перегреванию и гипергидрозу (потению) в области наружных половых органов.

 - глистная инвазия. Причиной вульвовагинита у девочки может стать энтеробиоз. Это заболевание вызывают острицы – мелкие глисты, паразитирующие в нижнем отделе кишечника.  Самки остриц, выползая из кишечника (преимущественно ночью) для откладывания яиц, могут заползать во влагалище, занося туда кишечную флору, вызывающую воспалительный процесс. Кроме того, острицы прокалывают кожу ребенка, вызывая сильный зуд и боль. Часто родители при этом отмечают беспокойный сон ребенка, сильные расчесы кожи промежности и наружных половых органов девочки. Иногда родители могут обнаружить острицу на коже или испражнениях ребенка.

- хламидийная, трихомонадная, микоплазменная, герпетическая и пр. инфекции передающиеся половым путем. Этими «взрослыми» инфекциями маленькая девочка может заразиться уже во внутриутробном периоде или во время родов, в случае если возбудители этой инфекции во время беременности присутствовали в организме мамы. Таким образом может происходить и заражение дрожжеподобными грибками (молочницей). Некоторые микроорганизмы (например, трихомониаз) могут попасть малышке и после родов контактным способом (через средства гигиены, общие полотенца, сиденье унитаза).  Маме всегда необходимо помнить о такой возможности заражения и своевременно сдавать анализы на наличие этих инфекций, чтобы при необходимости провести лечение.  В случае обнаружения у себя инфекций передающихся половым путем, маме нужно обязательно показать свою дочку детскому гинекологу.

- аллергические заболевания. Иногда причина вульвовагинита и выделений из половых путей кроется в аллергии. Так называемые атопические вульвиты и вульвовагиниты чаще всего возникают у детей с аллергическими проявлениями, экссудативным диатезом, но бывает, что воспаление наружных половых органов является единственным проявлением общей аллергической реакции организма. На фоне повышенной раздражительности, ранимости и повышенной восприимчивости кожи и слизистых оболочек к инфекции, при аллергической настроенности организма, легко присоединяется вторичная инфекция и возникает вяло текущий воспалительный процесс, который то обостряется, то почти исчезает. Такие девочки часто предрасположены к вирусным и вирусно-бактериальным инфекциям дыхательных путей, кишечного тракта, мочеполовых органов. Обычно ситуация улучшается при прекращении контакта с аллергеном и устранении причин, способствующих усилению проявлений аллергии (гипоаллергенная диета, лечение дисбактериоза кишечника).

- попадание инородного тела. Причиной развития вульвовагинита может стать попавшие во влагалище инородные тела: песчинки, нитки от одежды, кусочки ватки, туалетной бумаги. Бывают случаи, что девочки из любопытства вводят себе во влагалище, различные предметы, например, пуговицу, мозаику, заколку, колпачок от ручки… Часто при этом ребенок пугается и скрывает от родителей это происшествие или попросту забывает о нем, и лишь появление выделений из половых путей приводит встревоженных родителей с малышкой к врачу. Обнаружить и удалить инородное тело может только детский гинеколог с помощью специальных детских гинекологических инструментов.

- ожирение и сахарный диабет. Появление выделений из половых путей может происходить на фоне заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ и является довольно частым симптомом у девочек с ожирением.  Вульвовагиниты, особенно вызванные ростом грибковой флоры, могут быть первым проявлением сахарного диабета.

- травма наружных половых органов, которую девочка может получить во время игр или при падении. При этом на фоне отека и синюшности слизистой и кожи вокруг наружных половых органов могут присутствовать кровянистые выделения. В такой ситуации ребенка необходимо в кратчайшие сроки доставить в лечебное учреждения для осмотра врачом, который определит нет ли разрывов половых губ, стенок влагалища, ануса и при необходимости обработает рану. Несвоевременно оказание медицинской помощи может привести к быстрому инфицированию раневых поверхностей и развитию осложнений.

Симптомы воспаления

Такие разные…

Основными проявлениями воспалительного процесса являются гиперемия (покраснение) и отечность наружных половых органов и кожи вокруг них, чувство зуда и жжения, усиливающееся при мочеиспускании и патологические выделения из половой щели. В зависимости от причины, вызвавшей воспалительный процесс, характер патологических выделений может быть различным:

- для бактериального вульвовагинита характерны выделения желтоватого и желтовато-зеленоватого цвета, к которым присоединяется зуд и покраснение.

- при нарушении баланса микрофлоры во влагалище и развитии бактериального вагиноза, появляются молочные или сероватые кремообразные выделения, источающие запах гнилой рыбы.

- если воспаление вызвано грибковой инфекцией, отмечаются творожистые выделения белого цвета, сопровождающиеся  зудом.

- трихомонадная инфекция характеризуется обильными слизисто-гнойными выделениями «пенистого» характера с неприятным запахом.

- при герпетическом вульвовагините скудные выделения из влагалища могут сопровождаться появлением пузырьков и язвочек на наружных половых органах.

- необильные выделения, сопровождающиеся сильным зудом могут свидетельствовать о глистной инвазии.

- инфекции уреаплазменной, хламидийной и микоплазменной природы характеризуются незначительными выделениями слизистого характера часто возникающие на фоне обострения заболеваний мочевыводящих путей и почек.

- при аллергических вульвовагинитах наблюдаются незначительные слизисто –водянистые выделения на фоне характерного истончения и сухости слизистой.

- при наличии в половых путях инородного тела появляются обильные гнойные выделения с  неприятным гнилостным запахом,  нередко с прожилками крови.

Каким бы ни был характер выделений из половых путей маленькой девочки, не следует заниматься самодиагностикой и самолечением, определить причину заболевания и назначить правильное лечение может только врач. Мама должна внимательно следить за состоянием гениталий своей девочки и при появлении первых симптомов воспаления немедленно обратиться к детскому гинекологу. Важно понимать, что несвоевременная диагности­ка и лечение воспалительных заболеваний половых органов у девочек может иметь очень серьезные последствия и стать причиной дальнейшего бесплодия.

На прием к гинекологу!

Хотя осмотр детским гинекологом не входит в перечень специалистов, обязательных для посещения, с профилактической целью желательно показать девочку этому специалисту в течение первого месяца жизни, затем когда малышке исполнится один год, перед поступлением в детский сад, школу, в 12 лет. Также поводом для посещения детского гинеколога должно стать наличие следующих симптомов и заболеваний:

  • покраснение и отечность кожи и слизистых оболочек наружных половых органов;
  • любые выделения из половых путей;
  • беспокойное поведение ребенка при мочеиспускании (вследствие возникновения чувства зуда и жжения),
  • наличие инфекции мочевыводящих путей и почек (обнаружение бактерий и повышенного числа лейкоцитов в анализах мочи);
  • подозрение на неправильное строение наружных половых органов ребенка;
  • наличие острых или хронических болей в животе или изменение его формы и величины;
  • наличие эндокринных заболеваний (заболеваний щитовидной железы, надпочечников, сахарного диабета), ожирения;
  • наличие аллергических заболеваний;
  • обнаружение паховых грыж, особенно двухсторонних;
  • наличие во время беременности или в настоящий момент у матери ребенка грибковой, хламидийной, уреаплазменной, микоплазменной, трихомонадной, герпетической и пр. инфекции.

Интимная гигиена для самых маленьких.

При уходе за девочкой раннего возраста чрезвычайно важное значение имеет соблюдение правил личной гигиены. Чтобы сохранить здоровье малышки и избежать возникновения воспалительных заболеваний половых органов, каждой маме девочки необходимо следить за чистотой гениталий своей дочки, знать и соблюдать правила выполнения гигиенических процедур с учетом особенностей строения женского тела:

 - ухаживать за наружными половыми органами девочки необходимо ежедневно утром и вечером (малышек до года следует подмывать по мере загрязнения после каждого опорожнения кишечника  и после каждой смены подгузника)

- подмывать девочку следует теплой проточной водой спереди назад, чтобы бактерии населяющие кишечник не попали во влагалище. Руки мамы во время процедуры должны быть чисто вымыты с мылом. Промывать необходимо лишь ту область наружных половых органов, которая доступна взгляду, при этом слегка раздвигая половые губы и избегая трения. Не следует пытаться пальцами или чем-либо другим удалить «загрязнения» глубже из влагалища.

- не рекомендуется использовать для подмывания ребенка мыло, так как его щелочные компоненты нарушают естественный баланс микрофлоры влагалища, что создает условия для размножения болезнетворных бактерий. Кроме того, частое применение мыла ведет к разрушению защитного водно-жирового слоя и сушит слизистую оболочку. Всевозможные отдушки и ароматизаторы, которые могут входить в состав мыла или геля способны вызывать аллергическую реакцию в виде зуда и покраснения слизистой оболочки вульвы. Поэтому мылом с целью интимной гигиены следует пользоваться как можно реже и мыть только кожу вокруг влагалища. Из-за риска развития аллергических реакций не стоит без необходимости подмывать ребенка настоями трав. Не следует также без необходимости использовать для подмывания раствор марганцовки, так как он вызывает сухость кожи и слизистых;

- для ухода за половыми органами крохи не рекомендуется пользоваться губками и мочалками, так как они могут травмировать нежную детскую кожу, особенно чувствительную в этой области. Кроме того, на губках и мочалках прекрасно размножаются микробы, поэтому эти средства гигиены могут сами стать источником инфекции;

- после подмывания область гениталий не вытирают, а промокают полотенцем, оно должно быть чистым, мягким и обязательно индивидуальным (лучше, если это будет чистая пеленка, которая после однократного использования отправится в стирку). Вначале просушивается область половой щели, половых губ, затем кожа в их окружности, далее паховые складки и в последнюю очередь область заднего прохода. После этого для предохранения кожи промежности от воспаления можно нанести крем под подгузник или использовать специальные защитные кремы;

-  детское белье необходимо менять ежедневно (а также в течение дня по мере загрязнения). Трусики для девочки не должны быть тесными и должны быть изготовлены из натуральной хлопчатобумажной ткани.

Очень важно с самого раннего возраста прививать будущей женщине необходимые навыки для поддержания интимной гигиены и на доступном языке объяснять малышке их значение для женского здоровья.

Если ребенок подавился или проглотил инородное тело

Маленькие дети тянут в рот все предметы, попадающие к ним в руки. Если в рот крохи попал мелкий предмет, он может проглотить или вдохнуть его. Ребенок может также подавиться, если во время еды сделает резкий вдох, будет баловаться, смеяться или плакать, особенно опасен период прикорма, когда ребенок знакомится с новой консистенцией пищи. Как понять, что инородное тело попало ребенку в верхние дыхательные пути? В этом случае у малыша появляется беспокойство, затруднённое дыхание на вдохе (ребенок начинает «хватать ртом воздух»), начинается сильный приступообразный кашель, лицо малыша становится синюшным, возможно появление шумного дыхания с шипением и свистом, может измениться или полностью пропасть голос, в тяжелых случаях может быть потеря сознания. Все эти признаки появляются внезапно на фоне полного здоровья ребёнка. Если инородное тело «проскочило» в нижние дыхательные пути, дыхание восстанавливается и наступает обманчивое благополучие. Но слизистая оболочка бронхов обязательно отреагирует на посторонний предмет отеком и воспалением, и через некоторое время (обычно в течении 1-2 дней) у ребенка может появиться затрудненное дыхание, одышка, а при обследовании выявится гнойный бронхит или пневмония. Хорошо, если мама вспомнит о внезапном приступе кашля с кратковременной остановкой дыхания, что позволит заподозрить инородное тело дыхательных путей.

Если ребенок проглотил инородное тело, оно может застрять в пищеводе. При этом малыш начнёт беспокоиться из-за боли в груди, ему станет тяжело глотать, появится сильное слюнотечение, может возникнуть рвота. Довольно часто маленькие дети засовывают мелкие предметы себе в нос или в уши.

Что делать:

- если ребенок подавился, в первую очередь необходимо устранить причину, которая мешает прохождению воздуха, восстановить проходимость дыхательных путей и нормальное дыхание. Если у малыша не получается откашляться самостоятельно, следует открыть ему рот и надавить на корень языка большим пальцем, вызвав рвотный рефлекс. Если предмет или кусочек пищи, которым подавился малыш, удалось увидеть или нащупать, можно попытаться извлечь его пальцем из ротовой полости. Необходимо быть чрезвычайно осторожным при удалении инородного тела изо рта. Можно делать это только в том случае, если вы уверены, что не затолкнёте его пальцем глубже в горло ребёнка.

- если инородный предмет не удается удалить при помощи пальцев и откашливанием, следует немедленно вызвать скорую помощь (лучше, если один человек будет вызывать врача, а другой уже оказывать помощь ребёнку)

- ребенка до года следует положить к себе на колено головой вниз так,  чтобы его грудная клетка и живот лежали вдоль вашего предплечья, а ладонь поддерживала голову и грудную клетку. Затем нужно сделать несколько резких хлопков малышу между лопатками (не менее четырёх раз), после чего проверить, не вышло ли инородное тело в ротовую полость, и если оно вышло – аккуратно удалить его. Если инородное тело при этом извлечь не удалось, то ребёнка следует положить на спину на жесткую поверхность, чтобы голова находилась ниже туловища и произвести 4-5 энергичных надавливания на область живота между пупком и местом схождения ребер по направлению вглубь и вверх. Создаваемое таким образом повышенное давление в брюшной полости и воздействие на диафрагму (дыхательную мышцу, расположенную внизу груди и отделяющую грудь от брюшной полости) может помочь вытолкнуть инородное тело из дыхательных путей. При необходимости следует повторить прием несколько раз.

 - ребенка старше 1 года можно посадить к себе на колени, наклонив туловище вперед и сделать несколько резких хлопков малышу между лопатками. Если инородное тело удалить не удалось, следует обхватить ребёнка со стороны спины так, чтобы руки, сцепленные в замок, были под рёбрами, посередине живота. Выпирающим сгибом большого пальца резко надавить несколько раз вверх под местом схождения реберных дуг, при этом движения должны быть очень резкими, но не слишком сильными. При таких действиях диафрагма  ребенка поднимается вверх, давление в дыхательных путях возрастает, и воздушный поток удаляет инородное тело из грудной клетки. Прием необходимо повторить несколько раз. Затем ротовую полость ребенка осматривают и извлекают инородное тело.

- если инородное тело извлечь не удалось и ребёнок находится без сознания, до приезда скорой необходимо постоянно делать  искусственное дыхание и периодически повторять приёмы по удалению инородного тела, при отсутствии сердцебиения начать непрямой массаж сердца.

Для проведения искусственного дыхания ребенка укладывают на спину на пол или на землю, ноги лучше приподнять. Под плечи пострадавшего малыша подкладывают небольшой валик, голову резко разгибают, а нижнюю челюсть придерживают. Оживляющий делает глубокий вдох, а затем быстро вдувает в рот ребенка выдыхаемый воздух, при этом ноздри ребенка зажимают. При выдохе голову ребенка удерживают в резко разогнутом положении, нижнюю челюсть выводят так, чтобы верхние и нижние зубы соприкасались; выдох продолжается вдвое больше вдоха. Таким образом, производят 20— 28 вдуваний в 1 мин. Ритмичные движения грудной клетки и диафрагмы свидетельствуют о том, что вдуваемый воздух попадает в легкие. Для проведения непрямого массажа сердца необходимо производить энергичные надавливания на нижнюю треть грудины ребенка с частотой 90—100 раз в 1 минуту. Детям старше 1 года массаж сердца производят основанием одной кисти с приподнятыми пальцами, амплитуда движения грудины при этом должна быть не менее 3—4 см. Детям до 1  года достаточно надавливать на  грудину одним-двумя пальцами, при этом глубина нажатия составляет 1,5 -2 см. Для детей до 7 лет необходимо проводить чередование  искусственных вдохов с надавливанием на грудную клетку в соотношении  1 к 5 (один вдох — пять нажатий).

Чего делать нельзя:

- пытаться извлечь инородное тело пальцем, если оно плохо видно и не лежит свободно в ротовой полости;

- пытаться самостоятельно протолкнуть проглоченный инородный предмет (например, куском пищи), если предмет имеет острые края, есть опасность еще глубже внедрить его в стенку глотки или пищевода;

Если ребенок захлебнулся в воде

Утопление занимает значительное место среди детского травматизма. Дети, особенно маленькие, способны захлебнуться даже в небольшом количестве воды. Маленький ребёнок, заглотнув воду, пугается и пытается дышать в воде, в результате вода попадает в дыхательные пути, возникает спазм голосовых связок и нарушается дыхание. Опасности утонуть подвергаются малыши, оставленные без присмотра, не только на открытых водоемах, но и дома в ванне во время купания, когда мама «на минуточку» выбегает, чтобы взять полотенце или ответить на телефонный звонок.

Что делать:

В первую очередь, необходимо обратить внимание на кожу ребенка. Бледные кожные покровы говорят о том, что воды в легких нет. Синюшный оттенок кожи – явный признак воды в легких. В этом случае жидкость, иногда в виде пены, выливается изо рта и носа. Необходимо удалить воду и пену из дыхательных путей и собственно легких. Для этого следует предпринять следующие действия:

- при необходимости пальцем, обернутым бинтом, марлей, платком или просто чистой тканью удалить изо рта пострадавшего слизь, пену, грязь, песок;

- положить ребенка грудью на согнутое колено таким образом, чтобы голова свисала вниз и несколько раз аккуратно, но довольно сильно надавить на спину, между лопатками в районе легких, чтобы очистить их от воды (можно сделать несколько хлопков по спине). В ситуациях, если совсем маленький ребенок захлебнулся в ванне или в бассейне, чтобы удалить воду из легких, малыша нужно поднять за ножки, перевернув вниз головой. Удерживая его в таком положении одной рукой, второй рукой нужно прижать нижнюю челюсть к верхней, чтобы язык не перегораживал просвет гортани.

- немедленно вызовите «скорую помощь», лучше если это будет сделает другой человек в то время как вы будете оказывать помощь ребенку.

- после того, как легкие освобождены от воды, необходимо начинать делать искусственное дыхание. При остановке сердца показан также непрямой массаж сердца. Если самостоятельное дыхание не восстанавливается, следует продолжать проводить искусственную вентиляцию легких до приезда медиков. Важно продолжать реанимационные мероприятия на месте, дожидаясь приезда скорой помощи, попытка самостоятельно доставить малыша в больницу может привести к потере времени и стоить ему жизни.

- после полного восстановления самостоятельного дыхания и сердечной деятельности ребенка нужно высушить, согреть, дать горячего питья. Следует помнить, что даже после возвращения сознания у ребенка могут наблюдаться нарушения ритма сердца и дыхания, поэтому в любом случае пострадавший малыш должен быть доставлен в больницу и обследован во избежание развития осложнений.

Методы оказания первой помощи, приемы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца должен знать каждый человек. Если вы не знаете или не помните методов реанимации, стоит потратить время и повторить или научиться тому как вести себя в экстренных ситуациях, чтобы в случае беды всегда быть готовым оказать помощь своему ребенку.

Loading...