ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НОВОСТИ
ангина у ребенка
Ангина - это инфекционное заболевание, при котором воспалительным изменениям подвергаются небные миндалины. Есть еще одно название у ангины - тонзиллит острый. Ангина - очень тяжелое заболевание всего организма, и чревата она серьезными осложнениями со стороны почек, сердца и суставов.
Причины заболевания ангиной
Возбудителем ангины у детей является стрептококк, реже - стафилококк или другие патогенные микробы. Инфекция проникает в полость рта с недоброкачественными продуктами, с воздухом, когда ребенок дышит ртом. Источником инфекции могут быть воспаленные придаточные пазухи носа, аденоидит, кариозные зубы.<!--more--> Ангина может возникнуть из-за плохого питания ребенка, плохих условий жизни, ослабленного организма вследствие частых простуд, от переохлаждения, усталости.
Существует несколько видов ангин: катаральная, лакунарная, фолликулярная. Катаральная ангина самая не опасная. При ней воспаление охватывает только слизистую оболочку миндалины. При лакунарной ангине характерно более глубокое распространение воспалительного процесса - на лакуны, представляющие собой особые углубления в миндалинах. Фолликулярная ангина протекает тяжело, потому что воспалительные явления при ней отмечаются глубоко в паренхиме миндалин. При любой ангине – боль в горле и она усиливается при глотании. Быстро появляются симптомы общей интоксикации: головная боль, общая слабость, разбитость, иногда – тошнота, рвота. Поднимается высокая температура до 39-40?С. При осмотре горла можно обнаружить увеличенные, разрыхленные, покрасневшие небные миндалины. На слизистой оболочке миндалин, в лакунах - налеты. Эти налеты можно снять ватным тампоном или шпателем, слизистая оболочка под ними не кровоточит. Лимфатические узлы, расположенные поблизости( регионарные), подчелюстные, шейные и другие - увеличены, при ощупывании болезненны. У ребенка ангинозный голос. Изменяются анализы крови и мочи. Возможны осложнения при ангине: паратонзиллярный абсцесс, ревматизм, миокардит, нефрит.
Лечение ангины у детей
Нельзя самим даже пытаться вылечить ангину у ребенка. Если вы заподозрили, что у вашего ребенка ангина, надо немедленно вызвать врача. Врач назначит сульфаниламидные препараты, при тяжелом течении болезни - антибиотики. При ангине важен постельный режим, свежий воздух в помещении, богатое витаминами питание; блюда давать ребенку только жидкие или полужидкие, в теплом виде. Нельзя давать ребенку ничего сухого, твердого, острого, горячего, холодного. Очень полезно обильное теплое питье. При ангине проводится симптоматическое лечение - даются жаропонижающие средства, если нужно, обезболивающие. Необходимо принимать витамины, особенно, аскорбиновая кислота, витамин А, витамины группы В и другие. Надо делать ингаляции, полоскания растворами пищевой соды ( одна столовая ложка на стакан воды), фурациллина (1:5 000), морской соли ( 1-2 чайные ложки на стакан воды), раствором перекиси водорода ( 1 ст. ложка на стакан воды) и другие. Полоскать горло надо как можно чаще, по 15-20 полосканий в день, лучше чередовать различные средства для полосканий. Миндалины надо орошать интерфероном, 0,05%-ным раствором левамизола. Хорошо помогают таблетки для рассасывания: фарингосепт, фалиминт. При ангине у ребенка не рекомендуется делать согревающие компрессы на область проекций небных миндалин. При ангинах можно делать согревающие компрессы ( полуспиртовые, масляные, водочные) на увеличенные и болезненные шейные лимфатические узлы. Также рекомендуется частое полоскание горла разными растворами, теплое питье.
Ангина очень заразная болезнь. Поэтому ребенок, заболевший ангиной, должен быть изолирован от других детей. У него должна быть отдельная посуда, грязную посуду надо тщательно мыть со щеткой и моющим средством, а потом стерилизуется кипячением.
Ускорить выздоровление ребенка и избежать осложнений помогут следующие рекомендации:
Несколько раз в день пить чай с лимоном, с малиной, с плодами ежевики;
Использовать спиртовой раствор прополиса: небольшой кусочек твердого прополиса измельчить с помощью ножа, поместить в емкость и залить 40-50 граммами этилового спирта, настоять не менее суток при периодическом встряхивании, прополис экстрагируется в спирт, а воск осядет на дно. Через сутки спиртовой раствор прополиса с осадка слить. Хранить в прохладном месте можно бесконечно долго. Использование раствора: в полстакана теплой воды добавить 5-6 капель спиртового раствора прополиса, этим водно- спиртовым раствором прополиса надо полоскать горло при ангинах несколько раз в день. Чередовать с другими средствами;
При ангинах можно несколько раз в день жевать по небольшому ( не более горошины) кусочку прополиса, лучше жевать темный прополис.
Старшему ребенку при ангине давать держать во рту кружок лимона вместе с цедрой- два-три раза в день по нескольку минут, сок не глотать. Набежавшей слюной можно прополаскивать горло;
Полоскать горло водой с медом. Приготовление средства: на полстакана теплой воды одну чайную ложку меда, размешать. Полоскать несколько раз в день, не проглатывая;
Полоскать горло соком свежей свеклы. Приготовление сока: достаточное количество свежей свеклы надо измельчить на терке, потом отжать сок, использовать теплым. Старшему ребенку можно добавить на стакан свекольного сока одну ч.л. столового уксуса( не эссенцию); маленькому ребенку в сок для полосканий можно добавить чайную ложку меда, при полоскании сок не проглатывать;
Полоскать горло отваром луковой шелухи; приготовление отвара: 1 ч.л. измельченной шелухи лука залить стаканом воды и кипятить на слабом огне 5-6 минут, потом настаивать, укутав, несколько часов, процедить; полоскать горло несколько раз в день;
Полоскать горло соком каланхоэ. Приготовление средства: достаточное количество листьев пропустить через мясорубку, отжать сок, смешать его пополам с теплой водой Полоскать горло несколько раз в день;
Использовать следующий сбор: листья подорожника большого, цветки календулы лекарственной, трава полыни горькой - все в равных количествах Приготовление отвара: 1 ст. л. Сухой измельченной смеси залить стаканом воды и кипятить на слабом огне около 15 минут, остудить, процедить Полоскать горло 5-6 раз в день;
Принимать сироп из листьев алоэ древовидного. Приготовление сиропа: посуду до половины заполнить мелко порезанными листьями алоэ ( предварительно хорошо промытыми холодной водой) и насыпать доверху сахарного песка, горлышко посуды завязать марлей и настаивать в прохладном месте трое суток, процедить ( что останется отжать); принимать сироп ребенку по одной чайной ложке три раза в день до еды. Давать сироп до полного выздоровления ребенка;
Пить настой плодов шиповника; приготовление настоя: 1 ст.л. сухих измельченных плодов залить стаканом крутого кипятка и настаивать под крышкой около часа, процедить. Пить в теплом виде по половине-одному стакану 2-3 раза вдень;
Принимать свежий сок репчатого лука; приготовление сока: достаточное количество репчатого лука стереть в кашицу, отжать сок с помощью марли; старшему ребенку пить при ангине по половине- одной чайной ложке свежего сока 3-4 раза в день;
Пить настой травы зверобоя продырявленного. Приготовление настоя: 1ч.л. сухих цветков и листьев зверобоя залить стаканом крутого кипятка и настаивать, хорошо укутав, 15-20 минут, процедить. Пить по половине-одному стакану в теплом виде 2-3 раза в день;
Пить настой почек сосны обыкновенной; приготовление настоя: 1ст.л. почек сосны залить стаканом крутого кипятка и, хорошо укутав, настаивать до получаса, процедить. Принимать по полстакана 2-3 раза в день;
Несколько раз в день пить слегка подогретый сок клюквы болотной;
Несколько раз в день вдыхать носом и ртом испарения со свежеприготовленной кашицы лука или чеснока;
Принимать кашицу из тертых яблок, тертого лука репчатого и меда; приготовление средства: все ингредиенты взять в равном количестве, смешать; принимать в теплом виде по 1-2ч.л. ложки 2-3 раза в день.
бронхит у ребенка
Бронхит - воспалительное поражение трахеобронхиального дерева, обусловленное раздражением бронхов различными вредными факторами, в результате чего происходит нарушение слизеобразования и функции бронхов, которое проявляется кашлем, отделением мокроты. Бронхит у ребенка считается хроническим, если заболевание продолжается на протяжении не менее трех месяцев в течение более двух лет подряд. При первичном бронхите процесс начинается и заканчивается в бронхах, при вторичном - является осложнением других заболеваний.
Классификация бронхитов у детей (Рачинский С. В., 1978 г.)
Генез
Первичный
Вторичный
Форма
Острый
Затяжной
Рецидивирующий
Хронический
Причины<!--more--> заболевания
Вирусный
Бактериальный
Аллергический (астматический)
Вследствие воздействия физических или химических факторов
Локализация
Локальный
Односторонний
Диффузный
Характер воспалительного процесса
Катаральный
Гнойный
Катарально-гнойный
Фибринозно-некротический
Характер нарушений проходимости бронхов
Бронхоспазм
Отек слизистой
Гиперсекреция
Гипертрофия слизистой оболочки
Деформация бронхов
Заболевание возникает в результате поражения бронхов вирусной (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, респираторно-синтециальные вирусы, вирусы кори, коклюша) или бактериальной инфекцией (стрептококки, стафилококки, пневмококки и др.), воздействия физических и химических факторов (сухой, горячий, холодный воздух, сернистый газ, окислы азота и др.). Кроме того, на детей может воздействовать пассивное и активное курение, алкоголь и др. Для бронхита у ребенка характерны нарушения бронхиальной проходимости отечно-воспалительного характера, кровенаполнение и набухание слизистой оболочки, в просвете бронхов отмечаются дегенеративные изменения реснитчатого эпителия. В тяжелых случаях процесс захватывает, кроме слизистой оболочки, глубокие слои стенок бронхов. При бронхите у детей нарушается самоочищение бронхов и происходит скопление мокроты в дыхательных путях. Скопление секрета вызывает кашель, который способствует очищению бронхов. Таким образом, основные симптомы - это кашель и появление мокроты.
Клиническая картина острого бронхита зависит от этиологии. Очень часто заболевание развивается на фоне острой респираторной вирусной инфекции. При остром бронхите имеет место острое начало. Заболевание начинается остро с повышения температуры. Часто кашель развивается ночью, чаще он сухой, на 3-4-й день становится влажным. Ребенок предъявляет жалобы на головную боль, общее недомогание, снижение аппетита, навязчивый сухой кашель. Через несколько дней кашель становится влажным, возможно откашливание. В легких прослушиваются жесткое дыхание, влажные хрипы среднепузырчатые. Их количество при откашливании уменьшается. К 6-8-му дню кашель уменьшается, хрипы в легких исчезают. Иногда бронхит возникает не сразу вместе с острыми респираторными заболеваниями, а в более поздние сроки. Этот процесс появляется при присоединении бактериальной микрофлоры, проявляется ухудшением состояния, может быть повторное повышение температуры тела, усиление кашля, появляются сухие хрипы в легких. Очень часто у грудных и новорожденных детей бронхит может осложняться пневмонией. Дыхательная недостаточность при бронхите не отмечается. При исследовании периферической крови наблюдается небольшой лейкоцитоз или лейкопения. Рентгенологически отмечается усиление легочного рисунка, особенно в прикорневых и нижнемедиальных зонах.
Острый обструктивный бронхит
Острый обструктивный бронхит у ребенка (спастический бронхит) является разновидностью острого бронхита. Характерным для этого бронхита является появление спазмов гладкой мускулатуры бронхов, поражение бронхов более крупного калибра на фоне воспаления слизистой; отмечается учащение дыхания; в легких обнаруживаются сухие свистящие хрипы; на высоте обструкции бронхов ребенок беспокоен, раздражителен. Если он уже сидит, старается садиться с опорой на руки; в акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура, раздуваются крылья носа, втягивается область эпигастрия и межреберные промежутки; может появляться цианоз носо-губного треугольника. Чем младше ребенок, тем чаще выслушиваются среднепузырчатые хрипы при растяжении процесса, которые возникают за счет гиперсекреции в бронхах; иногда хрипы выслушиваются на расстоянии.
Диагностика
Для диагностики аллергического обструктивного бронхита имеют значение анамнез, клинические симптомы, данные рентгенологического обследования. Обычно выздоровление наступает через 7-10 дней, но могут возникнуть осложнения в виде бронхиолита.
Лечение бронхита у детей
В легких случаях проводится амбулаторное лечение. Помещение, где находится больной, должно хорошо аэрироваться. Из симптоматической терапии применяются препараты, разжижающие мокроту. Эффективны ингаляции натрия гидрокарбоната 2-3 раза в день. Назначается мукалтин по 1или более таблетке 3 раза в день, отвар или сироп алтейный по 1 чайной, десертной ложке в зависимости от возраста 2-3 раза в день, настой травы термопсиса по 1 ч. л. 3 раза в день, бромгексин. Назначаются отвлекающие средства - горчичники, банки, горячие ножные ванны. Для купирования бронхоспазма назначают эуфиллин 2- 4 мг/кг внутривенно, только в условиях стационара под контролем ЭКГ. Против аллергического компонента назначается постуральный дренаж. Для этого ребенок находится на животе с опущенным головным концом кровати и совершает активные каш-левые движения в течение 10-15 мин 2-3 раза в день.
Из физиотерапевтических применяются методы, обладающие противовоспалительным эффектом:
1) парафиновые или грязевые аппликации на область груди и межлопаточное пространство;
2) УФО грудной клетки;
3) индуктометрия на межлопаточную область;
4) «соллюкс» на грудную клетку;
5) аэронизация гидроионизатором дыхательных путей лекарственными растворами антибиотиков, новокаина, ромашки и др.;
6) электрофорез кальция на грудную клетку.
В первые 7-10 дней больным рекомендуются массаж грудной клетки, статические, а затем динамические дыхательные упражнения. Через месяц после выздоровления проводится закаливание организма для профилактики бронхита в будущем. Санаторно-курортное лечение проводится в местных загородных санаториях, санаториях в лесных и приморских зонах. Прогноз неосложненного бронхита благоприятный - выздоровление.
Бронхиолит
Заболевание часто возникает у детей первого года жизни. Чаще всего возбудителем являются вирусная, респираторно-сентициальная, аденовирусная инфекции, вирус гриппа, микоплазма пневмонии. У части детей, перенесших бронхиолит, в дальнейшем регистрируются явления бронхоспазма или развивается бронхиальная астма. При бронхиолите происходит поражение бронхиол, вследствие чего повышается секреция, возникает обструкция мелких бронхов и бронхиол на фоне бронхоспазма. Нарушение проходимости бронхиол приводит к нарушениям газообмена и гемодинамики.
Заболевание начинается остро. Повышается температура тела, ухудшается общее состояние, появляется приступообразный кашель. В клинике начинают превалировать явления дыхательной недостаточности, появляется цианоз носогубного треугольника, раздувание крыльев носа, втяжение межреберных промежутков, выраженная экспираторная одышка до 60-80 дыхательных движений в мин. Во время кашля отмечается скудная мокрота. На фоне ослабленного дыхания, на вдохе и на выдохе прослушиваются мелко-, средне- и крупнопузырчатые хрипы. В некоторых случаях влажные хрипы исчезают и появляются сухие, свистящие. Обычно резко нарастает интоксикация. Возникают потеря воды из-за рвоты, эксикоз - при тяжелом течении. Со стороны крови определяется лимфопения.
Лечение бронхиолита
При подозрении на бактериальные осложнения назначаются антибиотики в возрастной дозировке, интерферон, инфузионная терапия в связи с развившимся токсикозом, внутривенно назначается эуфиллин 2,4%-ный в возрастной дозировке, ингаляции 2%-ного раствора гидрокарбоната, антигистаминные препараты, глюкокортикоиды, оксигенотерапия.
кашель у ребенка
кашель у ребенка
Кашель — один из самых частых патологических процессов, встречающихся у детей. Это симптом, сопутствующий очень многим детским заболеваниям — острым респираторным инфекциям, бронхитам, коклюшу. Он может быть следствием aаллергии или инородного тела в дыхательных путях, проявлением нервного расстройства и т. д.
Кашель — нормальное физиологическое явление, защитная реакция организма, рассчитанная на удаление инородных частиц (пыли, бактерий, пыльцы, копоти и др.), попадающих в дыхательные пути из воздуха. Механизм кашлевого толчка запускается при раздражении нервных окончаний в слизистой оболочке органов дыхания (носоглотки, трахеи, гортани, бронхов). Сигнал о раздражении идет в головной мозг, в центр кашля, откуда к мышцам гортани, бронхов, грудной клетки, брюшной стенки поступает приказ о сокращении и начинается кашель.
В слизистой оболочке дыхательных путей постоянно образуется мокрота — секрет, способствующий удалению отмерших клеток, бактерий и других включений. При патологии может выделяться достаточно большое количество мокроты или, наоборот, мало. В зависимости от наличия мокроты во время кашля различают сухой и влажный кашель.
Сухой или непродуктивный кашель не сопровождается отхождением мокроты, поскольку слизистая оболочка дыхательных путей ее не вырабатывает. Для влажного или продуктивного кашля свойственно отделение мокроты, причем ее количество может быть разным: от небольшого, скудного, до обильного отхождения «полным ртом». Сухой и влажный кашель можно различить по звуку. При влажном кашле слышно характерное «бульканье». Маленький ребенок после откашливания проглатывает мокроту, вместо того, чтобы ее выплюнуть. Поэтому нужно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы понять, отходит ли у него во время кашля мокрота.
В зависимости от патологического процесса меняется характер кашля. Он может быть постоянным (периодическое покашливание), например при или аденоидах. Или протекать в форме приступов, сопровождаться залпами кашля (при коклюше и паракоклюше). Грубый, «лающий» кашель характерен для , а сопровождающийся затрудненным свистящим выдохом — для обструктивного бронхита.
Основные причины кашля у детей

Заболевания носоглотки (, , , фарингит).
ОРЗ — острое воспаление органов дыхания вирусной, бактериальной и грибковой природы:
гортани (ларингит);
трахеи (трахеит);
бронхов (бронхит);
легких ().
Аллергические заболевания (аллергический или обструктивный , аллергический трахеит, аллергический ларингит, бронхиальная астма)
Детские инфекции:
Коклюш у детей;
корь.
Туберкулез.
Инородное тело в дыхательных путях.
Муковисцидоз.
Пороки развития органов дыхания (недоразвитие легкого, врожденное расширение трахеи и бронхов).
Нервное расстройство.
Причиной кашля у ребенка может быть излишне сухой воздух в квартире. Часто такое встречается зимой, когда в квартире сильно топят. Средством борьбы с таким кашлем является увлажнение воздуха. Вы можете повесить на батареи центрального отопления в комнате, где спит малыш, мокрые полотенца, простыни, тряпки, а также сушить на них выстиранное белье. В настоящее время существуют увлажнители воздуха промышленного производства. Кроме того, не забывайте чаще поить ребенка.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Круп у детей. Лечение ложного крупа у детей
Круп у детей. Лечение ложного крупа у детей
Острое инфекционно-аллергическое заболевание гортани и трахеи, сопровождающееся сужением их просвета и развитием острой дыхательной недостаточности. На фоне воспаления происходит сужение просвета гортани (стеноз) и как следствие — резкое затруднение дыхания. Чаще круп развивается во время ОРВИ или другой инфекции, сопровождающейся воспалением гортани, ларингитом. Иногда круп является первым признаком начавшегося заболевания.
Причины и условия возникновения крупа
Причиной развития крупа обычно является инфекционно-воспалительный процесс в гортани, вызванный вирусами парагриппа, PC-вирусом, аденовирусом, а также вирусом гриппа, кори.
Головная боль у детей. Причины и лечение головной боли
Головная боль у детей. Причины и лечение головной боли
Жалоба на головную боль — одна из самых распространенных у детей.

Симптом возникает вследствие раздражения болевых рецепторов сосудов и оболочек мозга, мышц, слизистых оболочек, а также нервов лица или шеи. В ткани мозга болевых рецепторов нет, поэтому мозг «болеть» не может. Головная боль у ребенка возникает по самым разным поводам, а вызвавших ее причин одновременно может несколько.

Частые причины головной боли у ребенка


Сосудистая головная боль.
.
Воспаление сосудов мозга.
Врожденные пороки развития сосудов мозга.
Повышение или снижение внутричерепного давления.
Токсическое поражение головного мозга.
Интоксикация при острых (
, грипп, корь, и т. д.) и хронических (хронические заболевания почек, печени и др.) болезнях.
лекарствами, химическими веществами, алкоголем, угарным газом и др.
Черепно-мозговые травмы (сотрясение или ушиб, головного мозга,
костей черепа и др.).
, эпилепсия.
Воспаление мозговых оболочек (менингит, арахноидит).
Заболевания ЛОР-органов (
, , и др.) и глаз.
Боли, связанные с напряжением (головные боли напряжения, напряжение глазных мышц при близорукости) и воспалением мышц (миозит).
Невриты (воспаления нервов) лицевого и тройничного нервов.
Различные процессы в головном мозге, давящие на мозг объемом (опухоли, кисты, абсцессы) или увеличивающие объем мозга (энцефалит).
Некоторые пороки сердца и заболевания крови.
Деформации костей черепа и шейного отдела позвоночника (экзостозы — костные выросты, остеохондроз шейного отдела позвоночника и др.).
Неврозы и другие причины.

Клинические проявления головной боли


Головная боль может быть давящей, ноющей, пульсирующей, распирающей или сжимающей, возникать по утрам, во второй половине дня или после сна. Локализуется в различных отделах, бывает односторонней (болит левая или правая половина головы). Она может зависеть от положения тела или головы, сопровождаться тошнотой, рвотой, и другими неприятными симптомами. Головная боль нередко провоцируется различными внешними факторами: эмоциональным напряжением, физической нагрузкой, переменой погоды, вдыханием резких запахов или прослушиванием громкой музыки. Внимательные родители обычно замечают особенности возникновения и течения головной боли у ребенка, что очень помогает врачу в постановке правильного диагноза.

Сосудистая головная боль при синдроме вегетативной дисфункции


К головной боли приводят различные изменения сосудов мозга: спазмы, растяжение за счет усиленного притока крови к мозгу или плохого ее оттока. Сосудистые изменения у детей чаще всего связаны с нарушениями регуляции вегетативной нервной системы, отдела, отвечающего за работу внутренних органов (сердца, кишечника, желудка, легких, различных желез и т. д.) и в том числе за сосудистый тонус. Дети с вегетативной дисфункцией склонны к повышению или снижению: . Иногда тонус сосудов у ребенка нестабилен, может то повышаться, то снижаться. Важно понимать, что при вегетативной дисфункции структура и анатомия сосудов не изменена, страдают лишь механизмы, регулирующие их тонус.

Причинами вегетативной дисфункции могут быть травмы и повреждения головного мозга (перинатальная энцефалопатия, сотрясение головного мозга, опухоли, токсические поражения и др.), различные заболевания (болезни почек, сердца, печени, сахарный диабет, психические расстройства и др.). Большую роль играет наследственный фактор. Предрасполагают к развитию вегетативной дисфункции особенности телосложения и психологической организации личности (высокая тревожность, страхи, склонность к ипохондрии, депрессии), стрессы, нарушения
, переутомление, сниженная физическая активность, неблагоприятная эмоционально-психологическая обстановка в семье или школе.

Дети с гипотонией, снижением артериального давления, обычно страдают пульсирующими или тупыми, давящими головными болями, а дети с гипертензией, повышением артериального давления, — распирающими или давящими, сопровождающимися тошнотой и головокружением. Для детей с нарушением венозного оттока из полсти черепа характерны утренние головные боли и метеочувствительность (реакции на перемены погоды).

Помимо головных болей и изменения артериального давления вегетативную дисфункцию сопровождают нарушения в работе самых разных органов и систем (дыхательные, желудочно-кишечные расстройства, нарушение мочеиспускания и терморегуляции и др.). Типичные симптомы: чувство нехватки воздуха, зевота, внезапные глубокие вдохи, боли в области сердца, ощущение сердцебиения, тошнота, отсутствие аппетита, изжога, рвота,
, или , икота, частые мочеиспускания малыми порциями или, наоборот, редкие большими порциями, термоневроз. У детей нередко возникают слабость, вялость, расстройства сна, может снижаться школьная успеваемость, способность к обучению. Характерны различные эмоциональные расстройства: беспричинная тревога, страхи и внутренняя напряженность; истерические всплески и апатия, плаксивость, склонность к депрессии, ипохондрия. Нередко у таких детей все время что-то болит: то в левом боку заколет, то в правом, то сердце прихватит, то голова закружится. Однако при обследовании никакой серьезной органической патологии органов не обнаруживается.

Лечение вегетативной дистонии комплексное, оно включает в себя налаживание режима (, прогулки, умеренные физические нагрузки, полноценное питание и др.), создание благоприятной психологической обстановки в семье и школе, медикаментозное лечение,
, массаж, физиотерапию (электрофорез, электросон, солярий, ванны, душ Шарко, циркулярный душ, парафиновые или озокеритовые аппликации на шейную область и др.), психотерапию, аутотренинг, лечение гипнозом и др. Медикаментозное лечение подбирают в соответствии с вариантом течения вегетативной дистонии, характером симптомов и индивидуальных особенностей ребенка. Назначаются успокаивающие средства (пустырник, валериана, персен и др.), препараты, нормализующие артериальное давление, витамины (нейромультивит, бенфогамма, алвитил, алфаВИТ), ноотропные препараты, улучшающие обменные процессы в головном мозге (ноотропил, пантогам, пирацетам, фенибут, энцефабол, аминалон и др.), средства, улучшающие кровообращение мозга (оксибрал, кавинтон, циннаризин, танакан и др.).

Широко используется фитотерапия. Ребенок с вегетативной дистонией наблюдается и лечится у педиатра, невролога, кардиолога.


Повышение или снижение внутричерепного давления


В толще головного мозга человека расположены тонкие щелевидные полости — желудочки мозга. Желудочки и пространство между черепной коробкой и мозгом сообщаются между собой системой отверстий и заполнены спинномозговой жидкостью (ликвором). Ликвор вырабатывается клетками мозга, свободно циркулирует по полостям и создает определенное постоянное давление в полости черепа. Это и есть внутричерепное давление. Различные патологические состояния (воспалительные процессы в мозге и его оболочках, травмы, опухоли, кисты, врожденные пороки развития мозга, сосудистые заболевания) изменяют давление ликвора на мозг.

Внутричерепная гипертензия — повышение внутричерепного давления. Объем жидкости увеличивается и оказывает давление на болевые рецепторы оболочек и сосудов мозга. При этом характерна распирающая боль, ощущающаяся в глубине головы. Симптом может меняться от положения тела (усиливаться или проходить при перемене позы, сгибании шеи), часто сопровождается рвотой. При значительном повышении внутричерепного давления возникают судороги. У грудных малышей открыты большой родничок и швы черепа. Внутричерепная гипертензия у них может сопровождаться увеличением, выбуханием и пульсацией большого родничка, расхождением швов черепа, быстрым увеличением объема головы. Грудные дети с повышенным внутричерепным давлением обычно беспокойны, плохо спят, сильно срыгивают. Умеренная внутричерепная гипертензия, даже если и начинается в раннем возрасте, не отражается на интеллектуальных способностях ребенка, умственная отсталость у них редка и обычно связана с какими-нибудь сопутствующими заболеваниями.

При повышении внутричерепного давления головную боль купируют мочегонными препаратами (диакарбом, триампуром, глицерином и др.). В случае прогрессирования болезни, приводящего к значительному расширению желудочков мозга, представляющего серьезную угрозу для психического и двигательного развития ребенка, выполняют хирургическую операцию. Полость черепа соединяют с сердцем или брюшной полостью трубочкой (шунтом), по которой удаляется лишняя жидкость.

Внутричерепная гипотензия — снижение внутричерепного давления — встречается сравнительно реже. За счет уменьшения жидкости в полостях мозга сосуды и оболочки мозга натягиваются, и их растяжение приводит к головной боли. Обычно боль проходит при простом сгибании шеи и в положении лежа.

Ребенок с изменениями внутричерепного давления наблюдается и лечится у невропатолога.


Головная боль при инфекционных заболеваниях


Инфекционные заболевания, в том числе большинство ОРВИ, начинаются именно с головной боли. Ее причиной является интоксикация — отравление организма токсическими веществами, образующимися в результате жизнедеятельности микробов и вирусов. Вместе с головной болью при интоксикации возникают слабость, сонливость, ухудшение самочувствия, снижение или отсутствие аппетита и другие симптомы. Головная боль при инфекции обычно сопряжена с повышением температуры, поэтому, если у ребенка внезапно заболела голова, измерьте ему температуру, возможно, он просто заболел.


Головная боль напряжения


Распространена у школьников. Причиной головной боли служит напряжение мышц головы и шеи во время сосредоточенной физической, интеллектуальной или эмоциональной работы. Обычно локализуется в лобной и затылочной областях, проходит после отдыха и расслабления мышц. При длительном неправильном положении головы по отношению к телу затрудняется кровообращение головного мозга, пережимаются нервные окончания. Поэтому возникновению головной боли часто способствует неверная посадка школьника за столом. При необходимости пристально вглядываться происходит напряжение глазных мышц у детей с плохим зрением, если они ходят без очков или очки им не подходят. Глаза могут уставать и у ребенка с нормальным зрением в результате  многочасового пребывания перед монитором компьютера или экраном телевизора.

Головную боль напряжения можно расценивать как нездоровую привычку, которую можно устранить, обучив ребенка приемам расслабления мышц. Прежде всего необходимо ликвидировать вредные воздействия (добиться хорошей осанки, правильно подобрать очки, смотреть телевизор не более часа в день, отдыхать и др.). Целенаправленное лечение состоит из гимнастики и расслабляющих процедур (массажа, аутотренинга, иглорефлексотерапии, физиотерапии и др.).


Мигрень


Головная боль при мигрени появляется в результате расширения и пульсирующих колебаний кровеносных сосудов мозга. Склонность сосудов к внезапному изменению тонуса передается по наследству. Клинически мигрень проявляется как приступы (пароксизмы) сильнейших головных болей, обычно односторонних (болит правая или левая половина головы). Между приступами ребенок чувствует себя хорошо, его состояние удовлетворительное.

Внимательные родители и взрослые дети умеют различать предстоящий приступ мигрени: у ребенка снижается настроение, внимание, работоспособность, появляются сонливость; жажда, снижается аппетит. Непосредственно перед приступом типично появление ауры. Это быстро проходящие зрительные, чувствительные или обонятельные ощущения (искры, мелькания, «шашечки», зигзаги перед глазами, выпадение поля зрения, чувство онемения в кончиках пальцев и лице, различные запахи и другие). За аурой следует приступ сильнейшей пульсирующей (как будто в голове стучит пульс) головной боли, которую не снимают никакие обезболивающие лекарства. Особенность детской мигрени в том, что приступы редко носят односторонний характер, как обычно встречается у взрослых. Как правило, у детей боль двусторонняя. На пике приступа может быть рвота, после нее наступает облегчение и ребенок засыпает. Продолжительность приступа от 15 минут до 2 часов, частота возникновения индивидуальна. Лечением мигрени занимается невропатолог.


Головная боль при менингите


Головная боль может быть вызвана воспалением мозговых оболочек инфекционными агентами: менингококком и другими бактериями, вирусами (паротита, клещевого энцефалита, полиомиелита и др.), грибами (кандида). При менингите возникает сильнейшая головная боль, усиливающаяся при перемене положения тела и при любом внешнем раздражении (ярком свете, громких звуках, прикосновении). Сопровождается рвотой, светобоязнью, повышенной чувствительностью кожи. Характерно определенное положение больного в постели, так называемая «поза легавой собаки»: ребенок лежит на боку с запрокинутой головой и вытянутым туловищем, живот втянут, руки прижаты к груди, ноги согнуты и прижаты к животу. Попытка согнуть голову больного и прижать ее к груди невозможна из-за резкого напряжения мышц. Менингит также сопровождается специфическими неврологическими симптомами, которые находит врач при осмотре. Лечение менингита проводится в стационаре в связи с тяжелым состоянием ребенка, серьезно угрожающем его жизни и здоровью.


Воспаление тройничного нерва


Тройничный нерв отвечает за чувствительность лица. Причиной его воспаления (неврита) могут быть переохлаждение, травма и инфекция (часто — вирус ). Клинически проявляется приступами жестоких болей в области щеки, челюстей, головы, может имитировать зубную боль. Иногда сопровождается слёзо- и слюнотечением. При возникновении подобных симптомов у ребенка необходимо обратиться к невропатологу.


Лечение головной боли у ребенка


Лечение головной боли зависит от вызвавшей ее причины. При сильных головных болях применяют обезболивающие препараты: Парацетамол, Эфералган, Нурофен, Ибуфен и др. Из дополнительных «домашних» средств можно порекомендовать следующие рецепты.


Успокаивающим действием обладают трава мяты, душицы и мелиссы. Их можно заваривать отдельно или добавлять в чай.
Рецепт. Одну ст. л. смеси перечной мяты, душицы и кипрея заварить 0,5 л кипятка, настоять, укутав, 30 минут, процедить. Принимать по 1/2-1 стакану несколько раз в день во время головной боли.
Хорошо тонизирует и снимает головную боль при усталости черный и зеленый чай.
При головной боли во время простуды хорошо помогает ментоловое масло. Нужно смазать им лоб, виски, кожу за ушами и затылок.
Рецепты при мигренеподобной головной боли. Смешать 6 частей семян укропа, по 3 части травы донника и цветков пижмы, 4 части травы мелиссы. 2 ст. л. сбора залить в термосе 0,5 литра кипятка, настоять 1-1,5 часа, процедить и пить по 1 /4-1/2 стакана 3-4 раза в день. Можно добавить мед.
Смешать по 4 части корней валерианы, семян укропа, по 3 части цветков пижмы и липы, травы репешка и мелиссы. Рецепт приготовления и прием как в предыдущем случае.

Информация подготовлена специально для сайта
http://detckijvrach.ru C.Карпа
Гайморит у ребенка: профилактика, симптомы и лечение
Гайморит — это воспаление гайморовых пазух носа. Гайморовы (или верхнечелюстные) пазухи представляют собой полость, где есть только один выход во внешнюю среду. Это отверстие, соединяющее их с полостью носа. В нормальных условиях гайморовы пазухи проветриваются, воздух в них свободно циркулирует и не дает размножаться там микробам.

Причины развития гайморита

ОРВИ. Гайморит чаще всего является осложнением , сопровождающейся . В пазухи попадает инфекция из носоглотки. Неправильное или несвоевременное лечение насморка может привести к гаймориту.
Хронические инфекции носоглотки. Поставщиками инфекции в гайморовы пазухи также могут явиться хронические воспалительные процессы в носоглотке (хронический
, аденоидит, аденотонзиллит, хронический насморк), Они — постоянный источник микробов, близко расположенный к гайморовым пазухам.
Затрудненное носовое дыхание. В закрытых полостях прекрасно размножаются микробы. Поэтому любой процесс в носу, способствующий закупорке прохода в полость носа из гайморовой пазухи чреват ее воспалением. Это любая ситуация затруднения носового дыхания: острый, хронический или аллергический насморк,
, искривление носовой перегородки, полипы в носу и т. д.
Больные зубы. Гайморова пазуха расположена близко к верхним коренным зубам, их отделяет тонкая костная прослойка. Воспаление в зубе может распространиться в гайморову пазуху и вызвать гайморит.
Травмы. Травматические поражения пазух, например, при переломе костей лица или носа.
Аллергия и нарушение вегетативной нервной системы.
могут быть аллергические или вызываться расстройствами вегетативной нервной системы. (По аналогии с вазомоторным ).
Переохлаждение и снижение иммунитета. Любые хронические заболевания ослабляют
, а хроническое воспаление в каком-либо органе способствует распространению инфекции по всему организму через кровь. В том числе она может попасть и в гайморовы пазухи, вызвать гайморит.

Клинические проявления гайморита

Течение гайморита может быть острое и хроническое. Острый гайморит появляется как осложнение ОРВИ или другого респираторного заболевания, сопровождающегося насморком. Хронический — протекает с периодами обострений и относительного благополучия.
Острый гайморит или обострение хронического гайморита имеют следующие признаки:

Затруднение носового дыхания (заложен нос). Голос приобретает гнусавый оттенок. Отмечается снижение обоняния. Насморк. Не постоянный признак, но в большинстве случаев у ребенка имеется слизистое (прозрачное) или гнойное (желтое, зеленое) отделяемое из носа. Слизисто-гнойное отделяемое плохо отсмаркивается, насыхает корками, часто имеет неприятный запах. Неприятные ощущения или боль в области носа, около носа, под глазом. Иногда в этой области может быть припухлость. Менее выражены боли утром, нарастают — к вечеру. Порой ребенок не может указать конкретное место локализации боли, у него просто болит голова (чаще бывает в далеко зашедших случаях, при хроническом течении). Процесс может наблюдаться с одной стороны (тогда боли будут только с одной стороны) или быть двусторонним. Повышение
тела до 38 °С и выше. Как правило, этот симптом наблюдается при остром гайморите. Плохое самочувствие, утомляемость, слабость, снижение аппетита, нарушение сна.

Если у вашего ребенка появились эти симптомы, необходимо посетить отоларинголога. Для подтверждения диагноза врач назначит рентгеновский снимок придаточных пазух носа.

Хронический гайморит

В некоторых случаях острый гайморит заканчивается не выздоровлением, а переходом в хроническую форму.
Причины развития хронического гайморита: .

Острый гайморит неправильно лечился. Имеются препятствия оттока из пазухи (аденоиды, искривления носовой перегородки и др.). Обострения хронического гайморита протекают так же, как и острый гайморит, но симптомы менее выражены. Температура редко поднимается до высоких цифр, боль тупая, изнуряющая, чаще проявляется головной болью. Выделения из носа при хроническом гайморите могут быть различного вида, цвета и качества. Во время обострения они обильные, а при затихании процесса — скудные.

Осложнения хронического гайморита:

Образование кист, гранулем, полипов. Образование в гайморовой пазухе холестеатомы (доброкачественная эпителиальная опухоль). Разрастаясь, холестеатома может разрушать костные стенки гайморовой пазухи.

Аллергический гайморит

Это заболевание может сопутствовать аллергическому насморку. Аллергический гайморит имеет свои особенности:
—  наличие у ребенка других аллергических заболеваний;
—  отсутствие температуры;
—  насморк с обильным, жидким, прозрачным отделяемым из носа;
появляется во время обострения процесса или при затруднении оттока содержимого из пазухи.

Лечение гайморита у детей

Лечение гайморита у детей проводит врач-отоларинголог в поликлинике или в больнице, в зависимости от тяжести течения и наличия осложнений. Обычно ЛОР-врач назначает промывание пазух, а в случае упорного течения болезни — дополнительно проколы пазух через нос. Медикаментозное лечение, физиопроцедуры и другие методы лечения гайморита не отличаются от лечения синусита. Полный курс лечения острого гайморита занимает от двух недель до двух месяцев.

Профилактика гайморита

Профилактика гайморита, как и всех остальных синуситов, состоит в лечении основного заболевания (грипп, острый насморк, корь, скарлатина и другие инфекционные заболевания, кариес) и устранении предрасполагающих факторов (искривление носовой перегородки, переохлаждение). Необходимо поддерживать ребенка в хорошей физической форме. Отличным профилактическим средством является . Полноценное питание, , умеренные занятия спортом, позитивный психологический настрой помогут справиться с любой инфекцией.

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа

Логин: Пароль: Регистрация |

Детский врач » Детские болезни
Повышение температуры тела является наиболее частым и иногда единственным симптомом каких-либо неполадок со здоровьем малыша. Наиболее частой причиной повышения температуры являются острые вирусные и бактериальные заболевания. Тем не менее, из-за несовершенства системы терморегуляции у детей раннего возраста причиной повышения температуры также может быть перегревание ребенка при чрезмерном укутывании или пребывании под прямыми солнечными лучами; нарушение питьевого режима (особенно у детей младше 3 месяцев); прорезывание зубов; высокая двигательная активность или физическое напряжение (длительный крик) и даже запор. Заподозрить наличие повышенной температуры у малыша мама может уже по его поведению и внешнему виду: при этом самочувствие крохи ухудшается, появляются беспокойство, вялость, капризность, снижение аппетита или отказ от еды, на щечках появляется нездоровый румянец.

Как правильно измерить температуру у ребенка.

Точность измерения температуры у малыша имеет большое значение. Ведь она позволяет своевременно выявить заболевание, оценить его тяжесть, определить тактику и эффективность проводимого лечения. Для того, чтобы правильно и точно провести измерения, необходимо знать основные правила термометрии у детей, а также технику измерения конкретным термометром. Перед применением нового устройства  необходимо обязательно ознакомится с инструкцией, в которой указаны основные характеристики термометра, особенности измерения температуры с его помощью, а также табличка с возрастными нормами температуры, при различных вариантах замера. В случае необходимости более точного определения температуры лучше провести измерения двумя термометрами, и затем сравнить их показания. При измерении температуры у ребенка необходимо соблюдать следующие правила:

- ставить градусник малышу нужно только тогда, когда он находится в полном покое, а лучше всего — спит. Из-за особенностей системы терморегуляции любая активная деятельность (крик, повышенная двигательная активность, эмоциональное возбуждение и даже активное сосание маминой груди) может привести к повышению температуры тела не 0,5-1 градус. Если малыш напуган, плачет или излишне возбужден, перед измерением температуры необходимо помочь ему успокоиться. Не следует измерять температуру под одеялом, так как при сильном укутывании температура тела ребенка также может повышаться.

- чтобы точно измерить температуру в подмышечной впадине, необходимо правильно расположить термометр.  Ртутный термометр следует установить так, чтобы весь ртутный резервуар со всех сторон соприкасался с телом в самой глубокой точке подмышечной впадины. Если используется электронный термометр, то также следует тщательно расположить тонкий кончик прибора с термодатчиком, направляя его в центр подмышечной впадины. Лучше полностью прикладывать термометр по оси тела, как бы пряча его между ручкой и телом малыша, а не ставить его перпендикулярно как обычно меряют температуру взрослым. Чтобы градусник не смещался и воздух не попадал в подмышечную ямку, ручку малыша в течение всего периода измерения взрослый фиксирует своей рукой, если ребенок может сидеть удобнее в это время посадить его к себе на колени. Непосредственно перед измерением температуры кожу подмышечной впадины следует хорошо просушить, так как наличие влаги может занижать показания градусника на 0,5 градуса. Время измерения температуры в подмышечной впадине составляет от 3 до 10 минут в зависимости от термометра. Следует учитывать, что при измерении температуры в подмышечной впадине электронным термометром, для получения наиболее точных результатов после звукового сигнала об окончании измерения следует удерживать термометр еще несколько минут (обычно это указано в инструкции).

- для измерения ректальной температуры необходимо смазать наконечник термометра детским кремом или вазелином. Положив малыша на спинку, одной рукой нужно приподнять его ножки (как при подмывании), а другой рукой осторожно без усилия ввести градусник в задний проход на глубину 1,5 - 2 см в зависимости от конструкции градусника (глубина введения указана в инструкции), затем нужно зафиксировать термометр между средним и указательным пальцем, ладонью придерживая ягодицы ребенка. Можно вводить градусник, положив малыша животиком себе на колени и придерживая его одной рукой. Ребенок постарше может лечь на бок, подогнув колени к груди. Время измерения ректальной температуры 2 — 3 минуты или до звукового сигнала.

- чтобы точно измерить температуру в полости рта, резервуар термометра помещают между нижней поверхностью языка и дном рта, в так называемый тепловой мешочек. При этом ребенок должен удерживать корпус термометра губами (но не зубами).
Если оральная температура измеряется термометром-пустышкой, то надо вложить ее в рот младенца так, чтобы нижняя часть соски со встроенным термометром касалась центральной части язычка. Рот при этом должен быть плотно закрыт, чтобы исключить воздействия внешних факторов. Проводить измерение можно не ранее чем через 20-30 минут после горячего или холодного питья. Время измерения температуры 3 минуты или до звукового сигнала.

- чтобы измерить температуру в ушном канале, необходимо постараться выпрямить слуховой проход, оттянув мочку уха вверх и назад так, чтобы стала видна барабанная перепонка. После чего необходимо ввести зонд термометра в ухо. Чтобы не повредить барабанную перепонку для измерения температуры в слуховом проходе необходимо использовать только специальные ушные термометры, нельзя использовать для этих целей обычные градусники! Время измерения температуры ушным термометром составляет от 5 до 30 секунд.

- малышам можно также измерить температуру тела в паховой складке и в локтевом сгибе. Для измерения температуры в паховой складке ногу ребенка следует слегка согнуть в тазобедренном суставе так, чтобы термометр находился в образовавшейся кожной складке. Для измерения температуры тела в локтевом сгибе, необходимо согнуть ручку ребенка в локтевом суставе, поместить термометр в локтевой сгиб и прижать руку, так что бы наконечник термометра был плотно охвачен со всех сторон.

Термометры для малышей

Самый простой и привычный нам с детства способ измерения температуры с помощью медицинского (ртутного) термометра, который есть в каждом доме, не всегда удобен и главное небезопасен, когда дело касается маленького ребенка. Несмотря на ряд преимуществ (довольно высокую точность, простоту в применении и дешевизну), существенными недостатками ртутного термометра являются его хрупкость, наличие высокотоксичного наполнителя (ртути) и продолжительная по времени процедура измерения температуры (не менее 10 минут). Из-за опасности разбить термометр, он не подходит для измерения температуры у малышей орально (во рту) и ректально (в прямой кишке), где определяются более точные показания. Тем не менее, ртутный термометр продолжает считаться эталонным, и при покупке термометра любого другого вида рекомендуется сверить его показания с обычным градусником.

Сегодня в аптеках и в специализированных магазинах помимо привычного нам ртутного градусника представлено большое количество всевозможных термометров  – электронные и инфракрасные, бесконтактные и контактные, одноразовые и со сменными насадками. Каждая модель обладает собственными особенностями использования, своими достоинствами и недостатками.

Электронные или цифровые термометры.

В электронных (цифровых) термометрахизмерение температуры тела происходит за счет специального встроенного термочувствительного датчика. Процесс определения температуры тела при этом занимает всего 1 — 3 минуты, а результат измерений отображается в цифровом виде на дисплее. Необходимым условием для точного измерения температуры является плотный контакт датчика с поверхностью тела. Для удобства пользования в электронные термометры встроены такие функции как: звуковой сигнал по окончанию измерения и сигнал повышенной температуры; память на одно или несколько последних измерений; сменные колпачки в целях гигиены; влагонепроницаемый корпус; подсветка для использования в темноте и другие функции, некоторые термометры способны измерять еще и комнатную температуру. Важным преимуществом цифровых термометров, по сравнению с их ртутными собратьями, является безопасность. Еще одно весомое преимущество электронных термометров — это их универсальность, то есть возможность измерять малышу температуру любым способом: аксилярно (под мышкой), ректально (в прямой кишке), орально (во рту), а также в локтевом сгибе и в паховой складке. Для орального и ректального измерения температуры тела у малышей лучше выбрать градусник с мягким нетравматичным наконечником.

Среди электронных термометров есть модели, предназначенные специально для детей. Они отличаются от «взрослых» аналогов ярким дизайном, широкой цветовой гаммой и наличием веселых рисунков, превращающих градусник из обычного медицинского прибора в забавную вещицу, вызывающую у малыша интерес и доверие и помогающие превратить измерение температуры в игру. Гигиенический уход за электронным термометром подразумевает его обработку после каждого использования 70% раствором этилового спирта, некоторые модели можно мыть с мылом в теплой воде. Кипятить электронные градусники нельзя, так как уже при температуре выше 50 градусов С начинают разрушаться электронные компоненты. Возможность проведения дезинфекции нужно уточнять перед покупкой у продавца-консультанта или в инструкции по эксплуатации термометра.

Электронный термометр-соска

Для грудных малышей производители предлагают электронные термометры, выполненные в виде соски,  у которых термочувствительный датчик встроен в обычного вида пустышку с ортодонтической соской из силикона или латекса. Чтобы измерить температуру таким градусником, нужно просто дать ребенку в течение 3-5 минут пососать пустышку. По окончании измерения раздается звуковой сигнал, а результат измерения появляется на дисплее, расположенном в нагубнике пустышки. Плюсы такого градусника очевидны — он прост и удобен в использовании, благодаря такому новаторскому решению малыш даже не замечает, что ему измеряют температуру, ведь он занимается своим обычным делом. Следует помнить, что такой термометр не приспособлен для длительного использования в качестве пустышки.

Однако этот вариант градусника не лишен недостатков, показания термометра будут не точны, если у малыша заложен носик и он вынужден дышать ртом, а также если кроха плачет или сосет, недостаточно плотно прижав язычок к соске (например, балуется пустышкой или крепко уснул). В этом случае из-за контакта с воздухом показания термометра будут занижены. Термометр-соска не подойдет карапузам, которые совсем не пользуются пустышкой. Кроме того, многие малыши, которые сосут пустышку, часто привыкают и очень привязываются именно к конкретной модели, поэтому могут протестовать и выплевывать соску-термометр, оставляя приобретение родителей невостребованным. Очевидно также, что срок использования такого термометра ограничен временем, пока ребенок вообще пользуется соской (максимум до 2-2,5 лет).

Чтобы обеспечить гигиеничное использование, пустышку-термометр нужно регулярно мыть теплой кипяченой водой с мылом, после чего тщательно полоскать. Если соска, термодатчик и электронная начинка составляют единую неделимую конструкцию, то пустышку нельзя стерилизовать и мыть в горячей воде. Некоторые производители предлагают разборные модели со съемными сосками, которые после отсоединения можно стерилизовать или кипятить, не боясь повредить электронное устройство термометра.

Инфракрасные термометры

На рынке также широко представлены электронные термометры, показания которых основаны на измерении инфракрасного излучения, которое исходит от тела человека. Применение инфракрасных термометров не требует непосредственного контакта с кожей, а измерение происходит практически мгновенно — в течение нескольких секунд. Чтобы выдать точный результат, датчик термометра делает несколько замеров подряд, и затем выводит на цифровой дисплей самый высокий показатель. При этом для того, чтобы измерить температуру ребенку, его не нужно раздевать, фиксировать в одном положении и доставлять ему другие неудобства. Инфракрасные термометры снабжены всеми основными функциями электронных термометров (память измерений, звуковые сигналы, автоотключение и т.д.).

С помощью инфракрасного термометра можно измерить тепловое излучение, исходящее от барабанной перепонки и окружающих ее тканей (ушные термометры) или от кожного покрова в лобно-височной области (лобные термометры). Из-за особенности кровоснабжения значение температуры в области барабанной перепонки максимально приближается к значению температуры крови, которой снабжается гипоталамус, являющийся центром терморегуляции организма. Поэтому измерение температуры в ухе является наиболее близким к действительной температуре «ядра» тела. Хорошее кровоснабжение лобно-височной области также делает этот участок удобным для измерения температуры всего тела.

Ушной термометр снабжен специальной мягкой насадкой-наконечником, форма которой не позволит ввести градусник слишком глубоко в слуховой проход и повредить барабанную перепонку. Многие модели комплектуются дополнительными сменными одноразовыми насадками, которые делают всю процедуру измерения температуры максимально гигиеничной. Недостатком ушных термометров является то, что несмотря на довольно высокую точность, показания при повторных измерениях могут быть различными. Это связано с тем, что достаточно трудно точно направить датчик на более теплую барабанную перепонку, а температура стенок наружного слухового прохода ниже, поэтому, даже незначительно изменяя положение термометра в слуховом проходе, можно получить различные результаты. Завышенные показания при измерении температуры ушным термометром могут быть получены при отите (воспалении уха), а также во время плача ребенка.

Лобные термометры удобны, просты в применении и гигиеничны. Чтобы измерить температуру тела ребенку, достаточно всего лишь провести термометром по его лбу около виска. Бесконтактные лобные термометры делают замеры инфракрасного тепла лобно-височной области с расстояния в 2-2,5 см, что позволяет проводить термометрию не потревожив малыша, например, во время сна.

Термополоски

Быстро узнать, повышена ли у ребенка температура, можно также с помощью температурного индикатора (термотеста) на жидких кристаллах. Такой термометр представляет собой термочувствительную полоску, пластинку или бумажную карточку с наклеенным индикатором температур, которая благодаря имеющимся в ней кристаллам, под воздействием температуры тела, способна изменять свой цвет. Для измерения температуры термополоску достаточно приложить ко лбу на 10-15 секунд,  и по прошествии этого времени на шкале термотеста появляется результат. Самый простой термотест имеет разделение всего лишь на две шкалы «не повышенная температура»  (до 37,5 °С, при этом высвечивается N) и «повышенная температура» (если выше 37,5 °С — F). Есть более информативные термополоски с градуированный шкалой с шагом в один градус (без десятых долей). Если температура тела нормальная, то высвечивается буква N; если повышена, то высвечиваются цифры: 37, 38, 39, 40. Основной недостаток термополосок – это большая погрешность измерения. Это связано с тем, что существует очень много факторов, влияющих на точность измерения температуры, например, освещенность, наличие пота, плотность прилегания к поверхности кожи и т.д. Поэтому показания термоиндикатора стоит воспринимать исключительно как ориентировочные, чтобы при необходимости более точно измерить температуру с помощью настоящего градусника. Индикатор температуры может пригодиться во время поездок и путешествий, когда под рукой нет полноценного термометра. Термополоска не занимает много места и почти ничего не весит, поэтому без проблем поместится в кошельке или визитнице.

 

Острые отравления занимают одно из первых мест среди всех несчастных случаев в детском возрасте, при этом чаще всего страдают малыши до 3 лет. Как оказать первую помощь, если ребенок съел или выпил ядовитое вещество и чего делать нельзя? 

Подавляющее большинство отравлений у детей младшего возраста носит случайный характер. Малыши из любопытства пробуют «на вкус» оказавшиеся в доступном месте медикаменты, средства бытовой химии, удобрения, ядовитые растения и т.д. Некоторые токсические вещества, такие как угарный газ, ацетон, лаки, краски и прочие токсические испарения могут проникать в организм ребенка во время дыхания. Токсические вещества также могут попасть в организм малыша через кожу и слизистые оболочки, например, сок ядовитых растений, сельскохозяйственные яды и удобрения, скипидар или керосин и т.д. Токсином для ребенка до трех лет может стать практически любое химическое вещество — косметика, парфюмерия, средство для стирки и уборки дома.

Что делать?

Основная задача первой помощи при отравлении — постараться удалить яд, который еще не успел всосаться (полосканием рта, смыванием яда с кожи водой, промыванием желудка), и обезвредить токсины, которые не удалось удалить.

При отравлении или малейшем подозрении на него необходимо:

 - немедленно вызвать скорую помощь. Ожидая, пока выяснится ядовито ли проглоченное вещество или нет, можно потерять драгоценное время и нанести непоправимый ущерб здоровью ребенка;

- попытаться выяснить — что мог проглотить ребенок, так как от этого будет зависеть тактика оказания первой помощи. Если вы не знаете достоверно: расспросите ребенка, если он уже может объяснять, осмотрите его тело, лицо, одежду на предмет обнаружения специфических запахов, пятен, покраснений и ожогов кожи и слизистой, осмотрите место, где он был недавно, потенциально опасные места вашего дома (аптечку, место, где хранится бытовая химия). Вспомните, не пользовались ли Вы в течение дня какими-либо препаратами, не оставили ли их в доступном месте, не давали ли ребёнку какие-нибудь лекарства, не закапывали ли капли в нос;

- освободить при необходимости полость рта ребенка от остатков проглоченного вещества, таблеток и затем хорошо промойте его водой. Если яд остался на коже смыть его под струей проточной воды. Снять загрязнённую одежду. Так же следует поступить, если на кожу или слизистые попал сок ядовитого растения;

- если ребенок съел медикаменты, ядовитые растения, грибы, ягоды, проглотил не едкое химическое вещество (не кислоту, щелочь или др. едкое вещество) до приезда врача необходимо вызвать рвоту, для этого необходимо нажать на корень языка ложкой, двумя пальцами или шпателем. Часть рвотных масс (по возможности) следует перелить в чистую стеклянную банку, при отравлении неизвестным веществом это поможет провести лабораторные анализы.  После того, как ребенка вырвало, необходимо дать ему сорбент, который поможет связать токсины в желудке и не даст им всасываться в кровь. Это может быть взвесь из активированного угля (для детей до трех лет это 5-8 таблеток, которые необходимо предварительно растолочь в воде), полифепам, смекта, энтеросгель. Если рвота не вызывается, сразу дайте ребенку выпить раствор сорбента. Ребенку старше 5 лет можно промыть желудок (даже после того как его вырвало), для этого следует дать ему выпить 2 стакана воды большими глотками (вода должна быть комнатной температуры) и нажать ложкой на корень языка,  пока не выйдет вся проглоченная жидкость. Пить необходимо большими глотками, по 1-2 стакана за этап. Процедуру повторяют до тех пор, пока с рвотой не будет выходить только чистая вода. Детям младше 5 лет прибывшая бригада «скорой помощи» промоет желудок через зонд, до этого времени следует поить малыша мелкими порциями воды и дать сорбент.

- если ребенок без сознания, до приезда «скорой» уложите ребёнка на бок, чтобы предотвратить западение языка и попадание рвотных масс в дыхательные пути, контролируйте пульс и дыхание. При необходимости полость рта от рвотных масс следует очистить пальцем, обернутым в платок;

- если ребенок надышался угарным газом, испарениями от ацетона, лака, бензином и т.д., до приезда «скорой» нужно вывести (вынести) малыша на свежий воздух;

- сохраните остатки вещества, которое съел или выпил ребенок, соберите и сосчитайте оставшиеся таблетки, сохраните упаковку от них, инструкцию или бутылку из-под средства бытовой химии, на которой написан состав средства, соберите необходимые для госпитализации ребенка вещи;

- при отравлении ребенка едкими химическими или летучими веществами, угарным газом, прежде чем оказывать ему помощь следует обезопасить себя: при необходимости надеть перчатки, открыть окна и т.д. Эти меры позволят сохранить свое здоровье и способность оказывать помощь, в которой так нуждается ребенок.

Чего делать нельзя:

-  заниматься самолечением, в случае отравления следует обязательно вызвать врача.

- самостоятельно вызывать рвоту у детей без сознания, при желудочном кровотечении и в случаях, если вы совершенно не знаете, чем мог отравиться ребенок, и не видите признаков, указывающих на возможную причину.

- некоторые химические вещества при повторном прохождении через пищевод еще больше повреждают его и дыхательные пути, поэтому нельзя вызывать рвоту при отравлении бензином, керосином, скипидаром, полиролью для мебели или машины, щелочами, сильными кислотами (такими как уксусная эссенция), марганцовкой, отбеливателями, аммиаками, некоторыми средствами для чистки туалетов.

поить ребенка молоком, особенно если неизвестно, что съел или выпил малыш. В качестве антидота молоко можно давать при отравлении кислотами и щелочами, а вот если разбавить молоком поступившее в организм жирорастворимое вещество (например, бензин), яд впитается значительно быстрее.

После выписки из роддома некоторые мамы сталкиваются с довольно неприятной проблемой — у малыша начинает слезиться, а затем гноиться глазик. Противоспалительные капли, которые назначает доктор, приносят  временное облегчение, и через некоторое время картина повторяется — глазик слезится и вновь появляется  гнойное отделяемое.

В таком случае вероятнее всего, у малыша нарушен отток слезы по носослезному каналу. Иногда случается так, что после рождения у ребенка в просвете носослезного канала остаются элементы эмбриональной ткани, которая мешает оттоку слезы из слезного мешка. Это приводит к тому, что слеза начинает застаиваться и перестает выполнять свою защитную функцию, в слезном мешке размножаются микробы и возникает гнойное воспаление — такое заболевание называется дакриоцистит новорожденных.

Обычно родители начинают лечение самостоятельно — закапывают антибактериальные капли, промывают чаем или отваром ромашки. Такая терапия может улучшить положение или даже полностью устранить гнойное отделяемое. Однако после ее прекращения все повторяется вновь. Это происходит из-за того, что не ликвидирована основная причина заболевания — застой слезы. В глазную щель попадают новые микроорганизмы и вновь начинают там размножаться.

Лечение дакриоцистита новорожденных назначается врачом и состоит из двух этапов. Первый этап заключается в массаже слезного мешочка, который находится у внутреннего края глазной щели. Массаж проводит мама после каждого дневного кормления (примерно 4—5 раз в день). Массажные движения производятся указательным пальцем в проекции слезного мешка с умеренным усилием вверх и вниз — по 6—10 движений.

При правильно проведенном массаже количество гнойного отделяемого в глазной щели увеличивается (выходит из слезного мешка). Чем младше ребенок, тем более эффективен массаж.

Для удаления скопившегося гноя необходимо промывать глазик раствором фурацилина 1:5000 (одна таблетка на стакан кипяченой воды). Для этого в глаз закапывают несколько капель теплого раствора и протирают глазную щель стерильным ватным тампоном по направлению от виска к носу. После того как гной эвакуирован, необходимо закапать раствор антибиотика (например, левомицитинА 0,25%). Продолжительность первого этапа лечения составляет две недели. Как правило, уже на этом этапе проходимость слезных путей восстанавливается.

Если длительное консервативное лечение не помогает, прибегают ко второму этапу — зондированию слезных путей. Для этого врач под местной (капельной) анестезией вставляет в слезный каналец специальный зонд и проводит его через слезные пути. После этого слезные пути промываются антисептическим раствором. Такая процедура, как правило, приводит к полному излечению ребенка.

Состояние нашего организма зависит от того насколько хорошо мы о нем заботимся и сколько времени мы уделяем своему здоровью. В век развития информационных технологий огромную нагрузку испытывают наши глаза. Чтобы сохранить хорошее зрение выделяйте хотя бы  20-30 минут в сутки для ухода за глазами. Регулярно выполняя эту программу, вы позволите своим глазам полноценно отдыхать и сможете уберечь их от перенапряжения.

Температурная стимуляция глаз.Возьмите две полоски мягкой хорошо впитывающей воду ткани. Один кусок ткани опустите в горячую воду (самую горячую, которую можно терпеть, но не получить ожог), другой – в ледяную. Выньте ткань из горячей воды и приложите на две минуты, плотно прижав к глазам. Затем немедленно приложите к глазам на одну минуту ткань, смоченную ледяной водой. Чередовать, таким образом, прикладывания полосок ткани можно, пока не остынет горячая вода. Вы почувствуете прилив энергии и бодрости.

Массаж век. Помогает расслабить глазные яблоки массаж век. Выполняется он довольно просто. Кончиками пальцев слегка надавливайте на закрытые веки. Ослабляя давление от периферии к центру. Продолжительность массажа 3-5 минут.

Влияние света на глаза. Солнце расслабляет мускулы, стимулирует радужную оболочку. Даже полуслепые люди видят лучше после стимуляции глаз солнечным светом. Давайте возможность глазам потреблять солнечный свет, как можно больше. Однако необходимо соблюдать два основных правила:

1) нельзя стимулировать солнцем оба глаза одновременно;

2) нельзя смотреть прямо на солнце или горящую лампу накаливания.

Можно делать следующие упражнения: прикройте левый глаз одной рукой так,  чтобы свет не проникал к нему, при этом дышите глубоко, покачивая головой и моргая правым глазом на солнце, до тех пор, пока можете быстро моргать и не испытывать при этом дискомфорта. Затем такое упражнение повторите левым глазом. Прикройте оба глаза руками и дайте им отдохнуть несколько минут. Затем подставьте оба глаза с закрытыми веками солнцу. Делайте такие упражнения 10 раз, если вы смотрите на солнце или 20 раз, если используете лампу накаливания на 150 Вт.

Гимнастика для глаз.

1. Медвежьи покачивания. Поставьте ноги удобно в стороны и начните покачиваться подобно медведю из стороны в сторону. Покачивайте ритмично все тело, голову, глаза и руки сначала в одну сторону, затем в другую. Предметы будут скользить перед глазами, но не останавливайте на них свой взгляд и вы почувствуете легкое головокружение. Смотрите не дальше своего носа. Из-за простоты этого упражнения трудно поверить, что оно может быть полезным. В действительности, это одно из наиболее полезных релаксационных упражнений. Оно расслабляет глаза, мозг, позвоночник и мышцы шеи.

2. Поднимите глаза вверх и взгляните на потолок, не двигая при этом головой или телом, затем, также не двигаясь, переведите взгляд вниз к полу. Задерживайте взгляд в одном и другом положении 3-5 секунд. Повторите упражнение 10  раз.

3. Не двигая головой и шеей, как в предыдущем упражнении, перемещайте взгляд из стороны в сторону, задерживая на 15 -20 секунд. Повторите упражнение 10  раз.

4. Взгляните в правый верхний угол комнаты, затем в нижний левый. Повторите это движение 10 раз. Затем сделайте 10 раз движении глазами из верхнего левого угла в нижний правый угол комнаты.

5. Представьте себе очень большой обруч. Не двигая головой, обведите обруч глазами 10 раз справа налево и 10 раз слева направо.

6. Энергичные зажмуривания. Закройте плотно глаза, как только это возможно, затем откройте их широко. Повторите это 10 раз. Сделайте несколько глубоких вдохов и продолжайте зажмуриваться ещё 10 раз.

Что нужно знать об освещении.Для большинства людей 40-60-ваттная лампа будет давать достаточно света для чтения или письма на расстоянии 0,5 метра.  При работе вечером за столом, в том числе и за компьютером необходимо, чтобы комната вся была хорошо освещена, так как в обратном случае, для ваших глаз очень неблагоприятное воздействие будет оказывать переход от освещенной зоны стола или мерцающего экрана компьютера в темноту, когда вы смотрите вдаль. Зрачок в большинстве случаев не успевает реагировать, что ведет к сильному зрительному утомлению

Влияние телевизора на глаза.При просмотре телевизора основным вредным фактором для глаз является длительная зрительная нагрузка при рассматривании мелких движущихся предметов на ярко освещенном экране. Телевизор нужно смотреть только в положении сидя в хорошо освещенной комнате. Нельзя смотреть телевизор в темноте, так как резкий перепад между освещенностью экрана и освещенностью комнаты очень неблагоприятен для глаз. Расстояние до экрана телевизора с диагональю 21 дюйм должно быть не менее трех метров. По мере увеличения диагонали телевизора, пропорционально должно увеличиваться и расстояние до экрана. Ошибочным является мнение, что современные «плоские» телевизоры (жидкокристаллические, плазменные) меньше влияют на зрение. Зрительная нагрузка не зависит от типа телевизора. Особенно вреден телевизор для глаз детей до 7 лет.

Влияние питания на остроту зрения.Глазам необходим витамин А (и его предшественник бета-каротин),витамины Е и С, жирные кислоты Омега 3, а также кальций и цинк. Поэтому в рационе человека, заботящегося о своих глазах  должны быть красные, оранжевые и желтые овощи, капуста, цитрусовые, зелень, черника, клюква, черная смородина, печень, рыба, молочные продукты, тыквенные семечки. В общем, питание должно быть сбалансированным и разнообразным, тогда и глаза будут получать все необходимые витамины и микроэлементы.

 

Берегите свое здоровье и свои глаза! И пусть краски окружающего Вас мира всегда остаются яркими!

 

Лечение кашля у детей всегда является серьезной проблемой. Несмотря на наличие большого выбора микстур от кашля, их применение не всегда дает желаемый эффект. В связи с этим в педиатрической практике особое значение в комплексном лечении заболеваний дыхательных путей имеет ингаляционная терапия. Преимуществом ингаляционной терапии является то, что лекарственный препарат доставляется непосредственно в очаг воспаления — нос, глотку, трахею и бронхи, что значительно повышает эффективность лечения, при этом по сравнению с применением препарата внутрь требуется более низкая дозировка и соответственно уменьшается риск побочных эффектов от лечения.

В настоящее время все большую популярность находят новые поколения ингаляторов  - небулайзеры. Небулайзер (от лат. nebula — туман, облако) представляет собой устройство, преобразующее лекарственную жидкость в аэрозольную форму с мельчайшими частицами (размером 1-5 мкм), которые при вдыхании попадают в дыхательные пути ребенка. В отличие от своих предшественников  — обычных ингаляторов, небулайзер обеспечивает более глубокое проникновение аэрозоля во все отделы бронхиального дерева, благодаря мельчайшему размеру аэрозольных частиц. Этот удобный и безопасный метод введения лекарственных веществ может применяться у детей с самого раннего возраста. Небулайзерная терапия очень полезна для детей часто болеющих простудными заболеваниями и бронхитами, эффективна при комплексном лечении стеноза и кашля с трудно отделяющейся мокротой. Использование ингалятора у детей для лечения воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей значительно ускоряет процесс рассасывания воспалительного очага и способствует более быстрому выздоровлению. Такой прибор просто незаменим для малышей страдающих бронхиальной астмой. С помощью небулайзеров можно использовать широкий спектр лекарственных средств (могут быть использованы стандартные растворы для ингаляций) и их комбинаций. Следует помнить, что лечение с помощью небулайзера проводится только по показаниям, а назначение лекарственного препарата и расчет дозы лекарства производит только врач!

В зависимости от способа превращения лекарственной жидкости в аэрозоль, выделяют три основных типа небулайзеров  – ультразвуковые, компрессорные и электронно-сетчатые (мэш) небулайзеры.

Компрессорный небулайзер

Компрессорный небулайзер формирует аэрозоль с помощью компрессора, который подает мощный поток воздух через малое отверстие в камере с лекарственным препаратом. Многие модели имеют регулируемую систему распыления, что позволяет контролировать размер частиц и соответственно изменять направленность лечения при различных заболеваниях. Так при более крупных размерах частиц лекарство преимущественно орошает верхние и средние дыхательные пути (носоглотку, гортань, трахею, крупные бронхи), чем меньше размер частиц аэрозоля, тем глубже они проникают в дыхательную систему и тем эффективнее происходит лечение воспалительного процесса в самых мелких бронхах и альвеолах. С помощью компрессорного ингалятора можно вводить достаточно широкий спектр лекарственных препаратов. Перечисленные достоинства делают этот прибор универсальным для лечения практически любых заболеваний дыхательных путей.

Недостатками компрессорного ингалятора являются довольно сильный шум при работе компрессора (его работа может напугать маленького ребенка), возможность использования ингалятора только в вертикальном положении (сидя), большой размер ингалятора (из-за наличия компрессора и охлаждающего устройства).

Ультразвуковые небулайзеры

В этих устройствах распыление лекарственного вещества в аэрозоль происходит посредством воздействия на него ультразвука, что позволяет получить наиболее мелкий размер частиц. В отличие от компрессорного небулайзера, ультразвуковой прибор легкий, компактный и практически бесшумный, поэтому он хорошо подходит для малышей и может применяться даже во время сна (есть модели, которые можно использовать при большом градусе наклона), кроме того его удобно переносить и при необходимости брать с собой в поездки.

Недостатками ультразвукового ингалятора являются невозможность распыления некоторых лекарственных форм, например, суспензий и лекарств, имеющих вязкую форму, большой объем остаточного вещества, а также разрушение под действием ультразвука некоторых лекарственных веществ, таких как антибиотики, средства разжижающие мокроту, гормональные препараты.

Электронно-сетчатые (мэш) небулайзеры

Это последнее высокотехнологичное поколение небулайзеров имеет принципиально новый механизм работы – образование аэрозоля происходит при прохождении лекарственного раствора через вибрирующую мембрану или пластину с множественными микроскопическими отверстиями (mesh–эффект), при этом размеры аэрозольных частиц определяется размером отверстий мембраны. В мембранных небулайзерах скомбинированы преимущества ультразвуковых и компрессорных ингаляторов. Мэш-небулайзеры, также как и их ультразвуковые собратья, абсолютно бесшумны и способны работать под любым углом наклона, что делает их удобными в применении у детей, в том числе во время сна. Отсутствие компрессора обеспечивает малые размеры небулайзера, делая его портативным и давая возможность провести ингаляцию в любой обстановке. В отличие от ультразвуковых, в мембранных небулайзерах не происходит разрушения структуры лекарственного вещества, поэтому для этих приборов сняты ограничения на все используемые лекарственные вещества. Также mesh–небулайзеры характеризуются наименьшим остаточным объемом и, следовательно, позволяют наиболее экономно расходовать лекарственные средства.

Следует отметить, что на сегодняшний момент  именно электронно-сетчатые ингаляторы соответствуют всем Европейским стандартам ингаляционной терапии. К недостаткам этих приборов можно отнести их высокую стоимость.

При эксплуатации небулайзеров необходимо помнить некоторые правила:

- нельзя заменять физраствор (который используется для разведения лекарственного средства) обычной водой – гипотонический раствор может спровоцировать бронхоспазм у ребенка, имеющего предрасположенность к этому состоянию. Через небулайзер запрещено распылять масляные растворы (они повреждают слизистую оболочку дыхательных путей) и отвары трав (это может вывести небулайзер из строя).

– нельзя оставлять небулайзер, содержащий лекарство, присоединенным к компрессору, после процедуры остатки лекарства выливаются;

– если в соединительной трубке есть влага, необходимо включить компрессор на несколько минут для удаления конденсата;

– после использования все части небулайзера разбираются, промываются в горячей мыльной воде и тщательно прополаскиваются в проточной горячей воде;

– все части небулайзера просушиваются в разобранном виде. Для дезинфекции съемных деталей ингалятора предпочтение отдается методу кипячения в течение 10 мин.