Детские болезни » Страница 5 » Детское врачевание
Главная Новорожденные Детский сад Школа.Дети Развитие,речь,игры Физическое воспитание Здоровье Оригами
Логин:  
Пароль:
Заболевания детей Безопасность Воспитание Рацион питания Дом.Семья Беременность Психология Творчество Детский отдых
Навигация по сайту
Психология детей
Воспитание малыша

Воспитание малыша

Большое значение имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок. Уход за ребенком, отношение окружающих его взрослых обеспечивают развитие ответных подражательных эмоций и разнообразных реакций. На втором году жизни ребенок начинает
31.03.19

Лучшие статьи
Витамин Д в организме выполняет сложную роль, он участвует в минеральном обмене, регулирует усвоение кальция и фосфора в кишечнике, уровень содержания их в крови и поступление в костную ткань и зубы, тем самым способствуя их минерализации и правильному формированию. Кроме того, витамин Д влияет на иммунную систему малыша, повышая сопротивляемость к инфекциям. Этот витамин синтезируется в коже под воздействием ультрафиолета и поступает в организм извне с продуктами питания (в том числе с грудным молоком и адаптированными смесями). При интенсивном росте детского организма в первые месяцы и годы жизни потребности в строительных материалах – особенно в кальции, фосфоре, магнии значительно возрастают. В условиях недостаточной инсоляции (воздействия солнечных лучей) в осеннее-зимне-весенний период, при недостаточном поступлении витамина Д с пищей, а также при снижении всасывания минералов и витаминов в кишечнике и нарушении их метаболизма в нужных органах и системах, в организме ребенка возникает относительный дефицит этих веществ и развивается рахит. Рахит, по существу, является общим заболеванием организма, влекущим за собой многообразные структурные и функциональные изменения органов и систем. Если на начальной стадии рахита не принять соответствующих мер, вследствие нарушения фосфорно-кальциевого обмена происходит размягчение и разрежение костной ткани, приводящие к нарушениям осанки, искривлению конечностей, асимметрии черепа, сужению костей таза; нарушение минерального обмена также способствует формированию множественного кариеса зубов, анемии, дисфункции желудочно-кишечного тракта (запоры, дискенезии), поражению нервной системы. Из-за дисфункции иммунитета дети с рахитом больше подвержены инфекционным заболеваниям. Перенесенный в раннем возрасте рахит может оказать неблагоприятное воздействие на дальнейший рост и развитие детей, а его последствия могут сохраняться на протяжении всей жизни ребенка.

В связи с этим, целесообразно проводить своевременную профилактику рахита. Профилактику рахита начинают еще до рождения малыша, она заключается в соблюдении беременной женщиной режима дня (в том числе полноценный сон, прогулки на свежем воздухе), сбалансированном питании и приеме поливитаминных препаратов.

Неспецифическая профилактика рахита у детей включает в себя правильное питание (предпочтительно грудное вскармливание),  прогулки на свежем воздухе, купание, массаж. При искусственном вскармливании ребенку необходимо подобрать молочную смесь, максимально приближенную к женскому молоку, содержащую 100%-ную лактозу, усиливающую всасывание кальция, холекальциферол (витамин Д) и имеющую соотношение кальция и фосфора, равное 2.

Согласно современным рекомендациям, специфическую профилактику витамином Д назначают:

-здоровым доношенным детям с 3–4-й недели жизни на первом и втором году жизни в осенне-зимне-весенний период в дозе 400–500 МЕ в сутки; при недостаточной инсоляции в северных регионах рекомендуется продолжать прием профилактической дозы витамина D в летний период. Дети из группы риска по рахиту в осенне-зимне-весенний период первые два года жизни должны ежедневно получать витамин D в дозе 1000 МЕ.

- детям с недоношенностью I степени: с 10–14-го дня жизни на первом и втором году жизни в осенне-зимне-весенний период в дозе 400–500–1000 МЕ в сутки.

- при недоношенности II степени витамин D назначается в дозе 1000-2000 МЕ ежедневно в течение года, исключая летний период, а втором году жизни доза витамина D снижается до 400-1000 МЕ. Доза витамина D должна корректироваться в зависимости от состояния здоровья ребенка после восстановления массы тела.

При назначении профилактической дозы витамина Д ребенку, находящемуся на искусственном вскармливании, врач учитывает содержание витамина Д употребляемого малышом со смесью. Расчет производится в эквиваленте 1 мкг холекальциферола в смеси = 40 МЕ витамина Д3. Например,  ребенку необходима профилактическая доза витамина Д 400 МЕ, а в адаптированной смеси содержится витамина Д 10 мкг/л, при условии, что малыш съедает 1 литр смеси в сутки, вместе с ней он получает дозу витамина Д 400 МЕ, т.е дополнительного назначения витамина Д ребенку не требуется. Если профилактическая доза, необходимая малышу выше, например 1000 МЕ, или малыш съедает меньшее количество смеси, врач дополнительно назначает витамина Д в виде капель.



Повышение температуры тела является наиболее частым и иногда единственным симптомом каких-либо неполадок со здоровьем малыша. Наиболее частой причиной повышения температуры являются острые вирусные и бактериальные заболевания. Тем не менее, из-за несовершенства системы терморегуляции у детей раннего возраста причиной повышения температуры также может быть перегревание ребенка при чрезмерном укутывании или пребывании под прямыми солнечными лучами; нарушение питьевого режима (особенно у детей младше 3 месяцев); прорезывание зубов; высокая двигательная активность или физическое напряжение (длительный крик) и даже запор. Заподозрить наличие повышенной температуры у малыша мама может уже по его поведению и внешнему виду: при этом самочувствие крохи ухудшается, появляются беспокойство, вялость, капризность, снижение аппетита или отказ от еды, на щечках появляется нездоровый румянец.

Как правильно измерить температуру у ребенка.

Точность измерения температуры у малыша имеет большое значение. Ведь она позволяет своевременно выявить заболевание, оценить его тяжесть, определить тактику и эффективность проводимого лечения. Для того, чтобы правильно и точно провести измерения, необходимо знать основные правила термометрии у детей, а также технику измерения конкретным термометром. Перед применением нового устройства  необходимо обязательно ознакомится с инструкцией, в которой указаны основные характеристики термометра, особенности измерения температуры с его помощью, а также табличка с возрастными нормами температуры, при различных вариантах замера. В случае необходимости более точного определения температуры лучше провести измерения двумя термометрами, и затем сравнить их показания. При измерении температуры у ребенка необходимо соблюдать следующие правила:

- ставить градусник малышу нужно только тогда, когда он находится в полном покое, а лучше всего — спит. Из-за особенностей системы терморегуляции любая активная деятельность (крик, повышенная двигательная активность, эмоциональное возбуждение и даже активное сосание маминой груди) может привести к повышению температуры тела не 0,5-1 градус. Если малыш напуган, плачет или излишне возбужден, перед измерением температуры необходимо помочь ему успокоиться. Не следует измерять температуру под одеялом, так как при сильном укутывании температура тела ребенка также может повышаться.

- чтобы точно измерить температуру в подмышечной впадине, необходимо правильно расположить термометр.  Ртутный термометр следует установить так, чтобы весь ртутный резервуар со всех сторон соприкасался с телом в самой глубокой точке подмышечной впадины. Если используется электронный термометр, то также следует тщательно расположить тонкий кончик прибора с термодатчиком, направляя его в центр подмышечной впадины. Лучше полностью прикладывать термометр по оси тела, как бы пряча его между ручкой и телом малыша, а не ставить его перпендикулярно как обычно меряют температуру взрослым. Чтобы градусник не смещался и воздух не попадал в подмышечную ямку, ручку малыша в течение всего периода измерения взрослый фиксирует своей рукой, если ребенок может сидеть удобнее в это время посадить его к себе на колени. Непосредственно перед измерением температуры кожу подмышечной впадины следует хорошо просушить, так как наличие влаги может занижать показания градусника на 0,5 градуса. Время измерения температуры в подмышечной впадине составляет от 3 до 10 минут в зависимости от термометра. Следует учитывать, что при измерении температуры в подмышечной впадине электронным термометром, для получения наиболее точных результатов после звукового сигнала об окончании измерения следует удерживать термометр еще несколько минут (обычно это указано в инструкции).

- для измерения ректальной температуры необходимо смазать наконечник термометра детским кремом или вазелином. Положив малыша на спинку, одной рукой нужно приподнять его ножки (как при подмывании), а другой рукой осторожно без усилия ввести градусник в задний проход на глубину 1,5 - 2 см в зависимости от конструкции градусника (глубина введения указана в инструкции), затем нужно зафиксировать термометр между средним и указательным пальцем, ладонью придерживая ягодицы ребенка. Можно вводить градусник, положив малыша животиком себе на колени и придерживая его одной рукой. Ребенок постарше может лечь на бок, подогнув колени к груди. Время измерения ректальной температуры 2 — 3 минуты или до звукового сигнала.

- чтобы точно измерить температуру в полости рта, резервуар термометра помещают между нижней поверхностью языка и дном рта, в так называемый тепловой мешочек. При этом ребенок должен удерживать корпус термометра губами (но не зубами).
Если оральная температура измеряется термометром-пустышкой, то надо вложить ее в рот младенца так, чтобы нижняя часть соски со встроенным термометром касалась центральной части язычка. Рот при этом должен быть плотно закрыт, чтобы исключить воздействия внешних факторов. Проводить измерение можно не ранее чем через 20-30 минут после горячего или холодного питья. Время измерения температуры 3 минуты или до звукового сигнала.

- чтобы измерить температуру в ушном канале, необходимо постараться выпрямить слуховой проход, оттянув мочку уха вверх и назад так, чтобы стала видна барабанная перепонка. После чего необходимо ввести зонд термометра в ухо. Чтобы не повредить барабанную перепонку для измерения температуры в слуховом проходе необходимо использовать только специальные ушные термометры, нельзя использовать для этих целей обычные градусники! Время измерения температуры ушным термометром составляет от 5 до 30 секунд.

- малышам можно также измерить температуру тела в паховой складке и в локтевом сгибе. Для измерения температуры в паховой складке ногу ребенка следует слегка согнуть в тазобедренном суставе так, чтобы термометр находился в образовавшейся кожной складке. Для измерения температуры тела в локтевом сгибе, необходимо согнуть ручку ребенка в локтевом суставе, поместить термометр в локтевой сгиб и прижать руку, так что бы наконечник термометра был плотно охвачен со всех сторон.

Термометры для малышей

Самый простой и привычный нам с детства способ измерения температуры с помощью медицинского (ртутного) термометра, который есть в каждом доме, не всегда удобен и главное небезопасен, когда дело касается маленького ребенка. Несмотря на ряд преимуществ (довольно высокую точность, простоту в применении и дешевизну), существенными недостатками ртутного термометра являются его хрупкость, наличие высокотоксичного наполнителя (ртути) и продолжительная по времени процедура измерения температуры (не менее 10 минут). Из-за опасности разбить термометр, он не подходит для измерения температуры у малышей орально (во рту) и ректально (в прямой кишке), где определяются более точные показания. Тем не менее, ртутный термометр продолжает считаться эталонным, и при покупке термометра любого другого вида рекомендуется сверить его показания с обычным градусником.

Сегодня в аптеках и в специализированных магазинах помимо привычного нам ртутного градусника представлено большое количество всевозможных термометров  – электронные и инфракрасные, бесконтактные и контактные, одноразовые и со сменными насадками. Каждая модель обладает собственными особенностями использования, своими достоинствами и недостатками.

Электронные или цифровые термометры.

В электронных (цифровых) термометрахизмерение температуры тела происходит за счет специального встроенного термочувствительного датчика. Процесс определения температуры тела при этом занимает всего 1 — 3 минуты, а результат измерений отображается в цифровом виде на дисплее. Необходимым условием для точного измерения температуры является плотный контакт датчика с поверхностью тела. Для удобства пользования в электронные термометры встроены такие функции как: звуковой сигнал по окончанию измерения и сигнал повышенной температуры; память на одно или несколько последних измерений; сменные колпачки в целях гигиены; влагонепроницаемый корпус; подсветка для использования в темноте и другие функции, некоторые термометры способны измерять еще и комнатную температуру. Важным преимуществом цифровых термометров, по сравнению с их ртутными собратьями, является безопасность. Еще одно весомое преимущество электронных термометров — это их универсальность, то есть возможность измерять малышу температуру любым способом: аксилярно (под мышкой), ректально (в прямой кишке), орально (во рту), а также в локтевом сгибе и в паховой складке. Для орального и ректального измерения температуры тела у малышей лучше выбрать градусник с мягким нетравматичным наконечником.

Среди электронных термометров есть модели, предназначенные специально для детей. Они отличаются от «взрослых» аналогов ярким дизайном, широкой цветовой гаммой и наличием веселых рисунков, превращающих градусник из обычного медицинского прибора в забавную вещицу, вызывающую у малыша интерес и доверие и помогающие превратить измерение температуры в игру. Гигиенический уход за электронным термометром подразумевает его обработку после каждого использования 70% раствором этилового спирта, некоторые модели можно мыть с мылом в теплой воде. Кипятить электронные градусники нельзя, так как уже при температуре выше 50 градусов С начинают разрушаться электронные компоненты. Возможность проведения дезинфекции нужно уточнять перед покупкой у продавца-консультанта или в инструкции по эксплуатации термометра.

Электронный термометр-соска

Для грудных малышей производители предлагают электронные термометры, выполненные в виде соски,  у которых термочувствительный датчик встроен в обычного вида пустышку с ортодонтической соской из силикона или латекса. Чтобы измерить температуру таким градусником, нужно просто дать ребенку в течение 3-5 минут пососать пустышку. По окончании измерения раздается звуковой сигнал, а результат измерения появляется на дисплее, расположенном в нагубнике пустышки. Плюсы такого градусника очевидны — он прост и удобен в использовании, благодаря такому новаторскому решению малыш даже не замечает, что ему измеряют температуру, ведь он занимается своим обычным делом. Следует помнить, что такой термометр не приспособлен для длительного использования в качестве пустышки.

Однако этот вариант градусника не лишен недостатков, показания термометра будут не точны, если у малыша заложен носик и он вынужден дышать ртом, а также если кроха плачет или сосет, недостаточно плотно прижав язычок к соске (например, балуется пустышкой или крепко уснул). В этом случае из-за контакта с воздухом показания термометра будут занижены. Термометр-соска не подойдет карапузам, которые совсем не пользуются пустышкой. Кроме того, многие малыши, которые сосут пустышку, часто привыкают и очень привязываются именно к конкретной модели, поэтому могут протестовать и выплевывать соску-термометр, оставляя приобретение родителей невостребованным. Очевидно также, что срок использования такого термометра ограничен временем, пока ребенок вообще пользуется соской (максимум до 2-2,5 лет).

Чтобы обеспечить гигиеничное использование, пустышку-термометр нужно регулярно мыть теплой кипяченой водой с мылом, после чего тщательно полоскать. Если соска, термодатчик и электронная начинка составляют единую неделимую конструкцию, то пустышку нельзя стерилизовать и мыть в горячей воде. Некоторые производители предлагают разборные модели со съемными сосками, которые после отсоединения можно стерилизовать или кипятить, не боясь повредить электронное устройство термометра.

Инфракрасные термометры

На рынке также широко представлены электронные термометры, показания которых основаны на измерении инфракрасного излучения, которое исходит от тела человека. Применение инфракрасных термометров не требует непосредственного контакта с кожей, а измерение происходит практически мгновенно — в течение нескольких секунд. Чтобы выдать точный результат, датчик термометра делает несколько замеров подряд, и затем выводит на цифровой дисплей самый высокий показатель. При этом для того, чтобы измерить температуру ребенку, его не нужно раздевать, фиксировать в одном положении и доставлять ему другие неудобства. Инфракрасные термометры снабжены всеми основными функциями электронных термометров (память измерений, звуковые сигналы, автоотключение и т.д.).

С помощью инфракрасного термометра можно измерить тепловое излучение, исходящее от барабанной перепонки и окружающих ее тканей (ушные термометры) или от кожного покрова в лобно-височной области (лобные термометры). Из-за особенности кровоснабжения значение температуры в области барабанной перепонки максимально приближается к значению температуры крови, которой снабжается гипоталамус, являющийся центром терморегуляции организма. Поэтому измерение температуры в ухе является наиболее близким к действительной температуре «ядра» тела. Хорошее кровоснабжение лобно-височной области также делает этот участок удобным для измерения температуры всего тела.

Ушной термометр снабжен специальной мягкой насадкой-наконечником, форма которой не позволит ввести градусник слишком глубоко в слуховой проход и повредить барабанную перепонку. Многие модели комплектуются дополнительными сменными одноразовыми насадками, которые делают всю процедуру измерения температуры максимально гигиеничной. Недостатком ушных термометров является то, что несмотря на довольно высокую точность, показания при повторных измерениях могут быть различными. Это связано с тем, что достаточно трудно точно направить датчик на более теплую барабанную перепонку, а температура стенок наружного слухового прохода ниже, поэтому, даже незначительно изменяя положение термометра в слуховом проходе, можно получить различные результаты. Завышенные показания при измерении температуры ушным термометром могут быть получены при отите (воспалении уха), а также во время плача ребенка.

Лобные термометры удобны, просты в применении и гигиеничны. Чтобы измерить температуру тела ребенку, достаточно всего лишь провести термометром по его лбу около виска. Бесконтактные лобные термометры делают замеры инфракрасного тепла лобно-височной области с расстояния в 2-2,5 см, что позволяет проводить термометрию не потревожив малыша, например, во время сна.

Термополоски

Быстро узнать, повышена ли у ребенка температура, можно также с помощью температурного индикатора (термотеста) на жидких кристаллах. Такой термометр представляет собой термочувствительную полоску, пластинку или бумажную карточку с наклеенным индикатором температур, которая благодаря имеющимся в ней кристаллам, под воздействием температуры тела, способна изменять свой цвет. Для измерения температуры термополоску достаточно приложить ко лбу на 10-15 секунд,  и по прошествии этого времени на шкале термотеста появляется результат. Самый простой термотест имеет разделение всего лишь на две шкалы «не повышенная температура»  (до 37,5 °С, при этом высвечивается N) и «повышенная температура» (если выше 37,5 °С — F). Есть более информативные термополоски с градуированный шкалой с шагом в один градус (без десятых долей). Если температура тела нормальная, то высвечивается буква N; если повышена, то высвечиваются цифры: 37, 38, 39, 40. Основной недостаток термополосок – это большая погрешность измерения. Это связано с тем, что существует очень много факторов, влияющих на точность измерения температуры, например, освещенность, наличие пота, плотность прилегания к поверхности кожи и т.д. Поэтому показания термоиндикатора стоит воспринимать исключительно как ориентировочные, чтобы при необходимости более точно измерить температуру с помощью настоящего градусника. Индикатор температуры может пригодиться во время поездок и путешествий, когда под рукой нет полноценного термометра. Термополоска не занимает много места и почти ничего не весит, поэтому без проблем поместится в кошельке или визитнице.

 



Кашель – самый частый симптом, беспокоящий малышей и их родителей. Кашель бывает разный. Сухой и влажный. Приносящий облегчение и натужный, непродуктивный. Поверхностный и глубокий. «Лающий» при ложном крупе и судорожный с репризой при коклюше. Причиной кашля могут быть вирусные и бактериальные инфекции, аллергия, попадание инородного тела в дыхательные пути, болезни сердца и даже глистная инвазия. Родителям довольно трудно самостоятельно определить причину и разобраться во всех разновидностях кашля. Отсюда главное правило: если малыш закашлял — обратитесь к  врачу!

При простуде

Наиболее частой причиной, вызывающей кашель у детей, являются острые респираторные заболевания (ОРЗ) или как говорят в народе «простуда». Обычно, кроме кашля, присутствуют и другие симптомы простуды (насморк, температура, вялость и плохой аппетит). В первые дни болезни кашель у малыша сухой, раздражающий, саднящий, малопродуктивный. Он идет из трахеи. Начать лечение нужно как можно раньше с первых признаков заболевания, это поможет ускорить выздоровление и снизить риск осложнений. Посоветовавшись с врачом, можно начать с домашних средств, безвредных и испытанных временем. К ним относятся теплое питье: минеральная вода без газа, молоко с медом, чай с малиновым вареньем (при отсутствии аллергии), теплые компрессы на грудную клетку, растирание грудной клетки и спинки малыша (в области грудины и между лопатками) и легкий массаж рефлексогенных зон (например, голеней и ступней) с растительным бальзамом или специальным согревающим детским кремом, горячие ванны для ног. Горячие ножные ванны, и растирания грудной клетки можно применять, только если у ребенка нет высокой температуры (не выше 37,5). Не стоит растирать малыша бальзамами с эфирными маслами при наличии признаков стеноза гортани (сужение просвета гортани), так как резкопахнущие компоненты могут усилить стеноз и ухудшить состояние ребенка.

В первые дни малопродуктивного саднящего кашля помогут отхаркивающие средства на растительной основе для борьбы с плохо отходящей, но не вязкой (!) мокротой (их назначают малышам с 6 месяцев). К этой группе относятся препараты на основе травы термопсиса, чабреца, солодки, алтея; почек сосны, липы; листьев эвкалипта, мать-и-мачехи, подорожника и др. Действующим началом перечисленных растительных средств являются алкалоиды и сапонины — вещества, делающие бронхиальную слизь более жидкой, увеличивающие ее количество, усиливающие сокращение бронхов и способствующие отхаркиванию мокроты. Но возможности у растительных препаратов не велики. Их действие непродолжительно, необходимы частые приемы малых доз, т.к. повышение разовой дозы вызывает тошноту и рвоту. Не следует самостоятельно назначать ребенку сироп от кашля, только врач может правильно оценить состояние ребенка, поставить диагноз и назначить необходимое лечение, учитывая особенности младенческого возраста, течения болезни и действия рекомендуемых лечебных средств.

Если на 3-4 день болезни кашель у малыша не стал влажным, отхаркивание мокроты затруднено, врач назначит лечение синтетическими муколитическими препаратами. (АЦЦ, МУКОБЕНЕ, ФЛУИМУЦИН, ФЛЮДИТЕК). Эти препараты хорошо и быстро разжижает мокроту, гной, слизистое отделяемое из носа, обладают противовоспалительным действием. Но применять их следует с осторожностью только под наблюдением врача, особенно у детей первого года жизни, так как лекарственные средства этой группы могут значительно увеличить объем мокроты, который маленькие дети не в состоянии самостоятельно откашлять, что приводит к значительному нарушению дренажной функции бронхов. Некоторые современные муколитические препараты действуют и как мукорегуляторы. Они не просто разжижают мокроту, а нормализует ее качественный и количественный состав, не вызывая при этом увеличения ее выработки, а также способствует восстановлению структуры слизистой оболочки дыхательных путей, активизирует работу реснитчатого эпителия, продвигающего слизь к выходу из бронхов и трахеи — в результате дыхательные пути очищаются и кашель уменьшается. Из препаратов, обладающих такими свойствами, особенно отмечается эффективность средств на основе карбоцистеина (ФЛЮДИТЕК, БРОНКАТАР, МУКОДИН, МУКОПРОНТ).

Если малыш принимает муколитические препараты, ему нужно пить больше жидкости — морс, чай, минеральная вода без газа. Обильное теплое питье не только предотвратит обезвоживание на фоне температуры, но и ускорит выделение мокроты из бронхов. Особенно полезны щелочные минеральные воды (их можно купить в аптеке или магазине), например, «Ессентуки 4», которые прекрасно восстанавливают вводно-солевой баланс организма, а благодаря щелочному компоненту разжижают мокроту и ускоряют ее выведение. Улучшить отхождение мокроты поможет вибрационный массаж – легкие похлопывающие и постукивающие движения ладонью по спине ребенка снизу вверх, голова малыша при этом должна быть чуть ниже уровня туловища, после процедуры ребенка старше 1,5 лет можно попросить откашляться. Отхаркивающие средства нельзя принимать одновременно со средствами, подавляющими кашлевой рефлекс (кодеин, либексин, тусупрекс, синекод). Если при влажном кашле ребенок примет, средство подавляющее кашель, мокрота не будет удаляться из бронхов, дыхательные пути переполнятся слизью и дышать станет невозможно! Лекарства, содержащие кодеин, не рекомендуются в детском возрасте.

Одним из простых и эффективных методов в комплексном лечении кашля являются паровые ингаляции, непосредственное воздействие лекарственного вещества и теплого пара на слизистую оболочку дыхательного тракта, дыхательную мускулатуру и нервные окончания способствует разжижению мокроты, уменьшению спазма бронхов и прекращению кашля. Можно сделать ингаляции с содой (4 чайные ложки питьевой соды на 1 литр воды), щелочной минеральной водой типа «Ессентуки 4», можно использовать для ингаляций пар свежеотваренного картофеля, добавив в картошку за 2 минуты до его готовности щепотку листьев эвкалипта или травы чабреца. При проведении ингаляции обязательно соблюдайте меры безопасности. Не используйте для ингаляций слишком горячую воду. Никогда не оставляйте ребенка одного без присмотра. Температура воды при ингаляции должна быть не больше 50 — 60°С. Кроме того, необходимо  помнить, что увлажнение мокроты паром способствует увеличению ее объема, у детей раннего возраста большое количество мокроты может нарушить проходимость бронхов и спровоцировать обструкцию дыхательных путей, риск этого тем выше, чем младше ребенок, поэтому малышам до года паровые ингаляции противопоказаны. Всё более широкое распространений приобретает метод ингаляции с помощью прибора небулайзера, который разбивает раствор для ингаляций на микрочастицы и создает аэрозольное облако. Таким образом, мельчайшие частицы могут попадать глубоко в мелкие бронхи, поэтому ингаляции через небулайзер более эффективны при кашле вследствие поражения нижних дыхательных путей (бронхиальной астме, бронхите, пневмонии).

Антибиотики при лечении кашля у детей используются далеко не всегда. Решить вопрос о целесообразности антибактериальной, противовоспалительной, бронхолитической (расширяющей просвет бронхов) терапии при кашле у детей может только врач!

При ложном крупе

Кашель — очень сухой, грубый (лающий) возникает преимущественно вечером и ночью. Ребенок просыпается с плачем от того, что ему нечем дышать. Голос при этом хриплый, осипший до полной беззвучности, шумное, затрудненное дыхание слышно на расстоянии. Причиной этого кашля является  отек гортани в самом узком месте (под голосовыми связками), возникший на фоне острой респираторной инфекции и аллергической предрасположенности. Из-за особенностей строения гортани (слишком узкий просвет) больше всего подвержены такому состоянию дети раннего возраста до 3 лет, реже – 4-5 лет, затем малыши «перерастают» это неприятное явление.

Первая помощь. При возникновении симптомов ложного крупа, родителям необходимо немедленно вызвать скорую помощь, так как приступ редко проходит самостоятельно и есть опасность того, что малыш может задохнуться (чем младше ребенок, тем опаснее для него это состояние). До приезда «скорой» нужно отнести малыша в ванную комнату, открыть кран с горячей водой, чтобы комната наполнилась влажным теплым воздухом и находится там с малышом до приезда медиков. При отсутствии горячей воды, нужно укутать малыша теплым одеялом и открыть форточку, чтобы ребенок подышал свежим прохладным воздухом, если малыш в состоянии попить, можно дать ему теплое питье (теплую минеральную воду без газа, при отсутствии аллергии молоко или просто теплую кипяченую воду).

При коклюше

В  первые 2 недели заболевания характер кашля такой же, как при обычной простуде. Затем, несмотря на симптоматическое лечение, он становится все более навязчивым и упорным, судорожным, приступообразным, чаще возникает ночью.     Возбудитель коклюша выделяет сильный токсин, раздражающий нервные окончания в слизистых дыхательных путей, при этом включается сильнейший кашлевой рефлекс, проявляющийся характерными приступами с репризой.

Во время приступа лицо малыша краснеет. Пытаясь откашлять вязкую прозрачную мокроту, ребенок так высовывает язык, что может о зубки травмировать его уздечку, Особенно тяжелые приступы приводят к рвоте. В конце приступа ребенок издает характерный вдох, сопровождаемый свистящим звуком— репризу, по которой можно безошибочно распознать коклюш. После нескольких недель приступы мучительного кашля становятся реже.

Заболеть могут и привитые против коклюша дети из-за недостаточной выработки иммунитета или снижения его напряженности. Установлено, что риск развития заболевания у привитого ребенка значительно возрастает спустя 3 и более лет после последней прививки. Но у привитых малышей чаще отмечаются легкие, в том числе стертые, формы заболевания и редко встречаются осложнения.

Коклюшный кашель не лечится средствами, которые помогают при простуде и бронхите. Вот почему важно как можно раньше поставить диагноз, взяв мазок из носоглотки на бактериологический анализ.

При аллергии

Аллергический кашель сухой, непродуктивный, поверхностный, при этом практически не выделяется мокрота, чаще всего он возникает и заканчивается внезапно в виде приступа (при контакте с аллергеном). Из-за выраженного отека слизистой дыхательных путей может возникать чувство нехватки воздуха, ребенок при этом ведет себя беспокойно, «не может найти себе места», дыхание шумное свистящее с шумным выдохом – так проявляется приступ бронхиальной астмы, которая по своей природе является аллергическим заболеванием. Главные признаки аллергического кашля – длительность и упорность, он может не проходить в течение нескольких недель или даже месяцев и в отличие от респираторного, не сопровождается признаками простуды (повышенной температурой, болью в горле, недомоганием и др.). Кашель может сопровождаться рядом других аллергических проявлений: высыпаниями на коже, зудом в носовой и ротовой полости, затяжным насморком с жидкими и прозрачными выделениями, при этом у ребенка довольно часто отмечается неблагоприятная наследственность по аллергии (кто-то из родителей также страдает аллергическим заболеванием).

Аллергический кашель может иметь сезонный характер и проявляться в период цветения растений. В этом случае состояние больного ухудшается при выходе из дома. Кроме кашля, для сезонной аллергии характерны конъюнктивит, чихание, насморк. Симптомы кашля могут, наоборот, усиливаться в помещении, его могут провоцировать домашняя пыль, комнатные растения, домашние животные, перьевые подушки. Если кашель возникает после еды, следует проанализировать, какие продукты могут его вызывать.

Лечение аллергического кашля начинается с устранения контакта с аллергеном. Во многих случаях точно определить аллерген невозможно, поэтому из комнаты, в которой находится больной ребенок, необходимо убрать ковры, книги и мягкие игрушки, которые могут накапливать пыль, нужно ежедневно проводить влажную уборку без применения средств бытовой химии. Большое значение имеет поддержание в помещении, где находится малыш, оптимальных значений температуры воздуха (20-22 градуса) и влажности (50-60 %), значительно облегчить состояние ребенка поможет увлажнитель воздуха. Медикаментозное лечение назначает врач-аллерголог после тщательного осмотра пациента, проведения специфических проб и анализов. Обычно в комплексное лечение аллергического кашля входит гипоаллергенная диета, антигистаминные и при необходимости бронхолитические (расширяющие просвет бронхов) препараты.

При попадании инородного тела

Кашель, причиной которого является попадание инородного тела в дыхательные пути, не такая уж редкость у детей. Малыши часто засовывают себе в рот или в нос разные предметы, достаточно одного мгновения и маленькая пуговица, бусинка, семечка, или любой другой мелкий предмет может оказаться в дыхательных путях крохи. Ребенок может подавиться частичкой пищи при смехе или разговоре во время еды. Особенно опасен период введение прикорма, когда малыш только знакомится с новыми консистенциями пищи. При попадании инородного тела в дыхательные пути кашель начинается внезапно на фоне полного здоровья ребенка, если предмет довольно крупный и мешает проходить воздуху, малыш начинает задыхаться, лицо его синеет. В таком случае первая помощь должна быть оказана немедленно находящимся рядом взрослым, без нее кроха может умереть. Небольшой по размеру предмет может «проскочить» в нижние дыхательные пути и там вызвать отек и воспаление. В таком случае сразу или через некоторое время может появиться не проходящее вялотекущее покашливание, которое в результате обязательно приведет маму с малышом к врачу. При обследовании может выявиться бронхит или даже пневмония, и хорошо, если мама вспомнит о внезапном приступе кашля с кратковременной остановкой дыхания, что позволит заподозрить инородное тело дыхательных путей.

Не слишком ли часто болеет ребенок?

Ответ зависит от возраста. Малыши от 2 до 6 лет имеют право простужаться до 5–6 раз в год. Это вполне допустимо, особенно для тех, кто начал посещать ясли или детский сад. Защитная система крохи сталкивается с целым миром незнакомых для нее возбудителей и начинает вырабатывать иммунитет против них. Частые респираторные инфекции в это время — своего рода прививка от ОРВИ на всю последующую жизнь. “Домашние” дети получают ее с опозданием — обычно они начинают часто болеть в начальных классах школы. Дети старше 7 лет должны болеть не чаще 4 раз в год.  Если ваш ребенок болеет значительно чаще (чуть ли не каждый месяц), покажите его иммунологу.

В первые недели после выздоровления тщательно оберегайте ребенка от всего, что подрывает иммунитет (переохлаждения, стрессы), по возможности ограничьте контакты с посторонними людьми и постепенно начинайте повышать устойчивость к инфекциям с помощью закаливания.



Бифидобактерии, наряду с другими представителями нормальной кишечной микрофлоры, выполняют или регулируют многочисленные функции организма.
Обладая выраженным мик­робным антагонизмом, регулируют количественный и качественный состав нормальной кишечной микрофлоры, сдерживают рост и размножение патогенных и условно патогенных микробов в кишечнике, защищая организм от развития кишечных инфекций.
  • Принимают активное участие в пищеварении и всасывании Они способствуют процессам ферментативного переваривания пищевых ингредиентов — усиливают гид­ролиз белков, сбраживают углеводы, растворяют клетчатку, сти­мулируют перистальтику кишечника, способствуют нормальной эвакуации кишечного содержимого.

  • Вырабатывают биологически активные ве­щества, регулирующие многие функции организма — работу желудочно-кишечного тракта, обменные процессы, работу пече­ни, сердечно-сосудистой системы, кроветворения и т д.

  • Несут витаминообразующую функцию — участвуют в синтезе и всасывании витаминов группы В, витами­на К, фолиевой и никотиновой кислот, способствуют синтезу незаменимых аминокислот, лучшему усвоению солей кальция, витамина Д, препятствуют микробному декарбоксилированию пищевого гистидина и повышению количества гистамина, то есть обладают антианемическим, антирахитическим и антиаллерги­ческим действием.

  • Оказывают выраженное детоксикационное действие в отношении многих токсических веществ, как попада­ющих в организм извне, так и образующихся в организме чело­века в результате жизнедеятельности условно-патогенных мик­роорганизмов: индола, скатола, сероводорода, аммиака и др.

  • Участвуют в формировании иммунологической резистентности организма: стимулируют лимфоидный аппарат, увеличи­вают уровень пропердина и комплемента, синтез иммуноглобулинов, интерферрона, повышают активность лизоцима и спо­собствуют уменьшению проницаемосги сосудистых тканевых барьеров для токсических продуктов патогенных и условно-па­тогенных микроорганизмов, препятствуют развитию бактерие­мии и сепсиса.


  • ПРИЧИНЫ ДИСБАКТЕРИОЗА



    • Наиболее агрессивным воздействием, приводящим к нару­шению кишечного микробиоценоза, обладают антибиотики. Вред­ное воздействие на микрофлору кишечника оказывают также мно­гие наркотические, анестезирующие вещества, рвотные, обвола­кивающие, слабительные, отхаркивающие, желчегонные препара­ты, сорбенты.

    • Дисбиотическое влияние оказывают отдельные типы психотропных, антигистаминных и гормональных препаратов, соли тяжелых металлов, красители, нитриты, нитраты и др.

    • Некомпенсируемые нарушения нормофлоры кишечника сопут­ствуют и отягчают радиационные поражения разной степени.

    • Стрессы и эмоциональные перегрузки приводят к потере кишечником бифидофлоры в 100-1000 раз.

    • Количественные и качественные нарушения нормального состава микрофлоры кишечника определяются как «дисбактериоз» или «дисбиоз» кишечника.


    КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСБАКТЕРИОЗА



    • Нарушения в микробиоценозе кишечника в первую очередь снижение концентрации бифидобактерий наступают задолго до их клинических проявлений и сами по себе служат предвестником отклонений в клинико-физиологическом стату­се.

    • При дисбактериозе кишечника происходит угнетение иммунобиологической защиты организма и повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Возникает сенсибилизация орга­низма и различные аллергические реакции (эксудативный диа­тез, пищевая аллергия и др.).

    • Дисбактериоз кишечника является одним из факторов, спо­собствующих затяжному, рецидивирующему течению заболева­ний, развитию осложнений.

    • В группе детей с осложненным течением ОРВИ изменения в микробиоценозе кишечника более выражены, у этих детей ча­сто обостряются аллергические процессы.

    • При дефиците бифидобактерий кишечник начинает засе­ляться условно-патогенной микрофлорой (клебсиеллами, про­теем, цитробактериями, клостридиями, стафилококком и др.).

    • При дисбактериозе кишечника также нарушаются процес­сы пищеварения и всасывания всех пищевых ингредиентов (бел­ков, жиров, углеводов и др.), что способствует развитию гипот­рофии, анемии, гиповитаминозам, ферментопатии.

    • По данным АМН при специальных обследованиях в различ­ных регионах России кишечные дисбактериозы разной степени тяжести наблюдались более чем в 90% случаях.

    • Дисбактериоз кишечника, выявлен практически у всех больных с острой хронической гастроэнтерологической патологией, у 93-98% детей с кожными проявлениями пищевой аллергии, у больных, длительно получающих антибактериальную, гормональную и лучевую терапию.

    • Дисбактериозы являются ведущим, или существенным фак­тором в патогенезе вторичных иммунодефицитов и инфекцион­ных заболеваний.


    Сегодня для России характерен достаточный набор причин, вызывающих острые и хронические дисбиозы:



    • - экологическое неблагополучие,

    • массовое бесконтрольное применение антибиотических и химиотерапевтических препаратов,

    • повышенный радиационный фон,

    • неполноценность питания,

    • возрастание стрессорных воздействий и др.

    • Широкое распространение дисбиозов является одним из важнейших факторов, определяющих увеличение частоты и тяжести острых и хроничес­ких заболеваний.


    ЛЕЧЕНИЕ ДИСБАКТЕРИОЗА



    • Нормализация кишечной микрофлоры, как профилактики забо­леваний различной этиологии и этап общей терапии, прочно входит в практику лечения и оказывает существенное поло­жительное воздействие на динамику выздоровления.

    • Наряду с применением бактерийных препаратов – эубиотиков,  (бифидумбактерина, бификола, лактобактерина, ацидофилина),  эффективным и полезным в комплексном лечении дисбактериоза является употребление пребиотиков, это высокомолекулярные сложные углеводы и волокна, которые не усваиваются в верхних отделах кишечника и стимулируют рост и жизнедеятельность полезной микрофлоры в толстой кишке. Пребиотики содержатся в молочных продуктах, крупах, хлебе, свекле, топинамбуре, фасоли, горохе, чесноке, бананах, и других продуктах. Они активно усваиваются бактериями — пробиотиками, то есть являются для них необходимым субстратом.  Эффективное купирование дисбактериоза может быть достигнуто включением в рацион питания лечебно-диетических продуктов, приготовленных на основе лакто- и бифидобактерий. Это, как правило, кисломолочные продукты, которые заквашиваются пробиотическими микроорганизмами и содержат добавки пребиотических веществ («Бифилакт», «Биолакт», «Бифицид», «Крошечка», ацидофильная смесь  «Малютка», ацидофильный энпит «Виталакт», «Ацидофлора», «Бифиллен», «Бифидолакт», сухая кисломолочная смесь «Росток-1″, «Биофруктолакт», напиток «Угличский», «Вита»).



    В определенных ситуациях массаж из профилактической процедуры  превращается в лечебную.

    Массаж может оказаться очень эффективным средством при первых признаках простуды у ребенка. Если у малыша на прогулке замерзли или промокли ножки, появилось заложенность или сопение носа, перед сном сделайте крохе разогревающий массаж ножек (особенно стоп) с применением специального детского согревающего крема. На стопах сконцентрировано огромное количество нервных окончаний, поэтому при массаже стоп стимулируется работа всех внутренних органов и мобилизуются защитные силы организма. Кроме того доказано, что между подошвами стоп и слизистой оболочкой верхних дыхательных путей существует тесная рефлекторная связь, поэтому при интенсивном разогревающем массаже стоп ребенка, происходит повышение сопротивляемости верхних дыхательных путей к различным инфекциям. Оденьте карапуза в теплую уютную пижаму, положите на спинку и освободите ножки в области голени и стоп, при этом массируемая нога должна быть слегка согнута в коленном и тазобедренных суставах.

    1. Начните с поглаживания, обхватите пальцами стопу поперек в области пальчиков ребенка, при этом большой палец вашей руки должен находится на подошвенной стороне, а остальные – стыльной стороны стопы. Проведите поглаживания по направлению к голеностопному суставу (5-7 раз), одновременно распределяя разогревающую мазь по подошвенной поверхности стопы.
    2. Растирание. Придерживая стопу с тыльной стороны, подушечкой большого пальца растирайте подошву спиралевидными поступательными движениями от пяточки к пальчикам ребенка. Повторяйте растирание в течении 2-3 минут, движения  должны быть достаточно энергичными, чтобы добиться ощущения тепла от разогреваемой области.
    3. Пилениеиспользуют для более интенсивного разогревания. Одной рукой держите ножку малыша, в то время как наружным краем ладони другой руки делайте быстрые разнонаправленные движения по всей поверхности стопы вдоль и поперек.
    4. Постукивание– заключительный прием. Подушечками пальцев проведите легкие постукивания по подошвам малыша для стимуляции рефлексогенных зон, отвечающих за иммунитет.

    После того как массаж одной стопы будет закончен сразу наденьте на ножку крохи теплый шерстной носок  и приступайте к массажу другой стопы по той же схеме.

    Если у ребенка кашель с плохо отходящей мокротой помогут приемы постурального дренажа (лечение положением) и вибрационного массажа. Малыши не могут эффективно откашливаться, так как не умеют это делать, и их рецепторы еще не столь чувствительны, поэтому мокрота в бронхах и легких может застаиваться, что часто затягивает выздоровление и может приводить к распространению инфекции в нижележащие отделы бронхо-легочной системы. Чтобы помочь крохе откашляться, маме стоит освоить следующие приемы:

    - положить малыша на подушку или к себе на колени животиком вниз, так чтобы попка ребенка была несколько выше уровня его плечиков, а голова опущена вниз, ребром ладони, кулаком или ладонью, сложенной «лодочкой», необходимо энергично постукивать по спинке, двигаясь от нижних ребер вверх к плечам. Если ребенок реагирует на просьбы, можно попросить его попеть гласные звуки (а-а-а-а-а, о-о-о-о, э-э-э-э).  Можно покатать малыша «колбаской» с бока на бок, постукивая по бочкам в зоне ребер, создавая вибрацию. Такие приемы помогают мокроте отлипать от стенок бронхов и облегчают ее удаление. После правильной процедуры обычно происходит влажный кашель с откашливанием.

    - чтобы помочь мокроте стекать к крупным бронхам, положите ребенка на низкий диван или кровать и попросите собрать, свесившись с дивана игрушки на полу. Пусть кроха проведет несколько минут в таком положении, а затем попросите его откашляться.



    Анорексия у детей
    Анорексия - это отсутствие аппетита при неизменной физиологической потребности в питании. Возникает как следствие нарушения деятельности
    Мигрень у детей. Лечение мигрени у детей
    Детей, жалующихся на приступы
    Инфекционный мононуклеоз у детей. Симптомы и лечение
    Инфекционный мононуклеоз называется еще инфекционным реактивным ретикулезом, или болезнью Филатова. Страдают им преимущественно дети от 4 до 14 лет;
    Бородавки у ребенка
    Бородавки вызываются папилломавирусом человека. Это маленькие плотные сухие наросты на коже с неровной ворсинчатой поверхностью, величиной от
    Артериальное давление у детей. Норма артериального давления у детей
    Изменения уровня артериального давления (АД) часто встречаются в детской практике как в сторону как его повышения (артериальные гипертензии), так и
    Дискинезия желчевыводящих путей
    Это нарушение оттока желчи по желчным путям (к ним относится желчный пузырь с протоками). Желчь участвует в переработке жира в организме. Она


    http://detckijvrach.ru - журнал о здоровье детей онлайн © 2011 Все права защищены. Детское врачевание
    Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на - http://detckijvrach.ru/

        Яндекс.Метрика