Главная Новорожденные Детский сад Школа.Дети Развитие,речь,игры Физическое воспитание Здоровье Оригами
Логин:  
Пароль:
Заболевания детей Безопасность Воспитание Рацион питания Дом.Семья Беременность Психология Творчество Детский отдых
Навигация по сайту
Психология детей
Развитие отобразительной игры

Развитие отобразительной игры

На втором году жизни ребенок отображает в игре только то, что он многократно наблюдал, или то, что явилось для него новым ярким впечатлением (впервые видел стрижку волос). Развитие отобразительной игры во втором полугодии второго года жизни
12.12.19

Лучшие статьи
Элвис Лосано из города Сонагера в Гондурасе самостоятельно научился читать в 3 года. Сейчас ему 4, и он уже ходит в школу. В первом классе парню неинтересно. Говорит, что знает все, что там учат. Потому просит перевести его в четвертый класс. Элвис умеет множить в голове трехзначные цифры, знает столицы всех государств и пишет поэмы. Учителя говорят, у него фотографическая память. Ученик легко воспроизводит написанное на странице, посмотрев на нее на протяжении 10 с. Семья Лосано бедная. Потому книжки ему приносят все жители города. Недавно о вундеркинде узнал президент страны Мануэль Селайя. Политик подарил Элвису ноутбук. Когда Лосано вырастет, ему предоставят стипендию на учебу за рубежом. 10-летний Марш Тян Бодихаро из Гонконга в настоящее время учится на первом курсе Оксфордского университета в Великобритании. Мальчик в прошлом году сдал на ”отлично” школьные выпускные экзамены. Марш увлекается математикой, физикой, вышиванием и баскетболом. Еще не решил, кем станет — ученым или спортсменом.


От чего зависит интеллект ребенкаМожно ли сделать ребенка умнее? Или уж какой интеллект достался ему по наследству, с таким и жить? Эта тема – настоящий чемпион по количеству споров, домыслов и ожиданий. Пора расставить точки над «i» и разобраться с мифами о выращивании интеллектуалов. Миф первый. Ум передается по наследству, а плохие гены не изменить На самом деле интеллект ребенка зависит как от генов, так и от среды, в которой он растет. Это доказали исследования однояйцовых близнецов, которые волей случая были разделены и воспитывались в разных семьях и разной культурной среде. Генотип у близнецов одинаковый, а уровень интеллекта неизменно получался разным. Насколько ребенок одарен интеллектуально, точно сказать трудно, особенно когда он совсем маленький. И изменить генотип нельзя. А вот создать богатую среду для развития природных способностей – можно и нужно. Важность среды доказывает и такой факт: когда детей, чьи биологические родители не отличались умом и способностями, усыновляли образованные семьи, уровень приемышей через некоторое время значительно возрастал. Любопытный эксперимент провели наши психологи. Они наблюдали группу шестилеток с одинаковым IQ. Часть из них осталась еще на год в детском саду, часть пошла в школу. Через год уровень интеллекта школьников был выше, чем у детсадовцев: ведь школа предлагает более богатую среду для развития. Миф второй. Главное дать толчок развитию интеллекта в раннем возрасте, дальше все пойдет само собой Неправда. Американские психологи отобрали маленьких детей, чьи матери показали очень низкий уровень интеллекта, и занялись их умственным развитием и подготовкой к школе. За несколько лет занятий удалось значительно повысить интеллект крошек: у некоторых IQ поднялся на 30 баллов! При поступлении в школу они опережали в развитии многих сверстников. Но когда специальные занятия закончились, дети вернулись в мир своих малоразвитых родственников, стали учиться в обычных школах, их интеллектуальный уровень постепенно снижался и стал не выше среднего. Американцы говорят об интеллекте «Use it or loose it» - используй, или потеряешь. Тренировать мозг надо постоянно. Миф третий. Ребенка развивает только общение с взрослыми Это верно для младенцев: они действительно учатся говорить и думать, общаясь с родителями. Малыши, предоставленные себе, либо братья, которых надолго оставляют в компании друг друга, начинают отставать от сверстников. Но в школьные годы, общение со сверстниками так же необходимо, как и общение с взрослыми. Во время президентства Джона Кеннеди в США объединили школы для черных и белых. Белые родители штата Джорджия были категорически против такого нововведения. Они решили бойкотировать муниципальное образование, наняли детям домашних учителей, и школы были вынуждены закрыться. Когда через два года конфликт утрясли и дети вернулись в школы, оказалось что их IQ значительно ниже, чем у детей из других штатов, которые не прерывали нормальной учебы. Это отставание удалось ликвидировать только через 4 года. Миф четвертый. Чтобы получить умного ребенка, надо развивать у него логическое мышление Сотрудники кафедры психогенетики психфака МГУ взяли группу шестилеток и 18 лет наблюдали за развитием их интеллекта. Оказалось, что уровень логического мышления был выше у тех подростков и молодых людей, кто в 6 лет отличался богатым наглядно-образным мышлением. Так что не спешите решать с дошколятами логические задачки. У малышей надо развивать фантазию, воображение, больше с ними сочинять, рисовать, играть. Известный психолог Д.Б.Эльконин говорил: если ребенок не доиграл в дошкольном возрасте, это скажется на его дальнейшем развитии. Миф пятый. Люди разных народов различаются по интеллекту В США постоянно изучали и сравнивали интеллект представителей белой и черной рас. Раньше все время получалось, что у белых IQ в среднем примерно на 15 баллов выше. Из этого делали вывод, что черные – генетически ущербная раса. Но более поздние исследования показали, что причина различия в уровне IQ – не гены, а все та же среда. 15 баллов – как раз типичная разница в уровне интеллекта привилегированных слоев населения и ограниченных в правах групп, независимо от национальной принадлежности. Уровень интеллекта черных и белых, равных по положению в обществе, образованию, доходу, по количеству детей в семье, по духовным ценностям родителей оказался одинаковым. А в Германии сравнивали интеллект детей от смешанных браков и детей этнических немцев. И снова в единых социальных группах различий не было. ХВАТИТ ЛИ НА ВСЕХ УМА? Интеллект детей из многодетных семей тоже очень сильно зависит от образования и социального статуса родителей. В образованных семьях, где с детьми занимаются, IQ у первых четырех не ниже, чем у сверстников из небольших семей. И только у пятого может быть хуже - видно, дальше у родителей уже не хватает сил. В многодетных семьях, где родители сами не блещут умом и образованностью, падение интеллекта идет уже со второго ребенка. А вот в многодетных семьях мормонов и квакеров, которые традиционно очень много занимаются своими детьми, интеллект наследников не снижается независимо от их количества.


Игры Монтессори. Упражнения в практической жизниВ первые годы жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещать свое в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Он находится в сензитивном периоде развития точности движений. Сначала движения неловки, часто бесцельные и негармоничны. Поэтому в процесс воспитания включается моторная активность. Первые действия, которыми ребенок овладел, становятся контролируемыми в результате целенаправленных упражнений. Моторное развитие зависит от индивидуального темпа движения ребенка. Для формирования точности движений важно создать подготовительную среду, учитывая моторные потребности ребенка. Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений, чтобы тем самым способствовать координации и совершенствованию движений. Следует так подобрать соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни, чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности. Для того чтобы дети получали большую радость и удовлетворение от собственной деятельности, предусмотрены: переливание воды, чистка металлических предметов, завязывание бантов. С другой стороны, надо создать возможность для совместной деятельности детей: уход за цветами или чистка ботинок. Жизнь в саду дает многочисленные возможности свободного применения сложных движений в социальной группе, таких, как приготовление завтрака, помощь при одевании и раздевании. Наряду с индивидуальными упражнениями ребенок участвует в деятельности совместно с другими детьми. Эта деятельность помогает ребенку осознать процесс движений в группе, таких, как ходьба по линии. Другие групповые упражнения, например, беседы и ролевые игры, способствуют усвоению ребенком форм социального поведения во всем их разнообразии и сложности: это и приветствие, и умение оказать и попросить помощь, выразить уважение, уладить конфликт. Таким образом, ребенку даются необходимые вспомогательные ориентиры. Монтессори подбирает упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увлечением независимости растет уверенность в себе. Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата. Для более старшего будет важен результат действий. Он обращает внимание на порядок вокруг себя. Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Его движения становятся гармоничнее и экономичнее. Учитесь проводить занятие или упражнение медленно и тщательно анализирует его так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной. Привлекательная форма упражнений помогает ребенку, например, сначала научиться процедуре одевания и раздевания. Это сложное действие, и выполнение его затруднено. Поэтому ребенку требуется на одевание и раздевание длительное время, достаточное, чтобы он мог его осуществить. Наведение порядка в среде, где находится ребенок, благоприятствует усвоению им образцов социального поведения и созданию внутреннего духовного строя. Чем более независим ребенок от помощи взрослых, тем больше у него освобожденных творческих сил для развития и построения образцов собственного поведения в обществе. Цели упражнений в практической жизни можно обобщить следующим образом: направляют стремление детей действовать в разумном русле; координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом; способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самоценности; развивают чувство ответственности перед окружающими. Одновременно формируют внутренний духовный строй. Дополнительно к этому возникает ощущение специфики поведения в обществе с той или иной культурой. Переливание воды Материал: поднос, лейка из прозрачного материала с отметкой уровня воды, сосуд с большим отверстием, тряпка. Цель: развитие координации движений. Помочь сориентироваться в окружающем мире. Возраст: около трех лет. Как работать с материалом. Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. (Если лейка переполнена, то переливание воды затрудняется). Лейка и сосуд стоят рядом друг с другом. Важен порядок на рабочем месте. Учитель берет лейку за ручку, поднимает ее высоко, наклоняет над сосудом и медленно наливает воду, пока сосуд не наполнится. Слабым рывком он переводит лейку в прежнее положение, берет другой рукой тряпку, вытирает оставшиеся капли и снова ставит лейку на стол. Он берет наполненный сосуд, поднимает его на высоту лейки и выливает воду назад в лейку. Затем вытирает тряпкой оставшиеся капли и снова ставит сосуд на стол. Особенно интересный пункт! Учитель показывает упражнение, медленно и четко выполняя движения, и обязательно с явным интересом к своему занятию. Введение нельзя прерывать, пока ребенок не поймет весь ход действия. Он предлагает ребенку повторить упражнение и наблюдает за ним при этом. В заключение упражнение можно варьировать, взяв большее число сосудов или сосуд с другими свойствами, например, с маленьким отверстием. Ппереливание воды (2) Материал: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан с маркированным краем, тряпка. Цель: обратить внимание на различные объемы сосудов. Возраст: около четырех лет. Как работать с материалом. Лейка наполнена подкрашенной водой до маркировки (маркировка - 1 единица измерения). Уровень воды будет лучше виден. Учитель берет лейку и медленно льет воду в мерный стакан. При этом он обращает внимание на маркированный край. Когда уровень воды достигнет маркированного края, учитель оставляет лейку и переливает воду из мерного стакана в первый сосуд, затем снова обратно в лейку. Так один за другим он поступает со всеми сосудами. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах. Дальнейшие упражнения: лейка содержит, например, 4 единицы измерения объема воды Контроль над ошибками: пролитая вода. Контроль с помощью мерного стакана. Применение: налить питье; слить пену. Рамки с застежками Деревянные рамки с различными застежками: большие пуговицы, маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который наматывается на крючки и петли, застежки из ремешков, застежки-"липучки". Материал. В качестве примера приводим работу с застежкой "бант". Квадратная деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которых пришиты по 5 тесемок. Тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой. Цель: развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация движений. Возраст: около трех лет. Как работать с материалом. Учитель начинает снизу вверх развязывать один бант за другим. Он берется за концы завязок и тянет их в разные стороны. Завязывание банта - очень сложное действие. Через анализ хода событий и повторение ребенок яснее понимает ход действия. Он развязывает снизу вверх все узлы, откидывает в разные стороны половинки ткани и расправляет завязки с разных сторон. Двумя руками он берется за половинки ткани в уголках и совмещает их на середине. Он берет две нижние завязки и кладет их друг на друга крест - накрест. Действия с завязками выполняют не всей рукой, а только кистью. То же самое происходит со всеми остальными завязками. Затем учитель просовывает конец верхней завязки под нижнюю и тянет за него. Так получается узел. Из одной завязки он образует петлю и держит ее у самого узла большим и указательным пальцами. Большим и указательным пальцами другой руки он ведет свободную завязку спереди назад вокруг петли и просовывает ее через возникшее отверстие над узлом. Затем учитель выполняет действие с двумя петлями одновременно, так, чтобы из них получился бант с равными концами. Ребенок может повторить упражнение полностью или только часть. Контроль над ошибками: половинки ткани не подходят друг другу. Бант развязывается сам собой. Применение: завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка. Помощь в приобретении самостоятельности. Чистка металла Материал: подстилка на подносе, жидкое средство для чистки металла в бутылке, ящичек с шариками ваты или кусочками наждачной бумаги, по чашке для грязной ваты и небольшого количества чистящего средства, тряпка для полировки, не слишком маленький латунный предмет без украшений. Цель: развитие координации движений. Чистка предметов из металла. Возраст: около трех лет. Как работать с материалом. Учитель подготавливает с ребенком рабочее место. Совместное начало может дать ребенку дополнительный стимул к выполнению упражнения. Все предметы, которые нужны ребенку, должны находиться в поле его зрения. Прежде всего, учитель пододвигает маленькую бутылку с чистящим средством. При этом он держится за крышку. Большая бутылка была бы дополнительной трудностью для ребенка. Он ставит бутылку на подстилку, откручивает крышку и кладет ее дном вниз. Наливает небольшое количество чистящего средства в чашечку, закрывает бутылку и ставит ее назад на поднос. Интересный пункт! Открывание, закрывание, наливание, завинчивание. Кроме того, так предотвращают опрокидывание бутылки. Ватным шариком учитель берет темного чистящего средства из чашечки, показывает ребенку небольшое количество чистящего средства на ватке и размазывает его медленными и тщательными круговыми движениями по поверхности предмета. Грязная вата кладется в заранее подготовленную чашечку. Особенно трудно взять не слишком много и не слишком мало чистящего средства. В то время, пока чистящее средство должно подействовать, учитель выливает остатки средства назад в бутылку и снова ее закрывает. Затем он берет ватный тампон и стирает чистящее средство с поверхности латунного предмета, показывает ребенку грязь на вате. Этот процесс повторяется до тех пор, пока вата не станет чистой. Интересный пункт! Учитель берет тряпку для полировки и натирает поверхность предмета до блеска, показывает предмет ребенку, проводит упражнения без перерыва, медленными точными движениями и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Учитель предлагает ребенку повторить упражнение с другой вещью и наблюдает за ним. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда упражнение закончено, учитель показывает, как очистить и убрать нужный материал. Только после уборки упражнение считается законченным. Дальнейшие упражнения: усложнение упражнения при помощи маленьких, деформированных или украшенных предметов. Новые предметы или средства для работы могут способствовать тому, что ребенок дольше сохраняет интерес к делу. Контроль над ошибками: грязная тряпка для полировки, блестящая вещь. Применение: чистка дверной ручки, столового прибора. Уход за срезанными живыми цветами Материал: срезанные живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, вазы различной формы и величины, на подносе клеенчатая скатерть в качестве подстилки, посуда для отбросов, ножницы, лейка, тряпка. Цель: создать представление о способах составления букета, обратить внимание ребенка на условия жизни растений, развитие эстетического чувства, развитие координации движений. Возраст: около трех лет. Как работать с материалом. Совместно с ребенком учитель подготавливает рабочее место. Время подготовки следует сократить, тогда у ребенка остается интерес к самому упражнению. Он кладет срезанные цветы на подстилку и располагает все остальные материалы так, чтобы они были ясно видны. Порядок облегчает ребенку работу. Учитель просит ребенка наполнить лейку водой до половины. Ребенок и учитель выбирают для цветов подходящую вазу. Одной рукой учитель берет лейку, другой рукой - сложенную тряпку, легко прижимает ее к передней стороне лейки, чтобы поймать капли воды, пока в вазе для срезанных цветов не будет достаточно воды. Он показывает ребенку воду в вазе. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край вазы на клеенку, он вытирает. Берет цветок, удаляет нижние листья и обрезает кусочек стебля, ставит цветок в вазу и продолжает так до тех пор, пока все цветы не будут расставлены в вазе. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение, он вместе с учителем убирает рабочее место. Контроль над ошибками: пролитая вода, выпадающие из вазы или слишком глубоко поставленные в нее цветы. Дальнейшие упражнения. Уход за цветами, которые уже долго стоят в вазе. Составление букета на подставке, в которую втыкают цветы. Применение: Украшения из цветов к празднику, например, украшение стола ко дню рождения. Ходьба по линии Материал: линия (полоса) шириной 3-4 сантиметра в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Большой диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Подходящие предметы для ношения: наполненная подкрашенная бутылка или стакан, колокольчик, свеча лучина цветы. Проигрыватель, пластинка с музыкой без выраженного ритма. Цель: координация движений, тренировка равновесия. Сознательно прочувствовать собственное тело, испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию. Возраст: около 3-6 лет. Как работать с материалом. Дети сидят вокруг эллипса. Они удалены от него настолько, чтобы не касаться его ногами. Упражнение предлагается детям, которые в этом заинтересованы и своим поведением выражают готовность к покою. На ногах у них легкая обувь или гимнастические тапочки. Сапоги или тяжелые ботинки мешают ребенку при целенаправленной ходьбе. Предметы для ношения видны детям и находятся поблизости от эллипса. Учитель один раз проходит по линии, стараясь при этом обратить внимание ребенка на постановку всей ступни вдоль линии и на естественность ходьбы. Пальцы ступни и каблук находятся на линии. На этом примере ребенок понимает ход упражнения. Затем учитель одного за другим называет детей по имени и просит каждого начать упражнение. Постепенно все дети группы принимают участие в упражнении. Наблюдая, учитель замечает трудности отдельных детей и может потом тактично вмешаться, высказывая общие пожелания, например: "Мы стараемся наступать точно на линию". Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. При этом отдельного ребенка не поправляют и не указывают на его ошибки. Во время упражнения может звучать тихая музыка. С музыкой ребенок может ощутить больший покой. Когда упражнение заканчивается, учитель предлагает каждому ребенку, проходящему мимо него, вернуться на свое место за линию. Таким образом постепенно заканчивается упражнение. Дальнейшие упражнения: дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, цветы в корзине на голове. При ношении предмета внимание направлено не только на положение ступни, которую нужно поставить точно на линию, но и на руки, которые держат предмет. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Здесь основная трудность - поддерживать равновесие. При ходьбе по линии ребенок обращает внимание на то, чтобы делать равные шаги. При выполнении упражнения ребенок присматривается к тому, как это делают другие дети. Контроль над ошибками: уход с линии. Вода пролита, колокольчик звенит, свеча гаснет. Столкновение с другим ребенком. Упражнения в тишине Материал: для этого упражнения не нужно никакого особенного материала. В упражнении могут быть использованы мебель и предметы, находящиеся в комнате. Цель: ощутить полную тишину. Тренировка умения соразмерять свои действия и владеть собой. Восприятие слабого шума. Возраст: около трех лет. Как работать с материалом. Учитель предлагает ребенку удобно сесть и не двигаться. Он говорит примерно следующее: "Все мы абсолютно безмолвны; рот закрыт; мы не двигаемся; руки остаются в покое". Упражнение непригодно для мгновенного преодоления сиюминутной тревоги или беспокойства. Учитель ждет, пока все, в том числе и он сам, расслабятся. Предпосылка состоит в том, что ребенок, приобретая в других упражнениях навыки, полезные для повседневной жизни, уже отчасти научился владеть собой. Через несколько минут учитель зовет к себе детей по одному, называя каждого ребенка по имени тихим голосом. Ребенок встает и как можно тише идет к учителю. Для детей очень важно, чтобы их называли по именам. Им приходится слушать внимательно, чтобы расслышать свое имя. Контроль над ошибками: кто-то из детей шумит. Дальнейшие упражнения: в тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Учитель тихим голосом дает поручение одному из детей, которого он назвал. Для детей лучше, когда комната немного затемнена. При этом внимание и концентрация смещаются со зрительного восприятия на слуховое. Посредством упражнений в тишине можно создать совершенно особую атмосферу. Учитель должен использовать возрастающую способность к восприятию у детей: предложить им рассказ, рассматривание картинок, песню, молитву. Упражнения, имеющие отношение к социальной жизни Эти упражнения могут способствовать освоению ребенком многообразия форм поведения в обществе. Они должны проводиться, как групповые упражнения, потому что виды социального поведения могут быть усвоены и осознаны только в совместных с другими играх. В качестве подходящих форм упражнений предлагаются беседа и ролевая игра. В качестве выбирать из жизни ребенка в группе, например: Приходит гость. Я иду в гости. Я дарю что-нибудь. Я хотел бы принять участие в игре. Формы приветствия. Цель: обратить внимание ребенка на формы приветствия для осмысленного их применения. Возраст: около трех лет. Беседа и ролевая игра. Ребенок и учитель ведут беседу о приветствиях. При этом предлагается затронуть следующие вопросы: какие формы приветствия мы знаем? в зависимости от времени суток; в зависимости от родства и взаимоотношений между людьми (родители, братья и сестры, родственники, приятели, соседи); в зависимости от места (дом, улица). Что выражается посредством приветствия: человека узнают; с человеком хотели бы вступить в контакт; люди слушают друг друга. Наши общеупотребительные формы приветствия в языковом отношении сильно укорочены, например: "Добрый день!", "Привет" и т. п. Ребенок идет свои формы приветствия. Идеи и предложения ребенка реализуются в ролевой игре. Для ребенка важно наполнить эти формы первоначальным содержанием и собственными представлениями. Через многообразие возможностей языка, мимики и жестов нужно показать образцы поведения в различных ситуациях.


Малыш переключает канал телевизораПо данным ЮНЕСКО, 93% современных детей в возрасте 3–5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, то есть около 4 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и их родителей. В самом деле: ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, приобщается к современной цивилизации. Телевизор стал неотъемлемой частью жизни как взрослых, так и детей. Хорошо, что из всего многообразия телевизионных программ в наши дни есть возможность выбрать такие, которые пойдут на пользу малышам и будут не только развлекать их, но и учить чему-то новому. Чуть больше полугода существует детско-юношеский телеканал «Карусель», а его уже смотрят больше 51 миллиона детей и родителей по всему миру! Общенациональный канал создан по Указу Президента РФ на основе каналов «ТелеНяня» и «Бибигон» и начал вещание 27 декабря 2010 года. Канал «Карусель» включен в пакет телеканалов, обязательных для бесплатного распространения в сетях кабельного, спутникового и эфирного цифрового телевидения. «Карусель» создается при содействии ведущих специалистов в области детской психологии, педагогики, авторов инновационных образовательных программ. Все программы канала проходят строгий отбор. «Карусель» – это яркий калейдоскоп из лучших образовательных и развлекательных шоу, любимых фильмов и мультфильмов, веселых викторин и игровых проектов. В увлекательной и доступной форме уникальные передачи, сочетающие образовательные, развивающие и игровые элементы, обучают юных телезрителей, активизируют творческие способности и расширяют кругозор. www.karusel-tv.ru Gulli – телеканал, адресованный школьникам и их родителям. Gulli обязан своим именем Гулливеру – любопытному и отважному герою знаменитого романа Джонатана Свифта. В программе – документальные фильмы, сериалы, мультфильмы, тележурналы, интерактивные игры, шоу для всей семьи. Ценности Gulli – обучение с удовольствием, мечты, ответственность. Телеканал Gulli помогает детям и взрослым в занимательной форме познавать окружающий мир. Один из самых популярных семейных телеканалов во Франции теперь вещает и на русском языке. Здесь нет места насилию, агрессии, ненормативной лексике. В ноябре на Gulli стартует мультсериал «Код Лиоко», а по вечерам всех телезрителей ждут «Каникулы любви» (продолжение культового сериала «Эллен и ребята»). Gulli собирает всю семью вместе! www.gulli.fr Дети смотрят телеканалCartoon Network – пространство безграничного веселья и приключений. Канал ориентирован на детей 6–12 лет и предлагает яркие, современные развлекательные программы. Здесь вы увидите такие популярные мультфильмы, как «Бен 10», «Скуби-Ду», «Проказник Энджело», «Фостер», «Том и Джерри», «Чаудер». Искрометные шутки и веселые истории заставят вас смеяться до слез! А еще Cartoon Network показывает новые захватывающие серии мультфильмов «Бакуган: Вторжение гандэлианцев», «Звездные войны: Война клонов», «Генератор Рекс», «Остров отчаянных героев». Cartoon Network доступен в сетях всех крупных телеоператоров – «НТВ Плюс», «Акадо», МТС, «Билайн», «Ростелеком» и др. www.cartoonnetwork.ru Канал Disney, начавший вещание на территории России и стран СНГ 10 августа 2010 года, – самый динамично растущий российский семейный телеканал. Он круглосуточно вещает на русском языке и предлагает зрителям лучший контент для всей семьи в удобное для просмотра время. Программное вещание телеканала составляется с учетом жизненного ритма, привычек, вкусов и интересов российских зрителей. Утром, собираясь в школу, дети постарше могут посмотреть короткие серии своих любимых сериалов, в том числе и российского сериала Disney «Приколы на переменке». Чуть позже в эфир выходят познавательные и веселые передачи для самых маленьких. Затем – блок классической анимации Disney, которая всегда была любима российскими зрителями. Днем и вечером демонстрируются самые популярные художественные сериалы для подростков и всей семьи, а также лучшие современные мультсериалы. www.disney.ru/kanal Детям постарше, которые уже «переросли» мультики, придется по вкусу телеканал «Моя Планета» – российский круглосуточный познавательный канал о путешествиях, науке, истории и людях. Уникальность проекта в том, что телеканал «Моя Планета» самостоятельно производит телепрограммы. Одновременно в экспедиции по разным уголкам света разъезжаются 12 съемочных групп. 720 часов оригинального телевизионного материала в год – это в полтора раза больше, чем у главных зарубежных каналов данной тематики. Загадки истории, тайны вселенной, новые технологии, самые красивые уголки мира, самые странные ритуалы – все это ждет юных искателей приключений на «Моей Планете». В поисках удивительных открытий авторы телеканала доберутся до самых укромных уголков Земли. www.moya-planeta.ru Все дети просто обожают животных, поэтому просмотр телеканала Animal Planet доставит им истинное удовольствие. Девиз канала: «Нашу планету населяет более 2 миллионов живых видов. Вы – один из них. C остальными знакомьтесь в передачах канала Animal Planet». Потрясающие съемки, животный мир нашей планеты во всем его многообразии, возможность увидеть редчайшие виды фауны, интереснейшие рассказы обо всем, что бегает, летает, плавает и ползает, – все это привлекает к экрану и взрослых, и детей. Не забыты авторами телеканала и домашние животные. Animal Planet – дочерний телеканал американского Discovery Channel. Работает на спутниковом и кабельном телевидении.


Вальдорфская педагогикаЗачем православному педагогу, православному священнику знакомиться с вальдорфской педагогической системой? Есть несколько причин для этого. Сегодня нет сложившейся удовлетворительной концепции православного образования, и, кроме того, подходы к созданию такой концепции довольно противоречивы. Так что опыт педагогики, пусть и не православной, разработанной именно как целостная система, может оказаться интересным. Эта педагогическая традиция существует более 80 лет. Во многих странах есть Вальдорфские школы. В России Вальдорфская педагогика применяется более девятнадцати лет. Как только появилась возможность возникновения хоть какой-то не государственной педагогики, сразу стали возникать Вальдорфские школы. Это движение бурно развивается. И это еще одна причина, чтобы с ним ознакомиться. 15 — 16 марта 1996 г. в Москве проходила конференция вальдорфских педагогов России, на которой они объединились в ассоциацию. На конференции были представители двух московских школ, трех петербургских, двух подмосковных, были люди их Смоленска, Тюмени, Казани, двух воронежских школ, Одессы, Ярославля, Владимира, Харькова, Рязани и других регионов. Мнения же об этой педагогической школе возникают подчас очень противоречивые и иногда безосновательные. К сожалению, о вальдорфской педагогике часто пишут люди, совершенно с ней не знакомые или прочитавшие 1 — 2 книги. В одном случае, в вальдорфскую школу приходит православный батюшка, занимается там с детьми, освящает эту школу и благословляет работать в этой школе своих духовных чад. В другом — на страницах газеты появляется статья одного московского клирика, после которой некоторые священники стали отказываться крестить детей, которые учатся в вальдорфских школах. Если мы обратимся к истории антропософии в нашей стране, то с русским человеком, который начинает заниматься антропософией, происходят странные вещи. Не знаю как на Западе. Я с западными антропософами встречался здесь, но они совсем не производят столь плачевного впечатления, как русские антропософы. Русский антропософ — это человек совершенно одержимый. Они идя за этим учением, ища оккультного посвящения, бросают жен, уходят от детей. Они болеют какими-то непонятными болезнями, которые непонятно как лечить. У меня есть некоторое количество знакомых, в судьбе которых произошли ужасные вещи после того, как они стали заниматься в Эвритмической Штайнеровской академии в Москве. Русские антропософы принципиально не способны быть церковными людьми (у западных не возникает самой такой проблемы). Церковность и антропософия не совместимы. Наше духовное знание развивается прежде всего в смирении и никак иначе оно понимаемо быть не может. Даже если мы что-то знаем и грешим при этом, наше знание обращается в свою противоположность, оно приносит нам вред, а не пользу. А для антропософов духовное знание является абсолютной ценностью, и поэтому когда пытаешься говорить с антропософом, крещенным в Православной церкви и ее посещающим, он говорит: "Как ты можешь говорить, что я не церковный, я же хожу, причащаюсь". — Я ему говорю: "Вот ты на исповеди рассказывал батюшке, что ты веришь в реинкарнацию, о своих убеждениях, о своей вере в оккультное посвящение?". — "Ну, — говорит он, — зачем же я батюшке это буду рассказывать, я расскажу ему то, что он может понести, а то, что он не может понести, только повредит его душе". Тут что-то объяснить просто невозможно, потому что оказывается, что говоришь на марсианском языке для него, он просто тебя не понимает. Каковы же отличительные черты антропософской педагогической системы, называемой вальдорфской педагогикой? Учение о человеке, как о существе духовном, приходящем из духовного мира, воплощающемся на Земле, и на Земле развивающемся в соответствии с какими-то законами, приводит к замечательному следствию. Антропософы большое внимание всегда уделяли антропологии, этапам развития человека. Они исследуют скрупулезно, как ребенок развивается внутриутробно, как он появляется на свет, какие у него первые проявления психической жизни. И очень часто, поскольку они не смотрят на это механистически, как это делала наука в 19 да и в нашем веке, они замечали такие вещи, которых никто не замечал. В ребенке они прежде всего видят личность. И тут можно видеть соприкосновение с православием, потому что мы тоже должны уважать в ребенке личность. Но они уважают в ребенке личность. Но они уважают в ребенке личность по-особенному, по-своему. Они эту личность сверхуважают. Они считают, что эта личность может быть сколь угодно высокой и авторитетной, т.к., возможно, она прошла уже через много воплощений. Педагогу доверено вводить ее в жизнь. Они видят высокую миссию в работе педагога. Их исследования особенностей развития человека привели к тому, что они научились очень терпимо относиться к сложностям в развитии ребенка. Периодизация развития человека очень скрупулезно проработана. Выделено много разных этапов: младенец, ребенок, который может называть себя"Я", ребенок, у которого начинают качаться молочные зубки, ребенок, у которого молочные зубки выпадают и растут коренные зубки и так далее. Здесь можно перечислить огромное количество этапов жизни человека, относительно каждого из которых есть какие-то особые методы работы в вальдорфской педагогике. Каждая особенность ребенка может иметь значение в "высших мирах". Поэтому очень терпимо относятся к таким проявлениям за которые мы просто наказываем ребенка и забываем об этом. Они начинают думать. Вот почему мальчик спит на уроке? Просто ли он ленивый, или есть в этом что-то, связанное с его астральным телом, к примеру. Это может показаться смешным, но на самом деле возникает такой парадоксальный результат: они очень тонко исследуют, какие разные могут быть дети, как с ними работать, чтобы им было легче учиться. Выделяют они, например, разные типы темперамента по характерным признакам. И у них есть методы работы с каждым типом. К примеру, если ребенок — флегматик, то его бесполезно будить в школу, когда он просыпает, обливая холодной водой, он будет только плакать и все равно будет просыпать. Его надо тонко корректировать, укладывая спать на одну минуту раньше и поднимая на одну минуту раньше, и он не будет просыпать. Существует огромное количество методических наработок, которые могут быть полезны в самых разных случаях. Есть еще одно важнейшее соображение. Все отмечают, что наше традиционное образование направлено на развитие ума. Ребенок получает знания, информацию. Мы должны, как в компьютер, вложить в ребенка эту информацию, а что уж потом делать с ней, он должен разбираться сам. Вальдорфская педагогика подходит к ребенку как к целостному существу. С точки зрения антропологии она в большей степени христианская (не побоюсь это сказать), чем та педагогика, которая у нас есть в православных гимназиях. Ведь в гимназиях наших работают люди, у которых в лучшем случае за спиной советский пединститут. Какая там антропология, и кто от кого произошел, хорошо известно. В связи с этим, приведу замечательную цитату из Святителя Григория Богослова. В Первом обличительном слове на Юлиана Отступника он пишет: "Внимайте, христолюбивые души до него высших царей, особенно же да внемлет душа Костанция, который сам возрастал с наследием Христовым Но он впал в грех неведения, весьма недостойный его благочестия, сам не зная, воспитал врага христианам — Юлиана". (Творения, т. 1, С-Пб., изд-во Сойкина б. г. с. 65). Так вот, упомянутый Констанций — арианин. Но царь-еретик признается Святителем, как видим, неизмеримо лучше, чем царь-отступник. И наша педагогика, которой мы учились в институтах — это педагогика отступничества, она не признавала души в человеке, совсем и говорила о человеке в лучшем случае как о полезном члене общества. Советская педагогика еще не худшая в мире в этом смысле, гораздо хуже американские педагогические школы. А вот вальдорфская педагогика видит душу ребенка, старается работать с ним так, чтобы он рос здоровым, гармоничным, и чтобы учеба прежде всего не мешала его становлению как человека. Это очень целостная система. Надо приводить примеры. С первого класса детям в Вальдорфских школах преподается искусство, обязательно музыка, пластичные движения, обязательно живопись, творческий ручной труд. В младшей школе таблица умножения проходится путем ритмической физкультуры. Когда умножают на три, они прыгают на счет три в ритме вальса, когда умножают на четыре, они танцуют что-то на четыре четверти и так далее. Таким образом они проходят таблицу умножения и у них нет задавливания природной физической необходимости движения. Вся образовательная система строится совсем иначе, чем в привычной нам школе. Дети учатся 12 лет. и первые 8 лет занятия ведет один учитель. Это кажется немыслимым. Как же один человек может преподавать десять предметов (в восьмом классе), но вальдорфские педагоги считают, что ребенка можно научить чему-то, только если ты сам одновременно учишься. И тогда ребенок будет видеть авторитет старшего и идти за ним в своей учебе. Поэтому учитель в старших классах (классный наставник, как он называется) должен сам учиться тому, чему он учит детей (но он, конечно, должен знать все это на самом деле). Другие учителя ведут дополнительные уроки. К ним относятся все искусства, иностранный язык. Эти уроки бывают во второй половине дня. В первой половине дня бывает один урок. И этот один предмет преподается детям в течение месяца или двух. Это называется эпоха. Кажется удивительным, как так можно делать. В течение месяца учить детей русскому языку, а потом в течение месяца учить их математике. Но это представляется оправданным вот с какой точки зрения: огромная психическая энергия уходит у ребенка на переключения с предмета на предмет внутри одного дня. Если уроки маленькие, по 45 минут, то он не успевает вспомнить, что там такое было на математике, как ему нужно уже надо идти заниматься русским языком, затем физкультура. Он попрыгал, не успел остыть. его сажают читать книжку на чтении. Это, конечно, тяжело. Многие педагоги, с которыми я беседовал, говорили, не имея никакого понятия о вальдорфской педагогике, что им не раз приходила такая мысль: как бы сделать, чтобы вести один предмет в день. Как же детям, которые не любят, например, ни физику, ни геометрию, заниматься в течение месяца физикой или геометрией. Им потому и не надоедает, что это становится их основным делом. Когда человек занимается чем-то как главным делом, то он уже работает как исследователь, ему не надоедает. Те два-три часа в день, когда он занимается геометрией, как раз удовлетворяют его творческой надобности. А потом он идет заниматься музыкой, иностранным языком, эвритмией или чем-то еще, он отдыхает от основного урока. На другой день он опять занимается геометрией. И так пока он не проходит существенный кусок, целую тему. Потом эпоха меняется. Предметы совершенно иначе распределены по школьной жизни детей. Например, иностранный язык обязательно изучается с первого класса. А, скажем, правописание начинает изучаться очень поздно. Принцип, в соответствии с которым выбирается программа, это то, что ребенок проходит этапы развития человека и человечества. В общем-то этот принцип представляется довольно оправданным, потому что мы же с вами проходим в эмбриональном состоянии этапы развития животного мира, так что то, что ребенок проходит этапы развития человечества — довольно оправданно. Антропософы, исходя из того, что нужно брать в опыте человечества все, что там было хорошего, исследуют и скрупулезно сохраняют разные старинные ремесла и преподают их в школах. Дети с радостью занимаются гончарным делом, ткачеством, чеканкой, резьбой по дереву и т.п. Существенной особенностью вальдорфской школы является образность обудчения. Когда ребенок что-то делает, он должен создать предмет, образ, который у него останется, чтобы он это потом помнил и любил. Например, с первого класса дети учатся вязать потому что мелкие движения пальцами очень полезны для развития умственных способностей), они вяжут для своих флейт красивые разноцветные чехольчики. Потом, когда они в 12 классе продолжают играть на своей злейте, они вспоминают и любят свой труд: у них есть флейта, на которой они играют с первого класса и чехольчик, который они связали в третьем классе. Это как бы материальная память об учебе. На каждом уроке дети что-то создают. Это очень важно. Вот например я принес сюда картины красками, большие ватманские листы. Они нарисованы детьми на уроках биологии, не на рисовании. Вот дети рисовали растеньице. Сначала рисовали воздух, наполненный светом и землю, наполненную водой, потому что это необходимо для роста растений, потом они сеяли сюда семечко (ставили точку), потом из этого семечка росли корни и рос стебелек... Вот на уроке биологии изучался слон. Это осьминог. Я попутно хочу сказать, что откуда-то появилось такое мнение, что в вальдорфских школах учат, что человек произошел от осьминога. Там не учат ничему подобному. Все преподавание в вальдорфской школе стараются обратиться к какой-то практике, никакого лишнего знания они ребенку не дают. Например, идет эпоха геометрии в шестом классе. Дети изучают теоремы связанные с треугольником и другими геометрическими фигурами. Эта эпоха бывает весной, когда уже тепло. Дети строят под руководством учителя во дворе школы маленький деревянный дом. Они сами рассчитывают, как он должен быть устроен, сами доходят до того, что треугольник — жесткая фигура и должен быть в основании любой конструкции, чтобы она не завалилась. И по ходу дела они проходят геометрические теоремы. Остается зримый результат их занятий геометрией. Теорема, которая изучена при построении дома, не забудется. Нужно сказать о лечебной вальдорфской педагогике. Коррекционная вальдорфская педагогика занимается с детьми, от которых отказались все: даунистами, аутистами, олигофренами. Известно из опыта европейских вальдорфских школ, что дети-дауны становятся людьми социальными. Они могут совершать простейший производительный труд, зарабатывать себе на хлеб. Обычно эти дети остаются на всю жизнь полными инвалидами, как у нас в стране, например. Но лечебная педагогика это отдельная большая наука, о которой надо говорить отдельно. Что же можно использовать из безусловно ценного опыта вальдорфской педагогики? В ней много хорошего, но много и опасного. Если мы отправим православных людей учиться на семинар вальдорфских педагогов, будет много всяческих недоразумений, связанных с преподаванием там антропософии, а для православных людей это очень болезненно. Есть, правда, люди, устойчивые к оккультизму, а есть такие, для духовной жизни которых это опасно. Но антропософию знать не обязательно для того, чтобы пользоваться методами вальдорфской педагогики. детям ведь это не преподается, как было сказано выше. В детях прежде всего уважается свобода, даже можно сказать, что единственный бог, в которого непреложно верят антропософы — это бог свободы. Если ребенок мусульманин, или буддист, или православный, никогда они не будут учить его ничему другому. Существует, правда, общий оккультный фон. В чем это заключается? Прежде всего, Священное Писание преподается в вальдорфских школах совершенно недопустимым образом. Там много всяких измышлений. Но это мы и не собираемся у них перенимать. Сюжеты, которые используются как вспомогательный материал, все оккультно ориентированы. На конференции, где вальдорфские педагоги объединились в ассоциацию, продавалась книжка, очень показательная: "О истории ордена Тамплиеров". Эта книга была в детском подарочном издании, и, видимо, подразумевалось, что дети ее должны читать. Но все это наполнение можно заменить. Если не страдать какой-то крайней подозрительностью, то в основных методах вальдорфской школы не увидишь ничего заведомо оккультного. То, что дети на первом уроке геометрии рисуют круг — это еще не означает, что из них хотят сделать каких-то пантеистов, как пишет один московский клирик. Круг, действительно, рисуют, потом его сводят в точку, потом разводят из точки концентрические круги. И тут дело в том, что детям хотят дать опыт того, что есть геометрическая фигура. Круг — самая совершенная и самая простейшая фигура. Я не навязываю свое мнение. Если кому-то кажется, что это оккультное занятие — рисовать концентрические круги, то, может, это и так, но мне так не кажется. У нас сейчас нет сложившейся православной педагогики. Я хочу показать книгу профессора Василия Зеньковского "Проблемы воспитания в свете христианской антропологии". (М. Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1993) Здесь есть целая глава об антропософии и вальдорфской педагогике (с. 61 — 69) Очень подробно изложены заблуждения, но при этом говорится примерно так. Антропософы исследовали духовность, пишет отец Василий, и ищут пути ее укрепления и очищения, но духовность темную, духовность безблагодатную. Благодатную духовность они исследовать не могли, потому что у них ее нет. Что же можно сделать православным педагогам и пастырям в плане сотрудничества с вальдорфскими школами? Ответ напрашивается сам собой. Оплодотворить это скрупулезное исследование затемненной грехом духовности светом Христовой истины. Я беседовал с несколькими московскими батюшками, которые знакомы с вальдорфскими школами. Одна из них освящена православным священником. В другую батюшка приходил и говорит, что там духовный вакуум. Они позвали специально, осознанно батюшку, чтобы этот вакуум заполнить. Это очень характерно, любой честный человек, антропософ он или нет, чувствует, что у них в педагогике все хорошо и они очень грамотно работают с детьми, но той самой духовности, к которой они стремятся и за которую борются у них на самом деле нет. И они тянутся, пытаются приблизиться к чему-то по-настоящему духовному. Если в Америке и Европе люди настолько дезориентированы, что они и не пытаются ничего искать, у них в школах есть так называемое свободное христианское воспитание (но это просто кощунство на самом деле), то здесь у людей есть хоть какой-то ориентир. Там запутаешься в тысячах протестантских конфессий и нигде не найдешь благодати, а здесь люди чувствуют необходимость обращения к Церкви, а не к чему-то другому, если они стремятся к духовности. И странно отталкивать от себя таких ищущих. Это о том, что мы им можем дать. А как же реально можно перенять нам их опыт? Нужны, наверное, люди, которые реально все равно уже этой педагогикой занимались и занимаются, которые работают по благословению Церкви. Есть, например, школа "Семейный лад" в Строгино, где работает много людей по благословению. Это люди церковные, православные, которые, зайдя в тупик в своей педагогической работе по методам советской педагогики, стали интересоваться вальдорфской педагогикой и создали школу, которая не может, наверное, вполне быть названа вальдорфской, но работает с использованием этих принципов. Это замечательная школа. У них много хорошего получается. Нужно, чтобы такие люди все основательно изучили, а потом бы подготовили семинар по ознакомлению с полезными принципами вальдорфской педагогики. Так мы, возможно, с Божией помощью найдем путь воцерковления хорошего и полезного опыта вальдорфской педагогики.


article 434

article 434

29.11.19
Ангина - общее острое инфекционно-аллергическое воспаление миндалин, чаще небных, другие миндалины вовлекаются в воспалительный процесс значительно
Лечение красного плоского лишая
Это хронический рецидивирующий дерматоз. Болеют с одинаковой частотой взрослые и дети. При красном плоском лишае на теле появляются высыпания
Как повысить гемоглабин у ребенка? И от чего это зависит?
Ребенок выглядит бледным, быстро устает, предпочитает прогулкам мультики и компьютерные игры, значит, он входит в группу риска по малокровию —
Колит у ребенка. Лечение
Колит — заболевание, возникающее в результате воспалительно-дистрофических изменений в толстой кишке. Воспалительный процесс может быть ограниченным
ангина у ребенка
Ангина - это инфекционное заболевание, при котором воспалительным изменениям подвергаются небные миндалины. Есть еще одно название у ангины -
Детские соки на украинском рынке отравлены ...
Детское врачевание Содержание натрия в детских яблочных соках, представленных на рынке, в разы превышает норму, что может быть опасным для здоровья


http://detckijvrach.ru - журнал о здоровье детей онлайн © 2011 Все права защищены. Детское врачевание
Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на - http://detckijvrach.ru/

    Яндекс.Метрика
Все школьные аттестаты есть в этом магазине дипломов