Главная Новорожденные Детский сад Школа.Дети Развитие,речь,игры Физическое воспитание Здоровье Оригами
Логин:  
Пароль:
Заболевания детей Безопасность Воспитание Рацион питания Дом.Семья Беременность Психология Творчество Детский отдых
Навигация по сайту
Психология детей
Непослушание маленьких детей

Непослушание маленьких детей

Применять какие-либо другие формы наказания (ставить ребенка в угол, лишать сладостей за разорванную книжку, заставлять сидеть неподвижно длительное время на стуле за сломанную игрушку) нельзя. Форма наказания должна прежде всего вытекать из
19.11.19

Лучшие статьи
Развитие способностей ребенкаНе все в развитии и пристрастиях наших детей зависит от нас, родителей, от того, как мы их растим и воспитываем, какие даем ориентиры. Есть еще, так сказать, генетическая предрасположенность. Музыкально одаренный ребенок в немузыкальной семье - откуда? Или страсть к технике у ребенка из семьи "не технарей" - откуда? Кто знает. Возможно, "заговорили" гены далеких предков. У каждого человека есть своя, так сказать, генная память, с которой он рождается, она внутри, глубоко в душе, сидит себе и ждет своего часа, а когда час приходит - проявляется. Иногда очень странными требованиями, неожиданными увлечениями. Впрочем, можно сказать и иначе: у каждого человека есть высшее предназначение, цель, ради которой он на Землю пришел. И все его склонности и умения работают на то, чтоб она на Земле воплотилась. И счастлив тот человек, который вовремя ее угадал и занимается делом, которое ему по душе. И эта цель, предназначение, "записанное" внутри, у некоторых детей проявляется в очень ранние годы. И очень важно не сбить человека на взлете, угадать... поддержать... Как проявляется в детстве цель? Через склонности и пристрастия. Ребенок тянется к какому-то определенному делу, а когда натолкнется на него, увлечен так, что за уши не оттянешь. Это дело становится его любовью - и страстью и радостью одновременно. Это как сочинение стихов, как пение песен - не рвешься ни петь, ни сочинять, но если это у тебя в крови - остановить себя невозможно. Само получается. Мы, конечно же, можем взяться за дело и, если нам не нравится страстное детское увлечение, ребенка своего тормознуть. Запретить то, что не нравится, подтолкнуть к другому (то, что пристойно выглядит), и переориентировать. Пока человек мал и материально и морально зависит от нас, мы можем его победить и доказать: "это вредно, а то полезно, слушай сюда". Родительских сил и энергии на это дело, правда, уходит много, а результат, как правило, временный: когда человек обретает самостоятельность, он все равно к СВОЕМУ делу вернется. Правда, может вернуться в искалеченной форме. Но гораздо лучше сделать наоборот: прислушаться к своему ребенку и сориентироваться на его задатки, на те "страсти" и способности, которые в нем появляются. Вы скажете: хорошо, если дочка увлеклась, например, вышиванием. А если слесарным делом? Да ради бога, лишь бы себе и окружающим не во вред. Впрочем, дети с рано выраженным увлечением встречаются довольно-таки редко. Чаще случается по-другому: увлечение как бы размыто, и ребенок не может пока сам четко его определить. Такие дети все время в поиске, у них просто-таки калейдоскоп интересов. На днях увлеченный ребенок познакомился с соседской собачкой и теперь вовсю дрессирует ее, и это новое увлечение напрочь смело недавнюю страсть к тем самым опытам-экспериментам, в результате которых детская превратилась в филиал небольшого свечного заводика; а через пару недель, вполне вероятно, его одолеет страсть к коллекционированию или плетению макраме... Эти дети все время в погоне, в поиске, что делать - так они "нащупывают" себя; и тут умным родителям придется дать волю ребенку, смириться с такой чехардой интересов. Это, конечно же, для родителей хлопотно, но пусть вас утешит то, что вы помогаете ребенку найти свое предназначение на земле, а значит, стать счастливым человеком. Третий вариант - когда ребенку "все по фигу", ему неинтересно ничто. День прожит - и слава богу, а что этот день принес? Надо сказать, что сам по себе такой вариант не возникнет. Тут, верное дело, родители постарались. И объяснили ребенку (увы, доходчиво и аргументированно), что именно надо любить, чем следует увлекаться, чего стоит тот человек, который не доводит ни одно дело до конца, и вообще - "ты знаешь, откуда у тебя руки растут?!". А так как такие объяснялки происходят, пока ребенок - дошкольник, пока родители в стопроцентном авторитете, пока он верит им на слово - в детское сознание крепко вбивается "правильность" и "неправильность" жизненных увлечений. А заодно выбивается способность найти дело любимое, самое главное для себя. Почему? Завоспитанный или огороженный забором запретов, ребенок перестает прислушиваться к зову своей души. Он запутывается и не понимает, и не находит то самое, ради чего на землю пришел. Забывает.


Чем отличаются весенние игры от любых других игр на улице? Тем, что они помогают нашим деткам проникнуться атмосферой и духом весны. Каждый год мы рассказываем, какие изменения происходят в природе, когда наступает то, или иное время года. И, конечно, есть занятия, характерные для каждого из них. Но, если зима, лето и осень – довольно яркие сезоны, то весна по моим ощущениям отмечена гораздо больше слякотью, текущими ОРВИ, авитаминозом, сонливостью и депрессией взрослых, чем интересными занятиями и запоминающимися событиями. Поэтому давайте попробуем привнести немного праздника в это переменчивое время года. Огород на окне В марте - апреле вместе с малышом посейте в ящики с землей семена укропа, петрушки, салата и установите их на подоконнике. Семена довольно быстро прорастут, и у вас дома будет ранняя зелень к столу и просто для красоты. Старайтесь, чтобы ребенок был активным участником всей процедуры посадки и ухода за всходами: пусть рыхлит землю, закапывает семена, поливает, а потом угощает зеленью всех членов семьи. Растим фасоль Прорастите в блюдце с водой несколько фасолин. Попросите ребенка набрать ведерко земли и посадите вместе с ним фасоль в эту землю. Когда она вырастет, то станет красивым растением в детском огородике на окне. Следите, чтобы ребенок не забывал поливать свои посадки. Возможно, вас ждет урожай домашней фасоли. Твое дерево Вырастить деревце - что может быть полезнее и приятнее! Хорошо бы посадить с малышом дерево на даче или во дворе. Можно для этого взять маленький саженец, но еще лучше - найти ранней весной на земле каштан или желудь. Вначале его следует посадить дома в горшок с землей. Пусть это сделает сам ребенок. Когда появится росток, пересадите его в грунт. Огородите маленькое растеньице палочками, чтобы кто-нибудь случайно не наступил на него. Научите ребенка поливать дерево, если земля недостаточно влажная, рыхлить. И вместе с малышом наблюдайте за его ростом. Сфотографируйте ребенка рядом с деревцем. На следующий год дерево станет заметно больше. Малыш будет с радостью и гордостью наблюдать, как лопаются почки и появляются новые зеленые побеги. Знакомые растения Хорошо бы с раннего детства научить ребенка распознавать наиболее распространенные растения. Начните с самых простых. Это мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, крапива. Ранней весной - еще снег вокруг лежит - появляются на проталинах первые желтые цветочки мать-и-мачехи. Покажите ребенку этот цветок поближе, пусть он внимательно рассмотрит его и запомнит. Обратите внимание на стебель. Примерно через месяц появляются другие желтые цветы - более высокие, крупные и стебель у них совсем не похож на стебель мать-и-мачехи. Это одуванчик. Объясните ребенку, в чем разница между этими цветками. У одуванчика к тому же красивые резные листья. Сорвите лист и дома обведите его на бумаге по контуру. А малыш раскрасит его зеленым фломастером и дорисует желтые цветы на высоком стебле. То же самое проделайте с листьями подорожника, крапивы, мать-и-мачехи (когда они появятся). Теперь, отправляясь на прогулку, просите малыша находить и называть растения, с которыми он уже познакомился. Делайте это постоянно, не спеша. Подсолнух на балконе Вместе с малышом посадите на балконе в цветочном горшке или в ящике сырые семечки подсолнуха. Скоро появятся первые ростки, а там вырастут и красавцы подсолнухи. Пожалуй, это самое большое из растений, которые можно вырастить на балконе. Малыш наверняка удивится, что подсолнухи так быстро выросли и стали даже выше него. А вот и распустились болышие желтые цветы, похожие на солньшко. Теперь можно наблюдать, как подсолнух поворачивает свою головку к солнцу. Вот откуда его название! Наконец созрели черные семечки (если, конечно, лето стояло теплое и солнечное). Пора собирать урожай и решать, что с ним делать: пожарить и съесть или оставить на зиму, чтобы подкармливать птиц. Выбор за малышом. В огороде Если у вас есть дача (огород), и вы каждый год сажаете зелень/овощи, то обязательно привлеките ребенка к этому процессу. Пусть он помогает вам делать грядки, высеивать семена, поливать, пропалывать растения и, конечно, собирать урожай. Интересно малышу будет заранее вместе с вами сделать таблички для грядок, чтобы помнить, где что посажено. Не забудьте, когда урожай созреет, часть семян оставить на следующий год. Рекомендуем вам посадить с ребенком следующие растения: 1. Календулу - имеет яркую окраску, и ее легко выращивать. 2. Подсолнух ("спутник солнца") - ребенку будет интересно наблюдать, как шляпка подсолнуха поворачивается за солнцем в течение светового дня. Этот факт имеет научное обоснование. В стебле подсолнуха есть фитогормон – ауксин, отвечающий за рост стебля. Та часть стебля, которая не получает достаточно света, накапливает в себе ауксин, побочным эффектом является движение подсолнуха за солнцем. Такое движение растения за солнцем называется гелиотропным свойством. Длина стебля подсолнуха максимально достигает двух метров. Когда рост подсолнуха завершается, то шляпка больше не движется за солнцем и остается повернутой на восток все время. Это растение идеально подойдет для того, что "вырастить" детский домик (штаб). Наметьте контуры будущего домика, и посадите по границе семена подсолнуха (не забудьте оставить отверстие для двери). Когда растение вырастет, ребенку будет интересно играть в "домике из подсолнухов". 3. Мяту - ребенку понравится приятный аромат этого растения. 4. Физалис декоративный - ярко-оранжевые фонарики не оставят равнодушными малыша. 5. Луковичные цветы (гладиолусы, георгины, тульпаны, нарциссы и т.д.) - их посадка под силу даже малышу, т.к. маленьким пальчикам легче иметь дело с крупными луковицами, чем с мелкими семенами. Помощь птицам в постройке гнезда Весной птицы строят гнезда. Материал, употребляемый птицами для постройки гнезда, крайне разнообразен. В качестве строительного материала они используют стебли и листья трав, различные корни, ветки, сучья и листья деревьев и кустарников, водоросли, мох, лишайники, кусочки коры, растительный пух, волокна растений и коконов насекомых, паутину, шерсть, волосы, бумагу, вату, тряпки, свою слюну, землю, глину и т. д. Вы с ребенком можете помочь птицам, снабдив их дополнительными материалами для постройки жилища. Сложите в сетку из-под лука кусочки ваты, собачьей шерсти, соломы, пушистых ниток, перьев и т.п. (избегайте синтетических и острых материалов). Проделайте в сетке несколько дырок и подвесьте рядом с кормушкой. Теперь вы можете наблюдать, какие птицы посещают вашу "сокровищницу" и какой строительный материал пользуется у них популярностью. Капитан дальнего плавания Одна из самых весенних игр - мастерить и пускать кораблики в ручейках. О кораблике надо позаботиться заранее, еще дома. Сделать его можно из обычной бумаги, пенопласта, скорлупы грецкого ореха. Конечно, можно воспользоваться покупной игрушкой, но гораздо интересней смастерить его вместе с ребенком самим. Найдя на улице ручеек, сначала расчистите его вместе с ребенком лопаткой, уберите лишний снег, ветки. Теперь можно пускать кораблики. Можно устроить соревнование - чей кораблик дальше проплывет и не перевернется (не застрянет где-нибудь). Можно играть и с большим покупным судном, приделав ему веровочку. Увлекательные исследования 1. Все дети любят лужи. Чтобы не простудиться, во-первых, не забудьте надеть непромокаемые сапожки. И, во-вторых, предложите ребенку "безопасные игры с лужами". Например, измерьте вместе с ним палкой глубину лужи. 2. Возьмите из дома лопатку и расширьте русло ручья, соединив его с лужей или соедините вместе несколько ручейков. 3. Можно устроить запруду, сделав на пути речейка преграду. Цветные мелки Когда на улице подсохнет, обязательно возьмите на прогулку цветные мелки. Можете просто рисовать с ребенком мелом на асфальте, а можно придумать замечательные развивающие игры, например, такие: - нарисуйте мелками разных цветов буквы и цифры на асфальте (сделайте их разного размера). По вашей команде пусть ребенок находит нужную букву (цифру) и прыгает на нее. Только не забудьте, что букву надо называть как звук, например, "б", а не "бэ". подробне об этом читайте по ссылке >>>> - если ребенок еще не знает букв, то можно нарисовать просто островки разной формы, чтобы он прыгал с одного на другой. - начертите извилистую дорожку и предложите малышу пройти по ней, не выходя за границы. Можно нарисовать на дорожке разные препятствия (например, огонь, яму и т.п.), которые ребенок должен будет перепрыгивать. Пытаться объезжать препятствия ребенок может на велосипеде. - нарисуйте разноцветные овалы (красный, желтый, синий, зеленый) и предложите крохе прыгать с одного на другой, как зайчик, называя цвета. Или можно нарисовать фигуры одним цветом, но сделать их разной формы (круг, квадрат, треугольник). Пусть малыш прыгает и называет форму фигур. - нарисуйте разные геометрические фигуры и предлажите ребенку дорисовать их так, чтобы они превратились во что-то узнаваемое. Например: на что похож круг? Он похож на яблоко, воздушный шар, солнышко и т.д. - нарисуйте большие буквы. Спросите у ребенка, какая буква здесь нарисована, и предложите ему пройтись ножками по контуру изображенной буквы. Хорошо, если у вас с собой окажется пачка влажных салфеток - они помогут быстро очистить детские ладошки и мордашки. Мыльные пузыри Не забудьте взять на прогулку мыльные пузыри. Зеленые листочки в марте Уже в феврале можно сорвать несколько веточек деревьев и поставить их в вазу с водой. Теперь вы вместе с ребенком можете наблюдать как из почек распустятся зеленые листочки.


Малыш переключает канал телевизораПо данным ЮНЕСКО, 93% современных детей в возрасте 3–5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, то есть около 4 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и их родителей. В самом деле: ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, приобщается к современной цивилизации. Телевизор стал неотъемлемой частью жизни как взрослых, так и детей. Хорошо, что из всего многообразия телевизионных программ в наши дни есть возможность выбрать такие, которые пойдут на пользу малышам и будут не только развлекать их, но и учить чему-то новому. Чуть больше полугода существует детско-юношеский телеканал «Карусель», а его уже смотрят больше 51 миллиона детей и родителей по всему миру! Общенациональный канал создан по Указу Президента РФ на основе каналов «ТелеНяня» и «Бибигон» и начал вещание 27 декабря 2010 года. Канал «Карусель» включен в пакет телеканалов, обязательных для бесплатного распространения в сетях кабельного, спутникового и эфирного цифрового телевидения. «Карусель» создается при содействии ведущих специалистов в области детской психологии, педагогики, авторов инновационных образовательных программ. Все программы канала проходят строгий отбор. «Карусель» – это яркий калейдоскоп из лучших образовательных и развлекательных шоу, любимых фильмов и мультфильмов, веселых викторин и игровых проектов. В увлекательной и доступной форме уникальные передачи, сочетающие образовательные, развивающие и игровые элементы, обучают юных телезрителей, активизируют творческие способности и расширяют кругозор. www.karusel-tv.ru Gulli – телеканал, адресованный школьникам и их родителям. Gulli обязан своим именем Гулливеру – любопытному и отважному герою знаменитого романа Джонатана Свифта. В программе – документальные фильмы, сериалы, мультфильмы, тележурналы, интерактивные игры, шоу для всей семьи. Ценности Gulli – обучение с удовольствием, мечты, ответственность. Телеканал Gulli помогает детям и взрослым в занимательной форме познавать окружающий мир. Один из самых популярных семейных телеканалов во Франции теперь вещает и на русском языке. Здесь нет места насилию, агрессии, ненормативной лексике. В ноябре на Gulli стартует мультсериал «Код Лиоко», а по вечерам всех телезрителей ждут «Каникулы любви» (продолжение культового сериала «Эллен и ребята»). Gulli собирает всю семью вместе! www.gulli.fr Дети смотрят телеканалCartoon Network – пространство безграничного веселья и приключений. Канал ориентирован на детей 6–12 лет и предлагает яркие, современные развлекательные программы. Здесь вы увидите такие популярные мультфильмы, как «Бен 10», «Скуби-Ду», «Проказник Энджело», «Фостер», «Том и Джерри», «Чаудер». Искрометные шутки и веселые истории заставят вас смеяться до слез! А еще Cartoon Network показывает новые захватывающие серии мультфильмов «Бакуган: Вторжение гандэлианцев», «Звездные войны: Война клонов», «Генератор Рекс», «Остров отчаянных героев». Cartoon Network доступен в сетях всех крупных телеоператоров – «НТВ Плюс», «Акадо», МТС, «Билайн», «Ростелеком» и др. www.cartoonnetwork.ru Канал Disney, начавший вещание на территории России и стран СНГ 10 августа 2010 года, – самый динамично растущий российский семейный телеканал. Он круглосуточно вещает на русском языке и предлагает зрителям лучший контент для всей семьи в удобное для просмотра время. Программное вещание телеканала составляется с учетом жизненного ритма, привычек, вкусов и интересов российских зрителей. Утром, собираясь в школу, дети постарше могут посмотреть короткие серии своих любимых сериалов, в том числе и российского сериала Disney «Приколы на переменке». Чуть позже в эфир выходят познавательные и веселые передачи для самых маленьких. Затем – блок классической анимации Disney, которая всегда была любима российскими зрителями. Днем и вечером демонстрируются самые популярные художественные сериалы для подростков и всей семьи, а также лучшие современные мультсериалы. www.disney.ru/kanal Детям постарше, которые уже «переросли» мультики, придется по вкусу телеканал «Моя Планета» – российский круглосуточный познавательный канал о путешествиях, науке, истории и людях. Уникальность проекта в том, что телеканал «Моя Планета» самостоятельно производит телепрограммы. Одновременно в экспедиции по разным уголкам света разъезжаются 12 съемочных групп. 720 часов оригинального телевизионного материала в год – это в полтора раза больше, чем у главных зарубежных каналов данной тематики. Загадки истории, тайны вселенной, новые технологии, самые красивые уголки мира, самые странные ритуалы – все это ждет юных искателей приключений на «Моей Планете». В поисках удивительных открытий авторы телеканала доберутся до самых укромных уголков Земли. www.moya-planeta.ru Все дети просто обожают животных, поэтому просмотр телеканала Animal Planet доставит им истинное удовольствие. Девиз канала: «Нашу планету населяет более 2 миллионов живых видов. Вы – один из них. C остальными знакомьтесь в передачах канала Animal Planet». Потрясающие съемки, животный мир нашей планеты во всем его многообразии, возможность увидеть редчайшие виды фауны, интереснейшие рассказы обо всем, что бегает, летает, плавает и ползает, – все это привлекает к экрану и взрослых, и детей. Не забыты авторами телеканала и домашние животные. Animal Planet – дочерний телеканал американского Discovery Channel. Работает на спутниковом и кабельном телевидении.


Состаренная книга Оскара УальдаА ведь предполагалось, что я сделаю обзор. Посмотрю, что хорошенького на Московской международной книжной выставке-ярмарке представили разные издательства, и напишу обо всём понемножку. Но – не сложилось. Яркие, фактурные книжки-раскладушки «Росмэна» и пёстрое диснеевское однообразие «Эгмонта» были на своих местах. Шикарно изданные детские энциклопедии потрясали воображение и лично у меня рождали сомнения: а под силу ли детям оценить и освоить всё это премудрое великолепие? И вполне может быть, что я пропустила что-то важное. Потому что началось моё посещение ММКВЯ со стенда «Эксмо», где критик «Афиши» Лев Данилкин провозгласил скорое умирание (а точнее – отмирание) бумажной книги, которая станет роскошью и привилегией людей одновременно богатых и консервативных, в то время как все остальные подсядут на удобные и памятливые электронные читалки. Одним словом, я расстроилась. Я люблю бумажную книгу. Я пошла от стенда «Эксмо» куда глаза глядят и упёрлась в стенд Издательского дома Мещерякова. Там лежали книги, и они были особенные. Они были совсем новые. А выглядели как старые. Нарочно «состаренные», прекрасно изданные книги Уайльда и Распе, Диккенса и братьев Гримм, «Легенды о короле Артуре». И хотя их притворная потрёпанность косвенно подтверждало правоту ужасного Данилкина (как минимум, это были книги для читателя-эстета), но от всей серии «Книги с историей» веяло уважением к тому единению, которое рождается между книгой и её благодарным читателем. Состаренные книгиЯ брала в руки книги Джеймса Барри и Льюиса Кэрролла с иллюстрациями Артура Рэкхема и понимала, что это – произведение искусства. Особое удовольствие я получила от наборов открыток с иллюстрациями Билибина, всё того же Рэкхема, а также с «Занимательной наукой» Тома Тита. И не сразу до меня дошло, что это, в сущности, искусство для взрослых. Для искушённых людей, которые покупают книгу не только ради текста, но и ради обладания красивой вещью. Детям это, наверное, не особенно нужно. Раскладушки с выскакивающими оттуда динозаврами скорее завоюют их сердце. Но вряд ли останутся в памяти надолго. У нас в семье есть старая – 1913-го года издания – многотомная «Детская энциклопедия». Красивые книги с ятями и незамутнённым оптимизмом накануне Первой мировой войны. Там есть и иллюстрации – аккуратно прорисованные чёрно-белые и переложенные папиросной бумагой цветные, а ещё и старинные фотографии. Это – давно уже не книга для чтения, а семейная реликвия. Трудно рекомендовать составить библиотеку из реликвий. Но если вы вообще имеете надежду составить библиотеку, а не покупаете книги постольку-поскольку, вы не останетесь равнодушными к неброской красоте. Запомнились изданные «Росмэном» книги Беатрис Поттер о кролике Питере и бельчонке Тресси – что отчасти связано с драмой: диск с мультфильмом о кролике, который я привезла из Лондона, оказался не подвластен нашему DVD-проигрывателю и нам только и оставалось, что смотреть на очень милый и уютный рисунок на коробочке. В росмэновских книжках таких рисунков куда больше. И всё же, при всём богатстве выбора, при всей многотомности шикарных энциклопедий, без которых не обходится сегодня, кажется, ни одно детское издательство, - я так и не нашла того, что искала. Книги Софьи Радзиевской и хоть какое-нибудь интересное детское пособие по шахматам.


Научить ребенка пересказуДочка, вернувшись из садика, рассказывала… Обуреваемая эмоциями, торопилась, начинала одно, перепрыгивала на другое, переключалась на третье. Местоимения шли плотными вагончиками, наезжая и давя друг друга: «Она меня… а потом я, а тут они, а мы не хотели, а они!..» Я ничего не поняла. Стала, расспрашивать, малышка занервничала, заторопилась и окончательно запуталась, расплакалась, понимая, что так ничего и не рассказала. Я огорчилась не меньше. Дочке пять лет, через год - в школу, а она не умеет пересказывать услышанный текст, ни передать свои чувства. Я, воспитанная на Гоголе и Толстом вечно морщусь, слушая сумбурную и скудную речь дочери. Вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал, поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык. Измениться самим, изменить среду, окружающую ребенка Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие. Пару дней я послушала, как мы общаемся друг с другом и с грустью отметила, что в повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. «Подай, пожалуйста, чашку. Ты пойдешь гулять?» Наречия и прилагательные вставляются в случае необходимости, сравнительные обороты - крайне редко. Речь наша предметна, унифицирована. Поэтому, если я хочу развить связанную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями, прежде всего, я сама должна говорить, используя все многообразие русского языка. Я стала следить за своей речью. Основной принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложно - подчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко и образно. Это было сложно. «Подай, пожалуйста, синюю чашку с белой каемкой, стоящую на второй полочке в кухонном шкафчике». «Сегодня прекрасная погода! Солнце светит ярко, на небе ни тучки. Когда мы пойдем гулять в сквер, какие игрушки возьмем с собой? Может, кого-нибудь пригласим на прогулку?» На такой вопрос ребенок, согласитесь, уже не сможет односложно ответить «да – нет». Это требует внимания и времени. Вы будете уставать говорить развернутыми предложениями, утомитесь подбирать прилагательные и образные сравнения, но постепенно это разовьется в привычку. Постарайтесь и других членов семьи переключить на такой раскрашено - развернутый способ общения. С чего начать? Если у ребенка нет опыта пересказа, можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать произведение полностью. Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей. Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей. Чтение Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка. Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе, о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и богатство русского языка, его мелодику, научитесь наслаждаться стилистикой художественного произведения, и замечать «ляпы» и убогость современного языка, встречаемые не только в разговорной речи, но и в письменной. Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий. Книга – повод к диалогу. Обсуждение прочитанного Если вы читали малышу, минут тридцать, а потом захлопывали книгу, то теперь перестройте процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку повзрослее и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?» Сначала малыш пересказывает текст своими словами, затем задание усложняется, вы просите описать, скажем, персонажа, обстановку, время года, используя те же слова и образы, который употреблял автор. При чтении старайтесь их интонационно выделить из текста: «Длинная хворостина, лапы красные растопырили, домик напоминал грибок, был маленький приземистый с коричневой черепичной крышей». Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не прописано» в книжке. По ходу чтения мама обращает внимание на то, что ей понравилось или ее поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. « Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?» Чтение – это диалог между книгой и ребенком. Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку - это повод поговорить, обсудить, поразмышлять. Обращайте внимание, как строится ваше обсуждение прочитанного, смотрите, чтобы не было бесед – допросов: ваш вопрос, ответ – ребенка. Вы беседуете, текст может быть поводом вспомнить ранее прочитанную книгу или случай. Старайтесь вынудить ребенка, говорить как можно больше и по возможности развернутыми предложениями. В беседе, помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминания последовательности развития событий, используются различные приемы привлечение внимания детей к языку произведения, к авторской характеристики героев, к описанию времени, действия героев, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам. Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку. Пересказ по картинке Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту». Пересказ содержания своими словами Часто встречаемое задание на уроках – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую пугается, и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет, тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то, что его окружает, то, что он видит. Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать. Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку. Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте, «разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа. Рассказ о событии Работа с литературными текстами и навык пересказа приведут к тому, что ребенок перенесет новое умение в «жизнь». Постепенно он будет все более ярко и образно рассказывать о событиях, случившиеся с ним, он сможет четко и ясно формулировать свои эмоции. Расширив словарный запас, он легко будет находить слова, чтобы описать эмоции и чувства. Отчасти в этом ему поможет и ваше акцентированное внимание на тех фрагментах текста, где описываются чувства и эмоции героев. На определенном этапе формирования грамотной и образной речи ребенка, от родителей потребуется «ювелирная» тактичность, чтобы в нужный момент помочь малышу подобрать нужное слово, сравнительный оборот, чтобы точно передать свой эмоциональный настрой. Многие дети начинают нервничать, обижаться, а то и вовсе закрываются, отказываясь рассказывать дальше, если во время их повествования мама вставила слово. Нужно тонко чувствовать ребенка и понимать, нуждается ли он в родительской помощи. Если малыш отвергает ваши попытки ему «подсказать», не помогайте насильно. Через некоторое время, если речь шла о событии, на котором и вы присутствовали, то расскажите свою версию, в ключе, что вам больше всего «запомнилось-понравилось», чтобы у ребенка был образец, того, как можно было рассказать. Любой рассказ о происшедшем событии базируется на двух важных аспектах. Первое, наше внимание выборочно и второе, у всех свои жизненные ценности. Поэтому, когда ваш ребенок приходит из гостей, не ждите от него подробного пересказа: «Кто был, что ели, кто что подарил». В ответ вы услышите: «Какая машинка была у Пети, и какие фантики у Насти». Для ребенка важны игрушки, а не «сколько сортов колбасы было на столе». Малыш живет в «своих ценностях» и в своем ритме, «здесь он посмотрел, сбегал туда, схватил пирожок» и поэтому от него подробный отчет, «что было сначала, что потом и кто что делал», не ждите. Но, если у ребенка есть наработанная база по пересказу художественных произведений, то на вашу просьбу: «Я не была в гостях у твоего друга, расскажи мне, пожалуйста, так, чтобы я могла представить, как там все было», вы получите достаточно внятный рассказ. Смешной случай Научите ребенка выделять из событий дня интересные и смешные случаи, акцентируйте на них внимание, пересказывайте их сами, а потом передайте это право ребенку. Забавные случаи можно не только пересказать, но и проиграть интонационно, разбив на роли. Сначала вы озвучивайте все роли сами, а потом лишь одну, остальные проигрывает малыш. Просмотр комедийных фильмов, чтение юмористических рассказов и наше внимание к забавным случаям, что происходят в жизни, создадут благоприятную обстановку, чтобы научиться видеть смешное, наслаждаться им. Радостная «смешливая» домашняя обстановка с налетом легкой иронии и готовностью в любую минуту посмеяться, сделает вашего ребенка веселым, открытым, умеющим ценить шутку и рассказать о ней. Сделайте привычкой, что о событиях прошедшего дня рассказывает ребенок, папе, пришедшему с работы или приехавшей в гости бабушке. Не перебивайте, не торопите его, подбадривайте, «подкидывая» ему те случаи, о которых он забыл упомянуть. Игры для расширения словарного запаса ребенка Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается. 1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает. 2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов. 3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл. 4. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово. 5. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой 6. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга. 7. Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу». 8. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький». 9. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох. 10. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется? 11. Заведите папку небольшого формата, которую удобно носить с собой. В ней можно держать дидактический материал, помогающий вашим занятиям – играм по развитию речи ребенка. Это картинки, фотографии, загадки, небольшие тексты, кроссворды. Всегда в течение дня можно найти несколько минут, для того чтобы раскрыть папочку и поиграть с малышом в «разговорные» игры. Материал для подобных игр-занятий можно найти в любом книжном магазине. Он выходит в серии «Практическое пособие по развитию речи». 12. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок. Школа чтения О. Андреева Существует уже отработанная и зарекомендовавшая себя техника чтения Олега Андреева. В его школе быстрого чтения уже не одно десятилетие занимаются дети различного возраста, стремящиеся развить свою речь, поле зрения, образное мышление и научиться «легко учиться» в школе. По работе с любым текстом О. Андреев рекомендует такую схему выделения главного из прочитанного материала: название, автор, факты (фамилии, географические данные, различные количественные данные), действие (какие действия совершают герои прочитанных произведений, и какие события там происходят), основное содержание прочитанного (это краткий пересказ своими словами смысла, содержание текста). Занимаясь с ребенком чтением или обсуждением прочитанного, доведите до автоматизма работу по этой схеме. Она поможет грамотно работать с текстом и не увязнуть во второстепенных деталях произведения. Хорошая разговорная речь гарантирует не только успехи в школе, но и является залогом коммуникабельности, общительности, умению найти язык с людьми, органично вписаться в коллектив. Мы все хотим видеть своих детей в центре внимания, окруженными друзьями и подругами. Так давайте же им поможем стать такими.


article 434

article 434

29.11.19
Ангина - общее острое инфекционно-аллергическое воспаление миндалин, чаще небных, другие миндалины вовлекаются в воспалительный процесс значительно
Лечение красного плоского лишая
Это хронический рецидивирующий дерматоз. Болеют с одинаковой частотой взрослые и дети. При красном плоском лишае на теле появляются высыпания
Как повысить гемоглабин у ребенка? И от чего это зависит?
Ребенок выглядит бледным, быстро устает, предпочитает прогулкам мультики и компьютерные игры, значит, он входит в группу риска по малокровию —
Колит у ребенка. Лечение
Колит — заболевание, возникающее в результате воспалительно-дистрофических изменений в толстой кишке. Воспалительный процесс может быть ограниченным
ангина у ребенка
Ангина - это инфекционное заболевание, при котором воспалительным изменениям подвергаются небные миндалины. Есть еще одно название у ангины -
Детские соки на украинском рынке отравлены ...
Детское врачевание Содержание натрия в детских яблочных соках, представленных на рынке, в разы превышает норму, что может быть опасным для здоровья


http://detckijvrach.ru - журнал о здоровье детей онлайн © 2011 Все права защищены. Детское врачевание
Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на - http://detckijvrach.ru/

    Яндекс.Метрика