ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НОВОСТИ
дельфинотерапия

Издавна человек в своей жизни сталкивался с дельфинами. Об этом повествуют нам и наскальные фрески, и древние монеты, где отчеканенный дельфин являлся символом и гербом отдельных прибрежных городов.
При этом люди никогда не переставали удивляться той благожелательности, с которой это животное относится к человеку. Тайна дельфина полностью не раскрыта и по сей день, хотя исследования в дельфинариях проводятся во многих странах мира.

Дельфинотерапия является одной из пока малоизученных, но весьма перспективных направлений зоотерапии.
Однако, помимо ума, сообразительности и контактности дельфинов, было замечено, что общение с ними благотворно влияет и на здоровье человека. Дальнейшие исследования подтвердили этот факт, хотя так до конца и не выяснены механизмы их целебного воздействия.


Точно установлено, что даже непродолжительное общение с этими животными положительно сказывается на здоровье больных с отклонениями гормональных, иммунных и обменных процессов. После общения с дельфином у людей повышается выделение «гормонов радости», половых гормонов, которые, в свою очередь, включают и обновляют всю физиологию организма в целом и его энергетическую систему. Специально подготовленные дельфины уже используются в психотерапевтическом лечении неврозов, синдрома хронической усталости, в обучении детей с умственной отсталостью, а также в оздоровительных и реабилитационных целях для определенных групп населения.

У взрослого человека после нескольких сеансов направленного общения с дельфином нормализуются сердечная деятельность, сон, настроение, отмечается душевный подъем, чувство раскрепощенности, повышается работоспособность.


Особо высокая эффективность дельфинотерапии сказывается на детях с заторможенным развитием речи, тугоухостью, а у слабоумных детей и подростков с ДЦП динамика улучшения здоровья поднимается до 60-70 процентов. Дети становятся более общительными, добрыми, менее скованными, лучше концентрируют свое внимание, быстрее поддаются обучению.


Процесс обучения умственно отсталых детей после плавания с дельфинами ускоряется в несколько раз. У подростков, страдающих неврозами с нарушением физиологических функций (страхи, нарушение сна, энурез, заикание и т.п.), происходит частичное или полное восстановление, уменьшаются проявления детского аутизма. Лечащими врачами наблюдается сильный релаксационный эффект, восстанавливаются функции мозга и центральной нервной системы, снимаются нервные стрессы. У больных детей включаются и значительно повышаются механизмы психической деятельности, улучшается их контактность, легче воспринимаются общественные отношения. Они начинают лучше разговаривать, стабилизируется работа всех систем организма.


Научные исследования показывают, что реабилитационно-оздоровительные сеансы с дельфинами не только эффективны, но и не имеют противопоказаний. Они могут успешно сочетаться с медикаментозным и психотерапевтическим лечением, а по показаниям дополняться лечебной гимнастикой, массажем, физиопроцедурами.


За последнее время отмечено, что хорошо обучаются играм с детьми и морские котики. Физиологическое их воздействие на организм пока еще мало исследовано, но положительные сдвиги в психике детей после общения с ними просматриваются довольно четко.


За рубежом дельфинотерапия уже успела получить должное признание. В нашей же стране она только-только начинает зарождаться. Сейчас в России всего несколько бассейнов-дельфинариев, но занятия в них ведутся под наблюдением и руководством целой группы специалистов, поставлены на хорошую научную основу и проводятся сугубо индивидуально для каждого пациента в отдельности.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Мигрень у детей. Лечение мигрени у детей
Детей, жалующихся на приступы , немало. Большинство из них обращаются к врачу, но часто причина боли так и остается невыясненной. Под маской общего недомогания и болевых атак нередко скрывается мигрень.
При этом заболевании нет каких-либо объективных данных: и температура остаются нормальными, анализы не показывают каких-либо отклонений, углубленный осмотр не выявляет изменений со стороны органов и систем. Между тем, по данным статистики, 40% детей до 14 лет уже испытали мигрень. При этом две трети из них унаследовали ее от родителей.

В чем причина?

Причиной головной боли при мигрени становится усиленная выработка адреналина. Этот гормон сужает сосуды головного мозга на часы или дни, не позволяя им реагировать на сосудорасширяющие препараты. Через узкий просвет сосуда нарушается ток крови и доставка питательных веществ к головному мозгу. Возникающее голодание дает о себе знать сильнейшими головными болями. Фактором, провоцирующим адреналиновую атаку на сосудистую стенку, становится нервное перенапряжение.

Мигрень поражает как отличников, так и лентяев. Первые платят головной болью за излишне развитое чувство ответственности и неправильно организованный рабочий день. Вторые страдают из-за чрезмерного увлечения телевизором и компьютером. Часто возникающие стрессы, отрицательные эмоции в школе или дома, некоторые продукты питания могут стать причиной мигренозной атаки. Источником мигрени, например, являются красящие вещества, содержащиеся в консервах, сладких газированных напитках и во многих продуктах быстрого приготовления.

Дети, становящиеся мишенями мигрени, излишне эмоциональны, возбудимы, обидчивы, нетерпимы к чужим ошибкам. Вместе с тем они пытливы и постоянно активны. С трудом могут расслабиться, независимо от того, вызвано напряжение выполнением домашнего задания или компьютерной игрой.

«Мигренозные монстры»

При наступлении приступа ребенок жалуется на появление светящихся точек перед глазами, кратковременную потерю зрения, искажение видимости предметов, иногда тошноту. Боль начинается в области виска или глазного яблока и занимает половину головы. Яркий свет, громкие звуки, , разговор усиливают и без того невыносимые болевые ощущения. Часто возникает рвота, приносящая кратковременное облегчение. Длительность приступа может быть от нескольких часов до суток. Заканчивается он так же внезапно, как и начинается. У ребенка возникает непереносимое чувство сонливости. После сна боль проходит, оставляя чувство тяжести в голове и страх перед новым приступом.

Меры профилактики

Профилактика приступа значительно проще и эффективнее, чем его ликвидация. Необходимо обследовать ребенка, чтобы убедиться в отсутствии других причин для головных болей. Под маской мигрени может таиться опухоль головного мозга. Следует обратить внимание на состояние щитовидной железы. Избыток ее гормонов провоцирует развитие приступа. У девочек необходимо исследовать состояние половых органов. При их заболеваниях, часто протекающих бессимптомно, возникает дисбаланс половых гормонов, способствующих возникновению мигрени.

Из рациона ребенка обязательно нужно устранить откровенно «химическую» еду: лимонады, чипсы, сухарики, продукты быстрого приготовления. Мясо тоже не слишком хорошо при мигренях. Оно содержит арахидоновую кислоту, из которой в организме могут образовываться вещества, вызывающие боль и воспаление. Из тех же соображений следует ограничить употребление кофе, чая, шоколада, сыра, помидоров и яиц. Предпочтение следует отдавать рыбным блюдам, свежим салатам, натуральным морсам. Рекомендуется принимать препарат «Нейромультивит» в возрастной дозировке курсами 1 -2 месяца.

Приучите ребенка регулярно пить «антистрессовые» травяные чаи: лавандовый, ромашковый, розмариновый, мятный, липовый. Нервное напряжение снимет контрастный душ или ножные ванны. Правильно организованный день, мир и взаимопонимание в семье, занятия спортом не дадут мигрени ни единого шанса.

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Дискинезия желчевыводящих путей

Это нарушение оттока желчи по желчным путям (к ним относится желчный пузырь с протоками). Желчь участвует в переработке жира в организме. Она вырабатывается в печени, скапливается в желчном пузыре и по протокам выделяется в двенадцатиперстную кишку в момент, когда в нее поступает пища. Суть дискинезии заключается в несвоевременном выбросе желчи, слишком раннем или запоздалом, в результате чего нарушается переваривание жиров. Причинами могут быть врожденные особенности строения желчного пузыря (перегородки, перегибы, перетяжки, s-образная деформация и др.) и желчных протоков (удвоение, сужение и др.), а также обилие в рационе жирных и жареных продуктов, сопутствующие заболевания органов пищеварения (, язвенная болезнь, гепатит и др.), паразиты ( и лямблии), острые кишечные инфекции, расстройства вегетативной нервной системы и др. Предрасполагающим фактором является эмоциональное и физическое перенапряжение.
При слишком активном сокращении желчного пузыря, возникают приступы по типу колик: непродолжительные резкие острые боли в правом боку после погрешностей в диете, физическое или психоэмоциональное напряжение. При вялой работе желчного пузыря и запоздалом выбросе желчи появляется дискомфорт и тяжесть в верхней половине живота справа, тупые ноющие боли. Также характерны тошнота, отрыжка и рвота после обильной жирной пищи, горечь во рту, снижение аппетита, неустойчивый стул (чередование и ).

Как и чем лечат дискинезию желчевыводящих путей?


Лечение дискинезии зависит от нарушения функции желчного пузыря. При повышении его сократительной активности назначаются лекарства, действующие расслабляюще: спазмолитики (но-шпа, папаверин, дюспаталин, белатаминал и др.), препараты магния (магне В6, магнерот; донат-магний и др.), успокаивающие (пустырник, валериана, персен и др.). При сниженной активности желчного пузыря показаны препараты, стимулирующие его моторику: желчегонные (аллохол, фламин, хофитол, экстракты артишоков, энзистал, тыквеол, желчегонные сборы трав и др.), витамины группы В, тонизирующие (элеутерококк, женьшень и др.). Также в лечении дискинезии широко используют лечение травами, питье минеральной воды физиотерапию. При сниженной сократительной активности желчного пузыря очень полезно проведение . Успех в лечении ребенка с дискинезией желчевыводящих путей непосредственно связан с соблюдением.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Бородавки у ребенка
Бородавки вызываются папилломавирусом человека. Это маленькие плотные сухие наросты на коже с неровной ворсинчатой поверхностью, величиной от булавочной головки до горошины. Как правило, бородавки располагаются на кистях рук, стопах, коленях и лице. Обыкновенные бородавки безболезненны. Жжение и болезненность появляются только при травмировании или вторичном инфицировании бородавки. Подошвенные бородавки появляются в местах давления обувью, особенно у сильно потеющих детей. В отличие от бородавок других локализаций подошвенные бородавки очень болезненны и могут мешать при ходьбе. Выделяют так называемые плоские, или юношеские бородавки, имеющие вид округлых или неправильной формы плоских узелков, расположенных на тыльной поверхности кистей рук и лице. Образованию юношеских бородавок способствуют мелкие травмы кожи.
Одна из разновидностей бородавок — остроконечные кондиломы. Это разрастания розового цвета мягкой консистенции в виде сосочков на ножке, напоминающие петушиный гребень или цветную капусту. Появляются на половых органах, в паховых и межъягодичной складках, вокруг ануса ребенка при недостаточной гигиене кожи. Заражение происходит при половом контакте или через бытовые предметы, загрязненные выделениями из половых органов.
Лечение бородавок обычно хирургическое (разрушение током, прижигание палочкой ляписа, замораживание жидким азотом, хлорэтилом или снегом угольной кислоты и др.). Широко используются местные противовирусные мази (10 % ин-терфероновая, 3-5 % теброфеновая, 0,25; 0,5; 1 % риодоксоловая, 2 или 3 % оксолиновая мазь, Бонафтон и др.), жженая магнезия, фитотерапия. Длительность применения перечисленных средств составляет от 2 недель до нескольких месяцев. Курс лечения назначает врач-дерматолог. Для профилактики бородавок необходимо соблюдать гигиену кожи и избегать травмирования кистей и стоп. Соблюдение гигиены половых органов и сексуальных контактов предупреждает развитие остроконечных бородавок. Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Анорексия у детей
Анорексия - это отсутствие аппетита при неизменной физиологической потребности в питании. Возникает как следствие нарушения деятельности пищевого центра либо как следствие нарушения определенных местных механизмов, отвечающих за регуляцию пищеварительного процесса.

Причины заболевания анорексией.

Причинами возникновения анорексии у ребенка могут быть: неправильное питание, плохие органолептические качества (вкус, запах) продуктов питания; не эстетичный внешний вид пищи; не располагающая к приему пищи обстановка; разные интоксикации организма, гиповитаминозы, нарушения обмена веществ; особое эмоциональное состояние; повышение температуры тела; неврозы, психические заболевания; диатезы; анемии в тяжелой форме; патология органов пищеварения; эндокринные нарушения; длительный прием тех или иных лекарственных препаратов. Может быть и условно-рефлекторная анорексия, связанная с неправильным введением прикорма. Анорексия может появиться у ребенка, которому под прикрытием пищи дают неприятное на вкус лекарство.
Проявляется анорексия отказом от еды. Анорексия, имеющая временный характер, не сказывается на общем состоянии организма. Другое дело — стойкое отсутствие аппетита. Ребенок, который все время отказывается от еды, слабеет; у него сокращается прибавка в весе. Очень быстро слабеет иммунная система; организм, не в силах противостоять постоянным атакам инфекции, «сдает свои позиции», и ребенок заболевает.

Лечение анорексии.

Чем раньше будет установлена причина нарушения аппетита, тем больше вероятность того, что ребенок будет здоровым и бодрым. Надо обязательно соблюдать распорядок приема пищи, обращать внимание на пищевой рацион (разнообразить блюда), на внешний вид блюд, на обстановку вокруг ребенка, когда он ест, на то, достаточно ли ребенок получает витамин с пищей.
Повысить у ребенка аппетит помогут следующие рекомендации народной медицины:

Необходимо почаще давать ребенку фруктовые и овощные соки, в которых содержится много аскорбиновой кислоты, скобленое или протертое яблоко; Увеличить физическую нагрузку, сделать более активным образ жизни ребенка; Устраивать ребенку ежедневные купания в прохладной воде; Устраивать солнечные ванны; Использовать настой травы череды трехраздельной. Приготовление: 1ст.л. сухой травы залить стаканом крутого кипятка и настаивать под крышкой не менее 20 минут, процедить; принимать по 1ч.л. три раза в день; Использовать настой плодов малины. Приготовление: 1ст.л. сухих плодов залить стаканом крутого кипятка и настаивать под крышкой не менее 40 минут, процедить. Принимать ребенку до трех лет по четверти стакана 3-4 раза в день; использовать теплым; Использовать настой травы мелиссы лекарственной; приготовление: 1ч.л. сухой травы залить стаканом крутого кипятка и настаивать под крышкой около часа, процедить; принимать по 1ст.л. 3-4 раза в день до еды; Давать ребенку сок тысячелистника обыкновенного. Приготовление: смешать сок тысячелистника с медом в пропорции 3:1 или 4:1; принимать по полчайной ложки несколько раз в день за полчаса до еды.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Скарлатина у детей. Симптомы. Лечение

Острое инфекционное заболевание. Чаще болеют дети в возрасте от 2 до 6 лет.

Возбудитель скарлатины — ?-гемолитический стрептококк группы А.

Источник инфекции — заболевший человек. Механизм заражения — воздушно-капельный, также заражение происходит при соприкосновении, через другого человека, через предметы (игрушки, белье, предметы обихода). Проникнув в организм, стрептококк фиксируется в области миндалин.

Бессимптомный период может быть до 11 дней. Потом внезапно появляется недомогание, температура тела повышается — иногда при скарлатине она больше 40 °С. Ребенок жалуется на , , тошноту, открывается рвота, порой развиваются судороги. Ребенку больно глотать, он не может широко открыть рот. Опухают шейные и подчелюстные лимфатические железы. К концу первых суток заболевания на теле появляется сыпь, а именно: на шее, на груди, животе, в области паха, на конечностях. Сыпь — мелкоточечная розовая, часто зудящая. На фоне ярких высыпаний остается бледным носо-губный треугольник (характерный для скарлатины признак). При осмотре горла обнаруживаются признаки ; слизистая ротоглотки — ярко-красная; язык обложен. Все перечисленные признаки присутствуют несколько дней; примерно с 4-го дня состояние ребенка начинает улучшаться: спадает температура тела, высыпания бледнеют, явления ангины уменьшаются; очищается язык — на его поверхности хорошо видны малиново-красные сосочки. На 7-8-й день определяется легкое шелушение кожи, которое может быть от нескольких дней до нескольких недель.

В зависимости от тяжести течения принято различать легкую форму скарлатины, средней тяжести и тяжелую. Значительно чаще встречается легкая форма, чем тяжелая. Возможные осложнения следующие: воспаление лимфатических узлов, , нефрит, ревматизм и т.д

Лечение скарлатины


Оценив состояние заболевшего ребенка, врач решит, можно ли его лечить на дому или необходимо стационарное лечение. В любом случае заболевший должен быть изолирован от окружающих не менее чем на 10 дней.

Принципы лечения следующие:


уход, за больным ребенком с соблюдением всех гигиенических правил;
постельный режим не менее 7 дней; покой;
полноценное питание, богатое витаминами;
антибиотики в возрастных дозах;
при тяжелой форме: переливание крови, введение антитоксической противоскарлатинозной сыворотки, вливание глюкозы, дача сердечных средств и т.д.

Фитотерапия рекомендует:


пить настой корней валерианы (5-8 г сушеного измельченного сырья залить стаканом холодной воды, настаивать в течение дня, процедить) по столовой ложке 3 раза в день до еды;
пить настой корней петрушки (чайную ложку сушеного измельченного сырья залить стаканом крутого кипятка настаивать час, процедить) по столовой ложке 3 раза в день. Может быть эффективен настой из следующего сбора:

Цветки липы сердцелистной — 1 часть


Листья малины обыкновенной — 1 часть


Листья мяты перечной — 1 часть


Листья шалфея лекарственного — 1 часть


Трава зверобоя продырявленного — 1 часть


Три столовые ложки сушеной смеси поместить в термос, залить 1 л кипятка, настаивать около часа, процедить. Принимать по стакану 3 раза в день.

При ангинозных явлениях рекомендуется использовать сборы:

Листья эвкалипта прутьевидного — 1 часть


Листья березы обыкновенной — 1 часть


Цветки календулы лекарственной — 1 часть


Листья шалфея лекарственного — 1 часть


Столовую ложку сушеной смеси поместить в термос, залить стаканом крутого кипятка, настаивать 1,5-2 ч, процедить. Полоскать горло 7-8 раз в день.

кора дуба обыкновенного — 1 часть


Веточки ели обыкновенной — 1-часть


Листья березы обыкновенной — 1 часть


Цветки календулы лекарственной — 1 часть


Листья подорожника большого — 1 часть


Столовую ложку сушеной смеси залить стаканом кипятка, кипятить на слабом огне 3-5 мин, настаивать не менее часа, процедить. Полоскать горло 4-5 раз в день.

Народная медицина рекомендует:


пить чай со зверобоем (цветки и листья) и липовым цветом несколько раз в день;
есть лимон;
полоскать горло настоем шалфея несколько раз в день;
на увеличенные шейные лимфоузлы 2 раза в сутки ставить согревающий компресс — водочный или с камфарным маслом (при повышенной температуре тела компресс не ставить!), можно — просто с горячей водой, в которую добавлен уксус;
пить клюквенный и брусничный соки.

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Loading...
Навигация по сайту:




Детский врач » Развитие,речь, игры, игрушки, занятия » Развивающие игры, игрушки, занятия » Непродажные игрушки
Непродажные игрушки
  • Автор: Степан |
  • Дата: 09-05-2012 19:24 |
  • Просмотров: 578
Самодельные игрушкиСтоль символическое название для статьи выбрано не случайно. Именно так можно назвать то, что своими руками создают для детей их родители и воспитатели. Взрослый берет лоскут ткани и несколькими движениями превращает его в зайца с зайчатами, в белку, мальчика, или старушку, а потом придумывает о них самые увлекательные истории. Это и есть тот таинственный момент, когда детская фантазия одушевляет лоскуток ткани, делает его живым существом со своим "характером и манерами". Тогда рождается тонкая связь между малышом и взрослым, которому открываются некие тайны мира детской игры и фантазии. И это не имеет ничего общего с рынком игрушек и миром бизнеса. Тайны тряпичных кукол Нынешние взрослые (мамы и педагоги - те, с кем доводилось обсуждать тему детской игры на семинарах и в частных беседах), вспоминая свое детство, рассказывают о своих детских играх. И самые яркие воспоминания - об играх на чердаке в бабушкином доме с разной домашней утварью и тряпками, которые в играх обретали новую жизнь, о целых семьях куколок из соломы, о найденных на прогулке шишках и их удивительных превращениях в маминых руках, о тряпичных куклах и самодельных волчках. Что же такое таится в самодельных игрушках? Это нечто, благодаря чему они стоят особняком среди прочих игрушек, абсолютно отличаются от изготовленных промышленным способом. Присмотревшись к процессу сотворения тряпичной куклы, вязанного мячика или кораблика из куска коры, можно заметить одну интересную особенность. А именно, что взрослый увлечен, поглощен именно ЭТОЙ вещью, именно ее сотворением. Вместо бездушного конвейера есть тепло и забота человеческих рук. Будь то простая узелковая игрушка или сложная в изготовлении тряпичная кукла - в нее вложена часть души, и опыт в рукоделии здесь не имеет значения. Нередко на методических занятиях в группе встречаются одна - две участницы, которые проявляют активность во время теоретической части, а в начале практической говорят: "Я в жизни ничего не шила, вязать-мастерить не умею, у меня вообще не ничего никогда не получалось! Попробую, сделаю и вам тут оставлю". Каково же бывает их удивление, когда из-под рук выходит ладная, теплая и уже любимая игрушка. Дорогая, как собственное дитя. И вот через некоторое время можно услышать следующие наблюдения: "Тяжеленькая, мягкая, теплая кукла пробудила у моих детей удивительную привязанность. Пришлось сшить еще одну. Как приятно видеть, как они играют, ухаживают за куклами и, уютно устроившись, засыпают, крепко прижимая к себе". Когда ребенок видит, как создается игрушка или знает, кто ее сделал, между ним и "мастером" возникает особая связь. Шерсть, ткань, дерево - настолько простые материалы, что у малыша не возникает желания посмотреть, что там внутри. А если случилась поломка или игрушка "заболела", то ее легко вылечить-починить (в отличие от большинства пластиковых игрушек). А ведь это так важно - душевная привязанность и возможность не расставаться с любимыми игрушками. Парадоксы "любви" В процессе игры зачастую вдруг обнаруживается нехватка того или другого персонажа или предмета. И забота о наличии всего необходимого у любимого чада подталкивает родителей к покупкам очередных игрушек. Но, может быть, стоит на минуту задуматься? В этом ли заключается деятельная любовь? Ведь всем нам в жизни не раз встречались ситуации, когда именно отсутствие необходимого заставляло творчески отнестись к процессу - придумать, изобрести недостающее, сделать из подручных средств. Дети часто именно так и поступают, если им не мешают взрослые своим поспешным финансовым участием и обещаниями. K сожалению, в наше время обеспечение ребенка игрушками все больше связывается с наличием средств и бессистемными покупками все новых и новых игрушек. При этом родители очень часто сетуют на краткий интерес к, казалось бы, желанным вещам, на их недолгую жизнь в исправном состоянии и необходимость новых покупок. В чем же дело? Не в нашей ли душевной лености? Ведь то, как ребенок примет игрушку, какой импульс, какое направление даст игре, во многом зависит от родителей. Главный мотив взрослых: игрушка до мелочей должна повторять настоящую вещь. А ребенку остается только наслаждаться ее совершенством. "Я такого совершенства достичь не в состоянии, да и зачем? Сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь - пирожник. Игрушки надо покупать!". Вот и получается, что мы обеспечиваем малыша игрушками, в которых не чувствуется человеческого труда, и в которых все уже продумано и проделано за ребенка: паровозик сам ездит, музыка играет, кукла сама говорит и смеется, у нее есть наряды, украшения и все необходимые мелочи для дома, она не нуждается в заботе и опеке. Между тем истинное участие, соответствующее детскому подспудному ожиданию и глубокой душевной потребности заключается в другом. В проявлении родителями собственной выдумки, изобретательности, и не на словах в виде умных советов, а на самом что ни на есть практическом деле, что называется, здесь и сейчас. Когда в присутствии ребенка изготавливаются игрушки, которые потребовались для игры, то такое деятельное участие в его детской жизни малыш ощущает как заботу и участие по отношению именно к нему. Способность сотворить недостающее из подручных средств - это ценнейшая особенность детской деятельности. И именно это умение превращать дети ценят во взрослых больше всего. Выберем ли мы простую куклу, зверушку, машинку - игрушку, снабженную минимумом деталей, без излишних подробностей и технических возможностей? Отважимся ли сами сделать для ребенка ветряк-вертушку или куклу, лук со стрелами или фонарь? Чаще всего нет. В результате получается, что потребительское отношение к жизни, бездеятельность и леность мы закладываем в своих детях сами. А ведь возможен и другой подход: "Да, мир несовершенен. Но его можно делать лучше, удобнее, уютнее, и я помогу тебе в этом". Руководствуясь этим принципом, двигаясь малыми шагами, мы вместе с ребенком можем сами создавать то, чего еще нет. Именно создание того, чего еще нет, и называется творчеством. Двигаясь малыми шагами, мы вместе с ребенком можем сами создавать что-то. Тут не обойтись без фантазии. Не хватает тарелочек - тарелками будут ореховые скорлупки. У куклы должна быть своя куколка - сделаем из носового платка или ниток. Машинисту поезда нужен дом - не беда, что нет готового, им станет раскрытая книга, укрытая лоскутом ткани, а кроваткой - еще один лоскут, свернутый в рулончик. Новые приключения покрывала Давайте уже сегодня сделаем первые шаги на пути к новой, интересной домашней жизни, наполненной фантазией. Первое: мы предлагаем вам пересмотреть то, с чем играет ваш ребенок. Вы с удивлением можете заметить, что это могут быть и не игрушки, а что-то из домашнего имущества или кажущегося мусора. Если ничем таким он в своей игре не пользуется, то вам есть над чем поработать! И это замечательно! Сколько нового и интересного вам откроется! Подумайте, что вы можете разрешить малышу брать для игры или передать в детское пользование насовсем. Итак, все, что вы намерены смастерить или приспособить для игры - это игрушки, хотя их и не встретишь в продаже. Более правильное их название - игровые материалы: - лоскуты однотонных тканей красивых оттенков разных размеров - от довольно больших до очень маленьких; - подушки и подушечки; - столы, стулья и скамейки; - чурбаки из веток и древесных стволов различных размеров и форм, изогнутые сучья, коряги, обработанные наждачной бумагой и воском; - шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, косточки, пучки веток или соломы, разложенные по небольшим корзинкам-коробочкам; - корзины, непряденая овечья шерсть, шнуры, сплетенные или связанные из пряжи. Добавьте к этому списку многое-многое другое, что может становиться игрушками по воле фантазии ребенка. Ветвистый сук может стать рогами оленя, а если на него накинуть коричневый или зеленый лоскут, то он будет горой. Кусок коры может быть корабликом, рубанком, педалью автомобиля или крышей домика. Лоскут темно-синей ткани становится озером, а если его свернуть в узкую полоску, то полотном железной дороги. А если это маленький лоскуток, то он может стать бельем для кукольной кроватки, плащом для куколки, а в опытных руках - волшебным образом превратиться в узелковую куколку или зверушку. И это лишь несколько возможных идей. То, что эти предметы оставляют простор для детского воображения и открыты для всевозможных чудо-превращений - их главный признак и несомненное достоинство как игрушек. Список достоинств можно продолжить. Для игры с такими игрушками практически не существенен возраст ребенка. А в том, как ребенок с ними играет, становясь все старше, как раз и проявляется его развитие - игрушки растут и развиваются вместе с ним, обретая все более совершенные игровые образы. Столы, стулья и ширмы, покрывала и лоскутки, коряги и чурбачки - все они дают необъятные возможности для конструирования в большом и малом объеме. Разнообразные мелочи по желанию или по необходимости, как бы сами по себе, без директивных указаний взрослого, упражняют малыша в сериации[1] и классификации[2]. Например, деревянные столбики при возведении построек выстаиваются от самого низкого до самого высокого, а при ежедневной уборке волоей-неволей приходится сортировать на группы и раскладывать по местам перемешавшиеся орехи, каштаны, ракушки, скорлупки и пр. Эти же предметы могут играть роль вкладышей для коробок форм[3], в качестве которых используются разнокалиберные коробочки с крышками. Огромное разнообразие и сложные нюансы движений, которые ребенок непрерывно осуществляет при обращении с таким разнообразным материалом, упражняют крупную и мелкую моторику так, как это не могут делать многие направленные на это специализированные методики. Примечания: [1] Сериация - выстраивание предметов в ряд в порядке возрастания или убывания. [2] Классификация - разбиение предметов на группы. [3] Коробка форм - предмет для игры, в ходе которой малышу нужно проталкивать фигуры (вкладыши) через прорези, соответствующие этим фигурам по форме. Обычно для этого используется коробка или другая емкость с прорезями в стенках или крышке. В богатстве и разнообразии опыта восприятия никакая промышленность не сравнится с природой. Цвет, фактура, тяжесть, легкость и многие другие свойства могут быть пережиты ребенком и освоены в непосредственном эмпирическом опыте, а не теоретически. Большинство необходимых вещей можно найти на прогулке в саду, в лесу, у моря, или же в бабушкином сундуке, а иногда даже за обеденным столом. Таким образом, появление игрушек в доме не требует значительных материальных затрат и сохраняет дом от засилья игрушечного хлама. В дополнение ко всему этому очень здорово, если ребенок получает игрушки, созданные теплыми родными руками мамы или папы. В наш век дефицита тепла человеческих отношений это становится особенно актуально.
  • » Комментарии 0
Похожие статьи:
Loading...