Некоторые специалисты предлагают для тренировки терморегуляторов уже с рождения на короткое время прикладывать стакан с холодной водой к разным участкам кожи младенца. Полезно быстро касаться прохладными пальцами тела ребенка при его перепеленывании, переодевании, оставлять его при этом на короткое время обнаженным. Критерием продолжительности процедуры служат хорошее самочувствие ребенка, теплые нос и конечности.
Очень полезно начавшему ходить ребенку предоставить возможность делать это босиком. Сначала это можно начинать делать в комнате, а весной, летом и (уже закаленному ребенку) осенью — около дома по дорожке, в саду по траве и песку (вначале очень короткое время). Условие — надежная защита от травм и хорошее самочувствие ребенка.
Под влиянием закаливания воздухом, водой, рассеянным солнечным светом повышаются сопротивляемость и выносливость организма к меняющимся влияниям внешней среды: увеличивается иммунологическая устойчивость к заболеваниям, совершенствуются механизмы терморегуляции, уравновешивается состояние нервных процессов. Включение закаливания в комплекс восстановительного лечения несомненно повышает эффективность этого лечения.
Очень важно при выборе средств закаливания учитывать возраст ребенка, состояние его здоровья, характер заболевания, особенности реактивности организма.
Чем ребенок слабее, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур, но делать их обязательно! Вместе с тем надо учитывать, что положительное воздействие закаливания резко снижается даже при двухнедельном перерыве. Поэтому, если ребенок все же заболеет и придется на время болезни отменить эти процедуры или, по совету врача, оставить некоторые с уменьшенной силой воздействия, то после болезни надо все начинать сначала: с индифферентных температур раздражителя (например, воды с 350С), и лишь постепенно переходить к снижению температуры воды (воздуха).
Проводя закаливание, надо придерживаться основного его принципа: постепенность увеличения раздражающего воздействия средств закаливания за счет снижения температуры воздуха, воды и продолжительности воздействия этих факторов. Необходимы систематичность и регулярность воздействия, т.е. ежедневное проведение закаливающих процедур (и по нескольку раз в день).
Показателем правильности осуществления процедуры служат самочувствие и внешний вид ребенка. Прежде всего процедура должна быть приятной. У ребенка не должно появляться «гусиной кожи», он не должен бледнеть, нежелательно охлаждение кожи кистей, стоп, носа. Если это случается во время процедуры, то, значит, она проводится неправильно.
Необходимо строго соблюдать воздушный режим в комнатах — хорошо их проветривать. Лучший способ проветривания — сквозное, которое можно устраивать в отсутствие детей. В теплое время года закаленному ребенку небольшой сквозняк не повредит. В осенне-зимнее время проветривать помещение необходимо 4-5 раз в день по 10-15 мин. Летом окно должно быть открыто, температура воздуха в помещении, где находится грудной ребенок, — +22…+20 С. Исследования показали, что рост и развитие ребенка задерживаются, если температура среды, где он находится, превышает эту температуру. Полезно при каждом перепеленывании детей оставлять их на некоторое время обнаженными (на 4-5 мин.). Надо следить за тем, чтобы дети в это время не плакали, были в хорошем настроении и имели возможность двигаться. Температура воздуха во время воздушной ванны должна постепенно снижаться до 20-18° С. Раздевать ребенка надо постепенно. Это позволяет регулировать силу воздействия воздуха в процессе закаливания. Желательно как можно больше бывать на воздухе. Летом за городом постараться вынести на воздух писание, сон, гимнастику, игры. Полезно гулять в любое время года, но и одетым быть по погоде. Не кутать ребенка!
Детей с 2-3-недельного возраста в холодное время надо выносить на улицу, если нет сильных морозов. Продолжительность первой прогулки — 10 мин., в дальнейшем- до 1,5-2 ч два раза в день. В теплое время года прогулки с ребенком должны быть ежедневными, по 2-2,5 ч. между кормлениями 2-3 раза в день.
Очень полезны водные процедуры, начиная с умывания ребенка. Начальная температура воды при этом 28-25° С, т.е. близка к температуре кожи открытых частей тела. Для закаливания используют мытье рук перед едой, ног перед сном, подмывание, игру с водой.
При обтирании, обливании начальная температура воды равна 34° С. Постепенно, в течение 10-15 дней, надо снижать температуру воды до 26-23° С. После влажного обтирания растереть кожу ребенка до порозовения, одеть его. Полезно обтирание ребенка раствором морской соли (1 ч.л. на 1 стакан воды). Эту процедуру можно делать при здоровой коже. Варежку из махровой ткани смачивают в приготовленном растворе, надевают на кисть и быстрыми движениями обтирают тело, в первую неделю — верхнюю половину, а спустя неделю присоединяют обтирание нижней половины тела. Направления движения руки взрослого при обтирании следующие: руки ребенка надо обтирать от пальцев к плечам, грудь — круговыми движениями по часовой стрелке, спину — от середины позвоночника к подмышечным линиям, ноги — от стоп вверх к тазу, живот — по часовой стрелке, ягодицы — не раздвигая их. Каждое движение повторяют 2-4 раза. Можно после 2-4 недель систематических обтираний перейти к обливанию водой: начинают обливание с ног, ягодиц, далее грудь и живот, заканчивают обливанием левого и правого плеча). Эту процедуру можно проводить с 9-12 месяцев (более закаленному ребенку — и раньше).
Интересен положительный опыт по закаливанию, предложенный таллиннскими медиками: махровое полотенце смачивают «морской» водой (одна столовая ложка морской соли на 1 л воды), температура воды 22° С. Начиная с 6 месяцев, после сна ребенка опускают на махровое полотенце на 2-3с, ребенок «прыгает», «подтанцовывает». Не вытирая стопы, переходят к другим элементам туалета. Через 2 недели, при условии хорошего состояния ребенка, можно увеличить холодовую нагрузку. Ребенка опускают на влажное полотенце (на 2-3 с.) которое находилось до этого в полиэтиленовом пакете в холодильнике.
Очень полезны ножные ванны (или топтание в воде). Начинать можно с температуры 35° С. Наливают в ванну воду несколько выше уровня щиколоток ребенка. Он должен пройти по воде 5- 6 раз. Затем наливают воду на 2-3 градуса холоднее. После ванны вытирают ноги ребенка и укладывают его спать (стопы можно и не вытирать). Не следует проводить обливание ног (или топтание в воде) холодной водой при холодных ногах ребенка. Температура кожи стоп должна быть выше температуры воды на несколько градусов.
Другой вариант закаливания: после гигиенической ванны ребенка обливают водой 28-22° С.
Детей первого года жизни, тем более ослабленных заболеваниями, закаливать прямыми солнечными лучами следует очень осторожно и под контролем постоянно находящегося рядом взрослого. Лучше начинать закаливание, пользуясь рассеянными солнечными лучами. Дети находятся в так называемой солнечной (кружевной) тени деревьев. Вначале они должны быть одеты в рубашки из легкой светлой ткани при температуре воздуха 22-24° С. В середине бодрствования ребенка надо раздеть и оставить обнаженным на несколько минут, постепенно увеличивая это время до 10 мин. На голову ребенка надо надеть белую панаму. Полезно, чтобы он в это время свободно перемещался в манеже, на площадке, играя с игрушками. При хорошем общем состоянии, после предварительной хорошо переносимой тренировки в кружевной тени деревьев, ребенка можно подставить и под солнечные лучи, вначале на 0,5 мин., а затем постепенно увеличивать дозировку до 5 мин. Выбрать для этого время или до 10-11 ч., или после 17 часов. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегрелся. При покраснении лица, появлении раздражительности, возбудимости надо увести его из солнечной тени деревьев или из-под прямых лучей солнца в тень, напоить остуженной кипяченой водой.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.КарпаЕсли у грудного ребенка есть предрасположенность к , желательно избегать этих продуктов, поскольку существует так называемый суммарный эффект. На единичное употребление продукта аллергии может и не быть, но реакция возникнет при систематическом нарушении диеты и злоупотреблении заведомыми аллергенами. Термическая обработка (варка, кипячение) способна снизить аллергенные свойства яиц, овощей и фруктов.
4—6 месяцев | овощи, фрукты (кроме цитрусовых), рис, мясо, цыплята и бобовые (например, чечевица) |
6—12 месяцев | мучные изделия (например макароны, хлеб, печенье), рыба, яйца, йогурт, сыр и цитрусовые |
после года | обычное коровье молоко |
В раннем возрасте пищевая аллергия обычно проявляется изменениями на коже — . Характерны покраснение, сухость и шелушение кожи, сопровождающиеся зудящими высыпаниями и порой появлением мокнущих участков и расчесов в ответ на погрешности в диете кормящей матери или при введении прикорма. Типичны покраснение кожи вокруг ротика и ануса малыша, стойкие опрелости, трудно поддающиеся традиционной терапии. На волосистой части головы могут появиться себорейные корки. Изменения в ротовой полости проявляются , изменением зубов (, пятнами и бороздками на зубах) и языка («географический язык»). Заболевание нередко сопровождается задержкой физического и психомоторного развития, рахитом, , частыми простудными заболеваниями, расстройствами пищеварения (диареей или , обильными срыгиваниями, коликами).
Таблица 7.2. Основные группы пищевых добавок и цель их применения | ||
Е-номер | Цель | |
Красители | Е100-Е180 | придать пище более привлекательный вид |
Консерванты | Е200-Е297 | предотвратить рост бактерий и увеличить срок годности |
Ароматизаторы | нет | придать запах, который часто теряется при обработке |
Антиоксиданты | ЕЗОО-Е321 | предупредить окисление под действием кислорода, в частности потемнение фруктов |
Эмульгаторы и стабилизаторы | Е322-Е495 | улучшить текстуру пищи |
Усилители запаха | Е62О-Е635 | усилить запах пищи |
Профилактикой и лечением пищевой аллергии в младенческом возрасте является исключение из рациона ребенка и кормящей матери продуктов, вызывающих аллергию, и длительное грудное вскармливание до 1-1,5 лет. Важно знать, что пищевая аллергия может стать пусковым моментом в развитии повышенной чувствительности к другим аллергенам (пыли, пыльце) в более старшем возрасте. При невнимательном отношении к лечению и болезнь идет «снаружи внутрь».
Таблица 1. Наиболее распространенные пищевые аллергены
Животного происхождения | Растительного происхождения |
Коровье молоко | Бобовые: орехи, соя, горошек, бобы, чечевица |
Козье молоко | Зерновые: пшеница, рожь, ячмень, кукуруза |
Куриное яйцо | Фрукты и овощи: красной и оранжевой окраски, киви, авокадо, дыня, виноград, клубника, земляника, персик, каштан, хурма, гранаты, цитрусовые, свекла, морковь |
Рыба и морепродукты |
У детей постарше проявлениями аллергии все чаще бывают не только поражение кожи, но и дыхательных путей, в частности или бронхиальная астма.
Таблица 2. Пищевые продукты, вызывающие пищевую аллергию у детей первых лет жизни
Пищевой продукт | Аллергенантиген | Частота выявления |
Коровье молоко | Белки: 3.2 г100 мл Казеин Бычий сывороточный альбумин b -лактоглобулин a-лактоальбумин |
79 -89% |
Соя | S-белок | 15-26,2% |
Зерновые | Глютен | 30-40% |
Яйцо | Овальбумин Овомукоид |
65-70% |
Рыба и морепродукты | М-белок | 90-100% |
Для выявления продуктов, вызывающих аллергию у ребенка, ведите пищевой дневник. В нем учитывайте все, что съел ваш ребенок в течение дня и какова была реакция на тот или иной продукт. Такой анализ в течение нескольких недель или месяцев может значительно облегчить жизнь как ребенку, так и его родителям.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Ребенку с артериальной гипотонией обычно ставится диагноз « по гипотоническому типу» или «нейроциркуляторная дистония по гипотоническому типу».
Причины артериальной гипотонии
Патологические причины стойкого снижения артериального давления могут быть не установлены. Такая форма носит название первичной гипотонии.
Наличие первичной гипотонии можно объяснить:
— наследственной предрасположенностью (родственники ребенка страдают гипотонией);
— особенностями конституции (астеническое телосложение);
— неблагоприятным течением беременности и родов;
— периодом полового созревания;
— характерологическими особенностями больного (склонность к ипохондрии, депрессии, негативному отношению к жизни);
— социальными факторами (стрессы, нарушения , переутомление, сниженная физическая активность).
Снижение давления может быть одним из проявлений, симптомов какого-либо заболевания. В случае, если причину гипотонии установить удалось, ее рассматривают как вторичную, или симптоматическую.
Вторичная (симптоматическая) гипертония бывает при:
— заболеваниях сердечно-сосудистой системы (врожденные пороки сердца, кардио-миопатия, миокардит, перикардит);
— язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки:
— туберкулезе, , бронхиальной астме;
— снижении функции щитовидной железы (гипотиреоз);
— заболеваниях надпочечников;
— :
— заболеваниях почек;
— психических заболеваниях;
— энцефалопатии, гидроцефалии;
— после приема некоторых лекарств (препараты для снижения давления, димедрол, атропин и др.).
Клиническая картина артериальной гипотонии
Здесь мы рассмотрим клинику первичной гипотонии (см. выше), так как при вторичной гипотонии ведущими будут симптомы основного заболевания, ее вызвавшего.
. Для артериальной гипотензии характерны головные боли по утрам, вскоре после просыпания, сопровождающиеся слабостью, недомоганием, чаше в лобной, теменной области или в затылке, приступообразные, давящие или пульсирующие. Боль может усиливаться на первых уроках в школе, при изменении погоды, при эмоциональной нагрузке.
При тяжелом течении гипотонии боли настолько частые и сильные, что дети не могут посещать школу, выполнять обычную работу по дому и даже играть. Во время приступа головной боли они обычно ложатся в постель.
Снижение работоспособности. Проявляется слабостью, быстрой утомляемостью, ребенка при небольшой физической и умственной нагрузке. Ребенок быстро устает, истощается, становится вялым и апатичным, даже длительный сон не всегда приносит ему бодрость и ощущения отдыха.
При тяжелом течении гипотонии у ребенка страдает память, он с трудом концентрирует внимание, быстро отвлекается, медленно соображает. Такие дети не успевают в школе и долго выполняют домашнее задание.
Эмоциональная лабильность. Пораженческая позиция. Для детей с гипотонией характерны частая смена настроения, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, раздражительность. Озабоченность своим здоровьем придает их поведению избыточную осторожность, боязливость, лишает раскованного поведения, оптимизма, жизнерадостности, живости. Постоянно сниженное настроение и депрессивный настрой ребенка (высокая тревожность, страхи, пессимизм, неверие в свои силы, неудовлетворенность жизнью, повышенное чувство вины и одиночества) также являются причинами социальной дезадаптации. Ребенку, страдающему гипотонией, сложно устанавливать контакты со сверстниками, строить прочные, здоровые взаимоотношения с людьми.
Головокружения и обмороки. с гипотонией возникают в основном при перемене положения тела из горизонтального в вертикальное, а также когда ребенок резко встает (в том числе и при выполнении физических упражнений).
Головокружения могут появляться, когда ребенок долго стоит или находится в душном помещении.
(или синкопальные состояния) встречаются при тяжелом или средне-тяжелом течении заболевания. Им предшествуют эмоциональные переживания и длительное пребывание ребенка в положении стоя. Вспомните, когда вас принимали в пионеры, от духоты, длительного стояния и волнения наверняка кто-нибудь из ваших одноклассников упал в обморок.
Вегетативные кризы. Это приступ внезапного резкого ухудшения самочувствия, сопровождающийся появлением сильной слабости, вялости, тошноты, слюнотечения, резких , сердцебиения. Кожа больного бледная, покрыта холодным липким потом.
Боли в области сердца. Боли в животе, снижение аппетита, тошнота, рвота, метеоризм, понос или запор.
Боли в мышцах и суставах. Жалобы на боли в различных органах не связаны с их заболеваниями. Органы обычно здоровы, а боли функционального характера. При этом жалобы непостоянны, а конкретную локализацию боли ребенок указать, как правило, не может.
Носовые кровотечения. Тяжесть течения заболевания зависит от выраженности вышеперечисленных проявлений.
Когда течение болезни легкое, могут быть относительно редкие и непродолжительные головные боли, а на первый план выступают эмоциональные расстройства (эмоциональная лабильность, вспыльчивость, расстройства сна и др.). Головокружений, обмороков, вегетативных кризов при легком течении гипотонии не бывает.
Тяжелое течение гипотонии сопровождается всеми клиническими проявлениями, причем максимально выраженными. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка и резкому снижению качества жизни.
Диагностика артериальной гипотонии
Диагноз артериальной гипотонии ставится на основании измерения артериального давления в первой половине дня в положении сидя.
Трехкратное измерение артериального давления с интервалом в 3 минуты. Измерение артериального давления в первой половине дня через час после повышенных физических и умственных нагрузок (через час после урока физкультуры или через час после контрольной работы).Стойкое снижение давления при измерении его вышеперечисленными способами говорит о наличии у ребенка артериальной гипотонии.
Какое давление можно считать сниженным?
Возраст Цифры артериального давления ниже
7-9 лет 80/40 мм рт. ст.
10-13 лет 85/45 мм рт. ст.
14-15 лет 90/50 мм рт. ст.
16-17 лет 90/55 мм рт. ст.
Для определения тактики лечения необходимо уточнение причин, вызвавших стойкое снижение артериального давления. Поэтому врач может предложить провести вашему ребенку некоторые дополнительные методы обследования на свое усмотрение.
Дополнительные методы обследования при артериальной гипотонии
Измерение артериального давления в течение суток (суточное мониторирование). Электрокардиография (ЭКГ). Ультразвуковое исследование сердца (ЭХО-КГ). Проведение клинортостатической пробы. Исследуют состояние больного при его переходе из горизонтального положения в вертикальное. Велоэргометрия. С помощью этого метода можно оценить адаптационные возможности организма при физической нагрузке. Реоэнцефалография (РЭГ). Электроэнцефалография (ЭЭГ). Ультразвуковое исследование мозга (ЭХО-ЭГ). Осмотр офтальмологом глазного дна. Оценка состояния вегетативной нервной системы. Для этого проводят специальные пробы. Консультация психолога.Лечение артериальной гипотонии
Нелекарственные методы лечения.
Режим дня. Сон ребенка, страдающего артериальной гипотонией, должен продолжаться не менее 9 часов. Спать лучше с возвышенным изголовьем.
Ежедневные прогулки не менее 2 часов.
Обязательная утренняя гимнастика и водные процедуры (контрастный душ).
Избегать горячие ванны, длительное пребывание на солнце.
Занятия физкультурой. Подойдут следующие виды спорта: лыжи, коньки, бег в медленном темпе, велосипед, гимнастика, танцы, плавание, теннис. Физическая нагрузка должна быть дозированной, то есть не приводить к излишнему утомлению.
Массаж. Общий массаж, массаж воротниковой зоны, кистей рук, икроножных мышц и стоп.
Диета должна быть богата витаминами, особенно витаминами группы В, С: пивные дрожжи, цельные зерна (пшеница, рожь), хлеб из муки грубого помола, нешлифованный рис, овсяная и гречневая крупы, мясо, почки, печень, рыба, яйца, сливочное масло, простокваша, кефир, бобовые, орехи грецкие, арахис, черная смородина, цитрусовые, шиповник, шпинат, лук-порей, капуста, свежие овощи и фрукты. Также следует включать в рацион тонизирующие напитки (чай, кофе).
Физиотерапевтические процедуры. Назначает врач-физиотерапевт. Электрофорез; электросон; ванны хвойные, солено-хвойные, минеральные, шалфейные; душ Шарко, циркулярный душ, веерный душ.
Закаливание.
Психологическая помощь. Важно помнить, что весьма важную роль в происхождении артериальной гипотензии играют психологические особенности личности ребенка и его эмоциональное состояние. Страдающие гипотонией дети очень чутки к различным психическим травмам. Они не могут адаптироваться к тем условиям неблагоприятной психологической обстановки, с которыми готов легко справиться. Эмоциональное состояние ребенка сильно зависит от непростых житейских обстоятельств и происшествий (конфликты в семье, со сверстниками, учителями в школе, болезнь или развод родителей и т. д.). В стрессовой ситуации, где обычный ребенок может собраться и спокойно решить проблему, больной-гипотоник оказывается беспомощен и бессилен. Он «опускает руки», начинает винить во всем себя и сложившиеся обстоятельства, не пытаясь ничего предпринять.
Работа с психологом, занятия в группах психологической поддержки, различные психологические тренинги — залог успешного лечения этого контингента больных. Очень важно наладить отношения с ребенком и по возможности стараться оберегать его нежную психику от излишних эмоциональных нагрузок.
Лекарственная терапия.
Группа адаптогенов, препараты растительного происхождения, обладающие тонизирующим, стимулирующим эффектом. Настойки элеутерококка, женьшеня, лимонника, аралии, левзеи, заманихи. Назначаются в утренние часы из расчета: 1—2 капли настойки на год жизни ребенка 1-2 раза в день. К примеру, если ребенку 10 лет, его разовая доза составит 10-20 капель.
При кардионеврозе (жалобы на боли в области сердца, сердцебиение). Смешать настойку боярышника и валерианы в равных пропорциях и принимать по 2 капли на год жизни ребенка 3 раза в день до еды.
Или настойка пиона из расчета 4 капли на год жизни ребенка в вечернее время в чай или воду.
Препараты, повышающие артериальное давление (назначает врач).
Препараты, устраняющие невротические проявления: страх, тревогу, эмоциональную напряженность (назначает врач).
Ноотропные препараты, улучшающие обменные процессы в головном мозге: ноотропил, пантогам, пирацетам, фенибут, энцефабол, аминалон. На выбор врача.
Препараты, улучшающие кровообращение мозга: оксибрал, кавинтон, винпоцетин, циннаризин. На выбор врача.
Витаминные или витаминно-минерольные комплексы на усмотрение врача: нейромультивит, бенфогамма, алвитил. алфаВИТ, йодо-марин (при дефиците йода), дуовит и др.
Фитотерапия.
Фитосбор № 1 (при неврозе: утомляемость, раздражительная слабость, эмоциональная лабильность):
корневища с корнями валерианы 2 части,
трава вереска 3 части,
трава зверобоя 4 части,
трава мелиссы 2 части,
трава лаванды
колосковой 1 часть,
трава донника 1/2 части.
Заварить 1 ч. л. сбора 1 стаканом кипятка, настоять в течение 1 часа, процедить. Принимать по 1-2 ст. л. (в зависимости от возраста) 3-5 раз в день.
Фитосбор № 2 (при нарушении сна). Положить в кроватку ребенка мешочек из хлопковой ткани со смесью лекарственных трав:
корни и корневища валерианы 50 г,
трава душицы 30 г,
трава тимьяна ползучего 50 г,
листья мяты перечной 20 г,
трава чистеца
буквицецветного 20 г.
Фитосбор № 3 (при неврозе):
цветки ромашки 3 части,
листья крапивы 2 части,
экстракт элеутерококка 2 части,
трава сушеницы топяной 2 части,
листья мелиссы 1 часть,
трава пустырника 2 части,
кукурузные рыльца 2 части.
Заварить 1 ч. л. сбора 2 стаканами кипятка, настоять 1-2 часа, пить в течение дня.
Фитосбор № 4 (при кардионеврозе: жалобы на боли в области сердца, сердцебиение и др.):
плоды боярышника 5 частей,
трава душицы 3 части,
трава крапивы 1 часть,
трава сушеницы 4 части,
корень валерианы 1 часть,
трава шалфея 2 части,
трава мать-и-мачехи 2 части,
трава зверобоя 3 части.
Заварить 2 ч. л. сбора 500 мл кипятка, настоять 2 часа, процедить и пить по 50-100 мл (в зависимости от возраста) в теплом виде 2-3 раза в день за 30 минут до еды.
Ванны с валериановым корнем (при страхах). Приготовить настой корня валерианы (2 ст. л. на 500 мл кипятка). Вылить в ванну температурой 37 °С. Принимать ванну на ночь, начиная с 5 минут, постепенно доводя время пребывания в ванне до 10 минут. Курс — 8-10 ванн.
Ароматерапия.
При неврозе: эфирные масла лаванды, мяты, мелиссы в пропорции 3:2:3 вдыхать, используя аромалампу, во второй половине дня 10-15 минут.
Против депрессии: взять по 1 капле апельсинового масла, масел шалфея, грейпфрута, иланг-иланга, пачули и лаванды. Использовать аромалампу или нанести на носовой платок.
При головной боли: нанести смесь масла герани и транспортного масла в пропорции 1:3 на лобную, височную, затылочную область, ладони и подошвы стоп.
Для улучшения сна: взять по 1 капле масел апельсина, лаванды, мяты и аниса. Использовать аромалампу.
Тонизирующая смесь: взять по 1 капле масла розмарина, можжевельника, лимона и кедра. Использовать аромалампу.
Гомеопатическое лечение. При неврозе, неврастении, нарушении сна, повышенной возбудимости: валерианахель, нотта, эдас 916.
При лечении вторичной симптоматической гипотонии дополнительно назначаются препараты, помогающие в терапии болезней (болезни почек, щитовидной железы и т. д.), вызывающих снижение давления.
Как мы видим, жалобы, предъявляемые больными артериальной гипотонией, весьма разнообразны, как и ее проявления. Поэтому зачастую врачу бывает очень сложно разобраться в истинных причинах плачевного состояния чахнущего ребенка.
Можно очень долго искать источник его плохого самочувствия, посетить не одного специалиста и провести массу дополнительных исследований, прежде чем докопаться до истины. Наберитесь терпения и обязательно обратитесь за помощью к врачу. Лечение артериальной гипотонии сложное, комплексное и длительное, потому что болезнь протекает хронически и с трудом сдает свои позиции.
Установление и устранение причины длительного субфебрилллитета у ребенка — непростая задача, требующая порой значительных усилий как со стороны врачей, так и родителей. Во всех случаях субфебрилитета ребенок должен быть тщательно обследован, желательно в больнице. Необходимы дополнительные инструментальные исследования, анализы, консультации различных специалистов. Прогноз и лечение зависят от болезни, вызвавшей субфебрилитет.
Частые причины субфебрилитета у детей
Хроническое вялотекущее воспаление ЛОР-органов: аденоидит, , , и др. Кариозные зубы. Термоневроз. Туберкулез. Воспаление почек (пиелонефрит). Хроническое воспаление кишечника, желчного пузыря, хронический аппендицит Хроническое воспаление яичников у девочек Глистные и паразитарные инвазии. Лямблиоз. Лимфогранулематоз. Опухоли. Повышение функции щитовидной железы (гипертиреоз). . Ревматизм. Хламидиоз. Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
