Дизартрия у детей

Дизартрия

Дизартрия — заболевание в логопедии, связанное с расстройством произносительной организации речи. Обычно предпосылкой к дизартрии служит поражение центрального отдела анализатора речи и движений, а также нарушения снабжения нервами мышц аппарата артикуляции. При дизартрии пациент вынужден страдать от нарушения моторики речи, у него затруднено произношение звуков, нарушена система речевого дыхания и голоса. Тяжелой формой дизартрии можно назвать анартрию.

  • Причины дизартрии
  • Классификация дизартрии
  • Симптомы дизартрии
  • Характеристика клинических форм дизартрии
  • Диагностика дизартрии
  • Коррекция дизартрии
  • Прогноз и профилактика дизартрии

Диагностировать дизартрию можно с помощью повсеместно распространенных исследований: электроэнцефалографии, электромиографии, магнитно-резонансной томографии области головного мозга и так далее. Кроме того, в ходе обследований на выявление дизартрии проводятся и логопедические исследования устной и письменной речи. Скорректировать неприятные последствия дизартрии можно с помощью лечебных мероприятий, включающих в себя медикаментозное лечение, лечебную физическую культуру, специальный массаж, логопедические занятия, специализированную гимнастику артикуляции и так далее.

Дизартрия признана одним из наиболее тяжелых нарушений в области логопедии, и при выявлении соответствующих симптомов лечебные мероприятия должны быть начаты незамедлительно. Пациенты, страдающие дизартрией, имеют невнятную и нечленораздельную речь. Ранее случаи дизартрии у детей были единичными и составляли не более 5% от всего числа больных с логопедическими нарушениями. Однако в последние годы был отмечен рост числа страдающих этим недугом, причем темпы распространения дизартрии увеличиваются с каждым годом. По распространенности дизартрия находится на втором месте после дислексии.

Поскольку появление дизартрии связано не только с внешними, но и с внутренними факторами и обусловлено нарушениями, относящимися к психиатрии и неврологии, лечебные мероприятия назначаются не только логопедом, но и специалистами данных областей. Ход лечения подбирается в соответствии с индивидуальными особенностями того или иного случая.

Причины дизартрии

Как было сказано ранее, дизартрия — заболевание, связанное не только с логопедическими, но и с психиатрическими и неврологическими нарушениями. Потому и причины возникновения этого расстройства исходят из этих предпосылок.

Нередко дизартрия сопровождает детский церебральный паралич, подразумевая те же причины появления. Это поражения центральной нервной системы органического характера. Как правило, возникают эти нарушения во внутриутробном периоде, во время родов или же в период раннего развития — до двух-трех лет. Если говорить о периоде беременности, то факторами появления дизартрии могут выступить токсикозы, гипоксия плода, конфликт резус-факторов, соматические заболевания матери. В период раннего развития и во время разрешения матери причинами появления нарушения могут стать патологическое течение родов, травмы, асфиксия, ядерная желтуха. Нарушение также может проявиться и у недоношенных детей. Дети, страдающие ДЦП, в большинстве своем также имеют это логопедическое заболевание — процент поражения составляет практически 100%.

Нейроинфекции (например, менингит или энцефалит) часто также несут появление дизартрии. Помимо них, факторами появления являются гнойный отит, гидроцефалия, черепно-мозговые травмы, интоксикация, протекающая в тяжелой форме. Чаще всего ей сопутствуют и поражения ЦНС.

Несмотря на то, что заболевание чаще всего появляется в детском возрасте, и у взрослых людей может возникнуть дизартрия. В большинстве случаев это обусловлено перенесенными травмами и поражениями ЦНС (инсульты, черепно-мозговые травмы тяжелой степени). Нейрохирургические вмешательства и опухоли головного мозга также могут повлиять на состояние речевого аппарата пациента. Кроме того, дизартрия появляется у больных с рассеянным склерозом и другими заболеваниями этой группы, болезнью Паркинсона, миастенией, миотонией, атеросклерозом, олигофренией и так далее. Проще говоря, в большинстве случаев дизартрию сопровождает тяжелое поражение нервной системы и нарушение деятельности головного мозга.

Классификация дизартрии

Дизартрия, поскольку подразумевает под собой целый ряд нарушений, получила определенную классификацию. Она была создана по принципам локализации заболевания и синдромологического подхода.

Принцип локализации разделяет дизартрию на следующие формы:

  1. бульбарная дизартрия (вызвана поражениями ядер черепно-мозговых нервов, например, тройничного, лицевого или языкоглоточного);
  2. псевдобульбарная дизартрия (вызвана поражениями корково-ядерных проводящих путей);
  3. подкорковая дизартрия;
  4. мозжечковая дизартрия, вызванная поражением мозжечка;
  5. корковая дизартрия, вызванная очаговыми поражениями коры головного мозга.

Принцип синдромологического подхода предлагает следующие виды дизартрии:

  1. спастико-ригидная;
  2. спастико-паретическая;
  3. спастико-гиперкинетическая;
  4. спастико-атактическая;
  5. ататико-гиперкинетическая.

Помимо упомянутых выше классификаций, дизартрию можно рассмотреть и со стороны логопедии. Основой для выделения служит то, насколько ясно и членораздельно сможет изъясняться человек, страдающий этим расстройством. В настоящее время по этому принципу выделяют четыре степени тяжести заболевания:

  1. стертая дизартрия (1 степень тяжести) характеризуется тем, что сопровождающие дизартрию дефекты могут быть распознаны специалистом только в ходе специального логопедического обследования;
  2. 2 степень тяжести, как правило, охарактеризована наличием у пациента дефектов речи, однако речь его остается относительно членораздельной и понятной;
  3. 3 степень тяжести ставится пациенту, когда речь его затруднена настолько, что понятна только его близкому окружению и в редких случаях незнакомым людям;
  4. 4 степень тяжести является анартрией, то есть речь пациента полностью нечленораздельная либо же пациент вообще не может говорить.

Стоит отметить, что определенная степень тяжести ставится врачом после комплекса диагностических мероприятий, зачастую включающих консультации не только логопеда, но и прочих специалистов.

Симптомы дизартрии

Симптомы дизартрии, как правило, хорошо заметны окружающим (за исключением первой степени тяжести). Это затрудненная и невнятная в той или иной степени речь, которую в народе называют «кашей во рту». Обусловлено это явление иннервацией мышц губ, неба, языка, речевого аппарата в недостаточной степени. Дыхательная мускулатура и гортань также развиты недостаточно либо же отличаются определенной дисфункцией.

Дизартрия часто сопровождена нарушенной моторикой артикуляции, то есть имеет место постоянное напряжение мускулатуры губ, их тонус. Теми же явлениями отличаются мускулы и мышцы шеи, языка, лица. Характерно плотное смыкание губ либо же, наоборот, при гипотонии губы не смыкаются, рот полуоткрыт, у пациента имеется обильное слюноотделение. Заметно выражена назализация голоса. Дизартрия, сопровождающаяся мышечной дистонией, может быть выражена изменением мышечного тонуса с низкого на более высокий.

Затрудненное произношение звуков при дизартрии может выражаться в разных степенях. Зависит это от того, насколько сильно поражена нервная система в том или ином случае. В то время как первая степень тяжести дизартрии характеризуется лишь некоторыми дефектами речи и искажениями звуков, которые редко доставляют сильный дискомфорт в жизни пациента, вторая и последующие степени подразумевают более заметные дефекты: замены звуков, пропуски. Речь при этом замедляется, теряет внятность и ясность для окружающих. Речевая активность пациента становится ниже, а в случае анартрии (при параличе мышц) вообще сводится к минимуму.

Дизартрия имеет одну характерную черту: дефекты произношения, речевые нарушения отличаются стойкостью, пациенту трудно их преодолеть, чтобы произнести какое-либо слово. Кроме того, большую длительность занимает автоматизация звуков, артикуляция их крайне затруднена. Для дизартрии характерны некоторые особенности произношения: межзубное произношение сопровождает шипящие и свистящие звуки, может наблюдаться озвончение, смягчение согласных.

Речевое дыхание также затрудняется. При дизартрии пациент делает короткий вдох, в момент произнесения речи дыхание учащается и прерывается. Голосовые интонации также нарушаются: голос становится слабым при произношении звуков, меняется тембр, становясь глухим, пациент произносит звуки «в нос». Речь монотонна.

Поскольку дизартрия подразумевает нечленораздельное произношение звуков, у детей этот фактор приводит к нарушению слухового различия звуков, фонематического анализа и синтеза. Словарный запас не формируется или же формируется с большими трудностями, речь страдающего дизартрией ребенка неструктурированная и зачастую несвязная. При всех этих факторах характерно наличие фонетико-фонематического и общего недоразвития речи, что приводит к сопутствующему появлению некоторых форм дисграфии.

Характеристика клинических форм дизартрии

Дизартрия, как было сказано ранее, имеет ряд клинических форм. Каждая из них характеризуется определенными специфическими чертами. Так бульбарная дизартрия характеризуется амимией, арефлексией. У пациентов нарушены механизмы сосания, глотания пищи, жевания. Артикуляция звуков невнятна, отличается крайней простотой. Согласные произносятся аналогично щелевым звукам. Тембр также имеет характерные черты, к примеру, назализацию или дисфонию.

Псевдобульбарная дизартрия определена мышечным гипертонусом, что ведет за собой нарушения движения языка. Пациент не может поднять кончик языка, удержать его в каком-либо положении. Другие действия языком тоже вызывают трудности. Характерно обильное слюноотделение, глоточный рефлекс усилен. Речь смазана, нечленораздельна, пациент произносит «в нос». Шипящие и свистящие звуки произносятся невнятно.

Подкорковая дизартрия характеризуется непроизвольными насильственными движениями мышц, отвечающих за мимику и артикуляцию. Нарушен тембр голоса, его сила. Имеют место быть гортанные вскрики, которые вырываются у пациента непроизвольно.

Мозжечковая дизартрия характеризует нарушение координации речи, характерен тремор языка, скандированное произношение, выкрики. Речь невнятная, заторможенная. Помимо речевых нарушений, пациенту присущи нарушения координации: шаткость походки, нарушенное равновесие и так далее.

Корковая дизартрия подразумевает нарушение моторики артикуляции. Речевое дыхание, голос не нарушены, однако имеются затруднения и нарушения чтения, письма, понимания речи и тому подобного. Имеется артикуляционная апраксия, которая присуща некоторым формам корковой дизартрии.

Диагностика дизартрии

Выявление дизартрии и назначение последующих лечебных мероприятий, как правило, производится совместно неврологом и логопедом. Назначение неврологических обследований зависит от того, какой диагноз поставлен предварительно.

Наиболее часто для диагностики дизартрии применяются исследования МРТ, электрофизиологической группы, например, ЭЭГ или ЭМГ. К числу логопедических исследований, применяемых при дизартрии, относятся те, которые направлены на оценку речевых и неречевых нарушений. Специалистом оценивается строение артикуляционного аппарата, объем движений, мускулатура и мимика пациента, а также частота и интенсивность дыхания в процессе речи. Собирается анамнез развития речи пациента.

Особое внимание уделяется диагностике устной и письменной речи. В первом случае специалистом исследуется звукопроизношение, темп, ритм и разборчивость речи. Во втором — пациенту предлагается выполнить задания на списывание текста, написать диктант, прочесть текст вслух или же осмыслить прочитанное.

Коррекция дизартрии

Коррекция дизартрии подразумевает систематическую медикаментозную терапию, реабилитационные мероприятия, лечебную физкультуру, физиотерапевтические мероприятия и тому подобное. Неврологом после проведения ряда обследований назначается необходимый комплекс мероприятий, подбирающийся в зависимости от индивидуального случая.

Нередко применяются нетрадиционные методы лечения: дельфинотерапия, изотерапия, пескотерапия, сенсорная терапия и тому подобное. Хорошие результаты показывает применение иглоукалывания.

Логопедические занятия направлены на развитие мелкой моторики, моторики аппарата речи. Проводится работа с дыханием пациента, голосом, межречевой коммуникацией.

Прогноз и профилактика дизартрии

Дизартрия поддается коррекции, если работу над нарушениями начать в раннем возрасте или же на ранней стадии развития. Большую роль в успехе всех мероприятий играет окружение пациента, а также его личные усилия в процессе лечения. При определении у человека первой степени тяжести дизартрии добиться полной нормализации речи удается в большинстве случаев. Такие дети впоследствии свободно обучаются в общеобразовательных школах и легко общаются со сверстниками.

При выявлении тяжелых форм добиться такого результата практически невозможно. Скорректировать удается только состояние речевой функции. В этих случаях комплекс мероприятий значительно шире, а пациенту требуется социализация в специализированных учреждениях. Важна преемственность этих логопедических учреждений: посещать следует специализированные детские сады, коррекционные школы, не пренебрегать лечением в психоневрологических стационарах.

Профилактика дизартрии при наличии факторов, способных вызвать ее развитие в перинатальном периоде, должна производиться с первых дней жизни. Необходимо оберегать ребенка от нейроинфекций, черепно-мозговых травм, а также исключить риски токсических воздействий.

Следует отметить, что большую роль в успешном исходе лечебных мероприятий играет систематический подход и комплексная организация мероприятий. Наряду с традиционным лечением не следует отказываться от нетрадиционных методик. И, конечно, в комплекс мероприятий обязательно должна быть внесена работа по физической активности пациента.

Дизартрия у детей
www.mosmedportal.ru

Дизартрия. Причины возникновения дизартрии. Анартрия — отличия и схожесть

Введение

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Нарушение речи при самых тяжелых поражениях ЦНС, когда речь становится практически невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц, называется анартрией. Дети с тяжелой формой получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи — она понятна для окружающих, но нечеткая.

Понятие дизартрии. Виды дизартрии

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей- дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением. Голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий. Ритм дыхания нарушен. Речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Выделяют бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, корковую, мозжечковую и так называемые “стертые” формы дизартрии [ 4 ].

Бульбарная дизартрия (от латинского bulbus – луковица, т.е. относящаяся к продолговатому мозгу) — форма дизартрии, при которой речедвигательные расстройства развиваются вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер. При бульбарной дизартрии наблюдается периферический парез (т.е уменьшение силы или амплитуды движения, неполный паралич) или паралич лицевой мускулатуры. Развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, что приводит к нарушению и нечеткости артикуляции губных звуков. При двусторонних поражениях нарушения звукопроизношения наиболее выражены. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу приближения их к единому глухому щелевому губному звуку. Звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией.

По внешним клиническим проявлениям бульбарная дизартрия похожа на псевдобульбарную, но бульбарная дизартрия — это поражение самих ядер или корешков черепно- мозговых нервов (7- я, 9- я, 10- я, 12- я пара). Такое поражение даёт парез речевой мускулатуры, которое носит достаточно избирательный характер. Например, может наблюдаться поражение только лицевого нерва, только губной мускулатуры или вялость мягкого нёба. При бульбарной дизартрии нарушается как произвольные речевые движения, так и непроизвольные. При псевдобульбарной же преимущественно страдает произвольное движение. При бульбарной дизартрии в речи может страдать одно движение. Например, “язык кверху”. При бульбарной дизартрии страдают гласные, все звуки приглушены. А при псевдобульбарной присутствует достаточная звучность и звонкость.

Псевдобульбарная дизартрия (от греческого pseudes – ложный) — форма дизартрии, возникающая при двустороннем поражении двигательных корково- ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Влечёт центральный паралич мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами. Различают три формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Спастическую (т.е. спазматическую);
  • Паретическую (паретичность – неподвижность мышц);
  • Смешанную (спастико- паретическую).

Подкорковая дизартрия (от латинских extra – внешне и pyramidalis – пирамидный) — форма дизартрии, которая возникает при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Иногда подкорковая дизартрия также называется экстрапирамидной или гиперкинетической. Она определяется по наличию гиперкинезов в лицевой, дыхательной мускулатуре, языке. Произношение отдельных звуков может быть сохранно. Общая разборчивость речи зависит от управления речевым дыханием и голосом, и зависит от силы голоса. При хорошем звучании голоса речь может быть достаточно понятной. Звонкость голоса непостоянна. Обычно идёт затухание к концу фразы. Голос может быть глухим, напряженным. Отсутствует плавности речи. Трудность подчинения ритма дыхания произвольной регуляции приводит к тому, что звукопроизношение непостоянно. При подкорковой дизартрии наблюдается дискоординация движений дыхательных и артикуляционных мышц. Часто повышен тонус мышц шеи и плечевого пояса. Отсутствует стабильность в построении фразы. Часто наблюдается саливация. При резких спазмах речь невозможна. При подкорковой дизартрии часто наблюдаются нарушения орального праксиса – кинестетическая диспраксия. Подкорковая дизартрия может сочетаться с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости.

Корковая дизартрия — формы дизартрии, при которых моторные расстройства речи возникают в связи с очаговым поражением коры головного мозга. Корковая дизартрия может наблюдаться при двусторонних или односторонних поражениях нижнего отдела передней центральной извилины, при односторонних поражениях коры доминантного полушария мозга. Выделяют кинетический и кинестетический варианты корковой дизартрии.

Мозжечковая дизартрия — форма дизартрии, при которой имеет место поражение мозжечка или его проводящих путей. Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушением модуляции ударений. Голос затухает к концу фразы. При мозжечковой дизартрии отмечается пониженный тонус мышц языка и губ. Язык тонкий, распластанный, его подвижность ограничена, темп движений замедлен. Движения языка неточные, может наблюдаться тремор языка. Большинство звуков при мозжечковой дизартрии назализованы.

Стертая дизартрия – это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Такая форма дизартрии встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки — дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно- гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Также они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

— нарушение звукопроизношения. В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком);

— нарушение просодики — темпа, ритма, модуляции, интонации;

— нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука;

— нарушение грамматического строя речи.

— нарушения двигательного аппарата (дизартрия всегда сопровождает ДЦП);

— нарушение эмоционально- волевой сферы;

— нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление);

— нарушение познавательной деятельности;

— своеобразное формирование личности.

Причины возникновения дизартрии

Искаженное произношение звуков возникает вследствие органического поражения тех участков головного мозга, которые составляют речедвигательную зону. Среди причин важное значение имеют:

— асфиксия (удушье) новорожденных;

— отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия во время беременности и др.);

— поражение нервной системы при гемолитической болезни, обусловленной несовместимостью групп крови матери и плода или по резус- фактору;

— инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп и др.), перенесенные во время беременности;

— стремительные или затяжные роды;

— длительный безводный период;

— механическое родовспоможение (щипцы, вакуум);

— черепно- мозговые травмы;

— нарушения мозгового кровообращения;

— опухоли головного мозга;

— пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно- мозговых нервов (синдром Мебиуса);

— наследственные болезни нервной и нервно- мышечной систем.

Анартрия. Отличия и схожесть с дизартрией

Нарушение речи при самых тяжелых поражениях ЦНС, когда речь становится практически невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц, называется анартрией. При классификации дизартрии по степени понятности речи для окружающих (1- я степень, при которой нарушения речи может выявить только специалист; 2- я, при которой речь понятна окружающим, но всем заметны и нарушения звукопроизношения; 3- я, когда речь понятна только близким ребенка и лишь частично – окружающим) [1], анартрия относится к четвертой, самой тяжелой степени и в свою очередь может подразделяться на тяжелую форму анартрии, когда речь и голос отсутствуют полностью, среднюю, при которой могут присутствовать некоторые звуковые реакции, и легкую, при наличии определенной звуко- слоговой активности.

Анартрия (греч. arthroo — членораздельно произносить) — нарушение речи в виде полного отсутствия способности произносить буквы, слоги, слова.

Анартрия является результатом бульбарного или псевдобульбарного паралича, при котором нарушается функция мышц языка, губ, глотки, гортани, участвующих в артикуляции. Наиболее часто анартрия наблюдается при боковом амиотрофическом склерозе, сирингобульбии, прогрессивном бульбарном параличе, как последствие нарушений мозгового кровообращения (множественные очаги размягчения), при миастении, стволовой форме полиомиелита, а также вследствие таких анатомических дефектов, как волчья пасть, заячья губа, дефекты твердого неба, носовой перегородки, зубных рядов. Анартрия является тяжелой формой дизартрии.

Анартрик не в состоянии громко читать и повторять слова; способность писать обыкновенно вполне сохранена, так же, как и понимание письменной и разговорной речи; интеллект остается не задетым. Страдающему анартрией лишь иногда удается невнятно произнести несколько слогов или же гласных звуков; нередко при этом наблюдаются носовой оттенок и хриплость голоса.

Главным отличием является то, что анартрия — это невозможность говорить из- за отсутствия артикуляции речи, а дизартрия — это затруднение в произношении отдельных звуков, из которых складывается речь.

Схожесть же заключается в том, что оба Расстройства речи происходят из- за нарушения артикуляции, возникающего вследствие поражения мышц или нервов, участвующих в произношении.

Дизартрия нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Существуют несколько форм дизартрии: бульбарная, подкорковая, мозжечковая, корковая, стертая, псевдобульбарная. Наиболее часто встречается стертая форма дизартрии.

Причины дизартрии обычно кроются в различных нарушениях в перинатальный период.

Анартрия – это отсутствие способности произносить звуки, слоги, слова, в то время как дизартрия — это неясность речи, ее неточность. Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту». Анартрия сопровождается параличом мышц артикуляционного аппарата.

При дизартрии требуется комплексное лечебно- педагогическое воздействие. Логопедическая коррекция производится в сочетании с медикаментозным лечением и ЛФК. Особое значение приобретает использование при коррекции произносительной стороны речи логопедических инструментов. В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. Наиболее целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада, в школьные годы — в специальных речевых школах.

  1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. — М.: «Владос», 2009 — с. 287.
  2. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. — М., 1982 — с. 75.
  3. Понятийно- терминологический словарь логопеда./Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997 — с. 400.
  4. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектологов факультетов пед. ин- тов. Изд. 2- е, доп. и перераб. — М.: «Просвещение», 1973 — с. 272.
  5. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. М., 1974, №4.
dohcolonoc.ru

Дизартрия у ребенка — полный список действий для родителей

Ваш сын или дочь плохо разговаривают. Врач говорит вам, что у ребёнка дизартрия. Стоит ли всегда безоговорочно доверять докторам и их диагнозам. И может ли родитель самостоятельно выявить у ребёнка, такое сложное речевое нарушение, как дизартрия. Давайте подробно разберём эти и другие вопросы в данной статье.

Оглавление:

А тот ли диагноз?

Почему я решила начать данную статью с вопроса о том, стоит ли доверять всем врачам, которые ставят диагноз дизартрия. В своей практике, мне часто приходится видеть его, в заключениях неврологов и психиатров. Однако, обследовав некоторых детей, с подобным заключением, я, мягко говоря, приходила в недоумение, почему доктор поставил такой диагноз.

Однажды, я оказалась в кабинете у детского невролога и увидела, как доктор поставил диагноз дизартрия ребёнку, которому задал всего два вопроса: «Как тебя зовут?» и «Сколько тебе лет?». И тогда, мне всё стало понятно. Бумага она всё стерпит, а что станут делать родители малыша, которому поставили подобный диагноз, как и отчего будут его лечить, доктора, видимо, не слишком тревожило.

Нельзя ставить диагнозы за две минуты. Какой бы ни был высококвалифицированный врач.

Существуют специальные тесты, о которых я расскажу ниже, с помощью которых можно диагностировать дизартрию. Да, они занимают время, но после их проведения, вы будете знать, есть у ребёнка дизартрия или нет.

Подвижность речевых органов

При дизартрии ребёнок не может в полном объёме совершать движения, необходимые для речи. Это приводит к нарушению звукопроизношения. В лёгких случаях, это могут быть искажения отдельных звуков, «смазанная речь». В более тяжелых, наблюдаются искажения, пропуски и замены звуков, нарушается темп, выразительность.

При дизартрии могут иметь место параличи и парезы органов артикуляции. Речь становится малопонятной, вплоть до её отсутствия из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).

Часто дизартрия встречается у детей с ДЦП.

Причинами возникновения дизартрии могут быть:

  • отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др.;
  • инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр.) перенесенные во время беременности асфиксия новорожденных;
  • стремительные или затяжные роды;
  • длительный безводный период;
  • механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).

В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Как определить, есть у ребёнка дизартрия или нет

Для определения наличия или отсутствия у ребёнка дизартрии используют специальные тесты.

Попробуйте самостоятельно провести с ребёнком тестовые задания.

Тестовые задания для проверки подвижности речевых органов

Все задания необходимо делать перед зеркалом. Взрослый показывает движения, а ребёнок повторяет. С первого раза он может не понять, как это делать. Поэтому прежде чем сделать выводы, повторите упражнение несколько раз.

  1. Ребёнок губами поочередно делает улыбку, а затем трубочку. Зубы сомкнуты, подбородок неподвижный. Работают только губы.
  2. Необходимо высунуть язык изо рта, а затем убрать его обратно.
  3. Нужно приоткрыть рот и положить широкий, распластанный язык на нижнюю губу. Можно, сказать ребёнку: «Язычок спит, укрывшись одеялом. Давай дадим ему спокойно поспать». Необходимо 5-6 секунд удерживать его в неподвижном состоянии.
  4. Широко открываем и закрываем рот, «шлёпая» губами.
  5. «Шлёпнув» губами открываем рот, затем его закрываем и делаем трубочку. Повторяем несколько раз в той же последовательности.
  6. Рот открыт, кончик языка касается уголков рта. Упражнение «Часики». Имитируем маятник часов.

Результаты:

  • Если все упражнения ребёнок выполняет без каких-либо затруднений, пусть даже не с первой попытки, то дизартрии у него нет.
  • Вы обнаружили нарушения подвижности речевых органов по таким признакам как:
  • Асимметричная работа мышц. Высунутый язык отклоняется вправо или влево от средней линии. Улыбка также смещается в сторону.
  • Невозможность выполнения отдельных движений. У ребёнка совсем не получается сделать какое-то движение. Не может дотянуться кончиком языка до уголков рта. Или только одного уголка.
  • Чрезмерная амплитуда при выполнении движений. Ребёнок хочет коснуться верхних зубов, но слишком сильно высовывает язык изо рта, доставая при этом до верхней губы.
  • Неоправданные синхронные движения речевых органов. Делая одно движение, ребенок неосознанно делает и другое. Например, при совершении движений языком вправо-влево, нижняя челюсть повторяет движения языка.
  • Нарушения тонуса мышц. Наблюдается излишние напряжение мышц языка и губ. Или противоположный вариант, когда мышцы очень вялы.
  • Назализация голоса. Вы слышите, что ребёнок говорит в нос.
  • Общая моторная неловкость. Наблюдается ограничение активных движений. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по «мостику» и т. д. Трудно переключаются с одного движения на другое.
  • Плохо развита мелкая моторика рук. Дети долгое время не могут самостоятельно одеваться. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.

У детей школьного возраста в 1 ом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо», замена букв, гласных, окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма и др.).

Большинство из перечисленных выше признаков, указывают на дизартрию средней степени тяжести.

Признаки лёгкой формы дизартрии:

  • Ребёнок не может сразу найти нужную позу для органов артикуляции.
  • Удержать без изменений в течение 5-6 секунд.
  • Переключиться с выполнения одного движения на другое крайне сложно.
  • Нарушения почти незаметны. Их легко спутать с плохой координацией и неумением выполнять двигательные упражнения по образцу.

Что делать родителям, если у ребёнка дизартрия

В зависимости от степени тяжести дизартрии, можно предпринять следующие действия:

Дизартрия средней степени тяжести.

  1. Показать ребёнка неврологу и логопеду, владеющему техникой логопедического массажа.
  2. Если водить к логопеду возможности нет, самостоятельно дома делать элементы логопедического массажа и комплекс артикуляционной гимнастики.
  3. Формировать правильное речевое дыхание с помощью специальных игр и упражнений.
  4. Развивать мелкую моторику. Это могут быть пазлы, лепка из пластилина, конструкторы LEGO, другие игры и занятия. Также, для развития мелкой моторики, применяют нетрадиционные методы воздействия, такие как Су-Джок терапия. Подробнее об этом, вы можете узнать, прочитав мою статью: «Секреты Су-Джок терапии для развития речи детей».
  5. Займитесь общим укреплением организма малыша.

Лечебная гимнастика, закаливание и другие мероприятия для укрепления здоровья.

Дизартрия лёгкой степени тяжести.

  1. Показать ребёнка врачу неврологу.
  2. Записать на занятия к логопеду.
  3. Если возможности нет, посещать логопедические занятия, то самостоятельно дома с ребёнком делать артикуляционную гимнастику.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Работать над развитием правильного речевого дыхания.

Логопедический массаж

В логопедической практике используют несколько видов массажа:

  • Массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий);
  • Точечный;
  • Зондовый;
  • Аппаратный;
  • Самомассаж.

В задачи входит: нормализация тонуса мышц, ликвидация асимметрии лица; сокращение периода постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Логопедический массаж, в полном объёме, должен делать логопед, прошедший специальные курсы. Некоторые элементы которого, а также самомассаж, родители, вместе с ребёнком, могут делать дома самостоятельно.

Массаж очень эффективный метод при многих артикуляционных расстройствах. Таких как: дизартрия, некоторые формы дислалии, ринолалии. Он оказывает благоприятное воздействие на мышечный тонус, координацию тонких артикуляционных движений.

Перед проведением массажа, важно определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть повышенным (гипертонус) или пониженным (гипотонус).

Как определить, какой тонус мышц артикуляционного аппарата у вашего ребёнка

Для точного определения лучше, конечно, обратиться к специалисту: логопеду или неврологу.

Если возможности проконсультироваться со специалистами нет, тогда можно попробовать самостоятельно это сделать. Вот некоторые рекомендации к проведению обследования:

  • Ребёнок должен находиться в положении лёжа, так мышцы наиболее расслаблены. Под шею положить небольшую подушечку, валик.
  • Здоровые мышцы мягкие, упругие, эластичные. Когда вы дотрагиваетесь до них, ребёнок не чувствует дискомфорт.
  • Мышцы напряжённые, плотные, пассивные движения даются с трудом. Все эти признаки говорят о повышенном мышечном тонусе (гипертонусе).
  • Мышцы вялые, дряблые, иногда наблюдается повышенное слюнотечение. Эти признаки указывают на пониженный тонус (гипотонус).
  • Поражение мышц может наблюдаться, только с одной стороны. Язык, челюсть, губы отклоняются в одну сторону. Массаж, в данном случае, начинать нужно с той стороны, где мышцы в нормальном тонусе.

Если вы определили, что у вашего ребёнка мышечный тонус понижен, тогда вам необходим тонизирующий (стимулирующий) массаж.

Если тонус повышен, тогда нужен расслабляющий (тормозящий) массаж.

Противопоказания к логопедическому массажу

  • Массаж нельзя проводить после еды;
  • Кожные заболевания – грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, гематомы;
  • Инфекционные: ангина, острые лихорадочные состояния, детские инфекции;
  • Стоматологические: стоматиты, любые операционные вмешательства, удаление или выпадения зубов.

Лучше, если вы запишете ребёнка к логопеду, который прошёл курсы логопедического массажа. Специалист определит мышечный тонус, проведёт курс массажа, работу по развитию речевого дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха. Поработает над звуковой стороной речи. Такая работа всегда бывает многозадачной и логопед точно знает, как её организовать правильно.

Если возможности обратиться к специалисту у вас нет, тогда вы можете попытаться организовать логопедические занятия, включающие элементы логопедического массажа, дома.

В комплексной системе коррекционных мероприятий массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Скачать полный комплекс логопедического массажа вы можете во вкладке «Материалы для скачивания » .

Работа над звукопроизношением при дизартрии

При нарушениях звукопроизношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь нужно начинать со звуков, артикуляция которых наиболее легко даётся вашему ребёнку. Или это могут быть звуки, которые он в пассивной речи произносит неправильно, а повторяя за вами (отражённо) – правильно.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиться их различения на слух. Необходима тренировка слухового восприятия. Ребёнок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.

Существует несколько приёмов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространённым является метод, когда языку и губам ребёнка придаётся необходимая позиция для того или иного звука. Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание ребёнка привлекается к ощущению положений. Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи взрослого или без неё.

Для автоматизации звуков используется приём одновременного проговаривания и моторного действия. Например, письмо и говорение или говорение и хлопки в ладоши, постукивание ногой.

Затем новый звук закрепляется в слогах, словах и предложениях. Переходя от простых упражнений к более трудным, убыстряя темп упражнений.

Заключение

От родителей ребёнка, у которого поставлен диагноз дизартрия, требуется большая самоотдача.

Ранняя диагностика, длительная логопедическая работа, медицинское наблюдение и лечение, вот далеко не полный список мероприятий, проводимых при дизартрии. Родители, которые в полной мере участвуют в этой работе, помогают своим детям справиться с данной проблемой в разы быстрее и эффективнее.

Дизартрия у детей
algebrazhizni.ru

Как распознать у ребенка дизартрический компонент

Евгения Ларина
Как распознать у ребенка дизартрический компонент

Основные жалобы родителей при дизартрическом компоненте у ребенка:

1) невнятная невыразительная речь

2) плохая дикция

3) искажение звуков

4) замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Дизартрия — это такое нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют это недостаточной иннервацией.

В случае стертой формы (слабо выраженной) дизартрии речь ребенка не имеет резкого отличия от своих сверстников.

Как заметить характерные проявления дизартрического компонента?

1. Дети моторно неловки, у них ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т. п.Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

2. Плохо развита мелкая моторика.Дети поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Трудности при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения. Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы. У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

3. Вялость мышц речевого аппарата. Язык тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях, во время речи) мышечная слабость увеличивается.

4. Повышенный тонус мышц. Мышцы лица находятся в постоянном напряжении. От этого на нем практически отсутствую мимические изменения, а если они есть, то слабовыраженные. Губы находятся в положении застывшей полуулыбки, они практически не участвуют в артикуляции. Язычок у ребенка толстый и малоподвижный, его кончик слабо выражен. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т. е. вытянуть губы вперед, и др. Наблюдается дрожание (тремор) языка и голосовых связок. Это проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании подержать широкий язык на нижней губе под счет до 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (посинение кончика языка, а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта.

5. «Апраксия». Ребенок не может выполнить артикуляционным аппаратом движений, необходимых для произнесения определенных звуков или звукосочетаний, либо не может переключиться с одного движения на другое. А иногда встречаются случаи, что ребенок производит массу хаотичных движений артикуляционным аппаратом, чтобы «нащупать» нужное положение губ и языка.

6. Повышенное слюноотделение во время речи. Такие дети просто не сглатывают слюну. Когда молчат, то все у них получается нормально. Но стоит им заговорить, как рот наполняется слюной.

7. У некоторых детей часто наблюдается укороченный выдох, и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается.

8. Интонационно-выразительная окраска речи снижена. Нарушается тембр речи, иногда появляется назальный (носовой, гнусавый) оттенок. Темп речи ускоренный или замедленный. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса.

Распространенным является нарушение произношения свистящих и шипящих.

• Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

• Часто встречается межзубное произношение переднеязычных звуков [т], [д], [н], [л], [с], [з], [ц] (язык высовывается между зубами).

• Часто наблюдается боковое (как бы хлюпающее) произношение свистящих, шипящих, звуков [р]-[р’], замена [р]-[р’] на [д]-[д’].

• Из-за напряжения средней части языка наблюдается смягчение согласных звуков (санки – «сянки»).

• Шипящие звуки оформляются в более простом, нижнем произношении и заменяются на свистящие звуки (шапка — «сапка», жук — «зук»).

• Дефекты озвончения, которые рассматриваются как одно из проявлений голосового расстройства (парные звонкие согласные заменяются на глухие).

• Иногда звуки правильно произносятся изолированно (отдельно, а в словах искажаются или заменяются.

• Наблюдается поиск нужной артикуляции.

• Звуки долго не автоматизируются и не вводятся в речь.

Если у вашего ребенка имеется большинство из вышеперечисленных симптомов, то это свидетельствует о наличии дизартирического компонента. Чтобы подтвердить это, необходимо пройти обследование у невролога и логопеда.

Причинами возникновения дизартрического компонента могут быть:

• отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др. ;

• инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп, и пр.) перенесенные во время беременности;

• стремительные или затяжные роды;

• длительный безводный период;

• механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).

Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, ребенка приносили кормить позже, чем всех». В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стояло ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Развитие ребенка после одного года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым.

Направления работы по коррекции дизартрического компонента

1. Успешная коррекция зависит от сотрудничества специалистов и родителей.

2. Необходима лекарственная терапия, которую назначает невролог, у которого необходимо наблюдаться.

3. Отличный эффект дает проведение дифференцированного логопедического массажа губ, языка и щек для нормализации мышечного тонуса, а также для стимуляции мышц речевого аппарата.

4. Важную роль играет развитие артикуляционной моторики.

Подбираются комплексы упражнений, как для расслабления, так и для увеличения тонуса проблемных участков. Логопед обучает правильному выполнению упражнений, а родители должны заниматься их отработкой.

5. Проведение дыхательной гимнастики, которая эффективно развивает речевое дыхание и способствует установлению плавности речи.

6. Коррекции звукопроизношения.

7. Развитие мелкой моторики рук.

Как распознать дислексию и дисграфию? Многие родители сталкиваются с тем, что их любознательные и вполне смышлёные дети испытывают серьёзные трудности при овладении чтением и.

Как распознать творческий потенциал ребёнка? Как распознать творческий потенциал ребёнка?На сегодняшний день ситуация такова, что общественность столкнулась с проблемой несоответствия.

Консультация для педагогов «Патриотические чувства как компонент нравственного воспитания» Патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «что такое патриотизм?» в.

Консультация для родителей «Как не срываться на ребенка, как не кричать на него?» Почему родители кричат на своих детей?Как этого избежать?Крик считается самым малоэффективным методом воспитания из всех возможных. Но.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Как распознать у ребёнка дизартрию стёртой формы?» Дизартрия — это нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют это положение.

Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы Regional activity as a core component of the educational.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с сельскохозяйственными профессиями как компонент трудового воспитания в ДОУ В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги, как никогда.

Педагогическое просвещение родителей дошкольников как компонент воспитательного потенциала семьи ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ Казакова Е. Н. Влияние родителей и воспитателей.

Предметная среда ДОУ как компонент патриотического воспитания детей В настоящее время патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально. И в качестве эпиграфа, хочется привести слова педагога – новатора.

Экологический паспорт, как важный компонент экологизации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ «Экологический паспорт как важный компонент экологизации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Природа – это уникальная.

www.maam.ru

Стертая дизартрия у детей — симптомы, причины и методы ее коррекции

Что такое стертая дизартрия?

Стертая дизартрия – это нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляционным расстройством, возникающим при поражении нервной системы (микроорганических поражениях головного мозга). Для этого нарушения характерны нечеткое произношение, расстройство тембра, темпа, ритма, а также неправильная постановка ударения (просодического компонента).

Современные исследования показывают, что более 40% детей от 4 до 6 лет имеют логопедические нарушения различной степени тяжести, 10% из них − стертая дизартрия. По степени тяжести эта патология относится к легким формам речевых расстройств, при этом чаще всего диагностируется она достаточно поздно – в возрасте 5-6 лет.

Сам термин ввела в науку логопед О.А. Токарева в 1969 году. Она раскрыла понятие «стертая дизартрия», дала определение невыраженной форме нарушения. При этом дефектологи до сих полемизируют на тему сути данной патологии, пытаясь ее конкретизировать. В Европе специалисты используют другое название – артикуляционная диспраксия.

На наш взгляд, эти термины не являются синонимами. В отличие от дизартрии, при артикуляционной диспраксии ребёнок испытывает трудности:

  • в подборе правильной артикуляционной позы;
  • знакомые слова ребёнок произносит верно, однако при произнесении тех же звуков в других словах ребёнок может допускать ошибки;
  • в спокойном эмоциональном состоянии ребёнок будет реже допускать ошибки, чем в стрессовой ситуации (например, при ответе у доски).

Причины появления стертой дизартрии

Зачастую речевые расстройства вызваны слабостью или чрезмерной напряженностью органов артикуляции – мягкого неба, языка и губ. Такое состояние объясняется поражением определенных участков ЦНС. Часто стертая форма дизартрии связана с негативными факторами, которые воздействовали на головной мозг ребенка в разные периоды его развития.

Для понимания сути патологии и составления грамотной схемы коррекции, необходимо знать, какие причины могут привести к стертой дизартрии. Их несколько:

  1. Во время пребывания в утробе матери на плод могли воздействовать различные инфекционные заболевания матери – вирусные гепатиты, краснуха, герпес, токсоплазмоз и т.д.
  2. Иммунологическая несовместимость с плодом, артериальная гипертензия и токсикоз во время беременности, на фоне которых развилась фетоплацентарная недостаточность. Это достаточно опасное состояние, которое приводит к недостатку питательных веществ и кислорода у плода, что приводит к гипоксии.
  3. Повреждение плода во время стремительной или затяжной родовой деятельности. Возникновение патологии провоцирует продолжительный безводный период, а также использование акушерских щипцов.
  4. Послеродовой период и первые годы жизни малыша – это тоже потенциально опасное время для малыша. Повреждение ЦНС может произойти после травм, осложнений после вакцинации, а также на фоне энцефалита и менингита.

Данная патология характерна для дошкольного возраста. При этом это легкий вид речевого нарушения, поэтому родители не всегда замечают эту проблему. В большинстве случаев ребенок устанавливает нормальную коммуникацию со своими сверстниками, но проблема выявляется, когда он начинает обучение в школе, где у него возникают сложности с четким произношением звуков.

В зависимости от того, какой участок головного мозга был поражен, выделяют несколько форм стертой дизартрии:

  1. Корковая. Она вызвана нарушением в корковом речедвигательном центре, при этом нарушается только фонетика.
  2. Экстрапирамидная. Повреждены подкорковые ядра и ганглии, воспроизведение звуков не так критично, основная проблема возникает с просодикой.
  3. Псевдобульбарная. При этом поражены пути от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. Нарушения компонентов речи наблюдаются в равной степени.
  4. Смешанная форма, при которой проблемы выявлены и в произношении, и в звукоразлечении.

Для стертой дизартрии характерна слабо выраженная симптоматика, поэтому родителям зачастую трудно распознать эту проблему. Речевые нарушения незначительны, поэтому патология чаще всего выявляется в ходе проведения логопедического обследования.

Как правило, расстройство становится очевидным в возрасте 5-6 лет. При этом клиническая картина у детей может отличаться в зависимости от того, какая область мозга была поражена: у кого-то выражены фонетические нарушения, у других детей – просодические, у третьей группы пациентов – оба расстройства присутствуют в равном объеме.

Есть определенные речевые и неречевые симптомы, указывающие на стертую дизартрию:

  • Общая моторика. Ребенок достаточно быстро устает после нагрузок. Есть определенная неловкость во время движения, малышу трудно выполнять определенные упражнения на уроках физкультуры: пройтись по мостику, простоять на одной ноге и т.д.
  • Мелкая моторика. Для этого расстройства характерно повышенное напряжение мышц, поэтому большинству детей, страдающих от этой стертой дизартрии, ставят гипертонус рук. Такому ребенку сложнее завязывать шнурки, шарф, лепить что-то из пластилина, держать карандаш.
  • Речевое развитие. У детей есть проблемы с просодикой и звукопроизношением. Просодика – это оформление речи, т.е. тембр, интонация и т.д. Темп либо замедлен, либо стремителен, есть паузы. В речи таких детей встречаются повторения и замены букв, нарушение лексики и грамматики. Наблюдается небольшой словарный запас. Кроме того, малышу трудно произносить слова, состоящие из чередующихся согласных.

Особенностью проявления стертой дизартрии является относительная бедность мимики, а также асимметрия носогубных складок.

В логопедии есть определенный список признаков, по которым родители могут заподозрить у своего ребенка это речевое расстройство:

  • Ребенок говорит либо слишком медленно, либо слишком быстро.
  • Он пропускает окончания, буквы или заменяет их другими в письменной речи.
  • Сложности в постановке смыслового ударения.
  • Нечеткая артикуляция звуков.

Стертая дизартрия: диагностика у детей дошкольного возраста

Диагностика данной патологии вызывает определенные сложности, что объясняется схожестью симптоматики с другими патологиями – афазией и дислалией. Обязательно изучается анамнез малыша, выясняются особенности течения беременности у матери.

Диагностическое обследование включает в себя:

  1. Обследование у логопеда. Специалист проводит определенные тесты на мимику, мелкую моторику рук. Он проверяет правильность речевого дыхания. Изучается качество грамматики, звукопроизношения. Если есть подозрения на речевое расстройство, то ребенка направляют к неврологу.
  2. Неврологическое обследование. Для уточнения диагноза невролог назначает ряд диагностических мероприятий: электроэнцефалограмму, компьютерную томографию или МРТ.

Со всеми полученными результатами ребенок вновь направляется к логопеду, который должен на основании полученных сведений составить план работы, необходимые коррекционные упражнения для исправления патологии.

Лечение и коррекция

Коррекционная работа с ребенком при стертой дизартрии должна проводиться комплексно. Как правило, в терапии задействованы логопед, невролог и психолог. Такая стратегия позволяет добиться скорейшей положительной динамики, а также закрепить полученный результат.

С медицинской стороны терапии важно добиться стимуляции мозгового кровообращения. Для этого назначаются витаминные комплексы, а также ноотропные средства. Положительно влияют занятия плаванием, лечебные массажи и рефлексотерапия.

Работа с логопедом

Логопедическая работа на начальном этапе заключается в постановке неправильно произносимых звуков – потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Нужно быть готовыми к достаточно длительной терапии, которая может превышать 1 год.

Специалист использует следующие методики:

  • Пальчиковая гимнастика. Эти занятия используются для коррекции патологии в дошкольном возрасте. Важно, чтобы упражнения проводились в игровой форме, чтобы малыш не потерял интерес. К примеру, дети могут собирать конструктор, что-то лепить и т.д.
  • Артикуляционная гимнастика. Она направлена на укрепление мышц. После занятия детям намного легче воспроизводить звуки, правильно используя органы речи.
  • Дыхательная гимнастика. Упражнения позволяют правильно дышать во время разговора, что делает речь более выразительной.
logopedprofiportal.ru