Главная Новорожденные Детский сад Школа.Дети Развитие,речь,игры Физическое воспитание Здоровье Оригами
Логин:  
Пароль:
Заболевания детей Безопасность Воспитание Рацион питания Дом.Семья Беременность Психология Творчество Детский отдых
Навигация по сайту
Психология детей
Если с ребенком сидят бабушки и дедушки, он будет хуже учиться в школе

Если с ребенком сидят бабушки и дедушки, он будет хуже учиться в школе

Если мать, выходя на работу после декретного отпуска, оставляет своего ребенка на попечение бабушек и дедушек, она должна знать, что в школе ее чадо будет учиться хуже по сравнению с теми детьми, которые ходили в детский сад или о которых заботилась
20.10.18

Лучшие статьи
Большинство лекарственных препаратов для маленьких детей выпускаются в специальных удобных для дозировки и употребления формах. Обычно это капли, сиропы, суспензии, ко многим из них в комплекте прилагается мерный прибор (чаще мерная ложечка или стаканчик), который позволяет точно рассчитать необходимое количество препарата. Но дать грудничку жидкое лекарство с помощью ложечки или стаканчика и не пролить при этом ни капли – задача не из легких, в то время как точность дозировки у таких малышей имеет особенно важное значение. В помощь родителям производители медицинских товаров предлагают удобные и простые в использовании варианты дозаторов лекарств для самых маленьких, которые подходят для использования с первых дней жизни малыша. Эти приспособления помогут легко и аккуратно вводить ребенку лекарственные препараты в жидкой или предварительно растворенной форме, позволяя точно соблюдать дозировку и не причиняя неудобств для крохи.

Медицинский дозатор (пипетка)

Медицинский дозатор в форме пипетки с мягким наконечником и мерной шкалой в чайных ложках и миллилитрах безопасен и удобен в применении. Для того чтобы отмерить лекарство необходимо сжать край наконечника дозатора, поместить его в бутылочку с лекарством и набрать в него нужное количество жидкости, при этом следует сжимать наконечник столько раз, сколько необходимо чтобы добиться точной дозировки препарата. Затем необходимо поместить наконечник дозатора за щеку ребенка и осторожно ввести лекарство. Вводить препарат следует медленно, чтобы малыш не подавился. Перед первым применением и после каждого последующего использования дозатор необходимо тщательно промыть в теплом мыльном растворе, а затем хорошо ополоснуть под чистой проточной водой. Медицинский дозатор можно безопасно помещать в стерилизатор или посудомоечную машину.

Пустышка-дозатор 

Вариант дозатора в виде пустышки предназначен для грудничков, которые пользуются соской. В нагубник пустышки-дозатора встроен резервуар с мерной шкалой куда заливается лекарственный препарат (резервуар вмещает до 5 мл раствора). Во время сосания пустышки малышом лекарство постепенно вытекает из отверстия  в соске и попадает по назначению. Некоторые модели пустышек-дозаторов снабжены поршнем, в этом случае для введения ребенку лекарства, необходимо плавно надавить на поршень. Обычно пустышки-дозаторы представлены в двух размерах: для детей в возрасте от 0 до 6 месяцев и от 6 до 18 месяцев.

Минусом такого дозатора является то, что неприятный вкус лекарства у малыша будет ассоциироваться с соской. Это может затруднить дальнейшее кормление из бутылочки и последующее введение препарата этим же способом.

Бутылочка-дозатор

Этот вид дозатора представляет собой маленькую бутылочку (объемом до 50 мл) с ча­стой мерной шкалой, которая обеспе­чит соблюдение точной дозировки малого объема жидкого препарата. В комплекте может прилагаться удобный гигиеничный футляр. Удобно также, что к дозатору подходят соски для бу­тылочек со стандартным горлышком, поэтому можно подобрать форму соски привычную для малыша. Бутылочку-дозатор можно также использовать для введения первого прикорма. Бутылочку и соску можно подвергать кипячению и помещать в стерилизатор.

Шприц-дозатор

Этот дозатор представляет собой шприц с мерной шкалой (в чайных ложках, миллилитрах) с мягким наконечником. В комплекте может быть колпачок, который предохраняет наконечник от загрязнений и служит мерной емкостью.

Для того, чтобы с помощью шприца-дозатора дать лекарство ребенку, необходимо наполнить дозатор нужным количеством лекарства, поместить мягкий наконечник в рот ребенка и медленно выдавить содержимое в рот малышу. При этом у крохи не формируется негативных ассоциаций, связывающих неприятные ощущения от приема лекарства с кормлением из бутылочки или из ложки. Перед первым применением и после каждого введения лекарственного препарата дозатор необходимо разобрать и тщательно промыть в теплой воде с мылом, а затем хорошо ополоснуть под чистой проточной водой. Материал, из которого изготовлен шприц-дозатор, не позволяет подвергать его кипячению.

 



Современная индустрия детских товаров делает все возможное, чтобы значительно облегчить жизнь маме. Одними из таких «помощников» являются ходунки. Часто родители спешат приобрести ходунки, как только ребенок сделает первые попытки встать на ножки, преисполненные уверенности, что они помогут ребенку в обучении самостоятельной ходьбе.

В пользу ходунков, действительно, можно привести несколько доводов:

- использование ходунков дает маме возможность «освободить» руки и заняться домашними делами.

- ходунки помогают ребенку перейти в вертикальное положение, открывая для него новые горизонты. Малыш получает возможность свободно перемещаться по дому, удовлетворяя свои потребности в движении и исследовании окружающего мира.

- диаметр ходунков не позволяет малышу дотянуться рукой до опасных предметов, а бампер ходунков затрудняет открывание «запретных» дверец и ящиков, т.е., имея возможность двигаться, ребенок находится  в относительной безопасности.

Но все же помощь, которую ходунки оказывают родителям, не сопоставима с вредом, который они могут нанести ребенку при неправильном использовании. Поэтому, родителям, собирающимся приобрести ходунки своему малышу, необходимо знать некоторые распространенные заблуждения о пользе этого средства передвижения, а также правила их безопасного использования.

Миф 1. Ходунки помогут ребенку научиться ходить. Механизм ходьбы в ходунках существенно отличается от механизма самостоятельной ходьбы. При ходьбе в ходунках ребенок наклоняется вперед, отталкиваясь носком стопы, а не всей стопой, как при самостоятельной ходьбе, что может привести к неправильной постановке стоп и отразиться на походке. Кроме того в ходунках ребенок не учится держать равновесие и правильно падать, группируясь и защищая от удара важные части тела. Из-за того, что малыш лишен возможности приседать, подниматься и ползать, в ходунках его мышцы гораздо меньше тренируются и укрепляются, а длительное нахождение в вертикальном положении неокрепшего малыша, может привести к перенапряжению мышц спины, искривлению позвоночника и деформации ножек. К тому же, ставя кроху в ходунки, родители могут лишить или значительно сократить очень важный и полезный для его развития период ползания. У ребенка в ходунках не стимулируется потребность в самостоятельном движении, ведь чтобы достичь цели ему не нужно прилагать значительных усилий. Таким образом, применение ходунков может не только не ускорить, но и замедлить приобретение новых двигательных навыков.

Миф 2. Ребенок в ходунках не упадет и не ударится. На самом деле, ходунки довольно травмоопасны. Они могут переворачиваться, застревать в дверных проемах, довольно сильно ударяться о препятствие при разгоне. Особенно опасны пороги, ступеньки  и переходы с одного покрытия пола на другое (например, ковер – ламинат). Разгоняясь и развивая значительную скорость, в таких местах ходунки могут опрокинуться вместе с малышом и нанести травму, гораздо более опасную, чем если бы малыш просто упал сам с высоты своего роста. Постоянно находясь в ходунках, малыш не научится быть осторожным и избегать столкновений.  Кроме того, даже в ходунках дети умудряются дотянуться до некоторых опасных предметов, которые раньше им были недоступны, поэтому родителям нужно заранее позаботиться о безопасности своего ребенка.

Миф 3. Ходунки стимулируют развитие интеллекта. Хотя ходунки и расширяют угол обзора малыша и дают ему возможность лучше исследовать пространство квартиры, их нельзя назвать полезными для интеллектуального и психического развития маленького человечка. Если малыш долго будет находиться в ходунках, он не сможет в достаточной мере осознать границы и возможности своего тела. А учитывая, что естественный процесс познания у детей первого года жизни протекает через ощупывание руками и опробование ртом, не дотягиваясь до интересных предметов, кроха лишается возможности полноценно знакомиться с окружающим миром.

Чтобы не навредить здоровью ребенка, использовать ходунки можно, соблюдая несколько условий:

- не сажать малыша в ходунки раньше 8 месяцев. Ребенок должен уметь хорошо и уверенно сидеть, вставать на ножки и желательно ползать;

- высота ходунков должна быть отрегулирована таким образом, чтобы стопы ребенка полностью соприкасались с площадью пола. Ножки малыша должны быть обуты в правильно подобранную обувь;

- время пребывания в ходунках не должно быть более 15 — 20 минут 2-3 раза в день;

- нельзя оставлять ребенка, находящегося в ходунках без внимания;

- перед покупкой ходунков необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром и ортопедом. Деткам, имеющим признаки рахита, лишний вес, находящимся под наблюдением у ортопеда с заболеваниями костно-мышечной системы, пребывание в ходунках противопоказано.



Кишечные колики отмечаются в первые три месяца жизни более чем у 70% детей. Термин «колика» происходит от греческого слова «коликос», что означает «боль в толстой кишке». Это неприятное  чувство распирания или сдавливания в брюшной полости, возникающее эпизодически и вызывающее дискомфорт у малыша, при этом ребенок ведет себя беспокойно, плачет, прижимая ножки к животу.

Функциональные кишечные колики – это не заболевание, а своего рода приспособление пищеварительной системы маленького организма к новым условиям, связанное причиной с незрелостью желудочно-кишечного тракта и нервной регуляции. Поэтому с возрастом, по мере созревания органов и систем малыша, повышения активности пищеварительных ферментов и формирования кишечной микрофлоры, колики проходят самостоятельно.

Причины возникновения колик:

Основным механизмом возникновения колик является повышенное газонаполнение кишечника, которое появляется на фоне кормления или в процессе переваривания пищи и сопровождается спазмом (сокращением) некоторых участков кишечника. А спазмы в свою очередь проявляются болью в животе.

Повышенное газонаполнение кишечника может спровоцировать нарушение техники кормления ребенка (неправильный захват груди, слишком большое отверстие в соске бутылочки).  В результате, младенец при кормлении заглатывает большое количество воздуха, который продвигаясь по пищеварительному тракту крохи может спровоцировать спазм и болезненные ощущения.

Колики могут быть связаны с большим количеством молока у кормящем мамы, когда ребенок получает в большом объеме, так называемое, «переднее» молоко, богатое лактозой (молочным сахаром). Из-за незрелости ферментных систем и недостаточной активности фермента лактазы, расщепляющей молочный сахар до простых сахаров, лактоза в повышенном количестве скапливается в кишечнике младенца, вызывая процессы брожения и усиливая газообразование.

Спровоцировать возникновение колик может перевод малыша с грудного вскармливание на искусственное или переход на другую смесь.

Одной из причин детских колик могут являться диетические нарушения в рационе кормящей матери, в частности, употребление острых, пряных продуктов, продуктов, вызывающих повышенное газообразование (много растительной клетчатки, углеводов, газированные напитки), а также цельного коровьего молока.

Фоном для развития колик может служить аллергическая реакция ( реакция пищевой непереносимости) на компоненты смеси или грудного молока, при употреблении мамой какого-либо продукта.

Обычно колики начинаются на первом месяце жизни, достигают максимума к трем месяцам и исчезают к 4 – 5 месяцам.

Опасны ли колики для здоровья ребенка?

Как уже было сказано, чаще всего, колики являются функциональным нарушением. Главным отличием функциональных нарушений пищеварения от собственно заболеваний является отсутствие органических изменений органов пищеварения, таких как воспаление, аномалии или пороки развития, инфекция. Функциональный характер колик подтверждают: хорошее общее состояние ребенка (в период между приступами он спокоен и жизнерадостен), хороший аппетит и нормальные прибавки в весе.

Но слишком успокаиваться не стоит, так как иногда за функциональными нарушениями могут стоять более серьёзные проблемы, которые в процессе обследования необходимо исключить. В случае возникновения колик необходимо исключать такие состояния, как непереносимость белков коровьего молока, различные ферментопатии, особенно лактазную недостаточность. Данные заболевания требуют особой диетической коррекции.

Чем помочь малышу?

В первую очередь оценить и исправить «недочеты» в кормлении малыша:

- наладить прикладывание к груди;

- при кормлении смесью из бутылочки выбрать соску с маленьким отверстием и следить, чтобы во время кормления соска бутылочки полностью была заполнена смесью.

Если ребенок находится на смешанном и искусственном вскармливании, то необходимо совместно с педиатром оценить состав смеси и возможно изменить питание. В 10% случаев колики являются следствием непереносимости белков коровьего молока, которое содержат детские смеси. В таких случаях врачом могут назначаться смеси на основе гидролизата белка. При ферментопатиях, при лактазной недостаточности рекомендуются специальные безлактозные смеси.

Необходимо отрегулировать также питание кормящей матери. На это время следует ограничить жирные блюда, продукты, вызывающие метеоризм (огурцы, майонез, виноград, фасоль, кукуруза, чеснок), бульоны, приправы. Если мама отмечает связь между употреблением ею коровьего молока и усилением или учащением колик у ребёнка, то лучше заменить его кисломолочными продуктами.

Немаловажный момент в лечении колик у малышей – это так называемая постуральная терапия. Если после кормления кроха не заснул, его можно подержать в наклонном вертикальном положении (под углом 45°, животиком вниз) в течение 10-15 минут. При кормленни грудью важно также выбирать позы при которых кроха находится в полувертикальном положении.

Между кормлениями и во время приступа колик малыша полезно выкладывать на живот.

Хороший эффект оказывает тактильный контакт «кожа к коже» (обнаженной кожи живота ребенка с кожей живота матери).

Следующий этап – вывод газов и кала при помощи газоотводной трубки или клизмы, возможно введение свечи с глицерином.

Традиционно для профилактики колик используются препараты растительного происхождения, обладающих ветрогонным и спазмолитическим действием: фенхеля, кориандра, цветков ромашки в виде специальных чаев для младенцев. Так, плоды фенхеля и эфирное масло стимулируют пищеварение, поэтому пища быстрее расщепляется и всасывается. Их активные вещества предупреждают скопление газов и способствуют их отхождению, смягчают спазмы кишечника. При использовании любых препаратов растительного происхождения следует всегда быть очень осторожным из-за риска возникновения у малыша аллергических реакций.

Немаловажное значение в лечении колик имеет создание спокойного психологического климата в окружении ребенка, внимание и забота мамы, соблюдение режимных моментов и т.д..

Если все режимные мероприятия исчерпаны, а колики доставляют сильное беспокойство крохе, необходимо обязательно обратится к врачу, который после тщательного исключения какой-либо серьёзной патологии со стороны желудочно-кишечного тракта, назначит медикаментозное лечение.



Любое заболевание, сопровождающееся обычным насморком, у ребенка раннего возраста превращается в серьезную проблему. Это связано с тем, что дети до 2 — 3 лет еще не умеют самостоятельно сморкаться и дышать ртом. Носик малыша быстро наполняется слизью, затрудняя нормальное дыхание, это особенно ощутимо у младенцев, которые большую часть времени проводят в горизонтальном положении и отделяемое не может удаляться из носа, вытекая естественным путем. Отягощающую роль играют и анатомо-физиологические особенности строения носоглотки у малышей (узкие носовые ходы, нежная и рыхлая слизистая, короткая и широкая слуховая труба, соединяющая носоглотку с полостью  уха). Вследствие затрудненного дыхания груднички не могут сосать грудь или бутылочку, отказываются от еды, проявляют сильное беспокойство, ухудшается сон. Нарушение носового дыхания существенно снижает защитную функцию носа, а скопившаяся слизь является прекрасной средой для развития инфекции, в результате увеличивается риск развития таких серьезных осложнений как отиты, синуситы (воспаление околоносовых пазух), распространение инфекции в нижележащие отделы дыхательных путей, вплоть до развития пневмонии. Именно поэтому обязательным условием для успешного лечения насморка является тщательное удаление патологического секрета из полости носа ребенка, существенную помощь в этом может оказать детский назальный аспиратор.

Использование назального аспиратора позволяет намного быстрее и эффективнее очистить полость носа, не повреждая слизистую оболочку, облегчая дыхание, улучшая самочувствие малыша и тем самым ускоряя его выздоровление. Применять детский аспиратор для носа рекомендуется несколько раз в день, желательно перед кормлением и сном. При наличии густого секрета, который тяжело удаляется, перед использованием любого аспиратора в носовые ходы младенца рекомендуется закапывать специальный физиологический солевой раствор для очистки носа (САЛИН, ОТРИВИН- БЭБИ, Аква Марис и т.п.).

Механизм действия любого детского аспиратора для носа заключается в том, что прибор создает вакуумное напряжение в носовой полости, которое вытягивает скопившуюся слизь.

Аспиратор — груша

Наиболее простой и распространенный вариант аспиратора, который чаще всего можно встретить в аптеках, представляет собой аналог спринцовки (маленькой резиновой «груши») со специальной насадкой для носа. Чаще всего аспираторы-груши делаются со съемными насадками — такие модели являются более гигиеничными, в комплект может входить также запасная насадка и защитный колпачок, который обеспечивает чистоту наконечника при хранении. Чтобы не травмировать слизистую носа малыша, насадки делаются из мягкого силикона, а благодаря широкому наконечнику и/или ограничителю на насадке исключается глубокое проникновение аспиратора в носовой проход. Такой «прибор» очень прост в применении. Для того чтобы отсосать слизь из полости носа ребенка необходимо сдавить грушу аспиратора, выпустив из нее воздух, а затем, не разжимая руки, ввести наконечник аспиратора в носовой ход (другую ноздрю при этом можно слегка прикрыть). После чего следует плавно ослабить сжатие груши, чтобы содержимое из носового хода попало в полость аспиратора.

Аспираторы, выполненные в виде спринцовок, нуждаются в тщательной очистке после каждого применения, так как наконечник забивается слизью, а микробы, попавшие в полость груши вместе с выделениями из носа, очень быстро в ней размножаются и могут стать источником повторной инфекции. Поэтому после применения аспиратор (спринцовку) необходимо хорошо промыть горячей водой с мылом и просушить, съемные насадки аспиратора допускают стерилизацию.

Существенным недостатком использования аспиратора-груши является возможность развития осложнений при ее неправильном использовании. Это связано с тем, что родители не всегда могут рассчитать силу сжатия самой груши перед введением наконечника аспиратора в полость носа, при этом поток воздуха может попасть в носик малыша и тем самым занести инфекцию в околоносовые пазухи, евстахиеву трубу и полость среднего уха. Также из-за непрозрачности груши невозможно проследить  и оценить эффективность процесса удаления секрета из носика крохи, а сама процедура довольно длительная по времени и часто вызывает у малыша негативные эмоции. Кроме того, при несоблюдении правил гигиены и невыполнении инструкций по уходу за аспиратором может произойти повторное заражение.

Механические аспираторы

Более сложно устроены механические назальные аспираторы. Они представляют собой две трубочки со специальными сменными насадками и мундштуком для рта, соединенные специальным резервуаром. Очищение носика проводится при помощи маминого рта. Принцип действия заключается в следующем: один конец трубочки вставляется в ноздрю ребенка, другой идет в специальный резервуар, из которого один из родителей выдувает (высасывает) воздух, при этом имеется возможность регулировать интенсивность всасывания, поэтому по сравнению с обычными «грушами» нос очищается более эффективно (слизь извлекается даже из самой глубины носовых проходов). Прозрачный корпус позволяет следить за эффективностью процесса. Конструкция аспиратора обеспечивает полную гигиеничность и безопасность процедуры, как для ребенка, так и для взрослого. Откачанная из носика младенца слизь собирается в специальном резервуаре со сменным абсорбирующим фильтром, из которого она не сможет попасть ни обратно в нос малыша, ни в рот родителя. После применения прибор необходимо разобрать и тщательно промыть с мылом в теплой воде. Наличие одноразовых фильтрующих насадок делает стерилизацию необязательной.

Электрические аспираторы

Более современными и дорогостоящими моделями являются электрические аспираторы, работающие на батарейках. Эти приборы безопасны, гигиеничны и просты в использовании. Они легко моются и имеют сменный безопасный наконечник, соответствующий анатомии детского носика. Для того чтобы очистить нос малыша, маме достаточно всего лишь вставить силиконовый наконечник в ноздрю ребенка, зажать вторую пальчиком для создания вакуума и нажать на кнопочку. При этом слизь собирается в прозрачную часть назального аспиратора, где видно ее количество. Благодаря специальной манжете на липучке, аспиратор крепится на мамином запястье, обеспечивая удобство использования прибора. Помимо основной функции вакуумной аспирации, в некоторых моделях предусмотрена функция аэрозоля, которая позволяет дополнительно увлажнить и промыть слизистую носа. Есть аспираторы с функцией музыкального сопровождения, в память которых заложен набор мелодий, помогающих маме отвлечь кроху и провести гигиеническую процедуру в более спокойной обстановке.

Вакуумные аспираторы

Еще один вариант современных назальных аспираторов – это, так называемые,  вакуумные аспираторы. Процесс отсасывания слизи из полости носа ребенка происходит за счет подключения прибора к домашнему пылесосу. Один конец трубочки аспиратора со специальной насадкой вставляется в ноздрю ребенка, а второй подсоединяется к пылесосу, при этом обеспечивается непрерывное всасывание, благодаря чему даже густая слизь быстро и эффективно удаляется изо всех отделов носовой полости. Прибор автоматически регулирует и понижает давление, создаваемое пылесосом, поэтому является безопасным и может применяться у малышей с первых месяцев жизни. Саму процедуру нужно проводить с паузами в несколько секунд,  непрерывное всасывание может длиться до 30 секунд. При использовании не следует зажимать вторую ноздрю ребенка, оставляя ее свободной.После использования аспиратор легко разбирается. Наконечник прибора, который входит в непосредственный контакт с носом ребенка необходимо стерилизовать путем кипячения, остальные части аппарата следует просто хорошо промыть теплым раствором моющего средства, а затем тщательно ополоснуть проточной водой.

 



Рыба всегда считалась одним из основных элементов здорового питания, а ее употребление – залогом здоровья и долголетия. Тем не менее, в меню грудничка этот вкусный и полезный продукт появляется одним из последних. Почему же не стоит торопиться с введением рыбы в питание малыша, и какие сорта лучше выбрать для первого знакомства? 

Рыба — уникальный по своему составу продукт, который должен обязательно присутствовать в рационе питания ребенка. Основная питательная ценность рыбы заключается в содержании полноценного, легкоусвояемого белка, который является строительным материалом для быстро растущего детского организма. Белковые молекулы необходимы для построения собственных новых клеток и тканей, синтеза ферментов и гормонов, а также антител, защищающих ребенка от бактерий и вирусов. Белки рыбы содержат практически все незаменимые аминокислоты, которые не синтезируются в организме человека и поступают к нам только с пищей.

Биологическая ценность рыбьего жира также очень высока, в нем содержится большое количество полиненасыщенных жирных кислот, в том числе группы омега-3, которые активно участвуют в регуляции обмена веществ и необходимы для нормального роста и развития головного мозга ребенка, функционирования сердечно-сосудистой, выделительной и других систем. Фактически, рыба и морепродукты являются единственным полноценным источником омега-3 жиров среди всех продуктов питания. Жирные виды рыбы богаты витаминами А, D и Е. Особенно важным для растущего организма является витамин Д, который регулирует обмен кальция и фосфора в организме и активно участвует в формировании и росте костей и зубов. Среди витаминов группы B, содержащихся в рыбе, можно выделить витамин В12. Этот витамин содержится только в продуктах животного происхождения и играет важную роль в кроветворении и формировании нервной системы ребенка.

И все же диетологам рыба больше известна не как источник витаминов, а как источник минералов. Так, например, содержание йода, необходимого для нормального развития и функционирования щитовидной железы, в рыбе значительно выше, чем в любом другом продукте не морского происхождения.  Рыба также является хорошим источником селена, этот микроэлемент известен своими антиоксидантными свойствами (защищает клетки нашего организма от внешних и внутренних токсических воздействий), а также он принимает активное участие в формировании иммунитета. Кроме того, в рыбе в значительном количестве содержатся такие микроэлементы как цинк, фтор, фосфор, железо, медь, марганец, магний, кальций. Эти минералы участвуют в кроветворении, энергетическом обмене, они необходимы для синтеза белков кожи, мышц, костей и зубов.

Очень ценным достоинством рыбы для детского питания является ее нежная структура. Она не содержит грубых волокон соединительной ткани и пленок, характерных для мяса, благодаря чему рыба легко разваривается, ткани ее становятся рыхлыми и хорошо поддаются воздействию пищеварительных соков, что обеспечивает ее более полное усвоение (белки рыбы усваиваются на 93-98%, в то время как белки мяса — на 87-89%).

Морская или речная?

Какая же рыба более полезна морская или пресноводная? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. В морской рыбе содержится значительно больше минеральных веществ, особенно много в ней йода, фтора и цинка. Содержание этих минералов в ее пресноводных собратьях в несколько раз ниже. Сорта рыб, обитающих в море и океане обычно более жирные, поэтому содержат в своем составе больше полиненасыщенных жирных кислот и жирорастворимого витамина Д. Но, к сожалению, жителям средней полосы, живущим вдали от моря, морская рыба доступна только в замороженном виде. А в процессе длительного хранения, особенно при не соблюдении соответствующих условий, а также при неправильном размораживании или повторной заморозке, полезные свойства рыбы значительно снижаются (теряется большая часть витаминов и минералов, снижается питательная ценность белка). Следует также помнить о том, что при заморозке рыбы, особенно рыбного филе, часто используются влагоудерживающие добавки – фосфаты (особенно этим «грешит» продукция китайского происхождения). Фосфаты могут вызвать аллергию, при их избыточном поступлении в организме малыша может нарушаться фосфорно-кальциевый обмен, когда в результате избытка фосфора начинается вымывание кальция из костей. Избыток плохо растворимых фосфатов может также приводить к образованию камней в почках и желчном пузыре. Поэтому, приобретая рыбу для ребенка, лучше остановить свой выбор на продукции отечественного происхождения, при этом предпочтительнее брать целую рыбу с головой. А выбирая замороженное филе, следует покупать лишь тот продукт, в состав которого входят только рыба и вода.

Речная рыба хотя и уступает морским продуктам в количестве полезных микроэлементов, но тоже имеет свои достоинства. Мясо речной рыбы содержит меньше жира и является более диетическим, а ее белок лучше усваивается и считается менее аллергенным. Немаловажно также, что пресноводную рыбу значительно легче купить в свежем виде. Существенным недостатком речной рыбы является наличие в ней мелких костей, которые очень трудно выбрать, поэтому давать такую рыбу малышу следует с большой осторожностью. Следует также отметить, что речная и озерная рыба гораздо чаще, чем морская бывает заражена паразитами. Кроме того, пресноводная рыба обитает в среде, более подверженной загрязнению продуктами деятельности человека — тяжелыми металлами, пестицидами и радионуклидами, которые в процессе жизни могут накапливаться в ее организме. Поэтому желательно покупать свежую пресноводную рыбу, специально выращенную в крупных рыболовных хозяйствах.

Маме на заметку

При покупке рыбы и рыбных продуктов необходимо обязательно обращать внимание на их доброкачественность, так как несвежая или некачественная рыба может стать причиной серьезного заболевания. При покупке свежей рыбы следует обращать внимание на цвет и целостность чешуи, она должна быть гладкая и блестящая, с чешуйками плотно прилегающими друг к другу. Глаза рыбы должны быть выпуклыми и прозрачными. Тело свежей рыбы упругое (при нажатии пальцем на поверхность рыбы образующаяся ямка быстро восполняется), покрыто небольшим количеством прозрачной слизи, при этом рыба имеет специфический свежий запах «моря». Еще одним признаком свежести и доброкачественности рыбы являются жабры ярко красного цвета. Особенно тщательно следует выбирать охлажденную рыбу, т.к. она имеет очень ограниченный срок хранения и быстро портится. У качественной свежемороженной рыбы все вышеперечисленные признаки сохраняются. После оттаивания мясо рыбы должно оставаться плотным, плохо отставать от костей, не должно быть неприятного запаха. О том, что рыба оттаивала и вновь подвергалась заморозке, свидетельствует наличие на ней толстого слоя льда, неравномерно покрывающего тушку, а также большое количество «снега» в упаковке, мясо такой рыбы становится темным и тусклым.

Появление грязного, тусклого оттенка, «ржавые» пятна на поверхности рыбы, потемневшие или пожелтевшие жабры, затхлый запах, а также легкая отделяемость мяса от костей при разделке являются признаки порчи, такая рыба может быть опасна для здоровья не только малыша, но и взрослого человека. Покупать рыбу следует в специализированных магазинах, а не на уличных лотках и рынках, где происхождение рыбы невозможно определить, и могут не соблюдаться условия ее хранения и транспортировки.

Рыбное меню

В детском питании обычно используются сорта рыбы низкой и средней жирности. Для питания малышей до года наиболее предпочтительны сорта, обладающие низкой жирностью, к ним относятся  треска, хек, камбала, пикша, макрорус, навага, судак, щука, карась. К сортам рыб средней жирности относятся морской окунь, салака, кета, горбуша, ставрида, терпуг, карп. Эти виды рыб рекомендуется вводить в рацион ребенка старше 1,5-2 лет. Такие виды рыб как сельдь, скумбрия, лосось, семга, палтус, осетр относятся к жирным сортам, которые не рекомендованы для использования в меню детей раннего возраста.

Для приготовления блюд лучше всего использовать свежую (не мороженую) рыбу, так как именно в свежем виде рыба имеет наиболее высокую пищевую ценность. В случае, если используется мороженая рыба, ее нужно предварительно разморозить. Чтобы в процессе разморозки рыба сохранила свою структуру и не потеряла полезных качеств, необходимо соблюдать некоторые правила. Лучший способ размораживания как целой рыбы, так и ее филе – это естественное оттаивание на нижней полке холодильника. Целую рыбу можно также размораживать в прохладной воде с добавлением небольшого количества соли (ее добавляют для уменьшения потери минеральных веществ). А вот филе рыбы размораживать в воде не рекомендуется, так как при этом теряются многие питательные вещества, изменяется структура и вкус рыбы. Не следует размораживать дары моря в теплой или горячей воде, так как уже при температуре около 40°С происходит денатурация (разрушение) части белков, из которых состоит мышечная ткань рыбы, при этом рыба отдает большое количество мышечного сока вместе с витаминами и минеральными солями, поглощая взамен горячую воду, и в результате значительно теряет во вкусе и питательной ценности. При комнатной температуре размораживать рыбу также не рекомендуется, особенно в жаркое время (из-за опасности быстрого роста бактерий). Необязательно размораживать рыбу до конца, в слегка замороженном виде ее легче обрабатывать и после приготовления она получается более сочной.

После оттаивания рыбу следует хорошо промыть, почистить и после чистки еще раз тщательно промыть. Следует помнить, что уже в процессе разморозки (даже в условиях холодильника), на тушке начинают активно размножаться микробы, приводящие к быстрой порче продукта, поэтому ее термическую обработку лучше начинать не откладывая.

В качестве способа приготовления рыбы для малыша можно выбрать варку, тушение (в небольшом количестве воды), приготовление на пару или запекание. Последние два способа являются наиболее предпочтительными, так как они позволяют максимально сохранить все полезные свойства и вкус рыбного блюда. Способ жарки не подходит для детей младшего возраста, так как при этом образуются вредные вещества, входящие в состав корочки и масла для жарки, которые раздражают желудок и кишечник и оказывают вредное влияние на печень и почки ребенка. Учитывая нежную структуру и отсутствие грубых соединительно-тканных волокон, тепловая обработка рыбы не должна быть слишком длительной, к тому же чем меньше по времени готовится продукт, тем больше в нем сохраняются полезные вещества.

Первые блюда для малыша должны иметь однородную пюреобразную консистенцию, поэтому знакомство с рыбой начинают обычно с рыбного пюре. Для его приготовления отваренное в воде или на пару рыбное филе следует протереть через сито или измельчить в блендере. Рыбное пюре можно предложить ребенку в чистом виде, а можно смешать его с тем блюдом, к которому малыш уже привык (с овощным пюре или кашей). Постепенно рецепт рыбного пюре можно разнообразить, добавляя в него сливочное масло, зелень укропа, сметану, тертый сыр или тертую вареную морковь. Подросшему малышу (примерно с 11-12 месяцев) можно предложить рыбное суфле, рыбную запеканку, а также рыбные тефтели или котлеты. При любом способе приготовления рыбы необходимо тщательно следить, чтобы в готовое блюдо не попали косточки, которыми ребенок может подавиться или пораниться.

Правила рыбного прикорма

Несмотря на все свои полезные свойства, рыба появляется в меню грудничка лишь к 9-10 месяцам. Это связано с тем, что рыбный белок относится к группе сильных аллергенов, поэтому к введению рыбного прикорма надо относиться с особой осторожностью. На первом году жизни вводить рыбу можно лишь в рацион здоровых малышей, не страдающих аллергическими реакциями на другие пищевые продукты. При наличии у ребенка пищевой аллергии, а также в случаях, если аллергия на рыбу есть у кого-то из старших детей в семье или родителей, введение этого продукта стоит отложить до 1,5 лет.

Из-за высокой аллергенности, давать рыбу детям до года рекомендуется не чаще 1 — 2 раз в неделю. Обычно рыбу предлагают малышу во 2-е или 3-е кормление, вместо мясного блюда.

Начинать прикорм лучше с нежирных сортов: хек, треска, пикша, минтай, камбала, они считаются диетическими и менее аллергенными, кроме того, в этих видах рыб очень мало  мелких костей. Как и любой другой вид прикорма, рыбу следует вводить постепенно, начиная с 12 чайной ложечки, желательно в первой половине дня, чтобы иметь возможность проследить реакцию крохи на новый продукт. При отсутствии у малыша аллергических проявлений, можно понемногу в течение 1-2 недель увеличивать порцию, доводя ее до возрастной нормы (примерно 30-60 г рыбного пюре в сутки). Даже если ребенок хорошо переносит рыбу, и у него нет аллергических реакций на рыбные продукты, не стоит превышать рекомендуемых объемов, так как при поступлении потенциального аллергена в больших количествах могут появиться реакции непереносимости.

Знакомство с рыбой не следует совмещать с введением в рацион малыша других продуктов (следующий новый продукт можно дать крохе не раньше, чем через 1-2 недели). Если не соблюдать это важное правило введения прикорма, в случае возникновения аллергической реакции, очень трудно будет выявить, на какой именно продукт она возникла. Не следует начинать вводить новый продукт, если малыш не здоров, а также если ему недавно (два-три дня назад) была сделана профилактическая прививка.

Если аллергия…

Проявлениями аллергии на рыбу могут быть кожные высыпания, сухость кожи, различные нарушения стула (чаще всего его разжижение), боли и вздутие живота. Если мама заметила любой из этих симптомов, введение нового продукта следует сразу же прекратить и перенести знакомство с ним на более поздний срок. Вновь предложить малышу рыбу можно не менее, чем через 1 месяц после неудачного знакомства, при этом лучше использовать другой ее сорт, так как аллергическая реакция может возникнуть как на рыбу в целом, так и на определенные сорта рыб. О наличии причинно-следственной связи между продуктом и проявлениями аллергии свидетельствует постепенное исчезновение симптомов после исключения продукта-«виновника» из рациона. Поэтому если причиной аллергии стала рыба, после удаления ее из меню малыша, аллергические симптомы должны постепенно (в течение 1-2 недель) сойти на нет. При стойких проявлениях аллергии маме необходимо проконсультироваться с педиатром и врачом-аллергологом.

Рыбные консервы

В качестве первого рыбного прикорма, можно предложить малышу рыбу в виде готовых рыбных консервов, но не обычных, а специализированных для детского питания. Они не только легки в приготовлении и экономят время мамы, но и гарантируют полноценное и безопасное питание малышу. Детские консервы изготавливаются из высококачественного сырья с применением специальных технологий, позволяющих максимально сохранить все питательные вещества и полезные свойства продукта. В отличие от «взрослых», рыбные консервы для детей не содержат нежелательные в питании малышей до года сахар и соль, а также другие «недетские» добавки (усилители вкуса, консерванты, уксус и пр.). Чтобы быть уверенным в качестве приобретаемого детского питания, лучше отдавать предпочтение известным хорошо зарекомендовавшим себя фирмам-производителям. Выбирая готовое баночное питание для ребенка необходимо тщательно проверить целостность упаковки и обратить внимание на срок годности продукта.

Детские консервы могут содержать рыбу в качестве единственного компонента или изготавливаться с добавлением овощей и круп, которые дополняют рыбу полезными веществами (клетчаткой, витаминами, микроэлементами), что значительно повышает пищевую ценность блюда. Таким образом, малыш сразу получает готовый сбалансированный обед.

Степень измельченности питания в баночках может быть разной, это необходимо учитывать при выборе консервов в зависимости от возраста ребенка. Продукт пюреобразной консистенции подойдет для малышей с 9-10 месяцев, крупноизмельченное пюре (с кусочками до 5 мм) можно предлагать ребенку с 11-12 месяцев, детям старше 1 года можно давать рыбу кусочками.

Деликатесы под запретом

Помимо свежеприготовленной рыбы, на нашем «взрослом» столе часто присутствуют другие морепродукты и различные рыбные деликатесы, которыми так хочется побаловать своего малыша. Делать этого не стоит, так как вся эта «вкуснятина» может нанести значительный вред здоровью крохи.

Морепродукты (креветки, кальмары, мидии, крабы, устрицы и пр.) как и любые дары моря богаты ценными питательными веществами, но в то же время обладают очень высокой аллергенностью. Кроме того, все эти морские обитатели в природе выполняют роль своеобразных биологических фильтров, в процессе жизни накапливая в своих организмах все то, что растворено в воде (в том числе и вредные токсичные вещества), а значит их качество и безопасность напрямую зависят от экологической обстановки среды обитания. Учитывая это, применять их в питании малышей следует с особой осторожностью, не ранее чем с 3-летнего возраста.

Икра очень полезный, но в тоже время очень «концентрированный» продукт, с высоким содержанием белка, жира (в том числе холестерина) и соли. Применение ее у ребенка раннего возраста оказывает повышенную нагрузку на поджелудочную железу, мочевыделительную и нервную систему малыша. Кроме того, икра как и все рыбные продукты является сильным аллергеном. Поэтому лучше не вводить ее в меню  ребенка раньше 3 лет.

Копченая, соленая, вяленая рыба, крабовые палочки, а также обычные рыбные консервы не относятся к продуктам детского питания, в них много соли, специй, консервантов и других вредных для детского здоровья веществ. Кроме того, деликатесы, приготовленные из сырой рыбы, при нарушении технологии изготовления или хранения, могут быть заражены опасными микробами, яйцами паразитов и даже содержать смертельно опасный для человека токсин ботулизма. Вот почему эти продукты вообще не должны использоваться в рационе ребенка.

 



ангина у ребенка
Ангина - это инфекционное заболевание, при котором воспалительным изменениям подвергаются небные миндалины. Есть еще одно название у ангины -
бронхит у ребенка
Бронхит - воспалительное поражение трахеобронхиального дерева, обусловленное раздражением бронхов различными вредными факторами, в результате чего
кашель у ребенка
Кашель — один из самых частых патологических процессов, встречающихся у детей. Это симптом, сопутствующий очень многим детским заболеваниям — острым
Круп у детей. Лечение ложного крупа у детей
Острое инфекционно-аллергическое заболевание гортани и трахеи, сопровождающееся сужением их просвета и развитием острой дыхательной недостаточности.
Головная боль у детей. Причины и лечение головной боли
Жалоба на головную боль — одна из самых распространенных у детей. Симптом возникает вследствие раздражения болевых рецепторов сосудов и оболочек
Гайморит у ребенка: профилактика, симптомы и лечение
Гайморит — это воспаление гайморовых пазух носа. Гайморовы (или верхнечелюстные) пазухи представляют собой полость, где есть только один выход во


http://detckijvrach.ru - журнал о здоровье детей онлайн © 2011 Все права защищены. Детское врачевание
Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на - http://detckijvrach.ru/

    Яндекс.Метрика