ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НОВОСТИ
Тонзиллит у ребенка. Лечение тонзиллита
ангина у ребенка
ангина у ребенка
Ангина - общее острое инфекционно-аллергическое воспаление миндалин, чаще небных, другие миндалины вовлекаются в воспалительный процесс значительно реже. Формы ангин различаются по этиологии, механизмам развития заболевания и клиническому течению. Среди разнообразных микробных возбудителей ангин, к которым относятся кокки, палочки, вирусы, спирохеты, грибы, клебсиеллы, на первом месте находится в-гемолитический стрептококк группы А. Частым возбудителем может быть стафилококк. Проникновение возбудителя в слизистую оболочку миндалин происходит воздушно-капельным или алиментарным путем, но чаще инфекция возникает вследствие воздействия микробов и вирусов, которые находятся на слизистой оболочке глотки.


Ангины могут возникать в результате:

1) эпизодической инфекции, при ухудшении условий внешней среды, часто — в результате общего охлаждения;

2) заражения от больного человека;

3) как обострение хронического .


Наиболее распространенная классификация включает следующие формы ангины:



катаральная;
фолликулярная;
лакунарная;
герпетическая;
флегмонозная;
некротическая;
грибковая;
смешанные формы.

могут быть первичными и вторичными при острых инфекционных заболеваниях: скарлатине, дифтерии, сифилисе, , а также при заболеваниях крови.


Катаральная ангина


Заболевание начинается остро. Основные симптомы: ощущение жжения, сухости, першения, небольшая болезненность при глотании. Температура тела субфебрильная. При осмотре отмечается гиперемия миндалин и краев небных дужек, увеличение миндалин, они покрываются тонким слоем слизисто-гнойного экссудата. Язык обычно сухой, обложен, отмечается увеличение лимфатических узлов. Продолжительность болезни составляет 3-5 дней.

Фолликулярная ангина


Заболевание начинается с повышения температуры до 38 °С, но иногда она может быть субфебрильной. Возможна сильная при глотании, которая иррадиирует в ухо. Иногда повышено слюноотделение. Со стороны крови возникает нейтрофильный лейкоцитоз, палочкоядерный сдвиг влево, повышение СОЭ, могут появиться следы белка в моче. Отмечается увеличение лимфоузлов, они болезненны при пальпации. При осмотре зева отмечаются разлитая гиперемия и инфильтрация мягкого неба и дужек, гиперемия миндалин и их увеличение. На поверхности миндалин видны возвышающиеся над поверхностью желтоватые или беловатые точки величиной до 3 мм, представляющие собой нагноившиеся фолликулы миндалин. Заболевание длится около недели.


Лакунарная ангина


Основные симптомы: начало болезни такое же, как и при фолликулярной ангине. Но форма имеет более тяжелое течение. При лакунарной ангине при фарингоскопии на фоне увеличенных гиперемированных миндалин сначала в устьях лакун, а затем на поверхностях миндалин появляются желтовато-белые налеты. Заболевание длится около недели.


Фибринозная ангина


Другие ее названия — псевдодифтерийная, ложнопленчатая, дифтерийная ангина. Название свидетельствует о том, что, несмотря на внешнюю схожесть, — это не дифтерийный процесс. В ряде случаев фибринозная ангина образуется из лопнувших фолликулов. Фибринозная пленка распространяется по области некротизации эпителия в устьях лакун, соединяется с соседними участками, образуя сливной налет, который может выходить за пределы миндалин. Иногда фибринозная пленка развивается с первых часов заболевания. При образовании пленки в первые часы заболевания оно сопровождается высокой температурой, ознобом, выраженной интоксикацией.


Флегмонозная ангина


Флегмонозная ангина встречается редко. Заболевание связано с гнойным расплавлением участка миндалины, обычно бывает одностороннее поражение. Отмечаются резкие боли при глотании, гнусавость голоса, спазм жевательных мышц. При флегмонозной ангине у ребенка миндалина гиперемирована, увеличена, болезненна при пальпации. Периферические лимфоузлы обычно увеличены. Созревший абсцесс может прорваться в полость рта или клетчатку возле миндалины. Паратонзиллярный абсцесс обычно локализуется кпереди и кверху от миндалины. После его вскрытия самопроизвольно или в результате оперативного вмешательства состояние больного улучшается.


Герпетическая ангина


Наиболее часто регистрируется у детей младшего возраста. Инкубационный период длится от двух дней до двух недель. Отмечается острое начало заболевания: повышение температуры тела до 40 °С, появляются боли при глотании, головные, мышечные , рвота и жидкий стул. Со стороны крови отмечается лейкопения. Осложнением может быть серозный менингит. При осмотре зева в первые часы заболевания отмечается диффузная гиперемия слизистой оболочки. На мягком небе, языке, небных дужках, реже — на миндалинах и задней стенке глотки видны небольшие красноватые пузырчатые участки. Через 3-4 дня они рассасываются, слизистая оболочка приходит в норму.


Некротическая ангина


Эта ангина встречается крайне редко. Появляются жалобы на ощущение неловкости и инородного тела при глотании, гнилостный запах изо рта, обильное слюноотделение при нормальной температуре тела, глотание — безболезненное. Продолжительность заболевания — от одной до трех недель.


Грибковая ангина


Часто встречается у детей раннего возраста. Чаще регистрируется осенью и зимой. Начинается остро, температура поднимается до 37,5-38 °С, но чаще бывает субфебрильной. При осмотре выявляются увеличение и небольшая гиперемия миндалин, ярко-белые, рыхлые, творожного вида налеты, которые легко снимаются. Налеты исчезают на 5-7-й день. В мазках обнаруживаются скопления дрожжевых клеток, мицелии грибов молочницы и бактериальной флоры.


Моноцитарная ангина


Ангина у ребенка при инфекционном мононуклеозе возникает после увеличения нескольких групп лимфатических узлов, селезенки. Изменения в зеве характеризуются картиной, напоминающей любую из ангин. К характерным признакам относится появление в крови больного большого количества измененных моноцитов.


Лечение ангины у ребенка


При ангинах у детей применяются щадящий режим питания, местная и общая терапия, обязательным является строгий постельный режим в первые дни заболевания, а затем — домашний без физических нагрузок. Больному выделяют отдельные посуду и предметы ухода. При тяжелом течении заболевания показана госпитализация. Назначается молочно-растительный стол, пища должна быть нераздражающей, мягкой. Местно назначаются теплые полоскания раствором 3%-ной перекиси водорода, 0,1%-ным раствором перманганата калия, , настойкой календулы, отваром ромашки, календулы, настоем шалфея. Выбор антибактериальных препаратов зависит от тяжести заболевания и угрозы осложнений. Для лечения применяются сульфаниламидные препараты типа триметоприна в возрастных дозах. При различных формах бактериальных ангин у детей используются антибиотики с учетом чувствительности возбудителя к антибиотикам. В экстренных случаях назначаются антибиотики широкого спектра действия. Улучшение обычно наступает при снижении интоксикации, улучшении общего состояния. Однако лечение антибиотиками продолжается еще от трех до пяти суток. Не рекомендуется назначать препараты типа неомицина, мономицина и др. из-за ототоксического действия. У детей во время гипертермии может возникнуть судорожный синдром. Назначаются жаропонижающие средства. Лечение паратонзиллярного абсцесса хирургическое, при этом антибактериальная терапия проводится по общепринятой схеме. При вирусных ангинах назначается интерферон, спрей UPC-19, противогриппозный иммуноглобулин. При смешанных формах антибактериальные средства сочетаются с противовирусными.


Информация подготовлена специально для сайта
http://detckijvrach.ru C.Карпа
Наследственная идиолатическая тромбоцитопеническая пурпура
Наследственная идиолатическая тромбоцитопеническая пурпура
Это заболевание обычно имеет наследственную предрасположенность, проявляется повышенной кровоточивостью. В его основе — повышенное разрушение тромбоцитов крови, отвечающих за свертываемость. Характерно появление синяков на коже и кровотечение из слизистых. Кожная сыпь выглядит как множественные синячки в различной стадии развития: от синих и фиолетовых до зеленых и желтых («пестрая кожа»).
На коже остаются следы от тугой одежды (резинок), синяки после легких ударов, уколов. Кровотечения со слизистых проявляются носовыми, маточными, желудочными, кишечными кровотечениями, повышенной кровоточивостью десен, «кровавыми» слезами и др.

Наследственная идиолатическая тромбоцитопеническая пурпура носит название болезнь Верльгофа. У кого-то из родственников ребенка, как правило, есть склонность к кровотечениям и образованию синяков. Обострение болезни провоцируется различными факторами: вирусными инфекциями (
, краснухой, и др.), бактериальным воспалением, приемом лекарств (ацетилсалициловой кислоты, анальгина, фурагина, фуразолидона, карбенициллина  и др.), прививки, резкая смена климата, физические и психические травмы, солнечное воздействие   и другие стрессовые ситуации. Болезнь Верльгофа может протекать в острой или хронической формах. Прогноз обычно благоприятный, в 75% острой формы происходит самоизлечение.

Вторичная тромбоцитопеническая пурпура не связана с наследственностью, а является результатом какой-либо поражающей тромбоциты болезни или токсического воздействия. Это могут быть различные инфекции (в том числе внутриутробная инфекция у младенцев), лейкоз, цирроз печени, наследственные заболевания обмена веществ и др. Прогноз зависит от тяжести болезни, спровоцировавшей разрушение тромбоцитов крови.

Лечение тромбоцитопенической пурпуры проводят в больнице. Используют препараты, повышающие свертываемость крови, улучшающие работу тромбоцитов (аминокапроновая кислота, дицинон, пантотенат кальция, препараты магния и др.), укрепляющие сосудистую стенку (аскорбиновая кислота, рутин, аскорутин). В случае тяжелого течения прибегают к лечению гормонами и переливанию крови. Иногда медикаментозное лечение оказывается неэффективным, что вынуждает врачей удалять ребенку селезенку как основной орган, участвующий в разрушении тромбоцитов.

Для профилактики обострения болезни, если у ребенка есть склонность к образованию синяков, необходимо избегать провоцирующих стрессовых факторов (инфекций, приема лекарств, резкой смены климата, снижающих свертываемость, не загорать, с осторожностью вакцинироваться и не прививаться живыми
, противопоказаны физиотерапевтические процедуры УВЧ, УФО).
Информация подготовлена специально для сайта
http://detckijvrach.ru C.Карпа
Как выбрать детскую обувь?
Плавание новорожденных
Весьма полезное закаливающее и оздоровительное действие на ребенка оказывает плавание с первых недель жизни. Благодаря строго дозированным водным процедурам в организме усиливается обмен веществ, улучшаются функции дыхания, кровообращения, пищеварения, развивается опорно-двигательный аппарат, совершенствуется высшая нервная деятельность. В воде, где тело теряет свой вес, малышу легко выполнять все движения, они становятся мягкими, пластичными, не перегружают ребенка (при правильном их применении), способствуют его тренировке.
Благоприятное влияние воды на недавно родившегося ребенка можно объяснить также длительным периодом его развития во внутриутробной среде и сохранением уже после рождения плавательных рефлексов. Ребенок при движении ощущает приятное массирующее воздействие воды, испытывает радость и удовольствие. Водные процедуры, укрепляя нервную систему, способствуют хорошему сну, ускорению развития всех органов и систем.
Главные принципы занятия в воде, как и при применении других средств ЛФК, — это постепенность и систематичность. Во время водной процедуры необходимо следить за состоянием ребенка. Вода должна быть приятной и на первых занятиях иметь температуру 37—37,5° С с понижением ее до конца первого месяца плавания до 34° С и до конца третьего месяца — до 32° С.
В первые 3 месяца должны решаться в основном задачи привыкания к более длительному времени нахождения в воде и . В этот период ребенок передвигается с помощью различных поддержек взрослого, сидящего в ванне или находящегося рядом. Одновременно при различных заболеваниях детей в этот период решаются и частные задачи оздоровления с помощью различных упражнений в воде. В дальнейшем число занятий увеличивается до 5—6 раз в неделю, а продолжительность их постепенно возрастает до 20—25 мин.
Показания к назначению плавания очень широки. Практически каждый
начиная с 10—15 дней жизни при отсутствии противопоказаний может заниматься плаванием. Проводить занятия можно через 40—60 мин после кормления или за 30 мин до кормления. Продолжительность занятий — от 5 до 20 мин. Проводить лечебное плавание и упражнения в воде лучше через 2—3 ч после лечебной гимнастики.
Противопоказаниями к проведению плавания и упражнениям в воде являются открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и
.
Обучение плаванию проводится в обычных ваннах, а затем в микробассейнах детских поликлиник. Продолжительность первых занятий 10—15 мин.
Обучение плаванию проводится с помощью поддержек руками и пенопластовыми поплавками, прикрепленными к чепчику (автономная поддержка).
Голова ребенка, как более тяжелая часть тела, особенно нуждается в поддержке.
Первые занятия проводят с двойной ручной поддержкой в положении ребенка на спине. Левая ладонь взрослого поддерживает его головку, а правая рука охватывает область груди и живота (рис. 1).

Так же осуществляется поддержка ребенка в положении лежа на груди (рис. 2).

Рисунок 2

Необходимо добиваться, чтобы тело ребенка во время всего занятия находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение. Поддержки во всех случаях, по мере тренировки, должны становиться минимальными и создавать условия ребенку для свободного движения руками и ногами в положении его на спине и на груди. Облегченный вариант поддержки на спине — голова удерживается обеими руками (рис. 3).

рисунок 3

Первые движения в воде производят с помощью взрослого — скольжения на воде (поперек, вдоль ванны, «восьмеркой»), а также покачивания.

Ребенка медленно продвигают в воде в разные стороны, при этом следует добиваться, чтобы ребенок рефлекторно отталкивался ногами от краев ванны (рис.4).

Рисунок 4

Уши ребенка должны быть погружены в воду. При плавании на груди следует поддерживать подбородок ребенка с тем, чтобы в рот не попала вода.
Обучение плаванию необходимо производить не спеша, спокойно, всячески стимулируя проявления плавательных рефлексов.
При появлении у ребенка гребковых движений характер поддержки облегчается. Двуручные поддержки заменяются одноручными (рис. 5) или автономными.

рисунок 5

Со второго месяца можно осторожно начинать обучение ребенка задержке дыхания. Сначала это делают, поливая головку ребенка из лейки или водой, захваченной рукой из ванны, в течение 4—5 с, 4—6 раз за время отдыха между упражнениями (проводки, покачивания). В дальнейшем при проводке на груди погружать лицо ребенка сначала на 0,5—1 с, потом на 2—3—4 с. После усвоения этого упражнения можно перейти к более сложному: поддерживая ребенка вертикально, произнести «раз, два, три, ныряй!». Погрузить ребенка сначала до уровня носа на 3—5 с, потом до уровня глаз, а в дальнейшем с головой (за одно занятие — не более 4—6 погружений). В дальнейшем можно переходить к более сложным упражнениям, например ныряние с доставанием ярких игрушек.
Нельзя допускать погружения ребенка под воду при плаче и во время движения в воде во избежание попадания воды в носовые ходы.
К самостоятельному плаванию можно приступить после того, как ребенок будет достаточно тренирован в задержке дыхания при погружении рта и носа под воду и овладеет навыком грести руками. Взрослый лишь слегка поддерживает и направляет действия ребенка.
Помимо соблюдения постепенности в увеличении нагрузки, систематичности занятий, необходимо помнить еще об одном важном условии: постараться не испугать малыша при первых занятиях в воде (чересчур прохладная вода, большая, чем положено, нагрузка в воде и др.). Перенесенный испуг может на всю жизнь «поссорить» ребенка с водой и плаванием.

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
болит живот у ребенка ночью
болит живот у ребенка ночью
Боль в животе можно разделить на острую и хроническую.
Острая боль возникает вследствие острого хирургического заболевания, травмы или острого инфекционного процесса.
Боли в животе, продолжающиеся более 3 месяцев, называются хроническими. Обычно они связаны с хроническими заболеваниями органов пищеварения или расстройством. Их функции и протекают с периодами обострений (рецидивов) и временного благополучия.
Хроническую боль в животе диагностируют только у детей старше 3-4 лет: они могут осознанно отнестись к симптому и пожаловаться на него. Кроме того, боль в животе может возникать при поражении органов, не относящихся к брюшной полости (позвоночника, легких, почек и др.).
Кишечная колика, метеоризм.
Кишечная колика — связана с повышенным газообразованием в животе (метеоризмом), сопровождающимся спазмами (болезненными сокращениями) кишечника. При этом движение пищевого комка по пищеварительному тракту либо замедляется, либо ускоряется (нарушается моторная функция кишечника). Возникает ситуация, когда спазмированный участок кишки перекрывает проход образовавшимся газам и калу и раздувается, вызывая боль.
Кишечная колика у грудных детей.
Проблема кишечных колик (в просторечии — «газики») очень актуальна в течение первых месяцев жизни ребенка. Она начинает беспокоить малыша на третьей-четвертой неделе жизни и продолжается до 3-4 месяцев. В момент приступа колики младенец пронзительно кричит, поджимает ножки к животу или молотит ими воздух, натуживается, краснеет, громко выпускает газы. Его животик напряжен, немного вздут. После отхождения газов и кала приступ колики проходит, ребенок успокаивается. При этом малыш хорошо ест, набирает вес, имеет нормальный стул. Продолжительность и частота приступов индивидуальна: от 15-20 минут 1 раз в неделю до ежедневных многочасовых колик с короткими «благополучными» промежутками.
К частым кишечным коликам у здоровых младенцев приводят заглатывание воздуха при сосании (аэрофагия), перекармливание, неправильное приготовление смесей для вскармливания (не соответствующей инструкции концентрации), редкое выкладывание малыша на животик, нарушение диеты кормящей матери (избыток газообразующих продуктов). Кишечной коликой также сопровождаются детские заболевания: аллергия к коровьему молоку, непереносимость лактазы, кишечные инфекции, другие инфекционные процессы (пиелонефрит и др.). Поэтому в случае, если колика сопровождается повышением температуры, рвотой, разжижением стула, в кале появляются примеси (кровь, зелень, слизь), ребенок не прибавляет в весе, приступы продолжительные и частые (более 4 часов в день), следует подумать о каком-либо заболевании у малыша.
Как помочь грудному ребенку при колике?
Возьмите ребенка на руки, покачайте, положите животиком себе на живот. Погладьте животик теплой рукой круговыми движениями по часовой стрелке, положите на него подогретую байковую пеленку (можно прогладить ее горячим утюгом) или тёплую грелку с водой (температурой 50-60 °С). Можно сделать малышу ванну с отварами ромашки, мяты, душицы. Для снятия колик также используют препараты на основе фенхеля, ромашки, укропа. Это чаи фирм «Хипп» (Австрия), «Нутриция» (Германия), чай «Импресс» из итальянского укропа (Польша/Германия), укропная вода, ветрогонный сбор, отвар ромашки, «Плантекс». Широко применяются лекарства, содержащие симетикон: Сабсимплекс, Эспумизан, Дисфлотил. Симетикон обладает свойством переводить крупные пузырьки газа в кишечнике в свободный газ. Эффект обычно наступает на 3-5 день лечения. Если ребенок, несмотря на ваши действия, продолжает плакать, а кал и газы не отходят, малышу ставят клизму с 50 мл кипяченой воды или газоотводную трубочку. А в случае, если и это не помогло, ребенку дают сорбенты: Энтеросгель, Пекто, Полифепан (Энтегнин) или активированный уголь.
Для предупреждения кишечной колики кормящая мама обязательно должна соблюдать диету, исключив продукты, приводящие к повышенному газообразованию: молоко, капусту, квашеные овощи, бобовые, сою, лук, помидоры, сладкие фрукты, особенно виноград и яблоки (фрукты и овощи лучше употреблять после термической обработки), огурцы, баклажаны, грибы, черный хлеб, свежую сдобу, квас, сладости, сахар (его можно заменить фруктозой) и др. Чтобы малыш во время сосания не наглотался воздуха, необходимо кормить его в полулежачем положении и после еды несколько минут держать вертикально, пока он не отрыгнул воздух. Следите, чтобы ребенок плотно захватывал сосок или соску (отверстие в соске должно быть небольшим). Выкладывайте ребенка на животик за 5-15 минут до кормления, перед едой сделайте ему массаж живота легкими движениями по часовой стрелке.
Кишечная колика и метеоризм у школьников
У школьников кишечной коликой и метеоризмом могут сопровождаться различные заболевания пищеварительного тракта (воспаление кишечника, расстройства желчеотделения, плохое переваривание пищи, недостаточность поджелудочной железы, нарушение микрофлоры кишечника и др.). Причиной колики могут быть и погрешности в диете (обилие жирной пищи, газообразующих продуктов). Лечение заключается в терапии основного заболевания, приведшего к коликам (дисбактериоз кишечника, и т. д.). Во время приступа показаны препараты, содержащие симетикон (Эспумизан и др.), спазмолитики, расслабляющие гладкие мышцы кишечника (Но-шпа, Дюспаталин, Папаверин, Бускопан и др.), сорбенты (активированный уголь, Энтеросгель, Полифепан и др.) и другие препараты по назначению врача.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа

Логин: Пароль: Регистрация |

Loading...
Детский врач » Детский сад » Закаливание малышей в возрасте до года
Закаливание малышей в возрасте до года
  • Автор: admin |
  • Дата: 23-03-2017 11:11 |
  • Просмотров: 578
Рождаясь, ребенок попадает в новейшую среду обитания. Природа наделила малыша обилием разных приспособительных и защитных устройств для того, чтоб он мог выжить и начать развиваться в этой среде. Так, к примеру, у малыша есть механизмы теплорегуляции, предупреждающие перегревание и переохлаждение. Кутая малыша, создавая ему оранжерейные условия, мы «лишаем работы» эти механизмы. Став ненадобными, они могут равномерно атрофироваться, тогда и даже легкий ветерок будет представлять для малыша опасность - оказавшийся беззащитным малыш просто может захворать.

Выносливость организма и его сопротивляемость по отношению к меняющимся условиям наружной среды увеличиваются под воздействием закаливания - воздухом, водой, рассеянным солнечным светом. У малыша увеличивается иммунитет к разным болезням, совершенствуются механизмы теплорегуляции; закаливание содействует правильному обмену веществ, оказывает положительное воздействие на физическое развитие малыша, на адаптацию его организма к новым условиям жизни. Закаливание - ведущий способ увеличения сопротивляемости детского организма. Воздух, солнце и вода - это те естественные причины, которые помогают ребенку обрести стойкость к хоть каким атмосферным условиям.

Разглядим главные физиологические предпосылки деяния закаливания. При снижении температуры среды происходит рефлекторное сужение кровеносных сосудов кожи, вследствие чего количество протекающей через их крови миниатюризируется, а как следует, понижается и отдача тепла. Выработка тепла во внутренних органах, приемущественно в печени, возрастает. Благодаря этому организму удается сберечь тепло и сохранить постоянную температуру тела.

При повышении температуры наружной среды ответная реакция организма, напротив, выражается в усилении теплопотери: расширяются кожные сосуды, возрастает количество протекающей через их крови, усиливается потоотделение и учащается дыхание. Выработка тепла при всем этом понижается, и тем организм избегает перегревания.

Нарушения термического равновесия причиняют значимый вред здоровью. Чрезмерное остывание ведет к ослаблению организма, понижению его стойкости, уменьшению сопротивляемости болезнетворным бактериям, увеличивает риск развития болезней.

Заступником человека от разных болезней, и а именно - от простудных болезней - является иммунная система. Иммунная система человека "распознает" все вредные и чужеродные вещества, проникающие в организм, и делает защиту против вирусов и микробов, предупреждает развитие раковых клеток. Эта система начинает формироваться в главном на шаге внутриутробного развития и кончает свое формирование приблизительно на первом году жизни малыша. Если ребенок находится на естественном вскармливании, то через молоко мамы он получает защитные вещества, и таким макаром усиливается еще не совершенно совершенный свой иммунитет. Ужаснее, если малыш лишен материнского молока: он почаще и тяжелее хворает. Такие малыши в особенности нуждаются в закаливании.

Что дает закаливание? Если ребенок приучен к холоду, то под воздействием низкой температуры сосуды закаленного человека сначала сужаются, а позже резко расширяются. В какой момент закаливания происходит такое изменение реакции сосудов - через месяц, полгода либо неделю? У каждого малыша это персонально.

Для заслуги большего эффекта закаливания нужна постоянность воздействия и постепенное увеличение его интенсивности. Если тормознуть на одной и той же интенсивности нагрузки, к примеру, поливать малыша повсевременно водой одной и той же температуры, не снижая ее, либо проводить процедуры изредка (пару раз за месяц), то эффекта от такового закаливания не будет.

Таким макаром, благодаря закаливанию организм получает способность реагировать на изменение температуры среды ранее, чем наступит чрезмерное остывание либо перегревание.

Главные правила закаливания

В выборе стратегии закаливания важны систематичность, постепенность, учет личных особенностей каждого малыша, возраст, обилие средств и форм, активный режим, сочетание общих и местных процедур. Осуществляя закаливание малышей, следует учесть анатомо-физиологические особенности организма малыша, несовершенство его терморегуляторного механизма. Чем меньше ребенок, тем резче выражена эта особенность. Детский организм вследствие недостающего развития нервной системы плохо адаптируется к изменениям температуры среды. В связи с этим легче наступает нарушение термического равновесия.

Систематическое внедрение закаливающих процедур во все времена года без перерывов.

Перерывы в закаливании ведут к ослаблению адаптационных устройств, формирующихся под воздействием закаливающих процедур. Даже у взрослых через 3 - 4 недели после прекращения закаливающих процедур резко ослабляется выработанная устойчивость к воздействию холода. У малышей на первом году жизни исчезновение эффекта адаптации происходит в еще больше недлинные сроки - через 5 - 7 дней. По мере конфигурации критерий, связанных с временем года, процедуры нужно разнообразить, не отменяя их стопроцентно. К примеру, летний душ зимой можно поменять обливанием ног. Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение круглого года можно только в этом случае, если они крепко войдут в распорядок денька малыша и будут сочетаться с обыкновенными мероприятиями, проводимыми в различное время суток (умывание, прогулка, сон, игра, гигиеническая ванна и т.д.).

Постепенное повышение силы раздражающего воздействия.

Закаливание основано на свойстве организма равномерно адаптироваться к необыкновенным условиям. Устойчивость к воздействию пониженных температур должна воспитываться поочередно, но безпрерывно. Переход от более слабеньких по воздействию закаливающих процедур к более сильным (за счет снижения температуры воздуха, воды и роста длительности процедуры) нужно производить равномерно. В особенности это принципиально для малышей ранешнего возраста и ослабленных малышей (недоношенных, страдающих гипотрофией, рахитом, эксудативным диатезом либо другими аллергическими болезнями).

Учет возрастных и личных особенностей малыша.

При всех закаливающих мероприятиях нужно учесть возраст и состояние здоровья малыша и личные особенности его организма. С возрастом нагрузки необходимо равномерно наращивать. Чем слабее ребенок, тем осторожнее нужно подходить к проведению закаливающих процедур, но закаливать его нужно непременно! Если ребенок все таки захворает, нужно посоветоваться с доктором, можно ли продолжать хотя бы некие процедуры с уменьшенной силой воздействия; если этого сделать нельзя, придется по выздоровлении начать все поначалу.

Проведение закаливающих процедур на фоне положительной настроенности малыша.

Хоть какое закаливающее мероприятие следует проводить, за ранее создав ребенку не плохое настроение. Нельзя допускать плача, возникновения чувства беспокойства либо ужаса перед закаливающими процедурами. Если ко времени выполнения процедуры ребенок кое-чем расстроен, рыдает, лучше перенести функцию на другое время либо совершенно отменить: полезного эффекта от этой процедуры получить уже не получится.

Соблюдение температурного режима кожных покровов.

Во время закаливания непременно инспектируйте состояние кожи малыша: проводить функцию можно только в этом случае, если нос и конечности у него теплые. Если ребенок охлажден и у него уже имеется сужение сосудов, выработать положительную реакцию на закаливание не получится, можно получить только оборотный эффект. Вредоносно и перегревание: оно увеличивает влажность кожи, что изменяет ее теплопроводимость, в итоге чего даже умеренное воздействие холодной воды либо воздуха могут привести к значительному переохлаждению организма малыша.

За выполнением главных принципов закаливания необходимо смотреть очень кропотливо. В случае возникновения мельчайших признаков неблагоприятного воздействия закаливающих процедур - вялости либо возбуждения, нарушения аппетита и сна - немедля закончите закаливание и обратитесь к доктору.

Главные виды закаливающих процедур

Закаливающие процедуры делят на общие, когда воздействию подвергается вся кожа, и местные, направленные на закаливание отдельных участков тела. Местные процедуры оказывают наименее сильное действие, чем общие. Но достигнуть положительного эффекта можно и при местном закаливании, если искусно подвергать воздействию температурных причин более чувствительные к остыванию участки тела - ступни, гортань, шейку. В особенности полезно соединять общие и местные закаливающие процедуры. Это намного увеличивает устойчивость организма к неблагоприятным наружным факторам.

Воздушные ванны из всех естественных сил природы рассматриваются как более "мягенькие" и неопасные процедуры. С их обычно и рекомендуется начинать систематическое закаливание организма.

Закаливающее действие воздуха связано с различием температур меж ним и поверхностью кожи. Слой воздуха, находящийся меж телом и одежкой, обычно имеет постоянную температуру около 27-28°С. Разница меж температурой кожи одетого человека и окружающим воздухом, обычно, невелика, потому отдача тепла организмом практически неприметна.

C помощью закаливания можно повысить не только лишь приспосабливаемость детского организма к изменению наружных критерий, да и заложить на всю жизнь крепкий фундамент здоровья.

При самом внимательном уходе невообразимо оградить малыша от всех внезапных перемен температуры, неожиданных сквозняков, ветров, дождиков, сырости. Но для изнеженного, привыкшего к неизменному теплу организма такое случайное остывание становится в особенности небезопасным, потому что его способность без помощи других защищаться от холода уже существенно ослаблена. Чем старательнее закутают малыша, тем паче он уязвим для простуды, чем болеет более часто. Единственное хорошее средство - закаливание.

Долгое пребывание на свежайшем воздухе - обязательный элемент закаливания. Даже зимой необходимо стараться, чтоб малыши были на прогулке не наименее 3 - 4 часов. Обычно, во время прогулки проводятся подвижные игры.

Можно выделить несколько методов закаливания воздухом. Разглядим эти методы применительно к детям до года.

I метод - проветривание помещения. Закаливание воздухом начинается конкретно с этого. Наилучший метод проветривания - сквозное, его можно устраивать в отсутствие малыша. Закаливающим фактором при проветривании помещения является снижение температуры на 1 - 2°С. Осенью и зимой проветривать помещение нужно 4 - 5 раза в денек по 10 - 15 минут. Летом окно должно быть открыто, лучшая температура воздуха в помещении, где находится грудной ребенок, - + 20.

Исследования проявили, что при более высочайшей температуре в помещении рост и развитие малыша задерживаются.

II метод - прогулка, включающая и сон на воздухе. Лучше как можно больше времени проводить под открытым небом. Летом за городом целенаправлено питание, сон, гимнастику, игры вынести на свежайший воздух. В хоть какое время года полезно гулять, не запамятывая, но, что одевать малыша необходимо по погоде. Малышей с 2 - 3 - недельного возраста в прохладное время года при температуре воздуха не ниже - 5°С нужно выносить на улицу. Длительность первой процедуры - 10 минут, в предстоящем время прогулки следует довести до 1, 5 - 2 часов и гулять дважды в денек. В теплое время года прогулки с ребенком должны быть каждодневными, 2 - 3 раза в денек, меж кормлениями по 2 - 2, 5 часа.

В 1-ые 1,5 года жизни малыша рекомендуется дневной сон на воздухе. При всем этом резвое засыпание, размеренный сон, ровненькое дыхание, розовый цвет лица, отсутствие пота, теплые конечности по пробуждении свидетельствуют, что ребенок одет верно, другими словами находится в состоянии термического комфорта. При охлаждении либо перегревании ребенок дремлет неспокойно. Синюшность лица, прохладные конечности являются показателями резкого остывания. Потный лоб и мокроватая кожа свидетельствуют о том, что ребенку горячо.

III метод - воздушные ванны. Под воздействием воздушных ванн увеличивается поглощение кислорода, значительно меняются условия термообмена, улучшается состояние нервной системы малыша - он становится спокойнее, лучше ест и дремлет.

Для малышей первого года жизни воздушные ванны начинаются с пеленания. Полезно при каждом пеленании и переодевании оставлять малыша на некое время голым. Раздевать и одевать малыша нужно не торопясь. Температура воздуха во время воздушной ванны должна равномерно понижаться до + 18-20°С. Время воздушных ванн следует равномерно наращивать, при этом уже с месячного возраста воздушную ванну нужно соединять с массажем и гимнастикой.

В течение первого полугодия жизни рекомендуется проводить воздушные ванны по 10 минут 2 раза в денек. Начинать нужно с 3 минут, раз в день прибавляя по 1 минутке.

В течение второго полугодия - 2 раза в денек по 15 минут, раз в день увеличивая длительность ванны на 2 минутки.

Во время и после воздушной ванны ребенок должен смотреться бодреньким, у него должно быть не плохое настроение. Смотрите за тем, чтоб малыши в это время не рыдали и имели возможность двигаться. При возникновении «гусиной кожи» нужно одеть малыша, закончить проведение воздушной ванны, а в предстоящем уменьшить ее длительность. Всегда нужно обращать внимание на сон и аппетит малыша: их нарушение может быть признаком неблагоприятного воздействия воздушной ванны.

В летний период воздушные ванны можно соединять с солнечными.

Закаливание солнечными лучами

Солнечный свет совсем нужен для обычного развития малыша. Недочет его вызывает разные отличия в организме малышей, приводит к заболеванию рахитом. Совместно с тем неблагоприятно отражается на детском организме и излишек солнечных лучей. Советы о разумном использовании солнца как закаливающего фактора должны в особенности кропотливо производиться по отношению к детям.

Ни при каких обстоятельствах нельзя допускать очень долгого пребывания малышей под палящими лучами солнца. Во время прогулок и солнечных ванн голова малыша должна быть всегда прикрыта легким светлым головным убором.

Малышей в возрасте до 1 года нельзя подвергать облучению прямыми солнечными лучами. Идеальнее всего в этом возрасте проводить закаливание рассеянным солнечным светом. Ребенку лучше находится в так именуемой «узорчатый тени». Сначала он должен быть одет в рубаху из легкой светлой ткани при температуре воздуха + 22 - 24°С. Посреди бодрствования малыша нужно раздеть и бросить его оголенным на пару минут, равномерно увеличивая время закаливания до 10 минут. На голову малышу необходимо надеть панамку. Полезно, чтоб он в это время свободно передвигался в манеже, на площадке, играя с игрушками.

При неплохом общем состоянии, если ребенок отлично переносит нахождение в узорчатый тени деревьев, можно подставить его и под прямые солнечные лучи, сначала на полминуты, а потом равномерно довести время пребывания на солнце до 5 минут. Создавать эту функцию нужно днем (до 10 - 11 часов) либо вечерком (после 17). Нужно смотреть за тем, чтоб ребенок не перенагрелся. При покраснении лица, возникновении раздражительности, возбудимости нужно увести его из узорчатый тени деревьев либо из-под прямых лучей солнца в тень и напоить остуженной кипяченой водой. Если ребенок ослаблен болезнями, закаливание солнечными лучами должно проводиться очень осторожно, под контролем повсевременно находящегося рядом взрослого, нужно также временами консультироваться с лечащим доктором либо доктором ЛФК.

Для малышей старше года температура воздуха при воздушных ваннах составляет 18-19°С, в возрасте от 3 до 6 лет она понижается до 16°С. Во время воздушной ванны малыши должны находиться в движении: участвовать в подвижных играх, делать гимнастические упражнения и т.п.

После воздушных ванн, проводимых в помещении, можно перебегать на открытый воздух. Регулировать действие воздуха на организм помогает постепенное облегчение одежки.

Одно из действенных средств закаливания - дневной сон на открытом воздухе летом и зимой в всякую погоду. Идеальнее всего укладывать малышей спать на веранде либо балконе.

Детям постарше после облучения рассеянным светом можно разрешать пребывание под прямыми лучами солнца.

Закаливание солнцем идеальнее всего проводить во время прогулок либо размеренной игры малышей в утренние часы.

Нужно пристально смотреть за тем, чтоб ребенок не "обгорел". 1-ое время солнечные ванны ему лучше принимать в легкой одежке - белоснежной панаме, светлой рубахе и трусах. Через 3-4 денька заместо рубахи надеть майку, еще через некоторое количество дней можно ее снять. Продолжительность первых - 4 мин (по 1 мин на спине, животике, правом и левом боку). Потом каждые 2-3 денька прибавляйте по 1 мин. на каждую сторону тела. Таким макаром, продолжительность солнечных ванн доводится для малышей в возрасте 3-4 лет до 12-15 мин, для малышей 5-6 лет - до 20-25 мин. и для 6-7-летних малышей - до 20-30 мин.

После солнечной ванны лучше провести обливание либо другую водную функцию. Обычно, детям довольно принимать солнечную ванну 1 раз в денек. Во время закаливания солнцем повсевременно смотрите за поведением малыша. При возникновении сердцебиения, мигрени, вялости закаливание солнцем закончите и обратитесь к доктору.

Закаливание малышей водой следует начинать с местных процедур - умывания, мытья ног перед сном, игр с водой. С ранешнего возраста приучивать малышей к холодной, но, естественно, не очень прохладной воде.

При местных аква процедурах исходная температура воды должна быть 28-30°С, потом ее понижают через каждые 3-4 денька на 1-2°С, для грудных малышей до 20-22°С, а для малышей старше года до 16-18°С.

В предстоящем от местных процедур перебегать к краткосрочным общим процедурам - обтиранию, обливанию, ванне, душу, купанию в открытых водоемах.

Рекомендуется начитать с сухих обтираний. Делать это куском фланели. Тело малыша протирают до возникновения маленький красноты. Через две недели приступают к мокроватым обтираниям. Рукавичку из махровой ткани смачивают в воде и малость отжимают. Поначалу обтирают руки, потом ноги, животик и спину. Обтирание длится 1-2 минутки. После чего кожу вытирают сухим полотенцем и делают легкий массаж до возникновения умеренного покраснения. При общем обливании голову оставляют сухой. Обливание длится 20 - 30 сек. Потом тело стремительно вытирают насухо.

Температура воздуха в помещении во время обливания не должна быть ниже 18°С. Нужно пристально смотреть за самочувствием малыша до и после процедуры. Легкое побледнение, возникновение "гусиной" кожи сначала обливания полностью естественны. Но если они держатся очень длительно, немедля закончите функцию.

Ванна является долговременной процедурой, потому температуру воды обычно не понижают. Малыши в возрасте до 6 мес. получают гигиеническую ванну раз в день. Температура воды для малышей до 1 года - +37°С, длительность ванн - 5 мин.

Купание в открытых водоемах - самый наилучший метод закаливания в летнюю пору. Купаться малыши могут начинать только после подготовительного закаливания воздухом и водой. Температура воды в открытом водоеме должна быть более 22°С, а воздуха 24°С. Время пребывания в воде сначала составляет 3 мин., потом равномерно возрастает до 6-8 мин. Купаться детям довольно 1 раз в денек. Наилучшее время для этого в средней полосе - от 11 до 12ч.

Ребенку более старшего возраста прекрасно дать возможность бегать с босыми ногами, в особенности днем. Восхитительным эффектом закаливания обладает хождение с босыми ногами по росе. Как можно больше разрешайте ребенку бегать по воде на речке, на озере, на пруду.

В неких исследовательских работах о закаливании предлагается использовать в качестве закаливающих процедур баню. Баня - восхитительная закаливающая и целебная процедура. Очень хороша баня при томных диатезах, аллергических заболеваниях дыхательной системы. Противопоказания для бани гипертония высочайшей степени либо гипотония, тяжелое поражение почек, нервной системы, в особенности завышенное внутричерепное давление, заболевания сердца.

1-ый раз можно повести малыша в баню уже в 7-8 месяцев. Есть два варианта бани: сухая и парная. Малыши, обычно, лучше переносят парную.

Перед этой процедурой необходимо приготовить заблаговременно два-три тазика прохладной воды. На голову малышу необходимо надеть толстую шерстяную шапочку и занести его в парилку. Ребенок должен быть сухим. С грудным малышом не стоит спешить: при его клике либо испуге необходимо здесь же покинуть парилку. Выйдя оттуда, нужно сразу облить и малыша прохладной водой из приготовленных тазиков, позже завернуть его в простынку, дать ему питье: отвар шиповника, компот, воду с ягодами и т.п. Функцию повторить три раза. Только после чего можно вымыть малыша.

Нужно держать в голове, что все закаливающие процедуры - будь то воздушные, водные либо солнечные - очень сильное средство воздействия на детский организм, потому следует непременно соблюдать все правила закаливания.

Литература

1. Вайнбаум Я.С. Гигиена закаливания // Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта. - М., 2002. - С. 72 - 91.
2. Баранов А.Е. Избавляемся от простуды // Физкультура в школе, 1997. - №2. - С. 83 - 85.
3. Брязгунов И. Закаливание: принципы и способы // Семья и школа, 1998. - №3. - С. 30 - 31.
4. Грегор О. Для чего необходимо закаливание // Грегор О. Жить не старея. - М., 1992. - С. 130 - 136.
5. Крамских В.Я. Воздух закаливает и вылечивает. - М., 1986.
6. Лаптев А.П. , Гук Е.П. Физическая культура и закаливание в семье. - М., 1984.
7. Михайлов В. Базы воспитания здорового малыша // Книжка юный семьи: Сборник. - Л., 1990. - С. 104 - 131.
8. Преображенский К. Со второго денька жизни // Семья и школа, 1998. - № 5. - С. 38 - 40.
9. Тимофеева А.М. Беседы детского доктора. - М., 1995.
10. Якушева Е. Закаливание с рождения // Здоровье малышей: Приложение к газете «1-ое сентября», 1998. - №1,2. - С. 6 - 7.

Арасланова Д.

У вас на дому идёт страшная, заржавелая водопроводная вода, водоканал не желает слушать ваши жалобы? Хороший выход, фильтры для воды гейзер, очистят вашу воду от всех примесей. Здоровый организм и смачная вода и вы бодры и счастливы!

  • » Комментарии 0
Похожие статьи:
Loading...