Главная Новорожденные Детский сад Школа.Дети Развитие,речь,игры Физическое воспитание Здоровье Оригами
Логин:  
Пароль:
Заболевания детей Безопасность Воспитание Рацион питания Дом.Семья Беременность Психология Творчество Детский отдых
Навигация по сайту
Психология детей
Ребенку 1 год

Ребенку 1 год

Эстетическое воспитание детей на втором году жизни вследствие их возрастных возможностей еще очень ограничено. Оно неотделимо, особенно в этом возрасте, от сенсорного развития. Без умения всматриваться, вслушиваться, различать предметы невозможно
28.08.19

Лучшие статьи
Подарок ко дню рожденияТретий день рождения ребёнка - особенный. Не только потому, что каждый день рождения такой. Но ещё и по той причине, что наконец-то Вы с уверенностью можете сказать, что перед Вами - разумный человечек, с которым можно разговаривать и, что даже важнее, договариваться. А ещё он начинает безудержно фантазировать и играть в сюжетно-ролевые игры! Он знает, что такое «Я», он уже имеет своё любимое-нелюбимое. Рассуждает и отстаивает свою точку зрения. Он в этом возрасте - безумно интересный! И подарок ему надо выбирать - соответствующий. Так что смело проходите мимо стандартных плюшевых мишек. Ищите то, что поможет ему развиваться и узнавать новое! Мальчики в этом возрасте уже точно знают, что они мальчики. Начинается любовь к машинам, тракторам, автоматам, пиратам и чудовищам, которых боится даже его мама. Бороться с этим - бесполезно. Да и ни к чему. Ваша задача - организовать его игру так, чтобы он становился не бессмысленным разрушителем-агрессором, а смелым богатырём-созидателем. И в этом Вам помогут правильно выбранные игрушки. Прекрасно подойдут тематические конструкторы типа «Лего». Но не берите откровенно страшных и антиэстетических наборов! Они плохо влияют на психику и мировоззрение даже подросших детей. Если уж надо завести в доме воплощение мужества, силы и смелости, то пусть это будет красивый и со смыслом оформленный солдатик, богатырь, а не робот-убийца с шестью ногами и без головы. Не лишним будет приобрести тематический конструктор или набор для кукольного театра по сюжетам русских сказок. Сказки не только стимулируют развитие воображения и формируют правильное мировосприятие, но и являются нашим культурным наследием, с которым неплохо бы познакомить кроху раньше, чем он познакомится с Человеком-пауком. Вспомним и о девочках. Они уже вовсю играют в «дочки-матери», «детский сад», «магазин», «показ мод». Так что кукла будет принята и любима. Я бы не советовала брать гламурную куклу Барби: девочка ещё не доросла до нее. Да и развивающая ценность этой куклы обратно пропорциональна её стоимости. Хорошим подарком будет кукла, имитирующая маленького ребёнка, или кукла-девочка, с приятной улыбкой и аккуратно одетая. Кукле, конечно же, надо кукольную коляску и кроватку. А если мама девочки против колясок – возьмите кукольный лоскутный держатель-слинг или кенгурушку. А развивалок для этого возраста – вагон и маленькая тележка! Они подойдут и мальчикам, и девочкам. Тут и блоки Дьенеша, и палочки Кюизенера, и кубики Зайцева и всякие мозаики. Мне бы хотелось отдельно остановиться на игрушках, сделанных по разработкам известных педагогов Никитиных, родителей восьмерых детей. Эти игры тренируют логику, формируют у детей первые математические представления, стимулируют память и внимание, а игра в них – настоящее творчество и удовольствие даже для родителей! «Уникуб», «Сложи узор», «Кубики для всех», «Дроби», «Сложи квадрат» - вот далеко не полный список игрушек. Для трёхлеток подойдут те из них, которые имеют «1-й уровень сложности». В 80-е годы родители сами изготавливали эти игрушки по описанию, данному Никитиным в его книге «Интеллектуальные игры». Сегодня многие из них выпускают добрый десяток производителей. Деткам в 3-х летнем возрасте уже можно дарить интерактивные игрушки: говорящих и движущихся животных, радиоуправляемые машинки, железную дорогу. Дарите игрушку, если она не слишком крупная, и Вы уверены, что для малыша она будет не только зрелищем, но и заинтересует как предмет для игры. В возрасте 3-х лет дети уже с удовольствием смотрят мультики. Так что пара DVD с хорошими мультами или сказками - неплохой выбор. Подойдут большинство советских мультиков, чешские мультики (сериалы про Крота, Болека и Лелека и др.), новые российские Лунтик и Гора самоцветов, классика Диснея. Но помните, что телевизора в жизни наших деток и так слишком много. Поэтому, предлагаю альтернативу: фильмоскоп и набор интересных диафильмов. Помните как, будучи детьми, смотрели диафильмы вечерами на белом экране? Смотрели часами и запоем! Думаете их уже и в природе нет? Ошибаетесь! Их – множество, а студия «Диафильм» вовсю выпускает любимые Вами в детстве сказки. Это не только стильный подарок (почти что ретро!), но и полезный для развития крохи. Ведь диафильм – это не готовое движущееся и говорящее изображение, а ряд картинок, которые ребенку нужно соединить, «одеть речью». Развивайте фантазию малыша! И главное: показом в этом кинотеатре он может управлять сам! Всё более необходимыми для трёхлетки становятся «товары для творчества»: краски, карандаши, пластилин, всякие готовые наборы для творения фресок, фигурок животных. Много заготовок, которые «уже готовы», но их «надо доделать». Пример? Матрёшки для раскрашивания. И несколько важных моментов при выборе таких подарков. Карнадаши берите трёхгранные - такая форма карандаша способствует правильно постановке руки, их просто неудобно держать неправильно, фломастеры - удобная штука, но многие педагоги их не рекомендуют, а при выборе красок смотрите на дату производства. И именно в этом возрасте делается актуальным старый лозунг: «Лучший подарок – хорошая книга». Только до Гарри Поттера ребёнок ещё не дорос. Лучше берите «проверенных» авторов, которых сами читали в детстве. Например: Агния Барто, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Владимир Сутеев и др. Если автор вам не знаком, то стоит пролистать книгу, увидеть, как она написана, соответствует ли вашим представлениям о языке. Обратите внимание на иллюстрации к книжке. Они должны быть красивыми, яркими и соответствовать содержанию. Довольно часто попадаются варианты, когда детский стишок про белочку проиллюстрирован непонятным ушастым существом на скейтборде. До таких высот абстракции маленькому ещё расти! Полки магазинов сейчас заполонили такие странные гибриды, как «книжки-игрушки», когда помимо книжки со сказкой к обложке приделывается звуковой модуль, игрушка, паззл или ещё что-то. Специалисты по развитию ребёнка советуют покупать книжки отдельно, а игрушки - отдельно. И если так уж хочется разыграть спектакль с Красной шапочкой в главной роли, то лучше взять обычную книгу Шарля Перро, набор фигурок или кукол-перчаток, диск с аудиозаписью сказки и песенок, т.е. всё по отдельности. В противном случае, у ребёнка вряд ли сформируется чёткое представление о том, что такое книга и для чего же всё-таки она нужна. Настольные игры и лото – хорошее дополнение к книгам. Эти игры тренируют память и внимание, да и просто увлекательны! Только внимательно читайте описание игры и возраст, для которого её рекомендуют. «Сидячие» игры занимают все больше места в жизни ребенка. Надо позаботиться о том, чтобы это не повредило его зрению и осанке. Стоит задуматься об оборудовании «рабочего места» для крохи: специальные стульчик и столик придутся очень кстати. Какой выбрать: деревянный с росписями узорами или разборной? Ориентируйтесь на свой вкус и наличие свободного угла в квартире. Не стоит забывать и о здоровом физическом развитии ребёнка. В этом возрасте дети уже могут ездить на велосипеде и самокате, самые продвинутые родители ставят детей на ролики. Ещё они любят прыгать - так что им очень нужен батут, лазать - их порадует спорткомплекс, и бегать - так что можно позаботиться о приобретении массажного коврика на пол. В заключение скажу, что если Вы – убежденный прагматик и не хотите тратиться на непонятные Вам игрушки, то уже пришло время, когда и одежда становится желанным подарком как для мамы, так и для ребёнка. Родственники и друзья уже вдоволь повосхищались «маленьким пупсиком» и надарили ему трикотажных костюмчиков в пору младенчества. К трём годикам все от этого устали. И, скорее всего, где-то вблизи появилась ещё пара младенцев, которыми можно восхищаться. Так что, забота об одежде полностью легла на родительские плечи. Да и ребёнок, которому раньше было все равно, что на нём надето и надето ли вообще, стал проявлять явный интерес к своему внешнему виду. Так что красивое платье для девочки или удобный костюмчик для мальчика – всех порадуют! Обратите внимание на качество приобретаемой одежды: чтобы она была хорошо сшита (малыш ещё не настолько аккуратен, чтобы сберечь непрочную), из натуральных материалов и чтобы её можно было смело стирать. Берите вещь чуть-чуть на вырост: дети ведь быстро растут, помните? Весёлого Вам Дня трёхлетия!


Эстетическое воспитание детей на втором году жизни вследствие их возрастных возможностей еще очень ограничено. Оно неотделимо, особенно в этом возрасте, от сенсорного развития. Без умения всматриваться, вслушиваться, различать предметы невозможно эстетическое развитие. В повседневном общении с ребенком воспитательница в соответствующих случаях подчеркивает эстетическую сторону воспринимаемых им явлений, предметов, их качеств словами: «Какой красивый красный мяч», «Послушай, как хорошо звенит колокольчик». Она вызывает радостные переживания детей в связи с восприятием ими явлений природы, звуков, красок, художественных стихов путем привлечения их внимания и своим эмоциональным отношением. Большое значение в развитии художественного вкуса у детей могут иметь игрушки и пособия, оборудование, одежда, если они будут отвечать художественным требованиям и воспитательница будет обращать внимание на соответствующие качества предметов и обозначать их словами. Одна из доступных в этом возрасте форм непосредственно эстетического воспитания — проведение с детьми музыкальных занятий Задачи, содержание и методика музыкальной работы с детьми второго года жизни. Задачи работы: Развивать умения: прислушиваться к словам песни; воспроизводить звуки и простейшие интонации песни; выполнять игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни. Подготовить к участию в простейших музыкальных сюжетных играх. Содержание и методика работы с детьми в возрасте 1 года— 1 года 6 месяцев. Продолжая работу по слушанию музыки, начатую с детьми первого года жизни, воспитательница должна принять во внимание непоседливость, свойственную детям в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев. В связи с этим слушание музыки проводится сначала без усаживания детей, в виде игры, в которой моменты неподвижного сосредоточенного слушания чередуются с движениями; это позволяет детям отдохнуть от сосредоточенной неподвижности, но не отвлекает их от интереса к музыке и желания слушать ее. Осуществляется это следующим образом: если воспитательница всегда говорит детям «музыка», показывая инструмент, на котором собирается играть, то достаточно сказать слово «музыка», чтобы настроить детей на слушание.


Интенсивное физическое развитие, характерное для первых 2 лет жизни, на третьем году несколько замедляется. К этому времени крепнет весь организм ребенка. Он становится физически более выносливым. Происходит дальнейшее развитие нервно-психической деятельности ребёнка. При правильных воспитательных приемах происходит дальнейшее сенсорное развитие. Восприятие окружающего у детей начинает переходить в способность наблюдать, что имеет очень большое значение для их познавательной деятельности, формирования их представлений. На третьем году наблюдение становится дл некоторой степени видом деятельности ребенка. Это наблюдение еще не преднамеренное и возникает оно преимущественно под влиянием внешнего воздействия (увидел что-то, услышал какой-то звук). Но последующее длительное рассматривание чего-либо, наблюдение за какими-либо действиями взрослых или явлением на улице при соответствующих объяснениях воспитательницы обогащают опыт детей и очень много дают для развития их речи, мышления, ориентировки в окружающем, постепенно подводя их к преднамеренному наблюдению. На третьем году жизни внимание детей становится более устойчивым. Они могут более длительный срок смотреть, слушать, заниматься, играть. Так, например, мальчик 2 лет 9 месяцев около 25 минут внимательно наблюдал за тем, как накачивали бензин в люк парохода. Но в этом возрасте внимание остается в основном непроизвольным, т. е. оно вызывается изменениями в окружающей обстановке. Постепенно при определенных воспитательных приемах у детей может развиться произвольное внимание. Совершенствуется и память ребенка. С развитием речи воспоминания у него могут быть вызваны уже и через слово. В результате накопления опыта и расширения круга представлений у ребенка с конца второго года жизни начинает развиваться воображение. В игре он придает предметам воображаемое значение в соответствии с замыслом и содержанием игры (кирпичик вместо мыла, щепочка вместо расчески и т. д.), приписывает предметам воображаемое состояние и качеств. Дальнейшее совершенствование движений на протяжении третьего года жизни делает ребенка не только все более подвижным и ловким, но и более самостоятельным при еде, одевании, раздевании, игре, занятиях. Ходьба ребенка становится более равномерной, постепенно исчезают лишние движения. К 3 годам дети умеют ходить по прямой и наклонной ограниченной поверхности, подниматься и спускаться с лестницы чередующимся шагом, бросать мяч в вертикальном и горизонтальном направлении, ловить большой мяч, брошенный с расстояния примерно 70—100 см, согласовывать свои движения с другими, действовать одновременно руками и ногами, менять движения по темпу, направлению, характеру, в зависимости от сигнала, сдерживать свои движения, дожидаясь сигнала. Самые большие изменения в психике ребенка на третьем году касаются развития речи и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Быстро увеличивается словарный запас. В нем не только вновь услышанные слова, но и целые обороты речи и сложные предложения. Ребенок с легкостью повторяет на память стихи, песенки, сказки. В состав его словаря входят уже все части речи. Почти исчезают облегченные и неправильно произносимые слова. Ребенок употребляет уже распространенные и сложные предложения. Существенные изменения происходят в понимании речи окружающих.


Одной из частых причин неуравновешенного поведения ребенка является нарушение его сосредоточенной деятельности. Если ребенок чем-либо занят (например, внимательно рассматривает картинки), то нельзя резким приказанием, а тем более молча прекращать его замятия, отобрав картинки и требуя немедленного перехода к другому действию . Как следствие невозможности быстро затормозить одно действие и переключаться на другое неизбежен резкий протест ребенка, нередко в виде плача. Если такие приемы применяются по отношению к ребенку часто, то в дальнейшем у него закрепляется отрицательное отношение ко всем предложениям сестры-воспитательницы. Прекращать действия ребенка надо осторожно, отвлекая его внимание либо словом, либо внешним раздражением, например показать на стол, где стоит пища, и сказать: «Надо есть». Ребенок не может ни быстро ответить, ни тем более быстро затормозить свою реакцию. Однако воспитатели часто предлагают детям прекратить начатое ими действие или быстро выполнить какое-то движение, быстро переключиться с одного действия на другое. Например, воспитатели требуют: «Сейчас же перестань играть, иди одеваться», чем допускают серьезную ошибку. Если такого рода требования предъявляются часто и воспитательница, не дождавшись быстрого выполнения, сама резко прекращает действия детей, это вызывает у них резкую вспышку возбуждения, ведет к повышенной раздражительности и отказу выполнить требования воспитательницы. Для того чтобы тот пли иной подход к детям оказал положительное влияние, надо, помимо соблюдения общих возрастных педагогических правил, хорошо знать и учитывать индивидуальные особенности ребенка. Наблюдение за детьми показывает, что их поведение при одних и тех же условиях воспитания очень различно. Это в большой степени зависит от особенностей высшей нервной деятельности детей — силы нервных процессов, их подвижности, уравновешивания процессов возбуждения и торможения, степени возбудимости нервной системы. У разных детей различен предел работоспособности. Одни хорошо выдерживают установленную для их возраста длительность бодрствования, в то время как другие в том же возрасте утомляются скорее и нуждаются в укорочении бодрствования, в более частом отдыхе. Эти особенности детей необходимо учитывать при разработке режима группы. При повышенной утомляемости детей следует дольше оставлять на режиме, соответствующем более младшему возрасту, например ребенка 1 года 7—8 месяцев нужно временно перевести с одноразового сна па двухразовый или, сохраняя общий режим, укладывать его раньше остальных и тем самым укоротить его бодрствование на 20—30 минут.


Стремясь обеспечить устойчивое внимание детей на занятиях, устраняя по возможности всякие лишние раздражения, следует в то же время спокойно относиться к короткому отвлечению ребенка и не одергивать его постоянно, так как это отвлечение служит как бы кратковременным отдыхом, после чего ребенок снова внимательно слушает, занимается. Учитывая малую выносливость нервных клеток, нельзя допускать длительных занятий с детьми. Хотя дети иногда настойчиво требуют «еще, еще», однако после таких занятий они становятся раздражительными, возникают различные нарушения обычного поведения — отказ идти есть, спать и др. Необходимо внимательно следить за поведением детей и при первых признаках утомления либо выключать из занятия того или иного ребенка, либо кончать занятия раньше намеченного времени, если утомление наступило у многих детей. Утомление нервной системы детей возможно также в результате предъявления ей трудных, непосильных заданий. Часто в семье вечером, т. е. когда ребенок уже длительно бодрствовал и его работоспособность несколько понизилась, он получает много разнообразных и сильных раздражений. Приходят с работы родители и начинают усиленно развлекать ребенка, много разговаривают, читают ему, разучивают с ним стихи, организуют шумные игры и т. п. Ребенок не обнаруживает при этом явных признаков утомления, а, наоборот, кажется бодрым, много смеется, бегает, требует повторения игр, однако последующее его поведение (плач при укладывании, длительное засыпание, а часто даже беспокойный сон) говорит о перевозбуждении, утомлении. Отрицательное действие оказывает также частая смена разнообразных впечатлений, обилие новых раздражителей. Так, ребенок, которому родители чуть ли не ежедневно приносят книжки, быстро перестает ими интересоваться. Бегло прочитав новую книжку, ребенок быстро теряет к ней интерес, что также является признаком истощения нервной системы, которое наступило в результате частой смены впечатлений, требующих большого нервного напряжения. Некоторые внешние раздражители, на которые спокойно реагируют дети более старшего возраста, являются запредельно трудными для нервной системы маленьких детей вследствие их малой выносливости. Совершенно недопустимы для детей раннего возраста просмотр телевизионных передач, частые посещения шумных сборищ и другие непосильные раздражения. На частое и длительное бездеятельное состояние часто обрекают детей в яслях при так называемом фронтальном проведении гигиенических процессов и кормления: сажая детей за стол, им не разрешают есть, пока не сядут все, или взяв в раздевальню 18—20 детей, заставляют ребенка сидеть спокойно, ничего не делая, пока до него не дойдет очередь одеваться. Так как кормление, одевание, умывание занимают много времени в режиме дня ребенка, то в общей сложности на бездеятельное ожидание у некоторых детей уходит до 2 часов. При нарушении ритма работы и отдыха нервной системы детей, нецелесообразной организации бодрствования и неправильном воспитательном подходе, ведущих к перенапряжению процессов торможения или возбуждения, у детей к концу дня может наступить переутомление нервной системы. Накопившееся за день утомление проявляется резкими нарушениями поведения вечером.


Носовое кровотечение у детей. Причины носового кровотечения у детей
В переднем отделе носовой перегородки с обеих сторон находится «кровоточивая» зона носа (зона Киссельбаха), где слизистая оболочка наиболее тонкая,
Герпес у детей:  симптомы и лечение
Герпес — это острое вирусное заболевание кожи и слизистых оболочек, вызывающееся вирусом герпеса. Заразиться можно при непосредственном контакте с
Плавание новорожденных
Весьма полезное закаливающее и оздоровительное действие на ребенка оказывает плавание с первых недель жизни. Благодаря строго дозированным водным
кашель у ребенка
Кашель — один из самых частых патологических процессов, встречающихся у детей. Это симптом, сопутствующий очень многим детским заболеваниям — острым
Зубы у детей до года
Прорезывание зубов является одним из показателей нормального развития вашего ребёнка. Появление зубов мы ждём с нетерпением и регулярно заглядываем
Круп у детей. Лечение ложного крупа у детей
Острое инфекционно-аллергическое заболевание гортани и трахеи, сопровождающееся сужением их просвета и развитием острой дыхательной недостаточности.


http://detckijvrach.ru - журнал о здоровье детей онлайн © 2011 Все права защищены. Детское врачевание
Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на - http://detckijvrach.ru/

    Яндекс.Метрика