Главная Новорожденные Детский сад Школа.Дети Развитие,речь,игры Физическое воспитание Здоровье Оригами
Логин:  
Пароль:
Заболевания детей Безопасность Воспитание Рацион питания Дом.Семья Беременность Психология Творчество Детский отдых
Навигация по сайту
Психология детей
Умения детей различать предметы

Умения детей различать предметы

Ребенок объединяет предметы не по их существенным признакам, не по их значению, а по чисто внешним, бросающимся в глаза ярким качествам. Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений воспитательницы способность к обобщению
24.07.19

Лучшие статьи
Холодный осенний дождь упорно барабанит по лобовому стеклу. Тяжелые капли бьют с такой силой, будто хотят пробить прозрачную стену и ворваться прямо в сердце. Вас тут только не хватало! Уже минут двадцать сижу и переключаю режим «дворников»: заставляю их то бешено метаться по стеклу, то выписывать движения неторопливые и вальяжные. Танцующий наклон вправо-влево - и от неровных ручейков не остается и следа. Сухо. Ах, как было бы здорово, если бы можно было также взять и обнулить некоторые жизненные ситуации! Или отношения. Вот так просто, подмел за кем-то в своей душе и опять светло и чисто. Милости просим!.. Настроение хуже некуда. Ничего серьезного, так, мелкие поломки в механизме жизни, который постоянно хочется усовершенствовать. В данный момент меня беспокоит неприятный разговор с тренером моего сына. Мало того, что о завтрашних соревнованиях я узнала десять минут назад. Оказывается, мой малыш там вообще лишний. «…Будут выступать сильные детки, а Ваш Вова вообще никакой, придите и убедитесь в этом сами…» В сотый раз прокручиваю в голове эту фразу. И в сотый раз она кажется мне подслушанной в чужом разговоре. Это не про моего ребенка. Какая-то ошибка. Бред! Понаблюдав еще какое-то время за тем, как резиновые щетки не оставляют шанса дождевой воде, выхожу из машины. Что ж, принимаю как вызов. Но сначала сама хочу посмотреть, так ли все печально. Через пять минут, бросив в багажник две спортивные сумки и усадив на заднее сиденье своего удивленного ребенка (куда это его мама тащит на ночь глядя?), еду в бассейн. М-да... С ребенком действительно что-то не то. Такое впечатление, что напрочь потеряны навыки прошлого года. Налицо явный регресс после трех месяцев каникул и трех месяцев занятий у нового тренера. Так, надо браться за дело. Слава Богу, я кое-что в этом понимаю. Начинаем работать. «Вова, спина провисает, соберись. Не болтайся. Пошел! Теперь брасс. Ногами сильнее толчок…. Кроль на груди - два бассейна. Устал? Терпи! А ты как хотел?! Не шлепай руками по воде. Тянись! Еще сильнее вытягивайся….» Тренер моего ребенка, которая также в этот момент находилась в бассейне, скептически поглядывает со стороны. Плевать! Поехали дальше! «Ногами сильнее! Еще сильнее! Коленки не сгибай! Еще два бассейна. Пять выдохов в воду и пошел снова! На глубину не уходи, плыви выше. Плечо сильнее разворачивай. Ноги! Ноги не забывай! Так, поднимайся на тумбу, будем старт учить…» Не выдержала душа поэта. Вернее, тренера. Идет к нам. Наверняка меня поучать собралась. Но, вместо этого, посмотрев, как красиво вошел в воду и вынырнул ребенок, удивленно бросила ему: «Вот видишь, с мамой-то ты стараешься…» Задерживаю взгляд на ее удаляющейся спине: «Интересно, а что Вам мешало так с ним поработать?!» Ладно, сейчас уже не до этого. «Вова, теперь давай все сначала…» Наутро едем в спортивный магазин. До соревнований два часа. Сам выбрал себе новые плавки и очки. Мы тут же окрестили их «победные». - Мам, я все понял, только у меня есть одна проблема - Какая, сыночек? - Да есть там мальчик один, он всегда меня обгоняет. Всегда! Его мне точно не победить. - Он старше? - Ну конечно, старше! Намного. Там почти все меня старше. И выше. И сильнее Пришлось привести несколько красочных примеров из жизни, чтобы ребенок понял, что главное - победить свой собственный страх. Нужно только верить в себя. Безусловной верой Народу в бассейне набилось, как на первомайской демонстрации в 80-е годы. Еле смогли протиснуться. Ну, вот и все. Провожая своего сынишку в раздевалку, еще раз сажусь перед ним на корточки, обнимаю за плечи. - Ты сегодня победишь! Это будет твоя первая победа в спорте! Я знаю это. И ты знаешь. Я буду на трибуне. И папа, и Витя, и Лиза. Мы все будем с тобой! Давай, малыш, вперед! Поднимаюсь на трибуну с неспокойным сердцем. Ничего не знаю, ни в чем до конца не уверена. Кроме одного - он лучше всех! И если даже он приплывет последним, я точно найду нужные слова. Любая мать найдет слова. Я расскажу ему, что это был всего лишь первый опыт, и мы обязательно будем тренироваться дальше. И я помогу ему. И мы вместе добьемся самых славных побед. И потом еще со смехом будем вспоминать этот досадный первый старт… И еще кучу всего другого я готова была рассказать своему сыну, занимая место среди таких же обеспокоенных мам и пап. Построились. Эстафета по шесть на каждой дорожке. Своего найти мне было нетрудно. Он, действительно, самый маленький. Большинство из шестидесяти ребят выше его на голову и крупнее. И им явно не по семь лет. Смотрится, как маленький воробей, затесавшийся среди ворон. Что-то сжимается внутри. И кто меня только дернул его сюда притащить! Почему я вечно пытаюсь вырастить из своих малышей супер-людей! Воскресенье все-таки, сидели бы сейчас дома, мультики смотрели… Досталась же детям сумасшедшая мамаша... Машет мне рукой. В отличие от меня, он совершенно спокоен. Ладно, посмотрим. Старт! По свистку каждые несколько секунд ребята прыгают в воду. Мой, последний, вошел, когда первый мальчик из его шестерки уже возвращался назад. Четыре бассейна вольным стилем. Потом сразу четыре на спине. Что это? Глазам не верю. И не верят, пожалуй, даже соседи по трибуне. «Смотри, смотри, как мелкий чешет! Это Ваш? Во дает пацан!..» Муж с младшим сыном что-то кричат ему. Я просто застыла. Эстафета закончена. Мой малыш, начав ее шестым, пришел вторым, обогнав практически всех товарищей в своей же команде. Чудеса какие-то! Он точно настроен сегодня победить! Начинается плавание на время. Это уже серьезно. Все участники разбиты на тройки, каждый плывет по своей дорожке. Мучительно ждем, когда настанет время для нашего сына. Наблюдаю, как плавают другие, по привычке подмечая ошибки. Ну, наконец-то! Вот он, наш воробей. Не понимаю, почему тренер поставила его в эту тройку. Ведь они явно не по возрасту. Ах, ну да, вспомнила : «Вот придите и сами посмотрите…» Что ж, пришла и смотрю. Момент истины. Свисток. Вошел красиво. Быстро. Не растерялся. Первые пятнадцать метров – и он уже сразу первый. Здорово! Но это только начало. Ведь впереди вся дистанция. Вчера на тренировке он едва мог одолеть половину от этого. Что же будет?! Вижу, как старается, не сдается. За него уже болеет половина трибуны. Умничка! Держись, слышишь, только держись! Одна вторая позади. Устал. Плывет медленнее, но удивительно правильно. Молодец, ничего не забыл. Дыши… Дыши! Три четверти позади, а он все еще первый. И, кажется, в предыдущих тройках ребята плыли медленнее, это, действительно, одни из лучших. Последний разворот. Поймала себя на том, что сама выдыхаю глубоко, через рот. Давай, Вовочка, давай сыночек! Родной мой, давай! Очень устал… Борется из последних сил… Вдруг, останавливается посреди бассейна. Протирает очки, оборачивается на соперников, ищет их, потом меня на трибуне. Мы встретились глазами. Не помня себя, вскакиваю с диким криком: «ДАВАААААААЙ!!!!!» И показываю уже двумя руками: «Вперед! Вперед!!!» Одел очки, поплыл снова. Видимо, отдышался. Финиш! Только через десять - пятнадцать секунд приплыли второй и третий участники. Я поняла, что случилось, когда мамаши с соседних кресел начали оборачиваться. «Поздравляем Вас!» Когда мой малыш, весь мокрый, еще тяжело дыша, снял очки, долго молча смотрел на меня снизу. Словно спрашивал: «Ты довольна?!» Но нужно еще было дождаться результатов всех остальных. Объявляют победителей: « Первое место занял… (называют фамилию какого-то мальчика)». Вижу, как чей-то крепыш, на вид лет десяти, подходит за наградой. Вовка немного сник. «Второе место занял… (снова чья-то фамилия)» Я уже всерьез волнуюсь. И третье место занял… тут пауза, как в кино. Вижу, как тревожно замер в ожидании мой ребенок. Просто физически чувствую, как бешено бьется его маленькое сердечко, словно кто-то стучит тоненьким молоточком в моих собственных висках. Немыслимым образом слышу, как он на своем детском языке сейчас молит небо, только бы ему войти в состав победителей. И сама молюсь: « Господи! Помоги! Ему так нужна сейчас эта победа! Ну, пожалуйста! Разве ты не видел, он сделал невозможное!» «Третье место занял…. Муратов Вова!» Неудобно плакать, когда за тобой наблюдают дети. Поэтому я смотрюсь наверняка как-то по-дурацки, прикусывая нижнюю губу и молча тряся обеими руками с поднятыми вверх большими пальцами. По моим расчетам, он не должен разглядеть, что по щекам текут ручьи. Слишком большое расстояние. Не отрывает от меня глаз. Словно пытается рассмотреть и понять сейчас что-то очень важное. Слава Богу, я не одна в группе поддержки, и муж с сыном, как гораздо более продвинутые болельщики, что-то там продолжают скандировать Говорят, что счастье - это только мгновения, только миг. Это лишь короткие яркие вспышки в нашей жизни. Моя сегодняшняя вспышка, фейерверком радости и гордости просиявшая в бассейне, стала во сто крат ярче, как только мы сели в машину и тронулись в сторону дома. Совершенно неожиданно, каким-то очень взрослым голосом, мой малыш произнес: «Мам, спасибо!» Я хотела остановиться, перелезть на заднее сиденье и долго-долго тискать его. Мне невыносимо хотелось снова заплакать, уткнуться в его еще детское хрупкое плечо и говорить, говорить ему о том, какой он молодец! Что это его первая победа, которую мы будем вспоминать всю жизнь. Что сегодня он победил не только мальчика, из-за которого переживал, он победил себя самого! Мне хотелось рассказать ему о том, что мы всегда будем вместе, я всегда и во всем буду рядом! И что он – настоящий чемпион! Что сегодняшняя бронза – блестящее начало! Что впереди вся жизнь, и он завоюет еще столько золота, что и не унести Но мой сын, не дождавшись ответа, продолжил: «Понимаешь, это была наша с тобой общая победа!» Проглотив какой-то ком внутри, в тот момент я смогла выдавить из себя одно-единственное слово: «Мужчина!»


ПервоклассникC 1 сентября 2011 года в силу вступают новые Санитарно-эпидемиологические требования (СанПины), пишет «Российская газета». Нормы касаются процесса обучения, обустройства школьной территории и нагрузки учащихся. Правила распространятся на все школы страны, как на государственные, так и на частные. Согласно документу, - первый урок должен начинаться не раньше 8 утра; - школьникам полагается два выходных; - в классе может быть не больше 25 человек; - первоклассникам разрешается учиться только в первую смену; - на продленке для первоклассников должен быть введен тихий час. Спальни для мальчиков и девочек будут раздельными, кровати – одноярусными; - первоклассникам рекомендуется не ставить оценок и не задавать домашних заданий; - учебная нагрузка для первоклассников должна составлять не более 21 часа в неделю; - четверг или пятница должны быть «облегченным» учебным днем; - для учеников 2-4 классов предусмотрено не более пяти уроков в день, для учеников 5-6 классов - не более шести уроков, для старшеклассников - не более семи уроков; - объем домашних заданий по всем предметам во 2–3 классах должен составлять полтора часа, в 4–5 классах - два часа, в 6–8 классах - 2,5 часа, в 9–11 классах - до 3,5 часа; - вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать для учащихся 1 и 2 классов - полутора килограммов, для 3-4 классов - двух килограммов, 5-6 классов - 2,5 килограмма, 7-8 классов - 3,5 килограмма, для 9-11 классов - четырех килограммов; - школьная территория обязательно должна быть огорожена забором и озеленена не менее чем наполовину, исключение сделано только для некоторых северных районов страны; - на каждого ученика в классе должно приходиться не менее 2,5 кв. метра, а минимальная высота помещений не может быть ниже 3,6 метра; - площадки для игр должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров, а беговые дорожки следует покрывать дренажем; - при спортивных залах должны быть раздевалки, душевые и туалеты; - библиотеки следует переоборудовать в справочно-информационные компьютерные центры. Действующие в настоящее время СанПины были разработаны в 2002 году.


АллергияБольшинство из нас с всегда нетерпением ждут весны и лета, теплого солнца, яркой зелени и пышных цветений. Однако есть люди, кому в сто раз милее холодный снег и осенний дождь, чем весенне-летнее буйство красок. И причиной тому – поллиноз – сезонное аллергическое заболевание, лишающее многих удовольствия наслаждаться весной. И важно то, что подобным аллергическим реакциям подвержены не только взрослые, но и дети. История о сенной лихорадке Поллиноз (от латинского «pollen» – пыльца) – это сезонное аллергическое заболевание, вызванное атипичной реакцией иммунной системы человека на пыльцу различных растений. Обычно симптомы заболевания повторяются ежегодно в одно и то же время. Впервые поллиноз был описан английским врачом Джоном Бостоком в 1819 году, однако, Босток дал поллинозу иное название – сенная лихорадка, полагая, что сезонные вспышки заболеваний каким-то образом связаны с сеном. Спустя полвека после этого, в 1873 году, коллега Бостока, врач Дэвид Блэкли доказал, что причиной возникновения сенной лихорадки является мелкая пыльца различных растений. Через несколько лет, в 1889 году на заседании Общества русских врачей в Санкт-Петербурге отечественный врач Л. Силич сделал первое в стране заявление о сенной лихорадке, дав ей научное название – поллиноз. Как правило, вспышки заболевания поллинозом носят сезонный характер, однако, в истории известны и другие случаи. К примеру, в 60-х годах прошлого века в Краснодарском крае была отмечена серьезная вспышка заболевания. Причиной тому стала амброзия полынелистной – растения, которое незадачливые импортеры завезли в страну из Соединенных Штатов вместе с зерном пшеницы. В последнее время поллиноз распространяется все больше и больше, его симптомы отмечаются ежегодно уже у 15% населения во всем мире. Статистика также указывает, что поллинозом чаще всего страдают городские жители, это легко объясняется грязной окружающей средой, расширением и популяризацией табачного производства и повышенной частотой возникновения вирусных инфекций. Стоит также отметить, что статистика учитывает только зафиксированные случаи заболевания, поэтому число «официальных» больных гораздо меньше истинного положения вещей. Как уже было сказано выше, причиной возникновения поллиноза является пыльца растений. Наиболее аллергенной является пыльца ветроопыляемых цветов, кустарников и деревьев, поскольку она выделяется в большом количестве, легко переносится потоками воздуха и без труда попадает на слизистые глаз и верхних дыхательных путей. Статистика утверждает, что в России наиболее частой причиной возникновения поллиноза является пыльца луговых трав. Симптоматика и проявления поллиноза Чаще всего первые симптомы поллиноза проявляются у людей в возрасте от 8 до 20 лет, значительно реже в возрасте до 8 и после 20. Особенностью заболевания является его четкая связь с сезоном цветения различных растений. Что примечательно, после окончания цветения растения-аллергена, все симптомы постепенно проходят, и человек чувствует себя вполне здоровым. Доктора отмечают три сезона вспышек поллиноза – весенний (цветение деревьев и кустарников), летний (цветение луговых и злаковых трав) и осенний (цветение сорных трав). Вот так, зная календарь заболевания, можно в разы сузить круг поисков виновника ваших бед. К основным проявлениям поллиноза относятся аллергические ринит, дерматит и конъюнктивит, а также пыльцевая бронхиальная астма. Основные симптомы поллиноза – ощущение зуда и жжения в носу, частое чихание, обильное выделение слизи из носа и затруднение носового дыхания, зуд и покраснение век, отечность, слезотечение, чувство рези, ощущение, что в глаза насыпали песка, приступы затрудненного дыхания и нехватки воздуха, кашель, а также зуд и высыпания на коже. Совершенно необязательно проявление всех симптомов одновременно, однако, и такое случается, особенно в очень тяжелых случаях. Признаки поллиноза обычно повторяются на протяжении нескольких лет практически в одно и то же время и могут продолжаться как две недели, так и пять-шесть месяцев подряд. Осложнения в результате поллиноза В случае заболевания поллинозом, как правило, не бывает самоизлечения. Если симптомы ушли, то это, скорее всего, свидетельствует о том, что прошла пора цветения «виновного» растения. И все-таки медиками отмечаются единичные случаи снижения аллергических реакций. Но это не повод не обращаться к врачу. С каждым сезоном приступы не вылеченного поллиноза могут усиливаться, становиться продолжительней и будут протекать все тяжелее и тяжелее. Аллергический ринит и вовсе грозит перерасти в бронхиальную астму. Поскольку имеется антигенная общность между пыльцой растения и остальными его частями, то вполне возможно и развитие пищевой аллергии. При обследовании, уточняют медики, пищевая аллергия выявляется у 9 из 10 пациентов, страдающих поллинозом. Диагностика поллиноза При первых намеках на возникновение поллиноза необходимо обратиться к врачу-аллергологу. Это очень важно, если заболевание начинается у ребенка, в дальнейшем оно может изрядно подпортить ему жизнь. Врач-аллерголог устанавливает сезонный характер заболевания, используя календарь цветения растений на местности, и выявляет группу пыльцевых аллергенов, на которые реагирует пациент. Очень важно понимать, что если до начала заболевания вы и ваш ребенок отдыхали в другой полосе или даже просто в другой стране, то об этом тоже необходимо сообщить врачу. После этого проводится комплексное обследование пациента с целью выявить причины заболевания. Среди методов диагностики поллиноза можно отметить 4 направления: общеклинические исследования – клинический и биохимический анализы крови, анализ мокроты; инструментальные методы обследования – рентген придаточных пазух носа и рентген легких; специальное обследование – кожное аллергологическое тестирование с атопическими аллергенами, определение общего IgE (иммуноглобулина Е), определение уровня специфических IgE (к аллергенам пыльцы растений различных групп) и провокационные тесты с аллергенами (конъюнктивальный, назальный и ингаляционный тесты); консультации специалистов – отоларинголога, аллерголога, дерматолога и если понадобится – пульмонолога и иммунолога. Лечение Конкретное (этиологическое) лечение врачи назначат вам тогда, когда будут установлены причины возникновения поллиноза, поскольку для каждого конкретного случая выбирается индивидуальный подход. До выяснения причины появления аллергии врач может назначить препараты, временно снижающие ее проявления (сосудосуживающие местно в нос, антигистаминные и пр.), но основное (радикальное) лечение предстоит в осенне-зимний период. Среди методов лечения поллиноза известны следующие мероприятия: Эллиминационные, то есть прекращение или уменьшение контакта с «виновными» аллергенами, а также разработка индивидуальной диеты; фармакологические, то есть использование лекарственных препаратов различных групп, как местного, так и системного действия; специфическая иммунотерапия, проще говоря, прививки против аллергии, которые, как правило, делают в осенне-зимний период, что позволяет постепенно приучить организм к аллергенам при помощи введения их в малых дозах по определенной схеме; экстракорпоральное очищение крови, то есть метод, позволяющий очистить организм от продуктов деятельности аллергенов; хирургические методы лечения, как правило, щадящие, которые касаются только заболеваний ЛОР-органов; методы интраназальных блокад (введение препаратов в слизистую носа различными методами – электрофорез и обкалывания препаратами, блокирующими проявления аллергии); физиотерапия (электрофорез и ингаляции при наличии сопутствующего бронхообструктивного синдрома). Врачи утверждают, что из всех вышеописанных методов максимальный эффект достигается при использовании специфической иммунотерапии. Он позволяет добиться максимально положительного эффекта и сохранить его в течение нескольких лет. Советы мамам и больным поллинозом Профилактика поллиноза в период обострения не очень-то проста. Во-первых, рекомендуется не выходить из дома раньше 11 часов утра. Это практически невозможно, так как большинство людей работает, а дети учатся. И если учащемуся малышу можно взять справку от врача и обсудить положение вещей с классным руководителем ребенка, то работодателей, чаще всего, не волнует вопрос здоровья его подчиненных. Во-вторых, рекомендуется не выезжать за город, где много цветущих растений, избегать парков, скверов и лесопосадок. С этим пунктом дела обстоят проще, но только не для тех, кто работает или учится в зданиях, расположенных возле или внутри зеленых насаждений. В этом случае придется уповать на сознательность коллег по цеху, особенно тех, кто любит настежь распахнутые окна. В-третьих, открытые окна нужно занавешивать мелкой сеткой, чтобы она задерживала пыльцу. Естественно, это возможно только в домашних условиях. Поэтому ребенка на период обострения поллиноза лучше всего вообще освободить от учебы и каких-либо занятий. В-четвертых, выходя на улицу, надевайте очки. Обычные или солнцезащитные – не важно, важно, чтобы они защищали слизистую глаз от попадания пыльцы. Совет мамам, берегущим глаза своих детей: не покупайте на рынке пластиковые очки своему чаду, лучше потратьтесь и купите хорошие очки со стеклами в ближайшей оптике. Пластиковые очки очень вредны для глаз, особенно для детских и, конечно, для тех, кто страдает или предрасположен к снижению зрения. В-пятых, возвращаясь домой, промывайте слизистые носа, рта и глаз чистой водой. И в тоже время постарайтесь отказаться от косметики и моющих средств на основе трав. И напоследок, исключите из рациона больного продукты-аллергены, не держите в доме цветов в горшках, букетов, икебан, сведите к минимуму использование духов, освежителей воздуха и различных аэрозолей, а перед обострением вашего поллиноза проводите назначенное врачом лечение. Консультант: Семенычева Татьяна Вячеславовна, врач аллерголог-иммунолог, зав. отделением поликлинической педиатрии Детской поликлиники «МЕДСИ-2»


У детей, которые младше своих одноклассников, могут возникать проблемы с психикойСотрудники лондонского Королевского колледжа наблюдали за десятью тысячами школьников от 5 до 15 лет. Оказалось, что гиперактивность, поведенческие проблемы, другие расстройства психики наблюдаются в основном у тех, чей день рождения приходится на последние три месяца школьного года. Это связано с тем, уверен руководитель исследования Роберт Гудмэн, что учителя ожидают одинакового подхода к учебе и сходного поведения от всех детей, несмотря на то, что между ними может быть почти год разницы в возрасте. Младшие в классе способны достичь наилучших результатов для своих лет, но все равно будут позади остальных. Поэтому им часто приходится слышать, что у них проблемы с учебой, это в свою очередь вызывает стресс, который и становится причиной проблем с психикой. Подобные школьные проблемы менее значимы для развития ребенка, чем проблемы в семье и некоторые другие факторы, тем не менее, по оценкам ученых, из 750 тыс. случаев психических расстройств у детей 60 тыс. можно было бы предупредить, если бы младшие в классе чувствовали себя более комфортно. Гудмэн полагает, что в списках учеников обязательно надо каким-то образом учитывать или даже указывать возраст каждого ребенка, чтобы избежать подобных ситуаций.


Помогаем выпускнику определиться с выбором вуза УниверситетСамостоятельно принять решение о получении дальнейшего образования — непростая задача для старшеклассника. О том, как можно помочь выпускнику школы определиться с выбором вуза, мы попросили рассказать Алексея Сергеевича Обухова, кандидата психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии образования, заместителя декана по научной работе факультета педагогики и психологии МПГУ. Важно, чтобы выбор был «свой»!  Рассматривая вопрос выбора вуза, в котором пойдет дальнейшее обучение сегодняшнего выпускника школы, мы касаемся в целом смыслового выбора на будущее, который принципиально определит дальнейшую его жизнь. К огромному сожалению, сейчас всюду наблюдается — и у нас в стране, и в Европе, неспособность молодых людей в возрасте окончания школы сделать самостоятельный жизненный выбор. И надо сказать, в этом зачастую и в основном виноваты не сами дети, а их родители: проблема родительской гиперопеки — избыточной заботы и стремления родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать его даже при отсутствии реальной опасности и обязывать поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом, из года в год обостряется.  Что тут можно сказать? Если ребенок с детства избавлен от необходимости самому разрешать свои проблемы, повзрослев, он лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценивать. Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от других и при этом не может оказать помощи ни себе, ни тому, кто в ней действительно нуждается. Родителям важно осознать, что если раньше, в ситуации социальной стабильности и традиционности общества, решать за ребенка было относительной нормой (все как будто бы шло в пользу ребенка), то в случае с современным старшеклассником это будет работать против него. Современный взрослый сам с трудом успевает приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, а адекватно принять решение за своего ребенка на его уже взрослую жизнь — нереально и безответственно.  Если уж мы говорим о выборе нашего ребенка, важно понимать, что является отправной точкой в его решении: внешние или внутренние мотивы. К моему большому сожалению, большая часть студентов на первом курсе говорит о внешней мотивации, которая чаще привязана к внешней ситуации, а не глубоко осмыслена: родители сказали, друг пошел, вуз рядом с домом, показалось, что это престижно... Тогда как ребята сами не понимают, что такое престижная профессия — сейчас ситуация одна, через пять лет совсем иное дело... И неверно ориентироваться на сиюминутную популярность.  Чем больше выбор молодого человека зависел от ситуации, тем менее он осознанный, тем менее продуманный, менее основательный и менее «свой». Принципиально, чтобы выбор был именно «свой». Сделать выбор — это принять на себя ответственность, предвидеть последствия, осознать ценность и правильность своего решения.  Мне приходится зачастую сталкиваться с абсолютно нереалистическим представлением ребят о собственной образовательной траектории. Например, приходилось слышать: «Я хочу идти в военный вуз, потому что мама ездила, выяснила...» — понятно, что мама за него решает все его вопросы, молодой человек не включен в реальную ситуацию, он не очень думает о будущем. Или: «Я хочу быть художником, хотя рисовать не умею». То есть желания не совпадают с возможностями. Конечно, можно постараться развить свои способности, но можно и подумать — насколько реалистичны желания. Другой пример: «Я поеду учиться за границу». Но при уточнении: «А какими языками владеешь?» — оказывается, что толком никакими. Но тогда логичен вопрос: «А как же ты планируешь учиться за границей, если не знаешь иностранный язык?» Также часто можно наблюдать иллюзорные порывы, базирующиеся на фрагментарном прочтении СМИ, на социальных стереотипах, которые подталкивают к необдуманным решениям.  Порой просто некому задать старшекласснику такие уточняющие вопросы, помочь ему задуматься на тем, что нужно делать собственный выбор и как его делать — на что ориентироваться, какими критериями пользоваться. И нет обязательной надобности привлечения каких-то специалистов-психологов по этим вопросам. Важнее, чтобы значимый взрослый их задал подростку. И важнее всего, чтобы этим взрослым был родитель.  При выборе вуза молодой человек стоит на распутье, и нам важно не заставить его действовать по нашему выбору, не сказать: «Пойди туда или сюда...» Родители и учителя должны побудить подростка задуматься над значимостью выбора профессии, дать ориентиры, помочь найти параметры для самостоятельного выбора. Но выбор старшеклассник должен сделать сам.  На что опираться в выборе специальности Если ребенок с детства мечтал стать врачом или учителем, или он с радостью посещает кружок «Юный физик» или еще какой другой, он хорошо представляет, что будет делать по окончании школы. Однако, как правило, сегодняшние дети не знают, что делают в своей профессии их родители или кто такой биолог, географ — они вообще мало ориентируются в мире профессий. Это затрудняет ситуацию самостоятельного выбора будущей специальности. Ребята зачастую не представляют себе, «кем быть» и куда поступать, и поступать ли вообще, когда наступит время попрощаться со школой. Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Возможно, что учителя не сумели воспитать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще не открылись. Такие школьники могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, поэтому им трудно определиться, чем хотелось бы заниматься в будущем.  Вторая категория подростков очень активна в учебе, им интересно все, они посещают одновременно три-четыре кружка, несколько факультативов и спортивных секций. К тому же у них все получается. Как говорят, если человек талантлив — он талантлив во всем: за что ни возьмется, все получается. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь. Как же разобраться в себе? Здесь масса составляющих: мнение родителей, влияние окружающих, учителей, всевозможной информации. Вот что важно: профессия должна быть интересна и посильна, созвучна собственным возможностям. Если ребенку нравятся животные, растения, то, наверное, ему будет интересно в своей будущей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если он любит технику — интерес к ней проявится в профессии инженера-конструктора или физика. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества»: у музыканта — слух, у художника — образное мышление, и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. Наверное, в ситуации сомнения следует взять критерием для выбора профессии свои способности — в какой профессии они будут максимально реализованы. Методы диагностирования, позволяющие определить склонности человека и соотнести их с определенным типом профессии, конечно, есть, ими можно воспользоваться. Евгений Александрович Климов, известный российский психолог, очень давно, еще в 1960-е годы, разработал психологическую типологизацию профессий: «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ», «человек — техника» и «человек —  природа». На основе этой типологии есть диагностические методы. Есть и другие, более современные подходы для выявления и содействия профессиональной ориентации.  Правда, может показаться странной попытка диагностировать самого себя на предмет собственных интересов, склонностей и способностей. Но когда у человека не развита личностная рефлексия и он самостоятельно затрудняется разобраться в своих внутренних предпочтениях и возможностях — тогда есть необходимость воспользоваться такими внешними «костылями», как тесты. Но продуктивнее будет, если интерпретацию результатов теста и беседу по проблеме профессиональных способностей и склонностей, профессиональной ориентации с молодым человеком будет проводить квалифицированный психолог.  Склонность — еще не выбор Однако на одних способностях далеко не уедешь — важна привычка работать, трудиться. С другой стороны, интерес — явление не всегда устойчивое. Многие ребята думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им просто нравится учитель или они не знают о существовании сферы деятельности вне школьных предметов. Трудно понять, понравится ли ребенку психология или кораблестроение — ведь он в школе не изучал ничего подобного   Для того чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Пусть взрослеющий ребенок побольше узнает выбранную профессию или специальность со всех сторон: и с позитивной, и с негативной. Он должен понять, что когда мы делаем выбор, всегда ограничиваем себя, и что пока не сделали его, перед нами целое поле возможностей и предложений. Кроме того, выбирая профессию, мы часто думаем о том, что получим от нее, но не думаем, от чего мы откажемся ради нее, и о том, чего эта профессия от нас потребует в социальном плане. Насколько мы готовы быть в профессии коммуникабельными, насколько мы готовы дарить свой талант и развивать его, насколько это потребует, я бы сказал, даже духовных подвигов. Ведь есть такие профессии, которые требуют большой ответственности, в особенности в профессиях области «человек — человек».  Не менее важно ориентировать сознание ребят на то, что профессия — это не только конкретный вид деятельности, это еще и социальная среда, тут можно заранее посмотреть, как люди в той или иной сфере общаются, какая у них социальная иерархия, какие ценности, — и соотнести их со своими, понять, готов ли ты принять их или они противоречат твоим собственным ценностям и убеждениям. Если противоречат — то зачем выбирать эту профессию? А если совпадают — то, может, это твое?  Это важные вещи, и молодые люди должны задумываться над ними. Специальность — профессия — вуз Надо признать, что в больших городах старшеклассники скорее выбирают не профессию, а вуз. В конечном счете — это определенная антропологическая катастрофа, так как выбор профессии с выбором вуза смыкается сегодня лишь на 10–15%. И только когда выбор вуза идет не на первом месте, а как образовательное пространство для получения выбранной профессии — мы можем говорить о последовательности и осознанности построения своего жизненного пути в сфере профессиональной деятельности.  Ситуация выбора вуза покоится на трех китах: «хочу», «могу», «надо». «Хочу» связано с выбором профессии — что я думаю о том, к какой профессии у меня есть склонности. «Могу» связано с соответствием своей собственной подготовки уровню требований к поступлению в выбранный вуз.  «Надо» определяется реальным социальным запросом к профессии, ее востребованностью и значимостью в обществе. Однако не следует «надо» рассматривать как — «кто-то от меня потребовал, вот я и делаю». «Надо» — это осознание значимости себя для других, реализация своих талантов. Кстати, само слово «профессия» с латинского (professio) — «официально указанное занятие». Это слово произошло от profiteer — «объявляю своим делом».  При выборе вуза критерии иные, чем при выборе профессии или специальности. Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация вуза, конкурс на специальность, уровень профессорско-преподавательского состава, техническая оснащенность и т.д. Тут необходимо вместе с родителями и учителями проанализировать все имеющиеся данные. Могут быть использованы рейтинги вузов, их много, и к ним нужно относиться с достаточной осторожностью. Пока у нас в стране адекватного рейтинга нет, тем не менее ясно, что хороший рейтинг всегда публикует параметры, по которым он сделан, и можно подумать, совпадают ли они с тем, что значимо вам. Полезно сходить на день открытых дверей (практически во всех вузах такие проводятся), где вы не только побываете в помещении вуза, но и увидите студентов, преподавателей, почувствуете атмосферу, а также узнаете необходимую информацию для возможного поступления.  При этом, пожалуй, не надо уж очень бояться ошибиться с выбором: любой опыт по-своему полезен, в чем-то он все равно потом пригодится. Целый ряд вузов и специальностей в любом случае организует мировоззрение и сознание молодого человека, дает возможность реализовать себя в совершенно разных сферах деятельности. У меня есть немало примеров, когда выпускники университета работают в профессии, не связанной с той специальностью, которую изучали в вузе, но они понимают, что только их университетское образование дало им удивительную возможность реализоваться в совершенно другой профессии.  Советы родителям Я бы выделил три наиболее распространенные позиции родителей по отношению к выбору подростком профессии и вуза. Чаще наблюдается ситуация выбора за ребенка — и это действие против ребенка. Здесь родителям можно посоветовать ориентироваться на ребенка и ждать от него, что он найдет в себе силы к некоторой внутренней эмансипации, при этом не разрушив хороших отношений с родителями. Нам следует помнить: чем выше гиперопека — тем выше вероятность разрыва отношений. И ответственность здесь в большей мере лежит на родителях. Если они не видят возможности самостоятельного выбора специальности своим ребенком — это большая проблема для ребенка, а в конечном счете, и для самих родителей. Другая крайность в поведении родителей — неучастие в выборе ребенка. «Он взрослый, пусть сам все решает...» Такая установка годится только по отношению к подростку, у которого к возрасту выпускника школы сформировалась устойчивая внутренняя позиция, исходя из чего он может осознанно сделать свой выбор, который будет адекватным. Повторюсь, сейчас мало кто из подростков реально готов к такому выбору. И наконец, наиболее продуктивной видится позиция соучастия родителей в деле выбора специальности и вуза. Родители должны побуждать ребенка задуматься, кем хочешь быть, какие способности тебе даны, что можешь и чего хочешь — соотнести то самое «хочу» с «могу», соотнести это с плюсами и минусами, с социальным запросом («надо»), решить, какую планку себе можешь поставить и как готовиться к ее «взятию». Эти вопросы подросток сам себе может и не задать, он слишком занят другими проблемами, например, межличностными отношениями со сверстниками и т.п. И помощь взрослого заключается в том, чтобы обратить внимание своего ребенка на значимость поиска собственных ответов на них. Савельева Ф. Н. Статья опубликована в православном журнале для родителей «виноград» (№3(41) май-июнь 2011).


Зубы у детей до года
Прорезывание зубов является одним из показателей нормального развития вашего ребёнка. Появление зубов мы ждём с нетерпением и регулярно заглядываем
Круп у детей. Лечение ложного крупа у детей
Острое инфекционно-аллергическое заболевание гортани и трахеи, сопровождающееся сужением их просвета и развитием острой дыхательной недостаточности.
Афтозный стоматит
Афтозный стоматит - это одно из поражений слизистой оболочки полости рта, вызываемое вирусом герпеса. У детей афтозный стоматит — ситуация
Колит: симптомы, лечение
Это воспаление толстого кишечника. Встречается острый колит (при острых кишечных инфекциях, например при дизентерии) и хронический, протекающий с
article 374

article 374

26.06.19
Боль в животе можно разделить на острую и хроническую. Острая боль возникает вследствие острого хирургического заболевания, травмы или острого
Головная боль у детей. Причины и лечение головной боли
Жалоба на головную боль — одна из самых распространенных у детей. Симптом возникает вследствие раздражения болевых рецепторов сосудов и оболочек


http://detckijvrach.ru - журнал о здоровье детей онлайн © 2011 Все права защищены. Детское врачевание
Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на - http://detckijvrach.ru/

    Яндекс.Метрика