Детский, сад » Страница 6
Главная Новорожденные Детский сад Школа.Дети Развитие,речь,игры Физическое воспитание Здоровье Оригами
Логин:  
Пароль:
Заболевания детей Безопасность Воспитание Рацион питания Дом.Семья Беременность Психология Творчество Детский отдых
Навигация по сайту
Психология детей
Воспитание малыша

Воспитание малыша

Большое значение имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок. Уход за ребенком, отношение окружающих его взрослых обеспечивают развитие ответных подражательных эмоций и разнообразных реакций. На втором году жизни ребенок начинает
31.03.19

Лучшие статьи
Вы никогда не задавались вопросом, почему название учреждения для маленьких детей содержит слово САД? Метафора сада возникла не случайно. Малыши, словно редкие капризные цветы, нуждаются в благоприятных, специально организованных условиях: щедром удобрении (от слова "добрый"), прививках массы полезного и оберегании от вредного. Дети в обществе растут и развиваются не стихийно – мы, взрослые, стараемся бережно "выращивать" и развивать любимых чад. Помочь в этом трепетном и чрезвычайно важном деле воспитателям и нам, родителям, призваны специальные программы развития. Какие программы существуют, чем они отличаются друг от друга, а главное, как выбрать оптимальный для вашего ребенка вариант - об этом и пойдет речь в настоящей статье. А нужна ли программа? Для начала, зададимся справедливым вопросом: «А необходимы ли специальные программы в детском саду, так ли это серьезно? Ведь садик – не школа и не институт, нельзя ли ограничиться соблюдением режима дня, заботой о здоровье и добрым отношением к детям? Не пустая ли фраза «программа развития»?» Спешим заверить - нет. Далеко не секрет, что возраст с 3 до 7 (возраст воспитанников детского сада) уникален. Именно в это время – не устают повторять психологи и физиологи – закладывается фундамент ВСЕГО: знаний, умений, навыков, нравственных и социальных норм. Малыш легко и свободно, естественно и без напряжения схватывает множество нужных сведений, познает человеческую культуру, играя и неизменно с наслаждением. Но современный мир слишком многообразен и подвижен, чтобы можно было пустить на самотек этот чрезвычайно важный процесс. В традиционном обществе, к примеру, в XIX веке, сам ход, порядок жизни успешно формировал человека. В семье графа вырастал маленький граф или графиня, которые с рождения усваивали то, что необходимо знать в их круге; и в семье пекаря не менее эффективно происходил процесс, как сказали бы современные ученые, "социализации и культурологизации", то есть малыши изначально воспитывались как будущие кулинары. Социальная лестница диктовала правила и нормы, в том числе, по отношению взрослого мира к детям. Ведь сегодня было повторением вчера, да и в завтрашнем дне особых перемен не предвиделось. Впрочем, даже в недавнем прошлом, мир казался застывшим, а правила незыблемыми, следовательно, образ растущего человека был известен заранее. Поэтому и программа воспитания в детском саду, созданная в 1932 году (на основании первого документа молодого государства о дошкольном воспитании - инструкции 1919 года Наркомпроса РСФСР " О ведении домашнего очага и детском саде") и просуществовавшая без особых изменений до конца 80-х, не вызывает особых вопросов. Другое дело – сегодня. Стили жизни и ценности в разных семьях заметно отличаются. Деликатный вопрос – право частной собственности: в одной семье принято по-христиански делиться последним, в другой (как в протестантизме) – считать каждую копейку и трепетно относиться к нажитому. Воспитание - дело семьи! Мы не вправе осуждать других, но просто обязаны выбрать такую систему воспитания, которая бы с пеленок учила малыша исключительно тому, что мы считаем действительно важным. Какие бывают сады? Итак, детский сад выбирает свою программу, а вы – свой детский сад. В настоящее время в отличие от недавнего прошлого программы предлагаются самые разные: комплексные и специализированные, с музыкальным, художественным, спортивным и даже экономическим уклоном. Выбор программы не в последнюю очередь зависит и от типа детского учреждения. Напомним, что кроме обычного детского сада, существуют дошкольные учреждения следующих типов: - развивающие – с интеллектуальным, художественным или физическим уклоном; - компенсирующего типа – здесь ребенку окажут бережную поддержку квалифицированные специалисты по коррекции физических и психических отклонений; - сады "присмотра и оздоровления", оснащенные всем необходимым для регулярных оздоровительных мероприятий и процедур; - комбинированного типа – здесь набирают разные группы в зависимости от потребностей детей: в одной могут с упоением заниматься искусством, в другой - укреплять здоровье, в третьей - умело корректировать физические или психические особенности; - центры развития ребенка, обладающие богатейшим арсеналом программ и методик – различные группы и направления, специально обученные специалисты, широкие возможности для постоянной диагностики – психологической, физической, медицинской. Все детские учреждения непременно реализуют так называемый «Стандарт дошкольного уровня образования» – четкие требования, чему, как и в каком объеме должны обучаться малыши. Что скрывается за названием программы? Программы "Радуга", "Детство", "Развитие", "Одаренный ребенок", "Истоки", "Кроха", Из детства - в отрочество", "Детский сад - дом радости", "Преемственность", "Золотой ключик", "Школа - 2100", "Сообщество" относятся к комплексным программам развития. Если у вашего ребенка уже проявляются какие-либо наклонности или он нуждается в формировании определенных качеств, ищите садик со специализированными программами. К ним относятся: - "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"; - "Физическая культура - дошкольникам"; - экологические "Юный эколог", "Наш дом - природа", " Паутинка"; - программа по культурно-экологическому воспитанию "Семицветик"; - программы художественно-эстетического воспитания детей 2-7лет - "Красота. Радость. Творчество", "Рисование и лепка", "Москвичок"; - программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет "Какого цвета мир?", художественно-экологическая программа по изобразительному искусству "Природа и художник"; - "Музыкальные шедевры"; - программы, целью которых является приобщение ребенка к социальному миру - "Я - человек", "Я, ты, мы", "Основы безопасности детей дошкольного возраста"; - программа развития самосознания дошкольника и речевой активности "Открой себя"; - программа по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для детей дошкольного возраста "Росток"; - "Дошкольник и экономика"; - воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников – программа "Дружные ребята". Воспитание до рождения Оказывается, можно начать учиться и воспитываться еще до... рождения! Настоящий подарок будущим родителям – программа "Кроха", где мама, папа и семья в целом – объекты живого диалога, в котором с первых реплик как бы участвует сам ребенок. Здесь впервые доступно, подробно и доброжелательно рассказывается об общих законах развития человека в раннем возрасте (от рождения до 3 лет), а главное, четко обозначено что, как, когда и почему нужно делать с малышом, чтобы его жизнь была полноценной и счастливой. Программа состоит из 4-х глав: 1. "Мы ждем тебя, малыш!" – предродовая педагогика; 2. "Как я буду расти и развиваться" - "малыш" подробно и доступно рассказывает родителям об основных этапах своего психического и физического развития до 3-х лет; 3. "Гуленька" – в чем уникальность первого года жизни; 4. "Я сам" – особенности второго и третьего года. Богатая подборка литературных произведений для чтения и рассказывания детям, обилие справочных материалов и таблиц с нормами развития и достижениями в каждом возрастном периоде, и даже готовые сценарии семейных праздников! Программа традиционно используется в центрах "Семья и дети", "Школа для родителей", "Материнская школа". Бесспорно, может использоваться и самостоятельно. Учитесь ходить по … жизни! А умеете ли Вы ставить цели и эффективно, шаг за шагом планировать этапы их достижения? Вопрос далеко не праздный – иначе не было бы такого числа желающих пройти подобные тренинги для взрослых. Коучинг, психологическое сопровождение – потребность в такой работе огромна. Между тем, навыки эффективного отношения к жизни гораздо легче приобрести в детстве, чтобы не пришлось "учиться ходить" заново. Знакомьтесь, программа "Радуга", разработанная еще в 1989 году! Почему "Радуга"? Каждый цвет символизирует один из семи основных видов деятельности, согласно этой программе: * красный: физическая культура; * оранжевый: игра (основа программы); * желтый: рисование; * зеленый: конструирование; * голубой: музыка; * синий: развитие речи; * фиолетовый: математика. Каждый год жизни ребенка – в чем-то решающий: психика малыша развивается своими темпами. Сегодня кроха готов научится одному, завтра - другому. Искусство педагогов - не упустить благословенный момент, но и не форсировать события. Учитывая закономерности развития детской психики и грамотно подбирая задания, на каждом этапе можно успешно сформировать определенные навыки и умения. Готовим альбом, кисточки, краски и рисуем рыбок – одну, другую, третью…; хотим познакомить обитателей морских глубин – резко соединяем рисунки – получилось море. Удивляемся и сразу начинаем клеить паспарту - готовиться к выставке, чтобы поразить воображение мам и пап. Так, ступенька за ступенькой малыши осваивают умение ставить цель и добиваться ее осуществления. В основе - доброта Если вы считаете, что самое важное – это доброе отношение к близким, себе и окружающему миру, петербургскими педагогами, как будто специально для вас, создана программа "Детство". Содержание программы укладывается в четыре важнейших блока: 1. "Гуманное отношение"; 2. "Созидание"; 3. "Познание"; 4. "Здоровый образ жизни". Устное народное творчество, народные игры, музыка, танцы, декоративно-прикладное искусство России будет окружать детей, и помогать им расти здоровыми и счастливыми. Творцам и изобретателям К будущим творцам и созидателям обращена программа "Развитие". Жизнь ребенка полноценна, если он чувствует себя Личностью, постоянно открывает и создает что-то новое. Игра, конструирование, рисование... Играя, малыши незаметно для себя овладевают понятиями «цвет», «форма», «величина», ориентируются в пространстве. Посетите подобное занятие, и по-детски поразитесь богатству и сложности мира. Как измерить комнату? Шагами, локтями, а кто-то из ребят предложил - рифмованными строчками, стихами. Сколько успеешь произнести, пока идешь? Так необычно, с постоянным изумлением, дети открывают феномены числа и слова, знакомятся с логическими отношениями. Ноу-хау программы – режиссерская игра, художественное конструирование и выразительное движение. Не менее интересны такие различные по направленности, содержанию и материалу занятий программы "Росток" и "Какого цвета мир?". Первая связана со знаменитой системой ТРИЗ-РТВ (теория решения изобретательских задач и развитие творческого воображения). Дети уверенны, инициативны, получают удовольствие от оригинальных, остроумных решений. Это будущие эрудиты, умеющие быстро реагировать, способные приспосабливаться к неожиданным ситуациям. Вторая растит юных творцов, способных понимать и создавать Красоту. Сначала малыши оказываются вовлеченными в волшебную игру-сказку "Путешествие в Страну Волшебных Красок". В чарующей фантастической атмосфере сказки дети учатся смешивать краски, видеть разницу между краской и цветом, делают открытия - оказывается, некоторые цвета выражают наши чувства и эмоции. Затем начинают более осмысленно воспринимать цвета в живописи, сопоставлять цвет и звук, цвет и слово. Обнаруживают, что в искусстве цвет является носителем самой разной информации, выражает состояние художника, влияет на настроение зрителя. Будущим министрам А, может, в вашей семье растет будущий гений мировой экономики? Тогда к вашим услугам - "Дошкольник и экономика". Формулировка цели этой программы звучит так здорово, что, честно говоря, очень хочется тоже поучаствовать в таких полезных занятиях. Зачем дошкольнику экономика? Автор программы отвечает следующим образом: "Чтобы научиться понимать и ценить вещественный мир как результат труда людей; чтобы уважать людей, которые умеют хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; чтобы на доступном уровне осознавать взаимосвязь понятий "труд - продукт - деньги"». В серии игр ребенку объяснят, что стоимость продукта зависит от его качества, научат "видеть красоту творения рук человеческих "; на примерах меценатства, материальной взаимопомощи (понятных детям историй, сказочных сюжетах и т.п.) покажут привлекательные качества человека-хозяина: бережливость, экономность, трудолюбие и вместе с тем честность, благородство, сочувствие; будут развивать разумные (!) потребности. Данная программа рассчитана на детей в возрасте 5-6 лет. Важно, что по запросу родителей она может быть использована как дополнительная. Пусть группа занимается музыкой или активно укрепляет здоровье, одновременно обучаясь правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях. Кстати, в программе есть масса мудрых советов для родителей, как познакомить ребенка с семейным бюджетом, нужны ли карманные деньги, какие существуют способы материального поощрения и педагогично ли это. Программа отечественная, не заимствованная, поэтому здесь нет экстравагантных (а для кого-то попросту диких) советов типа «платить ребенку за покупку продуктов, уборку и достойные оценки». Вам предложат разные способы, из которых вы сможете выбрать наиболее приемлемые для вашей семьи. Программа состоит из четырех разделов, каждый из которых оснащен богатым материалом, книгами для детей и взрослых, статьями, размышлениями об опыте работы родителей и детских садов по этой системе. В первом блоке, носящем название "Труд - продукт", малыши знакомятся с новыми профессиями (бизнесмен, банкир, менеджер, рекламодатель и рекламный агент) наряду с уже известными (врач, строитель, повар, педагог), узнают, что труд – это основная деятельность человека, источник его существования. Во втором – "Деньги - цена (стоимость)" – объясняется, откуда берутся деньги, вводятся понятия "бюджет", "банк", "проценты" и т.п. В третьем блоке дети знакомятся с особенностями рекламы, ее создания. Задаются вопросом, любой ли рекламе можно верить? С какой целью ее придумывают? Завершающий блок называется "Полезные умения и привычки в нашей жизни - тоже экономика". Здесь малышей учат бережно относиться к игрушкам, продуктам, воде, свету и т.д.


Замороженная вишняЗамораживание пищевых продуктов - давно известный северным народам способ сохранения пищи. Мясо или рыбу опускали в воду, развешивали на морозе, чтобы на их поверхности образовалась ледяная корка, а потом закапывали в снег. Так они могли лежать всю зиму. Промышленное замораживание началось в 1910 году в США. Однако только со времени второй мировой войны его начали применять в широких масштабах. Сначала замораживали исключительно мясо, затем стали замораживать плоды, овощи, яйца, а в дальнейшем - готовые блюда и полуфабрикаты. В современных скороморозильных аппаратах процесс замораживания не превышает нескольких минут. Плоды и овощи в промышленных условиях замораживают при температуре минус 35°С и ниже, а хранят при температурах от минус 18 до минус 35°С. Замораживание - лучший, наиболее совершенный способ консервирования плодов и овощей, при котором сохраняются их пищевая ценность и вкусовые свойства. Очень полезны как сезонные продукты быстрозамороженные фрукты и помидоры. В домашних условиях для замораживания плодов и овощей и последующего их хранения используют бытовые холодильники и морозильники. В замораживающем отделении минимальную температуру можно устанавливать на уровне минус 25 - 27°С. В морозильнике в отделении хранения может поддерживаться температура до минус 18°С. В морозильной камере бытового холодильника постоянной можно сделать температуру от минус 12 до минус 25°С (в зависимости от марки холодильника). При таких температурах достигается довольно быстрое и равномерное замораживание и обеспечивается хранение замороженных продуктов в течение нескольких месяцев. Качество замороженных продуктов, естественно, зависит и от качества исходного сырья. Значение имеет и время сбора плодов и овощей. Высшее качество готового продукта гарантируется, если плоды и овощи замораживают не позже чем через два часа после уборки. Замороженные ягоды, обычно, используются в свежем виде, их надо собрать как только созрели. Овощи для замораживания кладут обычно в начальном сроке зрелости с тем расчетом, но затем их подвергают кулинарной обработке. Подготовка плодов и овощей к замораживанию Подготовка не отличается от подготовки, как для обычного консервирования. Сначала сортируют, отбрасывая непригодные, затем очищают, удаляя несъедобные части: кожицу, косточки, плодоножки, семенные гнезда. Нежные ягоды (малину, клубнику) лучше очищать после размораживания. Все плоды и овощи тщательно моют или споласкивают проточной водой, а затем обсушивают на ситах. Чтобы затормозить деятельность ферментов и сохранить окраску овощей, их бланшируют, то есть окунают в горячую воду при температуре 80 - 100°С, а затем быстро окунают в холодную воду. Замораживать плоды и овощи нужно россыпью, постепенно пересыпая сахаром Подготовленное с овощи, замораживаемое россыпью, раскладывают в один слой на дуршлаге или подносе и кладут в морозильное отделение. Замороженные продукты пересыпают в полиэтиленовую тару, завязывают и хранят. Плоды и ягоды часто замораживают перемешанными с сахаром или в сахарном сиропе. При замораживании с сахаром ягоды укладывают в тару и послойно пересыпают сахарным песком. При замораживании другим методом готовят 50% сахарный сироп. Подготовленные плоды и ягоды засыпают в формы и заливают сахарным сиропом. Для заливки готовят отжатый сок, заранее осветлив и засыпав по вкусу сахаром. Овощи удобно хранить в брикетах в полиэтиленовых мешочках. Для приготовления брикетов используют формы, формочки из под льда без перегородок. Используют небольшие формочки, для быстрого промерзания. Вынимают продукты, подержав под струей холодной воды изамороженный брикет сразу вынимают, кладут в полиэтиленовый пакет и кладут на хранение. Все замороженные продукты своевременно укупоривают, чтобы не было их контакта с воздухом. Плохо укупоренные продукты непрерывно выделяют влагу, которая конденсируется на стенках морозильника, образуя снеговую шубу. А это значит, что холодильник нужно чаще отключать для оттаивания. Частое отключение холодильника создает сложности с сохранением качества замороженных продуктов - важно не допустить размораживания их. Зимой есть выход - достаточно вынести продукты на холод. При температуре выше нуля решить проблему сложнее. Чтобы не разморозить продукты, после выключения холодильника все продукты убирают и предохраняют от потери холода какими-либо разнообразными материалами. Самый простой выход - завернуть заморозку в шерстяное одеяло. Годится для этой цели и автохолодильник. Продолжительность хранения замороженных продуктов зависит от температуры хранения. При температуре минус 6 °С замороженные продукты нельзя хранить более 3 - 4 дней. При минус 18°С замороженные продукты в домашних холодильниках и морозильниках могут храниться более длительное время Продукты со следами размораживания, а тем более размороженные, для дальнейшего хранения непригодны, их надо сразу использовать. Если размороженных продуктов оказалось больше, чем можно употребить за один прием, надо произвести тепловую обработку, охладить и снова заморозить. Очень важно знать, как правильно размораживать плоды и овощи. Правила размораживания в целом одинаковы для всей замороженной продукции - и промышленного, и домашнего приготовления. Во время размораживания продуктов нельзя допускать к ним доступа воздуха и вытекания сока. Проще всего продукт, подлежащий размораживанию, поместить в герметичную упаковку и опустить в холодную воду. Продолжительность размораживания при этом способе не превышает 30 - 45 минут. Продолжительность хранения замороженных овощей и ягод в морозильнике при -18 °С Абрикосы, черешня 8 - 12 месяцев Смородина, крыжовник,слива, ревень до 12 Малина, земляника до 12 Зеленый лук 6 - 8 Зеленая петрушка 8 - 12 Помидоры 3 - 6 Перец 4 - 6 Цветная капуста 6 - 8 Зеленый горошек, фасоль 8 - 12 месяцев Размораживать замороженны ягоды нужно при комнатной температуре, всего 2 - 3 часа. Но у этого способамного отрицательных тенденций. В плодах и овощах, мы теряем много ценного витамина С. Ягоды разваливаются и теряют почти весь сок. Обычно размораживать надо при 3 - 4°С. Процесс разморозки проходит в 7 - 10 часов. А если разморозить ягоды, залив их холодным сахарным сиропом и кипятить, опять терям сок и качество продукции. Деформированные ягоды отсортировывают и употребляют в пищу. Свежие овощи сразу подвергают тепловой обработке. Помидоры перед употреблением опускают на несколько секунд в кипящую воду, снимают кожицу и, пока они полностью не разморозились, разрезают на дольки. Используют замороженные плоды и овощи почти так же, как свежие. Преимущество их в том, что они уже подготовлены к кулинарному использованию. Продолжительность варки замороженных овощей в 2 - 3 раза меньше, чем свежих.


логопедБудьте в поле зрения ребёнка.Лучше, чтоб малыш лицезрел ваш рот, когда вы гласите, - на слух разобрать звуки речи ему трудно. Посмотрев на рот говорящего, кроха сумеет копировать движение губ. Логопеды даже употребляют небольшую хитрость - красят губки броской помадой, чтоб ребёнок лучше принимал речевой эталон.

На первом году жизни малыш очень пристально глядит на лицо взрослого, и это самый подходящий момент для того, чтоб показать ему, как произносятся звуки родного языка. 1-ые звуки, произносимые ребёнком, - конкретно те, которые произносятся губками, - "п", "б", "м".

Не коверкайте слова!Слова должны чётко проговариваться, ни о каких искажениях не может быть и речи. Вам может казаться смешным, как кроха по-своему именует пижамные штанишки либо пылесос, и вы сами перебегайте на трогательный "детский" язык. Не используйте такие "неологизмы", общаясь с ребёнком!

Стройте недлинные фразы. Они должны быть ординарны и понятны для детского восприятия, без сложных оборотов.

Темп речи должен быть обычный - не резвый, да и не неспешный.Когда вы гласите очень стремительно, слова соединяются в единый поток, малышу тяжело поймать их смысл. Кроха может также копировать ваш темп речи. Если один из родителей заикается, малыш тоже может начать гласить с запинками. В таковой ситуации заикающемуся родителю придётся свести речевое общение с ребёнком к минимуму. Смотрите и за тем, чтоб ребёнок ощущал себя психологически комфортабельно.

Гласите с отлично выраженной интонацией. Даже если ребёнок ещё не способен осознать смысл многих слов, он вслушивается в звучание вашего голоса. Пытайтесь говорить выразительно, чтоб отчётливо различались вопросительная, утвердительная, побудительная интонации.

Играя с малышом либо читая ему книжки, гласите за различных персонажей высочайшим и низким голосом. Читайте ребёнку российские народные потешки, они мелодичны и развивают чувство ритма.

Верно строим всою речь

Когда малышу исполняется 3 года, он начинает высказываться о для себя в первом лице. Ранее он гласил "Ваня желает пить", а сейчас заявляет "Я поел", "дай мне машинку".

Решение. Малышу легче перестроиться на новый лад, если гласить ему "ты", "я", к примеру: "Елена, я прошу тебя,дай мне руку", "Саша, ты на данный момент будешь есть".

Малыши слабо воспринимают частичку "не". Когда вы гласите "не бегай", "не трогай", это может иметь оборотное действие, и такие слова будут звучать для него как будто призыв: "бегай", "трогай".

Решение.Прокрутите в голове, обычно выстроить свою речь. Заместо "не бегай" скажите "стой, остановись", "не трогай" - "оставь, положи", "не страшись" - "смелее", "не плачь" - "успокойся, всё отлично".

Роль родителей

Бывает так, что, заподозрив отставание в развитии крохи, предки начинают водить его ко всем спецам, какие только есть: неврологу, логопеду, психологу, собирая все новые и новые диагнозы, иногда противоречащие друг дружке, перегружают малыша занятиями. Но дело почему-либо не движется

Решение. Медицина и педагогика могут вам посодействовать в этом случае, если вы сами войдёте в курс дела, проявите энтузиазм и желание вести взаимодействие с ребёнком и помогать ему. Ведь конкретно вы раз в день гласите "Доброе утро", умываете и одеваете кроху, а за этот период времени можно поиграть с пальчиками, потренироваться застёгивать "упорные" пуговицы, сделать двухминутную артикуляционную гимнастику и именовать огромное количество предметов, которыми воспользовались. Кому как не вам давать малышу простые поручения, которые из раза в раз будут производиться всё резвее и лучше?

Невмешательство: "В школе учат"

Некие предки считают, что всему придёт своё время, и "пусть ребёнок развивается своими темпами". Они руководствуются принципом "хочет-не желает", дают ребёнку полную свободу. Ребёнок, от которого ничего не требуют, длительно не может освоить простых способностей - как держать ложку, застёгивать одежку, убирать игрушки, он не способен проявить силу воли. Трудности становятся явными, когда возникают школьные трудности - неусидчивость, низкая успеваемость, нежелание учить уроки.

Решение. Будьте внимательны к заключениям докторов, преподавателей и воззрению окружающих. Родителям сложнее всего увидеть и признать, что их малыш отстаёт в развитии. Си- туация может быть серьёзной, и если поздно спохватиться, то можно упустить восприимчивый к обучению возраст. Вовремя посещайте детских докторов: педиатра, невролога, психиатра. Принципиально знать, нет ли у ребёнка белезненных проявлений, которые необходимо вовремя вылечивать.

Угнетение инициативы

Речь формируется в процессе различной детской деятельности. Часто, увидя что-то новое, окутанный чувствами, малыш начинает произносить новые слова. Крохе принципиально знакомится со качествами предметов - весом, звуком, цветом, фактурой т.д. Он получает колосальный опыт, новые способности и познания. Подавляя инициативу ребёнка, вводя нескончаемое количество запретов, взрослые обедняют среду и сформировывают равнодушие ребёнка к окружающему. Как вы думаете, кто будет успешнее, пытливый человек либо тот, кто безучастен к окружающему либо повсевременно опасается сделать неправильный шаг?

Решение. Позвольте крохе хотя бы время от времени забраться в лужу, порыться в шкатулке с маленькими вещицами, в "священном" ящике с папиными инструментами и насладиться удовлетворенными открытиями. Поверьте, они имеют бесценное значение для вашего малыша!







По материалам журнальчика "Мой кроха"

Наталья Ильина, логопеда-дефектолог

 

Вы не понимаете какой телек подобрать? Cомневаетесь, что ваш выбор будет верный? Весь сервис обслуживания на адресе 1bt.rnd.ru и все lcd телеки. Вы можете избрать тот телек,который вам по нраву!



Плохой аппетитВы слышали когда-нибудь, как громко и требовательно кричат птенцы в гнезде, требуя пищи? Пернатые родители с утра до вечера только и делают, что кормят своих детей, а те просят еще и еще. С не меньшим воодушевлением поглощают пищу личинки насекомых, котята, щенята и все остальные растущие организмы. И только среди человеческих детенышей встречаются такие, которые сидят, грустные и бледные, роняют слезы в тарелку и совершенно, ну ни капельки не хотят есть. Родители же стремятся скормить ребенку содержимое тарелки любыми способами: от мягкого "За маму, за папу, за бабушку..." до жесткого "Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь". И если ненавистная каша и котлета все-таки съедены, мама с папой считают, что цель достигнута и все в порядке. А потом... - Родители шестилетнего Андрюши пришли на консультацию в полном смятении, - рассказывает детский психолог, кандидат психологических наук Елена Анатольевна Смирнова. - Их сын недавно убежал из дома. Его быстро нашли и вернули, но мальчик огрызался, плакал и грозился сбежать снова. Потрясенные родители ничего не могли понять. Они клялись и божились, что любят своего ребенка больше всего на свете, что были с ним добры, никогда не поднимали на него руки... Но в ходе подробной беседы всплыла одна проблема: с малолетства у Андрюши был плохой аппетит, и его заставляли есть. Так отношения в семье оказались всерьез испорченными. Причем горький опыт ничему не научил этих с виду разумных и благополучных родителей. Через несколько лет они снова пришли на консультацию со своим вторым ребенком. Протестуя против родительского давления, семилетняя девочка совершенно перестала подчиняться, скрывала школьные оценки. Все это тоже оказалось результатом многолетней "войны за столом". Конечно, не все дети способны на открытый протест. Тихая послушная девочка, которую тоже постоянно заставляли есть, не убегала из дома сама, но это делали все персонажи ее игр. Потом она придумана сказочную страну, где бездомные дети-игрушки обретали новый дом и жили в нем совсем без взрослых. Эту девочку заставляли есть не только дома, но и в детском саду, а потом в школе. Когда весь их первый класс на большой перемене строем шел в столовую завтракать, малышка начинала стучать зубами - от страха перед очередной "пыткой едой". Окружающим казалось, что девочка просто замерзла, а она стыдилась кому-нибудь рассказать о том, что с ней происходит на самом деле. Такое состояние врачи и психологи уже классифицируют как невроз. Нередко у детей, которых кормят насильно, наблюдаются и другие изменения поведения - они становятся не в меру упрямыми, агрессивными или плаксивыми. Если вам случается насильно заставлять ребенка есть, то, читая эти строки, вы, скорее всего невольно начинаете себя успокаивать: ну, у нас ведь совсем другая ситуация, с нашим ребенком такого случиться не может, ведь мы так любим его, желаем только добра... Увы! Даже если явных тревожных симптомов незаметно, насилие не может пройти бесследно для психики ребенка и его взаимоотношений с родителями, утверждает Елена Анатольевна. Став старше, ребенок, скорее всего, простит маме и папе их чрезмерное рвение в вопросах питания. Но на подсознательном уровне он все равно будет помнить, что эти люди способны совершить насилие, не считаясь с его потребностями и чувствами. И по-настоящему близкие, доверительные отношения в такой семье построить будет очень тяжело. Пользы для здоровья от кормления через силу тоже никакой. Исследования, проводившиеся в США (их результаты опубликованы в журнале Американского психологического общества), показали, что дети, которых кормят насильно, впоследствии значительно чаще страдают нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы, не говоря уже о страхах и неврозах. Но это еще не все. Если родители всегда решают за ребенка, когда ему нужно поесть, когда поспать, а когда потеплее одеться, не считаясь с его собственным мнением, у маленького человека плохо формируется способность осознавать и удовлетворять свои потребности. Даже став взрослым, он часто не может понять, чем хочет заниматься, чего ему не хватает для счастья. Способность к волевому регулированию своего поведения у таких людей тоже снижена. Вообще-то человеческий организм - это саморегулирующаяся система, которая способна хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций - снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т.п. Заставлять ребенка есть в такие моменты - значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации. Получается, что и с психологической, и с медицинской точки зрения заставлять ребенка есть - вредно. Тогда почему же это так часто происходит? Что заставляет родителей идти против здравого смысла и научных рекомендаций? Причин, по мнению Елены Анатольевны, несколько. Во-первых, очень живуч в нашем народе стереотип "сытость, упитанность - это здоровье". Особенно у людей старшего поколения, переживших войну, разруху, голод. Во-вторых, большую роль играет традиционное для нашего уклада отношение к ребенку как к существу неразумному, не понимающему, что для него хорошо, а что - плохо. Есть и другие моменты. Некоторые родители, подсознательно чувствуя, что не способны дать своему ребенку достаточно внимания, понимания, ласки, невольно пытаются компенсировать это усиленной заботой о его питании. Властные, авторитарные родители воспринимают отказ от еды как одну из форм непослушания, нарушения дисциплины и порядка. Взрослые, которые считают важным поступать "как положено", "как должно", находятся под гнетом стереотипа "ребенок должен питаться". Им кажется, что в противном случае они плохо выполняют свои родительские обязанности. Тревожные родители все время переживают, что с их ребенком что-то не в порядке - он слишком худой, слишком слабый, слишком часто болеет, отстает в развитии и т.п. Стремясь как-то заглушить свою тревогу, они отчаянно пытаются создать иллюзию благополучия. Не надо забывать и о том, что в тоталитарном обществе, из которого все мы родом, насилие вообще считалось нормой. В частности, воспитателей в детском саду обязывали скормить каждому ребенку его порцию. Кстати, в европейских странах, где столь важное значение придают правам человека, насильственное кормление встречается намного реже. Там принято относиться к младшим как к равноправным членам семьи. Ребенок, страдающий от насилия в семье, может даже подать на родителей в суд. У нас другие традиции, другой менталитет. Но отношение к собственному ребенку как к несознательному, неразумному существу, не понимающему, что ему нужно, - не самое лучшее, что мы можем ему дать. - А были ли в вашей практике случаи, когда родители осознавали причины проблем и меняли свое поведение? - спрашиваю у Елены Анатольевны. - Да, такое случается, хотя и нечасто, к сожалению. Одно время я консультировала семью, в которой единственного обожаемого сына пичкали едой многие годы. Постепенно очаровательный пухлый карапуз превратился в неуклюжего толстого подростка, который очень страдал от насмешек сверстников. Но родители, ничего не замечая, продолжали уговаривать его съесть еще одни блинчик, еще одну котлетку. В 14 лет мальчик, осознав, что его довели до такого состояния собственные родители, вдруг возненавидел их, стал агрессивным, злым. Острота конфликта заставила родителей обратиться к психологу. После нескольких консультаций они в корне изменили свое поведение: иначе организовали питание в семье, помогли сыну сесть на диету и стали всячески поощрять занятия спортом. За несколько месяцев мальчик похудел, окреп, почувствовал себя полноценным человеком. Наладились и отношения в семье. И еще одна история. У четырехлетней девочки из-за постоянного насильного кормления возникло очень неприятное нарушение - энкопорез (недержание кала). Для мамы, придававшей исключительно важное значение чистоте и аккуратности, это было настоящей трагедией. После бесед с психологом мама осознала причину болезни ребенка и приняла решение изменить свой подход к питанию дочери. Но как же ей было трудно! Как болезненно она переживала этот период! Предоставив дочери свободу за столом, мать сама заболела - перестала спать. Но случаи недержания становились все более редкими, пока полностью не прошли. Мамино самочувствие тоже постепенно пришло в норму. - Не все родители имеют возможность в нужный момент обратиться к психологу. Как поступить тем, кто хочет отказаться от насильственного кормления, но не знает, с чего начать? - Начать нужно с осознания причин. Без этого невозможно взять свое поведение под контроль разума. Надо помнить, что те причины, которые мы с вами назвали, могут в каждом конкретном случае встречаться по отдельности или в различных сочетаниях. Затем нужно обсудить с ребенком его меню. Нет никакой необходимости заставлять его есть те блюда, которые вызывают отвращение. Любой продукт, даже самый полезный и питательный, можно заменить каким-нибудь другим. Среди полезных продуктов всегда можно найти вкусные, а среди вкусных - полезные. А еще чадолюбивым, тревожным родителям надо осознать, что их ребенок совершенно точно не умрет от голода, если они перестанут заставлять его есть. И, конечно, приняв такое решение, нельзя от него отступать. - Некоторые родители пытаются не кормить ребенка, пока он не попросит. А он не просит сутки, двое... И они не выдерживают, снова заставляют его есть. - Давайте еще раз вспомним: организм человека должен сам регулировать свои потребности в пище. Чем дольше ему отказывали в такой возможности, тем медленнее он восстанавливается. Но рано или поздно это все равно произойдет. Помогает упорядочить питание режим дня. Не захотел есть в завтрак - не надо. До обеда - никаких перекусов. Не захотел обедать - ждем ужина. И совсем не обязательно ребенок, проголодавшись, съест сразу два или три блюда. Возможно, это будет только одно яблоко. Значит, организму в данный момент больше не требуется. Еда должна быть удовольствием. Нет ничего страшного в том, считает психолог, если маленькому ребенку за столом читают книжку или рассказывают сказку. Это лучше, чем стоять рядом с ремнем в руках. К тому же маленькие дети, которым свойственна повышенная подвижность, иногда просто не способны долго сидеть на одном месте. Чтение или рассказ помогает им успокоиться и сосредоточиться. Ну, а если вам все равно трудно поверить в то, что ребенок сможет насытиться без вашего "руководства", поговорите на эту тему с любой многодетной мамой. Скорее всего, она признается, что у нее едва хватает сил и времени, чтобы приготовить достаточное количество еды, а уж съедается все очень быстро и с удовольствием. Не потому, что ее дети - какие-то другие. Просто маме некогда создавать из этого проблему. Журнал "Наш малыш" №09, 2001


Детский сад. Мнение психолога "Общая гозета" №5 за 3-9 февраля 2000 г. Детский сад. Мнение психологаНа первый взгляд, все просто. Привели, оставили. Конечно, сначала ребенок там плачет, но потом привыкает. Но почему он плачет? В совершенно незнакомом месте совершенно неизвестная тетя усиленно завлекает его всякими "интересностями", спешно уводя от родителей. Происходящее непонятно, страшно, ведь родители столько раз говорили, что нельзя доверять посторонним. Не искажаются ли в этот момент детские представления о том, что опасно и что нет? Не могу забыть одного мальчика. Уже шла его вторая детсадовская неделя, а он сопротивлялся отчаянно, как в первый день: вырываясь из рук воспитательницы, даже укусил ее. "Дома он другой, - вздыхала мать, - спокойный, послушный". Этот мальчик до последнего отстаивал свое право быть с матерью. Увы, его сопротивление все равно сломят, и следующее насилие над своей волей он перенесет уже более покорно. В психологии есть понятие: "ситуация вытесненного действия". Это когда бороться бесполезно: бьешься, бьешься, но все безрезультатно. И человек опускает руки: если задача невыполнима, нет смысла тратить силы. В следующий раз он будет бороться уже с меньшей надеждой, с меньшей верой в себя. Сильнейший стресс, забирая все силы ребенка, вредит здоровью. Дома, случается, вся семья температурит, а ему - хоть бы что. В садике же любой сквозняк способен "пробить" ослабленный стрессом иммунитет. Американские психологи считают: до полутора лет мать нужна малышу 24 часа в сутки, до трех - она может ненадолго выходить в другую комнату, с трех до семи лет - работать вне дома четыре часа, и только после семи детских лет - полный рабочий день. Вхождение в детсад - очень резкое изменение жизни. И, конечно, вдумчивые родители к этому готовятся заранее. Дома придерживаются садовского режима дня, рассказывают, как живут дети в садике, идут туда "в гости" (лучше - несколько раз). Оставлять ребенка в детском саду можно лишь тогда, когда ему там понравится. Не всегда есть возможность выбрать детсад и группу, но страх ребенка перед новой жизнью будет меньше, если сами родители не боятся грядущих перемен (или не показывают свой опасения). И лучше отдавать ребенка в уже набранную группу:' воспитатели в этом случае к присутствию родителей отнесутся спокойнее. Мы с дочкой целую неделю сидели в группе по часу-полтора. Когда она стала сама ждать "похода к детям", я попросила дедушку пойти с ней в сад и ненадолго оставить ее там одну (с мамой расстаться труднее). Был рев, но не душераздирающий, и недолго. Но вскоре пришлось переводить дочь в другой детсад. В первый день я твердо пообещала, что дед заберет ее сразу после обеда. Что подтолкнуло меня примчаться домой днем, не знаю. Дочки дома не было. "Она так спокойно себя вела, что мы с воспитательницей решили оставить ее в группе на дневной сон", - радостно сообщил дед. В саду безутешный дочкин рев был слышен уже в раздевалке. После этого ЧП у девочки возник страх перед дневным сном, что очень затруднило переход на полный детсадовский день. Конечно, мягкое вхождение ребенка в детсадовскую жизнь требует и сил, и свободного времени. Но ведь именно оно - нормально. Патология, отклонение от нормы - то, что происходит обычно. Когда речь заходит о насилии над личностью, обычно подразумевают преступления, войны, политический и идеологический диктат. Но корни этих, всем заметных явлений надо искать в том подавлении личности, которое отравляет нашу жизнь буквально с самого ее начала.


Анорексия у детей
Анорексия - это отсутствие аппетита при неизменной физиологической потребности в питании. Возникает как следствие нарушения деятельности
Мигрень у детей. Лечение мигрени у детей
Детей, жалующихся на приступы
Инфекционный мононуклеоз у детей. Симптомы и лечение
Инфекционный мононуклеоз называется еще инфекционным реактивным ретикулезом, или болезнью Филатова. Страдают им преимущественно дети от 4 до 14 лет;
Бородавки у ребенка
Бородавки вызываются папилломавирусом человека. Это маленькие плотные сухие наросты на коже с неровной ворсинчатой поверхностью, величиной от
Артериальное давление у детей. Норма артериального давления у детей
Изменения уровня артериального давления (АД) часто встречаются в детской практике как в сторону как его повышения (артериальные гипертензии), так и
Дискинезия желчевыводящих путей
Это нарушение оттока желчи по желчным путям (к ним относится желчный пузырь с протоками). Желчь участвует в переработке жира в организме. Она


http://detckijvrach.ru - журнал о здоровье детей онлайн © 2011 Все права защищены. Детское врачевание
Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на - http://detckijvrach.ru/

    Яндекс.Метрика