ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НОВОСТИ
Плавание новорожденных
Весьма полезное закаливающее и оздоровительное действие на ребенка оказывает плавание с первых недель жизни. Благодаря строго дозированным водным процедурам в организме усиливается обмен веществ, улучшаются функции дыхания, кровообращения, пищеварения, развивается опорно-двигательный аппарат, совершенствуется высшая нервная деятельность. В воде, где тело теряет свой вес, малышу легко выполнять все движения, они становятся мягкими, пластичными, не перегружают ребенка (при правильном их применении), способствуют его тренировке.
Благоприятное влияние воды на недавно родившегося ребенка можно объяснить также длительным периодом его развития во внутриутробной среде и сохранением уже после рождения плавательных рефлексов. Ребенок при движении ощущает приятное массирующее воздействие воды, испытывает радость и удовольствие. Водные процедуры, укрепляя нервную систему, способствуют хорошему сну, ускорению развития всех органов и систем.
Главные принципы занятия в воде, как и при применении других средств ЛФК, — это постепенность и систематичность. Во время водной процедуры необходимо следить за состоянием ребенка. Вода должна быть приятной и на первых занятиях иметь температуру 37—37,5° С с понижением ее до конца первого месяца плавания до 34° С и до конца третьего месяца — до 32° С.
В первые 3 месяца должны решаться в основном задачи привыкания к более длительному времени нахождения в воде и . В этот период ребенок передвигается с помощью различных поддержек взрослого, сидящего в ванне или находящегося рядом. Одновременно при различных заболеваниях детей в этот период решаются и частные задачи оздоровления с помощью различных упражнений в воде. В дальнейшем число занятий увеличивается до 5—6 раз в неделю, а продолжительность их постепенно возрастает до 20—25 мин.
Показания к назначению плавания очень широки. Практически каждый
начиная с 10—15 дней жизни при отсутствии противопоказаний может заниматься плаванием. Проводить занятия можно через 40—60 мин после кормления или за 30 мин до кормления. Продолжительность занятий — от 5 до 20 мин. Проводить лечебное плавание и упражнения в воде лучше через 2—3 ч после лечебной гимнастики.
Противопоказаниями к проведению плавания и упражнениям в воде являются открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и
.
Обучение плаванию проводится в обычных ваннах, а затем в микробассейнах детских поликлиник. Продолжительность первых занятий 10—15 мин.
Обучение плаванию проводится с помощью поддержек руками и пенопластовыми поплавками, прикрепленными к чепчику (автономная поддержка).
Голова ребенка, как более тяжелая часть тела, особенно нуждается в поддержке.
Первые занятия проводят с двойной ручной поддержкой в положении ребенка на спине. Левая ладонь взрослого поддерживает его головку, а правая рука охватывает область груди и живота (рис. 1).

Так же осуществляется поддержка ребенка в положении лежа на груди (рис. 2).

Рисунок 2

Необходимо добиваться, чтобы тело ребенка во время всего занятия находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение. Поддержки во всех случаях, по мере тренировки, должны становиться минимальными и создавать условия ребенку для свободного движения руками и ногами в положении его на спине и на груди. Облегченный вариант поддержки на спине — голова удерживается обеими руками (рис. 3).

рисунок 3

Первые движения в воде производят с помощью взрослого — скольжения на воде (поперек, вдоль ванны, «восьмеркой»), а также покачивания.

Ребенка медленно продвигают в воде в разные стороны, при этом следует добиваться, чтобы ребенок рефлекторно отталкивался ногами от краев ванны (рис.4).

Рисунок 4

Уши ребенка должны быть погружены в воду. При плавании на груди следует поддерживать подбородок ребенка с тем, чтобы в рот не попала вода.
Обучение плаванию необходимо производить не спеша, спокойно, всячески стимулируя проявления плавательных рефлексов.
При появлении у ребенка гребковых движений характер поддержки облегчается. Двуручные поддержки заменяются одноручными (рис. 5) или автономными.

рисунок 5

Со второго месяца можно осторожно начинать обучение ребенка задержке дыхания. Сначала это делают, поливая головку ребенка из лейки или водой, захваченной рукой из ванны, в течение 4—5 с, 4—6 раз за время отдыха между упражнениями (проводки, покачивания). В дальнейшем при проводке на груди погружать лицо ребенка сначала на 0,5—1 с, потом на 2—3—4 с. После усвоения этого упражнения можно перейти к более сложному: поддерживая ребенка вертикально, произнести «раз, два, три, ныряй!». Погрузить ребенка сначала до уровня носа на 3—5 с, потом до уровня глаз, а в дальнейшем с головой (за одно занятие — не более 4—6 погружений). В дальнейшем можно переходить к более сложным упражнениям, например ныряние с доставанием ярких игрушек.
Нельзя допускать погружения ребенка под воду при плаче и во время движения в воде во избежание попадания воды в носовые ходы.
К самостоятельному плаванию можно приступить после того, как ребенок будет достаточно тренирован в задержке дыхания при погружении рта и носа под воду и овладеет навыком грести руками. Взрослый лишь слегка поддерживает и направляет действия ребенка.
Помимо соблюдения постепенности в увеличении нагрузки, систематичности занятий, необходимо помнить еще об одном важном условии: постараться не испугать малыша при первых занятиях в воде (чересчур прохладная вода, большая, чем положено, нагрузка в воде и др.). Перенесенный испуг может на всю жизнь «поссорить» ребенка с водой и плаванием.

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
болит живот у ребенка ночью
болит живот у ребенка ночью
Боль в животе можно разделить на острую и хроническую.
Острая боль возникает вследствие острого хирургического заболевания, травмы или острого инфекционного процесса.
Боли в животе, продолжающиеся более 3 месяцев, называются хроническими. Обычно они связаны с хроническими заболеваниями органов пищеварения или расстройством. Их функции и протекают с периодами обострений (рецидивов) и временного благополучия.
Хроническую боль в животе диагностируют только у детей старше 3-4 лет: они могут осознанно отнестись к симптому и пожаловаться на него. Кроме того, боль в животе может возникать при поражении органов, не относящихся к брюшной полости (позвоночника, легких, почек и др.).
Кишечная колика, метеоризм.
Кишечная колика — связана с повышенным газообразованием в животе (метеоризмом), сопровождающимся спазмами (болезненными сокращениями) кишечника. При этом движение пищевого комка по пищеварительному тракту либо замедляется, либо ускоряется (нарушается моторная функция кишечника). Возникает ситуация, когда спазмированный участок кишки перекрывает проход образовавшимся газам и калу и раздувается, вызывая боль.
Кишечная колика у грудных детей.
Проблема кишечных колик (в просторечии — «газики») очень актуальна в течение первых месяцев жизни ребенка. Она начинает беспокоить малыша на третьей-четвертой неделе жизни и продолжается до 3-4 месяцев. В момент приступа колики младенец пронзительно кричит, поджимает ножки к животу или молотит ими воздух, натуживается, краснеет, громко выпускает газы. Его животик напряжен, немного вздут. После отхождения газов и кала приступ колики проходит, ребенок успокаивается. При этом малыш хорошо ест, набирает вес, имеет нормальный стул. Продолжительность и частота приступов индивидуальна: от 15-20 минут 1 раз в неделю до ежедневных многочасовых колик с короткими «благополучными» промежутками.
К частым кишечным коликам у здоровых младенцев приводят заглатывание воздуха при сосании (аэрофагия), перекармливание, неправильное приготовление смесей для вскармливания (не соответствующей инструкции концентрации), редкое выкладывание малыша на животик, нарушение диеты кормящей матери (избыток газообразующих продуктов). Кишечной коликой также сопровождаются детские заболевания: аллергия к коровьему молоку, непереносимость лактазы, кишечные инфекции, другие инфекционные процессы (пиелонефрит и др.). Поэтому в случае, если колика сопровождается повышением температуры, рвотой, разжижением стула, в кале появляются примеси (кровь, зелень, слизь), ребенок не прибавляет в весе, приступы продолжительные и частые (более 4 часов в день), следует подумать о каком-либо заболевании у малыша.
Как помочь грудному ребенку при колике?
Возьмите ребенка на руки, покачайте, положите животиком себе на живот. Погладьте животик теплой рукой круговыми движениями по часовой стрелке, положите на него подогретую байковую пеленку (можно прогладить ее горячим утюгом) или тёплую грелку с водой (температурой 50-60 °С). Можно сделать малышу ванну с отварами ромашки, мяты, душицы. Для снятия колик также используют препараты на основе фенхеля, ромашки, укропа. Это чаи фирм «Хипп» (Австрия), «Нутриция» (Германия), чай «Импресс» из итальянского укропа (Польша/Германия), укропная вода, ветрогонный сбор, отвар ромашки, «Плантекс». Широко применяются лекарства, содержащие симетикон: Сабсимплекс, Эспумизан, Дисфлотил. Симетикон обладает свойством переводить крупные пузырьки газа в кишечнике в свободный газ. Эффект обычно наступает на 3-5 день лечения. Если ребенок, несмотря на ваши действия, продолжает плакать, а кал и газы не отходят, малышу ставят клизму с 50 мл кипяченой воды или газоотводную трубочку. А в случае, если и это не помогло, ребенку дают сорбенты: Энтеросгель, Пекто, Полифепан (Энтегнин) или активированный уголь.
Для предупреждения кишечной колики кормящая мама обязательно должна соблюдать диету, исключив продукты, приводящие к повышенному газообразованию: молоко, капусту, квашеные овощи, бобовые, сою, лук, помидоры, сладкие фрукты, особенно виноград и яблоки (фрукты и овощи лучше употреблять после термической обработки), огурцы, баклажаны, грибы, черный хлеб, свежую сдобу, квас, сладости, сахар (его можно заменить фруктозой) и др. Чтобы малыш во время сосания не наглотался воздуха, необходимо кормить его в полулежачем положении и после еды несколько минут держать вертикально, пока он не отрыгнул воздух. Следите, чтобы ребенок плотно захватывал сосок или соску (отверстие в соске должно быть небольшим). Выкладывайте ребенка на животик за 5-15 минут до кормления, перед едой сделайте ему массаж живота легкими движениями по часовой стрелке.
Кишечная колика и метеоризм у школьников
У школьников кишечной коликой и метеоризмом могут сопровождаться различные заболевания пищеварительного тракта (воспаление кишечника, расстройства желчеотделения, плохое переваривание пищи, недостаточность поджелудочной железы, нарушение микрофлоры кишечника и др.). Причиной колики могут быть и погрешности в диете (обилие жирной пищи, газообразующих продуктов). Лечение заключается в терапии основного заболевания, приведшего к коликам (дисбактериоз кишечника, и т. д.). Во время приступа показаны препараты, содержащие симетикон (Эспумизан и др.), спазмолитики, расслабляющие гладкие мышцы кишечника (Но-шпа, Дюспаталин, Папаверин, Бускопан и др.), сорбенты (активированный уголь, Энтеросгель, Полифепан и др.) и другие препараты по назначению врача.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Афтозный стоматит
Афтозный стоматит
Афтозный стоматит - это одно из поражений слизистой оболочки полости рта, вызываемое вирусом герпеса. У детей афтозный стоматит — ситуация нередкая, особенно в 1-3 года, когда они начинают активно изучать окружающие предметы и все подряд тянут в рот. Для того чтобы «заработать» афтозный стоматит, достаточно попадания в рот инфекции и снижения защитных сил организма.
Клинические проявления афтозного стоматита
Недомогание, ухудшение общего состояния, беспокойство.
Лихорадка. может повышаться до 39-40 °С.
Отказ от пищи, обильное слюнотечение, боль во рту.
Слизистая оболочка полости рта красная, воспаленная. На щеках, языке, губах, нёбе образуются афты — болезненные элементы (язвочки) округлой формы диаметром до 1 см, с беловато-серым или желтоватым налетом и ярко-красным ободком. В тяжелых случаях афты сливаются.
Шейные лимфатические узлы увеличены, болезненны.
Заболевание длится 7-14 дней с полным выздоровлением.
Обработка полости рта.
Раствор перекиси водорода (1 ст. л. 3 %-ного раствора на 1/2 стакана воды). Полоскание, у маленьких детей обрабатывать полость рта и десны 3-5 раз в день.

Содовый раствор 1-2 % (1 ч. л. соды на 1 стакан воды). Полоскание, у маленьких детей обрабатывать полость рта и десны 3-5 раз в день.

Спиртовой раствор зеленки 1-2 %. Смазывать афты 2-3 раза в день.

Интерферон, оксолиновая мазь, мазь «Виферон».
Аппликации на десны.

Имудон, таблетки. Рассасывать во рту каждые 2-3 часа по таблетке.

БАД «Цитросепт». Полоскание рта, использовать в соответствии с инструкцией.
 Ароматерапия при афтозном стоматите.

Полоскание: масло чайного дерева — 2 капли,

эфирное масло эвкалипта — 1 капля,


эфирное масло лаванды -  1 капля,

сода питьевая  — 1 ч. л.

Все компоненты растворить в 1 стакане теплой воды. Полоскать рот 3-4 раза в день.

Аппликации на десны.


Развести масло чайного дерева с растительным маслом в пропорции 1:1. Нанести на ватный тампон и прикладывать к местам поражения на 15-20 минут.
Общее лечение при афтозном стоматите

При повышении температуры — сбивать.
Витамины группы В, витамин С.
Препараты кальция.
При тяжелом течении назначаются противовирусные препараты на усмотрение врача.

Информация подготовлена специально для сайта
http://detckijvrach.ru C.Карпа

зрение ребенка до года
зрение ребенка до года
Своевременное выявление у ребенка проблем со зрением и последующее правильное лечение могут избавить не только его, но и всю семью от массы трудностей в дальнейшем.

Специалисты советуют родителям как можно раньше показать малыша окулисту (глазному врачу). Как бы внимательно педиатр ни осматривал ребенка, какой-то недостаток зрения младенца легко может остаться незамеченным. Только врач-специалист при профилактических осмотрах в состоянии своевременно диагностировать слабое зрение или
(хотя, пожалуй, этот недостаток способны заметить и близкие). К сожалению, у некоторых детей проблемы со зрением выявляются лишь при поступлении в школу когда вылечить то или иное заболевание становится делом трудным, а иногда и невозможным.


Чем раньше, тем лучше


Существует обязательный план обследования всех детей у окулиста, и родителям стоит его придерживаться. Первый раз к глазному врачу приглашают маму с ребенком, когда ему исполняется месяц. В этом возрасте можно выявить такие заболевания, как врожденная катаракта (помутнение хрусталика), а также врожденная глаукома. Доктор смотрит, насколько прозрачны оболочки глаза, определяет, нет ли у крохи воспаления .

Родителям следует немедленно обратиться к врачу, если:

ребенок боится света,
у него низко нависают веки при закрывании зрачков — это заболевание называется птоз.

Если у младенца в возрасте одного месяца не обнаружено никаких отклонений от нормы, в три месяца желательно пройти повторный осмотр. В этом возрасте особое внимание уделяется недоношенным детям и детям с отклонениями в развитии. Дело в том, что недоношенные дети после рождения часто помещаются в специальную камеру-кувез с повышенным содержанием кислорода. Его избыток может негативно отразиться на развитии сетчатки. Если ребенка своевременно не осмотреть, можно пропустить не только снижение остроты зрения, но и слепоту.

При следующем обязательном осмотре окулиста (в шесть месяцев) ребенку закапывают глазные капли, вызывающие расширение зрачков. В этом возрасте уже можно выявить врожденную близорукость, гиперметропию, а также скрытое косоглазие. Если у ребенка есть такие отклонения, ему начинают проводить курс лечения (в кабинете охраны зрения), продолжающийся вплоть до шести лет. С трех лет такому ребенку можно рекомендовать посещение специального детского сада для детей с пониженным зрением.

Особое внимание следует уделять детям из «групп риска» — семей, в которых большинство родственников носят «сильные» очки, а также детям, у которых родители, братья или сестры страдают косоглазием, имеют искривление роговицы (астигматизм) или же изначально плохо видят одним глазом.


Помните о профилактике


В два года все без исключения дети должны пройти обследование у глазного врача, а в три с половиной у малышей впервые определяют остроту зрения (по таблице с фигурками).

В дальнейшем — до шести лет — глазной врач осматривает детей один раз в год. Обычно в детские сады для осмотра малышей окулист приходит обязательно. Детей, не посещающих детский сад, родители раз в год должны приводить к врачу в поликлинику.

Если у ребенка обнаружены незначительные отклонения от нормы, с ним можно заниматься тренировкой зрения. С помощью специальных упражнений его учат лучше использовать свои зрительные способности.

К сожалению, маленькие дети часто не понимают, зачем постоянно носить «эти противные» очки или заклеивать один глаз. Они сопротивляются, не всегда готовы в полную силу сотрудничать с взрослыми в выполнении полезных упражнений для тренировки глазных мышц. От родителей в этом случае требуются особенные чуткость и терпение.


Сигналы тревоги


Даже если ребенок проходит регулярные осмотры, взрослым следует обратить внимание на следующие тревожные симптомы:



жалобы на
или боль в глазах при рассматривании предметов,
малыш подносит книги и игрушки слишком близко к глазам,
ребенок часто прищуривает глаза или трет их (возможно, он говорит, что видит предметы расплывчато или они у него двоятся),
вы замечаете, что ребенок сильно напрягается, вглядываясь во что-либо.

Информация подготовлена специально для сайта
http://detckijvrach.ru C.Карпа
Зубы у детей до года
дельфинотерапия
дельфинотерапия
Издавна человек в своей жизни сталкивался с дельфинами. Об этом повествуют нам и наскальные фрески, и древние монеты, где отчеканенный дельфин являлся символом и гербом отдельных прибрежных городов.
При этом люди никогда не переставали удивляться той благожелательности, с которой это животное относится к человеку. Тайна дельфина полностью не раскрыта и по сей день, хотя исследования в дельфинариях проводятся во многих странах мира.

Дельфинотерапия является одной из пока малоизученных, но весьма перспективных направлений зоотерапии.
Однако, помимо ума, сообразительности и контактности дельфинов, было замечено, что общение с ними благотворно влияет и на здоровье человека. Дальнейшие исследования подтвердили этот факт, хотя так до конца и не выяснены механизмы их целебного воздействия.


Точно установлено, что даже непродолжительное общение с этими животными положительно сказывается на здоровье больных с отклонениями гормональных, иммунных и обменных процессов. После общения с дельфином у людей повышается выделение «гормонов радости», половых гормонов, которые, в свою очередь, включают и обновляют всю физиологию организма в целом и его энергетическую систему. Специально подготовленные дельфины уже используются в психотерапевтическом лечении неврозов, синдрома хронической усталости, в обучении детей с умственной отсталостью, а также в оздоровительных и реабилитационных целях для определенных групп населения.

У взрослого человека после нескольких сеансов направленного общения с дельфином нормализуются сердечная деятельность, сон, настроение, отмечается душевный подъем, чувство раскрепощенности, повышается работоспособность.


Особо высокая эффективность дельфинотерапии сказывается на детях с заторможенным развитием речи, тугоухостью, а у слабоумных детей и подростков с ДЦП динамика улучшения здоровья поднимается до 60-70 процентов. Дети становятся более общительными, добрыми, менее скованными, лучше концентрируют свое внимание, быстрее поддаются обучению.


Процесс обучения умственно отсталых детей после плавания с дельфинами ускоряется в несколько раз. У подростков, страдающих неврозами с нарушением физиологических функций (страхи, нарушение сна, энурез, заикание и т.п.), происходит частичное или полное восстановление, уменьшаются проявления детского аутизма. Лечащими врачами наблюдается сильный релаксационный эффект, восстанавливаются функции мозга и центральной нервной системы, снимаются нервные стрессы. У больных детей включаются и значительно повышаются механизмы психической деятельности, улучшается их контактность, легче воспринимаются общественные отношения. Они начинают лучше разговаривать, стабилизируется работа всех систем организма.


Научные исследования показывают, что реабилитационно-оздоровительные сеансы с дельфинами не только эффективны, но и не имеют противопоказаний. Они могут успешно сочетаться с медикаментозным и психотерапевтическим лечением, а по показаниям дополняться лечебной гимнастикой, массажем, физиопроцедурами.


За последнее время отмечено, что хорошо обучаются играм с детьми и морские котики. Физиологическое их воздействие на организм пока еще мало исследовано, но положительные сдвиги в психике детей после общения с ними просматриваются довольно четко.


За рубежом дельфинотерапия уже успела получить должное признание. В нашей же стране она только-только начинает зарождаться. Сейчас в России всего несколько бассейнов-дельфинариев, но занятия в них ведутся под наблюдением и руководством целой группы специалистов, поставлены на хорошую научную основу и проводятся сугубо индивидуально для каждого пациента в отдельности.
Информация подготовлена специально для сайта
http://detckijvrach.ru C.Карпа

Логин: Пароль: Регистрация |

Loading...
Детский врач » Новорожденные » От рождения до 6 месяцев
Детское врачевание
Искусственное вскармливание - это вынужденный способ кормления, когда все попытки кормить грудью оказались безрезультатными.


Искусственное вскармливание, вы должны знать:


· Препятствует установлению эмоциональной связи между вами и малышом.


· Способствует частым заболеваниям ребенка: диарейным, респираторным, инфекционным.


· Является фактором возникновения аллергических реакций и заболеваний (экзема, бронхиальная астма).



· Увеличивает риск развития хронических заболеваний органов пищеварения, челюстных, стоматологических и ортопедических нарушений.


· Способствует появлению в будущем ожирения, сахарного диабета, атеросклероза у ребенка.


· Порождает трудности в учебе, воспитании, интеллектуальном развитии малыша.


· Увеличивает риск возникновения у вас осложнений послеродового периода, способствует более быстрому возобновлению способности забеременеть.


· Повышает риск развития опухолей молочной железы, яичников.


Особенно нежелательным является искусственное вскармливание в первые 3-4 месяца, так как этот наиболее незрелый период жизни ребенка считается "критическим" для сохранения его здоровья, а грудное молоко матери помогает малышам, даже недоношенным или тем, которые родились слабенькими, преодолеть болезни и трудности этого периода.


От разведений коровьего молока к современным адаптированным молочным смесям
В чем разница между женским и коровьим молоком?
Потому у малышей во время искусственного вскармливания "неподготовленным" коровьим молоком или обычными смесями, в связи с избытком одних и недостатком других пищевых компонентов, возникают неблагоприятные изменения в обменных процессах и нарушается их развитие. Они проявляются в форме хронических расстройств питания: гипотрофии или паратрофии, болезней витаминной недостаточности, рахита, анемии, а также других болезней, связанных с нарушениями защитных механизмов детского организма.


Как изменяют состав коровьего молока для адаптированных молочных смесе
Для адаптации, то есть приближения состава коровьего молока к женскому, необходимо модифицировать все составляющие его пищевые компоненты: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и некоторые микроэлементы. Это осуществляется по определенным технологиям на специализированных предприятиях по выпуску продуктов детского питания при соблюдении всех гигиенических требований, которые относятся к продуктам детского питания.


Первым шагом адаптации является уменьшение количества общего белка с 33-35 г/л в коровьем молоке до 14-17 г/л и минеральных солей - с 7,0 г/л до 3,5 г/л соответственно. С этой целью используют в установленных пропорциях обезжиренное коровье молоко и обработанную специальным методом деминерализированную молочную сыворотку. При таких условиях одновременно решается несколько заданий: основные белковые фракции - сывороточный белок и казеин - доводятся до такого, как в грудном молоке соотношения - 60:40%, улучшается аминокислотный состав белка и повышается его биологическая ценность, уменьшается белково-солевая концентрация. Для детей, особенно первого полугодия жизни, это имеет чрезвычайно большое значение, поскольку функция почек у них еще несовершенна, и они не способны выводить из организма конечные продукты обмена (шлаки) в высоких концентрациях.


Количество жиров в коровьем молоке, как и в женском, колеблется в пределах 35-38 г/л, но они в 5 раз более бедны незаменимыми жирными кислотами - линолевой, линоленовой, арахидоновой. Эти жирные кислоты имеют очень большое значение для общего развития детей, формирования клеток мозга, сетчатки глаз и других тканей.


В соответствующих сочетаниях они обеспечивают необходимое ребенку оптимальное содержание и соотношение важнейших жирных кислот и витамина Е.


Наилучшим углеводом для грудных детей является лактоза (молочный сахар). Она выполняет в организме, который растет, ряд важных функций - обеспечивает его энергией, которая легко усваивается, создает благоприятную среду для физиологической микробной флоры, обеспечивает мозг ребенка необходимыми структурными компонентами. В женском молоке лактоза содержится в количестве 6,7-7,4 г/л, в коровьем молоке ее гораздо меньше - 4,8 г/л. Потому современные адаптированные молочные смеси, предназначенные для вскармливания здоровых детей, обогащены лактозой до уровня содержания ее в грудном молоке. Вместе с этим, выпускаются продукты и с другими углеводами (кукурузная патока, мальтодекстрин, сахар, крахмал, мука круп), которые используются по медицинским или технологическим показаниям.


Поэтому все современные адаптированные молочные смеси в процессе их производства обогащаются сбалансированным комплексом витаминов из расчета суточной потребности в них детей первого года жизни.


В связи с тем, что при смешанном и искусственном вскармливании у детей нередко возникает железодефицитная анемия, адаптированные молочные смеси содержат увеличенное количество железа за счет добавления его в процессе производства.


Какую молочную смесь выбрать для малыша?

Перед тем, как выбирать молочную смесь, посоветуйтесь с врачом. Покупая молочную смесь, внимательно изучите надписи на этикетке, где указаны все необходимые данные: возраст ребенка, для которого рекомендуется смесь, состав всех основных компонентов и калорийность, способ приготовления, срок хранения и др.


"Базисные" смеси, как правило, наиболее приближены по составу к грудному молоку, они содержат сывороточные белки в соотношении с казеином 60:40%, обогащенные таурином, карнитином и другими добавками.


Выпускаются также "нестандартные" адаптированные молочные смеси для недоношенных детей и детей доношенных, которые родились с малой массой тела. Состав этих смесей рассчитан на стимуляцию темпов роста и увеличения массы тела детей.


Все современные адаптированные молочные смеси импортного производства, а также отечественного производства - инстантны, то есть готовятся быстро, без кипячения перед употреблением. Это имеет большое значение для сохранения витаминов в продуктах.


· Молочная смесь, которая заменяет грудное молоко, должна гарантированно отвечать всем требованиям относительно питательных ценностей и гигиенической чистоты детского питания. Такие особенности на данное время свойственны адаптированным молочным смесям промышленного производства. Но, выбирая молочную смесь для вашего ребенка, все-таки посоветуйтесь с врачом.


· Любую молочную смесь нужно вводить в рацион малыша методом "тренировки и пробы", то есть начинать ее давать ребенку малыми порциями, постепенно на протяжении 4-5 дней, доводя до нужного количества в каждом кормлении на протяжении суток. Это облегчит адаптацию пищеварительной системы и обменных процессов малыша к инородной еде и даст возможность выяснить, нет ли на этот продукт аллергической реакции.


· Количество кормлений, в отличие от грудного вскармливания, должно быть фиксированным по времени и отвечать возрасту ребенка.


· Нужно кормить ребенка с учетом его возраста и аппетита, но для предотвращения перекорма объем молочной смеси не должен превышать возрастную потребность малыша в еде.


· Правила кормления из бутылочки с соской при искусственном вскармливании такие же, как и при смешанном.


Самые распространенные ошибки, которые мамы допускают при искусственном вскармливании:
· Ограничение еды и перевод ребенка на новую смесь, особенно в первые 3-4 месяца, при наименьшем изменении стула, коликах, вздутии живота или срыгиваниях. Безусловно, любые нарушения со стороны пищеварительной системы нуждаются в повышенном внимании родителей и врача, но далеко не всегда возникает необходимость в изменении получаемой ребенком смеси. Нужно помнить, что такие явления могут быть и при естественном вскармливании, а к каждой новой смеси ребенок должен привыкнуть.


· Кормление ребенка цельным или разведенным коровьим молоком без введения необходимых корректирующих добавок (жировых, углеводных, минеральных, витаминных).


· Кормление ребенка без учета индивидуальных особенностей его организма.


Режим питания при смешанном и искусственном вскармливании
При значительном снижении количества грудного молока режим кормления должен быть фиксированным во времени, как при искусственном вскармливании. Это связано с тем, что искусственные молочные смеси задерживаются в желудке ребенка несколько дольше, чем грудное молоко.


Для решения этого вопроса можно пользоваться ориентировочным методом определения количества молока у матери: взвешивание ребенка до и после кормления грудью не меньше трех раз в день в разное время. Используя полученный средний показатель, а также данные нижеприведенной таблицы, вы сможете определить приблизительное количество молочной смеси, которую необходимо прибавить малышу к каждому кормлению.


Здоровые дети при правильно организованном вскармливании уже в первые дни или недели жизни свободно переходят на 6-разовый режим питания, который сохраняется до 5 месяцев. После введения прикорма устанавливается режим с 5-разовым кормлением, который в норме продолжается до годичного возраста. Но некоторые дети уже с 10-11 месяцев отказываются от пятого кормления и устанавливают для себя 4-разовый режим питания.
Детское врачевание Отношения к козьему молоку существуют полярные: одни им брезгуют, а другие считают наилучшим лечебным средством - "панацеей" против всех болезней и идеальным заменителем женского молока для грудных детей.

Но когда козье молоко начинают рекомендовать как наилучший продукт для вскармливания грудных детей, здесь уже нужно остановиться и прислушаться к мнению официальной педиатрии.

Во-первых, нужно напомнить, что женское молоко - это "золотой стандарт" во вскармливании детей раннего возраста. Кроме того, состав и соотношение белков, жиров и углеводов грудного молока идеально подходят к потребностям организма ребенка и функциональным возможностям его пищеварительной системы. Само грудное молоко стерильно и постоянной температуры. Оно содержит целый ряд ферментов, которые помогают пищеварению, неспецифические и специфические факторы иммунной защиты, и не имеет антигенных свойств, то есть таких, которые аллергизируют организм.

Все молоко домашних животных по характеру белков разделяется на две больших группы: казеиновое (коровье, козье) и альбуминовое (кобылье, ослиное). Женское молоко относится к группе альбуминовых, то есть большинство его белков это альбумины (мелкодисперсные белки). В желудке ребенка под действием желудочного сока из альбуминового молока формируются нежные, мягкие хлопья, которые достаточно легко перевариваются. Казеиновое же молоко образует сгусток, который несовершенная пищеварительная система малыша не может качественно переварить.

По составу к женскому молоку ближе всего находиться ослиное молоко, которое также является альбуминовым, и по основным ингредиентам и количеству минеральных остатков, подобное женскому. Кстати, именно это молоко в прошлых веках в странах Западной Европы использовали для искусственного вскармливания грудных детей. Например, ослиным молоком вскармливали одного из детей Чарльза Дарвина.

Но не стоит забывать, что: качество заменителя женского молока для грудных детей оценивается не по низкому или высокому содержанию определенных веществ, а по максимальному приближению к женскому (материнскому) молоку.

Теперь что касается витаминного состава. Все познается в сравнении. Фантастически высокого содержания витаминов в козьем молоке нет, как утверждают его сторонники. Женское молоко попадает к ребенку в неизмененном виде, а молоко животных подлежит термической обработке (кипячению или пастеризации), которая разрушает большинство витаминов.

По мнению болгарских ученых, появление этой анемии обусловлено не только дефицитом фолиевой кислоты, но и токсическим действием капроновой, каприловой и капроловой кислот, которые содержатся в козьем молоке в большом количестве.

В питании детей крайне важно поддерживать определенное соотношение между кальцием и фосфором. Нарушение соотношения между этими минеральными веществами, особенно за счет увеличения кальция, приводит к нарушению их всасывания, что является основой возникновения патологических состояний. Наиболее оптимальны соотношения кальция к фосфору в рационе грудных детей 2:1. В козьем молоке это соотношение 1,2-1,3:1, в коровьем - 1,6:1.

Козье молоко рекомендуют пить детям дошкольного возраста и старше. Тогда можно не волноваться за возникновение негативных последствий, ведь дефицит определенных веществ будет компенсирован многообразием меню ваших детей.

Интересно, что параллельно с молоколечением Ф.И.Иноземцев назначал обтирание холодной водой. Большое значение уделял пребыванию на чистом воздухе, постельному режиму, полному покою, солнечным ваннам.

Следовательно, молоко (и не только козье) можно употреблять и как диетическое лечебное средство, как это делали в прошлом веке. Но если раньше особого выбора не было в лечебных средствах, то терапией выбора, конечно, могло быть и молоко. В наше время, при максимальном выборе разнообразных препаратов, которые есть в арсенале врачей, молоко занимает место только как диета. И необходимо помнить, что при отсутствии или уменьшении количества ферментов, которые принимают участие в переваривании молока, оно может только навредить: метеоризм и бродильные процессы в кишечнике в результате несварения могут привести к ухудшению состояния больного. А если ваш организм хорошо усваивает молоко, то пребывание на свежем сельском воздухе (потому что кто же будет лечиться молоком козы, которая пасется в городе, среди машин и заводов), покой, тишина, 1-2 стакана свежего молока (козьего или коровьего), и, главное, вера в его целебные свойства могут вылечить многих. Конечно, нужно помнить об элементарных правилах гигиены.

Критерием того, что хозяйка козы является аккуратной женщиной, должно быть отсутствие специфического запаха козьего молока. Запах этот обусловлен тем, что молоко вбирает в себя летучие жирные кислоты из накожного жира вымени животного. Если хозяйка перед доением хорошо моет вымя, запаха не будет.

Материал написан специально для сайта http://detckijvrach.ru/
Детское врачевание Приданое новорожденному следует готовить заранее.

Подготовка помещения Уголок ребенка Температура воздуха в комнате, где спит ребенок, должна быть для новорожденного 22-25 градусов; несколько раз в день необходимо проветривать комнату и делать влажную уборку.

Рекомендуемые размеры:

· До 25 кг (до 3х лет) - 120х60

· До 8 лет - 140х70

Хороша кроватка, у которой боковая стенка откидывается или опускается, это позволяет пеленать ребенка и ухаживать за ним не вынимая из кроватки.

Кроватку необходимо содержать в чистоте и периодически мыть.

Их можно использовать до 4 месяцев, пока ребенок не столь активен. Корзинка хорошо вентилируется, перемещается, однако в ней не совсем удобно ухаживать за ребенком. Поэтому, если вами используется люлька, необходим пеленальный столик, речь о котором пойдет далее.

Коляски удобны для ребенка и матери, но изготавливают их, в основном, из синтетических материалов, поэтому при долгом пребывании нарушается вентиляция ложа. Коляски с плетеной корзинкой, к сожалению, стали редкостью. Лучше высокая коляска, в нее попадает меньше пыли. На дно коляски кладется матрац, покрытый пеленкой. Его следует часто переворачивать, мыть. Подушка в коляске не нужна. Коляска предназначена для любой погоды (ветер, дождь, снег, солнце), поэтому у них есть специальные приспособления: складной тент, водонепроницаемый фартук, прозрачный опускающийся экран. Но пользоваться этими приспособлениями следует только для защиты ребенка от дождя или сильных порывов ветра. Неправильно поступают те родители, которые даже в солнечную погоду держат поднятым верх коляски, да еще занавешивают ее плотной кисеей или тюлем. Подобные занавески совершенно не нужны, так как мешают естественной циркуляции воздуха. Замечено, что легкий ветерок, касаясь личика спящего ребенка, вызывает у него более глубокое дыхание и крепкий сон.

Рюкзаки От 0 до 4-х месяцев : С жесткой спинкой и высоким подголовником, ребенок лицом к взрослому. Пребывание малыша в нем - максимум 45 минут за 1 раз.

От 4 до 6 месяцев : Спинка полужесткая, смотрит на улицу. Максимум 1,5 часа.

Должен быть жестким, так как мягкий под массой тела проминается, в результате образуется ямка, и позвоночник все время находится в вынужденном искривленном положении.

Подушка Одеяло При аллергии на шерсть теплое одеяло можно заменить детским синтепоном или детским акрилом. До 1 года 110х80, старше года 110х140.

· при температуре 24 градуса - только простынка

· 21 - простынка и одеяло

· 18 - простынка и двойное одеяло

Постельное белье Клеенка, которую вы кладете между пеленкой и простыней должна быть дышащая, не прорезиненная и иметь веревочки, для фиксации.

Игрушки Личное белье младенца 1. Распашонки хлопчатобумажные (можно трикотажные боди, с застежкой спереди) - 10

2. Распашонки байковые (комбинезончики) - 6

3. Пеленки тонкие и толстые - 10

4. Косынки или чепчики (теплые и холодные) - 4. Чепчик на голову в домашних условиях одевать не нужно, только после купания.

5. Шапочка теплая - 1

6. Ползунки - 5

7. Комбинезон легкий - 3

8. Одноразовые подгузники - с влагопоглощающим гелеобразующим материалом. Их следует менять не реже 5-6 раз в сутки и после каждого стула. Определить подходят данные подгузники вашему ребенку или нет можно через 3-5 дней их использования. Если нет следов раздражения на коже и следов сдавливания резинки, значит подгузники данной фирмы и их размер подходят малышу.

9. Костюм для прогулок - легкий и теплый - 3

10. Трусики, маечки, футболки - несколько комплектов (для старшего возраста)

11. Слюнявчики - 2

12. Фартук для кормления из полихлорвинила (не промокает) - 2

13. Носочки - 4 пары

14. Ботиночки (нельзя ношенные, только с жестким задником, супинатором, обязательно двойная застежка: шнурки и липучка, чтобы ребенок сам не снял и если расстегнет что-то одно, то другая застежка удержит ботинок на ноге и ребенок не упадет)

15. Варежки для самых маленьких без пальчиков ("антицарапальные"). Также следует надевать, когда у ребенка холодные ручки. Сейчас продаются комбинезоны для новорожденных с «закрытыми ручками».

16. Комбинезон для прогулок - 1

17. Спальный мешок или конверт - 1

Не допускайте, чтобы вашему малышу было слишком тепло или слишком холодно, когда он спит или бодрствует.

Дома, если в комнате тепло (22-25 градусов), малыш хорошо себя чувствует в легкой хлопчатобумажной кофточке и ползунках.

Одеяло для прогулки необходимо в осенне-зимний период и ранней весной, первые 2-3 месяца жизни, а потом ребенок хорошо себя чувствует в комбинезоне.

Предметы ухода Аптечка новорожденного: 1. Марганцовка

2. Стерильный и нестерильный бинт

3. Вата хлопчатобумажная стерильная

4. Зеленка

5. Перекись водорода 3%

6. Аспиратор для отсасывания слизи из носа

7. Клизма - 2-3 штуки (одна из них с отрезанной верхней частью может использоваться как газоотводная трубка)

8. Термометр для измерения температуры тела

9. Защитное детское молочко, крем

10. Детский шампунь

11. Гигиенические салфетки, пропитанные маслом

12. Присыпка

13. Детские ножницы

14. Парацетамол

1. Распашонка тонкая и теплая

2. 2 подгузника

3. ползунки или штанишки

4. 2 шапочки (теплая и холодная)

5. носочки

6. варежки

7. одеяло, конверт или комбинезон

«Радионяня» - радиус действия -100 метров вне зависимости от стен, может менять цвет, существуют камеры слежения за ребенком.

Бутылочка должна быть с широким горлышком, чтобы удобнее было насыпать смесь, вливать воду, мыть ершиком.

При переходе от сосания к глотанию, можно использовать поильник с заглушкой. С 4-х месяцев, пока нет зубов, можно использовать мягкий поильник. С 6 месяцев - из более твердого пластика, с 1-го года могут быть с трубочкой для коктейля.

Соски Материал:

1. Силикон (белые)

2. Латекс (желтые) - это сок гивеи, то есть натуральный каучук. Быстрее теряет форму, заселяется бактериями, бывает аллергия. В современных сосках есть ребра жесткости, поэтому они не слипаются при кипячении.

Линии у пустышки должны имитировать женскую грудь. По форме пустышки бывают дентальные, овальные, вишенкой. Пустышки бывают ночные (со светящимся кольцом) и дневные. По возрасту: 0-3, 3-6, старше 6 мес.

Даже если у мамы достаточное количество молока, сцеживание необходимо. Если молока много, можно сцеживать его излишки в специальные контейнеры для заморозки, для длительного хранения. Молокоотсосы бывают электрические и ручные.

Стерилизовать нужно бутылочку в том случае, если она соприкасается с молоком или молочной смесью. После чая или воды можно просто вымыть. Пустышки можно не стерилизовать, а поместить в кипяток на одну минуту.

1. Паровые стерилизаторы - пар 120-130 градусов очень хорошо обеззараживает. Длительность - 5-10 минут.

2. Холодная стерилизация на основе хлора. Безопасна, но запах хлора остается. Удобен как дачный вариант. Длительность - 40 минут.

Подогреватели Материал написан специально для сайта http://detckijvrach.ru/
Детское врачевание Прорезывание первых зубов - всегда важное событие в жизни малыша. Однако наступает оно у каждого маленького человечка в своё время, в среднем в возрасте от 3 месяцев до 1 года.

У каждого малыша свой собственный график развития, и это нормально. Некоторые дети рождаются, уже имея один зуб, а у других первый резец появляется только к году.

Первыми появляются резцы в центре нижней челюсти, затем прорезываются резцы в центре верхней челюсти. Потом к ним присоединяются 4 резца вверху и внизу, затем две пары верхних и нижних малых коренных зубов, 4 клыка сверху и снизу и, наконец, вторая пара малых коренных зубов.

Малыши переносят процесс прорезывания зубов по-разному, для кого-то он может быть довольно болезненным. Тогда у маленького поднимется температура, он будет хуже спать, начнет капризничать, появятся проблемы с кишечником (чаще всего - послабление), покраснеет кожа. Часто первым симптомом начавшегося движения зубов становится... насморк. В любом случае, если у малыша поднимется температура, и он начнет капризничать, нужно обратиться к врачу, который разберется в том, что происходит: режутся зубки или ребенок заболел (например, ОРВИ).

В наше время, чтобы помочь ребенку благополучно преодолеть этот период, можно дать малышу пожевать специальные мягкие кольца, которые нужно сначала немного подержать в холодильнике. Они снимают отек и успокаивают воспаление.

Жаропонижающие препараты должен назначить врач, поскольку их применение должно быть очень четко обосновано из-за возможного негативного влияния на слизистую желудка ребенка.

· препараты, содержащие только местные анестетики;

· средства, состоящие из экстрактов лекарственных растений;

· препараты, содержащие местные анестетики и лекарственные препараты.

Наиболее безопасными и в то же время эффективными препаратами для облегчения прорезывания зубов можно считать средства на основе растительных экстрактов. Чаще всего применяются экстракты ромашки и алтея. Многочисленными исследованиями доказано, что экстракт корня алтея обладает выраженными противовоспалительными и обезболивающими свойствами. Кроме того, экстракт корня алтея образует защитную пленку на слизистой оболочке десен, ускоряя тем самым процессы восстановления слизистой оболочки и защищая ее от раздражения. Экстракт ромашки, помимо выраженных противовоспалительных свойств, обладает обезболивающим и успокаивающим действием. Поскольку эти препараты не могут нанести вред здоровью ребенка, частота их использования не ограничена и их можно применять в сочетании с мягкими кольцами или делать периодический массаж десен, нанося препарат на палец.

Выбор средств, предназначенных для этого, остается за родителями.

В последние годы врачи рекомендуют начинать чистить десны младенцу с помощью намотанной на палец марли сразу же, как появляется первый зуб. Главное, чтобы процедура чистки доставляла ребенку удовольствие и напоминала игру. Приблизительно после года (когда у него прорежутся все резцы и пара коренных зубов) малышу можно начинать чистить зубы зубной щеткой. Приучайте ребенка самого участвовать в этом процессе постепенно, не заставляя, в основном в форме игры. (Очень важен в деле воспитания и личный пример.) Выберите короткую зубную щетку с двумя рядами щетины на маленькой головке с привлекательной формой и ярким цветом и чаще ее меняйте. Зубную пасту поначалу не используйте вовсе, однако постепенно начинайте понемногу намазывать специальную детскую пасту с мягким вкусом, тем более что детям обычно нравится ее запах и вкус и это способствует скорейшему привыканию к столь важной ежедневной процедуре.

Малыш грудного периода должен получать необходимое количество кальция (молоко, кефир, творог), витаминов (фруктовые, овощные соки, пюре).

· Сведите к минимуму употребление сахара малышом. Замените сладости фруктами и помните, что наибольший вред наносят зубам конфеты, которые долго находятся в полости рта и приклеиваются к зубам ("ириски", леденцы). И вообще, первые 1-2 года не давайте малышу такие сладости.

· После каждого кормления предложите малышу выпить воды. Этим вы, так сказать, "убьете двух зайцев", потому что предупредите появление и молочницы ротовой полости, и кариеса.

Материал написан специально для сайта http://detckijvrach.ru/
Детское врачевание Соки В детском питании используются как свежеприготовленные, так и консервированные соки промышленного производства. Соки начинают давать малышам с 3-4 месячного возраста, сначала однокомпонентные, индифферентного вкуса - не очень сладкие или кислые. К таким сокам принадлежат яблочный, грушевый, персиковый, абрикосовый, малиновый, морковный. Детям, склонным к аллергическим реакциям, соки наполовину разводят водой.

Двух и многокомпонентные соки, а также соки с мякотью рекомендуется употреблять малышам более старшего возраста - во втором полугодии и после года.

Фруктовые и овощные пюре Кроме того, использование измельченного (гомогенизируемого) пюре способствует постепенному привыканию ребенка к еде другой консистенции, которая потом облегчает введение более густого прикорма.

За последние годы ассортимент фруктовых и овощных пюре промышленного производства значительно расширился, появились комбинированные виды: фруктово-молочные (со сливками), фруктово-сырные, фруктово-злаковые, а также овощно-мясные и рыбные пюре. Комбинированные пюре характеризуются достаточно высокой пищевой ценностью и калорийностью, хорошими вкусовыми качествами. Они значительно расширяют возможности организации полноценного питания в период введения прикорма.

В домашних условиях блюда прикорма из мяса и рыбы готовить нелегко, поэтому на помощь приходят консервированные продукты промышленного производства. Выпускаются мясные и мясные с растительным компонентом консервы. Основу мясных консервов составляют телятина, кроличье мясо, курятина, индюшиное мясо, нежирная свинина, а также субпродукты. Как растительную основу применяют самые разнообразные овощи в разных сочетаниях с добавлением крупы, приправ из зелени, а также растительного масла.

Для приготовления рыбных консервов используют как океанские сорта рыб (хек, минтай, лосось), так и речные (судак, щука, карп) и разнообразные овощи. Из мяса и рыбы для малышей 8-9 месячного возраста готовят гомогенизируемое пюре, для детей 10-12 месячного возраста - консервы с мелкими частицами продукта. Эти пюре имеют достаточно высокую пищевую ценность и калорийность. Они являются хорошим источником полноценных белков, жиров, углеводов, минеральных солей, микроэлементов (включая железо), а также витаминов. В некоторые овощно-мясные и рыбно-овощные пюре добавляют грибы, что повышает пищевую ценность этого блюда и добавляет пикантный вкус.

В последние годы все большей популярностью пользуются сухие молочно-крупяные и крупяные каши. Их готовят по новым рецептурам и технологиям с использованием традиционных для детского питания компонентов: муки из круп - рис, гречка, пшеница, овес (в некоторых кашах - соя, кукуруза), сухого молока (или без молока), с добавлением сахара, натуральных фруктовых порошков (яблоко, груша, абрикос, банан, малина, апельсин), фруктовых ароматизаторов и витамина С. В некоторых кашах используется также добавка растительного масла как источника полиненасыщенных жирных кислот. С целью профилактики анемии иногда к каше добавляется железо.

По технологии приготовления все сухие каши разделяются на два основных вида: инстантные, то есть те, которые быстро готовятся без кипячения и те, которые перед употреблением нужно варить.

Кроме того, в ассортименте каш молочные и безмолочные, одно, двух и многокомпонентные (ассорти), а также каши с натуральными фруктовыми добавками. Такой широкий ассортимент каш рассчитан на разнообразие потребителей - здоровых детей и малышей с теми или другими нарушениями здоровья. Например, безмолочные каши, в том числе каши на основе соевого белка, рекомендуются детям с аллергией на коровье молоко и некоторые крупы, а малышам с непереносимостью глютена (клейковины) показаны каши из риса и гречки. Детям, которые не могут употреблять молочный сахар (лактозу), также рекомендуется каша без молока. Каши распределяются и по возрасту детей: более сложные и необычные по составу рекомендуются малышам со второго полугодия и более старшего возраста. Например: молочная каша с печеньем и бисквитом - с 6 месяцев, молочная каша "Мюсли" - с 8 месяцев.

Материал написан специально для сайта http://detckijvrach.ru/
Loading...