ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НОВОСТИ
бронхит у ребенка
Бронхит - воспалительное поражение трахеобронхиального дерева, обусловленное раздражением бронхов различными вредными факторами, в результате чего происходит нарушение слизеобразования и функции бронхов, которое проявляется кашлем, отделением мокроты. Бронхит у ребенка считается хроническим, если заболевание продолжается на протяжении не менее трех месяцев в течение более двух лет подряд. При первичном бронхите процесс начинается и заканчивается в бронхах, при вторичном - является осложнением других заболеваний.
Классификация бронхитов у детей (Рачинский С. В., 1978 г.)
Генез
Первичный
Вторичный
Форма
Острый
Затяжной
Рецидивирующий
Хронический
Причины<!--more--> заболевания
Вирусный
Бактериальный
Аллергический (астматический)
Вследствие воздействия физических или химических факторов
Локализация
Локальный
Односторонний
Диффузный
Характер воспалительного процесса
Катаральный
Гнойный
Катарально-гнойный
Фибринозно-некротический
Характер нарушений проходимости бронхов
Бронхоспазм
Отек слизистой
Гиперсекреция
Гипертрофия слизистой оболочки
Деформация бронхов
Заболевание возникает в результате поражения бронхов вирусной (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, респираторно-синтециальные вирусы, вирусы кори, коклюша) или бактериальной инфекцией (стрептококки, стафилококки, пневмококки и др.), воздействия физических и химических факторов (сухой, горячий, холодный воздух, сернистый газ, окислы азота и др.). Кроме того, на детей может воздействовать пассивное и активное курение, алкоголь и др. Для бронхита у ребенка характерны нарушения бронхиальной проходимости отечно-воспалительного характера, кровенаполнение и набухание слизистой оболочки, в просвете бронхов отмечаются дегенеративные изменения реснитчатого эпителия. В тяжелых случаях процесс захватывает, кроме слизистой оболочки, глубокие слои стенок бронхов. При бронхите у детей нарушается самоочищение бронхов и происходит скопление мокроты в дыхательных путях. Скопление секрета вызывает кашель, который способствует очищению бронхов. Таким образом, основные симптомы - это кашель и появление мокроты.
Клиническая картина острого бронхита зависит от этиологии. Очень часто заболевание развивается на фоне острой респираторной вирусной инфекции. При остром бронхите имеет место острое начало. Заболевание начинается остро с повышения температуры. Часто кашель развивается ночью, чаще он сухой, на 3-4-й день становится влажным. Ребенок предъявляет жалобы на головную боль, общее недомогание, снижение аппетита, навязчивый сухой кашель. Через несколько дней кашель становится влажным, возможно откашливание. В легких прослушиваются жесткое дыхание, влажные хрипы среднепузырчатые. Их количество при откашливании уменьшается. К 6-8-му дню кашель уменьшается, хрипы в легких исчезают. Иногда бронхит возникает не сразу вместе с острыми респираторными заболеваниями, а в более поздние сроки. Этот процесс появляется при присоединении бактериальной микрофлоры, проявляется ухудшением состояния, может быть повторное повышение температуры тела, усиление кашля, появляются сухие хрипы в легких. Очень часто у грудных и новорожденных детей бронхит может осложняться пневмонией. Дыхательная недостаточность при бронхите не отмечается. При исследовании периферической крови наблюдается небольшой лейкоцитоз или лейкопения. Рентгенологически отмечается усиление легочного рисунка, особенно в прикорневых и нижнемедиальных зонах.
Острый обструктивный бронхит
Острый обструктивный бронхит у ребенка (спастический бронхит) является разновидностью острого бронхита. Характерным для этого бронхита является появление спазмов гладкой мускулатуры бронхов, поражение бронхов более крупного калибра на фоне воспаления слизистой; отмечается учащение дыхания; в легких обнаруживаются сухие свистящие хрипы; на высоте обструкции бронхов ребенок беспокоен, раздражителен. Если он уже сидит, старается садиться с опорой на руки; в акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура, раздуваются крылья носа, втягивается область эпигастрия и межреберные промежутки; может появляться цианоз носо-губного треугольника. Чем младше ребенок, тем чаще выслушиваются среднепузырчатые хрипы при растяжении процесса, которые возникают за счет гиперсекреции в бронхах; иногда хрипы выслушиваются на расстоянии.
Диагностика
Для диагностики аллергического обструктивного бронхита имеют значение анамнез, клинические симптомы, данные рентгенологического обследования. Обычно выздоровление наступает через 7-10 дней, но могут возникнуть осложнения в виде бронхиолита.
Лечение бронхита у детей
В легких случаях проводится амбулаторное лечение. Помещение, где находится больной, должно хорошо аэрироваться. Из симптоматической терапии применяются препараты, разжижающие мокроту. Эффективны ингаляции натрия гидрокарбоната 2-3 раза в день. Назначается мукалтин по 1или более таблетке 3 раза в день, отвар или сироп алтейный по 1 чайной, десертной ложке в зависимости от возраста 2-3 раза в день, настой травы термопсиса по 1 ч. л. 3 раза в день, бромгексин. Назначаются отвлекающие средства - горчичники, банки, горячие ножные ванны. Для купирования бронхоспазма назначают эуфиллин 2- 4 мг/кг внутривенно, только в условиях стационара под контролем ЭКГ. Против аллергического компонента назначается постуральный дренаж. Для этого ребенок находится на животе с опущенным головным концом кровати и совершает активные каш-левые движения в течение 10-15 мин 2-3 раза в день.
Из физиотерапевтических применяются методы, обладающие противовоспалительным эффектом:
1) парафиновые или грязевые аппликации на область груди и межлопаточное пространство;
2) УФО грудной клетки;
3) индуктометрия на межлопаточную область;
4) «соллюкс» на грудную клетку;
5) аэронизация гидроионизатором дыхательных путей лекарственными растворами антибиотиков, новокаина, ромашки и др.;
6) электрофорез кальция на грудную клетку.
В первые 7-10 дней больным рекомендуются массаж грудной клетки, статические, а затем динамические дыхательные упражнения. Через месяц после выздоровления проводится закаливание организма для профилактики бронхита в будущем. Санаторно-курортное лечение проводится в местных загородных санаториях, санаториях в лесных и приморских зонах. Прогноз неосложненного бронхита благоприятный - выздоровление.
Бронхиолит
Заболевание часто возникает у детей первого года жизни. Чаще всего возбудителем являются вирусная, респираторно-сентициальная, аденовирусная инфекции, вирус гриппа, микоплазма пневмонии. У части детей, перенесших бронхиолит, в дальнейшем регистрируются явления бронхоспазма или развивается бронхиальная астма. При бронхиолите происходит поражение бронхиол, вследствие чего повышается секреция, возникает обструкция мелких бронхов и бронхиол на фоне бронхоспазма. Нарушение проходимости бронхиол приводит к нарушениям газообмена и гемодинамики.
Заболевание начинается остро. Повышается температура тела, ухудшается общее состояние, появляется приступообразный кашель. В клинике начинают превалировать явления дыхательной недостаточности, появляется цианоз носогубного треугольника, раздувание крыльев носа, втяжение межреберных промежутков, выраженная экспираторная одышка до 60-80 дыхательных движений в мин. Во время кашля отмечается скудная мокрота. На фоне ослабленного дыхания, на вдохе и на выдохе прослушиваются мелко-, средне- и крупнопузырчатые хрипы. В некоторых случаях влажные хрипы исчезают и появляются сухие, свистящие. Обычно резко нарастает интоксикация. Возникают потеря воды из-за рвоты, эксикоз - при тяжелом течении. Со стороны крови определяется лимфопения.
Лечение бронхиолита
При подозрении на бактериальные осложнения назначаются антибиотики в возрастной дозировке, интерферон, инфузионная терапия в связи с развившимся токсикозом, внутривенно назначается эуфиллин 2,4%-ный в возрастной дозировке, ингаляции 2%-ного раствора гидрокарбоната, антигистаминные препараты, глюкокортикоиды, оксигенотерапия.
кашель у ребенка
кашель у ребенка
Кашель — один из самых частых патологических процессов, встречающихся у детей. Это симптом, сопутствующий очень многим детским заболеваниям — острым респираторным инфекциям, бронхитам, коклюшу. Он может быть следствием aаллергии или инородного тела в дыхательных путях, проявлением нервного расстройства и т. д.
Кашель — нормальное физиологическое явление, защитная реакция организма, рассчитанная на удаление инородных частиц (пыли, бактерий, пыльцы, копоти и др.), попадающих в дыхательные пути из воздуха. Механизм кашлевого толчка запускается при раздражении нервных окончаний в слизистой оболочке органов дыхания (носоглотки, трахеи, гортани, бронхов). Сигнал о раздражении идет в головной мозг, в центр кашля, откуда к мышцам гортани, бронхов, грудной клетки, брюшной стенки поступает приказ о сокращении и начинается кашель.
В слизистой оболочке дыхательных путей постоянно образуется мокрота — секрет, способствующий удалению отмерших клеток, бактерий и других включений. При патологии может выделяться достаточно большое количество мокроты или, наоборот, мало. В зависимости от наличия мокроты во время кашля различают сухой и влажный кашель.
Сухой или непродуктивный кашель не сопровождается отхождением мокроты, поскольку слизистая оболочка дыхательных путей ее не вырабатывает. Для влажного или продуктивного кашля свойственно отделение мокроты, причем ее количество может быть разным: от небольшого, скудного, до обильного отхождения «полным ртом». Сухой и влажный кашель можно различить по звуку. При влажном кашле слышно характерное «бульканье». Маленький ребенок после откашливания проглатывает мокроту, вместо того, чтобы ее выплюнуть. Поэтому нужно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы понять, отходит ли у него во время кашля мокрота.
В зависимости от патологического процесса меняется характер кашля. Он может быть постоянным (периодическое покашливание), например при или аденоидах. Или протекать в форме приступов, сопровождаться залпами кашля (при коклюше и паракоклюше). Грубый, «лающий» кашель характерен для , а сопровождающийся затрудненным свистящим выдохом — для обструктивного бронхита.
Основные причины кашля у детей

Заболевания носоглотки (, , , фарингит).
ОРЗ — острое воспаление органов дыхания вирусной, бактериальной и грибковой природы:
гортани (ларингит);
трахеи (трахеит);
бронхов (бронхит);
легких ().
Аллергические заболевания (аллергический или обструктивный , аллергический трахеит, аллергический ларингит, бронхиальная астма)
Детские инфекции:
Коклюш у детей;
корь.
Туберкулез.
Инородное тело в дыхательных путях.
Муковисцидоз.
Пороки развития органов дыхания (недоразвитие легкого, врожденное расширение трахеи и бронхов).
Нервное расстройство.
Причиной кашля у ребенка может быть излишне сухой воздух в квартире. Часто такое встречается зимой, когда в квартире сильно топят. Средством борьбы с таким кашлем является увлажнение воздуха. Вы можете повесить на батареи центрального отопления в комнате, где спит малыш, мокрые полотенца, простыни, тряпки, а также сушить на них выстиранное белье. В настоящее время существуют увлажнители воздуха промышленного производства. Кроме того, не забывайте чаще поить ребенка.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Круп у детей. Лечение ложного крупа у детей
Круп у детей. Лечение ложного крупа у детей
Острое инфекционно-аллергическое заболевание гортани и трахеи, сопровождающееся сужением их просвета и развитием острой дыхательной недостаточности. На фоне воспаления происходит сужение просвета гортани (стеноз) и как следствие — резкое затруднение дыхания. Чаще круп развивается во время ОРВИ или другой инфекции, сопровождающейся воспалением гортани, ларингитом. Иногда круп является первым признаком начавшегося заболевания.
Причины и условия возникновения крупа
Причиной развития крупа обычно является инфекционно-воспалительный процесс в гортани, вызванный вирусами парагриппа, PC-вирусом, аденовирусом, а также вирусом гриппа, кори.
Головная боль у детей. Причины и лечение головной боли
Головная боль у детей. Причины и лечение головной боли
Жалоба на головную боль — одна из самых распространенных у детей.

Симптом возникает вследствие раздражения болевых рецепторов сосудов и оболочек мозга, мышц, слизистых оболочек, а также нервов лица или шеи. В ткани мозга болевых рецепторов нет, поэтому мозг «болеть» не может. Головная боль у ребенка возникает по самым разным поводам, а вызвавших ее причин одновременно может несколько.

Частые причины головной боли у ребенка


Сосудистая головная боль.
.
Воспаление сосудов мозга.
Врожденные пороки развития сосудов мозга.
Повышение или снижение внутричерепного давления.
Токсическое поражение головного мозга.
Интоксикация при острых (
, грипп, корь, и т. д.) и хронических (хронические заболевания почек, печени и др.) болезнях.
лекарствами, химическими веществами, алкоголем, угарным газом и др.
Черепно-мозговые травмы (сотрясение или ушиб, головного мозга,
костей черепа и др.).
, эпилепсия.
Воспаление мозговых оболочек (менингит, арахноидит).
Заболевания ЛОР-органов (
, , и др.) и глаз.
Боли, связанные с напряжением (головные боли напряжения, напряжение глазных мышц при близорукости) и воспалением мышц (миозит).
Невриты (воспаления нервов) лицевого и тройничного нервов.
Различные процессы в головном мозге, давящие на мозг объемом (опухоли, кисты, абсцессы) или увеличивающие объем мозга (энцефалит).
Некоторые пороки сердца и заболевания крови.
Деформации костей черепа и шейного отдела позвоночника (экзостозы — костные выросты, остеохондроз шейного отдела позвоночника и др.).
Неврозы и другие причины.

Клинические проявления головной боли


Головная боль может быть давящей, ноющей, пульсирующей, распирающей или сжимающей, возникать по утрам, во второй половине дня или после сна. Локализуется в различных отделах, бывает односторонней (болит левая или правая половина головы). Она может зависеть от положения тела или головы, сопровождаться тошнотой, рвотой, и другими неприятными симптомами. Головная боль нередко провоцируется различными внешними факторами: эмоциональным напряжением, физической нагрузкой, переменой погоды, вдыханием резких запахов или прослушиванием громкой музыки. Внимательные родители обычно замечают особенности возникновения и течения головной боли у ребенка, что очень помогает врачу в постановке правильного диагноза.

Сосудистая головная боль при синдроме вегетативной дисфункции


К головной боли приводят различные изменения сосудов мозга: спазмы, растяжение за счет усиленного притока крови к мозгу или плохого ее оттока. Сосудистые изменения у детей чаще всего связаны с нарушениями регуляции вегетативной нервной системы, отдела, отвечающего за работу внутренних органов (сердца, кишечника, желудка, легких, различных желез и т. д.) и в том числе за сосудистый тонус. Дети с вегетативной дисфункцией склонны к повышению или снижению: . Иногда тонус сосудов у ребенка нестабилен, может то повышаться, то снижаться. Важно понимать, что при вегетативной дисфункции структура и анатомия сосудов не изменена, страдают лишь механизмы, регулирующие их тонус.

Причинами вегетативной дисфункции могут быть травмы и повреждения головного мозга (перинатальная энцефалопатия, сотрясение головного мозга, опухоли, токсические поражения и др.), различные заболевания (болезни почек, сердца, печени, сахарный диабет, психические расстройства и др.). Большую роль играет наследственный фактор. Предрасполагают к развитию вегетативной дисфункции особенности телосложения и психологической организации личности (высокая тревожность, страхи, склонность к ипохондрии, депрессии), стрессы, нарушения
, переутомление, сниженная физическая активность, неблагоприятная эмоционально-психологическая обстановка в семье или школе.

Дети с гипотонией, снижением артериального давления, обычно страдают пульсирующими или тупыми, давящими головными болями, а дети с гипертензией, повышением артериального давления, — распирающими или давящими, сопровождающимися тошнотой и головокружением. Для детей с нарушением венозного оттока из полсти черепа характерны утренние головные боли и метеочувствительность (реакции на перемены погоды).

Помимо головных болей и изменения артериального давления вегетативную дисфункцию сопровождают нарушения в работе самых разных органов и систем (дыхательные, желудочно-кишечные расстройства, нарушение мочеиспускания и терморегуляции и др.). Типичные симптомы: чувство нехватки воздуха, зевота, внезапные глубокие вдохи, боли в области сердца, ощущение сердцебиения, тошнота, отсутствие аппетита, изжога, рвота,
, или , икота, частые мочеиспускания малыми порциями или, наоборот, редкие большими порциями, термоневроз. У детей нередко возникают слабость, вялость, расстройства сна, может снижаться школьная успеваемость, способность к обучению. Характерны различные эмоциональные расстройства: беспричинная тревога, страхи и внутренняя напряженность; истерические всплески и апатия, плаксивость, склонность к депрессии, ипохондрия. Нередко у таких детей все время что-то болит: то в левом боку заколет, то в правом, то сердце прихватит, то голова закружится. Однако при обследовании никакой серьезной органической патологии органов не обнаруживается.

Лечение вегетативной дистонии комплексное, оно включает в себя налаживание режима (, прогулки, умеренные физические нагрузки, полноценное питание и др.), создание благоприятной психологической обстановки в семье и школе, медикаментозное лечение,
, массаж, физиотерапию (электрофорез, электросон, солярий, ванны, душ Шарко, циркулярный душ, парафиновые или озокеритовые аппликации на шейную область и др.), психотерапию, аутотренинг, лечение гипнозом и др. Медикаментозное лечение подбирают в соответствии с вариантом течения вегетативной дистонии, характером симптомов и индивидуальных особенностей ребенка. Назначаются успокаивающие средства (пустырник, валериана, персен и др.), препараты, нормализующие артериальное давление, витамины (нейромультивит, бенфогамма, алвитил, алфаВИТ), ноотропные препараты, улучшающие обменные процессы в головном мозге (ноотропил, пантогам, пирацетам, фенибут, энцефабол, аминалон и др.), средства, улучшающие кровообращение мозга (оксибрал, кавинтон, циннаризин, танакан и др.).

Широко используется фитотерапия. Ребенок с вегетативной дистонией наблюдается и лечится у педиатра, невролога, кардиолога.


Повышение или снижение внутричерепного давления


В толще головного мозга человека расположены тонкие щелевидные полости — желудочки мозга. Желудочки и пространство между черепной коробкой и мозгом сообщаются между собой системой отверстий и заполнены спинномозговой жидкостью (ликвором). Ликвор вырабатывается клетками мозга, свободно циркулирует по полостям и создает определенное постоянное давление в полости черепа. Это и есть внутричерепное давление. Различные патологические состояния (воспалительные процессы в мозге и его оболочках, травмы, опухоли, кисты, врожденные пороки развития мозга, сосудистые заболевания) изменяют давление ликвора на мозг.

Внутричерепная гипертензия — повышение внутричерепного давления. Объем жидкости увеличивается и оказывает давление на болевые рецепторы оболочек и сосудов мозга. При этом характерна распирающая боль, ощущающаяся в глубине головы. Симптом может меняться от положения тела (усиливаться или проходить при перемене позы, сгибании шеи), часто сопровождается рвотой. При значительном повышении внутричерепного давления возникают судороги. У грудных малышей открыты большой родничок и швы черепа. Внутричерепная гипертензия у них может сопровождаться увеличением, выбуханием и пульсацией большого родничка, расхождением швов черепа, быстрым увеличением объема головы. Грудные дети с повышенным внутричерепным давлением обычно беспокойны, плохо спят, сильно срыгивают. Умеренная внутричерепная гипертензия, даже если и начинается в раннем возрасте, не отражается на интеллектуальных способностях ребенка, умственная отсталость у них редка и обычно связана с какими-нибудь сопутствующими заболеваниями.

При повышении внутричерепного давления головную боль купируют мочегонными препаратами (диакарбом, триампуром, глицерином и др.). В случае прогрессирования болезни, приводящего к значительному расширению желудочков мозга, представляющего серьезную угрозу для психического и двигательного развития ребенка, выполняют хирургическую операцию. Полость черепа соединяют с сердцем или брюшной полостью трубочкой (шунтом), по которой удаляется лишняя жидкость.

Внутричерепная гипотензия — снижение внутричерепного давления — встречается сравнительно реже. За счет уменьшения жидкости в полостях мозга сосуды и оболочки мозга натягиваются, и их растяжение приводит к головной боли. Обычно боль проходит при простом сгибании шеи и в положении лежа.

Ребенок с изменениями внутричерепного давления наблюдается и лечится у невропатолога.


Головная боль при инфекционных заболеваниях


Инфекционные заболевания, в том числе большинство ОРВИ, начинаются именно с головной боли. Ее причиной является интоксикация — отравление организма токсическими веществами, образующимися в результате жизнедеятельности микробов и вирусов. Вместе с головной болью при интоксикации возникают слабость, сонливость, ухудшение самочувствия, снижение или отсутствие аппетита и другие симптомы. Головная боль при инфекции обычно сопряжена с повышением температуры, поэтому, если у ребенка внезапно заболела голова, измерьте ему температуру, возможно, он просто заболел.


Головная боль напряжения


Распространена у школьников. Причиной головной боли служит напряжение мышц головы и шеи во время сосредоточенной физической, интеллектуальной или эмоциональной работы. Обычно локализуется в лобной и затылочной областях, проходит после отдыха и расслабления мышц. При длительном неправильном положении головы по отношению к телу затрудняется кровообращение головного мозга, пережимаются нервные окончания. Поэтому возникновению головной боли часто способствует неверная посадка школьника за столом. При необходимости пристально вглядываться происходит напряжение глазных мышц у детей с плохим зрением, если они ходят без очков или очки им не подходят. Глаза могут уставать и у ребенка с нормальным зрением в результате  многочасового пребывания перед монитором компьютера или экраном телевизора.

Головную боль напряжения можно расценивать как нездоровую привычку, которую можно устранить, обучив ребенка приемам расслабления мышц. Прежде всего необходимо ликвидировать вредные воздействия (добиться хорошей осанки, правильно подобрать очки, смотреть телевизор не более часа в день, отдыхать и др.). Целенаправленное лечение состоит из гимнастики и расслабляющих процедур (массажа, аутотренинга, иглорефлексотерапии, физиотерапии и др.).


Мигрень


Головная боль при мигрени появляется в результате расширения и пульсирующих колебаний кровеносных сосудов мозга. Склонность сосудов к внезапному изменению тонуса передается по наследству. Клинически мигрень проявляется как приступы (пароксизмы) сильнейших головных болей, обычно односторонних (болит правая или левая половина головы). Между приступами ребенок чувствует себя хорошо, его состояние удовлетворительное.

Внимательные родители и взрослые дети умеют различать предстоящий приступ мигрени: у ребенка снижается настроение, внимание, работоспособность, появляются сонливость; жажда, снижается аппетит. Непосредственно перед приступом типично появление ауры. Это быстро проходящие зрительные, чувствительные или обонятельные ощущения (искры, мелькания, «шашечки», зигзаги перед глазами, выпадение поля зрения, чувство онемения в кончиках пальцев и лице, различные запахи и другие). За аурой следует приступ сильнейшей пульсирующей (как будто в голове стучит пульс) головной боли, которую не снимают никакие обезболивающие лекарства. Особенность детской мигрени в том, что приступы редко носят односторонний характер, как обычно встречается у взрослых. Как правило, у детей боль двусторонняя. На пике приступа может быть рвота, после нее наступает облегчение и ребенок засыпает. Продолжительность приступа от 15 минут до 2 часов, частота возникновения индивидуальна. Лечением мигрени занимается невропатолог.


Головная боль при менингите


Головная боль может быть вызвана воспалением мозговых оболочек инфекционными агентами: менингококком и другими бактериями, вирусами (паротита, клещевого энцефалита, полиомиелита и др.), грибами (кандида). При менингите возникает сильнейшая головная боль, усиливающаяся при перемене положения тела и при любом внешнем раздражении (ярком свете, громких звуках, прикосновении). Сопровождается рвотой, светобоязнью, повышенной чувствительностью кожи. Характерно определенное положение больного в постели, так называемая «поза легавой собаки»: ребенок лежит на боку с запрокинутой головой и вытянутым туловищем, живот втянут, руки прижаты к груди, ноги согнуты и прижаты к животу. Попытка согнуть голову больного и прижать ее к груди невозможна из-за резкого напряжения мышц. Менингит также сопровождается специфическими неврологическими симптомами, которые находит врач при осмотре. Лечение менингита проводится в стационаре в связи с тяжелым состоянием ребенка, серьезно угрожающем его жизни и здоровью.


Воспаление тройничного нерва


Тройничный нерв отвечает за чувствительность лица. Причиной его воспаления (неврита) могут быть переохлаждение, травма и инфекция (часто — вирус ). Клинически проявляется приступами жестоких болей в области щеки, челюстей, головы, может имитировать зубную боль. Иногда сопровождается слёзо- и слюнотечением. При возникновении подобных симптомов у ребенка необходимо обратиться к невропатологу.


Лечение головной боли у ребенка


Лечение головной боли зависит от вызвавшей ее причины. При сильных головных болях применяют обезболивающие препараты: Парацетамол, Эфералган, Нурофен, Ибуфен и др. Из дополнительных «домашних» средств можно порекомендовать следующие рецепты.


Успокаивающим действием обладают трава мяты, душицы и мелиссы. Их можно заваривать отдельно или добавлять в чай.
Рецепт. Одну ст. л. смеси перечной мяты, душицы и кипрея заварить 0,5 л кипятка, настоять, укутав, 30 минут, процедить. Принимать по 1/2-1 стакану несколько раз в день во время головной боли.
Хорошо тонизирует и снимает головную боль при усталости черный и зеленый чай.
При головной боли во время простуды хорошо помогает ментоловое масло. Нужно смазать им лоб, виски, кожу за ушами и затылок.
Рецепты при мигренеподобной головной боли. Смешать 6 частей семян укропа, по 3 части травы донника и цветков пижмы, 4 части травы мелиссы. 2 ст. л. сбора залить в термосе 0,5 литра кипятка, настоять 1-1,5 часа, процедить и пить по 1 /4-1/2 стакана 3-4 раза в день. Можно добавить мед.
Смешать по 4 части корней валерианы, семян укропа, по 3 части цветков пижмы и липы, травы репешка и мелиссы. Рецепт приготовления и прием как в предыдущем случае.

Информация подготовлена специально для сайта
http://detckijvrach.ru C.Карпа
Гайморит у ребенка: профилактика, симптомы и лечение
Гайморит — это воспаление гайморовых пазух носа. Гайморовы (или верхнечелюстные) пазухи представляют собой полость, где есть только один выход во внешнюю среду. Это отверстие, соединяющее их с полостью носа. В нормальных условиях гайморовы пазухи проветриваются, воздух в них свободно циркулирует и не дает размножаться там микробам.

Причины развития гайморита

ОРВИ. Гайморит чаще всего является осложнением , сопровождающейся . В пазухи попадает инфекция из носоглотки. Неправильное или несвоевременное лечение насморка может привести к гаймориту.
Хронические инфекции носоглотки. Поставщиками инфекции в гайморовы пазухи также могут явиться хронические воспалительные процессы в носоглотке (хронический
, аденоидит, аденотонзиллит, хронический насморк), Они — постоянный источник микробов, близко расположенный к гайморовым пазухам.
Затрудненное носовое дыхание. В закрытых полостях прекрасно размножаются микробы. Поэтому любой процесс в носу, способствующий закупорке прохода в полость носа из гайморовой пазухи чреват ее воспалением. Это любая ситуация затруднения носового дыхания: острый, хронический или аллергический насморк,
, искривление носовой перегородки, полипы в носу и т. д.
Больные зубы. Гайморова пазуха расположена близко к верхним коренным зубам, их отделяет тонкая костная прослойка. Воспаление в зубе может распространиться в гайморову пазуху и вызвать гайморит.
Травмы. Травматические поражения пазух, например, при переломе костей лица или носа.
Аллергия и нарушение вегетативной нервной системы.
могут быть аллергические или вызываться расстройствами вегетативной нервной системы. (По аналогии с вазомоторным ).
Переохлаждение и снижение иммунитета. Любые хронические заболевания ослабляют
, а хроническое воспаление в каком-либо органе способствует распространению инфекции по всему организму через кровь. В том числе она может попасть и в гайморовы пазухи, вызвать гайморит.

Клинические проявления гайморита

Течение гайморита может быть острое и хроническое. Острый гайморит появляется как осложнение ОРВИ или другого респираторного заболевания, сопровождающегося насморком. Хронический — протекает с периодами обострений и относительного благополучия.
Острый гайморит или обострение хронического гайморита имеют следующие признаки:

Затруднение носового дыхания (заложен нос). Голос приобретает гнусавый оттенок. Отмечается снижение обоняния. Насморк. Не постоянный признак, но в большинстве случаев у ребенка имеется слизистое (прозрачное) или гнойное (желтое, зеленое) отделяемое из носа. Слизисто-гнойное отделяемое плохо отсмаркивается, насыхает корками, часто имеет неприятный запах. Неприятные ощущения или боль в области носа, около носа, под глазом. Иногда в этой области может быть припухлость. Менее выражены боли утром, нарастают — к вечеру. Порой ребенок не может указать конкретное место локализации боли, у него просто болит голова (чаще бывает в далеко зашедших случаях, при хроническом течении). Процесс может наблюдаться с одной стороны (тогда боли будут только с одной стороны) или быть двусторонним. Повышение
тела до 38 °С и выше. Как правило, этот симптом наблюдается при остром гайморите. Плохое самочувствие, утомляемость, слабость, снижение аппетита, нарушение сна.

Если у вашего ребенка появились эти симптомы, необходимо посетить отоларинголога. Для подтверждения диагноза врач назначит рентгеновский снимок придаточных пазух носа.

Хронический гайморит

В некоторых случаях острый гайморит заканчивается не выздоровлением, а переходом в хроническую форму.
Причины развития хронического гайморита: .

Острый гайморит неправильно лечился. Имеются препятствия оттока из пазухи (аденоиды, искривления носовой перегородки и др.). Обострения хронического гайморита протекают так же, как и острый гайморит, но симптомы менее выражены. Температура редко поднимается до высоких цифр, боль тупая, изнуряющая, чаще проявляется головной болью. Выделения из носа при хроническом гайморите могут быть различного вида, цвета и качества. Во время обострения они обильные, а при затихании процесса — скудные.

Осложнения хронического гайморита:

Образование кист, гранулем, полипов. Образование в гайморовой пазухе холестеатомы (доброкачественная эпителиальная опухоль). Разрастаясь, холестеатома может разрушать костные стенки гайморовой пазухи.

Аллергический гайморит

Это заболевание может сопутствовать аллергическому насморку. Аллергический гайморит имеет свои особенности:
—  наличие у ребенка других аллергических заболеваний;
—  отсутствие температуры;
—  насморк с обильным, жидким, прозрачным отделяемым из носа;
появляется во время обострения процесса или при затруднении оттока содержимого из пазухи.

Лечение гайморита у детей

Лечение гайморита у детей проводит врач-отоларинголог в поликлинике или в больнице, в зависимости от тяжести течения и наличия осложнений. Обычно ЛОР-врач назначает промывание пазух, а в случае упорного течения болезни — дополнительно проколы пазух через нос. Медикаментозное лечение, физиопроцедуры и другие методы лечения гайморита не отличаются от лечения синусита. Полный курс лечения острого гайморита занимает от двух недель до двух месяцев.

Профилактика гайморита

Профилактика гайморита, как и всех остальных синуситов, состоит в лечении основного заболевания (грипп, острый насморк, корь, скарлатина и другие инфекционные заболевания, кариес) и устранении предрасполагающих факторов (искривление носовой перегородки, переохлаждение). Необходимо поддерживать ребенка в хорошей физической форме. Отличным профилактическим средством является . Полноценное питание, , умеренные занятия спортом, позитивный психологический настрой помогут справиться с любой инфекцией.

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Тромбоцитопеническая пурпура у детей
Тромбоцитопеническая пурпура у детей
Это заболевание обычно имеет наследственную предрасположенность, проявляется повышенной кровоточивостью. В его основе — повышенное разрушение тромбоцитов крови, отвечающих за свертываемость. Характерно появление синяков на коже и кровотечение из слизистых. Кожная сыпь выглядит как множественные синячки в различной стадии развития: от синих и фиолетовых до зеленых и желтых («пестрая кожа»). На коже остаются следы от тугой одежды (резинок), синяки после легких ударов, уколов. Кровотечения со слизистых проявляются носовыми, маточными, желудочными, кишечными кровотечениями, повышенной кровоточивостью десен, «кровавыми» слезами и др.

Логин: Пароль: Регистрация |

Loading...
Детский врач » Физическое воспитание
Упражнения при лечении скелетным вытяжением: различные движения стопой: сгибание разгибание, круговые движения; подтягивание надколенника; сокращение ягодичных мышц. Период иммобилизации после операции. В первом периоде проводят лечебную общеукрепляющую гимнастику с целью повышения жизненного тонуса больного. Подбирают упражнения для верхних конечностей, мышц спины, живота, а также для неоперированной нижней конечности. Сохранение основной повязки дает возможность без нарушения иммобилизации оперированной конечности рано начать восстановление движений в тазобедренных суставах. Целью этого периода является достижение максимальной амплитуды движений в оперированном суставе, наращивание силы мышц и общее укрепление организма.
О том, что закаливание полезно, нам всем известно с детства. Но многие родители отказываются закалять своего ребенка, считая, что для этого нужно обязательно обливать малыша ледяной водой, купать в проруби или ходить с ним по снегу босиком. Так ли это? Что такое закаливание на самом деле?

Закаливание – это комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды, и в первую очередь к холоду, так как именно переохлаждение чаще всего становится причиной простудных заболеваний. Для проведения закаливающих процедур используются основные природные факторы  — солнце, воздух и вода. В основе методов закаливания лежит постепенная тренировка приспособительных возможностей организма ребенка путем систематического дозированного воздействия на него этими факторами или их сочетанием. В результате происходит постепенная перестройка процессов терморегуляции (улучшается координация процессов выработки и отдачи тепла), позволяющая организму малыша быстрее адаптироваться к изменениям внешних условий без вреда для здоровья.

Чтобы понять, как действует закаливание, необходимо знать, какие процессы происходят в организме человека под воздействием холода. В ответной реакции организма на охлаждение можно выделить 3 стадии:

- на 1-й стадии происходит сильное сужение сосудов кожи и слизистых оболочек верхних дыхательных путей, кожа бледнеет, разница температуры кожи и окружающего воздуха уменьшается, таким образом, снижается отдача тепла;

- на 2-й стадии происходит адаптация организма к холоду —  сосуды расширяются, кожа становится теплой, при этом улучшается кровоснабжение и питание тканей, активизируется обмен веществ, мобилизуются защитные силы организма;

- на 3-й стадии при длительном воздействии холода, организм исчерпывает свои защитные возможности – кожа вновь бледнеет, приобретая синюшный оттенок, наступает переохлаждение и ребенок может заболеть (закаливание в этой стадии будет иметь обратный эффект).

У незакаленного или ослабленного ребенка при охлаждении стадия адаптации к холоду может не проявляться совсем, тогда сразу наступает 3-я стадия – переохлаждение, резкое сужение сосудов приводит к плохому кровоснабжению слизистых верхних дыхательных путей, снижается местный иммунитет, и организм становится уязвимым для вирусов и бактерий. В результате тренировки способности сосудов изменять свой просвет, у закаленного ребенка после кратковременного спазма происходит резкое расширение сосудов, благодаря притоку крови активизируются защитные силы, и организм малыша в целом становится более устойчивым к воздействию неблагоприятных факторов, в том числе и различного вида инфекциям.

Закаливание может быть эффективным только при соблюдении следующих принципов:

- индивидуальный подход. Выбирая комплекс закаливающих процедур для своего малыша, необходимо учитывать его индивидуальные особенности и возможности, а также его желание заниматься тем или иным видом закаливания.

- систематичность. Закаливающие процедуры нужно проводить ежедневно в любое время года без перерывов. Они должны стать естественной составляющей образа жизни ребенка и выполняться наряду с другими мероприятиями привычного распорядка дня (умывание, прогулки, купание, сон). Тренирующий эффект закаливания достигается за несколько месяцев, а при прекращении процедур исчезает значительно быстрее, в течение 2-3 недель, а у детей 1-го года жизни уже через 5-7 дней, поэтому начиная закаливать своего ребенка, закаливающие мероприятия желательно проводить на протяжении всей его дальнейшей жизни.

- постепенность. Интенсивность воздействия закаливающего фактора необходимо увеличивать постепенно, не допуская резких скачков, переходя от мягко действующих процедур к более интенсивным (например, обтирание – обливание – душ – купание). При переходе от слабых закаливающих процедур к более сильным необходимо ориентироваться на состояние ребенка и его реакцию на данное воздействие. Также постепенно следует увеличивать продолжительность процедур и площадь воздействия «раздражителя» на тело малыша.

- безопасность. Нельзя допускать переохлаждения или перегрева ребенка от чрезмерно длительного воздействия низких или высоких температур. Начинать закаливающие процедуры можно, только если тело, ручки и ножки малыша теплые, в обратном случае положительного эффекта от закаливания получить не удастся, а ребенок может заболеть от переохлаждения. Кожа малыша во время закаливающих процедур должна быть розовой (не бледной и не синюшной), а сам ребенок — активным и жизнерадостным.

- положительный настрой ребенка. Результаты закаливания во многом зависят от того, как ребенок относится к этим процедурам. Закаливающие процедуры должны приносить малышу радость и удовольствие, поэтому детям рекомендуется проводить закаливание в форме игры.

- комплексность. Закаливание может быть эффективным только в комплексе с другими составляющими здорового образа жизни: соблюдением режима дня, полноценным и сбалансированным питанием, адекватными физическими нагрузками. Значительно повышает эффективность закаливания сочетание процедур с массажем и гимнастикой.

В результате правильно проводимого закаливания повышается иммунитет и устойчивость детского организма к резко меняющимся условиям внешней среды, малыш легко и безболезненно переходит из одного сезона в другой, легче адаптируется к новым условиям проживания, меньше подвержен простудами режестрадает хроническими заболеваниями, у ребенка улучшается сон и аппетит, повышается выносливость к физическим и умственным нагрузкам.

Правильный подход

Начинать закаливать ребенка можно в любом возрасте, как только малыш и его родители будут к этому готовы, — главное, чтобы на момент начала закаливающих процедур ребенок был полностью здоров. Чем раньше родители начнут закаливание своего малыша, тем лучше. Рекомендуется включать процедуры закаливания в ежедневный уход за малышом с первых дней жизни (например, принимать воздушные ванны). Начинать закаливание можно в любое время года, но более предпочтительным, особенно для ослабленных малышей, является теплое время (поздняя весна, лето, ранняя осень).

Перед началом оздоравливающих процедур необходимо обязательно проконсультироваться с врачом, который определит группу здоровья малыша и в зависимости от нее порекомендует соответствующий комплекс закаливающих мероприятий.

В зависимости от состояния здоровья выделяют 3 группы детей:

первая группа здоровья– здоровые, ранее закаливаемые дети.

вторая группа здоровья – здоровые, но ранее не закаливаемые дети или с невыраженными функциональными отклонениями (из группы риска).

третья группа здоровья– ослабленные дети  (дети, имеющие хронические заболевания, часто болеющие или только что перенесшие заболевание)

По мере закаливания малыши переводятся из одной группы в другую.

В процессе закаливания можно условно выделить два режима:

Начальный – когда организм ребенка постепенно приучают к перепадам температуры, при этом закаливающий фактор применяется кратковременно, а закаливание обязательно заканчивается тепловыми процедурами.

Поддерживающий – когда за счет регулярных занятий поддерживается приобретенная устойчивость к воздействию закаливающего фактора, при этом интенсивность и длительность воздействия может варьировать в зависимости от времени года.

Детей первой группы здоровья можно начинать закаливать довольно активно в поддерживающем режиме. Для малышей второй и третьей группы закаливание начинается с начального режима, при этом начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-4 градуса С выше, чем для детей первой группы, а темп ее снижения более медленным. У ослабленных малышей из третьей группы, особенно у тех которые перенесли тяжелую болезнь (например, пневмонию), закаливание обязательно должно проводиться под контролем врача. Начальный этап закаливания у ослабленных малышей должен длиться не менее 1,5 месяцев, при этом начинают процедуры с местного воздействия на менее чувствительные к холоду отделы тела (руки и ноги), а затем очень постепенно увеличивают площадь воздействия, последними вовлекаются в закаливании наиболее чувствительные участки тела — спина и живот.

Постоянных противопоказаний к закаливанию нет. Временными противопоказаниями к началу закаливающих процедур являются все заболевания с повышением температуры, обширные поражения кожных покровов, травмы, заболевания со значительными нарушениями деятельности сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и выделительной систем. После того как острое состояние заболевания миновало, закаливание постепенно можно возобновлять, сначала с использованием местных, а далее общих процедур. При перерыве в закаливании от 5 до 10 дней, в том числе из-за заболевания малыша, возобновлять закаливание следует с повышения температуры воздействия на 2-3°С по сравнению с температурой последней процедуры. При перерыве в закаливании сроком более 10 дней следует вернуться к температурам, с которых закаливание начиналось.

Закаливаем воздухом

Чистый свежий воздух очень благотворно влияет на наше здоровье, закаливание воздухом – это самый простой, доступный и мягко действующий способ укрепить здоровье ребенка. Начинать закаливание воздухом можно с первых дней жизни малыша, используя для этого проветривания, воздушные ванны и прогулки.

Важным закаливающим фактором, которому часто не придается большого значения, является микроклимат в доме, где живет малыш. Природа наделила младенца врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды, чтобы он смог выжить и начать развиваться в новых условиях. Всячески ограждая малыша от влияния внешних факторов, родители вместо пользы наносят вред здоровью крохи — его природные приспособительные механизмы постепенно «отключаются» за ненадобностью, защитные силы ослабляются, и кроха становится более уязвимым для инфекционных заболеваний. Основными составляющими здорового микроклимата в доме являются температура, влажность и чистота воздуха. Температура воздуха в детской комнате не должна выходить за пределы 18-22°С (для грудных малышей оптимальной является температура 20-22°С, для детей от 1 года до 3 лет – 18-19°С), оптимальное значение влажности воздуха должно составлять 50—70 %, а залогом чистоты воздуха, которым дышит кроха, являются ежедневная влажная уборка и регулярные проветривания. Внимание! Совершенно недопустимо курение не только в детской комнате, но и в квартире, где находится ребенок! Проветривать детскую комнату необходимо 4—5 раз в сутки,  продолжительность проветривания должна быть не менее 10—15 минут, обязательно проветривать комнату нужно перед сном малыша. Сквозное проветривание проводят при отсутствии малыша в комнате. Постепенно следует приучать ребенка находиться и спать в помещении с открытой форточкой. В теплую безветренную погоду окно в детской комнате должно быть постоянно приоткрыто.

Очень мягким и действенным способом закаливания ребенка являются воздушные ванны. С самых первых дней жизни крохи нужно давать ему возможность некоторое время побыть голеньким после пробуждения, перед сном, во время пеленания или смены одежды. В начале процедур малыша нужно раздевать постепенно, чтобы он успевал адаптироваться к окружающей температуре. Продолжительность воздушных ванн начинается с нескольких минут, постепенно к полугоду достигает 10-15 мин, и в дальнейшем увеличивается. а температура в комнате с комфортных 22°С может постепенно снижаться до 18°С, важно, чтобы малыш при этом активно двигался. Очень полезно сочетать такие ванны с массажем и гимнастикой. Оставляя малыша без одежды, особенно на длительное время, необходимо внимательно следить, чтобы не появились признаки переохлаждения (беспокойство, бледность, синюшность губ и ногтей), при появлении таких признаков воздушную ванну нужно прекратить. Летом воздушные ванны можно проводить на улице, но первые процедуры должны проводиться при температуре не ниже 22°С. При этом ребенок должен находиться в тени, избегая прямых солнечных лучей. Ослабленных детей приучают к прохладному воздуху постепенно, вначале раскрывают только ручки и ножки, затем раздевают до пояса и только через несколько недель оставляют ребенка раздетого полностью на несколько минут.

Потребность у малышей в кислороде в 2 раза выше, чем у взрослых, поэтому очень важно, чтобы ребенок достаточно времени проводил на свежем воздухе. Правильно организованные ежедневные прогулки в любую погоду являются эффективным элементом закаливания и должны стать обязательной частью режима каждого малыша независимо от возраста. В летнее время при хорошей погоде прогулки можно начинать сразу после выписки из роддома, если температура воздуха за окном не ниже 12°С. В осеннее-зимнее время прогулки начинают с 2-3-недельного возраста, если температура воздуха не ниже  —5 °С. До этого времени, в качестве подготовки, можно одеть малыша потеплее и, приоткрыв окно, устроить ему «прогулку» на балконе или в комнате. Малышам в возрасте 3 месяцев можно гулять при температуре до —10°С, детям старше полугода не страшны морозы до —15°С. В районах с более холодной зимой, но менее влажным воздухом в безветренные дни ребенок может находиться на улице и при более низкой температуре. В начале продолжительность зимней прогулки должна составлять 15-20 мин, постепенно ее длительность доводят до 1,5-2 часов 2 раза в день, в очень холодную погоду можно сократить прогулки до 20-30 мин. Летом при благоприятной погоде ребенок может находиться на улице в тени в течение всего светового дня. Очень благотворно на здоровье ребенка влияет сон на свежем воздухе, при этом лицо спящего малыша на прогулке должно быть обязательно открыто (не следует накрывать лицо уголком одеяла, прикрывать одеялом рот и нос), чтобы обеспечить свободный доступ свежего воздуха, при этом закаливанию подвергаются слизистые верхних дыхательных путей.

Очень важно, чтобы во время прогулок ребенок был правильно одет. Одежда должна быть легкой и удобной, не сковывающей движения. Нельзя допускать перегревания, переохлаждения ребенка и намокания ног. Причем следует отметить, что чаще всего после прогулок дети заболевают не от переохлаждения, а от перегревания, когда заботливо укутанный и распаренный малыш становится уязвим к малейшему дуновению ветра. Признаками перегрева являются горячие и влажные кожные покровы малыша (особенно на голове, ручках и ножках), покраснение лица, беспокойство, жажда. Следить, чтобы малыш не перегревался необходимо и дома, при комнатной температуре 20-22°С малышу вполне достаточно минимума одежды: футболки и трусиков.

Сильное закаливающее действие на организм оказывает ходьба босиком. Очень полезно в летнее время разрешать маленьким пешеходам топать по мокрой травке на дачном газоне, по песочку и мелкой гальке на морском или речном берегу, а закреплять закаливающий эффект в другие сезоны можно обливанием ножек прохладной водой или устраивая малышу хождение по «домашнему пляжу». На стопах сконцентрировано огромное количество нервных окончаний, при ходьбе босиком происходит своеобразный массаж стоп, в результате чего стимулируется работа внутренних органов и тонизируется весь организм. Кроме того доказано, что между подошвами стоп и слизистой оболочкой верхних дыхательных путей существует тесная рефлекторная связь, поэтому при такой тренировке стоп ребенка, происходит повышение сопротивляемости верхних дыхательных путей к переохлаждению и различным инфекциям. Продолжительность хождения босиком увеличивается постепенно, начиная с 3-5 минут и доходя до 30 — 40 минут.

Водные процедуры

Воздействие на организм водой разной температуры является одним из самых действенных видов закаливания. Однако нужно иметь в виду, что водные процедуры являются сильнодействующим средством, поэтому применять их у детей раннего возраста следует с осторожностью. По этой причине рекомендуется начинать закаливание малышей первого года жизни с воздушных ванн, и только после этого (не раньше, чем через 1–2 месяца) переходить к закаливанию водой. Эффективность  и безопасность водных процедур может быть достигнута при соблюдении двух важных условий: воздействовать холодной водой можно только на теплого ребенка; понижать температуру воды на один градус следует не чаще, чем через 2-3 дня, а у ослабленных малышей  - через 3-5 дней.

К закаливающим водным процедурам относят не только традиционные обтирания и обливания холодной водой. При правильной организации и соблюдении температурных режимов прекрасным оздоравливающим действием могут обладать и привычные нам гигиенические процедуры, такие как умывание, мытье рук перед едой, душ, гигиенические ванны, а также плавание в бассейне, открытом водоеме, море.

Начинать закаливающие водные процедуры детям 1-го года жизни, в том числе и ослабленным, можно с влажного обтирания. Эта процедура рекомендуется только малышам со здоровой кожей без раздражений, опрелостей, гнойничков и других патологических образований. Проводить влажные обтирания можно, начиная с 2 месяцев, до этого времени желательно подготовить кожу малыша, ежедневно в течение 7—10 дней растирая ручки, ножки и тело крохи сухим кусочком фланели до бледно-розового цвета, после этого можно приступать к водным процедурам. Обтирание проводят влажным махровым полотенцем или рукавичкой, начиная с рук и ног ребенка и постепенно увеличивая площадь воздействия (при обтирании конечностей движения должны быть направлены от пальчиков к телу, грудь и живот обтирают круговыми движениями по часовой стрелке, спину  —  от середины позвоночника к бокам, каждое движение повторяют 2-4 раза). Первоначальная температура воды для малышей до года должна быть 33-35 °С, для детей возраста 1-3 года — 32–33°С и постепенно снижаться в соответствии с возрастом  (для малышей до 1 года до 28°С, после года до 25°С) Для усиления закаливающего эффекта полезно добавлять в воду для обтирания морскую соль (1 ч. ложку на 2 стакана воды). После влажного обтирания следует слегка растереть кожу ребенка сухим махровым полотенцем.

После того как ребенок привыкнет к обтираниям (примерно через 1-1,5 месяца), можно переходить к более интенсивному методу закаливания — обливанию. Обливанием можно заканчивать обычное купание в ванне, при этом малыша ставят вертикально ногами в ванночку или таз и с высоты 10—15 см обливают тело ребенка водой (не поливая на голову), температуру которой постепенно делают более низкой. Обливание производят чистой водой из кувшина (малышей до 3 лет предпочтительнее обливать из лейки с перфорированной насадкой). Первоначально температура воды должна быть такой же, как вода для купания и постепенно снижаться, при этом малышам до года не следует доводить температуру ниже, чем до 28—27 °С, детям старше года до 25—24 °С. Из местных обливаний очень эффективным является обливания ног, с него можно начать обливания всего тела, а можно использовать как отдельную процедуру.

Ежедневное умывание и мытье рук можно тоже сделать закаливанием. Начинать умывать ребенка водой из-под крана можно со второго полугодия жизни: сначала умывают лицо и кисти рук водой 28-26°С, близкой к температуре открытых участков тела, постепенно снижая температуру до 15- 6 °С и увеличивая площадь воздействия, умывая лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтей.

Очень полезными являются ножные ванны, их целесообразно проводить, когда ребенок научится ходить. Для проведения этой процедуры в большой таз наливают воду, чтобы ее уровень доходил до щиколоток, и предлагают ребенку потоптаться в водичке 3—5 мин Начальная температура воды составляет 35-36 °С и постепенно снижается до 27-28 °С, а время пребывания в воде увеличивается. Если на дно таза при этом насыпать мелких гладких камушков, получится «домашний пляж», хождение по которому помимо закаливающего эффекта является прекрасной профилактикой плоскостопия.

Интенсивные (нетрадиционные) методы закаливания, когда на организм оказывают кратковременное воздействие очень сильные раздражители, такие как снег, ледяная вода, отрицательные температуры, не рекомендуются детям раннего возраста. В настоящее время отсутствуют полномасштабные научные исследования о безопасности и эффективности этих методов закаливания у маленьких детей. Практика показывает, что из-за физиологической незрелости органов и систем у таких малышей, в том числе и нейроэндокринной системы, отвечающей за терморегуляцию, воздействие слишком интенсивного раздражителя приводит не к повышению, а наоборот, к снижению иммунной активности и очень быстрому истощению защитных и приспособительных механизмов. Поэтому большинство авторов, занимающихся вопросами закаливания, считают применение таких методов закаливания у детей до 3 лет противопоказанными.

6 ошибок при закаливании ребенка

Для профилактики деформации костей рекомендуется применять систему лечебных укладок с помощью валиков, мешочков, прокладок. Учитывая мышечную гипотонию и выраженную разболтанность суставов, пассивные физические упражнения должны проводиться в пределах, не превышающих физиологической амплитуды движения, и строго по оси движения данного сустава. Недопустимы перерастяжения мышц и связок, что снижает сократительную функцию мышц и увеличивает разболтанность суставов. В период разгара рахита следует строго соблюдать принцип рассеянности физической нагрузки в комплексе лечебной гимнастики.
Желание закалять своего малыша возникает практически у каждого заботливого родителя, но часто благие намерения оздоровить свое чадо сталкиваются со стеной препятствий, в виде «ни в какую» не желающего закаливаться или вовсе заболевшего ребенка. Не все понимают, что закаливание — это методика, требующая от родителей дисциплины и терпения.   Чтобы не разочаровываться и не бросать на полпути такое полезное для здоровья ребенка начинание, полезно знать не только как правильно проводить закаливание, но и основные ошибки,  часто совершаемые родителями,которые снижают эффективность закаливания или вовсе сводят все усилия на нет.

1. Игнорирование индивидуальных особенностей ребенка. Находясь под влиянием модных веяний, в том числе касающихся здоровья, родители часто начинают применять ту или иную методику оздоровления без учета индивидуальных особенностей и возможностей своего ребенка. Выбирая методы закаливания, необходимо учитывать не только состояние здоровья, но и уровень физического и психического развития, особенности поведения ребенка и его реакции на окружающие условия. Так, методы закаливания, которые хорошо подойдут ребенку с сильным, уравновешенным типом нервной деятельности, окажутся чрезмерными для ребенка со слабой нервной системой. Гиперактивным детям не следует применять сильно возбуждающие контрастные процедуры, а вялым сонливым малышам с преобладанием процессов торможения, наоборот, полезны бодрящие процедуры, такие как общие обливания, душ после сна и т.д. При проведении закаливающих процедур необходимо чутко и внимательно относится ко всем изменениям, происходящим в организме и самочувствии малыша, только тогда от закаливания можно добиться выраженного положительного эффекта. Начинать закаливание можно только после оценки состояния здоровья наблюдающим ребенка врачом–педиатром и получения от него соответствующих рекомендаций.

2. Выбор одной-единственной закаливающей процедуры как панацеи. Довольно часто начиная закаливать своего малыша, родители выбирают одну закаливающую процедуру (например, обливание ног)  и, глубоко убежденные в том, что делают все для закаливания своего ребенка, разочаровываются и бросают начатое, если малыш продолжает часто болеть.  Приняв решение о закаливании своего ребенка, родителям необходимо понимать, что закаливание — это не какая-либо отдельная процедура, а система оздоровительных мероприятий, которая должна обязательно сочетаться с ведением здорового образа жизни. При этом самый лучший эффект от закаливания достигается комплексным воздействием на организм закаливающих факторов, например, если ребенок каждый день умывается прохладной водой, несколько раз в день принимает воздушные ванны, обливается прохладной водой после купания и т.д.

3. Слишком резкое изменение интенсивности или длительности воздействия закаливающего фактора. Некоторые родители слишком торопятся достичь ощутимых результатов от закаливания и, либо сразу начинают воздействовать на неподготовленный организм малыша слишком низкими температурами (обливать холодной водой), либо слишком резко увеличивают интенсивность или длительность воздействия закаливающего фактора. При таких экстремальных воздействиях, организм малыша испытывает сильный стресс, его приспособительные механизмы не справляются с непосильной нагрузкой, в результате чего наступает переохлаждение или перегревание ребенка и, как следствие, резкое снижение иммунитета и болезнь. Поэтому так важно соблюдать принцип постепенности, плавно увеличивая силу и длительность закаливающего воздействия.

4. Нерегулярное проведение закаливающих процедур. Закаливание ребенка требует от родителей самодисциплины и терпения. Физиологической основой методов закаливания является выработка условных и безусловных рефлексов, которые довольно быстро угасают, поэтому перерывы в закаливании снижают приобретаемую устойчивость. При нерегулярном проведении закаливающих процедур не происходит выработки стойких рефлексов, и закаливание не дает желаемого эффекта.

5. Закаливание ребенка против его воли.Огромное значение для эффективности закаливания имеет положительный настрой ребенка во время процедур. Выбирая методы закаливания, всегда имеет смысл отдавать предпочтение тем процедурам, к которым стремиться сам ребенок. Закаливание против воли не только не принесет пользы, но может вызвать стресс и нанести вред здоровью крохи, а в дальнейшем сформировать негативное отношение к закаливанию в целом. Любую процедуру следует проводить, предварительно создав малышу хорошее настроение. Если воздействие закаливающего фактора неприятно ребенку и вызывает у него негативные эмоции, следует снизить интенсивность воздействия или перейти к более мягкодействующим процедурам.

6. Прекращение закаливания после того, как малыш перенес острое заболевание.Закаливание ребенка, безусловно, повышает его устойчивость к так называемым простудным заболеваниям, но не является гарантией того, что ребенок вовсе не будет болеть. Несмотря на крепкий иммунитет, даже закаленный малыш может заболеть при встрече с агрессивными вирусами и микробами (например, вирусом гриппа), особенно в периоды сезонного повышения заболеваемости этими инфекциями. Более вероятно, что закаленный малыш перенесет такие заболевания гораздо легче и выздоровление наступит быстрее, чем у его незакаленных сверстников. Перенесенной острое заболевание не является поводом для прекращения закаливания. После выздоровления ребенка закаливание можно продолжить, лишь вернувшись на несколько шагов назад. Многие авторы, занимающиеся вопросами закаливания, вообще не рекомендуют прекращать закаливание при легких заболеваниях (протекающих без повышения температуры), а советуют лишь на время уменьшать нагрузку и интенсивность воздействия закаливающего фактора.

Желание закалять своего малыша возникает практически у каждого заботливого родителя, но часто благие намерения оздоровить свое чадо сталкиваются со стеной препятствий, в виде «ни в какую» не желающего закаливаться или вовсе заболевшего ребенка. Не все понимают, что закаливание — это методика, требующая от родителей дисциплины и терпения.   Чтобы не разочаровываться и не бросать на полпути такое полезное для здоровья ребенка начинание, полезно знать не только как правильно проводить закаливание, но и основные ошибки,  часто совершаемые родителями,которые снижают эффективность закаливания или вовсе сводят все усилия на нет.

1. Игнорирование индивидуальных особенностей ребенка. Находясь под влиянием модных веяний, в том числе касающихся здоровья, родители часто начинают применять ту или иную методику оздоровления без учета индивидуальных особенностей и возможностей своего ребенка. Выбирая методы закаливания, необходимо учитывать не только состояние здоровья, но и уровень физического и психического развития, особенности поведения ребенка и его реакции на окружающие условия. Так, методы закаливания, которые хорошо подойдут ребенку с сильным, уравновешенным типом нервной деятельности, окажутся чрезмерными для ребенка со слабой нервной системой. Гиперактивным детям не следует применять сильно возбуждающие контрастные процедуры, а вялым сонливым малышам с преобладанием процессов торможения, наоборот, полезны бодрящие процедуры, такие как общие обливания, душ после сна и т.д. При проведении закаливающих процедур необходимо чутко и внимательно относится ко всем изменениям, происходящим в организме и самочувствии малыша, только тогда от закаливания можно добиться выраженного положительного эффекта. Начинать закаливание можно только после оценки состояния здоровья наблюдающим ребенка врачом–педиатром и получения от него соответствующих рекомендаций.

2. Выбор одной-единственной закаливающей процедуры как панацеи. Довольно часто начиная закаливать своего малыша, родители выбирают одну закаливающую процедуру (например, обливание ног)  и, глубоко убежденные в том, что делают все для закаливания своего ребенка, разочаровываются и бросают начатое, если малыш продолжает часто болеть.  Приняв решение о закаливании своего ребенка, родителям необходимо понимать, что закаливание — это не какая-либо отдельная процедура, а система оздоровительных мероприятий, которая должна обязательно сочетаться с ведением здорового образа жизни. При этом самый лучший эффект от закаливания достигается комплексным воздействием на организм закаливающих факторов, например, если ребенок каждый день умывается прохладной водой, несколько раз в день принимает воздушные ванны, обливается прохладной водой после купания и т.д.

3. Слишком резкое изменение интенсивности или длительности воздействия закаливающего фактора. Некоторые родители слишком торопятся достичь ощутимых результатов от закаливания и, либо сразу начинают воздействовать на неподготовленный организм малыша слишком низкими температурами (обливать холодной водой), либо слишком резко увеличивают интенсивность или длительность воздействия закаливающего фактора. При таких экстремальных воздействиях, организм малыша испытывает сильный стресс, его приспособительные механизмы не справляются с непосильной нагрузкой, в результате чего наступает переохлаждение или перегревание ребенка и, как следствие, резкое снижение иммунитета и болезнь. Поэтому так важно соблюдать принцип постепенности, плавно увеличивая силу и длительность закаливающего воздействия.

4. Нерегулярное проведение закаливающих процедур. Закаливание ребенка требует от родителей самодисциплины и терпения. Физиологической основой методов закаливания является выработка условных и безусловных рефлексов, которые довольно быстро угасают, поэтому перерывы в закаливании снижают приобретаемую устойчивость. При нерегулярном проведении закаливающих процедур не происходит выработки стойких рефлексов, и закаливание не дает желаемого эффекта.

5. Закаливание ребенка против его воли.Огромное значение для эффективности закаливания имеет положительный настрой ребенка во время процедур. Выбирая методы закаливания, всегда имеет смысл отдавать предпочтение тем процедурам, к которым стремиться сам ребенок. Закаливание против воли не только не принесет пользы, но может вызвать стресс и нанести вред здоровью крохи, а в дальнейшем сформировать негативное отношение к закаливанию в целом. Любую процедуру следует проводить, предварительно создав малышу хорошее настроение. Если воздействие закаливающего фактора неприятно ребенку и вызывает у него негативные эмоции, следует снизить интенсивность воздействия или перейти к более мягкодействующим процедурам.

6. Прекращение закаливания после того, как малыш перенес острое заболевание.Закаливание ребенка, безусловно, повышает его устойчивость к так называемым простудным заболеваниям, но не является гарантией того, что ребенок вовсе не будет болеть. Несмотря на крепкий иммунитет, даже закаленный малыш может заболеть при встрече с агрессивными вирусами и микробами (например, вирусом гриппа), особенно в периоды сезонного повышения заболеваемости этими инфекциями. Более вероятно, что закаленный малыш перенесет такие заболевания гораздо легче и выздоровление наступит быстрее, чем у его незакаленных сверстников. Перенесенной острое заболевание не является поводом для прекращения закаливания. После выздоровления ребенка закаливание можно продолжить, лишь вернувшись на несколько шагов назад. Многие авторы, занимающиеся вопросами закаливания, вообще не рекомендуют прекращать закаливание при легких заболеваниях (протекающих без повышения температуры), а советуют лишь на время уменьшать нагрузку и интенсивность воздействия закаливающего фактора.

Loading...