ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НОВОСТИ
ангина у ребенка
Ангина - это инфекционное заболевание, при котором воспалительным изменениям подвергаются небные миндалины. Есть еще одно название у ангины - тонзиллит острый. Ангина - очень тяжелое заболевание всего организма, и чревата она серьезными осложнениями со стороны почек, сердца и суставов.
Причины заболевания ангиной
Возбудителем ангины у детей является стрептококк, реже - стафилококк или другие патогенные микробы. Инфекция проникает в полость рта с недоброкачественными продуктами, с воздухом, когда ребенок дышит ртом. Источником инфекции могут быть воспаленные придаточные пазухи носа, аденоидит, кариозные зубы.<!--more--> Ангина может возникнуть из-за плохого питания ребенка, плохих условий жизни, ослабленного организма вследствие частых простуд, от переохлаждения, усталости.
Существует несколько видов ангин: катаральная, лакунарная, фолликулярная. Катаральная ангина самая не опасная. При ней воспаление охватывает только слизистую оболочку миндалины. При лакунарной ангине характерно более глубокое распространение воспалительного процесса - на лакуны, представляющие собой особые углубления в миндалинах. Фолликулярная ангина протекает тяжело, потому что воспалительные явления при ней отмечаются глубоко в паренхиме миндалин. При любой ангине – боль в горле и она усиливается при глотании. Быстро появляются симптомы общей интоксикации: головная боль, общая слабость, разбитость, иногда – тошнота, рвота. Поднимается высокая температура до 39-40?С. При осмотре горла можно обнаружить увеличенные, разрыхленные, покрасневшие небные миндалины. На слизистой оболочке миндалин, в лакунах - налеты. Эти налеты можно снять ватным тампоном или шпателем, слизистая оболочка под ними не кровоточит. Лимфатические узлы, расположенные поблизости( регионарные), подчелюстные, шейные и другие - увеличены, при ощупывании болезненны. У ребенка ангинозный голос. Изменяются анализы крови и мочи. Возможны осложнения при ангине: паратонзиллярный абсцесс, ревматизм, миокардит, нефрит.
Лечение ангины у детей
Нельзя самим даже пытаться вылечить ангину у ребенка. Если вы заподозрили, что у вашего ребенка ангина, надо немедленно вызвать врача. Врач назначит сульфаниламидные препараты, при тяжелом течении болезни - антибиотики. При ангине важен постельный режим, свежий воздух в помещении, богатое витаминами питание; блюда давать ребенку только жидкие или полужидкие, в теплом виде. Нельзя давать ребенку ничего сухого, твердого, острого, горячего, холодного. Очень полезно обильное теплое питье. При ангине проводится симптоматическое лечение - даются жаропонижающие средства, если нужно, обезболивающие. Необходимо принимать витамины, особенно, аскорбиновая кислота, витамин А, витамины группы В и другие. Надо делать ингаляции, полоскания растворами пищевой соды ( одна столовая ложка на стакан воды), фурациллина (1:5 000), морской соли ( 1-2 чайные ложки на стакан воды), раствором перекиси водорода ( 1 ст. ложка на стакан воды) и другие. Полоскать горло надо как можно чаще, по 15-20 полосканий в день, лучше чередовать различные средства для полосканий. Миндалины надо орошать интерфероном, 0,05%-ным раствором левамизола. Хорошо помогают таблетки для рассасывания: фарингосепт, фалиминт. При ангине у ребенка не рекомендуется делать согревающие компрессы на область проекций небных миндалин. При ангинах можно делать согревающие компрессы ( полуспиртовые, масляные, водочные) на увеличенные и болезненные шейные лимфатические узлы. Также рекомендуется частое полоскание горла разными растворами, теплое питье.
Ангина очень заразная болезнь. Поэтому ребенок, заболевший ангиной, должен быть изолирован от других детей. У него должна быть отдельная посуда, грязную посуду надо тщательно мыть со щеткой и моющим средством, а потом стерилизуется кипячением.
Ускорить выздоровление ребенка и избежать осложнений помогут следующие рекомендации:
Несколько раз в день пить чай с лимоном, с малиной, с плодами ежевики;
Использовать спиртовой раствор прополиса: небольшой кусочек твердого прополиса измельчить с помощью ножа, поместить в емкость и залить 40-50 граммами этилового спирта, настоять не менее суток при периодическом встряхивании, прополис экстрагируется в спирт, а воск осядет на дно. Через сутки спиртовой раствор прополиса с осадка слить. Хранить в прохладном месте можно бесконечно долго. Использование раствора: в полстакана теплой воды добавить 5-6 капель спиртового раствора прополиса, этим водно- спиртовым раствором прополиса надо полоскать горло при ангинах несколько раз в день. Чередовать с другими средствами;
При ангинах можно несколько раз в день жевать по небольшому ( не более горошины) кусочку прополиса, лучше жевать темный прополис.
Старшему ребенку при ангине давать держать во рту кружок лимона вместе с цедрой- два-три раза в день по нескольку минут, сок не глотать. Набежавшей слюной можно прополаскивать горло;
Полоскать горло водой с медом. Приготовление средства: на полстакана теплой воды одну чайную ложку меда, размешать. Полоскать несколько раз в день, не проглатывая;
Полоскать горло соком свежей свеклы. Приготовление сока: достаточное количество свежей свеклы надо измельчить на терке, потом отжать сок, использовать теплым. Старшему ребенку можно добавить на стакан свекольного сока одну ч.л. столового уксуса( не эссенцию); маленькому ребенку в сок для полосканий можно добавить чайную ложку меда, при полоскании сок не проглатывать;
Полоскать горло отваром луковой шелухи; приготовление отвара: 1 ч.л. измельченной шелухи лука залить стаканом воды и кипятить на слабом огне 5-6 минут, потом настаивать, укутав, несколько часов, процедить; полоскать горло несколько раз в день;
Полоскать горло соком каланхоэ. Приготовление средства: достаточное количество листьев пропустить через мясорубку, отжать сок, смешать его пополам с теплой водой Полоскать горло несколько раз в день;
Использовать следующий сбор: листья подорожника большого, цветки календулы лекарственной, трава полыни горькой - все в равных количествах Приготовление отвара: 1 ст. л. Сухой измельченной смеси залить стаканом воды и кипятить на слабом огне около 15 минут, остудить, процедить Полоскать горло 5-6 раз в день;
Принимать сироп из листьев алоэ древовидного. Приготовление сиропа: посуду до половины заполнить мелко порезанными листьями алоэ ( предварительно хорошо промытыми холодной водой) и насыпать доверху сахарного песка, горлышко посуды завязать марлей и настаивать в прохладном месте трое суток, процедить ( что останется отжать); принимать сироп ребенку по одной чайной ложке три раза в день до еды. Давать сироп до полного выздоровления ребенка;
Пить настой плодов шиповника; приготовление настоя: 1 ст.л. сухих измельченных плодов залить стаканом крутого кипятка и настаивать под крышкой около часа, процедить. Пить в теплом виде по половине-одному стакану 2-3 раза вдень;
Принимать свежий сок репчатого лука; приготовление сока: достаточное количество репчатого лука стереть в кашицу, отжать сок с помощью марли; старшему ребенку пить при ангине по половине- одной чайной ложке свежего сока 3-4 раза в день;
Пить настой травы зверобоя продырявленного. Приготовление настоя: 1ч.л. сухих цветков и листьев зверобоя залить стаканом крутого кипятка и настаивать, хорошо укутав, 15-20 минут, процедить. Пить по половине-одному стакану в теплом виде 2-3 раза в день;
Пить настой почек сосны обыкновенной; приготовление настоя: 1ст.л. почек сосны залить стаканом крутого кипятка и, хорошо укутав, настаивать до получаса, процедить. Принимать по полстакана 2-3 раза в день;
Несколько раз в день пить слегка подогретый сок клюквы болотной;
Несколько раз в день вдыхать носом и ртом испарения со свежеприготовленной кашицы лука или чеснока;
Принимать кашицу из тертых яблок, тертого лука репчатого и меда; приготовление средства: все ингредиенты взять в равном количестве, смешать; принимать в теплом виде по 1-2ч.л. ложки 2-3 раза в день.
бронхит у ребенка
Бронхит - воспалительное поражение трахеобронхиального дерева, обусловленное раздражением бронхов различными вредными факторами, в результате чего происходит нарушение слизеобразования и функции бронхов, которое проявляется кашлем, отделением мокроты. Бронхит у ребенка считается хроническим, если заболевание продолжается на протяжении не менее трех месяцев в течение более двух лет подряд. При первичном бронхите процесс начинается и заканчивается в бронхах, при вторичном - является осложнением других заболеваний.
Классификация бронхитов у детей (Рачинский С. В., 1978 г.)
Генез
Первичный
Вторичный
Форма
Острый
Затяжной
Рецидивирующий
Хронический
Причины<!--more--> заболевания
Вирусный
Бактериальный
Аллергический (астматический)
Вследствие воздействия физических или химических факторов
Локализация
Локальный
Односторонний
Диффузный
Характер воспалительного процесса
Катаральный
Гнойный
Катарально-гнойный
Фибринозно-некротический
Характер нарушений проходимости бронхов
Бронхоспазм
Отек слизистой
Гиперсекреция
Гипертрофия слизистой оболочки
Деформация бронхов
Заболевание возникает в результате поражения бронхов вирусной (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, респираторно-синтециальные вирусы, вирусы кори, коклюша) или бактериальной инфекцией (стрептококки, стафилококки, пневмококки и др.), воздействия физических и химических факторов (сухой, горячий, холодный воздух, сернистый газ, окислы азота и др.). Кроме того, на детей может воздействовать пассивное и активное курение, алкоголь и др. Для бронхита у ребенка характерны нарушения бронхиальной проходимости отечно-воспалительного характера, кровенаполнение и набухание слизистой оболочки, в просвете бронхов отмечаются дегенеративные изменения реснитчатого эпителия. В тяжелых случаях процесс захватывает, кроме слизистой оболочки, глубокие слои стенок бронхов. При бронхите у детей нарушается самоочищение бронхов и происходит скопление мокроты в дыхательных путях. Скопление секрета вызывает кашель, который способствует очищению бронхов. Таким образом, основные симптомы - это кашель и появление мокроты.
Клиническая картина острого бронхита зависит от этиологии. Очень часто заболевание развивается на фоне острой респираторной вирусной инфекции. При остром бронхите имеет место острое начало. Заболевание начинается остро с повышения температуры. Часто кашель развивается ночью, чаще он сухой, на 3-4-й день становится влажным. Ребенок предъявляет жалобы на головную боль, общее недомогание, снижение аппетита, навязчивый сухой кашель. Через несколько дней кашель становится влажным, возможно откашливание. В легких прослушиваются жесткое дыхание, влажные хрипы среднепузырчатые. Их количество при откашливании уменьшается. К 6-8-му дню кашель уменьшается, хрипы в легких исчезают. Иногда бронхит возникает не сразу вместе с острыми респираторными заболеваниями, а в более поздние сроки. Этот процесс появляется при присоединении бактериальной микрофлоры, проявляется ухудшением состояния, может быть повторное повышение температуры тела, усиление кашля, появляются сухие хрипы в легких. Очень часто у грудных и новорожденных детей бронхит может осложняться пневмонией. Дыхательная недостаточность при бронхите не отмечается. При исследовании периферической крови наблюдается небольшой лейкоцитоз или лейкопения. Рентгенологически отмечается усиление легочного рисунка, особенно в прикорневых и нижнемедиальных зонах.
Острый обструктивный бронхит
Острый обструктивный бронхит у ребенка (спастический бронхит) является разновидностью острого бронхита. Характерным для этого бронхита является появление спазмов гладкой мускулатуры бронхов, поражение бронхов более крупного калибра на фоне воспаления слизистой; отмечается учащение дыхания; в легких обнаруживаются сухие свистящие хрипы; на высоте обструкции бронхов ребенок беспокоен, раздражителен. Если он уже сидит, старается садиться с опорой на руки; в акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура, раздуваются крылья носа, втягивается область эпигастрия и межреберные промежутки; может появляться цианоз носо-губного треугольника. Чем младше ребенок, тем чаще выслушиваются среднепузырчатые хрипы при растяжении процесса, которые возникают за счет гиперсекреции в бронхах; иногда хрипы выслушиваются на расстоянии.
Диагностика
Для диагностики аллергического обструктивного бронхита имеют значение анамнез, клинические симптомы, данные рентгенологического обследования. Обычно выздоровление наступает через 7-10 дней, но могут возникнуть осложнения в виде бронхиолита.
Лечение бронхита у детей
В легких случаях проводится амбулаторное лечение. Помещение, где находится больной, должно хорошо аэрироваться. Из симптоматической терапии применяются препараты, разжижающие мокроту. Эффективны ингаляции натрия гидрокарбоната 2-3 раза в день. Назначается мукалтин по 1или более таблетке 3 раза в день, отвар или сироп алтейный по 1 чайной, десертной ложке в зависимости от возраста 2-3 раза в день, настой травы термопсиса по 1 ч. л. 3 раза в день, бромгексин. Назначаются отвлекающие средства - горчичники, банки, горячие ножные ванны. Для купирования бронхоспазма назначают эуфиллин 2- 4 мг/кг внутривенно, только в условиях стационара под контролем ЭКГ. Против аллергического компонента назначается постуральный дренаж. Для этого ребенок находится на животе с опущенным головным концом кровати и совершает активные каш-левые движения в течение 10-15 мин 2-3 раза в день.
Из физиотерапевтических применяются методы, обладающие противовоспалительным эффектом:
1) парафиновые или грязевые аппликации на область груди и межлопаточное пространство;
2) УФО грудной клетки;
3) индуктометрия на межлопаточную область;
4) «соллюкс» на грудную клетку;
5) аэронизация гидроионизатором дыхательных путей лекарственными растворами антибиотиков, новокаина, ромашки и др.;
6) электрофорез кальция на грудную клетку.
В первые 7-10 дней больным рекомендуются массаж грудной клетки, статические, а затем динамические дыхательные упражнения. Через месяц после выздоровления проводится закаливание организма для профилактики бронхита в будущем. Санаторно-курортное лечение проводится в местных загородных санаториях, санаториях в лесных и приморских зонах. Прогноз неосложненного бронхита благоприятный - выздоровление.
Бронхиолит
Заболевание часто возникает у детей первого года жизни. Чаще всего возбудителем являются вирусная, респираторно-сентициальная, аденовирусная инфекции, вирус гриппа, микоплазма пневмонии. У части детей, перенесших бронхиолит, в дальнейшем регистрируются явления бронхоспазма или развивается бронхиальная астма. При бронхиолите происходит поражение бронхиол, вследствие чего повышается секреция, возникает обструкция мелких бронхов и бронхиол на фоне бронхоспазма. Нарушение проходимости бронхиол приводит к нарушениям газообмена и гемодинамики.
Заболевание начинается остро. Повышается температура тела, ухудшается общее состояние, появляется приступообразный кашель. В клинике начинают превалировать явления дыхательной недостаточности, появляется цианоз носогубного треугольника, раздувание крыльев носа, втяжение межреберных промежутков, выраженная экспираторная одышка до 60-80 дыхательных движений в мин. Во время кашля отмечается скудная мокрота. На фоне ослабленного дыхания, на вдохе и на выдохе прослушиваются мелко-, средне- и крупнопузырчатые хрипы. В некоторых случаях влажные хрипы исчезают и появляются сухие, свистящие. Обычно резко нарастает интоксикация. Возникают потеря воды из-за рвоты, эксикоз - при тяжелом течении. Со стороны крови определяется лимфопения.
Лечение бронхиолита
При подозрении на бактериальные осложнения назначаются антибиотики в возрастной дозировке, интерферон, инфузионная терапия в связи с развившимся токсикозом, внутривенно назначается эуфиллин 2,4%-ный в возрастной дозировке, ингаляции 2%-ного раствора гидрокарбоната, антигистаминные препараты, глюкокортикоиды, оксигенотерапия.
кашель у ребенка
кашель у ребенка
Кашель — один из самых частых патологических процессов, встречающихся у детей. Это симптом, сопутствующий очень многим детским заболеваниям — острым респираторным инфекциям, бронхитам, коклюшу. Он может быть следствием aаллергии или инородного тела в дыхательных путях, проявлением нервного расстройства и т. д.
Кашель — нормальное физиологическое явление, защитная реакция организма, рассчитанная на удаление инородных частиц (пыли, бактерий, пыльцы, копоти и др.), попадающих в дыхательные пути из воздуха. Механизм кашлевого толчка запускается при раздражении нервных окончаний в слизистой оболочке органов дыхания (носоглотки, трахеи, гортани, бронхов). Сигнал о раздражении идет в головной мозг, в центр кашля, откуда к мышцам гортани, бронхов, грудной клетки, брюшной стенки поступает приказ о сокращении и начинается кашель.
В слизистой оболочке дыхательных путей постоянно образуется мокрота — секрет, способствующий удалению отмерших клеток, бактерий и других включений. При патологии может выделяться достаточно большое количество мокроты или, наоборот, мало. В зависимости от наличия мокроты во время кашля различают сухой и влажный кашель.
Сухой или непродуктивный кашель не сопровождается отхождением мокроты, поскольку слизистая оболочка дыхательных путей ее не вырабатывает. Для влажного или продуктивного кашля свойственно отделение мокроты, причем ее количество может быть разным: от небольшого, скудного, до обильного отхождения «полным ртом». Сухой и влажный кашель можно различить по звуку. При влажном кашле слышно характерное «бульканье». Маленький ребенок после откашливания проглатывает мокроту, вместо того, чтобы ее выплюнуть. Поэтому нужно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы понять, отходит ли у него во время кашля мокрота.
В зависимости от патологического процесса меняется характер кашля. Он может быть постоянным (периодическое покашливание), например при или аденоидах. Или протекать в форме приступов, сопровождаться залпами кашля (при коклюше и паракоклюше). Грубый, «лающий» кашель характерен для , а сопровождающийся затрудненным свистящим выдохом — для обструктивного бронхита.
Основные причины кашля у детей

Заболевания носоглотки (, , , фарингит).
ОРЗ — острое воспаление органов дыхания вирусной, бактериальной и грибковой природы:
гортани (ларингит);
трахеи (трахеит);
бронхов (бронхит);
легких ().
Аллергические заболевания (аллергический или обструктивный , аллергический трахеит, аллергический ларингит, бронхиальная астма)
Детские инфекции:
Коклюш у детей;
корь.
Туберкулез.
Инородное тело в дыхательных путях.
Муковисцидоз.
Пороки развития органов дыхания (недоразвитие легкого, врожденное расширение трахеи и бронхов).
Нервное расстройство.
Причиной кашля у ребенка может быть излишне сухой воздух в квартире. Часто такое встречается зимой, когда в квартире сильно топят. Средством борьбы с таким кашлем является увлажнение воздуха. Вы можете повесить на батареи центрального отопления в комнате, где спит малыш, мокрые полотенца, простыни, тряпки, а также сушить на них выстиранное белье. В настоящее время существуют увлажнители воздуха промышленного производства. Кроме того, не забывайте чаще поить ребенка.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Круп у детей. Лечение ложного крупа у детей
Круп у детей. Лечение ложного крупа у детей
Острое инфекционно-аллергическое заболевание гортани и трахеи, сопровождающееся сужением их просвета и развитием острой дыхательной недостаточности. На фоне воспаления происходит сужение просвета гортани (стеноз) и как следствие — резкое затруднение дыхания. Чаще круп развивается во время ОРВИ или другой инфекции, сопровождающейся воспалением гортани, ларингитом. Иногда круп является первым признаком начавшегося заболевания.
Причины и условия возникновения крупа
Причиной развития крупа обычно является инфекционно-воспалительный процесс в гортани, вызванный вирусами парагриппа, PC-вирусом, аденовирусом, а также вирусом гриппа, кори.
Головная боль у детей. Причины и лечение головной боли
Головная боль у детей. Причины и лечение головной боли
Жалоба на головную боль — одна из самых распространенных у детей.

Симптом возникает вследствие раздражения болевых рецепторов сосудов и оболочек мозга, мышц, слизистых оболочек, а также нервов лица или шеи. В ткани мозга болевых рецепторов нет, поэтому мозг «болеть» не может. Головная боль у ребенка возникает по самым разным поводам, а вызвавших ее причин одновременно может несколько.

Частые причины головной боли у ребенка


Сосудистая головная боль.
.
Воспаление сосудов мозга.
Врожденные пороки развития сосудов мозга.
Повышение или снижение внутричерепного давления.
Токсическое поражение головного мозга.
Интоксикация при острых (
, грипп, корь, и т. д.) и хронических (хронические заболевания почек, печени и др.) болезнях.
лекарствами, химическими веществами, алкоголем, угарным газом и др.
Черепно-мозговые травмы (сотрясение или ушиб, головного мозга,
костей черепа и др.).
, эпилепсия.
Воспаление мозговых оболочек (менингит, арахноидит).
Заболевания ЛОР-органов (
, , и др.) и глаз.
Боли, связанные с напряжением (головные боли напряжения, напряжение глазных мышц при близорукости) и воспалением мышц (миозит).
Невриты (воспаления нервов) лицевого и тройничного нервов.
Различные процессы в головном мозге, давящие на мозг объемом (опухоли, кисты, абсцессы) или увеличивающие объем мозга (энцефалит).
Некоторые пороки сердца и заболевания крови.
Деформации костей черепа и шейного отдела позвоночника (экзостозы — костные выросты, остеохондроз шейного отдела позвоночника и др.).
Неврозы и другие причины.

Клинические проявления головной боли


Головная боль может быть давящей, ноющей, пульсирующей, распирающей или сжимающей, возникать по утрам, во второй половине дня или после сна. Локализуется в различных отделах, бывает односторонней (болит левая или правая половина головы). Она может зависеть от положения тела или головы, сопровождаться тошнотой, рвотой, и другими неприятными симптомами. Головная боль нередко провоцируется различными внешними факторами: эмоциональным напряжением, физической нагрузкой, переменой погоды, вдыханием резких запахов или прослушиванием громкой музыки. Внимательные родители обычно замечают особенности возникновения и течения головной боли у ребенка, что очень помогает врачу в постановке правильного диагноза.

Сосудистая головная боль при синдроме вегетативной дисфункции


К головной боли приводят различные изменения сосудов мозга: спазмы, растяжение за счет усиленного притока крови к мозгу или плохого ее оттока. Сосудистые изменения у детей чаще всего связаны с нарушениями регуляции вегетативной нервной системы, отдела, отвечающего за работу внутренних органов (сердца, кишечника, желудка, легких, различных желез и т. д.) и в том числе за сосудистый тонус. Дети с вегетативной дисфункцией склонны к повышению или снижению: . Иногда тонус сосудов у ребенка нестабилен, может то повышаться, то снижаться. Важно понимать, что при вегетативной дисфункции структура и анатомия сосудов не изменена, страдают лишь механизмы, регулирующие их тонус.

Причинами вегетативной дисфункции могут быть травмы и повреждения головного мозга (перинатальная энцефалопатия, сотрясение головного мозга, опухоли, токсические поражения и др.), различные заболевания (болезни почек, сердца, печени, сахарный диабет, психические расстройства и др.). Большую роль играет наследственный фактор. Предрасполагают к развитию вегетативной дисфункции особенности телосложения и психологической организации личности (высокая тревожность, страхи, склонность к ипохондрии, депрессии), стрессы, нарушения
, переутомление, сниженная физическая активность, неблагоприятная эмоционально-психологическая обстановка в семье или школе.

Дети с гипотонией, снижением артериального давления, обычно страдают пульсирующими или тупыми, давящими головными болями, а дети с гипертензией, повышением артериального давления, — распирающими или давящими, сопровождающимися тошнотой и головокружением. Для детей с нарушением венозного оттока из полсти черепа характерны утренние головные боли и метеочувствительность (реакции на перемены погоды).

Помимо головных болей и изменения артериального давления вегетативную дисфункцию сопровождают нарушения в работе самых разных органов и систем (дыхательные, желудочно-кишечные расстройства, нарушение мочеиспускания и терморегуляции и др.). Типичные симптомы: чувство нехватки воздуха, зевота, внезапные глубокие вдохи, боли в области сердца, ощущение сердцебиения, тошнота, отсутствие аппетита, изжога, рвота,
, или , икота, частые мочеиспускания малыми порциями или, наоборот, редкие большими порциями, термоневроз. У детей нередко возникают слабость, вялость, расстройства сна, может снижаться школьная успеваемость, способность к обучению. Характерны различные эмоциональные расстройства: беспричинная тревога, страхи и внутренняя напряженность; истерические всплески и апатия, плаксивость, склонность к депрессии, ипохондрия. Нередко у таких детей все время что-то болит: то в левом боку заколет, то в правом, то сердце прихватит, то голова закружится. Однако при обследовании никакой серьезной органической патологии органов не обнаруживается.

Лечение вегетативной дистонии комплексное, оно включает в себя налаживание режима (, прогулки, умеренные физические нагрузки, полноценное питание и др.), создание благоприятной психологической обстановки в семье и школе, медикаментозное лечение,
, массаж, физиотерапию (электрофорез, электросон, солярий, ванны, душ Шарко, циркулярный душ, парафиновые или озокеритовые аппликации на шейную область и др.), психотерапию, аутотренинг, лечение гипнозом и др. Медикаментозное лечение подбирают в соответствии с вариантом течения вегетативной дистонии, характером симптомов и индивидуальных особенностей ребенка. Назначаются успокаивающие средства (пустырник, валериана, персен и др.), препараты, нормализующие артериальное давление, витамины (нейромультивит, бенфогамма, алвитил, алфаВИТ), ноотропные препараты, улучшающие обменные процессы в головном мозге (ноотропил, пантогам, пирацетам, фенибут, энцефабол, аминалон и др.), средства, улучшающие кровообращение мозга (оксибрал, кавинтон, циннаризин, танакан и др.).

Широко используется фитотерапия. Ребенок с вегетативной дистонией наблюдается и лечится у педиатра, невролога, кардиолога.


Повышение или снижение внутричерепного давления


В толще головного мозга человека расположены тонкие щелевидные полости — желудочки мозга. Желудочки и пространство между черепной коробкой и мозгом сообщаются между собой системой отверстий и заполнены спинномозговой жидкостью (ликвором). Ликвор вырабатывается клетками мозга, свободно циркулирует по полостям и создает определенное постоянное давление в полости черепа. Это и есть внутричерепное давление. Различные патологические состояния (воспалительные процессы в мозге и его оболочках, травмы, опухоли, кисты, врожденные пороки развития мозга, сосудистые заболевания) изменяют давление ликвора на мозг.

Внутричерепная гипертензия — повышение внутричерепного давления. Объем жидкости увеличивается и оказывает давление на болевые рецепторы оболочек и сосудов мозга. При этом характерна распирающая боль, ощущающаяся в глубине головы. Симптом может меняться от положения тела (усиливаться или проходить при перемене позы, сгибании шеи), часто сопровождается рвотой. При значительном повышении внутричерепного давления возникают судороги. У грудных малышей открыты большой родничок и швы черепа. Внутричерепная гипертензия у них может сопровождаться увеличением, выбуханием и пульсацией большого родничка, расхождением швов черепа, быстрым увеличением объема головы. Грудные дети с повышенным внутричерепным давлением обычно беспокойны, плохо спят, сильно срыгивают. Умеренная внутричерепная гипертензия, даже если и начинается в раннем возрасте, не отражается на интеллектуальных способностях ребенка, умственная отсталость у них редка и обычно связана с какими-нибудь сопутствующими заболеваниями.

При повышении внутричерепного давления головную боль купируют мочегонными препаратами (диакарбом, триампуром, глицерином и др.). В случае прогрессирования болезни, приводящего к значительному расширению желудочков мозга, представляющего серьезную угрозу для психического и двигательного развития ребенка, выполняют хирургическую операцию. Полость черепа соединяют с сердцем или брюшной полостью трубочкой (шунтом), по которой удаляется лишняя жидкость.

Внутричерепная гипотензия — снижение внутричерепного давления — встречается сравнительно реже. За счет уменьшения жидкости в полостях мозга сосуды и оболочки мозга натягиваются, и их растяжение приводит к головной боли. Обычно боль проходит при простом сгибании шеи и в положении лежа.

Ребенок с изменениями внутричерепного давления наблюдается и лечится у невропатолога.


Головная боль при инфекционных заболеваниях


Инфекционные заболевания, в том числе большинство ОРВИ, начинаются именно с головной боли. Ее причиной является интоксикация — отравление организма токсическими веществами, образующимися в результате жизнедеятельности микробов и вирусов. Вместе с головной болью при интоксикации возникают слабость, сонливость, ухудшение самочувствия, снижение или отсутствие аппетита и другие симптомы. Головная боль при инфекции обычно сопряжена с повышением температуры, поэтому, если у ребенка внезапно заболела голова, измерьте ему температуру, возможно, он просто заболел.


Головная боль напряжения


Распространена у школьников. Причиной головной боли служит напряжение мышц головы и шеи во время сосредоточенной физической, интеллектуальной или эмоциональной работы. Обычно локализуется в лобной и затылочной областях, проходит после отдыха и расслабления мышц. При длительном неправильном положении головы по отношению к телу затрудняется кровообращение головного мозга, пережимаются нервные окончания. Поэтому возникновению головной боли часто способствует неверная посадка школьника за столом. При необходимости пристально вглядываться происходит напряжение глазных мышц у детей с плохим зрением, если они ходят без очков или очки им не подходят. Глаза могут уставать и у ребенка с нормальным зрением в результате  многочасового пребывания перед монитором компьютера или экраном телевизора.

Головную боль напряжения можно расценивать как нездоровую привычку, которую можно устранить, обучив ребенка приемам расслабления мышц. Прежде всего необходимо ликвидировать вредные воздействия (добиться хорошей осанки, правильно подобрать очки, смотреть телевизор не более часа в день, отдыхать и др.). Целенаправленное лечение состоит из гимнастики и расслабляющих процедур (массажа, аутотренинга, иглорефлексотерапии, физиотерапии и др.).


Мигрень


Головная боль при мигрени появляется в результате расширения и пульсирующих колебаний кровеносных сосудов мозга. Склонность сосудов к внезапному изменению тонуса передается по наследству. Клинически мигрень проявляется как приступы (пароксизмы) сильнейших головных болей, обычно односторонних (болит правая или левая половина головы). Между приступами ребенок чувствует себя хорошо, его состояние удовлетворительное.

Внимательные родители и взрослые дети умеют различать предстоящий приступ мигрени: у ребенка снижается настроение, внимание, работоспособность, появляются сонливость; жажда, снижается аппетит. Непосредственно перед приступом типично появление ауры. Это быстро проходящие зрительные, чувствительные или обонятельные ощущения (искры, мелькания, «шашечки», зигзаги перед глазами, выпадение поля зрения, чувство онемения в кончиках пальцев и лице, различные запахи и другие). За аурой следует приступ сильнейшей пульсирующей (как будто в голове стучит пульс) головной боли, которую не снимают никакие обезболивающие лекарства. Особенность детской мигрени в том, что приступы редко носят односторонний характер, как обычно встречается у взрослых. Как правило, у детей боль двусторонняя. На пике приступа может быть рвота, после нее наступает облегчение и ребенок засыпает. Продолжительность приступа от 15 минут до 2 часов, частота возникновения индивидуальна. Лечением мигрени занимается невропатолог.


Головная боль при менингите


Головная боль может быть вызвана воспалением мозговых оболочек инфекционными агентами: менингококком и другими бактериями, вирусами (паротита, клещевого энцефалита, полиомиелита и др.), грибами (кандида). При менингите возникает сильнейшая головная боль, усиливающаяся при перемене положения тела и при любом внешнем раздражении (ярком свете, громких звуках, прикосновении). Сопровождается рвотой, светобоязнью, повышенной чувствительностью кожи. Характерно определенное положение больного в постели, так называемая «поза легавой собаки»: ребенок лежит на боку с запрокинутой головой и вытянутым туловищем, живот втянут, руки прижаты к груди, ноги согнуты и прижаты к животу. Попытка согнуть голову больного и прижать ее к груди невозможна из-за резкого напряжения мышц. Менингит также сопровождается специфическими неврологическими симптомами, которые находит врач при осмотре. Лечение менингита проводится в стационаре в связи с тяжелым состоянием ребенка, серьезно угрожающем его жизни и здоровью.


Воспаление тройничного нерва


Тройничный нерв отвечает за чувствительность лица. Причиной его воспаления (неврита) могут быть переохлаждение, травма и инфекция (часто — вирус ). Клинически проявляется приступами жестоких болей в области щеки, челюстей, головы, может имитировать зубную боль. Иногда сопровождается слёзо- и слюнотечением. При возникновении подобных симптомов у ребенка необходимо обратиться к невропатологу.


Лечение головной боли у ребенка


Лечение головной боли зависит от вызвавшей ее причины. При сильных головных болях применяют обезболивающие препараты: Парацетамол, Эфералган, Нурофен, Ибуфен и др. Из дополнительных «домашних» средств можно порекомендовать следующие рецепты.


Успокаивающим действием обладают трава мяты, душицы и мелиссы. Их можно заваривать отдельно или добавлять в чай.
Рецепт. Одну ст. л. смеси перечной мяты, душицы и кипрея заварить 0,5 л кипятка, настоять, укутав, 30 минут, процедить. Принимать по 1/2-1 стакану несколько раз в день во время головной боли.
Хорошо тонизирует и снимает головную боль при усталости черный и зеленый чай.
При головной боли во время простуды хорошо помогает ментоловое масло. Нужно смазать им лоб, виски, кожу за ушами и затылок.
Рецепты при мигренеподобной головной боли. Смешать 6 частей семян укропа, по 3 части травы донника и цветков пижмы, 4 части травы мелиссы. 2 ст. л. сбора залить в термосе 0,5 литра кипятка, настоять 1-1,5 часа, процедить и пить по 1 /4-1/2 стакана 3-4 раза в день. Можно добавить мед.
Смешать по 4 части корней валерианы, семян укропа, по 3 части цветков пижмы и липы, травы репешка и мелиссы. Рецепт приготовления и прием как в предыдущем случае.

Информация подготовлена специально для сайта
http://detckijvrach.ru C.Карпа
Гайморит у ребенка: профилактика, симптомы и лечение
Гайморит — это воспаление гайморовых пазух носа. Гайморовы (или верхнечелюстные) пазухи представляют собой полость, где есть только один выход во внешнюю среду. Это отверстие, соединяющее их с полостью носа. В нормальных условиях гайморовы пазухи проветриваются, воздух в них свободно циркулирует и не дает размножаться там микробам.

Причины развития гайморита

ОРВИ. Гайморит чаще всего является осложнением , сопровождающейся . В пазухи попадает инфекция из носоглотки. Неправильное или несвоевременное лечение насморка может привести к гаймориту.
Хронические инфекции носоглотки. Поставщиками инфекции в гайморовы пазухи также могут явиться хронические воспалительные процессы в носоглотке (хронический
, аденоидит, аденотонзиллит, хронический насморк), Они — постоянный источник микробов, близко расположенный к гайморовым пазухам.
Затрудненное носовое дыхание. В закрытых полостях прекрасно размножаются микробы. Поэтому любой процесс в носу, способствующий закупорке прохода в полость носа из гайморовой пазухи чреват ее воспалением. Это любая ситуация затруднения носового дыхания: острый, хронический или аллергический насморк,
, искривление носовой перегородки, полипы в носу и т. д.
Больные зубы. Гайморова пазуха расположена близко к верхним коренным зубам, их отделяет тонкая костная прослойка. Воспаление в зубе может распространиться в гайморову пазуху и вызвать гайморит.
Травмы. Травматические поражения пазух, например, при переломе костей лица или носа.
Аллергия и нарушение вегетативной нервной системы.
могут быть аллергические или вызываться расстройствами вегетативной нервной системы. (По аналогии с вазомоторным ).
Переохлаждение и снижение иммунитета. Любые хронические заболевания ослабляют
, а хроническое воспаление в каком-либо органе способствует распространению инфекции по всему организму через кровь. В том числе она может попасть и в гайморовы пазухи, вызвать гайморит.

Клинические проявления гайморита

Течение гайморита может быть острое и хроническое. Острый гайморит появляется как осложнение ОРВИ или другого респираторного заболевания, сопровождающегося насморком. Хронический — протекает с периодами обострений и относительного благополучия.
Острый гайморит или обострение хронического гайморита имеют следующие признаки:

Затруднение носового дыхания (заложен нос). Голос приобретает гнусавый оттенок. Отмечается снижение обоняния. Насморк. Не постоянный признак, но в большинстве случаев у ребенка имеется слизистое (прозрачное) или гнойное (желтое, зеленое) отделяемое из носа. Слизисто-гнойное отделяемое плохо отсмаркивается, насыхает корками, часто имеет неприятный запах. Неприятные ощущения или боль в области носа, около носа, под глазом. Иногда в этой области может быть припухлость. Менее выражены боли утром, нарастают — к вечеру. Порой ребенок не может указать конкретное место локализации боли, у него просто болит голова (чаще бывает в далеко зашедших случаях, при хроническом течении). Процесс может наблюдаться с одной стороны (тогда боли будут только с одной стороны) или быть двусторонним. Повышение
тела до 38 °С и выше. Как правило, этот симптом наблюдается при остром гайморите. Плохое самочувствие, утомляемость, слабость, снижение аппетита, нарушение сна.

Если у вашего ребенка появились эти симптомы, необходимо посетить отоларинголога. Для подтверждения диагноза врач назначит рентгеновский снимок придаточных пазух носа.

Хронический гайморит

В некоторых случаях острый гайморит заканчивается не выздоровлением, а переходом в хроническую форму.
Причины развития хронического гайморита: .

Острый гайморит неправильно лечился. Имеются препятствия оттока из пазухи (аденоиды, искривления носовой перегородки и др.). Обострения хронического гайморита протекают так же, как и острый гайморит, но симптомы менее выражены. Температура редко поднимается до высоких цифр, боль тупая, изнуряющая, чаще проявляется головной болью. Выделения из носа при хроническом гайморите могут быть различного вида, цвета и качества. Во время обострения они обильные, а при затихании процесса — скудные.

Осложнения хронического гайморита:

Образование кист, гранулем, полипов. Образование в гайморовой пазухе холестеатомы (доброкачественная эпителиальная опухоль). Разрастаясь, холестеатома может разрушать костные стенки гайморовой пазухи.

Аллергический гайморит

Это заболевание может сопутствовать аллергическому насморку. Аллергический гайморит имеет свои особенности:
—  наличие у ребенка других аллергических заболеваний;
—  отсутствие температуры;
—  насморк с обильным, жидким, прозрачным отделяемым из носа;
появляется во время обострения процесса или при затруднении оттока содержимого из пазухи.

Лечение гайморита у детей

Лечение гайморита у детей проводит врач-отоларинголог в поликлинике или в больнице, в зависимости от тяжести течения и наличия осложнений. Обычно ЛОР-врач назначает промывание пазух, а в случае упорного течения болезни — дополнительно проколы пазух через нос. Медикаментозное лечение, физиопроцедуры и другие методы лечения гайморита не отличаются от лечения синусита. Полный курс лечения острого гайморита занимает от двух недель до двух месяцев.

Профилактика гайморита

Профилактика гайморита, как и всех остальных синуситов, состоит в лечении основного заболевания (грипп, острый насморк, корь, скарлатина и другие инфекционные заболевания, кариес) и устранении предрасполагающих факторов (искривление носовой перегородки, переохлаждение). Необходимо поддерживать ребенка в хорошей физической форме. Отличным профилактическим средством является . Полноценное питание, , умеренные занятия спортом, позитивный психологический настрой помогут справиться с любой инфекцией.

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа

Логин: Пароль: Регистрация |

Loading...
Детский врач » Физическое воспитание
Летняя пора — прекрасное время для начала закаливания малыша. Как известно,  основными закаливающими  факторами являются солнце, воздух и вода. И если в другие сезоны доступными методами закаливания являются в основном воздушные и водные процедуры, то именно в летнее время особенно актуальными становятся  солнечные ванны. Как долго карапузу можно находится на солнце и как правильно принимать солнечные ванны?

При приеме солнечных ванн на организм ребенка одновременно оказывают тепловое и фотохимическое воздействие инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. При умеренных дозах ультрафиолетового облучения активизируются биохимические процессы в клетках, ускоряется рост и заживление тканей организма, повышается сопротивляемость к инфекциям, стимулируются работа эндокринной и нервной систем, улучшается состав крови. Под воздействием солнечных лучей в коже образуется витамин D, защищающий от рахита. Однако следует помнить, что чувствительность к ультрафиолету тем выше, чем меньше возраст ребенка. Малышам до года вообще противопоказано находится на открытом солнце, крайне осторожно солнечные ванны назначаются и детям в возрасте от 1 до 3 лет. Детям этих возрастных групп предпочтительнее принимать световоздушные ванны под рассеянными солнечными лучами в тени деревьев. В отличие от прямого солнечного излучения, в рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22°С и выше для грудных детей и при 20°С для детей 1 — 3 лет, лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным. В средней полосе России оптимальным для принятия солнечных ванн является время с 9 до 11 ч утра и с 16 до 18 часов вечера, в более жарком климате — с 8 до 10 ч утра и также с 16 до 18 часов вечера. Продолжительность первой ванны у грудных детей не более 3 мин, у более старших — 5 мин, ежедневно увеличивая их продолжительность доводят до 30 — 40 мин и более. Малышам до года достаточно солнечного облучения небольшой части тела (лицо, кисти рук), детей постарше можно раздевать до пояса, при этом ребенку обязательно должен быть одет головной убор (лучше, если это будет панама). Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30°С и более. При сочетании солнечных ванн с водными процедурами, сначала принимаются солнечные ванны, а не наоборот. После водных процедур на солнце ребенка необходимо вытереть насухо, так как при влажной коже быстрее можно получить солнечные ожоги, а при наличии ветра — переохлаждение.

Не забудем о защите.

При длительном пребывании ребенка на солнце (на природе или на даче и особенно отправляясь на отдых в климатические зоны с повышенной солнечной активностью)  необходимо обязательно позаботится о защите нежной кожи малыша от ультрафиолетовых лучей с помощью детских солнцезащитных средств с фактором защиты  SPF не менее 30. Из-за того, что солнечные фильтры в защитных кремах довольно не стойки наносить средство на кожу ребенка следует каждые 2-3 часа и каждый раз после купания.

«Закаляйся, если хочешь быть здоров!» — поется в известной песне, а какой родитель не хочет, чтобы его ребенок рос здоровым и крепким, не боялся сквозняков и не хватал насморк, едва промочив ноги. Каждый из нас с детства знает о пользе закаливания. В его основе лежит тренировка организма к переносимости неблагоприятного воздействия факторов внешней среды, таких как температура воздуха и воды, влажность и подвижность воздуха, солнечная радиация. Такая тренировка производится путем систематического дозированного воздействия этими факторами на организм ребенка. При этом повышается его устойчивость к меняющимся условиям внешней среды, возрастает сопротивляемость болезням, стимулируется общее физическое и нервно-психическое развитие, повышается устойчивость к физическим и умственным нагрузкам. Чтобы закаливание было эффективным необходимо соблюдать несколько условий:

- закаливающие процедуры должны проводиться  регулярно и систематически,

- интенсивность и время воздействия закаливающего фактора должна постепенно увеличиваться,

- необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности

Но всё дело в том, что в нашем обывательском представлении, закаливанием являются довольно экстремальные для наших изнеженных тушек процедуры, в виде ежедневного обтирания, обливания холодной водой, купания в проруби и хождения босиком по снегу. Не каждый родитель, даже в порыве самых благих побуждений, будет подвергать своё любимое чадо таким экзекуциям. Да и более мягкие методы закаливания, такие например, как ежедневное обливание ножек малыша холодной водой, требуют от родителей недюжинных самодисциплины и терпения. Поэтому большинство из нас, либо вовсе не закаливают своё чадо, либо начинают выполнять какую-либо закаливающую процедуру до первого пропуска, например, из-за болезни ребенка, и затем, с чистой совестью и чувством выполненного родительского долга бросают это «почему-то не помогающее» занятие. Между тем, закаливание — это не какая-то отдельная процедура, а тот образ жизни, который мы можем вести, воспитывая своего малыша и ухаживая за ним, и при этом постоянно тренируя его организм, повышая устойчивость к воздействию таких «опасных» факторов внешней среды, как свежий воздух (он же «сквозняк»), мокрый дождь, холодный снег и др. Предлагаю рассмотреть процедуры, которые каждый родитель выполняет при ежедневном уходе за ребенком, и которые, при желании, можно легко превратить в закаливающие.

Каждое утро малыша мы начинаем с умывания. В первые месяцы жизни мы протираем личико малыша, используя ватные диски, смоченные в кипяченой воде, а с 5-6 месяцев можно начать умывать кроху водой из под крана.  Умывание ребенка можно превратить в закаливающую процедуру, если постепенно снижать температуру воды с теплой до прохладной (15-16 градусов). Лучше будет, если умывать прохладной водой не только лицо ребенка, но  и шею, верхнюю часть груди, ручки и подмышки. Более старшие дети, приученные к умыванию прохладной водой,  потом с удовольствием делают это самостоятельно.

Прекрасным закаливанием может быть питьё, которое вы даете малышу, опять же при условии, что температура его будет постепенно понижаться с теплого — сначала до комнатной температуры, а затем до холодного. И через пару месяцев малышу уже смело можно будет давать пить сок из холодильника и не бояться, что он заболеет, если выпьет или съест что-то холодное или подышит холодным воздухом.

Гигиенические ванны тоже могут стать закаливающими, если после принятия теплой ванны (с температурой 36-37 градусов), вы будете обливать малыша из кувшина водой на несколько градусов прохладнее (34-35 градусов) и каждый раз снижать температуру на 1 градус, доводя её до 28-29 градусов. При этом не нужно лить воду на голову малыша, а после купания тело ребенка нужно промокнуть махровым полотенцем и разрешить ему несколько минут побыть голышом, опять же постепенно увеличивая время до 10-15 минут.

Очень важным закаливающим фактором является воздух. Одной из самых простых закаливающих процедур, которую мы выполняем с первых дней жизни крохи, является проветривание. Даже самому маленькому и беззащитному крохе не нужны тепличные условия, оптимальная температура в комнате малыша должна быть 20-23 градуса. Зимой комната, в которой находится ребенок, должна проветриваться не менее 3 раз в день. При этом очень важно приучать малыша не бояться сквозняков. Постепенно увеличивая время пребывания крохи в проветриваемой комнате, вы в конечном итоге, сможете спокойно оставлять его спать с открытой форточкой. В теплую безветренную погоду окно в комнате должно быть постоянно приоткрыто.

Воздушные ванны ваш малыш будет принимать, если при температуре в комнате 20-23 градуса, вместо ползунков вы будете одевать ему трусики и носочки, а вместо рубашечки с длинными рукавами — футболочку с короткими. Закаливаться ваш карапуз будет и бегая по полу босиком, а также, если вы постараетесь меньше пользоваться подгузниками. Укладывая ребенка спать на ночь, не накрывайте его теплым одеялом. А если вдруг крохе стало жарко и он раскрылся, позвольте ему спать так, как ему хочется. не нужно с маниакальной настойчивостью всю ночь укрывать своего постоянно раскрывающегося малыша.

Закаливающими будут и прогулки, если вы не будете лениться гулять в любую погоду, и ребенок в это время будет правильно одет. Очень важно не кутать и не перегревать малыша. Ведь чаще всего дети заболевают не когда замёрзают, а когда потеют. Лучше одеть малыша полегче, но прихватить с собой одеяло. Ребенок правильно одет и чувствует себя комфортно, если ручки и ножки у него теплые, а голова под шапочкой не горячая и не влажная, а вот холодный носик ещё не означает, что малыш замёрз и его нужно получше укутать. Лицо малыша на прогулке должно быть открыто, при этом закаливанию подвергаются слизистые верхних дыхательных путей. Продолжительность таких прогулок тоже должна постепенно увеличиваться и зимой для детей первого полугодия достигать 1-1,5 часа, а второго полугодия – 2 часа. Летом при хорошей погоде, малыш может находиться на улице в тени деревьев в течение всего светового дня. Если возможности погулять нет, вы можете одеть малыша чуть потеплее и, приоткрыв окно, устроить ему  улицу на балконе или в комнате.

Для детей более старшего возраста очень полезной и закаливающей процедурой может стать посещение бассейна. Ребенок, регулярно посещающий бассейн, болеет гораздо реже своих сверстников. Если малыш здоров и у вас есть возможность посещать специализированный бассейн, где соблюдаются строгие санитарные нормы и температурный режим, вы можете посещать его с первых месяцев жизни малыша. А для того, чтобы решить, когда начинать посещать бассейн общего пользования, во избежание лишних проблем, лучше проконсультироваться со своим педиатром.

Если папа или мама любители бани или сауны, а у карапуза нет заболеваний бронхов, легких и сердца, родители могут брать его с собой. При регулярном посещении, баня и сауна тоже могут стать прекрасными способами закаливания.

Конечно, это только примеры того как, не делая ничего сложного и, вроде бы просто ухаживая за своим малышом, мы можем укрепить его иммунитет, помочь ему сформировать здоровые привычки и научить вести здоровый образ жизни. Как можно больше движения и прогулок на свежем воздухе в адекватной одежде (даже иногда и в ущерб чтению книжки, занятиям английским или помощи по дому), хороший сон, правильное питание, и как можно меньше телевизора, пищевой и бытовой химии и прочих современных вредностей. Нам, родителям, очень важно осознать, что именно такой образ жизни принесёт нашему чаду гораздо больше пользы для здоровья, чем всевозможные обтирания и обливания.

И последнее, как бы вы ни закаливали своё дитятко, всегда нужно помнить, что любое закаливание должно приносить удовольствие и ни в коем случае не должно быть никакого насилия. Если быть чутким и прислушиваться к своему ребенку, он сам вам подскажет, что ему нужно, ведь он пока ещё гораздо ближе к природе, чем мы  — взрослые.

С наступлением зимы выходить на улицу с ребенком хочется все реже. За окном рано темнеет, к тому же мороз и холодный ветер не самые приятные спутники на прогулке, и мама волнуется, что кроха быстро замерзнет и может заболеть.

Однако, зимние холода – это не повод лишать малыша возможности подышать свежим воздухом. Тем более, что прогулки в зимнее время особенно полезны для здоровья ребенка. Зимой воздух почти в полтора раза богаче кислородом и полезными отрицательными ионами, кроме того, он значительно чище, так как снег обладает способностью поглощать значительную часть пыли, копоти и газов, которыми насыщена атмосфера наших городов. После прогулки у ребенка улучшается сон и аппетит. К тому же, холод является мощным закаливающим фактором, который стимулирует защитные силы детского организма. Не стоит бояться морозов! Чтобы свести к минимуму неприятные последствия воздействия холода на организм ребенка, нужно лишь соблюдать некоторые «правила безопасности» и знать как защитить малыша от зимней стужи.

 Температура воздуха и продолжительность прогулок

Безопасное время пребывания на улице в зимнюю пору зависит от погоды и возраста ребенка, чем старше ребенок и чем лучше погода, тем больше может быть продолжительность пребывания на свежем воздухе. И все же, когда на улице мороз, маме бывает страшно решиться на прогулку с малышом, особенно если крохе еще не исполнилось и месяца.

Обычно при выписке из роддома педиатр дает рекомендации по уходу за новорожденным, в том числе относительно того, когда и как начинать гулять. Если ребенок родился зимой, на первую прогулку с ним можно выйти, когда крохе исполнится 12-14 дней, при условии, что на улице не ниже  — 5 °С и безветренно. Вначале продолжительность зимней прогулки должна составлять 15-20 минут, постепенно ее длительность доводят до 1,5-2 часов 2 раза в день. Малышам в возрасте 3 месяцев можно смело гулять при температуре до -10°С, детям старше полугода не страшны морозы до -15°С. В районах с более холодной зимой, но менее влажным воздухом в безветренные дни ребенок может находиться на улице и при более низкой температуре. Детей до 3 лет нежелательно выводить на прогулку при температуре ниже -20°С.

Умеренное воздействие низких температур окажет положительное воздействие на здоровье малыша, но если «перегулять» можно получить переохлаждение и даже обморожение кожи, поэтому в морозную или ветреную погоду не стоит долго находиться на улице, продолжительность прогулки лучше сократить до 20-30 минут или несколько раз в течение прогулки ненадолго заходить с малышом в теплое помещение, слишком задерживаться в тепле не стоит, так как одетый малыш может вспотеть и при выходе на улицу получить переохлаждение. Если на улице очень холодно (температура ниже –15°С) или ветрено, лучше одев кроху потеплее, устроить ему «домашнюю прогулку» на балконе или в комнате с приоткрытым окном.

 Одежда

Чтобы избежать негативных последствий от пребывания на морозе очень важно одеть малыша в соответствии с погодой. Существуют общие требования, предъявляемые к тому как должен быть одет ребенок для прогулок в зимнее время, соблюдение которых поможет избежать перегрева, переохлаждения и других нежелательных проблем.

- зимняя одежда для малышей должна быть теплой, но при этом легкой, просторной и удобной. Тяжелая и тесная одежда сдавливает кожные покровы и находящиеся в них кровеносные и лимфатические сосуды, что приводит к ухудшению питания тканей и увеличивает риск обморожения. Не следует слишком плотно кутать ребенка, так как прослойки воздуха между слоями одежды помогают удерживать тепло. Даже «упакованный» для прогулки и неподвижного лежания в коляске малыш должен иметь возможность шевелить ручками и ножками. Для сна в коляске оптимально подойдет комбинезон – трансформер (в положении «конверт») или специальный зимний конверт. Одежда для малыша, который уже начал ходить, должна надежно защищать его от холода, влаги и ветра, и в то же время позволять активно и комфортно двигаться. Обувь крохи также должна быть достаточно свободной, чтобы сохранять воздушную термоизолирующую прослойку и не сдавливать ступни ног, затрудняя кровоток. В настоящее время существует большой выбор детской зимней одежды из высокотехнологичных тканей, они легкие и тонкие, но в то же время обладают прекрасными термоизолирующими свойствами и хорошо удерживают тепло. Важно, чтобы одевая малыша, мама учитывала эти свойства одежды и не «перестаралась» с количеством футболочек и кофточек под комбинезоном, в обратном случае, малыш может легко перегреться.

 - одежда, непосредственно прилегающая к коже ребенка, должна быть изготовлена только из натуральных материалов. Синтетические ткани плохо проводят тепло и не пропускают воздух, не давая коже дышать. В результате нагретый телом воздух остается под одеждой, что приводит к перегреванию и, как следствие, повышенному потоотделению, при этом кожа ребенка может долго оставаться влажной, что может привести к раздражению. Кроме того, влажная от пота одежда теряет свои теплоизолирующие свойства и следом за перегревом может быстро наступить переохлаждение.

- одевая ребенка на прогулку следует помнить, что голова и конечности человека обладают повышенной теплоотдачей, поэтому необходимо позаботиться, чтобы голова, ручки и ножки малыша всегда были в тепле.

 - даже в холодную погоду лицо гуляющего ребенка должно быть открыто. Не нужно прикрывать нос и рот шарфом, или накидывать уголок конверта на лицо – от выдыхаемого воздуха ткань становится влажной и быстро замерзает, контакт с такой «защитой» может привести к обморожению кожи. Кроме того, выдыхаемый воздух, которым дышит малыш, более влажный и обедненный кислородом, поэтому польза от такой прогулки значительно снижается, а риск простудных заболеваний увеличивается.

Признаки переохлаждения

Во время зимней прогулки родителям необходимо внимательно следить за появлением первых симптомов переохлаждения или обморожения, даже если ребенок пробыл на прогулке совсем недолго. Важно помнить, что риск обморожения существенно увеличивается при ветреной погоде с высокой влажностью воздуха, даже если на улице всего около нуля, но при этом сыро и дует сильный ветер, вероятность повреждения кожи и обморожения весьма высока.

Румянец на щечках малыша — совершенно нормальное явление, но сосудистая система малыша еще очень несовершенна и не способна долго противостоять холоду. Если румяные щечки крохи побледнели, стали «мраморными» с розово-белыми разводами или приобрели синюшный оттенок — это может быть признаком обморожения. Первыми признаками общего переохлаждения являются бледность, синюшность носогубного треугольника и каймы губ, холодная на ощупь кожа, при этом холодными становятся не только нос и щечки (что может быть и в норме), но и переносица, шея, затылок, ручки и ножки ребенка. Появление беспокойства  и капризов малыша на прогулке должно стать для мамы сигналом, чтобы в первую очередь проверить «контрольные» участки тела и убедиться, не замерз ли кроха.

Что делать

Заметив у малыша первые признаки общего переохлаждения или обморожения необходимо сразу же отнести его в теплое помещение и согреть, если есть возможность лучше сразу же переодеть кроху в теплую домашнюю одежду, завернуть в теплое одеяло, дать теплое питье. Для того чтобы согреть малыша можно нанести на его ручки, ножки и грудную клетку детский согревающий крем.

Главная задача при обморожении — восстановить кровообращение в поврежденных тканях, но согревание пострадавшей части тела должно быть постепенным, медленным и преимущественно пассивным (т.е. согревание естественным путем). Распространенной ошибкой являются попытки побыстрее согреть побелевшие участки, растирая их руками, варежками, тканью,  спиртом и даже снегом. Недопустимо растирать обмороженные участки тела чем бы то ни было! Это способствует еще большему повреждению пораженных тканей. Не следует отогревать обмороженную кожу у прямого источника тепла — батареи, обогревателя или грелки, а также под струями теплой и тем более горячей воды -  быстрое согревание препятствует восстановлению кровотока в более глубоких слоях тканей, что может привести к отмиранию клеток.

Дождитесь, пока кожа вновь порозовеет, и затем смажьте ее кремом, содержащим  пантенол или другими ранозаживляющими средствами. Когда кожа начнет слегка розоветь для лучшего восстановления кровоснабжения можно сделать легкий массаж замерзших участков теплыми чистыми сухими руками. При легком обморожении кровоснабжение должно восстановиться в течение 10-20 минут. Если по истечении кожа по-прежнему остается бледной или синюшной или на обмороженном участке появились пузырьки, а также если у родителей появились какие-то сомнения по поводу состояния ребенка, необходимо срочно обратиться к врачу.

Одевайтесь теплее, дышите морозным чистым воздухом и будьте здоровы!

? Ползание является важным локомоторным актом, положительно влияющим на психомоторное развитие. При задержке ползания или нарушениях нормального становления этого навыка необходимо назначение соответствующих приемов, стимулирующих ползание. В лечебной физической культуре детей раннего возраста необходимо не только назначать ползание как одно из упражнений комплекса гимнастики и массажа, но и обеспечивать условия для развития ползания в периоды бодрствования. В качестве упражнений по стимуляции ползания могут быть рекомендованы следующие: ползание по направлению к игрушке и ползание с помощью.
Упражнение повторить заданное количество раз. Сидя на стуле или скамейке, руками опираться о скамейку. Согнуть ноги в коленных суставах и подтянуть их к груди, носки оттянуть назад, спина прямая — выдох; возвратиться в исходное положение — вдох. Сидя на стуле или скамейке, руки положить за голову. Производить наклоны туловища в стороны, спину держать прямой (во время наклона делать выдох, при выпрямлении туловища — вдох). То же упражнение можно производить с гимнастической палкой, палку держать за спиной между согнутыми в локтевых суставах руками. Дыхательные упражнения в исходном положении сидя рекомендуется применять в тех случаях, когда ставится задача избирательной тренировки дыхательной мускулатуры, что хорошо достигается при фиксированном тазе и точном выполнении упражнений.
Loading...