ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НОВОСТИ
дельфинотерапия

Издавна человек в своей жизни сталкивался с дельфинами. Об этом повествуют нам и наскальные фрески, и древние монеты, где отчеканенный дельфин являлся символом и гербом отдельных прибрежных городов.
При этом люди никогда не переставали удивляться той благожелательности, с которой это животное относится к человеку. Тайна дельфина полностью не раскрыта и по сей день, хотя исследования в дельфинариях проводятся во многих странах мира.

Дельфинотерапия является одной из пока малоизученных, но весьма перспективных направлений зоотерапии.
Однако, помимо ума, сообразительности и контактности дельфинов, было замечено, что общение с ними благотворно влияет и на здоровье человека. Дальнейшие исследования подтвердили этот факт, хотя так до конца и не выяснены механизмы их целебного воздействия.


Точно установлено, что даже непродолжительное общение с этими животными положительно сказывается на здоровье больных с отклонениями гормональных, иммунных и обменных процессов. После общения с дельфином у людей повышается выделение «гормонов радости», половых гормонов, которые, в свою очередь, включают и обновляют всю физиологию организма в целом и его энергетическую систему. Специально подготовленные дельфины уже используются в психотерапевтическом лечении неврозов, синдрома хронической усталости, в обучении детей с умственной отсталостью, а также в оздоровительных и реабилитационных целях для определенных групп населения.

У взрослого человека после нескольких сеансов направленного общения с дельфином нормализуются сердечная деятельность, сон, настроение, отмечается душевный подъем, чувство раскрепощенности, повышается работоспособность.


Особо высокая эффективность дельфинотерапии сказывается на детях с заторможенным развитием речи, тугоухостью, а у слабоумных детей и подростков с ДЦП динамика улучшения здоровья поднимается до 60-70 процентов. Дети становятся более общительными, добрыми, менее скованными, лучше концентрируют свое внимание, быстрее поддаются обучению.


Процесс обучения умственно отсталых детей после плавания с дельфинами ускоряется в несколько раз. У подростков, страдающих неврозами с нарушением физиологических функций (страхи, нарушение сна, энурез, заикание и т.п.), происходит частичное или полное восстановление, уменьшаются проявления детского аутизма. Лечащими врачами наблюдается сильный релаксационный эффект, восстанавливаются функции мозга и центральной нервной системы, снимаются нервные стрессы. У больных детей включаются и значительно повышаются механизмы психической деятельности, улучшается их контактность, легче воспринимаются общественные отношения. Они начинают лучше разговаривать, стабилизируется работа всех систем организма.


Научные исследования показывают, что реабилитационно-оздоровительные сеансы с дельфинами не только эффективны, но и не имеют противопоказаний. Они могут успешно сочетаться с медикаментозным и психотерапевтическим лечением, а по показаниям дополняться лечебной гимнастикой, массажем, физиопроцедурами.


За последнее время отмечено, что хорошо обучаются играм с детьми и морские котики. Физиологическое их воздействие на организм пока еще мало исследовано, но положительные сдвиги в психике детей после общения с ними просматриваются довольно четко.


За рубежом дельфинотерапия уже успела получить должное признание. В нашей же стране она только-только начинает зарождаться. Сейчас в России всего несколько бассейнов-дельфинариев, но занятия в них ведутся под наблюдением и руководством целой группы специалистов, поставлены на хорошую научную основу и проводятся сугубо индивидуально для каждого пациента в отдельности.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Мигрень у детей. Лечение мигрени у детей
Детей, жалующихся на приступы , немало. Большинство из них обращаются к врачу, но часто причина боли так и остается невыясненной. Под маской общего недомогания и болевых атак нередко скрывается мигрень.
При этом заболевании нет каких-либо объективных данных: и температура остаются нормальными, анализы не показывают каких-либо отклонений, углубленный осмотр не выявляет изменений со стороны органов и систем. Между тем, по данным статистики, 40% детей до 14 лет уже испытали мигрень. При этом две трети из них унаследовали ее от родителей.

В чем причина?

Причиной головной боли при мигрени становится усиленная выработка адреналина. Этот гормон сужает сосуды головного мозга на часы или дни, не позволяя им реагировать на сосудорасширяющие препараты. Через узкий просвет сосуда нарушается ток крови и доставка питательных веществ к головному мозгу. Возникающее голодание дает о себе знать сильнейшими головными болями. Фактором, провоцирующим адреналиновую атаку на сосудистую стенку, становится нервное перенапряжение.

Мигрень поражает как отличников, так и лентяев. Первые платят головной болью за излишне развитое чувство ответственности и неправильно организованный рабочий день. Вторые страдают из-за чрезмерного увлечения телевизором и компьютером. Часто возникающие стрессы, отрицательные эмоции в школе или дома, некоторые продукты питания могут стать причиной мигренозной атаки. Источником мигрени, например, являются красящие вещества, содержащиеся в консервах, сладких газированных напитках и во многих продуктах быстрого приготовления.

Дети, становящиеся мишенями мигрени, излишне эмоциональны, возбудимы, обидчивы, нетерпимы к чужим ошибкам. Вместе с тем они пытливы и постоянно активны. С трудом могут расслабиться, независимо от того, вызвано напряжение выполнением домашнего задания или компьютерной игрой.

«Мигренозные монстры»

При наступлении приступа ребенок жалуется на появление светящихся точек перед глазами, кратковременную потерю зрения, искажение видимости предметов, иногда тошноту. Боль начинается в области виска или глазного яблока и занимает половину головы. Яркий свет, громкие звуки, , разговор усиливают и без того невыносимые болевые ощущения. Часто возникает рвота, приносящая кратковременное облегчение. Длительность приступа может быть от нескольких часов до суток. Заканчивается он так же внезапно, как и начинается. У ребенка возникает непереносимое чувство сонливости. После сна боль проходит, оставляя чувство тяжести в голове и страх перед новым приступом.

Меры профилактики

Профилактика приступа значительно проще и эффективнее, чем его ликвидация. Необходимо обследовать ребенка, чтобы убедиться в отсутствии других причин для головных болей. Под маской мигрени может таиться опухоль головного мозга. Следует обратить внимание на состояние щитовидной железы. Избыток ее гормонов провоцирует развитие приступа. У девочек необходимо исследовать состояние половых органов. При их заболеваниях, часто протекающих бессимптомно, возникает дисбаланс половых гормонов, способствующих возникновению мигрени.

Из рациона ребенка обязательно нужно устранить откровенно «химическую» еду: лимонады, чипсы, сухарики, продукты быстрого приготовления. Мясо тоже не слишком хорошо при мигренях. Оно содержит арахидоновую кислоту, из которой в организме могут образовываться вещества, вызывающие боль и воспаление. Из тех же соображений следует ограничить употребление кофе, чая, шоколада, сыра, помидоров и яиц. Предпочтение следует отдавать рыбным блюдам, свежим салатам, натуральным морсам. Рекомендуется принимать препарат «Нейромультивит» в возрастной дозировке курсами 1 -2 месяца.

Приучите ребенка регулярно пить «антистрессовые» травяные чаи: лавандовый, ромашковый, розмариновый, мятный, липовый. Нервное напряжение снимет контрастный душ или ножные ванны. Правильно организованный день, мир и взаимопонимание в семье, занятия спортом не дадут мигрени ни единого шанса.

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Дискинезия желчевыводящих путей

Это нарушение оттока желчи по желчным путям (к ним относится желчный пузырь с протоками). Желчь участвует в переработке жира в организме. Она вырабатывается в печени, скапливается в желчном пузыре и по протокам выделяется в двенадцатиперстную кишку в момент, когда в нее поступает пища. Суть дискинезии заключается в несвоевременном выбросе желчи, слишком раннем или запоздалом, в результате чего нарушается переваривание жиров. Причинами могут быть врожденные особенности строения желчного пузыря (перегородки, перегибы, перетяжки, s-образная деформация и др.) и желчных протоков (удвоение, сужение и др.), а также обилие в рационе жирных и жареных продуктов, сопутствующие заболевания органов пищеварения (, язвенная болезнь, гепатит и др.), паразиты ( и лямблии), острые кишечные инфекции, расстройства вегетативной нервной системы и др. Предрасполагающим фактором является эмоциональное и физическое перенапряжение.
При слишком активном сокращении желчного пузыря, возникают приступы по типу колик: непродолжительные резкие острые боли в правом боку после погрешностей в диете, физическое или психоэмоциональное напряжение. При вялой работе желчного пузыря и запоздалом выбросе желчи появляется дискомфорт и тяжесть в верхней половине живота справа, тупые ноющие боли. Также характерны тошнота, отрыжка и рвота после обильной жирной пищи, горечь во рту, снижение аппетита, неустойчивый стул (чередование и ).

Как и чем лечат дискинезию желчевыводящих путей?


Лечение дискинезии зависит от нарушения функции желчного пузыря. При повышении его сократительной активности назначаются лекарства, действующие расслабляюще: спазмолитики (но-шпа, папаверин, дюспаталин, белатаминал и др.), препараты магния (магне В6, магнерот; донат-магний и др.), успокаивающие (пустырник, валериана, персен и др.). При сниженной активности желчного пузыря показаны препараты, стимулирующие его моторику: желчегонные (аллохол, фламин, хофитол, экстракты артишоков, энзистал, тыквеол, желчегонные сборы трав и др.), витамины группы В, тонизирующие (элеутерококк, женьшень и др.). Также в лечении дискинезии широко используют лечение травами, питье минеральной воды физиотерапию. При сниженной сократительной активности желчного пузыря очень полезно проведение . Успех в лечении ребенка с дискинезией желчевыводящих путей непосредственно связан с соблюдением.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Бородавки у ребенка
Бородавки вызываются папилломавирусом человека. Это маленькие плотные сухие наросты на коже с неровной ворсинчатой поверхностью, величиной от булавочной головки до горошины. Как правило, бородавки располагаются на кистях рук, стопах, коленях и лице. Обыкновенные бородавки безболезненны. Жжение и болезненность появляются только при травмировании или вторичном инфицировании бородавки. Подошвенные бородавки появляются в местах давления обувью, особенно у сильно потеющих детей. В отличие от бородавок других локализаций подошвенные бородавки очень болезненны и могут мешать при ходьбе. Выделяют так называемые плоские, или юношеские бородавки, имеющие вид округлых или неправильной формы плоских узелков, расположенных на тыльной поверхности кистей рук и лице. Образованию юношеских бородавок способствуют мелкие травмы кожи.
Одна из разновидностей бородавок — остроконечные кондиломы. Это разрастания розового цвета мягкой консистенции в виде сосочков на ножке, напоминающие петушиный гребень или цветную капусту. Появляются на половых органах, в паховых и межъягодичной складках, вокруг ануса ребенка при недостаточной гигиене кожи. Заражение происходит при половом контакте или через бытовые предметы, загрязненные выделениями из половых органов.
Лечение бородавок обычно хирургическое (разрушение током, прижигание палочкой ляписа, замораживание жидким азотом, хлорэтилом или снегом угольной кислоты и др.). Широко используются местные противовирусные мази (10 % ин-терфероновая, 3-5 % теброфеновая, 0,25; 0,5; 1 % риодоксоловая, 2 или 3 % оксолиновая мазь, Бонафтон и др.), жженая магнезия, фитотерапия. Длительность применения перечисленных средств составляет от 2 недель до нескольких месяцев. Курс лечения назначает врач-дерматолог. Для профилактики бородавок необходимо соблюдать гигиену кожи и избегать травмирования кистей и стоп. Соблюдение гигиены половых органов и сексуальных контактов предупреждает развитие остроконечных бородавок. Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Анорексия у детей
Анорексия - это отсутствие аппетита при неизменной физиологической потребности в питании. Возникает как следствие нарушения деятельности пищевого центра либо как следствие нарушения определенных местных механизмов, отвечающих за регуляцию пищеварительного процесса.

Причины заболевания анорексией.

Причинами возникновения анорексии у ребенка могут быть: неправильное питание, плохие органолептические качества (вкус, запах) продуктов питания; не эстетичный внешний вид пищи; не располагающая к приему пищи обстановка; разные интоксикации организма, гиповитаминозы, нарушения обмена веществ; особое эмоциональное состояние; повышение температуры тела; неврозы, психические заболевания; диатезы; анемии в тяжелой форме; патология органов пищеварения; эндокринные нарушения; длительный прием тех или иных лекарственных препаратов. Может быть и условно-рефлекторная анорексия, связанная с неправильным введением прикорма. Анорексия может появиться у ребенка, которому под прикрытием пищи дают неприятное на вкус лекарство.
Проявляется анорексия отказом от еды. Анорексия, имеющая временный характер, не сказывается на общем состоянии организма. Другое дело — стойкое отсутствие аппетита. Ребенок, который все время отказывается от еды, слабеет; у него сокращается прибавка в весе. Очень быстро слабеет иммунная система; организм, не в силах противостоять постоянным атакам инфекции, «сдает свои позиции», и ребенок заболевает.

Лечение анорексии.

Чем раньше будет установлена причина нарушения аппетита, тем больше вероятность того, что ребенок будет здоровым и бодрым. Надо обязательно соблюдать распорядок приема пищи, обращать внимание на пищевой рацион (разнообразить блюда), на внешний вид блюд, на обстановку вокруг ребенка, когда он ест, на то, достаточно ли ребенок получает витамин с пищей.
Повысить у ребенка аппетит помогут следующие рекомендации народной медицины:

Необходимо почаще давать ребенку фруктовые и овощные соки, в которых содержится много аскорбиновой кислоты, скобленое или протертое яблоко; Увеличить физическую нагрузку, сделать более активным образ жизни ребенка; Устраивать ребенку ежедневные купания в прохладной воде; Устраивать солнечные ванны; Использовать настой травы череды трехраздельной. Приготовление: 1ст.л. сухой травы залить стаканом крутого кипятка и настаивать под крышкой не менее 20 минут, процедить; принимать по 1ч.л. три раза в день; Использовать настой плодов малины. Приготовление: 1ст.л. сухих плодов залить стаканом крутого кипятка и настаивать под крышкой не менее 40 минут, процедить. Принимать ребенку до трех лет по четверти стакана 3-4 раза в день; использовать теплым; Использовать настой травы мелиссы лекарственной; приготовление: 1ч.л. сухой травы залить стаканом крутого кипятка и настаивать под крышкой около часа, процедить; принимать по 1ст.л. 3-4 раза в день до еды; Давать ребенку сок тысячелистника обыкновенного. Приготовление: смешать сок тысячелистника с медом в пропорции 3:1 или 4:1; принимать по полчайной ложки несколько раз в день за полчаса до еды.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Скарлатина у детей. Симптомы. Лечение

Острое инфекционное заболевание. Чаще болеют дети в возрасте от 2 до 6 лет.

Возбудитель скарлатины — ?-гемолитический стрептококк группы А.

Источник инфекции — заболевший человек. Механизм заражения — воздушно-капельный, также заражение происходит при соприкосновении, через другого человека, через предметы (игрушки, белье, предметы обихода). Проникнув в организм, стрептококк фиксируется в области миндалин.

Бессимптомный период может быть до 11 дней. Потом внезапно появляется недомогание, температура тела повышается — иногда при скарлатине она больше 40 °С. Ребенок жалуется на , , тошноту, открывается рвота, порой развиваются судороги. Ребенку больно глотать, он не может широко открыть рот. Опухают шейные и подчелюстные лимфатические железы. К концу первых суток заболевания на теле появляется сыпь, а именно: на шее, на груди, животе, в области паха, на конечностях. Сыпь — мелкоточечная розовая, часто зудящая. На фоне ярких высыпаний остается бледным носо-губный треугольник (характерный для скарлатины признак). При осмотре горла обнаруживаются признаки ; слизистая ротоглотки — ярко-красная; язык обложен. Все перечисленные признаки присутствуют несколько дней; примерно с 4-го дня состояние ребенка начинает улучшаться: спадает температура тела, высыпания бледнеют, явления ангины уменьшаются; очищается язык — на его поверхности хорошо видны малиново-красные сосочки. На 7-8-й день определяется легкое шелушение кожи, которое может быть от нескольких дней до нескольких недель.

В зависимости от тяжести течения принято различать легкую форму скарлатины, средней тяжести и тяжелую. Значительно чаще встречается легкая форма, чем тяжелая. Возможные осложнения следующие: воспаление лимфатических узлов, , нефрит, ревматизм и т.д

Лечение скарлатины


Оценив состояние заболевшего ребенка, врач решит, можно ли его лечить на дому или необходимо стационарное лечение. В любом случае заболевший должен быть изолирован от окружающих не менее чем на 10 дней.

Принципы лечения следующие:


уход, за больным ребенком с соблюдением всех гигиенических правил;
постельный режим не менее 7 дней; покой;
полноценное питание, богатое витаминами;
антибиотики в возрастных дозах;
при тяжелой форме: переливание крови, введение антитоксической противоскарлатинозной сыворотки, вливание глюкозы, дача сердечных средств и т.д.

Фитотерапия рекомендует:


пить настой корней валерианы (5-8 г сушеного измельченного сырья залить стаканом холодной воды, настаивать в течение дня, процедить) по столовой ложке 3 раза в день до еды;
пить настой корней петрушки (чайную ложку сушеного измельченного сырья залить стаканом крутого кипятка настаивать час, процедить) по столовой ложке 3 раза в день. Может быть эффективен настой из следующего сбора:

Цветки липы сердцелистной — 1 часть


Листья малины обыкновенной — 1 часть


Листья мяты перечной — 1 часть


Листья шалфея лекарственного — 1 часть


Трава зверобоя продырявленного — 1 часть


Три столовые ложки сушеной смеси поместить в термос, залить 1 л кипятка, настаивать около часа, процедить. Принимать по стакану 3 раза в день.

При ангинозных явлениях рекомендуется использовать сборы:

Листья эвкалипта прутьевидного — 1 часть


Листья березы обыкновенной — 1 часть


Цветки календулы лекарственной — 1 часть


Листья шалфея лекарственного — 1 часть


Столовую ложку сушеной смеси поместить в термос, залить стаканом крутого кипятка, настаивать 1,5-2 ч, процедить. Полоскать горло 7-8 раз в день.

кора дуба обыкновенного — 1 часть


Веточки ели обыкновенной — 1-часть


Листья березы обыкновенной — 1 часть


Цветки календулы лекарственной — 1 часть


Листья подорожника большого — 1 часть


Столовую ложку сушеной смеси залить стаканом кипятка, кипятить на слабом огне 3-5 мин, настаивать не менее часа, процедить. Полоскать горло 4-5 раз в день.

Народная медицина рекомендует:


пить чай со зверобоем (цветки и листья) и липовым цветом несколько раз в день;
есть лимон;
полоскать горло настоем шалфея несколько раз в день;
на увеличенные шейные лимфоузлы 2 раза в сутки ставить согревающий компресс — водочный или с камфарным маслом (при повышенной температуре тела компресс не ставить!), можно — просто с горячей водой, в которую добавлен уксус;
пить клюквенный и брусничный соки.

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Loading...
Навигация по сайту:




Детский врач » Дети.Воспитание детей » Нравственно-психологическая установка на целомудрие как предмет психологического исследования
Нравственно-психологическая установка на целомудрие как предмет психологического исследования
  • Автор: admin |
  • Дата: 09-10-2016 07:29 |
  • Просмотров: 578
Продолжение. Начало см. здесь. Сексуальные отношения у подростковВ первой главе "Нравственно-психологическая установка на целомудрие как предмет психологического исследования" представлено теоретическое исследование проблемы на основе анализа литературы. Здесь изучены основные подходы к проблеме межполовых отношений в психолого-педагогической, философской, социологической, сексологической литературе. Теоретический анализ обнаруживает многообразие и противоречивость взглядов в вопросах пола и сексуальных отношений и выявляет существование противоборствующих позиций в этих вопросах. Самый общий принцип классификации культур по типу их половой морали, принятый в этнографической литературе, – деление на антисексуальные и просексуальные, или репрессивные (строгие) и пермиссивные (терпимые). Культура не просто запрещает или разрешает те или иные проявления сексуальности, она определяет их социальную, этическую и эстетическую ценность с учетом места жительства; экономики и уровня его производительных сил; религиозных верований; дифференциации мальчиков и девочек; участия женщины в производстве; строгости половой социализации; отношения к материнству и деторождению и других факторов. Разные культуры неодинаково оценивают девствен¬ность. С по¬вышением социального статуса женщин и усложнением системы общества девственность приоб¬ретает более высокую социокультурную ценность. В ряде культур, несмотря на весьма свобод¬ные сексуальные нравы, девственность дочерей тщательно охраняют. Девственность – дар, присвоение которого, даже путем обмана или насилия, дает мужчине определенные при¬вилегии, позволяет жениться на представительнице более знатного рода и тем самым повысить собственный статус. Представления о "бесчестье", которое можно смыть кровью или "прикрыть" браком, существовали и у многих христианских и мусульманских народов. Христианство придает девственности мистическую ценность. Девственницы, особенно по мона¬шескому обету, считались в Средние века Христовыми невестами. Обыденное сознание также приписывает девственности особую ценность. В специальном параграфе главы проанализированы существующие подходы к нравственно-половому воспитанию и выделены два основных: а) ориентированный на либеральное отношение к подростковой сексуальности и, соответственно этому, на предохранение от негативных последствий сексуальных отношений до брака (концепция "безопасного секса") – проконтрацептивное направление; б) ориентированный на воспитание характера, на формирование целомудрия, на воздержание от сексуальных отношений до брака. Проведен сравнительный анализ этих подходов, который потребовал отдельного рассмотрения духовно-нравственной парадигмы подростковой сексуальности и целомудрия. Анализ этой парадигмы показал, в частности, что большинство современных сексологов практически незнакомо с библейско-христианским подходом к проблеме сексуальности и вопросам целомудрия, и совершенно ошибочно относят христианские взгляды по этой проблеме к антисексуальным воззрениям (И.С. Кон, Ю.И. Семенов, Т.А. Файнберг и др.). В центральном параграфе главы изучается установка на целомудрие как признак личностно и нравственно здорового человека. Невоздержание от сексуальных отношений до брака рассматривается как личностное нарушение, связано с переживанием отрицательных чувств и эмоций, приводящее к разрушительным последствиям и формирующее разрушительные черты характера (Т.А. Гурко, В.В. Зеньковский, А. Кинтас, В.С. Немцев. Д. Добсон, Л. Крабб, Д. Макдауэлл, А. Мень, Б.В. Ничипоров и другие ). Когда подростки в возрасте от 12 и до 17 лет начинают вести активную половую жизнь, они встречаются с рядом психологических проблем и травм. Ощущение использованности и опустошенности особенно тяжело переживается, если ожидались долгосрочные отношения. Специалисты утверждают, что пережитые при первой близости впечатления навсегда сохраняются в памяти и сильно влияют на последующую сексуальную жизнь (И.С. Кон), а генетический "след" от любого сексуального контакта навсегда зафиксирован в генетической памяти. Если первый партнер является единственным в качестве супруга или супруги, то нет оснований для возникновения чувства опустошенности, ощущения использованности, отрицательных воспоминаний и разрушительного сравнения. Беспокойства и сожаления часто связаны с опасностью забеременеть, а также с риском заболевания венерическими болезнями. По данным исследований, чувство сожаления о раннем начале половой жизни испытывают девушки, которые начали сексуальную жизнь в 13 лет и моложе (53%). В целом, среди девушек, которые пережили сексуальный дебют до 16 лет, ответов, выражающих сожаление, больше, чем положительных оценок (И.С. Кон, 2001). Депрессия развивается в результате разрыва отношений, разочарования в другом человеке и в чувстве любви. И парни, и девушки тяжело переносят разрыв, особенно если их соединяли интимные отношения. Когда молодой человек или девушка чувствуют, что им или ею воспользовались для удовлетворения эгоистических желаний, часто наступает чувство опустошенности, перерастающее в депрессию. По данным исследований, после того, как девушка делает аборт по настоянию парня или родителей, к ней приходит осознание содеянного, и девушка может впасть в тяжелую депрессию, сопровождающуюся глубоким чувством вины (Т.А. Гурко). Врачи описали так называемый “постабортный синдром”, который включает в себя угрызения совести, чувство вины, сопровождающиеся раскаянием, неприятными воспоминаниями, плачем, отчаянием, депрессией (Л. Дехтяренко, Д. Пикок и др.). Агрессивное сексуальное поведение является проявлением нецеломудренного образа жизни. Т.А. Гурко отмечает, что для многих мальчиков-подростков и даже взрослых мужчин формирование мужской идентичности связано с унижением и подавлением девушек. Опрос студентов-девушек (166 чел.) вузов в Москве и Чебоксарах в 2001 г. показал, что в возрасте до 18 лет 4% девушек были изнасилованы, 10% ответили, что их пытались изнасиловать, 8% вступили в сексуальные отношения, хотя сами этого не хотели (Т.А. Гурко). Непрочные браки – отдаленное последствие невоздержания от сексуальных отношений до брака в подростковом и юношеском возрасте. Внебрачные половые связи приводят к тому, что, создавая семью, человек не будет принадлежать своей половине на 100%, растратив себя на других партнеров в прошлом. Существует мнение, что те, кто вступают в половую связь до брака, чаще разводятся и значительно меньше удовлетворены половой жизнью в браке (Д. Макдауээлл, В.С. Немцев, Т. Рехак). Безответственность выражается в нарушении принципов взаимодействия между людьми. Подростки не хотят нести ответственность за последствия рискованного поведения: беременность, заражение венерическими заболеваниями, а также “разбитое” сердце другого человека. Безответственный человек не является надежным партнером для долгосрочных отношений в браке и в воспитании будущего поколения. Лживость формируется в результате безответственного нецеломудренного поведения. Во-первых, подростки лгут себе, оправдывая свою половую распущенность или убеждая себя, что любят человека, с которым вступают в сексуальные отношения. Во-вторых, они обманывают родителей, которые ожидают от своих детей целомудренного поведения. В-третьих, чтобы добиться интимных отношений, парни говорят девушке, что она первая, или обещают жениться. Девушки лгут, скрывая истинные мотивы вступления в интимные отношения (например, стремление выйти замуж любым путем, материальная заинтересованность и т.п.). Но известно, что на лжи невозможно построить долговременных отношений (В.В. Зеньковский). Эгоизм рассматривается и как причина, и как следствие нецеломудренного поведения. По данным В.В. Нагаева, поведение мужчин с эгоистической тенденцией к половому удовлетворению объясняется утратой социально-полезных интересов, отсутствием высоконравственных идеалов и подлинных ценностей. Эгоистическими мотивами вступления подростков в интимные отношения до брака являются любопытство, удовлетворение полового влечения, самоутверждение. Внебрачная половая жизнь есть торжество чистой сексуальности за счет духовной стороны, в частности, за счет тех радостей и творческой силы, которые вытекают из переживаний любви. Таковы указания социального знания, психопатологии, категорические указания морального и религиозного сознания (В.В. Зеньковский). Воздержание от сексуальных отношений до брака (целомудрие) – это признак личностного здоровья, которое характеризуется наличием целостного внутреннего мира, проявляется в созидательных действиях и формирует созидательные черты характера. В отдельном параграфе главы раскрывается понятие и психологическая структура установки на целомудрие. Когнитивный компонент включает в себя знания о том, что такое сексуальность, сексуальные отношения и их роль в жизни человека, знания о последствиях внебрачных половых связей, таких как ЗППП, нежелательная беременность, аборты, эмоциональные травмы. Когнитивный компонент содержит информацию о ложных причинах вступления в интимные отношения (эгоизм, страсть, любопытство, манипуляция, повышение собственного статуса среди сверстников), а также о том, что представляет собой целомудренный образ жизни. Мотивационный компонент включает мотивы, побуждающие молодого человека воздерживаться от интимных отношений до брака и хранить себя в чистоте. Мотивом целомудренного поведения, например, может быть стремление создать счастливую семью, или желание быть здоровым, или твердое следование нравственным принципам. Операциональный компонент подразумевает овладение системой практических действий и умений целомудренного поведения. Необходимо участие воли в том, чтобы контролировать свои физиологические потребности, чтобы противостоять сексуальному давлению и устоять в искушениях сексуального характера (порнография, сексуальные отношения вне брака, мастурбация, виртуальный секс). Рефлексивный компонент – самоосознание подростком себя, как личности успешной или неуспешной, значимой или незначительной, любимой или нелюбимой, которое влияет на целомудренное поведение. Самодиагностика убеждений, мотивов, поступков, состояния помогает отслеживать и анализировать настоящее и понимать, что необходимо для достижения целомудрия, как нравственного образа жизни. Духовно-нравственный компонент характеризуется ориентацией на духовные ценности: ценность жизни человека, его целостности и нравственной чистоты, а также ценности семьи, такие как любовь, преданность, доверие. Вступление в сексуальные отношения неразрывно связано с таким понятием как ответственность за свои поступки, а в связи с распространением ВИЧ/СПИДа, и жизнь другого человека, что является также нравственным качеством. Духовно-нравственный компонент является стержнем установки на целомудрие, благодаря которому эта установка становится деятельной. Целостный внутренний мир, созидаемый в процессе целомудренного образа жизни, является достоянием подростка. Целомудренность не пытается игнорировать сексуальность или оставлять ее в стороне и подавлять, но стремится должным образом оценить ее и дать ей верное направление. Сексуальность является основанием того, кто мы есть. Несмотря на все современные "прогрессивные" идеи и новейшие психологические размышления, люди все еще чувствуют, что сексуальные отношения до брака – это зло. Совесть человека продолжает считать блуд грехом. Честь и чистая совесть для человека – самое ценное, чем он обладает, это основа его умственного и психологического благополучия (Р. Хэшн). Человек, который ведет целомудренный образ жизни, имеет душевное равновесие. Он находится в мире с самим собой, потому что не выступает против совести, заложенной в нем Богом в качестве индикатора нравственности (правильности) поведения. В.В.Зеньковский предлагает рассмотреть закон цельности, состоящий в том, что в человеке неотвратимо и непреодолимо живет потребностью внутреннего соединения сексуальности и движений любви. Целомудренный человек не живет в погоне за сексуальным удовлетворением, он направляет энергию пола на достижение смысла и цели жизни, на развитие творческого потенциала, для созидания блага. Эрих Фромм в своей книге "Искусство любить" писал, что "большинство людей рассматривает проблему любви только с точки зрения того, любят ли их, нежели какова их способность любить других. Люди думают, что любить – просто, трудно только найти подходящего человека для того, чтобы любить его, или для того, чтобы он любил". И особенно это верно для подростков, которые находятся в процессе развития умения заботиться о благе других. Они еще только учатся ответственности за любовь (В.В. Абраменкова). Целомудренный образ жизни заключается в созидательных действиях, таких как достижение жизненных целей, подготовка к долгосрочным отношениям в браке и оздоровление общества. Достижение жизненных целей становится возможным при воздержании от сексуальных отношений до брака, при котором высвобождается время, энергия, соответствующее целеполагание. Размышляя о созидающем влиянии воздержания от сексуальных отношений до брака на жизнь молодого человека, В.В.Зеньковский предлагает различать два понятия: энергия пола и половая энергия. Под энергией пола следует понимать все то, что рождается от сферы пола (и в теле, и в душе), что соответствует понятию творческой силы в человеке, половая же энергия связана с деятельностью половых органов в человеке. Вовсе не вся энергия пола переходит в половую энергию. В.В. Зеньковский приходит к выводу, что большая, может быть самая значительная часть энергии пола, не переходя в половую энергию, как бы минует половую сферу, уходит в другие сферы нашего существа. На этом зиждется все огромное значение полового воздержания, которое как бы освобождает энергию пола для творческого использования ее в высших формах психической жизни (В.В. Зеньковский). Подготовка к долгосрочным отношениям в браке невозможна без практики воздержания в повседневной жизни подростков. Если молодые люди оставляют секс для брака, у них появляется возможность узнавать друг друга как личность, а не как объект для сексуального удовлетворения. Этап дружбы и ухаживания, ориентированный на личностное сближение, взращивает, укрепляет любовь и закладывает прочный фундамент для создания в будущем крепкой семьи. Воздержание от сексуальных отношений до брака является хорошей “тренировкой” верности будущей жене или мужу (Д. Добсон, В.В. Зеньковский Д. Макдауэлл, В.С. Немцев, Д. Пауэлл и др.). По мнению В.В.Зеньковского, в добрачной половой жизни изнашивается организм: сексуальная жизнь, не связанная с любовью, с семейным очагом, с детьми, берет гораздо больше сил, чем нормальные супружеские отношения в браке. Таким образом, безопасный секс для индивида и общества в целом – это секс между двумя девственниками, заключившими брак до конца своей жизни и соблюдающими верность в супружеских отношениях. Целомудрие проистекает от осознания нравственных принципов бытия человека и способствует укреплению таковых в обществе, сохраняя общество от нравственного разложения. Испанский философ А.Кинтас выдвигает концепцию об интегрировании инстинктивных наклонностей и духовных сил, утверждая, что будучи направленными к высшему, различные силы человека получают наибольшую мощь и одновременно приобретают равновесие. Поэтому недостаточно стоически контролировать инстинктивные наклонности. Надо гореть желанием добра, высших ценностей – реальностей, являющихся источником смысла нашего существования. Более чем о контроле над желаниями и аппетитами, надо говорить об их правильной ориентации, об их интеграции в поле действий, необходимых для развития человека. Наша основная этическая задача состоит не в борьбе против инстинктов, как часто утверждают, не в уменьшении их силы, не в подавлении их требований. Инстинкт и дух должны не противостоять друг другу, а интегрироваться; интегрироваться же значит посвятить себя общей важной задаче (А. Кинтас)). Таким образом, целомудренный образ жизни способствует сохранению душевного и физического здоровья индивида. А в будущем способствует здоровью семьи, ячейки общества. Общество, состоящее из целомудренных индивидов, хранящих девственность до брака и верность в браке, будет также здорово физически, психологически и духовно (личностно). Целомудренный образ жизни формирует такие созидательные черты характера, как уважительность, ответственность и самодисциплина. Известный естествоиспытатель Э.И.Уайлдер Смит пишет по этому поводу следующее: "Народ, не знающий воздержания, немедленно требующий всякого наслаждения, включая сексуальное, стремительно движется к погибели. Народ, неспособный отказаться от наслаждений (и не только от половых), не будет иметь в запасе накоплений сублимированной энергии для высоких достижений" (по В. Бюне, 1991, с.37). Только общество, состоящее из личностно здоровых людей, придерживающихся целомудренного образа жизни, способно успешно развиваться и созидаться, а не саморазрушаться. Читать дальше
  • » Комментарии 0
Похожие статьи:
Loading...