ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НОВОСТИ
ангина у ребенка
Ангина - это инфекционное заболевание, при котором воспалительным изменениям подвергаются небные миндалины. Есть еще одно название у ангины - тонзиллит острый. Ангина - очень тяжелое заболевание всего организма, и чревата она серьезными осложнениями со стороны почек, сердца и суставов.
Причины заболевания ангиной
Возбудителем ангины у детей является стрептококк, реже - стафилококк или другие патогенные микробы. Инфекция проникает в полость рта с недоброкачественными продуктами, с воздухом, когда ребенок дышит ртом. Источником инфекции могут быть воспаленные придаточные пазухи носа, аденоидит, кариозные зубы.<!--more--> Ангина может возникнуть из-за плохого питания ребенка, плохих условий жизни, ослабленного организма вследствие частых простуд, от переохлаждения, усталости.
Существует несколько видов ангин: катаральная, лакунарная, фолликулярная. Катаральная ангина самая не опасная. При ней воспаление охватывает только слизистую оболочку миндалины. При лакунарной ангине характерно более глубокое распространение воспалительного процесса - на лакуны, представляющие собой особые углубления в миндалинах. Фолликулярная ангина протекает тяжело, потому что воспалительные явления при ней отмечаются глубоко в паренхиме миндалин. При любой ангине – боль в горле и она усиливается при глотании. Быстро появляются симптомы общей интоксикации: головная боль, общая слабость, разбитость, иногда – тошнота, рвота. Поднимается высокая температура до 39-40?С. При осмотре горла можно обнаружить увеличенные, разрыхленные, покрасневшие небные миндалины. На слизистой оболочке миндалин, в лакунах - налеты. Эти налеты можно снять ватным тампоном или шпателем, слизистая оболочка под ними не кровоточит. Лимфатические узлы, расположенные поблизости( регионарные), подчелюстные, шейные и другие - увеличены, при ощупывании болезненны. У ребенка ангинозный голос. Изменяются анализы крови и мочи. Возможны осложнения при ангине: паратонзиллярный абсцесс, ревматизм, миокардит, нефрит.
Лечение ангины у детей
Нельзя самим даже пытаться вылечить ангину у ребенка. Если вы заподозрили, что у вашего ребенка ангина, надо немедленно вызвать врача. Врач назначит сульфаниламидные препараты, при тяжелом течении болезни - антибиотики. При ангине важен постельный режим, свежий воздух в помещении, богатое витаминами питание; блюда давать ребенку только жидкие или полужидкие, в теплом виде. Нельзя давать ребенку ничего сухого, твердого, острого, горячего, холодного. Очень полезно обильное теплое питье. При ангине проводится симптоматическое лечение - даются жаропонижающие средства, если нужно, обезболивающие. Необходимо принимать витамины, особенно, аскорбиновая кислота, витамин А, витамины группы В и другие. Надо делать ингаляции, полоскания растворами пищевой соды ( одна столовая ложка на стакан воды), фурациллина (1:5 000), морской соли ( 1-2 чайные ложки на стакан воды), раствором перекиси водорода ( 1 ст. ложка на стакан воды) и другие. Полоскать горло надо как можно чаще, по 15-20 полосканий в день, лучше чередовать различные средства для полосканий. Миндалины надо орошать интерфероном, 0,05%-ным раствором левамизола. Хорошо помогают таблетки для рассасывания: фарингосепт, фалиминт. При ангине у ребенка не рекомендуется делать согревающие компрессы на область проекций небных миндалин. При ангинах можно делать согревающие компрессы ( полуспиртовые, масляные, водочные) на увеличенные и болезненные шейные лимфатические узлы. Также рекомендуется частое полоскание горла разными растворами, теплое питье.
Ангина очень заразная болезнь. Поэтому ребенок, заболевший ангиной, должен быть изолирован от других детей. У него должна быть отдельная посуда, грязную посуду надо тщательно мыть со щеткой и моющим средством, а потом стерилизуется кипячением.
Ускорить выздоровление ребенка и избежать осложнений помогут следующие рекомендации:
Несколько раз в день пить чай с лимоном, с малиной, с плодами ежевики;
Использовать спиртовой раствор прополиса: небольшой кусочек твердого прополиса измельчить с помощью ножа, поместить в емкость и залить 40-50 граммами этилового спирта, настоять не менее суток при периодическом встряхивании, прополис экстрагируется в спирт, а воск осядет на дно. Через сутки спиртовой раствор прополиса с осадка слить. Хранить в прохладном месте можно бесконечно долго. Использование раствора: в полстакана теплой воды добавить 5-6 капель спиртового раствора прополиса, этим водно- спиртовым раствором прополиса надо полоскать горло при ангинах несколько раз в день. Чередовать с другими средствами;
При ангинах можно несколько раз в день жевать по небольшому ( не более горошины) кусочку прополиса, лучше жевать темный прополис.
Старшему ребенку при ангине давать держать во рту кружок лимона вместе с цедрой- два-три раза в день по нескольку минут, сок не глотать. Набежавшей слюной можно прополаскивать горло;
Полоскать горло водой с медом. Приготовление средства: на полстакана теплой воды одну чайную ложку меда, размешать. Полоскать несколько раз в день, не проглатывая;
Полоскать горло соком свежей свеклы. Приготовление сока: достаточное количество свежей свеклы надо измельчить на терке, потом отжать сок, использовать теплым. Старшему ребенку можно добавить на стакан свекольного сока одну ч.л. столового уксуса( не эссенцию); маленькому ребенку в сок для полосканий можно добавить чайную ложку меда, при полоскании сок не проглатывать;
Полоскать горло отваром луковой шелухи; приготовление отвара: 1 ч.л. измельченной шелухи лука залить стаканом воды и кипятить на слабом огне 5-6 минут, потом настаивать, укутав, несколько часов, процедить; полоскать горло несколько раз в день;
Полоскать горло соком каланхоэ. Приготовление средства: достаточное количество листьев пропустить через мясорубку, отжать сок, смешать его пополам с теплой водой Полоскать горло несколько раз в день;
Использовать следующий сбор: листья подорожника большого, цветки календулы лекарственной, трава полыни горькой - все в равных количествах Приготовление отвара: 1 ст. л. Сухой измельченной смеси залить стаканом воды и кипятить на слабом огне около 15 минут, остудить, процедить Полоскать горло 5-6 раз в день;
Принимать сироп из листьев алоэ древовидного. Приготовление сиропа: посуду до половины заполнить мелко порезанными листьями алоэ ( предварительно хорошо промытыми холодной водой) и насыпать доверху сахарного песка, горлышко посуды завязать марлей и настаивать в прохладном месте трое суток, процедить ( что останется отжать); принимать сироп ребенку по одной чайной ложке три раза в день до еды. Давать сироп до полного выздоровления ребенка;
Пить настой плодов шиповника; приготовление настоя: 1 ст.л. сухих измельченных плодов залить стаканом крутого кипятка и настаивать под крышкой около часа, процедить. Пить в теплом виде по половине-одному стакану 2-3 раза вдень;
Принимать свежий сок репчатого лука; приготовление сока: достаточное количество репчатого лука стереть в кашицу, отжать сок с помощью марли; старшему ребенку пить при ангине по половине- одной чайной ложке свежего сока 3-4 раза в день;
Пить настой травы зверобоя продырявленного. Приготовление настоя: 1ч.л. сухих цветков и листьев зверобоя залить стаканом крутого кипятка и настаивать, хорошо укутав, 15-20 минут, процедить. Пить по половине-одному стакану в теплом виде 2-3 раза в день;
Пить настой почек сосны обыкновенной; приготовление настоя: 1ст.л. почек сосны залить стаканом крутого кипятка и, хорошо укутав, настаивать до получаса, процедить. Принимать по полстакана 2-3 раза в день;
Несколько раз в день пить слегка подогретый сок клюквы болотной;
Несколько раз в день вдыхать носом и ртом испарения со свежеприготовленной кашицы лука или чеснока;
Принимать кашицу из тертых яблок, тертого лука репчатого и меда; приготовление средства: все ингредиенты взять в равном количестве, смешать; принимать в теплом виде по 1-2ч.л. ложки 2-3 раза в день.
бронхит у ребенка
Бронхит - воспалительное поражение трахеобронхиального дерева, обусловленное раздражением бронхов различными вредными факторами, в результате чего происходит нарушение слизеобразования и функции бронхов, которое проявляется кашлем, отделением мокроты. Бронхит у ребенка считается хроническим, если заболевание продолжается на протяжении не менее трех месяцев в течение более двух лет подряд. При первичном бронхите процесс начинается и заканчивается в бронхах, при вторичном - является осложнением других заболеваний.
Классификация бронхитов у детей (Рачинский С. В., 1978 г.)
Генез
Первичный
Вторичный
Форма
Острый
Затяжной
Рецидивирующий
Хронический
Причины<!--more--> заболевания
Вирусный
Бактериальный
Аллергический (астматический)
Вследствие воздействия физических или химических факторов
Локализация
Локальный
Односторонний
Диффузный
Характер воспалительного процесса
Катаральный
Гнойный
Катарально-гнойный
Фибринозно-некротический
Характер нарушений проходимости бронхов
Бронхоспазм
Отек слизистой
Гиперсекреция
Гипертрофия слизистой оболочки
Деформация бронхов
Заболевание возникает в результате поражения бронхов вирусной (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, респираторно-синтециальные вирусы, вирусы кори, коклюша) или бактериальной инфекцией (стрептококки, стафилококки, пневмококки и др.), воздействия физических и химических факторов (сухой, горячий, холодный воздух, сернистый газ, окислы азота и др.). Кроме того, на детей может воздействовать пассивное и активное курение, алкоголь и др. Для бронхита у ребенка характерны нарушения бронхиальной проходимости отечно-воспалительного характера, кровенаполнение и набухание слизистой оболочки, в просвете бронхов отмечаются дегенеративные изменения реснитчатого эпителия. В тяжелых случаях процесс захватывает, кроме слизистой оболочки, глубокие слои стенок бронхов. При бронхите у детей нарушается самоочищение бронхов и происходит скопление мокроты в дыхательных путях. Скопление секрета вызывает кашель, который способствует очищению бронхов. Таким образом, основные симптомы - это кашель и появление мокроты.
Клиническая картина острого бронхита зависит от этиологии. Очень часто заболевание развивается на фоне острой респираторной вирусной инфекции. При остром бронхите имеет место острое начало. Заболевание начинается остро с повышения температуры. Часто кашель развивается ночью, чаще он сухой, на 3-4-й день становится влажным. Ребенок предъявляет жалобы на головную боль, общее недомогание, снижение аппетита, навязчивый сухой кашель. Через несколько дней кашель становится влажным, возможно откашливание. В легких прослушиваются жесткое дыхание, влажные хрипы среднепузырчатые. Их количество при откашливании уменьшается. К 6-8-му дню кашель уменьшается, хрипы в легких исчезают. Иногда бронхит возникает не сразу вместе с острыми респираторными заболеваниями, а в более поздние сроки. Этот процесс появляется при присоединении бактериальной микрофлоры, проявляется ухудшением состояния, может быть повторное повышение температуры тела, усиление кашля, появляются сухие хрипы в легких. Очень часто у грудных и новорожденных детей бронхит может осложняться пневмонией. Дыхательная недостаточность при бронхите не отмечается. При исследовании периферической крови наблюдается небольшой лейкоцитоз или лейкопения. Рентгенологически отмечается усиление легочного рисунка, особенно в прикорневых и нижнемедиальных зонах.
Острый обструктивный бронхит
Острый обструктивный бронхит у ребенка (спастический бронхит) является разновидностью острого бронхита. Характерным для этого бронхита является появление спазмов гладкой мускулатуры бронхов, поражение бронхов более крупного калибра на фоне воспаления слизистой; отмечается учащение дыхания; в легких обнаруживаются сухие свистящие хрипы; на высоте обструкции бронхов ребенок беспокоен, раздражителен. Если он уже сидит, старается садиться с опорой на руки; в акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура, раздуваются крылья носа, втягивается область эпигастрия и межреберные промежутки; может появляться цианоз носо-губного треугольника. Чем младше ребенок, тем чаще выслушиваются среднепузырчатые хрипы при растяжении процесса, которые возникают за счет гиперсекреции в бронхах; иногда хрипы выслушиваются на расстоянии.
Диагностика
Для диагностики аллергического обструктивного бронхита имеют значение анамнез, клинические симптомы, данные рентгенологического обследования. Обычно выздоровление наступает через 7-10 дней, но могут возникнуть осложнения в виде бронхиолита.
Лечение бронхита у детей
В легких случаях проводится амбулаторное лечение. Помещение, где находится больной, должно хорошо аэрироваться. Из симптоматической терапии применяются препараты, разжижающие мокроту. Эффективны ингаляции натрия гидрокарбоната 2-3 раза в день. Назначается мукалтин по 1или более таблетке 3 раза в день, отвар или сироп алтейный по 1 чайной, десертной ложке в зависимости от возраста 2-3 раза в день, настой травы термопсиса по 1 ч. л. 3 раза в день, бромгексин. Назначаются отвлекающие средства - горчичники, банки, горячие ножные ванны. Для купирования бронхоспазма назначают эуфиллин 2- 4 мг/кг внутривенно, только в условиях стационара под контролем ЭКГ. Против аллергического компонента назначается постуральный дренаж. Для этого ребенок находится на животе с опущенным головным концом кровати и совершает активные каш-левые движения в течение 10-15 мин 2-3 раза в день.
Из физиотерапевтических применяются методы, обладающие противовоспалительным эффектом:
1) парафиновые или грязевые аппликации на область груди и межлопаточное пространство;
2) УФО грудной клетки;
3) индуктометрия на межлопаточную область;
4) «соллюкс» на грудную клетку;
5) аэронизация гидроионизатором дыхательных путей лекарственными растворами антибиотиков, новокаина, ромашки и др.;
6) электрофорез кальция на грудную клетку.
В первые 7-10 дней больным рекомендуются массаж грудной клетки, статические, а затем динамические дыхательные упражнения. Через месяц после выздоровления проводится закаливание организма для профилактики бронхита в будущем. Санаторно-курортное лечение проводится в местных загородных санаториях, санаториях в лесных и приморских зонах. Прогноз неосложненного бронхита благоприятный - выздоровление.
Бронхиолит
Заболевание часто возникает у детей первого года жизни. Чаще всего возбудителем являются вирусная, респираторно-сентициальная, аденовирусная инфекции, вирус гриппа, микоплазма пневмонии. У части детей, перенесших бронхиолит, в дальнейшем регистрируются явления бронхоспазма или развивается бронхиальная астма. При бронхиолите происходит поражение бронхиол, вследствие чего повышается секреция, возникает обструкция мелких бронхов и бронхиол на фоне бронхоспазма. Нарушение проходимости бронхиол приводит к нарушениям газообмена и гемодинамики.
Заболевание начинается остро. Повышается температура тела, ухудшается общее состояние, появляется приступообразный кашель. В клинике начинают превалировать явления дыхательной недостаточности, появляется цианоз носогубного треугольника, раздувание крыльев носа, втяжение межреберных промежутков, выраженная экспираторная одышка до 60-80 дыхательных движений в мин. Во время кашля отмечается скудная мокрота. На фоне ослабленного дыхания, на вдохе и на выдохе прослушиваются мелко-, средне- и крупнопузырчатые хрипы. В некоторых случаях влажные хрипы исчезают и появляются сухие, свистящие. Обычно резко нарастает интоксикация. Возникают потеря воды из-за рвоты, эксикоз - при тяжелом течении. Со стороны крови определяется лимфопения.
Лечение бронхиолита
При подозрении на бактериальные осложнения назначаются антибиотики в возрастной дозировке, интерферон, инфузионная терапия в связи с развившимся токсикозом, внутривенно назначается эуфиллин 2,4%-ный в возрастной дозировке, ингаляции 2%-ного раствора гидрокарбоната, антигистаминные препараты, глюкокортикоиды, оксигенотерапия.
кашель у ребенка
кашель у ребенка
Кашель — один из самых частых патологических процессов, встречающихся у детей. Это симптом, сопутствующий очень многим детским заболеваниям — острым респираторным инфекциям, бронхитам, коклюшу. Он может быть следствием aаллергии или инородного тела в дыхательных путях, проявлением нервного расстройства и т. д.
Кашель — нормальное физиологическое явление, защитная реакция организма, рассчитанная на удаление инородных частиц (пыли, бактерий, пыльцы, копоти и др.), попадающих в дыхательные пути из воздуха. Механизм кашлевого толчка запускается при раздражении нервных окончаний в слизистой оболочке органов дыхания (носоглотки, трахеи, гортани, бронхов). Сигнал о раздражении идет в головной мозг, в центр кашля, откуда к мышцам гортани, бронхов, грудной клетки, брюшной стенки поступает приказ о сокращении и начинается кашель.
В слизистой оболочке дыхательных путей постоянно образуется мокрота — секрет, способствующий удалению отмерших клеток, бактерий и других включений. При патологии может выделяться достаточно большое количество мокроты или, наоборот, мало. В зависимости от наличия мокроты во время кашля различают сухой и влажный кашель.
Сухой или непродуктивный кашель не сопровождается отхождением мокроты, поскольку слизистая оболочка дыхательных путей ее не вырабатывает. Для влажного или продуктивного кашля свойственно отделение мокроты, причем ее количество может быть разным: от небольшого, скудного, до обильного отхождения «полным ртом». Сухой и влажный кашель можно различить по звуку. При влажном кашле слышно характерное «бульканье». Маленький ребенок после откашливания проглатывает мокроту, вместо того, чтобы ее выплюнуть. Поэтому нужно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы понять, отходит ли у него во время кашля мокрота.
В зависимости от патологического процесса меняется характер кашля. Он может быть постоянным (периодическое покашливание), например при или аденоидах. Или протекать в форме приступов, сопровождаться залпами кашля (при коклюше и паракоклюше). Грубый, «лающий» кашель характерен для , а сопровождающийся затрудненным свистящим выдохом — для обструктивного бронхита.
Основные причины кашля у детей

Заболевания носоглотки (, , , фарингит).
ОРЗ — острое воспаление органов дыхания вирусной, бактериальной и грибковой природы:
гортани (ларингит);
трахеи (трахеит);
бронхов (бронхит);
легких ().
Аллергические заболевания (аллергический или обструктивный , аллергический трахеит, аллергический ларингит, бронхиальная астма)
Детские инфекции:
Коклюш у детей;
корь.
Туберкулез.
Инородное тело в дыхательных путях.
Муковисцидоз.
Пороки развития органов дыхания (недоразвитие легкого, врожденное расширение трахеи и бронхов).
Нервное расстройство.
Причиной кашля у ребенка может быть излишне сухой воздух в квартире. Часто такое встречается зимой, когда в квартире сильно топят. Средством борьбы с таким кашлем является увлажнение воздуха. Вы можете повесить на батареи центрального отопления в комнате, где спит малыш, мокрые полотенца, простыни, тряпки, а также сушить на них выстиранное белье. В настоящее время существуют увлажнители воздуха промышленного производства. Кроме того, не забывайте чаще поить ребенка.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Круп у детей. Лечение ложного крупа у детей
Круп у детей. Лечение ложного крупа у детей
Острое инфекционно-аллергическое заболевание гортани и трахеи, сопровождающееся сужением их просвета и развитием острой дыхательной недостаточности. На фоне воспаления происходит сужение просвета гортани (стеноз) и как следствие — резкое затруднение дыхания. Чаще круп развивается во время ОРВИ или другой инфекции, сопровождающейся воспалением гортани, ларингитом. Иногда круп является первым признаком начавшегося заболевания.
Причины и условия возникновения крупа
Причиной развития крупа обычно является инфекционно-воспалительный процесс в гортани, вызванный вирусами парагриппа, PC-вирусом, аденовирусом, а также вирусом гриппа, кори.
Головная боль у детей. Причины и лечение головной боли
Головная боль у детей. Причины и лечение головной боли
Жалоба на головную боль — одна из самых распространенных у детей.

Симптом возникает вследствие раздражения болевых рецепторов сосудов и оболочек мозга, мышц, слизистых оболочек, а также нервов лица или шеи. В ткани мозга болевых рецепторов нет, поэтому мозг «болеть» не может. Головная боль у ребенка возникает по самым разным поводам, а вызвавших ее причин одновременно может несколько.

Частые причины головной боли у ребенка


Сосудистая головная боль.
.
Воспаление сосудов мозга.
Врожденные пороки развития сосудов мозга.
Повышение или снижение внутричерепного давления.
Токсическое поражение головного мозга.
Интоксикация при острых (
, грипп, корь, и т. д.) и хронических (хронические заболевания почек, печени и др.) болезнях.
лекарствами, химическими веществами, алкоголем, угарным газом и др.
Черепно-мозговые травмы (сотрясение или ушиб, головного мозга,
костей черепа и др.).
, эпилепсия.
Воспаление мозговых оболочек (менингит, арахноидит).
Заболевания ЛОР-органов (
, , и др.) и глаз.
Боли, связанные с напряжением (головные боли напряжения, напряжение глазных мышц при близорукости) и воспалением мышц (миозит).
Невриты (воспаления нервов) лицевого и тройничного нервов.
Различные процессы в головном мозге, давящие на мозг объемом (опухоли, кисты, абсцессы) или увеличивающие объем мозга (энцефалит).
Некоторые пороки сердца и заболевания крови.
Деформации костей черепа и шейного отдела позвоночника (экзостозы — костные выросты, остеохондроз шейного отдела позвоночника и др.).
Неврозы и другие причины.

Клинические проявления головной боли


Головная боль может быть давящей, ноющей, пульсирующей, распирающей или сжимающей, возникать по утрам, во второй половине дня или после сна. Локализуется в различных отделах, бывает односторонней (болит левая или правая половина головы). Она может зависеть от положения тела или головы, сопровождаться тошнотой, рвотой, и другими неприятными симптомами. Головная боль нередко провоцируется различными внешними факторами: эмоциональным напряжением, физической нагрузкой, переменой погоды, вдыханием резких запахов или прослушиванием громкой музыки. Внимательные родители обычно замечают особенности возникновения и течения головной боли у ребенка, что очень помогает врачу в постановке правильного диагноза.

Сосудистая головная боль при синдроме вегетативной дисфункции


К головной боли приводят различные изменения сосудов мозга: спазмы, растяжение за счет усиленного притока крови к мозгу или плохого ее оттока. Сосудистые изменения у детей чаще всего связаны с нарушениями регуляции вегетативной нервной системы, отдела, отвечающего за работу внутренних органов (сердца, кишечника, желудка, легких, различных желез и т. д.) и в том числе за сосудистый тонус. Дети с вегетативной дисфункцией склонны к повышению или снижению: . Иногда тонус сосудов у ребенка нестабилен, может то повышаться, то снижаться. Важно понимать, что при вегетативной дисфункции структура и анатомия сосудов не изменена, страдают лишь механизмы, регулирующие их тонус.

Причинами вегетативной дисфункции могут быть травмы и повреждения головного мозга (перинатальная энцефалопатия, сотрясение головного мозга, опухоли, токсические поражения и др.), различные заболевания (болезни почек, сердца, печени, сахарный диабет, психические расстройства и др.). Большую роль играет наследственный фактор. Предрасполагают к развитию вегетативной дисфункции особенности телосложения и психологической организации личности (высокая тревожность, страхи, склонность к ипохондрии, депрессии), стрессы, нарушения
, переутомление, сниженная физическая активность, неблагоприятная эмоционально-психологическая обстановка в семье или школе.

Дети с гипотонией, снижением артериального давления, обычно страдают пульсирующими или тупыми, давящими головными болями, а дети с гипертензией, повышением артериального давления, — распирающими или давящими, сопровождающимися тошнотой и головокружением. Для детей с нарушением венозного оттока из полсти черепа характерны утренние головные боли и метеочувствительность (реакции на перемены погоды).

Помимо головных болей и изменения артериального давления вегетативную дисфункцию сопровождают нарушения в работе самых разных органов и систем (дыхательные, желудочно-кишечные расстройства, нарушение мочеиспускания и терморегуляции и др.). Типичные симптомы: чувство нехватки воздуха, зевота, внезапные глубокие вдохи, боли в области сердца, ощущение сердцебиения, тошнота, отсутствие аппетита, изжога, рвота,
, или , икота, частые мочеиспускания малыми порциями или, наоборот, редкие большими порциями, термоневроз. У детей нередко возникают слабость, вялость, расстройства сна, может снижаться школьная успеваемость, способность к обучению. Характерны различные эмоциональные расстройства: беспричинная тревога, страхи и внутренняя напряженность; истерические всплески и апатия, плаксивость, склонность к депрессии, ипохондрия. Нередко у таких детей все время что-то болит: то в левом боку заколет, то в правом, то сердце прихватит, то голова закружится. Однако при обследовании никакой серьезной органической патологии органов не обнаруживается.

Лечение вегетативной дистонии комплексное, оно включает в себя налаживание режима (, прогулки, умеренные физические нагрузки, полноценное питание и др.), создание благоприятной психологической обстановки в семье и школе, медикаментозное лечение,
, массаж, физиотерапию (электрофорез, электросон, солярий, ванны, душ Шарко, циркулярный душ, парафиновые или озокеритовые аппликации на шейную область и др.), психотерапию, аутотренинг, лечение гипнозом и др. Медикаментозное лечение подбирают в соответствии с вариантом течения вегетативной дистонии, характером симптомов и индивидуальных особенностей ребенка. Назначаются успокаивающие средства (пустырник, валериана, персен и др.), препараты, нормализующие артериальное давление, витамины (нейромультивит, бенфогамма, алвитил, алфаВИТ), ноотропные препараты, улучшающие обменные процессы в головном мозге (ноотропил, пантогам, пирацетам, фенибут, энцефабол, аминалон и др.), средства, улучшающие кровообращение мозга (оксибрал, кавинтон, циннаризин, танакан и др.).

Широко используется фитотерапия. Ребенок с вегетативной дистонией наблюдается и лечится у педиатра, невролога, кардиолога.


Повышение или снижение внутричерепного давления


В толще головного мозга человека расположены тонкие щелевидные полости — желудочки мозга. Желудочки и пространство между черепной коробкой и мозгом сообщаются между собой системой отверстий и заполнены спинномозговой жидкостью (ликвором). Ликвор вырабатывается клетками мозга, свободно циркулирует по полостям и создает определенное постоянное давление в полости черепа. Это и есть внутричерепное давление. Различные патологические состояния (воспалительные процессы в мозге и его оболочках, травмы, опухоли, кисты, врожденные пороки развития мозга, сосудистые заболевания) изменяют давление ликвора на мозг.

Внутричерепная гипертензия — повышение внутричерепного давления. Объем жидкости увеличивается и оказывает давление на болевые рецепторы оболочек и сосудов мозга. При этом характерна распирающая боль, ощущающаяся в глубине головы. Симптом может меняться от положения тела (усиливаться или проходить при перемене позы, сгибании шеи), часто сопровождается рвотой. При значительном повышении внутричерепного давления возникают судороги. У грудных малышей открыты большой родничок и швы черепа. Внутричерепная гипертензия у них может сопровождаться увеличением, выбуханием и пульсацией большого родничка, расхождением швов черепа, быстрым увеличением объема головы. Грудные дети с повышенным внутричерепным давлением обычно беспокойны, плохо спят, сильно срыгивают. Умеренная внутричерепная гипертензия, даже если и начинается в раннем возрасте, не отражается на интеллектуальных способностях ребенка, умственная отсталость у них редка и обычно связана с какими-нибудь сопутствующими заболеваниями.

При повышении внутричерепного давления головную боль купируют мочегонными препаратами (диакарбом, триампуром, глицерином и др.). В случае прогрессирования болезни, приводящего к значительному расширению желудочков мозга, представляющего серьезную угрозу для психического и двигательного развития ребенка, выполняют хирургическую операцию. Полость черепа соединяют с сердцем или брюшной полостью трубочкой (шунтом), по которой удаляется лишняя жидкость.

Внутричерепная гипотензия — снижение внутричерепного давления — встречается сравнительно реже. За счет уменьшения жидкости в полостях мозга сосуды и оболочки мозга натягиваются, и их растяжение приводит к головной боли. Обычно боль проходит при простом сгибании шеи и в положении лежа.

Ребенок с изменениями внутричерепного давления наблюдается и лечится у невропатолога.


Головная боль при инфекционных заболеваниях


Инфекционные заболевания, в том числе большинство ОРВИ, начинаются именно с головной боли. Ее причиной является интоксикация — отравление организма токсическими веществами, образующимися в результате жизнедеятельности микробов и вирусов. Вместе с головной болью при интоксикации возникают слабость, сонливость, ухудшение самочувствия, снижение или отсутствие аппетита и другие симптомы. Головная боль при инфекции обычно сопряжена с повышением температуры, поэтому, если у ребенка внезапно заболела голова, измерьте ему температуру, возможно, он просто заболел.


Головная боль напряжения


Распространена у школьников. Причиной головной боли служит напряжение мышц головы и шеи во время сосредоточенной физической, интеллектуальной или эмоциональной работы. Обычно локализуется в лобной и затылочной областях, проходит после отдыха и расслабления мышц. При длительном неправильном положении головы по отношению к телу затрудняется кровообращение головного мозга, пережимаются нервные окончания. Поэтому возникновению головной боли часто способствует неверная посадка школьника за столом. При необходимости пристально вглядываться происходит напряжение глазных мышц у детей с плохим зрением, если они ходят без очков или очки им не подходят. Глаза могут уставать и у ребенка с нормальным зрением в результате  многочасового пребывания перед монитором компьютера или экраном телевизора.

Головную боль напряжения можно расценивать как нездоровую привычку, которую можно устранить, обучив ребенка приемам расслабления мышц. Прежде всего необходимо ликвидировать вредные воздействия (добиться хорошей осанки, правильно подобрать очки, смотреть телевизор не более часа в день, отдыхать и др.). Целенаправленное лечение состоит из гимнастики и расслабляющих процедур (массажа, аутотренинга, иглорефлексотерапии, физиотерапии и др.).


Мигрень


Головная боль при мигрени появляется в результате расширения и пульсирующих колебаний кровеносных сосудов мозга. Склонность сосудов к внезапному изменению тонуса передается по наследству. Клинически мигрень проявляется как приступы (пароксизмы) сильнейших головных болей, обычно односторонних (болит правая или левая половина головы). Между приступами ребенок чувствует себя хорошо, его состояние удовлетворительное.

Внимательные родители и взрослые дети умеют различать предстоящий приступ мигрени: у ребенка снижается настроение, внимание, работоспособность, появляются сонливость; жажда, снижается аппетит. Непосредственно перед приступом типично появление ауры. Это быстро проходящие зрительные, чувствительные или обонятельные ощущения (искры, мелькания, «шашечки», зигзаги перед глазами, выпадение поля зрения, чувство онемения в кончиках пальцев и лице, различные запахи и другие). За аурой следует приступ сильнейшей пульсирующей (как будто в голове стучит пульс) головной боли, которую не снимают никакие обезболивающие лекарства. Особенность детской мигрени в том, что приступы редко носят односторонний характер, как обычно встречается у взрослых. Как правило, у детей боль двусторонняя. На пике приступа может быть рвота, после нее наступает облегчение и ребенок засыпает. Продолжительность приступа от 15 минут до 2 часов, частота возникновения индивидуальна. Лечением мигрени занимается невропатолог.


Головная боль при менингите


Головная боль может быть вызвана воспалением мозговых оболочек инфекционными агентами: менингококком и другими бактериями, вирусами (паротита, клещевого энцефалита, полиомиелита и др.), грибами (кандида). При менингите возникает сильнейшая головная боль, усиливающаяся при перемене положения тела и при любом внешнем раздражении (ярком свете, громких звуках, прикосновении). Сопровождается рвотой, светобоязнью, повышенной чувствительностью кожи. Характерно определенное положение больного в постели, так называемая «поза легавой собаки»: ребенок лежит на боку с запрокинутой головой и вытянутым туловищем, живот втянут, руки прижаты к груди, ноги согнуты и прижаты к животу. Попытка согнуть голову больного и прижать ее к груди невозможна из-за резкого напряжения мышц. Менингит также сопровождается специфическими неврологическими симптомами, которые находит врач при осмотре. Лечение менингита проводится в стационаре в связи с тяжелым состоянием ребенка, серьезно угрожающем его жизни и здоровью.


Воспаление тройничного нерва


Тройничный нерв отвечает за чувствительность лица. Причиной его воспаления (неврита) могут быть переохлаждение, травма и инфекция (часто — вирус ). Клинически проявляется приступами жестоких болей в области щеки, челюстей, головы, может имитировать зубную боль. Иногда сопровождается слёзо- и слюнотечением. При возникновении подобных симптомов у ребенка необходимо обратиться к невропатологу.


Лечение головной боли у ребенка


Лечение головной боли зависит от вызвавшей ее причины. При сильных головных болях применяют обезболивающие препараты: Парацетамол, Эфералган, Нурофен, Ибуфен и др. Из дополнительных «домашних» средств можно порекомендовать следующие рецепты.


Успокаивающим действием обладают трава мяты, душицы и мелиссы. Их можно заваривать отдельно или добавлять в чай.
Рецепт. Одну ст. л. смеси перечной мяты, душицы и кипрея заварить 0,5 л кипятка, настоять, укутав, 30 минут, процедить. Принимать по 1/2-1 стакану несколько раз в день во время головной боли.
Хорошо тонизирует и снимает головную боль при усталости черный и зеленый чай.
При головной боли во время простуды хорошо помогает ментоловое масло. Нужно смазать им лоб, виски, кожу за ушами и затылок.
Рецепты при мигренеподобной головной боли. Смешать 6 частей семян укропа, по 3 части травы донника и цветков пижмы, 4 части травы мелиссы. 2 ст. л. сбора залить в термосе 0,5 литра кипятка, настоять 1-1,5 часа, процедить и пить по 1 /4-1/2 стакана 3-4 раза в день. Можно добавить мед.
Смешать по 4 части корней валерианы, семян укропа, по 3 части цветков пижмы и липы, травы репешка и мелиссы. Рецепт приготовления и прием как в предыдущем случае.

Информация подготовлена специально для сайта
http://detckijvrach.ru C.Карпа
Гайморит у ребенка: профилактика, симптомы и лечение
Гайморит — это воспаление гайморовых пазух носа. Гайморовы (или верхнечелюстные) пазухи представляют собой полость, где есть только один выход во внешнюю среду. Это отверстие, соединяющее их с полостью носа. В нормальных условиях гайморовы пазухи проветриваются, воздух в них свободно циркулирует и не дает размножаться там микробам.

Причины развития гайморита

ОРВИ. Гайморит чаще всего является осложнением , сопровождающейся . В пазухи попадает инфекция из носоглотки. Неправильное или несвоевременное лечение насморка может привести к гаймориту.
Хронические инфекции носоглотки. Поставщиками инфекции в гайморовы пазухи также могут явиться хронические воспалительные процессы в носоглотке (хронический
, аденоидит, аденотонзиллит, хронический насморк), Они — постоянный источник микробов, близко расположенный к гайморовым пазухам.
Затрудненное носовое дыхание. В закрытых полостях прекрасно размножаются микробы. Поэтому любой процесс в носу, способствующий закупорке прохода в полость носа из гайморовой пазухи чреват ее воспалением. Это любая ситуация затруднения носового дыхания: острый, хронический или аллергический насморк,
, искривление носовой перегородки, полипы в носу и т. д.
Больные зубы. Гайморова пазуха расположена близко к верхним коренным зубам, их отделяет тонкая костная прослойка. Воспаление в зубе может распространиться в гайморову пазуху и вызвать гайморит.
Травмы. Травматические поражения пазух, например, при переломе костей лица или носа.
Аллергия и нарушение вегетативной нервной системы.
могут быть аллергические или вызываться расстройствами вегетативной нервной системы. (По аналогии с вазомоторным ).
Переохлаждение и снижение иммунитета. Любые хронические заболевания ослабляют
, а хроническое воспаление в каком-либо органе способствует распространению инфекции по всему организму через кровь. В том числе она может попасть и в гайморовы пазухи, вызвать гайморит.

Клинические проявления гайморита

Течение гайморита может быть острое и хроническое. Острый гайморит появляется как осложнение ОРВИ или другого респираторного заболевания, сопровождающегося насморком. Хронический — протекает с периодами обострений и относительного благополучия.
Острый гайморит или обострение хронического гайморита имеют следующие признаки:

Затруднение носового дыхания (заложен нос). Голос приобретает гнусавый оттенок. Отмечается снижение обоняния. Насморк. Не постоянный признак, но в большинстве случаев у ребенка имеется слизистое (прозрачное) или гнойное (желтое, зеленое) отделяемое из носа. Слизисто-гнойное отделяемое плохо отсмаркивается, насыхает корками, часто имеет неприятный запах. Неприятные ощущения или боль в области носа, около носа, под глазом. Иногда в этой области может быть припухлость. Менее выражены боли утром, нарастают — к вечеру. Порой ребенок не может указать конкретное место локализации боли, у него просто болит голова (чаще бывает в далеко зашедших случаях, при хроническом течении). Процесс может наблюдаться с одной стороны (тогда боли будут только с одной стороны) или быть двусторонним. Повышение
тела до 38 °С и выше. Как правило, этот симптом наблюдается при остром гайморите. Плохое самочувствие, утомляемость, слабость, снижение аппетита, нарушение сна.

Если у вашего ребенка появились эти симптомы, необходимо посетить отоларинголога. Для подтверждения диагноза врач назначит рентгеновский снимок придаточных пазух носа.

Хронический гайморит

В некоторых случаях острый гайморит заканчивается не выздоровлением, а переходом в хроническую форму.
Причины развития хронического гайморита: .

Острый гайморит неправильно лечился. Имеются препятствия оттока из пазухи (аденоиды, искривления носовой перегородки и др.). Обострения хронического гайморита протекают так же, как и острый гайморит, но симптомы менее выражены. Температура редко поднимается до высоких цифр, боль тупая, изнуряющая, чаще проявляется головной болью. Выделения из носа при хроническом гайморите могут быть различного вида, цвета и качества. Во время обострения они обильные, а при затихании процесса — скудные.

Осложнения хронического гайморита:

Образование кист, гранулем, полипов. Образование в гайморовой пазухе холестеатомы (доброкачественная эпителиальная опухоль). Разрастаясь, холестеатома может разрушать костные стенки гайморовой пазухи.

Аллергический гайморит

Это заболевание может сопутствовать аллергическому насморку. Аллергический гайморит имеет свои особенности:
—  наличие у ребенка других аллергических заболеваний;
—  отсутствие температуры;
—  насморк с обильным, жидким, прозрачным отделяемым из носа;
появляется во время обострения процесса или при затруднении оттока содержимого из пазухи.

Лечение гайморита у детей

Лечение гайморита у детей проводит врач-отоларинголог в поликлинике или в больнице, в зависимости от тяжести течения и наличия осложнений. Обычно ЛОР-врач назначает промывание пазух, а в случае упорного течения болезни — дополнительно проколы пазух через нос. Медикаментозное лечение, физиопроцедуры и другие методы лечения гайморита не отличаются от лечения синусита. Полный курс лечения острого гайморита занимает от двух недель до двух месяцев.

Профилактика гайморита

Профилактика гайморита, как и всех остальных синуситов, состоит в лечении основного заболевания (грипп, острый насморк, корь, скарлатина и другие инфекционные заболевания, кариес) и устранении предрасполагающих факторов (искривление носовой перегородки, переохлаждение). Необходимо поддерживать ребенка в хорошей физической форме. Отличным профилактическим средством является . Полноценное питание, , умеренные занятия спортом, позитивный психологический настрой помогут справиться с любой инфекцией.

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа

Логин: Пароль: Регистрация |

Loading...
Детский врач » Дети.Воспитание детей » Когда заводить второго?
Когда заводить второго?
  • Автор: admin |
  • Дата: 04-09-2017 10:24 |
  • Просмотров: 578
Когда рожать второго ребенкаМалыш в семье - это большая радость и в то же время море хлопот. Но их становится еще больше, когда появляется второй ребенок. На плечи папы ложится еще большая ответственность, у мамы, уже привыкшей справляться с одним ребенком, появляется много новых забот, а старший начинает ревновать к младшему, отнимающему у него внимание родителей. Но проходит время, и все становится на свои места. Однако для того, чтобы решить всю массу возникших проблем, маме и папе придется запастись терпением. Какой же должна быть оптимальная разница в возрасте между детьми, чтобы и детям, и родителям это было удобно? В первую очередь мама должна подумать о медицинских показаниях к рождению второго ребенка. Вот отрывок из статьи, опубликованной в журнале "New England Journal of Medicine", и перепечатанной в журнале "Материнство", №12 за 1999 год: "Рожайте снова через 18 месяцев! Изучение 173 205 родов в штате Юта показало, что оптимальный промежуток между родами составляет от 18 до 23 месяцев, когда старший ребенок уже не требует интенсивного ухода, а разница в возрасте еще позволяет детям вместе играть и иметь общие интересы. Исследование также показало, что если интервалы между родами меньше 18 или больше 23 месяцев, вероятность заболеваний у детей повышается. В сравнении с детьми, родившимися в идеальном промежутке, у матерей, забеременевших в течение полугода после предыдущих родов, вероятность рождения недоношенных или гипотрофичных новорожденных на 30-40% больше. У женщин, которые рожали следующего ребенка более чем через 10 лет, риск рождения гипотрофичного ребенка был выше в два раза, а риск рождения недоношенного был выше наполовину. Специалисты считают, что при слишком коротком промежутке между родами, главной причиной нарушений является то, что организм матери не закончил восстановления от дефицита витаминов, кровопотери и стресса, связанного с беременностью и родами. Слишком большой промежуток между родами может вызвать повышенный риск нарушений в связи с тем, что условия кровоснабжения матки при этом ухудшаются." Итак, медики дают вполне конкретные рекомендации относительно разницы в возрасте между детьми. Послушаем мнения по этому поводу мам, участниц веб-конференции на сервере http://www.7ya.ru/: Поля: Как раз жду второго - старшему будет ~2.5 года. Если бы было здоровье, наверное решилась бы на "погодок", чтобы вместе росли, вместе дружили. Вероника: У моих мальчишек разница 3 года. По мне - в самый раз. Раньше я родить второго и не смогла бы, здоровье не то... и гинекологи советуют делать перерыв между беременностями в 2-3 года. Если роды проходили не естественным путем, а с помощью кесарева сечения, то врачи советуют увеличить интервал между беременностями до 2-3-х лет, так как возрастает риск выкидыша и других осложнений, пока шов еще недостаточно зарубцевался. Проблемы со здоровьем мешают некоторым мамам завести второго ребенка тогда, когда им этого хочется. Кроме того, считается, что при интервале между беременностями менее двух лет, больше вероятность рождения однополых детей, что далеко не всегда является пределом мечтаний для родителей. Итак, с медицинской точки зрения все стало ясно. Теперь обратимся к бытовой стороне вопроса. Какая разница в возрасте оптимальна для мамы с точки зрения ухода за детьми? Как распределить свое время таким образом, чтобы его хватило на обоих? Вот как отвечают на эти вопросы участницы конференции: Поля: У меня скоро будет второй ребенок. Старшему будет тогда 2.5 года. Надо будет делить свое внимание между двумя детьми. Но вот вопрос, кому его надо больше? С одной стороны, кажется, что старшему - он и так ревновать будет, привык, что он в центре всех событий, но ведь и маленькому надо быть с мамой. Сейчас все больше и больше говорят о том, чтобы мама "не разлучалась" с грудничком и даже таскала его все время на себе. Боюсь, что это невозможно: "таскать" обоих на себе. Кому-то из них придется говорить "подожди, я сейчас займусь братом, а потом тобой". Когда оба ребенка маленькие - прогулки, походы в поликлинику, купание и кормление становятся проблемой. Вероника: Было довольно тяжело в первый год, т.к. совершенно не совпадали режимы детей, тут со старшим и погулять надо и позаниматься, а младшего на массаж пора или кормить-укладывать. Но зато теперь! (нам 2 года и почти 5 лет) Лучшие друзья! Вот сижу сейчас за компьютером, а вокруг кубики и строительные блоки ровным слоем на всю комнату, старший командует, а младший их экскаватором на "стройку" грузит, потом читать пойдем, вместе. И все довольны. Ревности у нас не было никакой. Наоборот, такая забота трогательная о братике. Мира: Маленькая разница - трудно где-то первые 1.5 года. Затем легче, поскольку им будет требоваться практически оно и то же - одинаковое питание, режим, воспитание. Катя: Сыну год и три. Две недели назад родила дочку. Пока все время уходит на старшего - малышка пока только ест и почти все время спит. Что будет дальше - посмотрим, но я уверена, что все будет хорошо. Единственная проблема в том, что гулять со старшим у меня не получается, приходится прибегать к помощи няни и мамы. Правда, наступит весна, малышке будет месяца три, посажу ее я в кенгуру, или даже в коляску, и пойду гулять с обоими (старший - пешком). Я считаю, что маленькая разница в возрасте - это хорошо. Общие интересы у людей будут. И растить хорошо - навык не теряется, а умножается. Наташа: Ничего невозможного нет, я таскала сразу обоих. Первую, в ней 18 кг, на левый бок, второго, в нем 8 кг, на правый. И вперед, наводить порядок, кстати, очень помогает лишнее сбросить. Так привыкла за полгода все делать сама с каким-нибудь ребенком на руках, что, когда приехала сюда, бабушки все время хотели забрать ребенка из рук, или сделать вместо меня. Очень постарайтесь кормить как можно дольше грудью, т.к. стерилизовать бутылочки у вас точно не будет времени. Когда живу одна, без помощников, то гуляю с ними до дочкиного дневного сна и после. Приехала сюда, сынишку на лоджию, а с дочкой гуляет бабуля, а я делаю свои дела, или наоборот, я гуляю, а кто-нибудь дома пасет Кольку. Нюша: Мы гуляем вместе, если есть возможность. Если старший еще маленький, чтобы ходить сам, есть коляски для погодков с "откидным" сиденьем, очень удобно. А еще можно пойти на детскую площадку со старшим, а младший пусть себе лежит рядышком в коляске, свежим воздухом дышит. Марина: Надо разделить две проблемы - кто из детей требует больше хлопот в бытовом плане (это, все-таки, младший), и кто из них требует больше времени и внимания (а вот этого им надо одинаково). И это совершенно реально. Помеха тут только одна - собственная усталость и раздражительность. И дело тут совсем не в количестве детей. Конечно, очень трудно тащить коляску с младшей с пятого этажа, когда старший хочет одновременно сам тащить эту коляску и держаться за маму. Очень трудно, когда собрав зимой детей гулять - оба одеты как космонавты, младшая лежит в коляске и уже собирается орать - и тут вдруг старший заявляет, что хочет в туалет. Много всяких этих мелочей, и иногда кажется, что уже нет сил. Мне кажется, что выход только один - ВСЕГДА разговаривать с детьми, и объяснять, почему я делаю так, а не иначе. Объяснять старшему, что младшая не может долго играть, что ей надо спать, поэтому сейчас надо посидеть очень тихо, зато потом мы вместе будем лепить. Объяснять младшей, когда она проснется не вовремя, что я к ней подойду через не прямо сейчас, а через две минуты, когда вытащу старшего из ванны и вытру. Помогает это очень нескоро, но поскольку во многих ситуациях другого выхода нет, очень часто бывает невозможно откликаться на двух детей одновременно, то остается только постоянное объяснение того, что я их слышу, я понимаю, что они хотят, но сделаю это тогда-то и тогда-то потому-то и потому-то (объяснения первое время проходят под возмущение, переходящее в бурные протесты). Зато в отдаленном будущем результат, я уверена, потрясающий - искренняя любовь нас всех друг к другу без тени ревности. А воспитываю я их одна (не считая мужа на работе), без родственников, соседей и друзей. Так что не очень-то верьте тем, кто скажет, что двое детей - это трудно. На самом деле это отлично. Когда в семье рождается второй ребенок, старший нередко начинает ревновать. Еще бы, ведь раньше все внимание родителей принадлежало только ему! В этой ситуации маме следует вести себя очень осторожно, с пониманием относясь к переживаниям малыша. Несмотря на всю занятость и усталость, ей необходимо найти время на старшего. Елена: Разница в возрасте, действительно, очень влияет на отношение старшего к младшему. Где-то читала статью психолога на эту тему, там говорилось, что лучше, когда разница меньше двух лет или больше шести, а вот с двух до шести - самый ревнивый возраст. И, кроме того, дети все очень разные, одному могут помочь разговоры о скором появлении младшего братика-сестрички, а другой все равно будет ревновать. Моему старшему было почти 14, когда появилась дочка, он не ревновал, относился как взрослый и сразу полюбил сестру. Но я чувствовала, что ему все же нужно слышать от меня, что он "мой самый любимый сыночек, самый добрый, хороший, мой главный помощник". Вероника: Это тема бесконечная и очень болезненная. Время придется не делить, а отдавать одновременно обоим. Поделюсь своим опытом. Меня выписали из роддома с младшим в день - когда старшему исполнилось 3 года. Не было никого для помощи. Моя мама жила в соседнем городе, свекровь я видела один раз в жизни - на свадьбе. Подруги все - работающие женщины, после работы приходили домой высунув язык... Я с самого начала стала со старшим ДОГОВАРИВАТЬСЯ: Вот сейчас мы Феденьку перепеленаем, покормим, спать уложим, а потом уже будем читать, играть и т.д. Старший проникся своей ролью. Помогал мне на полном серьёзе. Памперсы носил, присыпку. Был такой эпизод забавный: Федьке уже где-то месяц был. Вешаем мы с Кирюшей пеленки на балконе, Я вешаю, а Кирюха подаёт и говорит мне: - Мам, какой же наш малыш бедненький! - Почему!? - Ведь он совсем один, где же его мама? Он просто не мог понять, что его мама может быть еще чьей-то мамой. Т.е. мы как бы приютили чужого малыша и заботились о нем. Ну и смех и слезы в общем. Объяснила все конечно... А еще всегда говорила ему, что он старший - умнее, взрослее, моя главная надежда на помощь и поддержку, что он защитник для маленького. А маленький подрос и стал ему лучшим другом. Правда, они не ссорятся совсем. Вчера вот говорят мне: - Мам, нам третий брат нужен! - !!!??? - А у нас игра такая, втроем играть надо! Оля: Ревности не было после родов. В год для ребенка все чудо. Что-то вроде мелькнуло, когда младший стал сидеть (4-5), т.е. из ляльки стал человечком. Но он уже привык к тому моменту, что не один. Рина: Оно как-то само получается. Большую часть времени все равно проводите с маленьким. Покормить, перепеленать, спать положить. А старшему достается меньше. Вы ведь устаете. И домашние дела никто не отменял. Сначала я младшего в кроватку отправляла, как только старший попросит. А потом спрашивала "он же плачет, тебе его не жалко?" или не успела, например, памперс надеть, кроватку описал. Меняю простынку и старшему объясняю, что "вот видишь, не надела памперс, теперь приходится простынки менять, а у мамы спинка болит". Через пару недель мы уже вместе бутылочки готовили, маленького спать укладывали и памперс надевали. А вообще-то их лучше не разлучать. Гулять с бабушкой вместе, и с мамой тоже вместе. И помощи просите у старшего. Моему полтора года было. Он даже шепотом разговаривать научился. Нюша: У нас были большие проблемы со старшим, когда он узнал, что у нас будет братик. Он начал писать в кровать по ночам и требовать к себе повышенного внимания. Мы сходили к психологу. И она дала следующий совет: необходимо сказать старшему "по секрету", что Вы любите его больше, чем младшего. От младшего не убудет, а старший все сам поймет через годик, но кризис уже минует. Я долго мучалась, раздумывала, но сделала так, как она сказала. Долгое время это было нашим со старшим секретом. Он очень часто подходил, когда я возилась с младшим, "пошептаться". Вопрос был один: "А правда, что ты меня больше любишь?". После положительного ответа ему было жалко младшего, он гладил ему ручки, целовал его... После полугода старший забыл об этом "секрете", больше не спрашивал, может быть, все понял. Но с младшим он до сих пор очень нежен, всегда защищает его и выступает в роли адвоката, если я ругаю его за что-то. Кроме того, после рождения младшего, папа начал больше уделять ему внимания, он почувствовал себя мужчиной. Марина: Я категорически не согласна с предыдущим советом - "потихоньку" говорить старшему, что любишь его больше, и с аргументом о том, что младшему это "все равно". Никому из них, ни старшему, ни младшему - ничего не "все равно", ни кто с ними гуляет, ни что Вы говорите о них, когда они этого не слышат. А по поводу Вашего психолога ... Представьте себе, что когда-нибудь Ваш старший ребенок скажет младшему (или родственникам, или соседям, или друзьям во дворе, где они будут играть вместе), что мама больше любит его, а не младшего. И младший придет и спросит Вас, правда ли это? Что Вы тогда будете делать? Подтвердите ли Вы, глядя младшему в глаза, что старшего Вы любите больше? Или Вы старшему ответите, что это неправда, и Вы так не говорили? Ваш советчик создал Вам ситуацию, из которой нет честного выхода. Поэтому я бы никогда не воспользовалась таким советом. Катерина: Когда я рассказала Дашеньке о том, что у нас появится еще один малыш, она меня спросила - буду ли я ее любить меньше? И я как-то сразу решила настаивать (и ее, и себя успокоить) на РАЗНОСТИ этой любви. И я ей сказала: ты всегда будешь моей самой-самой любимой СТАРШЕЙ дочкой. А второй (вторая) - любимым МЛАДШИМ (или средним, или вторым - сколько их там еще будет) ребенком. И ее, и меня это как-то успокоило. Марина: Внимания придется уделять столько, сколько потребуется. Я решала эту проблему так. Дочка родилась, когда сыну было два года, но еще задолго до рождения я объясняла сыну, что он уже не очень маленький. Приходилось разрешать ему намного больше, потому, что когда он спрашивал - "раз я вырос, я уже могу... подметать пол, мыть посуду, рисовать красками" и т.д., надо было разрешать. И к моменту рождения дочери он точно осознавал все свои привилегии старшего и все особенности младшей. Иногда и сама мама не хочет заводить второго ребенка, опасаясь, что у нее не хватит любви и внимания на обоих. Фая: Моей дочке 1,8 - пора уже второго планировать, а так не хочется разделять внимание между детьми. Так хочется чтобы она еще побыла маленькой королевой, когда весь мир крутится только вокруг нее. И я еще работаю (мне это важно) так я с ней провожу только 5-6 часов в день (правда и в эти часы я на 80%только с ней), а она сейчас с каждым днем все интереснее и интереснее). А с другой стороны хочу чтобы дети были друзьями (вижу слишком много примеров когда разница в возрасте большая и нет связи между детьми). Ольга Е.: Как можно одновременно любить 2 детей (я уж не говорю про большее количество)? Мне кажется, что всегда будешь любить кого-то больше. А другой из-за этого будет страдать. И у мужа, и у многих друзей есть младшие сестры и братья. Так вот, к сожалению, все внимание и любовь родителей была всегда направлена на них!!! Дружбу видела в одной единственной семье при этом там мама тоже всегда явно и не скрываясь отдавала предпочтение младшему. У меня один сын, хочется девочку, но боюсь, что попаду в ту же ситуацию. Настюша: Я тоже этого очень боюсь. Я так люблю Женьку, что боюсь, когда рожу второго буду его больше любить, а мой Женька будет страдать... Боюсь я этого и не хочу чтобы мой сынулька, ласковый и смешной такой, страдал... Елена: А как нам удается одновременно любить ДВУХ родителей, маму и папу, а еще бабушку и дедушку, да к тому же собственного мужа и ребенка?! Ответ один: мы любим каждого из них ПО-РАЗНОМУ, и разница вовсе НЕ В КОЛИЧЕСТВЕ любви. Вспомните дурацкий вопрос, который взрослые иногда задают ребенку: "Кого ты больше любишь, маму или папу?" Ребенок любит обоих родителей, каждого по-своему. Так же и взрослые люди любят своих близких разной любовью, потому что с каждым из них складываются свои уникальные отношения, не похожие на отношения с другими родными. И второй ребенок - не точная копия первого, не простое повторение. У него другой характер (возможно СОВСЕМ ДРУГОЙ), приходится сталкиваться с другими проблемами, и мы сами меняемся, становимся опытнее, мудрее. В общем, с младшим у нас складываются иные взаимоотношения, чем со старшим в том же возрасте, потому и любовь к нему немного иная. А примеры знакомых, у которых младших братьев-сестер любили больше, говорят только о ревности, которая часто присутствует в отношениях братьев и сестер. Младшим тоже есть на что пожаловаться, например, что старшему в его возрасте все разрешалось, а его всю жизнь маленьким считают, шагу не дают ступить самостоятельно. Бывает, конечно, вариант, когда вроде бы "меньше" любят одного из детей. Это когда ребенок очень не похож по характеру, не близок по своей натуре одному из родителей. Или даже обоим, как говорится, "ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца", или в двоюродную тетю, которую вы терпеть не можете. А другого ребенка понимаешь с полуслова-полувзгляда, сразу видно - родная кровь, родная душа. И тут уже неважно, кто из них младший, а кто старший, все равно с одним - легко и просто, а со вторым - постоянные проблемы, все время приходится искать пути к взаимопониманию, бороться с собственным подсознательным желанием переделать, перевоспитать "гадкого утенка". Но даже в этом случае мы никак не меньше его любим. Так что не бойтесь: если Вы вообще способны любить детей, то будете любить и двоих, и троих, и ... одновременно. Если к моменту рождения младшего старший ребенок уже значительно подрос, у родителей возникает значительно меньше проблем. Старший уже обрел некоторую самостоятельность, возможно даже ходит в школу, имеет собственные интересы. Кроме того, мама может рассчитывать на помощь с его стороны. Однако, в этом случае больше проблем возникает у детей. У них едва ли сложится общий круг увлечений, и маловероятно, что им будет интересно вместе. Тамара: У меня с братом разница 11 лет - это ужасно, никакой личной жизни. Пока подружки гуляли с мальчиками, я гуляла со своим "мальчиком". Чтобы не было соблазна припрягать дочку, постараюсь сделать ей братика или сестричку пораньше. Оля: У меня с братом разница 12 лет. Очень печально. Как хотелось близости!.. Нет, в детстве это неприятно. Зато с двоюродными братом и сестрой (втроем) нам было замечательно, если случалось жить вместе. Как-то правильнее, нормальнее отношения в семье, когда дети - дети, а взрослые - взрослые. А это чувство возникает, если возраст близкий. Родителям решиться на второго ребенка с большой разницей в возрасте не всегда просто. Первенец уже подрос, семья имеет свободу передвижений, не будучи связана с пеленками и бутылочками. Снова возвращаться к бессонным ночам захочется не всем. Оля: Мне кажется, чем дальше от горшков, тем труднее на них снова решиться. Моя мама жалела, что родила нас не подряд, вот они с папой потом 9 лет думали, пока само не вышло. Нет уж, лучше в 42 нянчить внука, чем своего заводить. И здоровее все будут, опять же. Алена: Только из пеленок и бессонных ночей выберешься с горем пополам, так опять себя в это ярмо? Нет, не подумайте - я обожаю своего сынишку и ни за какую свободу не променяла бы материнство, но... первый год был очень трудный. Времени не хватало ни на что - но я все равно заставляла себя убираться, приводить себя в порядок, работать, спортом заниматься, в ущерб сну и отдыху. Иначе перестала бы себя уважать. А мы ведь с мужем еще и непоседы - друзей много, интересов. А маленького не хочу таскать с собой - не нужны ему эти компании. Спасает няня, но с двумя тем более не убежишь на полночи в гости и потом не поспишь до 11. Так что не знаю, буду ли вообще второго заводить... Другие родители считают совсем иначе. Когда сын или дочь подрастает, жизнь становится более размеренной и начинает казаться скучной. Чем старше становится ребенок, тем больше он отдаляется от родителей, и эту пустоту может заполнить только еще один малыш. Мира: Маленькие дети продляют нашу молодость. Если интервал между детьми побольше, то вы всегда ощущаете себя необходимой, малыши создают в доме ту неповторимую обстановку шума, беспорядка, неугомонности, которые, думаю, и делают дом живым. Моя точка зрения - можно, конечно, второго родить и с маленьким промежутком, только тогда не надо останавливаться на двух детях, иначе уже в тридцать с небольшим лет вечера вы будете проводить вдвоем с мужем при идеальном порядке и тишине в доме. А это уже похоже на старость. Итак, если разница между детьми меньше четырех лет - родителям тяжело с двумя малышами, но легко детям. Чем младше ребенок, тем ему легче привыкнуть к новому статусу, да и играть вместе им интересно. Если разница больше 10-ти лет - легко родителям (старший поможет в уходе за младенцем), но тяжело детям (слишком большая разница, они едва ли будут вместе играть). Кроме того, этот вопрос решается родителями в зависимости от собственной психологии, взглядов на жизнь. Есть семьи, которые хотят "отдохнуть" сначала от младенчества старшего, погулять, съездить заграницу, а потом начинать сначала "бессонные ночи", кормежки, сидение дома. Другие предпочитают разом "отмучиться", а потом уже отдыхать от проблем с младенцами. Каждая семья находит свой собственный путь. Закончу словами из песни: Еще пожелать вам немного осталось: Чтоб в год по ребенку у вас нарождалось!..
  • » Комментарии 0
Похожие статьи:
Loading...