Дети,Воспитание ,детей » Страница 4
Главная Новорожденные Детский сад Школа.Дети Развитие,речь,игры Физическое воспитание Здоровье Оригами
Логин:  
Пароль:
Заболевания детей Безопасность Воспитание Рацион питания Дом.Семья Беременность Психология Творчество Детский отдых
Навигация по сайту
Психология детей
Воспитание малыша

Воспитание малыша

Большое значение имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок. Уход за ребенком, отношение окружающих его взрослых обеспечивают развитие ответных подражательных эмоций и разнообразных реакций. На втором году жизни ребенок начинает
31.03.19

Лучшие статьи
«Опять ты у телевизора!» — я думаю, эту фразу произносит каждый родитель, когда наше ненаглядное чадо, вместо игры с друзьями на улице или чтения любимой книжки, всё своё свободное время проводит в компании своего «самого лучшего друга». Конструкторы, машинки и куклы уныло пылятся на полках. Ни одна, даже самая яркая и дорогая игрушка, не увлекает ребёнка надолго, зато перед телевизором он может проводить время часами. А после фразы «Выключи немедленно!» со вздохом выключает и садится за компьютер или PSP, знакомая ситуация?

Все мы прекрасно знаем о вреде, который наносит длительное общение с этими чудо-достижениями научно-технического прогресса: огромная нагрузка на зрение, психику, малоподвижный пассивный образ жизни. «Наши дети не умеют общаться и играть друг с другом», возмущаемся мы, «вот в нашем детстве, нас родители с улицы не могли дозваться». И это правда. Я думаю многим, кто сейчас носит гордое звание «родитель», знакомо понятие «двор», когда по вечерам дети всех возрастов высыпали на улицу и играли в наизанятнейшие коллективные игры: классики, казаки-разбойники, «Али-Баба», высекалы, а также в огромное количество своих дворовых вариаций. А по телевизору, из детских программ, показывали лишь старые добрые «Спокойной ночи, малыши» и «В гостях у сказки». Ах, какое чудесное это было время, и деревья были такими большими! Но сейчас наши дети растут в совершенно другой действительности, они сидят по домам за телевизорами и компьютерами, общение с которыми не требует никаких усилий, кроме перещёлкивания кнопок пульта и клавиатуры. Не нужно проявлять выдумку и фантазию, чтобы придумать себе занятие, не нужно тратить душевные силы на общение с друзьями, развлечения уже готовы, стоит лишь нажать заветную кнопочку. И хотя у наших детей сейчас намного больше возможностей, чем было у нас в детстве, получается, что они обделены чем-то, гораздо более важным, чем дорогие технические штучки.

Но прежде чем обвинять пресловутый прогресс и своих ненаглядных ангелочков, может быть начать с себя? Не мы ли подсаживаем своих деток на телевизионный наркотик, потому что сами давно и глубоко зависимы от него. Мы уже не можем вечером сесть за ужином без включенного «зомбоящика», и просто поговорить о том, как прошёл день. У большинства из нас, пока мы находимся дома, телевизор постоянно работает в фоновом режиме. И если не кривить душой, нам проще подсунуть своему скучающему малышу телевизионную няньку, чем найти время, а главное, желание позаниматься с ребенком. Некоторые мамы даже специально включают своему малышу рекламу, чтобы накормить кроху, пока он завороженно смотрит на «голубой экран».

Я осознала всю серьёзность проблемы, когда поняла, что мой восьмилетний сын использует любую свободную минуту, для того, чтобы прильнуть к телевизору. И когда он поглощен просмотром, внешний мир перестаёт для него существовать, он перестает видеть и слышать что происходит вокруг, при этом совершенно не важно, смотрит он детскую передачу, рекламу или политические дебаты. Даже его шестимесячный брат стал заглядываться на ярко мерцающий экран. Чтобы вытащить ребенка из телевизионной зависимости, на семейном совете мы договорились соблюдать несколько правил:

- телевизор не должен работать в фоновом режиме, включаем его только когда хотим посмотреть конкретную передачу или фильм;

- семейные обеды и ужины проводим без телевизора за разговорами по душам;

- на компьютере и PSP играем только по выходным дням;

- свободного времени у ребенка должно быть как можно меньше. Здесь секции футбола и плавания подошли как нельзя лучше. Я не боялась перегрузить сына, так как будучи педиатром по образованию знаю, что лучшим отдыхом после долгого сидения за партой, является переключение ребенка на двигательную активность.

- всячески поощряем прогулки на улице. И если малышня не знает, чем заняться, почему бы не присоединиться к ним и не вспомнить те самые дворовые игры, в которые мы играли в нашем детстве. Огромное удовольствие и обоюдная польза и детям и родителям гарантирована.

- дома стараемся находить время для семейных игр и поощрять любую созидательную  деятельность своего ребенка, которая отвлекает его от телевизора.

Несмотря на всю видимую простоту предложенных мер, соблюдать их оказалось довольно сложно. Как ни странно, труднее всего оказалось нам самим отказаться от работающего в фоновом режиме телевизора, но мы прекрасно понимали, что глупо требовать от ребенка не смотреть телевизор, если сам постоянно переключаешь каналы. Поначалу без привычной компании с сериалами и другими телеразвлекалками было пустовато, но оказалось, что когда ничего не отвлекает, появляется больше тем для разговоров, и семейные застолья стали гораздо душевнее, в общем, нам понравилось. Сейчас если я вожусь на кухне, а моему старшему сыну нечем заняться, он приходит ко мне с листком бумаги и мы играем в слова (из одного большого слова составляем много новых), решаем детские сканворды или просто болтаем о том, о сём.  В свободное время по вечерам играем в настольные игры (русское лото, шашки, шахматы, Минотавра), на ночь читаем книжки. Всей семьёй по выходным катаемся на роликах или коньках, вместе ходим в бассейн. Конечно ни телевизор, ни компьютер из нашей жизни не исчезли, но в жизни моего ребенка и семьи в целом стали занимать гораздо меньшее место. Появилось больше времени для общения, занятий спортом, творчества, мы стали ближе и внимательнее друг к другу, и мне кажется, даже чуточку счастливее.

 



Безусловно, каждый родитель мечтает видеть свое чадо успешным и добившимся определенных высот. Не секрет, что добиться успеха невозможно без уверенности  в собственных силах. Как же вырастить свое чадо уверенным в себе человеком, ведь будущее наших детей во многом зависит именно от нас, родителей?

Уверенность в себе тесно связана с самооценкой.  Ее основы закладываются к 6-7 годам, но формироваться начинают с самого рождения. С первых месяцев жизни малыш не только способен воспринимать окружающее, но и активно взаимодействует с другими людьми. Именно первые контакты с мамой и папой оказывают огромное влияние на его эмоциональное и социальное развитие. В возрасте до 18 месяцев у ребенка формируется чувство доверия к окружающему миру, в возрасте  от 1,5 до 3 лет малыш начинает ощущать себя отдельной автономной личностью. В этот период ребенок крайне любознателен. Экспериментируя, пробуя и исследуя, кроха не только активно познает окружающий мир, но и приобретает уверенность в себе. Правда при условии, что рядом с ним находятся любящие и понимающие родители, которые без громких окриков и чрезмерных запретов, направляют его исследовательскую деятельность в «мирное русло» и оберегают его от серьезных травм. Излишняя родительская тревожность и многочисленные «нельзя» в таком возрасте могут приводить к развитию у крохи застенчивости и чувству неуверенности.

Больше позитива

Дети с высокой самооценкой лучше справляются со сложными проблемами. Они менее тревожны и легче усваивают новое, обладают лучшим самоконтролем и ладят со сверстниками. Общаясь с окружающими, малыши включаются в обратную связь, содержащую ответную реакцию других людей на их поступки. Восприятие обратной связи очень важно для растущего человека. У детей с высокой самооценкой и самоуважением  преобладает оптимистическая реакция на собственную неудачу. Неприятности расцениваются ими как временное явление, которое можно изменить. В сложных ситуациях, сопряженных с сильными негативными эмоциями, такие малыши в состоянии самостоятельно улучшить свое настроение с помощью приятных воспоминаний, что помогает им безболезненно найти выход из затруднительной ситуации.

Еще одной важной составляющей развития ребенка является вера в собственные способности (так называемая самоэффективность). Высокая самоэффективность означает стремление к успеху и новым начинаниям, адекватное поведение в сложных ситуациях, а также быстрое восстановление положительных эмоций после постигшей неудачи.

Что же могут сделать родители для развития у ребенка веры в собственные возможности? В первую очередь тепло и с любовью относится к своему ребенку.Не требовать абсолютного и постоянного послушания, не проявлять излишней опеки и тревожности, формируя, тем самым, его самостоятельность. Для малыша вредна повышенная тревога родителей, ведь наши эмоции имеют прямое отражение в душе ребенка. Ребенок понимает, что если мама так сильно волнуется, значит его действительно везде окружают трудности и опасности, а он недостаточно силен и умен, чтобы противостоять им. Окружающее начинает вызывать настороженность и у ребенка появляются сомнения в собственных силах.

Не стоит часто подшучивать и подтрунивать над своим чадом, зато стоит почаще находить пусть не большие, но обязательно искренние поводы для похвалы. Если в семье царит атмосфера доверия и взаимного уважения, ребенок знает что его уважают как личность, любят и всегда готовы поддержать, то это без сомнения поможет ему в будущем вырасти уверенным в себе человеком. Такой ребенок не будет бояться испытывать свои возможности и узнавать при этом свои сильные и слабые стороны, выражать свои мысли открыто и прямо, ставить перед собой сложные задачи и высокие цели  и пытаться их достигать.

Ребенок, который не боится своих родителей и привык доверять им, привыкает доверять и окружающему миру. И в итоге растет открытым, общительным и самостоятельным человеком.

Родительская программа.

Огромную роль на становление личности ребенка оказывает так называемое родительское программирование. Выражая свое отношение к ребенку, излагая неоднократно свои мысли по поводу его будущего, родители создают определенные сценарий, по которому большинство людей следуют на протяжении всей своей жизни, во многом определяя свою судьбу. Поэтому при общении с ребенком очень важно настраивать его на позитивное отношение к будущему.

Чтобы ребенок был уверен в своих силах, он должен ощущать себя личностью, способной оказывать влияние на свою собственную жизнь. Поэтому оценивая поступки своего чада, обязательно отмечайте все его достижения, избегайте сравнения с другими детьми и всегда старайтесь сориентировать его на позитивное отношение к происходящему (например, не раздувать величину возникшей проблемы, а наоборот, попытаться увидеть в ней положительную сторону). Учите ребенка не заниматься самоуничижением, а из каждой негативной ситуации извлекать полезный опыт.

И конечно, самым лучшим ориентиром для маленького человека, является личный пример успешности и уверенности в своих силах его родителей.

 



Насилие и агрессия в школеДень защиты детей прошел успешно: государство в очередной раз отчиталось о проделанной работе, всем обывателям в доступной форме объяснили, что детей обижать нельзя и вообще это не по-человечески. Однако при этом забыли рассказать о том, как поступать, если над твоим ребенком издеваются в школе, бьют во дворе и вымогают деньги. Когда ваше любимое чадо приходит домой с ободранными коленями и фингалом под глазом, размазав сопли по лицу, со словами: «Я подра-а-а-лся!» - поначалу вы воспринимаете это как очередной этап взросления ребенка, мол, растет человечек, куда без этого. Но когда синяки и ссадины появляются на теле ребенка с завидным постоянством, а при словах «улица», «школа» он впадает в истерику, становится ясно, что ситуация перестала быть нормальной и пора родителям разобраться в ситуации. Насилие необязательно проявляется в форме синяков и ссадин, намного страшнее насилие над неокрепшей психикой ребенка и не важно, от кого исходит насилие, от сверстников или педагогов. Последствия могут быть самыми разными: от депрессии, попыток суицида или вспышки агрессии загнанного в угол человека, который в таком состоянии способен на все, вплоть до убийства обидчика. Развлекательные сайты рунета могут похвастаться большой коллекцией видеороликов со сценами школьного насилия, когда толпа подростков беспричинно избивает «жертву». Нельзя сказать, что раньше этого не было. Было. Достаточно вспомнить советский фильм "Чучело" или 90-е годы с их молодежными группировками и жестокими законами улицы, когда своего же за небольшую провинность могли забить кусками арматуры едва не до полусмерти. Дети и родители с точки зрения закона Первое желание родителя, узнавшего о подобных проблемах ребенка, - пойти и отлупить обидчика что есть сил, и неважно, что это ребенок. Желание вполне понятное и объяснимое, но незаконное. Надо искать другой выход из ситуации. Кто-нибудь из вас задумывался над тем, как закон относится к несовершеннолетним? Семейный кодекс РФ (ст. 54) признает ребенком лицо, не достигшее 18-летнего возраста. Так как в силу возраста ребенок не всегда в курсе происходящего вокруг него и не всегда понимает объем своих прав и обязанностей, защиту интересов ребенка осуществляют родители или лица их заменяющие (ст. 56 СК РФ). Обязанность по воспитанию ребенка также лежит полностью на родителях. Соответственно, и вред, причиненный чадом нерадивых родителей, обязаны возмещать последние. По этому поводу Гражданский кодекс РФ предусмотрел целых две статьи: ст. 1073 «Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет» и ст. 1074 «Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет». Это значит, что вместо того чтобы идти лупить соседского пацана или вызывать на мордобойную дуэль его отца, которая будет квалифицироваться впоследствии либо как хулиганство, либо как причинение вреда здоровью определенной степени тяжести, можно без лишней пыли наказать виновника рублем. Для этого необходимо: 1) зафиксировать факт причинения вреда (неважно имущественного вреда или вреда здоровью). Как вы будете это делать, тоже неважно: с привлечением свидетелей, экспертизы, участкового и т.д. В данном случае подойдут все средства доказывания. 2) обратиться в свое подразделение комиссии по делам несовершеннолетних с заявлением, которое вам помогут составить там же. Эта комиссия держит под присмотром всех малолетних хулиганов в округе, а также их родителей, и при наличии достаточных оснований в судебном порядке может лишить их родительских прав. Одним из оснований является невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию ребенка, которые вовремя не объяснили ему, что рукоприкладство - плохо. 3) обратиться в суд с иском о взыскании имущественного и морального вреда: - к родителям обидчика вашего ребенка, если на момент причинения вреда ему не исполнилось 14 лет (ст. 1073 ГК РФ) - к родителям и обидчику, если на момент причинения вреда ему исполнилось 14 лет (ст. 1074 ГК РФ). В данном случае вред взыскивается в солидарном порядке (т.е. с ребенка и с родителей в той части, в которой он не может возместить ущерб). Так как родители являются законными представителями ребенка (ст. 52 ГПК РФ), для представления его интересов в суде доверенности не требуется. В заявлении подробно описываются все обстоятельства дела и указывается размер требований. При этом помните, что требование возмещения морального вреда, хоть и выражается в денежной форме, но госпошлина оплачивается в этой части требования как за иск неимущественного характера, то есть в размере 100 рублей (ст. 333.19 НК РФ), поэтому с размером компенсации морального вреда можно не стесняться. Уголовная ответственность несовершеннолетних Если гражданское законодательство не признает ответственности малолетних и частично признает ответственность подростков, то уголовное законодательство в этом отношении немного жестче. По общему правилу ст. 20 УК РФ к уголовной ответственности привлекается лицо, достигшее на момент совершения преступления 16 лет. Однако по отдельным видам преступлений, например, таким, как убийство, причинение тяжкого вреда здоровью или средней тяжести, угон, кража, грабеж, вымогательство и др., уголовная ответственность наступает с 14 лет. Это особенно важно знать подросткам, стремящимся утвердиться с помощью издевательств над сверстниками или занимающимся денежными поборами. Отдельно хотелось бы сказать о проблеме денежных поборов. С точки зрения уголовного законодательства, это не что иное, как вымогательство (ст. 163 УК РФ). Сесть по этой статье можно уже в четырнадцать лет. Поэтому если вы узнали, что вашего ребенка великовозрастные балбесы постоянно «щемят на деньги», у вас есть все основания обратиться в милицию, не к классному руководителю, а именно в милицию с заявлением. Даже если не удастся доказать факт вымогательства, само по себе общение с милицией окажет неизгладимое впечатление как на родителей, так и на подростка.


Кто из нас в детстве не мечтал о маленьком «живом друге», о котором можно заботится, с которым можно играть сколько хочешь и который будет всегда рядом. Я не исключение. В детстве я очень хотела собаку, и негодовала, пока родители не торопились заводить домашнего питомца. Я пафосно рассуждала, что когда вырасту и стану родителем, обязательно разрешу своему ребенку завести домашнее животное, которое он захочет, ведь каждому ребенку обязательно нужен друг. Собаку мы завели, и я была счастлива. Но вот я выросла и стала родителем, и мой восьмилетний сын уже второй год мечтает о собаке. А я ужасно не хочу никого заводить! Совсем никого!

Заводить или не заводить — вот в чем вопрос. А если заводить, то кого? Есть две очевидные стороны вопроса.

С одной стороны, заводя домашнее животное, вы в первую очередь дарите своему чаду огромную радость общения с новым другом, особенно если у малыша нет брата или сестры. Ребенок уже не будет эгоистичным, научится заботится не только о себе, станет более ответственным. Человек, который заботится о животном гораздо добрее и отзывчивее, никогда не обидит слабого, остро чувствует и реагирует на любую несправедливость. В общем, с моральной точки зрения, от появления в доме нового члена семьи одни плюсы.

Но ведь есть и другая, практическая сторона вопроса. Все мы взрослые люди и понимаем, что, как бы не увещевал наш отпрыск, а большая часть забот о питомце ляжет на наши плечи, ведь именно мы, взрослые, «в ответе за тех, кого приручили». Каким бы ни был ответственным и заботливым юный хозяин, со многими процедурами по уходу за животным он попросту не справится, а если и справится, то в ущерб качеству, что может нанести вред здоровью животного. Животное ведь нужно не только кормить, но и гулять с ним в любую погоду (и, в основном, в темное время суток), мыть, стричь, расчесывать, иногда лечить, чистить ему зубы и уши, чистить его клетку и туалет (и гораздо чаще, чем раньше чистить квартиру), а также водить к ветеринару, делать прививки и много других хлопотных дел, масштаб которых зависит от вида питомца. Кроме того, животное может быть переносчиком инфекционных заболеваний,  вызвать аллергию, напугать или укусить, а ещё оно может умереть и нанести нашему дитятку психологическую травму. Немаловажной является и финансовая сторона вопроса, здесь нужно здраво оценить свои возможности. Ну, во-первых, стоимость самого животного, хорошо, если это малобюджетный хомячок по 100 рублей, а если вы замахнулись на породистого зверя, покупка его может лишить семейство значительной части сбережений. Представьте, если эта скотинка захворает, от переживаний здоровья может лишиться и кормилец семьи, который на неё заработал. А дальше включается счетчик: корм, прививки, ошейник, клетка, туалет, ветеринар и т.д. – в зависимости от вида животного, всё это может обойтись в хорошую копеечку.

Какая сторона вопроса: моральная или практическая перевесит, каждый родитель решит для себя сам. Но если вы всё же решились завести нового члена семьи, сразу же возникает закономерный вопрос – кого? Здесь нужно всё-таки руководствоваться здравым смыслом и подбирать себе питомца в соответствии с вашими условиями и возможностями:

- жилищные условия (они же финансовые). Если вы живете в собственном доме с приусадебным участком, то у вас самые широкие возможности завести себе любое животное. Но если вы живете в малогабаритной «двушке», не стоит заводить собаку крупной породы. Некомфортно будет бедному животному, вам самим и бедным соседям.

- возраст ребенка. Если вы заводите домашнего питомца для ребенка, не стоит заводить его до того, как ему исполнится 6-7 лет. Дети до шести лет не смогут ухаживать за животным и будут воспринимать его как живую игрушку, а следовательно тискать, мучить и совершать прочие негуманные действия. А затем, как и к остальным игрушкам, быстро потеряют интерес. Какой уж тут воспитательный эффект.

- срок жизни животного. Тут морально-этическая сторона вопроса опять сталкивается с практической. С одной стороны, ну если уж очень просит, а вам, ну очень не хочется, можно завести какую-нибудь, не долго живущую зверушку, которая протянет год другой. Но тут уж всё зависит от стрессоустойчивости вашего чада, так как чувствительному малышу смерть питомца может нанести душевную травму, а значит придется искать компромисс и заводить совсем непритязательного к уходу питомца, но с приличным сроком годности, например улитку или водяную черепашку.

- семейный уклад жизни. При выборе животного очень важно учитывать график жизни вашей семьи: как долго вас не бывает дома, как часто задерживаетесь на работе и как часто уезжаете в долгие поездки, а также сможете ли вы при этом куда-то пристроить своего питомца. Не стоит заводить животное, требующее много внимания и ухода, если вы физически не сможете себе это позволить. В обратном случае, вы продемонстрируете своему ребенку наглядный пример, как не надо обращаться с животным.

Какое бы решение вы не приняли, хорошенько взвесьте свои возможности, потому что на вас ложиться двойная ответственность – воспитание моральных качеств своего чада с одной стороны, и здоровье и благополучие маленького, но ЖИВОГО нового члена семьи – с другой. Для формирующейся личности гораздо вреднее будет пример родителей, которые взяв на себя ответственность за маленькое живое существо не справились и избавились от него, чем если у ребенка вовсе не будет своего домашнего животного.

P.S. Взвесив свои возможности — мы завели африканских улиток (Achatina fulica).

И ребенок вроде доволен и родителям ухода по-минимуму.



Продолжение. Начало см. здесь. Сексуальные отношения у подростковВ первой главе "Нравственно-психологическая установка на целомудрие как предмет психологического исследования" представлено теоретическое исследование проблемы на основе анализа литературы. Здесь изучены основные подходы к проблеме межполовых отношений в психолого-педагогической, философской, социологической, сексологической литературе. Теоретический анализ обнаруживает многообразие и противоречивость взглядов в вопросах пола и сексуальных отношений и выявляет существование противоборствующих позиций в этих вопросах. Самый общий принцип классификации культур по типу их половой морали, принятый в этнографической литературе, – деление на антисексуальные и просексуальные, или репрессивные (строгие) и пермиссивные (терпимые). Культура не просто запрещает или разрешает те или иные проявления сексуальности, она определяет их социальную, этическую и эстетическую ценность с учетом места жительства; экономики и уровня его производительных сил; религиозных верований; дифференциации мальчиков и девочек; участия женщины в производстве; строгости половой социализации; отношения к материнству и деторождению и других факторов. Разные культуры неодинаково оценивают девствен¬ность. С по¬вышением социального статуса женщин и усложнением системы общества девственность приоб¬ретает более высокую социокультурную ценность. В ряде культур, несмотря на весьма свобод¬ные сексуальные нравы, девственность дочерей тщательно охраняют. Девственность – дар, присвоение которого, даже путем обмана или насилия, дает мужчине определенные при¬вилегии, позволяет жениться на представительнице более знатного рода и тем самым повысить собственный статус. Представления о "бесчестье", которое можно смыть кровью или "прикрыть" браком, существовали и у многих христианских и мусульманских народов. Христианство придает девственности мистическую ценность. Девственницы, особенно по мона¬шескому обету, считались в Средние века Христовыми невестами. Обыденное сознание также приписывает девственности особую ценность. В специальном параграфе главы проанализированы существующие подходы к нравственно-половому воспитанию и выделены два основных: а) ориентированный на либеральное отношение к подростковой сексуальности и, соответственно этому, на предохранение от негативных последствий сексуальных отношений до брака (концепция "безопасного секса") – проконтрацептивное направление; б) ориентированный на воспитание характера, на формирование целомудрия, на воздержание от сексуальных отношений до брака. Проведен сравнительный анализ этих подходов, который потребовал отдельного рассмотрения духовно-нравственной парадигмы подростковой сексуальности и целомудрия. Анализ этой парадигмы показал, в частности, что большинство современных сексологов практически незнакомо с библейско-христианским подходом к проблеме сексуальности и вопросам целомудрия, и совершенно ошибочно относят христианские взгляды по этой проблеме к антисексуальным воззрениям (И.С. Кон, Ю.И. Семенов, Т.А. Файнберг и др.). В центральном параграфе главы изучается установка на целомудрие как признак личностно и нравственно здорового человека. Невоздержание от сексуальных отношений до брака рассматривается как личностное нарушение, связано с переживанием отрицательных чувств и эмоций, приводящее к разрушительным последствиям и формирующее разрушительные черты характера (Т.А. Гурко, В.В. Зеньковский, А. Кинтас, В.С. Немцев. Д. Добсон, Л. Крабб, Д. Макдауэлл, А. Мень, Б.В. Ничипоров и другие ). Когда подростки в возрасте от 12 и до 17 лет начинают вести активную половую жизнь, они встречаются с рядом психологических проблем и травм. Ощущение использованности и опустошенности особенно тяжело переживается, если ожидались долгосрочные отношения. Специалисты утверждают, что пережитые при первой близости впечатления навсегда сохраняются в памяти и сильно влияют на последующую сексуальную жизнь (И.С. Кон), а генетический "след" от любого сексуального контакта навсегда зафиксирован в генетической памяти. Если первый партнер является единственным в качестве супруга или супруги, то нет оснований для возникновения чувства опустошенности, ощущения использованности, отрицательных воспоминаний и разрушительного сравнения. Беспокойства и сожаления часто связаны с опасностью забеременеть, а также с риском заболевания венерическими болезнями. По данным исследований, чувство сожаления о раннем начале половой жизни испытывают девушки, которые начали сексуальную жизнь в 13 лет и моложе (53%). В целом, среди девушек, которые пережили сексуальный дебют до 16 лет, ответов, выражающих сожаление, больше, чем положительных оценок (И.С. Кон, 2001). Депрессия развивается в результате разрыва отношений, разочарования в другом человеке и в чувстве любви. И парни, и девушки тяжело переносят разрыв, особенно если их соединяли интимные отношения. Когда молодой человек или девушка чувствуют, что им или ею воспользовались для удовлетворения эгоистических желаний, часто наступает чувство опустошенности, перерастающее в депрессию. По данным исследований, после того, как девушка делает аборт по настоянию парня или родителей, к ней приходит осознание содеянного, и девушка может впасть в тяжелую депрессию, сопровождающуюся глубоким чувством вины (Т.А. Гурко). Врачи описали так называемый “постабортный синдром”, который включает в себя угрызения совести, чувство вины, сопровождающиеся раскаянием, неприятными воспоминаниями, плачем, отчаянием, депрессией (Л. Дехтяренко, Д. Пикок и др.). Агрессивное сексуальное поведение является проявлением нецеломудренного образа жизни. Т.А. Гурко отмечает, что для многих мальчиков-подростков и даже взрослых мужчин формирование мужской идентичности связано с унижением и подавлением девушек. Опрос студентов-девушек (166 чел.) вузов в Москве и Чебоксарах в 2001 г. показал, что в возрасте до 18 лет 4% девушек были изнасилованы, 10% ответили, что их пытались изнасиловать, 8% вступили в сексуальные отношения, хотя сами этого не хотели (Т.А. Гурко). Непрочные браки – отдаленное последствие невоздержания от сексуальных отношений до брака в подростковом и юношеском возрасте. Внебрачные половые связи приводят к тому, что, создавая семью, человек не будет принадлежать своей половине на 100%, растратив себя на других партнеров в прошлом. Существует мнение, что те, кто вступают в половую связь до брака, чаще разводятся и значительно меньше удовлетворены половой жизнью в браке (Д. Макдауээлл, В.С. Немцев, Т. Рехак). Безответственность выражается в нарушении принципов взаимодействия между людьми. Подростки не хотят нести ответственность за последствия рискованного поведения: беременность, заражение венерическими заболеваниями, а также “разбитое” сердце другого человека. Безответственный человек не является надежным партнером для долгосрочных отношений в браке и в воспитании будущего поколения. Лживость формируется в результате безответственного нецеломудренного поведения. Во-первых, подростки лгут себе, оправдывая свою половую распущенность или убеждая себя, что любят человека, с которым вступают в сексуальные отношения. Во-вторых, они обманывают родителей, которые ожидают от своих детей целомудренного поведения. В-третьих, чтобы добиться интимных отношений, парни говорят девушке, что она первая, или обещают жениться. Девушки лгут, скрывая истинные мотивы вступления в интимные отношения (например, стремление выйти замуж любым путем, материальная заинтересованность и т.п.). Но известно, что на лжи невозможно построить долговременных отношений (В.В. Зеньковский). Эгоизм рассматривается и как причина, и как следствие нецеломудренного поведения. По данным В.В. Нагаева, поведение мужчин с эгоистической тенденцией к половому удовлетворению объясняется утратой социально-полезных интересов, отсутствием высоконравственных идеалов и подлинных ценностей. Эгоистическими мотивами вступления подростков в интимные отношения до брака являются любопытство, удовлетворение полового влечения, самоутверждение. Внебрачная половая жизнь есть торжество чистой сексуальности за счет духовной стороны, в частности, за счет тех радостей и творческой силы, которые вытекают из переживаний любви. Таковы указания социального знания, психопатологии, категорические указания морального и религиозного сознания (В.В. Зеньковский). Воздержание от сексуальных отношений до брака (целомудрие) – это признак личностного здоровья, которое характеризуется наличием целостного внутреннего мира, проявляется в созидательных действиях и формирует созидательные черты характера. В отдельном параграфе главы раскрывается понятие и психологическая структура установки на целомудрие. Когнитивный компонент включает в себя знания о том, что такое сексуальность, сексуальные отношения и их роль в жизни человека, знания о последствиях внебрачных половых связей, таких как ЗППП, нежелательная беременность, аборты, эмоциональные травмы. Когнитивный компонент содержит информацию о ложных причинах вступления в интимные отношения (эгоизм, страсть, любопытство, манипуляция, повышение собственного статуса среди сверстников), а также о том, что представляет собой целомудренный образ жизни. Мотивационный компонент включает мотивы, побуждающие молодого человека воздерживаться от интимных отношений до брака и хранить себя в чистоте. Мотивом целомудренного поведения, например, может быть стремление создать счастливую семью, или желание быть здоровым, или твердое следование нравственным принципам. Операциональный компонент подразумевает овладение системой практических действий и умений целомудренного поведения. Необходимо участие воли в том, чтобы контролировать свои физиологические потребности, чтобы противостоять сексуальному давлению и устоять в искушениях сексуального характера (порнография, сексуальные отношения вне брака, мастурбация, виртуальный секс). Рефлексивный компонент – самоосознание подростком себя, как личности успешной или неуспешной, значимой или незначительной, любимой или нелюбимой, которое влияет на целомудренное поведение. Самодиагностика убеждений, мотивов, поступков, состояния помогает отслеживать и анализировать настоящее и понимать, что необходимо для достижения целомудрия, как нравственного образа жизни. Духовно-нравственный компонент характеризуется ориентацией на духовные ценности: ценность жизни человека, его целостности и нравственной чистоты, а также ценности семьи, такие как любовь, преданность, доверие. Вступление в сексуальные отношения неразрывно связано с таким понятием как ответственность за свои поступки, а в связи с распространением ВИЧ/СПИДа, и жизнь другого человека, что является также нравственным качеством. Духовно-нравственный компонент является стержнем установки на целомудрие, благодаря которому эта установка становится деятельной. Целостный внутренний мир, созидаемый в процессе целомудренного образа жизни, является достоянием подростка. Целомудренность не пытается игнорировать сексуальность или оставлять ее в стороне и подавлять, но стремится должным образом оценить ее и дать ей верное направление. Сексуальность является основанием того, кто мы есть. Несмотря на все современные "прогрессивные" идеи и новейшие психологические размышления, люди все еще чувствуют, что сексуальные отношения до брака – это зло. Совесть человека продолжает считать блуд грехом. Честь и чистая совесть для человека – самое ценное, чем он обладает, это основа его умственного и психологического благополучия (Р. Хэшн). Человек, который ведет целомудренный образ жизни, имеет душевное равновесие. Он находится в мире с самим собой, потому что не выступает против совести, заложенной в нем Богом в качестве индикатора нравственности (правильности) поведения. В.В.Зеньковский предлагает рассмотреть закон цельности, состоящий в том, что в человеке неотвратимо и непреодолимо живет потребностью внутреннего соединения сексуальности и движений любви. Целомудренный человек не живет в погоне за сексуальным удовлетворением, он направляет энергию пола на достижение смысла и цели жизни, на развитие творческого потенциала, для созидания блага. Эрих Фромм в своей книге "Искусство любить" писал, что "большинство людей рассматривает проблему любви только с точки зрения того, любят ли их, нежели какова их способность любить других. Люди думают, что любить – просто, трудно только найти подходящего человека для того, чтобы любить его, или для того, чтобы он любил". И особенно это верно для подростков, которые находятся в процессе развития умения заботиться о благе других. Они еще только учатся ответственности за любовь (В.В. Абраменкова). Целомудренный образ жизни заключается в созидательных действиях, таких как достижение жизненных целей, подготовка к долгосрочным отношениям в браке и оздоровление общества. Достижение жизненных целей становится возможным при воздержании от сексуальных отношений до брака, при котором высвобождается время, энергия, соответствующее целеполагание. Размышляя о созидающем влиянии воздержания от сексуальных отношений до брака на жизнь молодого человека, В.В.Зеньковский предлагает различать два понятия: энергия пола и половая энергия. Под энергией пола следует понимать все то, что рождается от сферы пола (и в теле, и в душе), что соответствует понятию творческой силы в человеке, половая же энергия связана с деятельностью половых органов в человеке. Вовсе не вся энергия пола переходит в половую энергию. В.В. Зеньковский приходит к выводу, что большая, может быть самая значительная часть энергии пола, не переходя в половую энергию, как бы минует половую сферу, уходит в другие сферы нашего существа. На этом зиждется все огромное значение полового воздержания, которое как бы освобождает энергию пола для творческого использования ее в высших формах психической жизни (В.В. Зеньковский). Подготовка к долгосрочным отношениям в браке невозможна без практики воздержания в повседневной жизни подростков. Если молодые люди оставляют секс для брака, у них появляется возможность узнавать друг друга как личность, а не как объект для сексуального удовлетворения. Этап дружбы и ухаживания, ориентированный на личностное сближение, взращивает, укрепляет любовь и закладывает прочный фундамент для создания в будущем крепкой семьи. Воздержание от сексуальных отношений до брака является хорошей “тренировкой” верности будущей жене или мужу (Д. Добсон, В.В. Зеньковский Д. Макдауэлл, В.С. Немцев, Д. Пауэлл и др.). По мнению В.В.Зеньковского, в добрачной половой жизни изнашивается организм: сексуальная жизнь, не связанная с любовью, с семейным очагом, с детьми, берет гораздо больше сил, чем нормальные супружеские отношения в браке. Таким образом, безопасный секс для индивида и общества в целом – это секс между двумя девственниками, заключившими брак до конца своей жизни и соблюдающими верность в супружеских отношениях. Целомудрие проистекает от осознания нравственных принципов бытия человека и способствует укреплению таковых в обществе, сохраняя общество от нравственного разложения. Испанский философ А.Кинтас выдвигает концепцию об интегрировании инстинктивных наклонностей и духовных сил, утверждая, что будучи направленными к высшему, различные силы человека получают наибольшую мощь и одновременно приобретают равновесие. Поэтому недостаточно стоически контролировать инстинктивные наклонности. Надо гореть желанием добра, высших ценностей – реальностей, являющихся источником смысла нашего существования. Более чем о контроле над желаниями и аппетитами, надо говорить об их правильной ориентации, об их интеграции в поле действий, необходимых для развития человека. Наша основная этическая задача состоит не в борьбе против инстинктов, как часто утверждают, не в уменьшении их силы, не в подавлении их требований. Инстинкт и дух должны не противостоять друг другу, а интегрироваться; интегрироваться же значит посвятить себя общей важной задаче (А. Кинтас)). Таким образом, целомудренный образ жизни способствует сохранению душевного и физического здоровья индивида. А в будущем способствует здоровью семьи, ячейки общества. Общество, состоящее из целомудренных индивидов, хранящих девственность до брака и верность в браке, будет также здорово физически, психологически и духовно (личностно). Целомудренный образ жизни формирует такие созидательные черты характера, как уважительность, ответственность и самодисциплина. Известный естествоиспытатель Э.И.Уайлдер Смит пишет по этому поводу следующее: "Народ, не знающий воздержания, немедленно требующий всякого наслаждения, включая сексуальное, стремительно движется к погибели. Народ, неспособный отказаться от наслаждений (и не только от половых), не будет иметь в запасе накоплений сублимированной энергии для высоких достижений" (по В. Бюне, 1991, с.37). Только общество, состоящее из личностно здоровых людей, придерживающихся целомудренного образа жизни, способно успешно развиваться и созидаться, а не саморазрушаться. Читать дальше


Анорексия у детей
Анорексия - это отсутствие аппетита при неизменной физиологической потребности в питании. Возникает как следствие нарушения деятельности
Мигрень у детей. Лечение мигрени у детей
Детей, жалующихся на приступы
Инфекционный мононуклеоз у детей. Симптомы и лечение
Инфекционный мононуклеоз называется еще инфекционным реактивным ретикулезом, или болезнью Филатова. Страдают им преимущественно дети от 4 до 14 лет;
Бородавки у ребенка
Бородавки вызываются папилломавирусом человека. Это маленькие плотные сухие наросты на коже с неровной ворсинчатой поверхностью, величиной от
Артериальное давление у детей. Норма артериального давления у детей
Изменения уровня артериального давления (АД) часто встречаются в детской практике как в сторону как его повышения (артериальные гипертензии), так и
Дискинезия желчевыводящих путей
Это нарушение оттока желчи по желчным путям (к ним относится желчный пузырь с протоками). Желчь участвует в переработке жира в организме. Она


http://detckijvrach.ru - журнал о здоровье детей онлайн © 2011 Все права защищены. Детское врачевание
Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на - http://detckijvrach.ru/

    Яндекс.Метрика