


Чтобы старший ребенок по-прежнему мог чувствовать себя любимым и нужным и не воспринимал младшего брата или сестренку как соперника, родителям нужно ещё до рождения малыша подготовить первенца к появлению нового члена семьи. Не стоит слишком рано начинать говорить о готовящемся пополнении в семействе, ведь к сожалению, беременность не всегда удается сохранить, а объяснения с ребенком, почему у него пока не будет братика или сестрички принесут дополнительные негативные эмоции. В то же время затягивать с разговором тоже не стоит, так как если ребенок узнает новость со стороны от «доброжелательной» соседки, у него будет чувство, что его обманули или отстранили от важных семейных событий. Подготавливая ребенка не надо задавать ему вопрос: «А ты хочешь себе братика или сестричку?», ведь ответ может быть не только положительным, как вы наверняка рассчитываете. Лучше поставить ребенка перед фактом, но преподнести это как приобщение к маленькой семейной тайне о готовящемся счастливом событии. Постарайтесь не делать заведомо ложных обещаний, что после рождения малыша для старшего ничего не измениться или что можно будет играть с братиком или сестричкой. Лучше как можно в более выгодном свете распишите, как многого уже достиг старший, сколько он всего знает и умеет, и каким по сравнению с ним беспомощным и беззащитным будет новорожденный малыш, как важна будет для него забота и любовь всех членов семьи, и особенно мамы. Вместе ждите малыша, в зависимости от возраста старшего ребенка, делитесь с ним своими переживаниями, расскажите как малыш развивается в животе, дайте почувствовать как он толкается, очень трогательным может стать совместный поход на УЗИ. В общем, ребенок должен чувствовать себя полностью причастным к предстоящему событию.
Когда малыш родился, даже в первые самые трудные месяцы не забывайте, что вы мама двоих детей. Даже если старший ребенок уже достаточно взрослый и «понятливый» и в состоянии уступить младшему первенство в борьбе за мамино внимание, он не меньше чем раньше, нуждается в маминой любви, тем более, что буквально недавно он владел ей безраздельно. Уверенность в родительской любви дает необходимое чувство безопасности. Именно так ребенок может спокойно жить и успешно развиваться. Поэтому нужно постараться хотя бы полчаса в день выделить на полноценное общение только со старшим ребенком. Это может быть прочитанная книжка на ночь, разговор по душам или совместная игра. И пусть хотя и недолго, но это время вы должны безраздельно (не с малышом на руках и не с телефонной трубкой в ухе) принадлежать только ему. Обязательно не только на словах, но и объятиями и поцелуями выражайте ему свою любовь. Чтобы старший ребенок чувствовал свою значимость для родителей, очень полезно хоть иногда, переложив заботы о младшем ребенке на бабушек, посвятить ему выходной день и, как раньше, сходить с ним в кино или цирк, покататься на коньках или просто погулять в парке. Проведенное вместе время поможет ребенку обрести уверенность, что его по-прежнему любят и ценят, а родителям сохранить с ним доверительные отношения.
Привлекайте старшего ребенка к уходу за младшим, это поможет сформировать чувство ответственности и привязанности к малышу, особенно если вы будете подчеркивать, что именно принесенная им погремушка понравилась малышу больше всего и именно с ним малыш больше всего «агукает» и смеется. Но помощь должна быть только посильной и не в ущерб более интересному или важному для ребенка занятию. Тем более, не следует ругать ребенка и упрекать его в безответственности, если он не справился с «родительскими» обязанностями. Присматривать за малышом очень сложно и даже взрослому человеку не всегда удается всё сделать правильно.
Чтобы в дальнейшем между детьми сложились хорошие отношения, не сравнивайте их между собой и не ставьте в пример друг другу. Каждый ребенок это отдельная полноценная личность. Подчеркивая, что один ребенок в чем-то лучше другого, вы можете закрепить у кого-то из них комплекс неудачника и вызвать зависть и ревность по отношению к брату или сестре. Лучше, наоборот, подчеркивать ценность и самостоятельность личности каждого ребенка, предоставляя и уважая их право на личное пространство, на собственные вещи и на индивидуальные интересы. Позвольте каждому ребенку иметь «собственную территорию» пусть это будет своя тумбочка или даже полочка в шкафу; не заставляйте старшего делиться своими вещами и игрушками, если он этого не хочет; если ребенку нужно, дайте ему возможность побыть одному или пообщаться с друзьями, не навязывая при этом брата (сестру). Старайтесь не вмешиваться в ссоры детей между собой, не ищите виновного и не становитесь на сторону одного из них. Лучше будет, если они смогут улаживать конфликты между собой самостоятельно. Если всё же нужно вмешаться будьте справедливыми, исходите из принципа, что в ссоре виноваты двое «тот, кто зачинщик и тот, кто поддался на провокацию», а не из принципа: «кто старше — тот и виноват». Расскажите детям о том, что кроме родителей, брат (сестра) может стать в будущем единственным близким и родным человеком, который сможет помочь и поддержать в любой жизненной ситуации.
На собственном примере учите детей бескорыстно и безусловно любить и заботится друг о друге, принимать друг друга такими, какие они есть, уважать личность и достоинство другого человека. И проблемы детской ревности обойдут вашу семью стороной!
С чего же начинается обман?
Проблема обмана существует в любом возрасте и, как считают психологи, искоренить её просто невозможно, да, наверное, и не нужно. Главное, разобраться в причине его появления и суметь предотвратить плохие последствия.
Развитие ребёнка происходит по принципу «от простого к сложному», недаром в народе говорят: «маленькие дети – маленькие проблемы, большие дети – большие проблемы». Чем старше становится ребёнок, тем сложнее родителям дается его воспитание.
Дети в возрасте до 3-4 летвообще не умеют врать, в этом просто нет необходимости. Малыши воспринимают мир со свойственной только им простотой и честностью. Им даже не приходит в голову, что от родителей нужно что-то скрывать.
И только после четырех лет ребенок начинает анализировать происходящие с ним события и задавать себе вопросы: «А за что меня сегодня наказали? Как этого можно было избежать? Что мне нужно сделать, чтобы еще раз вызвать нежность мамы и поощрение папы?» Он идет на маленькие хитрости, чтобы обойти все родительские «нельзя».
К возрасту от 5 до 7 лет дети начинают постигать науку о том, что обман может служить возможностью решения некоторых проблем и избежания наказания. Обман становится более обдуманным и правдоподобным. Дети все чаще начинают «репетировать» возможность применения лжи во имя своей защиты.
В возрасте от 8 лет и старше дети начинают искать способы проявления своей независимости. Родителям часто кажется, что они по-прежнему легко могут «читать» мысли своего ребенка, но на самом же деле, им редко удается узнать детские «секреты и тайны», если они сами не хотят этого. Чем старше становится ребенок, тем более агрессивно он будет относиться к попыткам вторжения в свою личную жизнь со стороны родителей. Попытки «выдавливания» признания из ребенка или «выуживания» информации, с которой ребенок не хочет делиться, может привести к тому, что он станет обманывать еще более изобретательно, с простой целью: чтобы от него «отстали». Дети в этом возрасте уже могут очень убедительно и правдиво врать. Они маскируют мимику лица и тщательно подбирают интонацию, чтобы сделать свой рассказ как можно убедительнее.
Но всё-таки существуют признаки, выделенные психологами, по которым можно уличить маленького лгунишку…
Признаки того, что ребенок врет:
1. Рассказывая что-то или отвечая на вопрос, малыш подносит руки к губам, как бы закрывая ими рот. Психологи объясняют этот жест подсознательной попыткой «не выпустить ложь изо рта».
2. Говоря неправду, ребенок старается не смотреть тебе в глаза.
3. Часто покашливает во время разговора.
4. Переспрашивает и повторяет заданный тобой вопрос.
5. Неосознанно прикасается к носу.
6. Потирает глаз, подбородок или виски.
7. Теребит мочку уха.
8. Почесывает шею или оттягивает воротник.
Во взрослом возрасте все эти признаки так же присутствуют, но уже более завуалированной форме.
Как родителям предотвратить обман?
1. Постарайтесь убедить ребенка в том, что даже маленькая нечестность может серьезно осложнить и ухудшить его жизнь. Пробуйте для доказательства разнообразные примеры из его, ребячьей жизни, которые могут его убедить в этом.
2. Если вы решились наказать его за какой-то проступок, то, во-первых, убедитесь, что знаете настоящую причину проступка, и во-вторых, что ребенок понял, за что наказан.
3. Как правило, лгунишками становятся отпрыски родителей, которые мечтают вырастить из своих крох гениев, юных олимпийцев и прочих сверхчеловеков. Они ждут слишком многого от ребенка, а он просто не в силах оправдать этих надежд.. Поэтому, задумывая очередное мегадостижение для своего чада, оцените, не слишком ли вы завысили планку. А может, стоит просто почаще хвалить малыша, тогда у него не будет повода ложью добиваться вашего расположения.
4. Создайте в семье такую обстановку, в которой ребенку будет ИНТЕРЕСНО, СПОКОЙНО и УДОБНО. Разговаривайте с ним почаще, помогайте разбираться в сложных ситуациях, причем старайтесь, чтобы к решению обсуждаемой ситуации он пришел с вашей помощью, но «самостоятельно». Для этого нужно создать условия, чтобы ребенок доверял вам, чтобы он был абсолютно уверен в том, что вы не заденете его самолюбие и не заставите пожалеть о поведанном секрете.
5. Дайте ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным и ответственным за свои поступки. В разговоре старайтесь избегать неприятных для него тем, которые могут побудить его к обману. Дайте понять ребенку, что идеальных людей не существует, а вы рядом с ним для того, чтобы помочь, а не обидеть его.
6. Стоит всегда хвалить ребёнка за честность и признание, если даже он разбил вашу любимую вазу. И если вы устраните причины, по которым ребёнок может вам солгать, то тогда проблема исчезнет, ваш ребёнок не будет лгать и обманывать.
И никогда не нужно вешать на ребёнка ярлык обманщика, уличив его в обмане. Если ребёнок увидит в вас своего лучшего друга, который всегда выслушает и поможет ему разобраться в его проблемах, то тогда он никогда вас не обманет.
психолог

Как правило, ребёнок начинает лгать из необходимости скрыть проступок или ошибку, избегая тем самым возможного наказания. Тем более, что получить наказание от самого близкого и родного человека гораздо страшнее и обиднее, чем от чужого.
Зачастую, мы родители, сами подталкиваем ребёнка к такому поведению, устанавливая нашим ещё маленьким детям слишком завышенные требования: быть идеальным во всем, не совершать ошибок, не огорчать родителей. Не справляясь с возложенной на них ответственностью и не оправдывая наших надежд, они начинают врать.
Став родителями, мы часто забываем, что мы сами не идеальны и тоже когда-то были детьми. И каждый из нас совершал поступки, которые не нравились нашим родителям (приходили домой грязные с прогулки; смотрели мультфильмы вместо того, чтобы делать уроки; выбрасывали обеды, приготовленные мамой, когда не хотелось есть). Почему же сейчас, став взрослыми, мы требуем от наших детей взрослого поведения, забывая, что детство бывает лишь один раз и не позволяем им вдоволь насладиться этим беззаботным временем. Когда как не в детстве можно поваляться с друзьями «кучей-малой» в сугробах, полазить по деревьям или просто побегать по лужам… Детство тем и ценно, что ты счастлив от своего беззаботного состояния, тебя не волнуют мировые проблемы, неприятности на работе, тебе не нужно задумываться где и как заработать деньги. Детство – это счастье, которое уже никогда не повторится!
Что же делаем мы, взрослые? Мы переносим свои проблемы на собственное чадо. Например, заставляем есть то, что ему не хочется, но, на наш взгляд необходимо и полезно для его здоровья («Я же потратила деньги на продукты, и силы на то, чтобы их приготовить, и значит ты должен это съесть!»). Хотя сами, давайте не будем лукавить, не едим, то что нам не нравится! А бедного ребенка ставим в такие условия, что ему приходится либо давиться и есть, чтобы не огорчить маму, либо проявить фантазию и придумать, как этой еде исчезнуть другим, менее мучительным способом (отдать собаке, выбросить…). А ведь, если разобраться, наши дети совершают подобные поступки с благой целью – чтобы мы не узнали и не огорчились.
Или другой пример, мы покупаем нашим деткам дорогую, красивую одежду и отпускаем в ней гулять, забывая о том, что они не будут так же как мы, важно прогуливаться по дорожкам обходя все лужи и кустарники. Дети это, прежде всего, движение и непосредственность, им нужно бегать, валяться в траве, лазить по деревьям, кататься на велосипеде. А если ребёнок во время прогулки что-то случайно испачкал или порвал, мы начинаем его за это ругать. И в очередной раз, ожидая от нас наказания, ребёнок начнёт придумывать разные невероятные истории в своё оправдание. Избежать этого можно, если мы, родители, позаботимся о том, чтобы у ребенка для определенных ситуаций была соответствующая одежда. Мы же с вами, когда собираемся в лес за грибами, не надеваем нарядную одежду и новую обувь, так как знаем, что можем испачкаться, да и просто нам будет в ней неудобно. Так почему же мы не поступаем так со своими детьми. Не проще ли одеть какую-то старенькую, недорогую одежду, в которой ребёнку будет удобно гулять, чтобы не переживать, если он её порвёт или испачкает. И тогда не нужно будет расстраиваться, что испорчена дорогая одежда и ругать ребёнка, заставляя его придумывать невероятные истории своей невиновности.
Подводя итог, хочется обратиться к вам, взрослые! Давайте не будем забывать, что зачастую во вранье своих детей виноваты мы сами. Мы предъявляем к ним слишком завышенные требования, заставляя быть «идеальными», в нашем понимании. В результате, прикрываясь лучшими побуждениями, мы сами подталкиваем их ко лжи. В понимании же наших детей, они не обманывают нас, а просто оберегают от огорчений.
Так что уважаемые родители, не забывайте что ваш ребёнок — это всё ещё РЕБЁНОК, а не маленький взрослый. Старайтесь быть ближе к своим детям и, прежде чем осуждать и ругать их, становитесь на их место и почаще вспоминайте, что сами были детьми. И может быть тогда, вы перестанете провоцировать своих детей говорить неправду. Постарайтесь создать такие условия в жизни вашего ребёнка, чтобы ему не приходилось прибегать ко лжи для оправдания и защиты такого хрупкого мира понимания между вами!