ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НОВОСТИ
бронхит у ребенка
Бронхит - воспалительное поражение трахеобронхиального дерева, обусловленное раздражением бронхов различными вредными факторами, в результате чего происходит нарушение слизеобразования и функции бронхов, которое проявляется кашлем, отделением мокроты. Бронхит у ребенка считается хроническим, если заболевание продолжается на протяжении не менее трех месяцев в течение более двух лет подряд. При первичном бронхите процесс начинается и заканчивается в бронхах, при вторичном - является осложнением других заболеваний.
Классификация бронхитов у детей (Рачинский С. В., 1978 г.)
Генез
Первичный
Вторичный
Форма
Острый
Затяжной
Рецидивирующий
Хронический
Причины<!--more--> заболевания
Вирусный
Бактериальный
Аллергический (астматический)
Вследствие воздействия физических или химических факторов
Локализация
Локальный
Односторонний
Диффузный
Характер воспалительного процесса
Катаральный
Гнойный
Катарально-гнойный
Фибринозно-некротический
Характер нарушений проходимости бронхов
Бронхоспазм
Отек слизистой
Гиперсекреция
Гипертрофия слизистой оболочки
Деформация бронхов
Заболевание возникает в результате поражения бронхов вирусной (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, респираторно-синтециальные вирусы, вирусы кори, коклюша) или бактериальной инфекцией (стрептококки, стафилококки, пневмококки и др.), воздействия физических и химических факторов (сухой, горячий, холодный воздух, сернистый газ, окислы азота и др.). Кроме того, на детей может воздействовать пассивное и активное курение, алкоголь и др. Для бронхита у ребенка характерны нарушения бронхиальной проходимости отечно-воспалительного характера, кровенаполнение и набухание слизистой оболочки, в просвете бронхов отмечаются дегенеративные изменения реснитчатого эпителия. В тяжелых случаях процесс захватывает, кроме слизистой оболочки, глубокие слои стенок бронхов. При бронхите у детей нарушается самоочищение бронхов и происходит скопление мокроты в дыхательных путях. Скопление секрета вызывает кашель, который способствует очищению бронхов. Таким образом, основные симптомы - это кашель и появление мокроты.
Клиническая картина острого бронхита зависит от этиологии. Очень часто заболевание развивается на фоне острой респираторной вирусной инфекции. При остром бронхите имеет место острое начало. Заболевание начинается остро с повышения температуры. Часто кашель развивается ночью, чаще он сухой, на 3-4-й день становится влажным. Ребенок предъявляет жалобы на головную боль, общее недомогание, снижение аппетита, навязчивый сухой кашель. Через несколько дней кашель становится влажным, возможно откашливание. В легких прослушиваются жесткое дыхание, влажные хрипы среднепузырчатые. Их количество при откашливании уменьшается. К 6-8-му дню кашель уменьшается, хрипы в легких исчезают. Иногда бронхит возникает не сразу вместе с острыми респираторными заболеваниями, а в более поздние сроки. Этот процесс появляется при присоединении бактериальной микрофлоры, проявляется ухудшением состояния, может быть повторное повышение температуры тела, усиление кашля, появляются сухие хрипы в легких. Очень часто у грудных и новорожденных детей бронхит может осложняться пневмонией. Дыхательная недостаточность при бронхите не отмечается. При исследовании периферической крови наблюдается небольшой лейкоцитоз или лейкопения. Рентгенологически отмечается усиление легочного рисунка, особенно в прикорневых и нижнемедиальных зонах.
Острый обструктивный бронхит
Острый обструктивный бронхит у ребенка (спастический бронхит) является разновидностью острого бронхита. Характерным для этого бронхита является появление спазмов гладкой мускулатуры бронхов, поражение бронхов более крупного калибра на фоне воспаления слизистой; отмечается учащение дыхания; в легких обнаруживаются сухие свистящие хрипы; на высоте обструкции бронхов ребенок беспокоен, раздражителен. Если он уже сидит, старается садиться с опорой на руки; в акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура, раздуваются крылья носа, втягивается область эпигастрия и межреберные промежутки; может появляться цианоз носо-губного треугольника. Чем младше ребенок, тем чаще выслушиваются среднепузырчатые хрипы при растяжении процесса, которые возникают за счет гиперсекреции в бронхах; иногда хрипы выслушиваются на расстоянии.
Диагностика
Для диагностики аллергического обструктивного бронхита имеют значение анамнез, клинические симптомы, данные рентгенологического обследования. Обычно выздоровление наступает через 7-10 дней, но могут возникнуть осложнения в виде бронхиолита.
Лечение бронхита у детей
В легких случаях проводится амбулаторное лечение. Помещение, где находится больной, должно хорошо аэрироваться. Из симптоматической терапии применяются препараты, разжижающие мокроту. Эффективны ингаляции натрия гидрокарбоната 2-3 раза в день. Назначается мукалтин по 1или более таблетке 3 раза в день, отвар или сироп алтейный по 1 чайной, десертной ложке в зависимости от возраста 2-3 раза в день, настой травы термопсиса по 1 ч. л. 3 раза в день, бромгексин. Назначаются отвлекающие средства - горчичники, банки, горячие ножные ванны. Для купирования бронхоспазма назначают эуфиллин 2- 4 мг/кг внутривенно, только в условиях стационара под контролем ЭКГ. Против аллергического компонента назначается постуральный дренаж. Для этого ребенок находится на животе с опущенным головным концом кровати и совершает активные каш-левые движения в течение 10-15 мин 2-3 раза в день.
Из физиотерапевтических применяются методы, обладающие противовоспалительным эффектом:
1) парафиновые или грязевые аппликации на область груди и межлопаточное пространство;
2) УФО грудной клетки;
3) индуктометрия на межлопаточную область;
4) «соллюкс» на грудную клетку;
5) аэронизация гидроионизатором дыхательных путей лекарственными растворами антибиотиков, новокаина, ромашки и др.;
6) электрофорез кальция на грудную клетку.
В первые 7-10 дней больным рекомендуются массаж грудной клетки, статические, а затем динамические дыхательные упражнения. Через месяц после выздоровления проводится закаливание организма для профилактики бронхита в будущем. Санаторно-курортное лечение проводится в местных загородных санаториях, санаториях в лесных и приморских зонах. Прогноз неосложненного бронхита благоприятный - выздоровление.
Бронхиолит
Заболевание часто возникает у детей первого года жизни. Чаще всего возбудителем являются вирусная, респираторно-сентициальная, аденовирусная инфекции, вирус гриппа, микоплазма пневмонии. У части детей, перенесших бронхиолит, в дальнейшем регистрируются явления бронхоспазма или развивается бронхиальная астма. При бронхиолите происходит поражение бронхиол, вследствие чего повышается секреция, возникает обструкция мелких бронхов и бронхиол на фоне бронхоспазма. Нарушение проходимости бронхиол приводит к нарушениям газообмена и гемодинамики.
Заболевание начинается остро. Повышается температура тела, ухудшается общее состояние, появляется приступообразный кашель. В клинике начинают превалировать явления дыхательной недостаточности, появляется цианоз носогубного треугольника, раздувание крыльев носа, втяжение межреберных промежутков, выраженная экспираторная одышка до 60-80 дыхательных движений в мин. Во время кашля отмечается скудная мокрота. На фоне ослабленного дыхания, на вдохе и на выдохе прослушиваются мелко-, средне- и крупнопузырчатые хрипы. В некоторых случаях влажные хрипы исчезают и появляются сухие, свистящие. Обычно резко нарастает интоксикация. Возникают потеря воды из-за рвоты, эксикоз - при тяжелом течении. Со стороны крови определяется лимфопения.
Лечение бронхиолита
При подозрении на бактериальные осложнения назначаются антибиотики в возрастной дозировке, интерферон, инфузионная терапия в связи с развившимся токсикозом, внутривенно назначается эуфиллин 2,4%-ный в возрастной дозировке, ингаляции 2%-ного раствора гидрокарбоната, антигистаминные препараты, глюкокортикоиды, оксигенотерапия.
кашель у ребенка
кашель у ребенка
Кашель — один из самых частых патологических процессов, встречающихся у детей. Это симптом, сопутствующий очень многим детским заболеваниям — острым респираторным инфекциям, бронхитам, коклюшу. Он может быть следствием aаллергии или инородного тела в дыхательных путях, проявлением нервного расстройства и т. д.
Кашель — нормальное физиологическое явление, защитная реакция организма, рассчитанная на удаление инородных частиц (пыли, бактерий, пыльцы, копоти и др.), попадающих в дыхательные пути из воздуха. Механизм кашлевого толчка запускается при раздражении нервных окончаний в слизистой оболочке органов дыхания (носоглотки, трахеи, гортани, бронхов). Сигнал о раздражении идет в головной мозг, в центр кашля, откуда к мышцам гортани, бронхов, грудной клетки, брюшной стенки поступает приказ о сокращении и начинается кашель.
В слизистой оболочке дыхательных путей постоянно образуется мокрота — секрет, способствующий удалению отмерших клеток, бактерий и других включений. При патологии может выделяться достаточно большое количество мокроты или, наоборот, мало. В зависимости от наличия мокроты во время кашля различают сухой и влажный кашель.
Сухой или непродуктивный кашель не сопровождается отхождением мокроты, поскольку слизистая оболочка дыхательных путей ее не вырабатывает. Для влажного или продуктивного кашля свойственно отделение мокроты, причем ее количество может быть разным: от небольшого, скудного, до обильного отхождения «полным ртом». Сухой и влажный кашель можно различить по звуку. При влажном кашле слышно характерное «бульканье». Маленький ребенок после откашливания проглатывает мокроту, вместо того, чтобы ее выплюнуть. Поэтому нужно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы понять, отходит ли у него во время кашля мокрота.
В зависимости от патологического процесса меняется характер кашля. Он может быть постоянным (периодическое покашливание), например при или аденоидах. Или протекать в форме приступов, сопровождаться залпами кашля (при коклюше и паракоклюше). Грубый, «лающий» кашель характерен для , а сопровождающийся затрудненным свистящим выдохом — для обструктивного бронхита.
Основные причины кашля у детей

Заболевания носоглотки (, , , фарингит).
ОРЗ — острое воспаление органов дыхания вирусной, бактериальной и грибковой природы:
гортани (ларингит);
трахеи (трахеит);
бронхов (бронхит);
легких ().
Аллергические заболевания (аллергический или обструктивный , аллергический трахеит, аллергический ларингит, бронхиальная астма)
Детские инфекции:
Коклюш у детей;
корь.
Туберкулез.
Инородное тело в дыхательных путях.
Муковисцидоз.
Пороки развития органов дыхания (недоразвитие легкого, врожденное расширение трахеи и бронхов).
Нервное расстройство.
Причиной кашля у ребенка может быть излишне сухой воздух в квартире. Часто такое встречается зимой, когда в квартире сильно топят. Средством борьбы с таким кашлем является увлажнение воздуха. Вы можете повесить на батареи центрального отопления в комнате, где спит малыш, мокрые полотенца, простыни, тряпки, а также сушить на них выстиранное белье. В настоящее время существуют увлажнители воздуха промышленного производства. Кроме того, не забывайте чаще поить ребенка.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Круп у детей. Лечение ложного крупа у детей
Круп у детей. Лечение ложного крупа у детей
Острое инфекционно-аллергическое заболевание гортани и трахеи, сопровождающееся сужением их просвета и развитием острой дыхательной недостаточности. На фоне воспаления происходит сужение просвета гортани (стеноз) и как следствие — резкое затруднение дыхания. Чаще круп развивается во время ОРВИ или другой инфекции, сопровождающейся воспалением гортани, ларингитом. Иногда круп является первым признаком начавшегося заболевания.
Причины и условия возникновения крупа
Причиной развития крупа обычно является инфекционно-воспалительный процесс в гортани, вызванный вирусами парагриппа, PC-вирусом, аденовирусом, а также вирусом гриппа, кори.
Головная боль у детей. Причины и лечение головной боли
Головная боль у детей. Причины и лечение головной боли
Жалоба на головную боль — одна из самых распространенных у детей.

Симптом возникает вследствие раздражения болевых рецепторов сосудов и оболочек мозга, мышц, слизистых оболочек, а также нервов лица или шеи. В ткани мозга болевых рецепторов нет, поэтому мозг «болеть» не может. Головная боль у ребенка возникает по самым разным поводам, а вызвавших ее причин одновременно может несколько.

Частые причины головной боли у ребенка


Сосудистая головная боль.
.
Воспаление сосудов мозга.
Врожденные пороки развития сосудов мозга.
Повышение или снижение внутричерепного давления.
Токсическое поражение головного мозга.
Интоксикация при острых (
, грипп, корь, и т. д.) и хронических (хронические заболевания почек, печени и др.) болезнях.
лекарствами, химическими веществами, алкоголем, угарным газом и др.
Черепно-мозговые травмы (сотрясение или ушиб, головного мозга,
костей черепа и др.).
, эпилепсия.
Воспаление мозговых оболочек (менингит, арахноидит).
Заболевания ЛОР-органов (
, , и др.) и глаз.
Боли, связанные с напряжением (головные боли напряжения, напряжение глазных мышц при близорукости) и воспалением мышц (миозит).
Невриты (воспаления нервов) лицевого и тройничного нервов.
Различные процессы в головном мозге, давящие на мозг объемом (опухоли, кисты, абсцессы) или увеличивающие объем мозга (энцефалит).
Некоторые пороки сердца и заболевания крови.
Деформации костей черепа и шейного отдела позвоночника (экзостозы — костные выросты, остеохондроз шейного отдела позвоночника и др.).
Неврозы и другие причины.

Клинические проявления головной боли


Головная боль может быть давящей, ноющей, пульсирующей, распирающей или сжимающей, возникать по утрам, во второй половине дня или после сна. Локализуется в различных отделах, бывает односторонней (болит левая или правая половина головы). Она может зависеть от положения тела или головы, сопровождаться тошнотой, рвотой, и другими неприятными симптомами. Головная боль нередко провоцируется различными внешними факторами: эмоциональным напряжением, физической нагрузкой, переменой погоды, вдыханием резких запахов или прослушиванием громкой музыки. Внимательные родители обычно замечают особенности возникновения и течения головной боли у ребенка, что очень помогает врачу в постановке правильного диагноза.

Сосудистая головная боль при синдроме вегетативной дисфункции


К головной боли приводят различные изменения сосудов мозга: спазмы, растяжение за счет усиленного притока крови к мозгу или плохого ее оттока. Сосудистые изменения у детей чаще всего связаны с нарушениями регуляции вегетативной нервной системы, отдела, отвечающего за работу внутренних органов (сердца, кишечника, желудка, легких, различных желез и т. д.) и в том числе за сосудистый тонус. Дети с вегетативной дисфункцией склонны к повышению или снижению: . Иногда тонус сосудов у ребенка нестабилен, может то повышаться, то снижаться. Важно понимать, что при вегетативной дисфункции структура и анатомия сосудов не изменена, страдают лишь механизмы, регулирующие их тонус.

Причинами вегетативной дисфункции могут быть травмы и повреждения головного мозга (перинатальная энцефалопатия, сотрясение головного мозга, опухоли, токсические поражения и др.), различные заболевания (болезни почек, сердца, печени, сахарный диабет, психические расстройства и др.). Большую роль играет наследственный фактор. Предрасполагают к развитию вегетативной дисфункции особенности телосложения и психологической организации личности (высокая тревожность, страхи, склонность к ипохондрии, депрессии), стрессы, нарушения
, переутомление, сниженная физическая активность, неблагоприятная эмоционально-психологическая обстановка в семье или школе.

Дети с гипотонией, снижением артериального давления, обычно страдают пульсирующими или тупыми, давящими головными болями, а дети с гипертензией, повышением артериального давления, — распирающими или давящими, сопровождающимися тошнотой и головокружением. Для детей с нарушением венозного оттока из полсти черепа характерны утренние головные боли и метеочувствительность (реакции на перемены погоды).

Помимо головных болей и изменения артериального давления вегетативную дисфункцию сопровождают нарушения в работе самых разных органов и систем (дыхательные, желудочно-кишечные расстройства, нарушение мочеиспускания и терморегуляции и др.). Типичные симптомы: чувство нехватки воздуха, зевота, внезапные глубокие вдохи, боли в области сердца, ощущение сердцебиения, тошнота, отсутствие аппетита, изжога, рвота,
, или , икота, частые мочеиспускания малыми порциями или, наоборот, редкие большими порциями, термоневроз. У детей нередко возникают слабость, вялость, расстройства сна, может снижаться школьная успеваемость, способность к обучению. Характерны различные эмоциональные расстройства: беспричинная тревога, страхи и внутренняя напряженность; истерические всплески и апатия, плаксивость, склонность к депрессии, ипохондрия. Нередко у таких детей все время что-то болит: то в левом боку заколет, то в правом, то сердце прихватит, то голова закружится. Однако при обследовании никакой серьезной органической патологии органов не обнаруживается.

Лечение вегетативной дистонии комплексное, оно включает в себя налаживание режима (, прогулки, умеренные физические нагрузки, полноценное питание и др.), создание благоприятной психологической обстановки в семье и школе, медикаментозное лечение,
, массаж, физиотерапию (электрофорез, электросон, солярий, ванны, душ Шарко, циркулярный душ, парафиновые или озокеритовые аппликации на шейную область и др.), психотерапию, аутотренинг, лечение гипнозом и др. Медикаментозное лечение подбирают в соответствии с вариантом течения вегетативной дистонии, характером симптомов и индивидуальных особенностей ребенка. Назначаются успокаивающие средства (пустырник, валериана, персен и др.), препараты, нормализующие артериальное давление, витамины (нейромультивит, бенфогамма, алвитил, алфаВИТ), ноотропные препараты, улучшающие обменные процессы в головном мозге (ноотропил, пантогам, пирацетам, фенибут, энцефабол, аминалон и др.), средства, улучшающие кровообращение мозга (оксибрал, кавинтон, циннаризин, танакан и др.).

Широко используется фитотерапия. Ребенок с вегетативной дистонией наблюдается и лечится у педиатра, невролога, кардиолога.


Повышение или снижение внутричерепного давления


В толще головного мозга человека расположены тонкие щелевидные полости — желудочки мозга. Желудочки и пространство между черепной коробкой и мозгом сообщаются между собой системой отверстий и заполнены спинномозговой жидкостью (ликвором). Ликвор вырабатывается клетками мозга, свободно циркулирует по полостям и создает определенное постоянное давление в полости черепа. Это и есть внутричерепное давление. Различные патологические состояния (воспалительные процессы в мозге и его оболочках, травмы, опухоли, кисты, врожденные пороки развития мозга, сосудистые заболевания) изменяют давление ликвора на мозг.

Внутричерепная гипертензия — повышение внутричерепного давления. Объем жидкости увеличивается и оказывает давление на болевые рецепторы оболочек и сосудов мозга. При этом характерна распирающая боль, ощущающаяся в глубине головы. Симптом может меняться от положения тела (усиливаться или проходить при перемене позы, сгибании шеи), часто сопровождается рвотой. При значительном повышении внутричерепного давления возникают судороги. У грудных малышей открыты большой родничок и швы черепа. Внутричерепная гипертензия у них может сопровождаться увеличением, выбуханием и пульсацией большого родничка, расхождением швов черепа, быстрым увеличением объема головы. Грудные дети с повышенным внутричерепным давлением обычно беспокойны, плохо спят, сильно срыгивают. Умеренная внутричерепная гипертензия, даже если и начинается в раннем возрасте, не отражается на интеллектуальных способностях ребенка, умственная отсталость у них редка и обычно связана с какими-нибудь сопутствующими заболеваниями.

При повышении внутричерепного давления головную боль купируют мочегонными препаратами (диакарбом, триампуром, глицерином и др.). В случае прогрессирования болезни, приводящего к значительному расширению желудочков мозга, представляющего серьезную угрозу для психического и двигательного развития ребенка, выполняют хирургическую операцию. Полость черепа соединяют с сердцем или брюшной полостью трубочкой (шунтом), по которой удаляется лишняя жидкость.

Внутричерепная гипотензия — снижение внутричерепного давления — встречается сравнительно реже. За счет уменьшения жидкости в полостях мозга сосуды и оболочки мозга натягиваются, и их растяжение приводит к головной боли. Обычно боль проходит при простом сгибании шеи и в положении лежа.

Ребенок с изменениями внутричерепного давления наблюдается и лечится у невропатолога.


Головная боль при инфекционных заболеваниях


Инфекционные заболевания, в том числе большинство ОРВИ, начинаются именно с головной боли. Ее причиной является интоксикация — отравление организма токсическими веществами, образующимися в результате жизнедеятельности микробов и вирусов. Вместе с головной болью при интоксикации возникают слабость, сонливость, ухудшение самочувствия, снижение или отсутствие аппетита и другие симптомы. Головная боль при инфекции обычно сопряжена с повышением температуры, поэтому, если у ребенка внезапно заболела голова, измерьте ему температуру, возможно, он просто заболел.


Головная боль напряжения


Распространена у школьников. Причиной головной боли служит напряжение мышц головы и шеи во время сосредоточенной физической, интеллектуальной или эмоциональной работы. Обычно локализуется в лобной и затылочной областях, проходит после отдыха и расслабления мышц. При длительном неправильном положении головы по отношению к телу затрудняется кровообращение головного мозга, пережимаются нервные окончания. Поэтому возникновению головной боли часто способствует неверная посадка школьника за столом. При необходимости пристально вглядываться происходит напряжение глазных мышц у детей с плохим зрением, если они ходят без очков или очки им не подходят. Глаза могут уставать и у ребенка с нормальным зрением в результате  многочасового пребывания перед монитором компьютера или экраном телевизора.

Головную боль напряжения можно расценивать как нездоровую привычку, которую можно устранить, обучив ребенка приемам расслабления мышц. Прежде всего необходимо ликвидировать вредные воздействия (добиться хорошей осанки, правильно подобрать очки, смотреть телевизор не более часа в день, отдыхать и др.). Целенаправленное лечение состоит из гимнастики и расслабляющих процедур (массажа, аутотренинга, иглорефлексотерапии, физиотерапии и др.).


Мигрень


Головная боль при мигрени появляется в результате расширения и пульсирующих колебаний кровеносных сосудов мозга. Склонность сосудов к внезапному изменению тонуса передается по наследству. Клинически мигрень проявляется как приступы (пароксизмы) сильнейших головных болей, обычно односторонних (болит правая или левая половина головы). Между приступами ребенок чувствует себя хорошо, его состояние удовлетворительное.

Внимательные родители и взрослые дети умеют различать предстоящий приступ мигрени: у ребенка снижается настроение, внимание, работоспособность, появляются сонливость; жажда, снижается аппетит. Непосредственно перед приступом типично появление ауры. Это быстро проходящие зрительные, чувствительные или обонятельные ощущения (искры, мелькания, «шашечки», зигзаги перед глазами, выпадение поля зрения, чувство онемения в кончиках пальцев и лице, различные запахи и другие). За аурой следует приступ сильнейшей пульсирующей (как будто в голове стучит пульс) головной боли, которую не снимают никакие обезболивающие лекарства. Особенность детской мигрени в том, что приступы редко носят односторонний характер, как обычно встречается у взрослых. Как правило, у детей боль двусторонняя. На пике приступа может быть рвота, после нее наступает облегчение и ребенок засыпает. Продолжительность приступа от 15 минут до 2 часов, частота возникновения индивидуальна. Лечением мигрени занимается невропатолог.


Головная боль при менингите


Головная боль может быть вызвана воспалением мозговых оболочек инфекционными агентами: менингококком и другими бактериями, вирусами (паротита, клещевого энцефалита, полиомиелита и др.), грибами (кандида). При менингите возникает сильнейшая головная боль, усиливающаяся при перемене положения тела и при любом внешнем раздражении (ярком свете, громких звуках, прикосновении). Сопровождается рвотой, светобоязнью, повышенной чувствительностью кожи. Характерно определенное положение больного в постели, так называемая «поза легавой собаки»: ребенок лежит на боку с запрокинутой головой и вытянутым туловищем, живот втянут, руки прижаты к груди, ноги согнуты и прижаты к животу. Попытка согнуть голову больного и прижать ее к груди невозможна из-за резкого напряжения мышц. Менингит также сопровождается специфическими неврологическими симптомами, которые находит врач при осмотре. Лечение менингита проводится в стационаре в связи с тяжелым состоянием ребенка, серьезно угрожающем его жизни и здоровью.


Воспаление тройничного нерва


Тройничный нерв отвечает за чувствительность лица. Причиной его воспаления (неврита) могут быть переохлаждение, травма и инфекция (часто — вирус ). Клинически проявляется приступами жестоких болей в области щеки, челюстей, головы, может имитировать зубную боль. Иногда сопровождается слёзо- и слюнотечением. При возникновении подобных симптомов у ребенка необходимо обратиться к невропатологу.


Лечение головной боли у ребенка


Лечение головной боли зависит от вызвавшей ее причины. При сильных головных болях применяют обезболивающие препараты: Парацетамол, Эфералган, Нурофен, Ибуфен и др. Из дополнительных «домашних» средств можно порекомендовать следующие рецепты.


Успокаивающим действием обладают трава мяты, душицы и мелиссы. Их можно заваривать отдельно или добавлять в чай.
Рецепт. Одну ст. л. смеси перечной мяты, душицы и кипрея заварить 0,5 л кипятка, настоять, укутав, 30 минут, процедить. Принимать по 1/2-1 стакану несколько раз в день во время головной боли.
Хорошо тонизирует и снимает головную боль при усталости черный и зеленый чай.
При головной боли во время простуды хорошо помогает ментоловое масло. Нужно смазать им лоб, виски, кожу за ушами и затылок.
Рецепты при мигренеподобной головной боли. Смешать 6 частей семян укропа, по 3 части травы донника и цветков пижмы, 4 части травы мелиссы. 2 ст. л. сбора залить в термосе 0,5 литра кипятка, настоять 1-1,5 часа, процедить и пить по 1 /4-1/2 стакана 3-4 раза в день. Можно добавить мед.
Смешать по 4 части корней валерианы, семян укропа, по 3 части цветков пижмы и липы, травы репешка и мелиссы. Рецепт приготовления и прием как в предыдущем случае.

Информация подготовлена специально для сайта
http://detckijvrach.ru C.Карпа
Гайморит у ребенка: профилактика, симптомы и лечение
Гайморит — это воспаление гайморовых пазух носа. Гайморовы (или верхнечелюстные) пазухи представляют собой полость, где есть только один выход во внешнюю среду. Это отверстие, соединяющее их с полостью носа. В нормальных условиях гайморовы пазухи проветриваются, воздух в них свободно циркулирует и не дает размножаться там микробам.

Причины развития гайморита

ОРВИ. Гайморит чаще всего является осложнением , сопровождающейся . В пазухи попадает инфекция из носоглотки. Неправильное или несвоевременное лечение насморка может привести к гаймориту.
Хронические инфекции носоглотки. Поставщиками инфекции в гайморовы пазухи также могут явиться хронические воспалительные процессы в носоглотке (хронический
, аденоидит, аденотонзиллит, хронический насморк), Они — постоянный источник микробов, близко расположенный к гайморовым пазухам.
Затрудненное носовое дыхание. В закрытых полостях прекрасно размножаются микробы. Поэтому любой процесс в носу, способствующий закупорке прохода в полость носа из гайморовой пазухи чреват ее воспалением. Это любая ситуация затруднения носового дыхания: острый, хронический или аллергический насморк,
, искривление носовой перегородки, полипы в носу и т. д.
Больные зубы. Гайморова пазуха расположена близко к верхним коренным зубам, их отделяет тонкая костная прослойка. Воспаление в зубе может распространиться в гайморову пазуху и вызвать гайморит.
Травмы. Травматические поражения пазух, например, при переломе костей лица или носа.
Аллергия и нарушение вегетативной нервной системы.
могут быть аллергические или вызываться расстройствами вегетативной нервной системы. (По аналогии с вазомоторным ).
Переохлаждение и снижение иммунитета. Любые хронические заболевания ослабляют
, а хроническое воспаление в каком-либо органе способствует распространению инфекции по всему организму через кровь. В том числе она может попасть и в гайморовы пазухи, вызвать гайморит.

Клинические проявления гайморита

Течение гайморита может быть острое и хроническое. Острый гайморит появляется как осложнение ОРВИ или другого респираторного заболевания, сопровождающегося насморком. Хронический — протекает с периодами обострений и относительного благополучия.
Острый гайморит или обострение хронического гайморита имеют следующие признаки:

Затруднение носового дыхания (заложен нос). Голос приобретает гнусавый оттенок. Отмечается снижение обоняния. Насморк. Не постоянный признак, но в большинстве случаев у ребенка имеется слизистое (прозрачное) или гнойное (желтое, зеленое) отделяемое из носа. Слизисто-гнойное отделяемое плохо отсмаркивается, насыхает корками, часто имеет неприятный запах. Неприятные ощущения или боль в области носа, около носа, под глазом. Иногда в этой области может быть припухлость. Менее выражены боли утром, нарастают — к вечеру. Порой ребенок не может указать конкретное место локализации боли, у него просто болит голова (чаще бывает в далеко зашедших случаях, при хроническом течении). Процесс может наблюдаться с одной стороны (тогда боли будут только с одной стороны) или быть двусторонним. Повышение
тела до 38 °С и выше. Как правило, этот симптом наблюдается при остром гайморите. Плохое самочувствие, утомляемость, слабость, снижение аппетита, нарушение сна.

Если у вашего ребенка появились эти симптомы, необходимо посетить отоларинголога. Для подтверждения диагноза врач назначит рентгеновский снимок придаточных пазух носа.

Хронический гайморит

В некоторых случаях острый гайморит заканчивается не выздоровлением, а переходом в хроническую форму.
Причины развития хронического гайморита: .

Острый гайморит неправильно лечился. Имеются препятствия оттока из пазухи (аденоиды, искривления носовой перегородки и др.). Обострения хронического гайморита протекают так же, как и острый гайморит, но симптомы менее выражены. Температура редко поднимается до высоких цифр, боль тупая, изнуряющая, чаще проявляется головной болью. Выделения из носа при хроническом гайморите могут быть различного вида, цвета и качества. Во время обострения они обильные, а при затихании процесса — скудные.

Осложнения хронического гайморита:

Образование кист, гранулем, полипов. Образование в гайморовой пазухе холестеатомы (доброкачественная эпителиальная опухоль). Разрастаясь, холестеатома может разрушать костные стенки гайморовой пазухи.

Аллергический гайморит

Это заболевание может сопутствовать аллергическому насморку. Аллергический гайморит имеет свои особенности:
—  наличие у ребенка других аллергических заболеваний;
—  отсутствие температуры;
—  насморк с обильным, жидким, прозрачным отделяемым из носа;
появляется во время обострения процесса или при затруднении оттока содержимого из пазухи.

Лечение гайморита у детей

Лечение гайморита у детей проводит врач-отоларинголог в поликлинике или в больнице, в зависимости от тяжести течения и наличия осложнений. Обычно ЛОР-врач назначает промывание пазух, а в случае упорного течения болезни — дополнительно проколы пазух через нос. Медикаментозное лечение, физиопроцедуры и другие методы лечения гайморита не отличаются от лечения синусита. Полный курс лечения острого гайморита занимает от двух недель до двух месяцев.

Профилактика гайморита

Профилактика гайморита, как и всех остальных синуситов, состоит в лечении основного заболевания (грипп, острый насморк, корь, скарлатина и другие инфекционные заболевания, кариес) и устранении предрасполагающих факторов (искривление носовой перегородки, переохлаждение). Необходимо поддерживать ребенка в хорошей физической форме. Отличным профилактическим средством является . Полноценное питание, , умеренные занятия спортом, позитивный психологический настрой помогут справиться с любой инфекцией.

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
Тромбоцитопеническая пурпура у детей
Тромбоцитопеническая пурпура у детей
Это заболевание обычно имеет наследственную предрасположенность, проявляется повышенной кровоточивостью. В его основе — повышенное разрушение тромбоцитов крови, отвечающих за свертываемость. Характерно появление синяков на коже и кровотечение из слизистых. Кожная сыпь выглядит как множественные синячки в различной стадии развития: от синих и фиолетовых до зеленых и желтых («пестрая кожа»). На коже остаются следы от тугой одежды (резинок), синяки после легких ударов, уколов. Кровотечения со слизистых проявляются носовыми, маточными, желудочными, кишечными кровотечениями, повышенной кровоточивостью десен, «кровавыми» слезами и др.

Логин: Пароль: Регистрация |

Loading...
Детский врач » Школа. Дети
Почему, подростки, уходят, из дома
О трудностях подросткового возраста знают все. Учителя в школе, продавцы, писатели, журналисты, артисты, психологи и дворники только потому, что когда-то они были подростками, а не потому, что в последствии прочитали много умных книг и статей. Смутное время иногда напоминающее своими кипящими страстями революцию (низы не могут - верхи не хотят), иногда похожее на холодную войну, прерывающуюся дипломатическими переговорами, результаты которых часто перечеркиваются последующими действиями сторон. Кроме шуток, борьба происходит настоящая, и, как правило, победивших в этой войне нет. Есть только пережившие ее. Или те, кто не смог пережить (так глубоки были раны), и до сих пор переживает, реагируя на окружающих людей и обстоятельства, как тогда, когда белое легко становилось черным, а от любви до ненависти был всего лишь один шаг. Много статей и трудов посвящено проблемам подростков. Проводятся семинары и тренинги. Озабоченно рассуждают и принимают меры госструктуры. Но каждый раз, когда ребенок достигает определенного возраста (12-13 лет), "с ним становится трудно" и родители начинают беспокоиться. Так было всегда, сколько помнит себя человечество, так будет всегда, пока оно существует. Что же это, если не проблема, и как к этому относиться?
Горе горькое
У природы нет напрасных времен. Если говорить о подростковом возрасте - это время, когда юное существо набирает силы для взрослой жизни. Отдельной от родителей, самостоятельной. В это же время происходит интенсивная физиологическая перестройка организма, мощные гормональные "всплески", а это, как известно, влияет на интенсивность переживания чувств. Что же представляет собой внутренний мир подростка? Как он "видит" реальность и что ему нужно? При всей своей внешней "наглости" и "вызывающем поведении" - так часто характеризуют это взрослые, в этот период жизни человек более раним, чем это обычно бывает. В этот период он сам, не осознавая того, переживает одну из важных потерь. Он теряет детство. Он прощается с ним, и в первую очередь с тем, что приносило ему ощущение полной безопасности в этом мире. Он прощается с так называемым "всемогущим родителем". В детстве ребенок испытывает чувство стабильности, покоя и радости, когда родитель рядом. Он наделяет родителя свойствами волшебника. Для детской психики это необходимо. Уже во взрослой жизни это служит дальнейшему развитию личности. Ему кажется что мама или папа могут все. Остановить дождь если пришло время гулять, укратить сердитую Марию Ивановну в детском саду, сделать так, чтобы Петька из соседнего подъезда больше не лез драться, - всего не перечислишь! Но раз за разом приходит разочарование. Оно копится исподволь, постепенно и к началу подросткового возраста превращается в досаду и раздражение. Начинает рушиться великая иллюзия: "Они, оказывается, такие же как все! Они просто обманывали меня…" Всегда найдется реальная ситуация, в которой родитель повел себя не так, как хотелось бы подростку и эта ситуация, а потом и ряд других будут давать подростку возможность вновь обижаться, раздражаться и чувствовать себя одним против всех, одиноким, и в каких-то ситуациях беззащитным. И конечно составляющей частью этой эмоциональной "гаммы" будет в той или иной степени и ощущение отчаяния, потому что один, страх, что ему не справиться, да еще важное в подростковом возрасте стремление нравиться противоположному полу, стать в чем-то лучше других сверстников и чтобы все это заметили. При этом внутри он жестко судит себя за любой промах. Что временами приводит его к горькой мысли - он хуже других. Каким бы он не был внешне - удачливым отличником, скорым на слово, или тихим троечником, хулиганом или старательным учеником, внутри он будет испытывать те чувства и устремления, которые я описала. Прибавьте к этому еще и сильные переживания по поводу своей внешности. В этой ситуации "наглость" и "вызывающее поведение" часто являются отчаянной попыткой защититься от учителя, отчитывающего при всем классе, от родителей, читающих нотации и почти не видящих за этим его маленьких успехов, его интересов, его переживаний. Подобные ситуации подросток часто переживает как ситуации унижения и подтверждения его мыслей о том, что он хуже всех. Так же в этом временном промежутке перед ним встают нешуточные вопросы: "можно ли теперь доверять кому-то и кому вообще доверять?"; "Когда и в чем можно доверять теперь родителям?" и вечный важный вопрос, на который и взрослые-то не всегда могут легко ответить "Чего я сам хочу от жизни?". И конечно в этот период времени подросток большего всего нуждается в том, чтобы значимые для него люди воспринимали его как "уже не маленького", способного на самостоятельные решения и действия, чтобы замечали плоды его усилий, учитывали бы его интересы, словом, уважали бы его как личность. Это ощущение, пусть шаткое, подросток чаще всего получает среди сверстников. В этом смысле образование подростковых компаний неизбежно и не может быть признаком того, что с подростком что-то не так. Это просто еще один признак подросткового возраста.
Но родители почему-то далеко не всегда делают то, в чем нуждается подросток. Почему? Что же "видят" они?
Родители тоже люди
Ребенок приходит домой из школы или колледжа гораздо позже, чем "должен". Он(она) много времени проводит с непонятными друзьями закрывшись в своей комнате. "Он прямым текстом отказался выполнять свои обязанности по дому, так и сказал, что не хочет. Это, наверное, все из-за компании, с которой он связался". Можно привести в пример тысячи других цитат из разговоров с родителями, но по сути своей они будут содержать сообщение о том, что с ребенком что-то случилось: "Его как подменили". С ним невозможно спокойно разговаривать. Он все или почти все делает по-своему. Одевается ужасно, говорит гадости, поздно ложиться, поздно приходит домой, стал хуже учиться, предпочитает друзей семье.
А он и вправду меняется. И совершенно непонятно каков общий язык с этим новым неизвестным пока человеком, который совсем еще недавно был вашим послушным ребенком. И очень тревожно. Это чувство тревоги похоже на то, которое посещало, когда, будучи ребенком, он бежал от вас в сторону проезжей части, навстречу мчащимся автомобилям. И хочется спасти его как тогда, и все рассказать, заранее снабдив инструкциями из собственного опыта о том, что надо и что не надо делать. Но сейчас он этого не хочет слушать. И родительская тревога возрастает.
В этот период родитель тоже переживает потери. И первой из них является потеря собственного, того самого "всемогущества", которым ребенок наделил его когда-то. Привычка быть незыблемым авторитетом, который в конечном итоге убедит сделать ребенка "как надо", "как должно" со временем воспринимается как безусловное право: "Мы родили и воспитали его! И поэтому имеем право диктовать ему свои условия!", "Это просто неблагодарность какая-то!". Боль и отчаяние от детской "неблагодарности" в той или иной мере так же являются приметой этого периода для родителей. Теперь этого изменившегося невозможно контролировать, невозможно оградить от необдуманных поступков и слов. В это время родители часто начинают пытаться вновь вернуть себе этот "всемогущий контроль", неосознанно провоцируя ребенка на необдуманные слова и поступки. Это делается под влиянием тревоги потери, если угодно, по сути, под влиянием тревоги смерти, т.к. переживание любой потери в жизни является отголоском страха смерти, а тут еще речь идет о своем ребенке! Меры следую одна за другой, но иллюзия всемогущества все равно рушится. И чем жестче и сильнее будут принятые родителями меры, тем более сильный и жесткий отпор они буду получать от своего ребенка. В этом промежутке времени родители, так же как и дети, нуждаются в уважении и признании своих интересов и заслуг, так как подобно своим подрастающим детям внутри тоже судят себя сурово, припоминая себе все родительские недочеты в прошлом. Это трудное время для них еще и потому, что это начало понимания того, что дети "отделятся", и тогда им придется быть наедине с собственной жизнью, вновь оказаться наедине со своими желаниями, в которых они себе привыкли уже отказывать, т.е. оказаться лицом к лицу со своей жизнью, отдельной от ребенка, и это тоже тревожно, особенно для тех родителей, которые раз и навсегда решили для себя, что дети - смысл их жизни.
Время делить власть
Может быть, пришла пора закончить войну не на жизнь, а на смерть? Для тех, кто готов с высоты своего родительского опыта, да и просто опыта уже прожитых лет посмотреть на себя реального. Может быть необязательно всегда оставаться правым, во чтобы то не стало? Может быть дело в том, что, разрешив себе потерять маленького инфантильного ребенка, вы сохраните и разовьете другие не менее привлекательные отношения с уже подросшим человеком. Давайте брать пример со своих детей, которые как бы трудно им не было, все же не "бегут" от этих трудных переживаний. Давайте вспомним, что у нас, родителей, тоже есть свои желания, которые мы долго не замечали, так как были слишком заняты своими родительскими обязанностями. Это время дается нам, так же как и нашим детям, чтобы тоже стать более самостоятельными. Настает время, когда наши родительские руки уже свободны. Уже никого пеленать не нужно! Каждый теперь может владеть только собой, и для того, чтобы ваши отношения с вашими детьми оставались доверительными, и не пришлось сетовать на собственную жизнь, необходимо подумать о том, за чем еще можно и нужно присматривать. Время возвращения домой, сделанные уроки, посещение учебного заведения, выполнение обязанностей по дому - это моменты, которые еще нуждаются в вашем внимании, то, что вы имеете полное право знать и требовать, но при этом необходима мера: нельзя запрещать подростку совсем выходить вечером на улицу с друзьями. Если для сверстников обычное время прихода домой - 11 часов вечера, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы стать столь же демократичными. Не читайте ему "нотаций" про то, как он должен одеваться. В такой ситуации подростки выходят из положения, оставляя у друзей "запасной комплект" одежды. Он все равно будет носить то, что хочет. Вспомните, куда вам давно хотелось бы "выйти", где вы давно не были (к друзьям, в театр, в кино, просто прогуляться), и делайте подобные вылазки хотя бы раз в неделю. Не подозревайте своих детей понапрасну в употреблении наркотических веществ. Своими действиями под влиянием этого страха вы действительно можете нечаянно, неосознанно подтолкнуть его к мысли о том, что, может быть, стоит попробовать. К тому же подобного рода подозрения и обвинения подростки воспринимают как оскорбления. Найдите в городе, чтобы меньше беспокоиться об этом, программу, направленную на профилактику наркомании и алкоголизма среди подростков. Почти в каждой из них предусмотрен цикл лекций для родителей. Послушайте эти лекции и пообщайтесь с консультантом, вы получите здравую информацию и немного успокоитесь. Будьте настойчивы и последовательны в том, чего вы требуете от подростка; прежде чем пообещать, подумайте, сможете ли вы это выполнить, даже если речь идет о наказании. Ваши пустые угрозы и неразумно жесткие поступки будут вызывать мощное противодействие. Найдите, пожалуйста, у себя пару недостатков (или спросите о них у своих близких, только не у детей, конечно), маленьких, которые не сильно влияют на жизнь других людей (например, привычка оставлять чашку из-под кофе на столе, кидать тапочки где угодно). Это будет трудно, потому что, как правило, мы, взрослые, люди очень правильные. Начинайте воплощать это в жизнь с завидным постоянством (это будет еще труднее) - тем самым вы дадите возможность своим детям поворчать на вас и со временем убедиться в том, что вы обычный, живой человек. При ворчании детей необходимо делать круглые глаза и невинную физиономию.
Помните: вам необходимо терпение, подростковый возраст - это не один день и не неделя. Искренне выражайте (называйте) свои чувства по поводу происходящего вместо нашей всегдашней привычки упрекать. Говорите о своих чувствах, а не о том, что ваш ребенок виноват в том, что вы их испытываете. И помните о том, что, по существу, в это время вы оба озабочены вопросом о том, как жить дальше.
Детское врачевание
К вашему пятнадцатилетнему чаду пришла первая любовь. Именно та самая, настоящая. Да, так бывает, причем достаточно часто.


Не будем здесь лишний раз говорить о том, сколько лет было Джульетте, избраннице Ромео, или Лауре, вдохновлявшей Петрарку, - в нашей отечественной истории и культуре тоже немало подобных примеров.


И вот тут наступает узловой момент в развитии ваших последующих отношений. Для начала - откроем глаза чаду на подлинный облик предмета его чувства: «Да ты посмотри на нее (на него), разве она (он) тебе пара?!…» и так далее. Немедленно запретим поздние возвращения, возьмем под строгий контроль все телефонные разговоры и всяческие записочки в карманах: «Мы родители, мы должны все знать!


Самое же существенное, чего вы «достигнете», это то, что если у вашей дочери или сына действительно возникнут проблемы, - к вам он обратится в последнюю очередь либо предпочтет вовсе не обращаться, даже если ситуация будет сложной.


Прежде всего, постарайтесь создать и сохранить доверительные отношения с ним. О чем-то спрашивать, что-то обсуждать можно и нужно, ведь вам действительно необходимо побольше узнать и о ситуации, и о предмете любви, но при этом - никакой критики «в лоб», даже если такая критика вам кажется необходимой. Все разговоры - только о достоинствах избранницы (или избранника): «Что тебе в ней особенно нравится? Что тебя привлекло к ней при первой встрече? За что ее ценят друзья?». Такие вопросы не останутся без ответа. Проявляйте искренний интерес к хорошим качествам новой подруги - и тогда почти наверняка о ее недостатках, о своих сомнениях и размышлениях подросток расскажет вам сам.


Можно подойти к нужному разговору и по-другому: завести речь, например, о подруге, у которой что-то не ладится в личной жизни или же, наоборот, все очень хорошо: «А как у нее сейчас дела? И как ты думаешь, почему?..» Рано или поздно такие разговоры выйдут на личные проблемы вашей дочери, и вы это безошибочно определите по накалу эмоций. И тут тоже наступает подходящий момент для воздействия: под видом обсуждения проблем подружки можно что-то прояснить, объяснить, попытаться убедить.


Очень полезно поделиться собственным опытом - только без нравоучений. Просто расскажите о том, что было, что вы чувствовали с приходом первой любви, о чем мечтали, что препятствовало мечтам. Даже если ваш сын (или дочь) будет пренебрежительно фыркать, все равно он что-то поймет и «намотает на ус». Главное - не переходить к поучениям: «На твоем месте я бы…» Этого ваше чадо не оценит и, скорее всего, постарается сделать наоборот.


Вам же, со своей стороны, надо постоянно помнить, что подростки при проявлении первого чувства особенно ранимы. У девочек это может выражаться в нервических рыданиях в ответ на любое замечание, мальчики же часто становятся замкнутыми и угрюмыми. Все это нормально и вполне объяснимо.


Подросток живет выдуманными чувствами, целиком погружаясь в придуманный фантастический мир. Он общается с нереальными людьми, живет выдуманными чувствами, и постепенно «пресный» реальный мир, не выдерживая сравнения со сказкой, отходит на второй план. В этом случае необходимо тщательное обследование со стороны специалиста и иногда - коррекция установок подростка.


Неразборчивость сексуальных связей - несомненная причина для тревоги родителей. Но помните: очень часто к беспорядочным связям подростка толкает недостаток тепла и понимания в семье. Подчас же причиной являются напряженные отношения со сверстниками, недостаток дружеских связей. Наконец, иногда беспорядочность сексуальных связей бывает симптомом легкой степени умственной отсталости.


Сильные эмоции, желание завоевать уважение «предмета любви», вызвать к себе интерес могут толкнуть подростка к употреблению алкоголя или наркотиков, а иногда и к совершению каких-либо преступлений или, например, к вступлению в какую-нибудь секту. Причем делается все это не по собственному убеждению или желанию, а исключительно для того, чтобы понравиться, или же из-за простого подражания. Со стороны родителей здесь важно не упустить время, пока еще можно что-то предпринять, посоветовавшись со специалистами.


Материал написан специально для сайта http://detckijvrach.ru/
Школа: двенадцать лет кошмараОдна пятиклассница как-то пришла из школы со словами: «Ненавижу древних греков!» «За что?» – удивилась мама. «Они придумали школу!» – отрезала она. Бедные греки. Это из-за них мы мучаемся. Это им пришло в голову, что знания надо получать каким-то определенным образом. Приходить в специально отведенное место. Рано вставать. Надевать специальную одежду. Рассаживаться особым образом. Особым образом слушать объяснения учителя (в советской школе даже существовала «поза внимания»). Изучать некие обязательные дисциплины.
Сын влюбился в учительницуВопрос: Мой сын-старшеклассник влюбился в свою 28-летнюю учительницу английского языка (она замужем, есть ребенок). Сын общается с ней по Интернету, дарит букеты, провожает домой. Пока говорит, что она не отвечает взаимностью, но, как на самом деле, не знаю. Мы живем недалеко друг от друга, сын ходит в ее двор, сидит и смотрит на окна. Я вижу, что это чувство полностью его захватило, и боюсь последствий. Что делать? Детский психолог Наталья Барложецкая: Старшеклассники часто влюбляются в учителей: мальчики – в женщин, а девочки – в мужчин.
Домашнее заданиеА ты со своим сидишь? – с видом заговорщика спрашивает мама первоклассника у более опытной подруги. Та сразу понимает: речь идет о совместном «сидении» за домашним заданием. И есть много аргументов, чтобы ответить «да». Или так только кажется? «Мой ребенок еще не готов самостоятельно делать уроки», что обычно означает: «В первую неделю у него это не получилось». Но готовность к школе и всему, что с ней связано, – это готовность потенциальная. Ваш ребенок физически здоров, у него достаточно способностей, знаний об окружающем мире и интереса, чтобы успешно учиться.
Loading...