ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НОВОСТИ
Тонзиллит у ребенка. Лечение тонзиллита
ангина у ребенка
ангина у ребенка
Ангина - общее острое инфекционно-аллергическое воспаление миндалин, чаще небных, другие миндалины вовлекаются в воспалительный процесс значительно реже. Формы ангин различаются по этиологии, механизмам развития заболевания и клиническому течению. Среди разнообразных микробных возбудителей ангин, к которым относятся кокки, палочки, вирусы, спирохеты, грибы, клебсиеллы, на первом месте находится в-гемолитический стрептококк группы А. Частым возбудителем может быть стафилококк. Проникновение возбудителя в слизистую оболочку миндалин происходит воздушно-капельным или алиментарным путем, но чаще инфекция возникает вследствие воздействия микробов и вирусов, которые находятся на слизистой оболочке глотки.


Ангины могут возникать в результате:

1) эпизодической инфекции, при ухудшении условий внешней среды, часто — в результате общего охлаждения;

2) заражения от больного человека;

3) как обострение хронического .


Наиболее распространенная классификация включает следующие формы ангины:



катаральная;
фолликулярная;
лакунарная;
герпетическая;
флегмонозная;
некротическая;
грибковая;
смешанные формы.

могут быть первичными и вторичными при острых инфекционных заболеваниях: скарлатине, дифтерии, сифилисе, , а также при заболеваниях крови.


Катаральная ангина


Заболевание начинается остро. Основные симптомы: ощущение жжения, сухости, першения, небольшая болезненность при глотании. Температура тела субфебрильная. При осмотре отмечается гиперемия миндалин и краев небных дужек, увеличение миндалин, они покрываются тонким слоем слизисто-гнойного экссудата. Язык обычно сухой, обложен, отмечается увеличение лимфатических узлов. Продолжительность болезни составляет 3-5 дней.

Фолликулярная ангина


Заболевание начинается с повышения температуры до 38 °С, но иногда она может быть субфебрильной. Возможна сильная при глотании, которая иррадиирует в ухо. Иногда повышено слюноотделение. Со стороны крови возникает нейтрофильный лейкоцитоз, палочкоядерный сдвиг влево, повышение СОЭ, могут появиться следы белка в моче. Отмечается увеличение лимфоузлов, они болезненны при пальпации. При осмотре зева отмечаются разлитая гиперемия и инфильтрация мягкого неба и дужек, гиперемия миндалин и их увеличение. На поверхности миндалин видны возвышающиеся над поверхностью желтоватые или беловатые точки величиной до 3 мм, представляющие собой нагноившиеся фолликулы миндалин. Заболевание длится около недели.


Лакунарная ангина


Основные симптомы: начало болезни такое же, как и при фолликулярной ангине. Но форма имеет более тяжелое течение. При лакунарной ангине при фарингоскопии на фоне увеличенных гиперемированных миндалин сначала в устьях лакун, а затем на поверхностях миндалин появляются желтовато-белые налеты. Заболевание длится около недели.


Фибринозная ангина


Другие ее названия — псевдодифтерийная, ложнопленчатая, дифтерийная ангина. Название свидетельствует о том, что, несмотря на внешнюю схожесть, — это не дифтерийный процесс. В ряде случаев фибринозная ангина образуется из лопнувших фолликулов. Фибринозная пленка распространяется по области некротизации эпителия в устьях лакун, соединяется с соседними участками, образуя сливной налет, который может выходить за пределы миндалин. Иногда фибринозная пленка развивается с первых часов заболевания. При образовании пленки в первые часы заболевания оно сопровождается высокой температурой, ознобом, выраженной интоксикацией.


Флегмонозная ангина


Флегмонозная ангина встречается редко. Заболевание связано с гнойным расплавлением участка миндалины, обычно бывает одностороннее поражение. Отмечаются резкие боли при глотании, гнусавость голоса, спазм жевательных мышц. При флегмонозной ангине у ребенка миндалина гиперемирована, увеличена, болезненна при пальпации. Периферические лимфоузлы обычно увеличены. Созревший абсцесс может прорваться в полость рта или клетчатку возле миндалины. Паратонзиллярный абсцесс обычно локализуется кпереди и кверху от миндалины. После его вскрытия самопроизвольно или в результате оперативного вмешательства состояние больного улучшается.


Герпетическая ангина


Наиболее часто регистрируется у детей младшего возраста. Инкубационный период длится от двух дней до двух недель. Отмечается острое начало заболевания: повышение температуры тела до 40 °С, появляются боли при глотании, головные, мышечные , рвота и жидкий стул. Со стороны крови отмечается лейкопения. Осложнением может быть серозный менингит. При осмотре зева в первые часы заболевания отмечается диффузная гиперемия слизистой оболочки. На мягком небе, языке, небных дужках, реже — на миндалинах и задней стенке глотки видны небольшие красноватые пузырчатые участки. Через 3-4 дня они рассасываются, слизистая оболочка приходит в норму.


Некротическая ангина


Эта ангина встречается крайне редко. Появляются жалобы на ощущение неловкости и инородного тела при глотании, гнилостный запах изо рта, обильное слюноотделение при нормальной температуре тела, глотание — безболезненное. Продолжительность заболевания — от одной до трех недель.


Грибковая ангина


Часто встречается у детей раннего возраста. Чаще регистрируется осенью и зимой. Начинается остро, температура поднимается до 37,5-38 °С, но чаще бывает субфебрильной. При осмотре выявляются увеличение и небольшая гиперемия миндалин, ярко-белые, рыхлые, творожного вида налеты, которые легко снимаются. Налеты исчезают на 5-7-й день. В мазках обнаруживаются скопления дрожжевых клеток, мицелии грибов молочницы и бактериальной флоры.


Моноцитарная ангина


Ангина у ребенка при инфекционном мононуклеозе возникает после увеличения нескольких групп лимфатических узлов, селезенки. Изменения в зеве характеризуются картиной, напоминающей любую из ангин. К характерным признакам относится появление в крови больного большого количества измененных моноцитов.


Лечение ангины у ребенка


При ангинах у детей применяются щадящий режим питания, местная и общая терапия, обязательным является строгий постельный режим в первые дни заболевания, а затем — домашний без физических нагрузок. Больному выделяют отдельные посуду и предметы ухода. При тяжелом течении заболевания показана госпитализация. Назначается молочно-растительный стол, пища должна быть нераздражающей, мягкой. Местно назначаются теплые полоскания раствором 3%-ной перекиси водорода, 0,1%-ным раствором перманганата калия, , настойкой календулы, отваром ромашки, календулы, настоем шалфея. Выбор антибактериальных препаратов зависит от тяжести заболевания и угрозы осложнений. Для лечения применяются сульфаниламидные препараты типа триметоприна в возрастных дозах. При различных формах бактериальных ангин у детей используются антибиотики с учетом чувствительности возбудителя к антибиотикам. В экстренных случаях назначаются антибиотики широкого спектра действия. Улучшение обычно наступает при снижении интоксикации, улучшении общего состояния. Однако лечение антибиотиками продолжается еще от трех до пяти суток. Не рекомендуется назначать препараты типа неомицина, мономицина и др. из-за ототоксического действия. У детей во время гипертермии может возникнуть судорожный синдром. Назначаются жаропонижающие средства. Лечение паратонзиллярного абсцесса хирургическое, при этом антибактериальная терапия проводится по общепринятой схеме. При вирусных ангинах назначается интерферон, спрей UPC-19, противогриппозный иммуноглобулин. При смешанных формах антибактериальные средства сочетаются с противовирусными.


Информация подготовлена специально для сайта
http://detckijvrach.ru C.Карпа
Наследственная идиолатическая тромбоцитопеническая пурпура
Наследственная идиолатическая тромбоцитопеническая пурпура
Это заболевание обычно имеет наследственную предрасположенность, проявляется повышенной кровоточивостью. В его основе — повышенное разрушение тромбоцитов крови, отвечающих за свертываемость. Характерно появление синяков на коже и кровотечение из слизистых. Кожная сыпь выглядит как множественные синячки в различной стадии развития: от синих и фиолетовых до зеленых и желтых («пестрая кожа»).
На коже остаются следы от тугой одежды (резинок), синяки после легких ударов, уколов. Кровотечения со слизистых проявляются носовыми, маточными, желудочными, кишечными кровотечениями, повышенной кровоточивостью десен, «кровавыми» слезами и др.

Наследственная идиолатическая тромбоцитопеническая пурпура носит название болезнь Верльгофа. У кого-то из родственников ребенка, как правило, есть склонность к кровотечениям и образованию синяков. Обострение болезни провоцируется различными факторами: вирусными инфекциями (
, краснухой, и др.), бактериальным воспалением, приемом лекарств (ацетилсалициловой кислоты, анальгина, фурагина, фуразолидона, карбенициллина  и др.), прививки, резкая смена климата, физические и психические травмы, солнечное воздействие   и другие стрессовые ситуации. Болезнь Верльгофа может протекать в острой или хронической формах. Прогноз обычно благоприятный, в 75% острой формы происходит самоизлечение.

Вторичная тромбоцитопеническая пурпура не связана с наследственностью, а является результатом какой-либо поражающей тромбоциты болезни или токсического воздействия. Это могут быть различные инфекции (в том числе внутриутробная инфекция у младенцев), лейкоз, цирроз печени, наследственные заболевания обмена веществ и др. Прогноз зависит от тяжести болезни, спровоцировавшей разрушение тромбоцитов крови.

Лечение тромбоцитопенической пурпуры проводят в больнице. Используют препараты, повышающие свертываемость крови, улучшающие работу тромбоцитов (аминокапроновая кислота, дицинон, пантотенат кальция, препараты магния и др.), укрепляющие сосудистую стенку (аскорбиновая кислота, рутин, аскорутин). В случае тяжелого течения прибегают к лечению гормонами и переливанию крови. Иногда медикаментозное лечение оказывается неэффективным, что вынуждает врачей удалять ребенку селезенку как основной орган, участвующий в разрушении тромбоцитов.

Для профилактики обострения болезни, если у ребенка есть склонность к образованию синяков, необходимо избегать провоцирующих стрессовых факторов (инфекций, приема лекарств, резкой смены климата, снижающих свертываемость, не загорать, с осторожностью вакцинироваться и не прививаться живыми
, противопоказаны физиотерапевтические процедуры УВЧ, УФО).
Информация подготовлена специально для сайта
http://detckijvrach.ru C.Карпа
Как выбрать детскую обувь?
Плавание новорожденных
Весьма полезное закаливающее и оздоровительное действие на ребенка оказывает плавание с первых недель жизни. Благодаря строго дозированным водным процедурам в организме усиливается обмен веществ, улучшаются функции дыхания, кровообращения, пищеварения, развивается опорно-двигательный аппарат, совершенствуется высшая нервная деятельность. В воде, где тело теряет свой вес, малышу легко выполнять все движения, они становятся мягкими, пластичными, не перегружают ребенка (при правильном их применении), способствуют его тренировке.
Благоприятное влияние воды на недавно родившегося ребенка можно объяснить также длительным периодом его развития во внутриутробной среде и сохранением уже после рождения плавательных рефлексов. Ребенок при движении ощущает приятное массирующее воздействие воды, испытывает радость и удовольствие. Водные процедуры, укрепляя нервную систему, способствуют хорошему сну, ускорению развития всех органов и систем.
Главные принципы занятия в воде, как и при применении других средств ЛФК, — это постепенность и систематичность. Во время водной процедуры необходимо следить за состоянием ребенка. Вода должна быть приятной и на первых занятиях иметь температуру 37—37,5° С с понижением ее до конца первого месяца плавания до 34° С и до конца третьего месяца — до 32° С.
В первые 3 месяца должны решаться в основном задачи привыкания к более длительному времени нахождения в воде и . В этот период ребенок передвигается с помощью различных поддержек взрослого, сидящего в ванне или находящегося рядом. Одновременно при различных заболеваниях детей в этот период решаются и частные задачи оздоровления с помощью различных упражнений в воде. В дальнейшем число занятий увеличивается до 5—6 раз в неделю, а продолжительность их постепенно возрастает до 20—25 мин.
Показания к назначению плавания очень широки. Практически каждый
начиная с 10—15 дней жизни при отсутствии противопоказаний может заниматься плаванием. Проводить занятия можно через 40—60 мин после кормления или за 30 мин до кормления. Продолжительность занятий — от 5 до 20 мин. Проводить лечебное плавание и упражнения в воде лучше через 2—3 ч после лечебной гимнастики.
Противопоказаниями к проведению плавания и упражнениям в воде являются открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и
.
Обучение плаванию проводится в обычных ваннах, а затем в микробассейнах детских поликлиник. Продолжительность первых занятий 10—15 мин.
Обучение плаванию проводится с помощью поддержек руками и пенопластовыми поплавками, прикрепленными к чепчику (автономная поддержка).
Голова ребенка, как более тяжелая часть тела, особенно нуждается в поддержке.
Первые занятия проводят с двойной ручной поддержкой в положении ребенка на спине. Левая ладонь взрослого поддерживает его головку, а правая рука охватывает область груди и живота (рис. 1).

Так же осуществляется поддержка ребенка в положении лежа на груди (рис. 2).

Рисунок 2

Необходимо добиваться, чтобы тело ребенка во время всего занятия находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение. Поддержки во всех случаях, по мере тренировки, должны становиться минимальными и создавать условия ребенку для свободного движения руками и ногами в положении его на спине и на груди. Облегченный вариант поддержки на спине — голова удерживается обеими руками (рис. 3).

рисунок 3

Первые движения в воде производят с помощью взрослого — скольжения на воде (поперек, вдоль ванны, «восьмеркой»), а также покачивания.

Ребенка медленно продвигают в воде в разные стороны, при этом следует добиваться, чтобы ребенок рефлекторно отталкивался ногами от краев ванны (рис.4).

Рисунок 4

Уши ребенка должны быть погружены в воду. При плавании на груди следует поддерживать подбородок ребенка с тем, чтобы в рот не попала вода.
Обучение плаванию необходимо производить не спеша, спокойно, всячески стимулируя проявления плавательных рефлексов.
При появлении у ребенка гребковых движений характер поддержки облегчается. Двуручные поддержки заменяются одноручными (рис. 5) или автономными.

рисунок 5

Со второго месяца можно осторожно начинать обучение ребенка задержке дыхания. Сначала это делают, поливая головку ребенка из лейки или водой, захваченной рукой из ванны, в течение 4—5 с, 4—6 раз за время отдыха между упражнениями (проводки, покачивания). В дальнейшем при проводке на груди погружать лицо ребенка сначала на 0,5—1 с, потом на 2—3—4 с. После усвоения этого упражнения можно перейти к более сложному: поддерживая ребенка вертикально, произнести «раз, два, три, ныряй!». Погрузить ребенка сначала до уровня носа на 3—5 с, потом до уровня глаз, а в дальнейшем с головой (за одно занятие — не более 4—6 погружений). В дальнейшем можно переходить к более сложным упражнениям, например ныряние с доставанием ярких игрушек.
Нельзя допускать погружения ребенка под воду при плаче и во время движения в воде во избежание попадания воды в носовые ходы.
К самостоятельному плаванию можно приступить после того, как ребенок будет достаточно тренирован в задержке дыхания при погружении рта и носа под воду и овладеет навыком грести руками. Взрослый лишь слегка поддерживает и направляет действия ребенка.
Помимо соблюдения постепенности в увеличении нагрузки, систематичности занятий, необходимо помнить еще об одном важном условии: постараться не испугать малыша при первых занятиях в воде (чересчур прохладная вода, большая, чем положено, нагрузка в воде и др.). Перенесенный испуг может на всю жизнь «поссорить» ребенка с водой и плаванием.

Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа
болит живот у ребенка ночью
болит живот у ребенка ночью
Боль в животе можно разделить на острую и хроническую.
Острая боль возникает вследствие острого хирургического заболевания, травмы или острого инфекционного процесса.
Боли в животе, продолжающиеся более 3 месяцев, называются хроническими. Обычно они связаны с хроническими заболеваниями органов пищеварения или расстройством. Их функции и протекают с периодами обострений (рецидивов) и временного благополучия.
Хроническую боль в животе диагностируют только у детей старше 3-4 лет: они могут осознанно отнестись к симптому и пожаловаться на него. Кроме того, боль в животе может возникать при поражении органов, не относящихся к брюшной полости (позвоночника, легких, почек и др.).
Кишечная колика, метеоризм.
Кишечная колика — связана с повышенным газообразованием в животе (метеоризмом), сопровождающимся спазмами (болезненными сокращениями) кишечника. При этом движение пищевого комка по пищеварительному тракту либо замедляется, либо ускоряется (нарушается моторная функция кишечника). Возникает ситуация, когда спазмированный участок кишки перекрывает проход образовавшимся газам и калу и раздувается, вызывая боль.
Кишечная колика у грудных детей.
Проблема кишечных колик (в просторечии — «газики») очень актуальна в течение первых месяцев жизни ребенка. Она начинает беспокоить малыша на третьей-четвертой неделе жизни и продолжается до 3-4 месяцев. В момент приступа колики младенец пронзительно кричит, поджимает ножки к животу или молотит ими воздух, натуживается, краснеет, громко выпускает газы. Его животик напряжен, немного вздут. После отхождения газов и кала приступ колики проходит, ребенок успокаивается. При этом малыш хорошо ест, набирает вес, имеет нормальный стул. Продолжительность и частота приступов индивидуальна: от 15-20 минут 1 раз в неделю до ежедневных многочасовых колик с короткими «благополучными» промежутками.
К частым кишечным коликам у здоровых младенцев приводят заглатывание воздуха при сосании (аэрофагия), перекармливание, неправильное приготовление смесей для вскармливания (не соответствующей инструкции концентрации), редкое выкладывание малыша на животик, нарушение диеты кормящей матери (избыток газообразующих продуктов). Кишечной коликой также сопровождаются детские заболевания: аллергия к коровьему молоку, непереносимость лактазы, кишечные инфекции, другие инфекционные процессы (пиелонефрит и др.). Поэтому в случае, если колика сопровождается повышением температуры, рвотой, разжижением стула, в кале появляются примеси (кровь, зелень, слизь), ребенок не прибавляет в весе, приступы продолжительные и частые (более 4 часов в день), следует подумать о каком-либо заболевании у малыша.
Как помочь грудному ребенку при колике?
Возьмите ребенка на руки, покачайте, положите животиком себе на живот. Погладьте животик теплой рукой круговыми движениями по часовой стрелке, положите на него подогретую байковую пеленку (можно прогладить ее горячим утюгом) или тёплую грелку с водой (температурой 50-60 °С). Можно сделать малышу ванну с отварами ромашки, мяты, душицы. Для снятия колик также используют препараты на основе фенхеля, ромашки, укропа. Это чаи фирм «Хипп» (Австрия), «Нутриция» (Германия), чай «Импресс» из итальянского укропа (Польша/Германия), укропная вода, ветрогонный сбор, отвар ромашки, «Плантекс». Широко применяются лекарства, содержащие симетикон: Сабсимплекс, Эспумизан, Дисфлотил. Симетикон обладает свойством переводить крупные пузырьки газа в кишечнике в свободный газ. Эффект обычно наступает на 3-5 день лечения. Если ребенок, несмотря на ваши действия, продолжает плакать, а кал и газы не отходят, малышу ставят клизму с 50 мл кипяченой воды или газоотводную трубочку. А в случае, если и это не помогло, ребенку дают сорбенты: Энтеросгель, Пекто, Полифепан (Энтегнин) или активированный уголь.
Для предупреждения кишечной колики кормящая мама обязательно должна соблюдать диету, исключив продукты, приводящие к повышенному газообразованию: молоко, капусту, квашеные овощи, бобовые, сою, лук, помидоры, сладкие фрукты, особенно виноград и яблоки (фрукты и овощи лучше употреблять после термической обработки), огурцы, баклажаны, грибы, черный хлеб, свежую сдобу, квас, сладости, сахар (его можно заменить фруктозой) и др. Чтобы малыш во время сосания не наглотался воздуха, необходимо кормить его в полулежачем положении и после еды несколько минут держать вертикально, пока он не отрыгнул воздух. Следите, чтобы ребенок плотно захватывал сосок или соску (отверстие в соске должно быть небольшим). Выкладывайте ребенка на животик за 5-15 минут до кормления, перед едой сделайте ему массаж живота легкими движениями по часовой стрелке.
Кишечная колика и метеоризм у школьников
У школьников кишечной коликой и метеоризмом могут сопровождаться различные заболевания пищеварительного тракта (воспаление кишечника, расстройства желчеотделения, плохое переваривание пищи, недостаточность поджелудочной железы, нарушение микрофлоры кишечника и др.). Причиной колики могут быть и погрешности в диете (обилие жирной пищи, газообразующих продуктов). Лечение заключается в терапии основного заболевания, приведшего к коликам (дисбактериоз кишечника, и т. д.). Во время приступа показаны препараты, содержащие симетикон (Эспумизан и др.), спазмолитики, расслабляющие гладкие мышцы кишечника (Но-шпа, Дюспаталин, Папаверин, Бускопан и др.), сорбенты (активированный уголь, Энтеросгель, Полифепан и др.) и другие препараты по назначению врача.
Информация подготовлена специально для сайта http://detckijvrach.ru C.Карпа

Логин: Пароль: Регистрация |

Loading...
Детский врач » Школа. Дети
Почему, подростки, уходят, из дома
О трудностях подросткового возраста знают все. Учителя в школе, продавцы, писатели, журналисты, артисты, психологи и дворники только потому, что когда-то они были подростками, а не потому, что в последствии прочитали много умных книг и статей. Смутное время иногда напоминающее своими кипящими страстями революцию (низы не могут - верхи не хотят), иногда похожее на холодную войну, прерывающуюся дипломатическими переговорами, результаты которых часто перечеркиваются последующими действиями сторон. Кроме шуток, борьба происходит настоящая, и, как правило, победивших в этой войне нет. Есть только пережившие ее. Или те, кто не смог пережить (так глубоки были раны), и до сих пор переживает, реагируя на окружающих людей и обстоятельства, как тогда, когда белое легко становилось черным, а от любви до ненависти был всего лишь один шаг. Много статей и трудов посвящено проблемам подростков. Проводятся семинары и тренинги. Озабоченно рассуждают и принимают меры госструктуры. Но каждый раз, когда ребенок достигает определенного возраста (12-13 лет), "с ним становится трудно" и родители начинают беспокоиться. Так было всегда, сколько помнит себя человечество, так будет всегда, пока оно существует. Что же это, если не проблема, и как к этому относиться?
Горе горькое
У природы нет напрасных времен. Если говорить о подростковом возрасте - это время, когда юное существо набирает силы для взрослой жизни. Отдельной от родителей, самостоятельной. В это же время происходит интенсивная физиологическая перестройка организма, мощные гормональные "всплески", а это, как известно, влияет на интенсивность переживания чувств. Что же представляет собой внутренний мир подростка? Как он "видит" реальность и что ему нужно? При всей своей внешней "наглости" и "вызывающем поведении" - так часто характеризуют это взрослые, в этот период жизни человек более раним, чем это обычно бывает. В этот период он сам, не осознавая того, переживает одну из важных потерь. Он теряет детство. Он прощается с ним, и в первую очередь с тем, что приносило ему ощущение полной безопасности в этом мире. Он прощается с так называемым "всемогущим родителем". В детстве ребенок испытывает чувство стабильности, покоя и радости, когда родитель рядом. Он наделяет родителя свойствами волшебника. Для детской психики это необходимо. Уже во взрослой жизни это служит дальнейшему развитию личности. Ему кажется что мама или папа могут все. Остановить дождь если пришло время гулять, укратить сердитую Марию Ивановну в детском саду, сделать так, чтобы Петька из соседнего подъезда больше не лез драться, - всего не перечислишь! Но раз за разом приходит разочарование. Оно копится исподволь, постепенно и к началу подросткового возраста превращается в досаду и раздражение. Начинает рушиться великая иллюзия: "Они, оказывается, такие же как все! Они просто обманывали меня…" Всегда найдется реальная ситуация, в которой родитель повел себя не так, как хотелось бы подростку и эта ситуация, а потом и ряд других будут давать подростку возможность вновь обижаться, раздражаться и чувствовать себя одним против всех, одиноким, и в каких-то ситуациях беззащитным. И конечно составляющей частью этой эмоциональной "гаммы" будет в той или иной степени и ощущение отчаяния, потому что один, страх, что ему не справиться, да еще важное в подростковом возрасте стремление нравиться противоположному полу, стать в чем-то лучше других сверстников и чтобы все это заметили. При этом внутри он жестко судит себя за любой промах. Что временами приводит его к горькой мысли - он хуже других. Каким бы он не был внешне - удачливым отличником, скорым на слово, или тихим троечником, хулиганом или старательным учеником, внутри он будет испытывать те чувства и устремления, которые я описала. Прибавьте к этому еще и сильные переживания по поводу своей внешности. В этой ситуации "наглость" и "вызывающее поведение" часто являются отчаянной попыткой защититься от учителя, отчитывающего при всем классе, от родителей, читающих нотации и почти не видящих за этим его маленьких успехов, его интересов, его переживаний. Подобные ситуации подросток часто переживает как ситуации унижения и подтверждения его мыслей о том, что он хуже всех. Так же в этом временном промежутке перед ним встают нешуточные вопросы: "можно ли теперь доверять кому-то и кому вообще доверять?"; "Когда и в чем можно доверять теперь родителям?" и вечный важный вопрос, на который и взрослые-то не всегда могут легко ответить "Чего я сам хочу от жизни?". И конечно в этот период времени подросток большего всего нуждается в том, чтобы значимые для него люди воспринимали его как "уже не маленького", способного на самостоятельные решения и действия, чтобы замечали плоды его усилий, учитывали бы его интересы, словом, уважали бы его как личность. Это ощущение, пусть шаткое, подросток чаще всего получает среди сверстников. В этом смысле образование подростковых компаний неизбежно и не может быть признаком того, что с подростком что-то не так. Это просто еще один признак подросткового возраста.
Но родители почему-то далеко не всегда делают то, в чем нуждается подросток. Почему? Что же "видят" они?
Родители тоже люди
Ребенок приходит домой из школы или колледжа гораздо позже, чем "должен". Он(она) много времени проводит с непонятными друзьями закрывшись в своей комнате. "Он прямым текстом отказался выполнять свои обязанности по дому, так и сказал, что не хочет. Это, наверное, все из-за компании, с которой он связался". Можно привести в пример тысячи других цитат из разговоров с родителями, но по сути своей они будут содержать сообщение о том, что с ребенком что-то случилось: "Его как подменили". С ним невозможно спокойно разговаривать. Он все или почти все делает по-своему. Одевается ужасно, говорит гадости, поздно ложиться, поздно приходит домой, стал хуже учиться, предпочитает друзей семье.
А он и вправду меняется. И совершенно непонятно каков общий язык с этим новым неизвестным пока человеком, который совсем еще недавно был вашим послушным ребенком. И очень тревожно. Это чувство тревоги похоже на то, которое посещало, когда, будучи ребенком, он бежал от вас в сторону проезжей части, навстречу мчащимся автомобилям. И хочется спасти его как тогда, и все рассказать, заранее снабдив инструкциями из собственного опыта о том, что надо и что не надо делать. Но сейчас он этого не хочет слушать. И родительская тревога возрастает.
В этот период родитель тоже переживает потери. И первой из них является потеря собственного, того самого "всемогущества", которым ребенок наделил его когда-то. Привычка быть незыблемым авторитетом, который в конечном итоге убедит сделать ребенка "как надо", "как должно" со временем воспринимается как безусловное право: "Мы родили и воспитали его! И поэтому имеем право диктовать ему свои условия!", "Это просто неблагодарность какая-то!". Боль и отчаяние от детской "неблагодарности" в той или иной мере так же являются приметой этого периода для родителей. Теперь этого изменившегося невозможно контролировать, невозможно оградить от необдуманных поступков и слов. В это время родители часто начинают пытаться вновь вернуть себе этот "всемогущий контроль", неосознанно провоцируя ребенка на необдуманные слова и поступки. Это делается под влиянием тревоги потери, если угодно, по сути, под влиянием тревоги смерти, т.к. переживание любой потери в жизни является отголоском страха смерти, а тут еще речь идет о своем ребенке! Меры следую одна за другой, но иллюзия всемогущества все равно рушится. И чем жестче и сильнее будут принятые родителями меры, тем более сильный и жесткий отпор они буду получать от своего ребенка. В этом промежутке времени родители, так же как и дети, нуждаются в уважении и признании своих интересов и заслуг, так как подобно своим подрастающим детям внутри тоже судят себя сурово, припоминая себе все родительские недочеты в прошлом. Это трудное время для них еще и потому, что это начало понимания того, что дети "отделятся", и тогда им придется быть наедине с собственной жизнью, вновь оказаться наедине со своими желаниями, в которых они себе привыкли уже отказывать, т.е. оказаться лицом к лицу со своей жизнью, отдельной от ребенка, и это тоже тревожно, особенно для тех родителей, которые раз и навсегда решили для себя, что дети - смысл их жизни.
Время делить власть
Может быть, пришла пора закончить войну не на жизнь, а на смерть? Для тех, кто готов с высоты своего родительского опыта, да и просто опыта уже прожитых лет посмотреть на себя реального. Может быть необязательно всегда оставаться правым, во чтобы то не стало? Может быть дело в том, что, разрешив себе потерять маленького инфантильного ребенка, вы сохраните и разовьете другие не менее привлекательные отношения с уже подросшим человеком. Давайте брать пример со своих детей, которые как бы трудно им не было, все же не "бегут" от этих трудных переживаний. Давайте вспомним, что у нас, родителей, тоже есть свои желания, которые мы долго не замечали, так как были слишком заняты своими родительскими обязанностями. Это время дается нам, так же как и нашим детям, чтобы тоже стать более самостоятельными. Настает время, когда наши родительские руки уже свободны. Уже никого пеленать не нужно! Каждый теперь может владеть только собой, и для того, чтобы ваши отношения с вашими детьми оставались доверительными, и не пришлось сетовать на собственную жизнь, необходимо подумать о том, за чем еще можно и нужно присматривать. Время возвращения домой, сделанные уроки, посещение учебного заведения, выполнение обязанностей по дому - это моменты, которые еще нуждаются в вашем внимании, то, что вы имеете полное право знать и требовать, но при этом необходима мера: нельзя запрещать подростку совсем выходить вечером на улицу с друзьями. Если для сверстников обычное время прихода домой - 11 часов вечера, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы стать столь же демократичными. Не читайте ему "нотаций" про то, как он должен одеваться. В такой ситуации подростки выходят из положения, оставляя у друзей "запасной комплект" одежды. Он все равно будет носить то, что хочет. Вспомните, куда вам давно хотелось бы "выйти", где вы давно не были (к друзьям, в театр, в кино, просто прогуляться), и делайте подобные вылазки хотя бы раз в неделю. Не подозревайте своих детей понапрасну в употреблении наркотических веществ. Своими действиями под влиянием этого страха вы действительно можете нечаянно, неосознанно подтолкнуть его к мысли о том, что, может быть, стоит попробовать. К тому же подобного рода подозрения и обвинения подростки воспринимают как оскорбления. Найдите в городе, чтобы меньше беспокоиться об этом, программу, направленную на профилактику наркомании и алкоголизма среди подростков. Почти в каждой из них предусмотрен цикл лекций для родителей. Послушайте эти лекции и пообщайтесь с консультантом, вы получите здравую информацию и немного успокоитесь. Будьте настойчивы и последовательны в том, чего вы требуете от подростка; прежде чем пообещать, подумайте, сможете ли вы это выполнить, даже если речь идет о наказании. Ваши пустые угрозы и неразумно жесткие поступки будут вызывать мощное противодействие. Найдите, пожалуйста, у себя пару недостатков (или спросите о них у своих близких, только не у детей, конечно), маленьких, которые не сильно влияют на жизнь других людей (например, привычка оставлять чашку из-под кофе на столе, кидать тапочки где угодно). Это будет трудно, потому что, как правило, мы, взрослые, люди очень правильные. Начинайте воплощать это в жизнь с завидным постоянством (это будет еще труднее) - тем самым вы дадите возможность своим детям поворчать на вас и со временем убедиться в том, что вы обычный, живой человек. При ворчании детей необходимо делать круглые глаза и невинную физиономию.
Помните: вам необходимо терпение, подростковый возраст - это не один день и не неделя. Искренне выражайте (называйте) свои чувства по поводу происходящего вместо нашей всегдашней привычки упрекать. Говорите о своих чувствах, а не о том, что ваш ребенок виноват в том, что вы их испытываете. И помните о том, что, по существу, в это время вы оба озабочены вопросом о том, как жить дальше.
Детское врачевание
К вашему пятнадцатилетнему чаду пришла первая любовь. Именно та самая, настоящая. Да, так бывает, причем достаточно часто.


Не будем здесь лишний раз говорить о том, сколько лет было Джульетте, избраннице Ромео, или Лауре, вдохновлявшей Петрарку, - в нашей отечественной истории и культуре тоже немало подобных примеров.


И вот тут наступает узловой момент в развитии ваших последующих отношений. Для начала - откроем глаза чаду на подлинный облик предмета его чувства: «Да ты посмотри на нее (на него), разве она (он) тебе пара?!…» и так далее. Немедленно запретим поздние возвращения, возьмем под строгий контроль все телефонные разговоры и всяческие записочки в карманах: «Мы родители, мы должны все знать!


Самое же существенное, чего вы «достигнете», это то, что если у вашей дочери или сына действительно возникнут проблемы, - к вам он обратится в последнюю очередь либо предпочтет вовсе не обращаться, даже если ситуация будет сложной.


Прежде всего, постарайтесь создать и сохранить доверительные отношения с ним. О чем-то спрашивать, что-то обсуждать можно и нужно, ведь вам действительно необходимо побольше узнать и о ситуации, и о предмете любви, но при этом - никакой критики «в лоб», даже если такая критика вам кажется необходимой. Все разговоры - только о достоинствах избранницы (или избранника): «Что тебе в ней особенно нравится? Что тебя привлекло к ней при первой встрече? За что ее ценят друзья?». Такие вопросы не останутся без ответа. Проявляйте искренний интерес к хорошим качествам новой подруги - и тогда почти наверняка о ее недостатках, о своих сомнениях и размышлениях подросток расскажет вам сам.


Можно подойти к нужному разговору и по-другому: завести речь, например, о подруге, у которой что-то не ладится в личной жизни или же, наоборот, все очень хорошо: «А как у нее сейчас дела? И как ты думаешь, почему?..» Рано или поздно такие разговоры выйдут на личные проблемы вашей дочери, и вы это безошибочно определите по накалу эмоций. И тут тоже наступает подходящий момент для воздействия: под видом обсуждения проблем подружки можно что-то прояснить, объяснить, попытаться убедить.


Очень полезно поделиться собственным опытом - только без нравоучений. Просто расскажите о том, что было, что вы чувствовали с приходом первой любви, о чем мечтали, что препятствовало мечтам. Даже если ваш сын (или дочь) будет пренебрежительно фыркать, все равно он что-то поймет и «намотает на ус». Главное - не переходить к поучениям: «На твоем месте я бы…» Этого ваше чадо не оценит и, скорее всего, постарается сделать наоборот.


Вам же, со своей стороны, надо постоянно помнить, что подростки при проявлении первого чувства особенно ранимы. У девочек это может выражаться в нервических рыданиях в ответ на любое замечание, мальчики же часто становятся замкнутыми и угрюмыми. Все это нормально и вполне объяснимо.


Подросток живет выдуманными чувствами, целиком погружаясь в придуманный фантастический мир. Он общается с нереальными людьми, живет выдуманными чувствами, и постепенно «пресный» реальный мир, не выдерживая сравнения со сказкой, отходит на второй план. В этом случае необходимо тщательное обследование со стороны специалиста и иногда - коррекция установок подростка.


Неразборчивость сексуальных связей - несомненная причина для тревоги родителей. Но помните: очень часто к беспорядочным связям подростка толкает недостаток тепла и понимания в семье. Подчас же причиной являются напряженные отношения со сверстниками, недостаток дружеских связей. Наконец, иногда беспорядочность сексуальных связей бывает симптомом легкой степени умственной отсталости.


Сильные эмоции, желание завоевать уважение «предмета любви», вызвать к себе интерес могут толкнуть подростка к употреблению алкоголя или наркотиков, а иногда и к совершению каких-либо преступлений или, например, к вступлению в какую-нибудь секту. Причем делается все это не по собственному убеждению или желанию, а исключительно для того, чтобы понравиться, или же из-за простого подражания. Со стороны родителей здесь важно не упустить время, пока еще можно что-то предпринять, посоветовавшись со специалистами.


Материал написан специально для сайта http://detckijvrach.ru/
Школа: двенадцать лет кошмараОдна пятиклассница как-то пришла из школы со словами: «Ненавижу древних греков!» «За что?» – удивилась мама. «Они придумали школу!» – отрезала она. Бедные греки. Это из-за них мы мучаемся. Это им пришло в голову, что знания надо получать каким-то определенным образом. Приходить в специально отведенное место. Рано вставать. Надевать специальную одежду. Рассаживаться особым образом. Особым образом слушать объяснения учителя (в советской школе даже существовала «поза внимания»). Изучать некие обязательные дисциплины.
Сын влюбился в учительницуВопрос: Мой сын-старшеклассник влюбился в свою 28-летнюю учительницу английского языка (она замужем, есть ребенок). Сын общается с ней по Интернету, дарит букеты, провожает домой. Пока говорит, что она не отвечает взаимностью, но, как на самом деле, не знаю. Мы живем недалеко друг от друга, сын ходит в ее двор, сидит и смотрит на окна. Я вижу, что это чувство полностью его захватило, и боюсь последствий. Что делать? Детский психолог Наталья Барложецкая: Старшеклассники часто влюбляются в учителей: мальчики – в женщин, а девочки – в мужчин.
Домашнее заданиеА ты со своим сидишь? – с видом заговорщика спрашивает мама первоклассника у более опытной подруги. Та сразу понимает: речь идет о совместном «сидении» за домашним заданием. И есть много аргументов, чтобы ответить «да». Или так только кажется? «Мой ребенок еще не готов самостоятельно делать уроки», что обычно означает: «В первую неделю у него это не получилось». Но готовность к школе и всему, что с ней связано, – это готовность потенциальная. Ваш ребенок физически здоров, у него достаточно способностей, знаний об окружающем мире и интереса, чтобы успешно учиться.
Loading...