Главная Новорожденные Детский сад Школа.Дети Развитие,речь,игры Физическое воспитание Здоровье Оригами
Логин:  
Пароль:
Заболевания детей Безопасность Воспитание Рацион питания Дом.Семья Беременность Психология Творчество Детский отдых
Навигация по сайту
Психология детей
Умения детей различать предметы

Умения детей различать предметы

Ребенок объединяет предметы не по их существенным признакам, не по их значению, а по чисто внешним, бросающимся в глаза ярким качествам. Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений воспитательницы способность к обобщению
24.07.19

Лучшие статьи
Домашнее заданиеА ты со своим сидишь? – с видом заговорщика спрашивает мама первоклассника у более опытной подруги. Та сразу понимает: речь идет о совместном «сидении» за домашним заданием. И есть много аргументов, чтобы ответить «да». Или так только кажется? «Мой ребенок еще не готов самостоятельно делать уроки», что обычно означает: «В первую неделю у него это не получилось». Но готовность к школе и всему, что с ней связано, – это готовность потенциальная. Ваш ребенок физически здоров, у него достаточно способностей, знаний об окружающем мире и интереса, чтобы успешно учиться. Но это не значит, что он это уже умеет. Он нуждается в вашей помощи, но не «контролерской», а «организаторской». Парадокс в том, что в школе ребенок все делает сам, иногда с помощью учителя, но объем такой помощи все равно делится на количество детей в классе. А дома он почему-то нуждается в полном контроле над выполнением задания. Получается, что в школе он волей-неволей «готов», а дома – никак нет. С одной стороны, он имеет реальный опыт самостоятельной работы, с другой стороны, дома этот опыт игнорируется, ему не доверяют. Как тут сформировать адекватную самооценку? «Мой ребенок сам просит помочь ему». Если ребенок просит объяснить новую тему или помочь решить заковыристую задачу, то никакой проблемы здесь нет. Если же он просит от вас постоянного присутствия при выполнении заданий, возможно, ему просто не хватает внимания и эмоционального общения. После всех волнений и торжеств первого сентября он без труда вычислил, что в данный момент вам важнее всего его школьная «карьера». Поэтому домашнее задание он использует, как безотказный способ побыть вместе. Иногда, уже втянувшись в учебу, дети обсуждают, кто и что делает вместе с ними или вместо них. И ваш ребенок просто хочет быть не хуже всех. Например, дочь одной моей знакомой, отличница, пришла из школы и заявила маме: «Ты меня, наверное, не любишь!» Оказалось, что девочка узнала, что она единственная в классе, кто делает домашнее задание сама. Мама (кстати, очень теплая и отзывчивая) с трудом убедила ее, что другие дела, которыми они занимаются вместе, не менее важны для взаимопонимания родителей и детей. «Я контролирую домашнюю работу ребенка, чтобы он не расслаблялся, а развивал свои способности». Но интеллектуальная одаренность и творческие задатки могут проявиться только там, где есть возможность «выйти за пределы» задания. И для этого нужно некое «пространство»: возможность заниматься в своем темпе и ритме, экспериментировать с идеями. То есть, некое разумное количество приватности и уединенности. Без умения организовывать свою деятельность ребенок будет бросать свои идеи на стадии замысла, не воплощая их в жизнь. А что может быть более естественным тренингом организации и планирования для первоклассника, чем самостоятельное выполнение домашнего задания? «В школе очень высокие требования к детям и большой объем домашних заданий». Если школа изначально позиционировала себя как гимназия с углубленным изучением всего на свете, то с вашим ребенком должен был побеседовать психолог. По результатам собеседования и диагностики вы должны были получить рекомендации и узнать о предполагаемых трудностях, которые могут возникнуть у вашего ребенка при такой нагрузке. Если ничего этого сделано не было, обратитесь к школьному психологу сейчас. Вы лучше знаете особенности вашего ребенка, а сотрудник школы – программу, которую ребенок должен освоить. Чем не основа для сотрудничества? Но когда нарушаются гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, а именно: домашнее задание в первом классе задается с первого полугодия, его приготовление занимает более часа, то беседовать надо уже непосредственно с завучем или директором. Что делать? В первые учебные дни можно совместно с ребенком составить алгоритм выполнения задания, в который войдут и уборка на письменном столе до начала работы, и собирание портфеля после. Не настаивайте на деталях: если вы считаете, что сначала – на свежую голову – надо делать математику, а ребенку интереснее начать с чтения, пусть чтение займет первую строчку. Получившийся алгоритм надо написать (или зарисовать, сделать коллаж) и повесить над письменным столом. Особенно такая помощь важна для медлительных и гиперактивных детей. Также надо решить вопросы времени: когда начинать? Через какой промежуток времени можно сделать перерыв? И даже после какого часа за уроки садиться уже не надо (если сделать их раньше помешали форс-мажорные обстоятельства)? Тут может понадобиться ваша прямая помощь: приведя ребенка в школу, сообщите учительнице о невыполненном задании. Злоупотреблять таким «самоотводом» не следует, но все-таки с ночными бдениями не справится нервная система даже самого усидчивого ребенка. Управление собственным временем – сложная работа, поэтому купите школьнику помощника – простой в обращении будильник с крупным циферблатом. И постепенно уменьшайте степень вмешательства со своей стороны и делегируйте полномочия маленькому ученику. Точка зрения: «Учеба – это теперь его работа, пусть справляется сам» - представляет собой другую крайность, которая может лишить ребенка ощущения поддержки. В то же время излишний контроль, который так надежно защищает школьника от неудач, лишает его переживания собственных успехов.


Детский хорРазговор двух мам: - А мы на хор ходим - На хор? И не скучно? В нашем, современном сознании хор ассоциируется только с детскими хорами советской эпохи, или чем-то таким заунывным, куда уж точно ребенка не стоит отдавать. А весь мир тем временем восторгается русской хоровой музыкой. В Америке и Европе проводятся конкурсы, на которые приезжают сотни детских и взрослых хоров со всего мира соревноваться в различных категориях хорового пения. А что, в хоровом пении еще и категории есть? Да! И довольно много! А в мире существуют хоры, которые поют и современную музыку, а не только классику. Поют классику в современной обработке, даже джаз! И все это – хор. Так почему же мы, народ с такой древней культурой хорового пения лишаем своих детей наслаждения создавать эту красоту? Другой вопрос, что к выбору, в каком именно хоре ваш ребенок будет петь. От этого во многом зависит его интерес к этому виду искусства. При всем уважении к хорам в музыкальных школах – к сожалению, в силу необходимой для освоения программы музыкально школы, руководители этих хоров не всегда имеют возможность создать интересный, яркий репертуар. Отсюда и результат – скука в глазах ребенка при посещении хора. Тогда как существуют хоровые школы, хоровые студии, капеллы, где репертуар не так строго регламинтирован, и грамотные, современные руководители и хормейстеры идут в ногу со временем – их коллективы поют музыку разных стилей, они более мобильны, их часто приглашают для участия в интересных концертах, показывают по телевизору. А стремительные тенденции к тому, что хор в последнее время на сцене перестает быть статичным, возможно, изменит отношение массы к этому виду искусства. Все большее число хоров старается из исполняемого произведения сделать что-то интересное – приглашаются режиссеры, постановщики, и вот это уже не просто песня, а маленькое театральное действие! Ушли в прошлое времена, когда ребенок в массе детей не ощущал своей значимости в хоре. Сейчас многие хоры состоят из небольшого количества участников – каждый певец – как на ладони, у каждого – своя партия. И без нее произведение будет уже звучать совсем не так. Поэтому распространенное мнение о том, что ребенок в хоре, если он не солист, не может себя никак проявить – в корне не верно. Иными словами – ищите для своего ребенка коллектив, руководители которого – прогрессивные музыканты, умеющие давать детям представление о разных видах музыки, которым удается раскрыть для ребенка не только красоту классики, но и дать возможность исполнять современные произведения, и даже популярную музыку. Этим же правилом стоит руководствоваться вообще при выборе для ребенка педагога, обучающего игре на музыкальном инструменте – педагога, который мог бы создать для ребенка все условия, дающие ему возможность исполнять музыкальные произведения различных стилей. К сожалению, как многие инновации в нашей с вами жизни, и в хоровом искусстве есть специалисты, которые являются ярыми противниками всех нововведений, а есть и такие, которые слепо следуют модным тенденциям, и совсем не уделяют внимания в своих программах традиционным произведениям хорового искусства. Конечно, родителю без музыкального образования, далекого от хорового искусства, подчас сложно определить, что же за хор занимается в соседнем дворце творчества. Но все же необходимо сходить вместе с ребенком на несколько выступлений этого хора, чтобы понять, подходит ли он Вам. Захотелось на концерте спать? Это вовсе не означает, что хор плохо поет. Это скорее означает нашу неготовность вопринимать серьезную музыку. А вот коллектив, способный сочетать в своей программе произведения разной степени доступности для слушателя – это уже коллектив, в котором, скорее всего, и ребенку вашему скучно не будет, но в то же время фундамент заложат– он сможет знать, уметь слушать (и даже исполнять!) классику. Я помню, сколько противников было 20 лет назад, когда хор, в котором мне посчастливилось петь – вышел на сцену – подумать только…в брюках! А сейчас каждый второй хор в брюках поет. Однако были у нас не только брюки, но и длинные, в пол, красивые платья, и платья в русском стиле, для поездок - футболки с логотипами, а для концертов на открытых площадках в ненастную погоду – даже курточки Но с какого же возраста стоит отдавать ребенка в хор? Многие хоровые коллективы в подготовительные группы принимают малышей уже в 3-х лет. Однако, необходимо отдавать себе отчет в том, что занятия для таких малышей все же носят скорее ознакомительный с хоровой музыкой характер. Они направлены на развитие чувства ритма, учат малышей управлять своим голосом. И, конечно, особой художественной ценности то, что покажут малыши на первом своем концерте – скорее всего представлять не будет. Тем не менее, признать такие занятия неэффективными так же неверно. Что-то похожее на хоровое пение Вам удасться услышать только лет через 5. Да-да. Даже если у большинства малышей таких групп хорошо развит слух, они умеют чисто петь – добиться от них исполнения хорового чрезвычайно сложно. Да и нужно ли в этом возрасте? Главное на этом этапе – дать малышу представление о прекрасном мире хоровой музыки. Так может быть все же в наших силах, в силах именно родителей – возродить хоровое пение для наших детей, для будущего поколения? Русские и украинские народные песни звучат сегодня в репертуаре всех знаменитых хоров мира. Я уверена - в наших силах изменить отношение наших соотечественников к волшебному миру хорового пения


Неленивый летний отдыхСегодня перед родителями, думающими, как организовать летний отдых для своих детей, расстилается целое море возможностей, на разные кошельки и желания. Но как целых три месяца провести с пользой, чтобы не только не «деградировать за лето», как выражаются некоторые учителя в сентябре, но и отдохнуть, и что-то новое узнать? Стоит ли отправлять ребенка в детский лагерь? И как быть, если ни лагерь, ни любая другая поездка не по карману? За лето - на год назад? Существует версия, что трехмесячные летние каникулы в нашей стране были введены для того, чтобы в период летней страды дети, живущие в сельских краях, могли помогать родителям на полях. Нам не удалось выяснить, насколько эта версия верна, однако и сейчас, когда исторический контекст поменялся, каникулы в России по-прежнему чуть ли не самые большие в Европе. Учителей такой подход не может не огорчать. Три летних месяца для ребенка -- огромный срок. Каждый год все школы в сентябре-октябре занимаются повторением, теряя по сути 10-20% всего учебного года на то, чтобы восстановить материал прошлого. Но даже подобное расточительство не было бы таким тревожным, если бы дети утрачивали только знания: в иных головах знания выветриваются за полторы минуты, однако учителя научились с этим справляться. Самое неприятное для учителей, что подавляющее большинство детей в течение всего лета просто бездельничает, утрачивая такой необходимый навык, как способность работать. Ребенок, зачастую предоставленный сам себе, пусть даже под недремлющим оком бабушки, начинает попросту лениться. Теряется сила воли, слабеет решимость, а ум ищет себе других занятий и развлечений, как правило, далеко не самых невинных. Наблюдения показывают, что вот так «хорошо отдохнувший» ребенок может буквально откатиться в своем личностном развитии за лето на год назад. Но это не значит, что каникулы ребенок должен провести за партой, наоборот, чем дальше от парты, тем лучше. Пусть бегает, прыгает, ходит под рюкзаком или под парусом. Пусть строит дом, подрабатывает в кафе или помогает в храме. Главное одно -- ребенок должен трудиться. Его ум, руки и душа должны быть загружены, приобретенный в школе навык ежедневной самостоятельной работы очень важен, и его нельзя потерять. Сегодня свои услуги по организации летних каникул предлагают школы, турфирмы, воскресные школы, музеи, дома творчества и, наконец, просто частные лица. Конечно, каждый руководствуется собственными соображениями, временем, финансами и интересами ребенка. Но нередко самому ребенку трудно представить то, что никак не охвачено его опытом. На наш взгляд, советоваться с ребенком имеет смысл вот в каком ключе: пусть он опишет вам то, чего бы он хотел от летнего отдыха. Не требуйте от него конкретики, пусть это будут размытые образы или просто пересказ того, как будет отдыхать сосед по парте, не обещайте, что вы это обязательно воплотите. Но если вы сочтете нужным воплощать эти мечты и у вас это получится -- вы подарите ребенку незабываемое лето и заслужите искреннюю благодарность. Персонал важнее быта На сегодняшний день существует огромное количество детских лагерей. Есть лагеря православные, спортивные и языковые, интеллектуальные и творческие, где дети работают над какими-нибудь проектами или плавают с аквалангом, изучая морских обитателей -- в интернете можно найти огромное количество информации на любой вкус. То, с кем ребенок проведет время каникул, на наш взгляд значительно важнее того, в каком году отремонтирован лагерь или сколько звезд в отеле. Даже в пустом холле или на полянке в лесу опытный педагог придумает сотни интересных увлекательных занятий. Мне доводилось наблюдать, как впечатления у разных детей от одного и того же лагеря были диаметрально противоположны просто потому, что в разных сменах работали разные педагоги. Выбирая лагерь, познакомьтесь с людьми, которые будут работать с вашими детьми. Лучше всего, если вы отправите ребенка с тем педагогом, которого хорошо знаете. Внимательно изучите программу лагеря. Не просто оцените сам факт наличия, а представьте: сами вы хотели бы так провести лето? Узнайте точный возраст детей, едущих вместе с вашим ребенком: часто в поездку с заявленным возрастом 8-12 лет собирается группа двенадцатилетних подростков, и вашему малышу там может быть просто не по себе. Или наоборот. Если у вашего ребенка проблемы со здоровьем, не стоит отправлять его в спортивный лагерь. Туда едут дети, которые давно и всерьез занимаются спортом. Та же история с интеллектуальными лагерями. Узнать что-то новое ему будет трудно, а вот окончательно укрепиться в мысли, что ему «не дано», он сможет. Для ребенка с низкой мотивацией и низким познавательным интересом (а это зачастую причина плохой успеваемости) лучше выбрать поездку с развивающим, повышающим общекультурный навык уклоном -- с экскурсиями и викторинами. Практически каждая православная и многие воскресные школы организуют летние лагеря. Лагеря эти совершенно разные по направленности, цене и качеству. Можно посоветовать выбирать лагерь, который существует не первый год и связан с крупным приходом. В любом случае, вы получите лагерь, базирующийся на близких вам ценностях. И педагогов, искренне заинтересованных в ваших детях. Здоровая альтернатива А как быть, если ни лагерь, ни какая-то другая поездка не по карману? Если единственный вариант отдыха -- в деревню к бабушке или на дачу? Или даже этих вариантов нет? Ничего страшного! Как мы говорили, намного важнее места должен быть грамотный педагог. И этим грамотным педагогом, придумывающим для ребенка занятия и развлечения, должны стать вы. Только придумать занятие -- это не значит выдать стопку книг по списку, который задали прочитать на лето, и сказать: потом проверю! Даже если вы досконально знаете классику, где гарантия, что ребенок каждый день с удовольствием будет открывать книгу и проводить за ней большую часть времени? Что можно придумать, если вы проводите время не с ребенком? Например, можно выдать ему пачку конвертов (по одному на каждый день) с заданиями, которые он будет открывать каждое утро. Постарайтесь, чтобы задания были увлекательными и разнообразными, чтобы ребенок двигался, бегал, читал, писал, мастерил, а каждый день приносил ему новые сюрпризы. Все это можно оформить как игру. Или наоборот -- поручите ему действительно важное дело, которое игрой быть не может. Например, починить забор. Или разобрать чердак. И все время давайте ему понять, что он действительно занят важным делом, помогает семье. В конце концов, можно найти для него работу. Это крайне важный и полезный (особенно для мальчиков) опыт. Правда, в нем есть и оборотная сторона: зарабатывать легкие деньги проще, чем учиться, и ребенок может просто не захотеть возвращаться в школу. Чтобы такого не случилось, будьте с ним на всем процессе трудоустройства, помогайте не терять ориентиры. Чтение литературы на лето тоже важно, но если ваш ребенок разучится работать -- вы не за одну книжку его не усадите. И если ребенок будет действительно увлечен тем, что вы для него придумаете, то осенью товарищи, вернувшиеся с морских берегов, ему еще позавидуют. Правильный конец важнее хорошего начала 30 и 31 августа все поезда и самолеты из южных краев переполнены. В суматохе мечутся с чемоданами родители и за ними -- дети с вытаращенными глазами. А ведь детям завтра-послезавтра в школу. Ребенок, так закончивший летние каникулы, фактически может выключить из своего расписания первые недели учебы. А ведь это то время, когда происходит настройка на учебу, выясняются организационные моменты. Выйти из состояния отпуска наука не меньшая, чем отпуск правильно провести. Последние неделю или две хорошо бы провести дома. Успеть соскучиться по школе. Нагрузить ребенка несложными учебными заданиями (той же литературой на лето), чтобы его ритм жизни приходил в соответствии со школьным. Надо снова учиться рано вставать. Соответственно -- вовремя ложиться. Встретиться со школьными товарищами и пообщаться, чтобы потом не делать это на уроках. Если спокойно, без стрессов войти в состояние учебы, то ребенок уверенно начнет новый год, а поводов не любить школу станет меньше.


Героиня известного стихотворения Агнии Барто очевидно находилась уже в таком возрасте, когда сама могла выбрать – чем заниматься, помимо школы. Однако в наше время на дополнительные занятия деток начинают водить уже чуть ли не с трех лет. Задействуя для этого все ресурсы и возможности – бабушек-дедушек, отпрашиваясь с работы пораньше, нанимая именно для этого нянь…Одним словом, ходить только в детский сад или только в школу наши малыши себе уже позволить не могут – время не то! И как же тогда выбрать для своего ребенка - чем ему действительно интересно было бы заниматься? Часто вид дополнительного занятия выбирается родителями по принципу модного, либо того, что нравится самим. Большой теннис, горные лыжи, йога – казалось бы – что сложного, в том, чтобы определиться? А бальные танцы – вообще красота. Пусть моя девочка ими занимается – решает мама. Она у меня дома все время танцует! Но ведь есть много направлений в танцах. И если ребенок любит двигаться и чувствует музыку – это еще не значит, что именно в бальных он будет делать успехи. Возможно, ему больше подойдет, например, хореография. Необходимо дать ребенку выбор. Но каким образом, спросите Вы? Бальные танцы нынче увидеть разве что по телевизору на канале Спорт, а современные – на каждом углу. Конечно, ребенок, в силу того, что он современный ребенок, и в силу того, что современных видел больше выберет, к примеру, тот же Хип-хоп. Когда выбор такой - безсознательный, возможно, это не есть верно, в любом случае, маленькому человечку нужно показать, что есть такнцы разные, а в музыка бывает и классическая, и популярная, и народная, и джаз. Часто ли мы ходим на концерты классической музыки? А популярную ребенок слышит каждый день. Так с какой же стати он будет бежать на урок в музыкальную школу по фортепиано, если эстрадная студия – просто и круто? Еще чаще то, куда водить ребенка выбирается – по принципу – вот у меня не было возможности заниматься в детстве фигурным катанием, а у моего ребенка есть. Выходит ребенок должен осуществить ваши мечты? Но у него ведь своя жизнь, а не ваша Но многие могут возразить – как же ребенку, не имеющему за плечами опыта, узнать, чего он хочет, и для чего тогда родители, если не для того, чтобы сказать, что есть хорошо, а что есть плохо, что красиво, что нет? Выберите время – несколько выходных, чтобы сходить с ребенком на концертные программы, позволяющие ему составить представление о том или ином искусстве. Это не обязательно должны быть концерты, к примеру, в Большом зале консерватории…Для такого случая вполне подойдет даже открытый урок в ближайшей музыкальной школе. Узнайте у друзей-знакомых, чьи дети уже посещают какие-то секции или кружки, когда у них ближайшее выступление, приходите на них – и друзьям-знакомым будет приятно, а вам и вашему ребенку - полезно. Сходите на несколько концертов или выступлений, чтобы у ребенка была возможность сравнить. Ваша задача здесь – лишь рассказать ребенку о том, что стоИт за виртуозной игрой на музыкальном инструменте или красивым акробатическим номером – рассказать ребенку о том, что ему необходимо будет приложить усилия, чтобы достичь того уровня мастерства, которое он видел на выступлении. Поинтересноваться, понять, что ближе ему по темпераменту – гаммы или физические нагрузки, к чему он готов? Именно на это можно ориентироваться в том, чтобы помочь выбрать ребенку – чем заниматься. Другая распространенная ошибка – отдавать ребенка в кружок, где с ним будут заниматься тем, что ему не очень нравится делать, иными словами – развивать то, что не развито. Не любит рисовать – пусть идет в художественную школу, медведь на ухо наступил – в музыкальную. Наверное, что-то в этих рассуждениях есть – школа она на то и школа, чтобы учить. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что ребенок – существо тонкое, ранимое – будет видеть, что выходит у него хуже всех. Да и так ли необходимо в этой жизни уметь рисовать или петь, если совсем не хочется? А если не хочется, когда уже год-два отходили? Это уже совсем другой вопрос. Здесь необходимо в первую очередь выяснить причину. А термин «бросили» вообще стараться не употреблять. Обидно наблюдать, когда ребенок запросто рассказывает о том, что ходил на танцы, но бросил, ходил на хор, но бросил. А потом мы удивляемся, что нас друзья бросают, мужья Может быть уже на этом этапе объяснять маленькому человеку понятия о том, что если взялся что-то делать – делай до конца…Хотя бы до какого-то логического завершения. Не через силу, разумеется. Найти какие-то компромиссы. Возможно, обнаружив у ребенка отсутствие желания ходить на занятия, вместо уговаривания – «ну хоть этот год доходим», имеет смысл подойти к руководителю, преподавателю, поинтересоваться более подробно успехами ребенка, честно рассказать ситуацию о настроении ребенка. Если преподаватель считает, что ребенок делает определенные успехи, и заниматься ему стоит продолжать, попросите более внимательно относиться к тому, как проявляет себя на занятиях ваш ребенок – пусть его лишний раз похвалят, обратят внимание на него, даже поставят в пример – очень возможно, что это мотивирует ребенка не бросать занятия. А избежать забастовок со стороны чада поможет только грамотно выбранный вид занятия, а не спонтанное решение, такое, как например: художественная школа рядом – грех не ходить туда; друзья из соседнего подъезда водят своего Петю в бассейн – а чем мы хуже. Еще один важный момент – возраст. Когда начинать водить ребенка? На этот вопрос однозначного ответа нет. Бывают дети, которые и в 3 года готовы. Но в среднем, раньше 5-ти особого смысла – нет. Так считает большинство преподавателей. Если вам говорят, что деток принимают и с 3-х лет, то скорее всего, принимают всех подряд, а ближе к 7-ми уже работают с теми, кто поспособней, и скорее всего коллектив этот платный, а родители 3-х летних малышей так же платят за занятия, и отказываться от дохода у руководителей нет оснований. Тогда как есть ряд занятий, в которых ребенок в силу своих физических данных просто не в состоянии достичь какого-то результата в 4 года, тогда как в 7 это не составит для него особого труда. Так стоит ли тратить эти 3 года на то, чтобы ходить на такие занятия? Но все же если Вы решились отдать малыша петь-танцевать-рисовать уже в таком возрасте, нужно помнить, что самое главное в данном случае не престижность заведения, не титулы руководителя, а только лишь педагогические качества преподавателя. Пусть это будет ближайший досуговый центр, а не известный детский эстрадный коллектив, пусть это будет изостудия при детской библиотеке, а не художественная школа, лучшая в районе. Талант он всегда обнаружится, если он есть. А что дальше с ним делать – решать Вам и вашему ребенку. К слову о таланте. Много о нем сказано, много исследований, наблюдений существует на данную тему. Наша же задача – задача родителей – сделать так, чтобы талант не мешал ребенку быть счастливым. Зачастую, увидев одаренного, талантливого малыша, педагог пытается убедить его, и его родителей в том, чтобы заниматься этим, как говориться серьезно, поступать в профильное учебное заведение, делать это своей профессией. Большинство занятий предполагают творческую деятельность. Но увы как же несладно живется в нашей стране музыкантам, художникам, артистам и спортсменам. За очень редким исключением. Уверена, здесь нужно быть очень осторожными. Безусловно, приятно, когда твой ребенок успешен в чем-то, но не стоит при этом сильно увлекаться. К сожалению, есть много примеров, когда поездка на гастроли, сборы, оборачивается для ребенка проблемами в школе, неуспеваемостью. Многие школьные учителя делают таким деткам скидки – мол – он же у нас звезда – победитель, призер, наверное и не понадобится ему в жизни моя физика, поставлю ему четыре. Увы, встречаются родители, имеющие такую же точку зрения. А ребеночек вырастает, и понимает, что пением на жизнь ему не заработать…И вот здесь-то и начинаются проблемы…Солист в хоре – в жизни он оказывается совсем слабым по сравнению со своими сверстниками. В институт не поступает – потому что в школе не учился. Некогда было. Да и зачем…А одноклассники, не отличающиеся особо никакими талантами – и в институты хорошие поступили, и работу интересную нашли и путешествуют Поэтому талант – тема тонкая. Вернемся все же к принципам выбора вида занятия для ребенка. «Мы походим – а там посмотрим» - зачастую именно так родители объясняют появление ребенка на том или ином занятии. Но так тоже неверно. Преподаватель тратит на ребенка время. Поэтому, опять возвращаемся к тому, что прежде, чем вести ребенка, к примеру, на хор, необходимо ему этот хор показать, дать послушать. Потому что хор – это не только «вы там песенки будете петь». Каждый раз, когда ребенок уходит из коллектива – даже если он посетил 2-3 занятия – для преподавателя – разочарование, неприятность. Он задается вопросами – что не так, даже опытный, уверенный в себе. Иногда наблюдаю, как мамы, ожидающие своих деток после занятий, «меряются» - у кого ребенок в бОльшее количество секций и кружков ходит, не понимая, какую же они совершают ошибку. Тогда как 2-это максимум, который может быть. За очень редким исключением. А после окончания ребенком начальной школы желательно определиться с чем-то одним. Не говоря о физической и умственой нагрузке ребят, посещающих несколько секций – достаточно просто понять, что в каждом случае – это другой коллектив, другие отношения, друзья. Помимо того, что все это есть и в школе (детском саду) – представьте себе – еще 2-3 коллектива, в которых свои правила и участники…Это очень тяжело психологически для ребенка. Есть родители, которые отдают своих детей заниматься в известный коллектив. Тем самым предполагая, что именно в таких коллективах преподаватели точно проверенные, профессиональные, и именно они смогут дать ребенку все необходимое. Однако, смотря правде в глаза, как правило это делается для престижа. Ребенку же, по большому счету, все равно. Не говоря уже о том, что обучение в коллективах «с именем» стоит очень недешево. Другой вопрос, если ребенок действительно проявляет успехи. Зачастую грамотные преподаватели досуговых центров сами предложат, порекомендуют более сильную школу, секцию для Вашего ребенка. В этом случае обучение в престижном коллективе, безусловно, оправдано. Цена вопроса К сожалению, в Москве очень мало секций, кружков и коллективов, в которых обучение – бесплатное. Но они есть. Искать их нужно в районных досуговых центрах, они есть в общеобразовательных школах – в качестве дополнительного образования, во дворцах творчества. Но нередко пребывание и в этих, как бы бесплатных коллективах бывает только символическим. Как правило, руководители обращаются к родителям с просьбой собрать деньги на костюмы для выступлений, на инструменты, на ремонт и т д. Эти расходы вполне оправданы – бюджет на них редко закладывается, а если и есть – то символических, недостаточный. Поэтому этих «поборов» как выражаются некоторые, бояться нельзя – деньги эти идут отнюдь не в карман руководителю, а лишь на улучшение качества работы с ребятами. Кроме того, рассписание работы таких коллективов не всегда удобно. Гораздо большее число коллективов, в которые вы записываете ребенка предлагает именно платное обучение. И обучение это, кстати, Вы можете оплатить, например, из средств Материнского капитала – достаточно лишь того, чтобы у Организации, в которой будет обучаться малыш, была лицензия, и необходимо так же составить договор. В среднем, в Москве обучение ребенка музыке, танцам, спорту, стоит 2-3 тыс. р в месяц. В эту сумму как правило не включается оплата за костюмы, индивидуальные занятия. Еще одна статья расходов – гастрольные поездки. Если тот вид занятий, на которые ходит ваш ребенок их предполагает. А если предполагает – надо участвовать. Многие родители возражают – мол мы еще и деньги должны платить за то, что ребенок на сцене выступает. Но ведь большинство таких концертов не предполагает коммерческих целей, вход на них бесплатный, а бывает даже, что и аренду зала надо оплатить, и родителям приходится «выкупать» билеты. Но незабываемые впечатления от гастрольных поездок, счастье находиться на сцене – этих эмоций однозначно нет у ребят, которые сидят дома перед за компьютером Дать ребенку выбор, но не навязать его. Часто приходится слышать о том, что дети нынче растут неграмотными, в музыке не разбираются, красоту не понимают Всю беременность я слушала классическую музыку, ходила в оперу, когда родился – пела все самые красивые колыбельные, в квартире у нас всегда звучали мои любимые Моцарт, Шопен, Дунаевский. И каково же мое недоумение - сын фанатично подпевает в машине Scorpions – «слушали с папой, когда ездили на дачу…»….Может быть их красота – красота наших детей, нового поколения - в ином? А наша задача – лишь предоставить возможность выбора из того, с чем мы знакомим детей?


При введении в школе новой дисциплины вполне естественно задать вопрос: является ли она научной и есть ли в ней уже сформировавшееся научное предание (школа)? Далее не менее естественно спросить конкретных педагогов: а какое отношение к этой научной школе имеют именно они, знакомы ли они с основными именами, трудами, концепциями той дисциплины, которую они хотят не то что изучать, а уже и преподавать? Обратим эти вопросы к новому курсу «Основы православной культуры» (ОПК). Возможен аналитико-культурологический рассказ о православии? Да! Труды и имена Алексея Лосева, Михаила Бахтина, Сергея Аверинцева, Юрия Лотмана, Арона Гуревича, Александра Панченко, Бориса Успенского говорят о том, что такая научная школа и методология уже существуют. Все они писали (только Б. Успенский пишет и сейчас) в советские времена. Ни о какой прямой проповеди тогда и речи быть не могло. Но добротное научное исследование все равно пролагало себе дорогу. Книги Аверинцева «Поэтика ранневизантийской литературы», Козаржевского «Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы», Гуревича «Категории средневековой культуры» стали катехизисами для целого поколения советской интеллигенции. Обратную очевидность дает ответ на второй вопрос. Знают ли нынешние педагоги, призванные на преподавание ОПК, имена классиков своей науки? Держали ли они в руках эти книги? Помнят ли они цвета их обложек? Хуже того – знают ли эти книги те священники, что на епархиальных курсах переподготовки натаскивали этих мобилизованных «культурологов»? Боюсь, что для большинства новых «культурологов» история их предмета начинается с трехлетней давности учебника Аллы Бородиной – учебника цвета зеленой скуки. И то, что упомянутые классические труды не всплывают даже в методических указаниях для учителей ОПК, означает понятную вещь: авторы этих учебников и методичек писали совсем не то, о чем объявили. Объявили – «культурологию», изготовили – «Закон Божий». И то ведь, правда: ну как можно излагать культурологию в начальной и средней школе?! Замахнулись на слишком многое, а в итоге потеряли метод и подменили предмет. А, скорее всего, с самого начала рассчитывали, что их нечестность проглотят. И вот на парты светских школ легли учебники с выражениями «наш Спаситель», «Господь наш Иисус Христос»… Признаюсь, я бы и эти не-культурологические огрехи простил бы этим учебникам, будь они талантливы. Но так ли это? Откуда вообще у православной педагогической общественности такая самоуверенность, будто нам уже есть с чем идти к светским детям? Педагогика – это та сфера человеческой жизни, где наименее заметно прямое влияние христианства. И в античной, и в средневековой культуре ребенок есть прежде всего совокупность недостатков (несовершенный взрослый). Авторы житий ничего не могут конкретного сказать о детстве своих персонажей («был благочестив и детских игр уклонялся»). Педагогическая глава «Домостроя» все наставления берет лишь из Ветхого Завета, и сводятся они к «сокруши сыну ребра в юности его». Семейная жизнь была малоинтересна средневековым наставникам: монахи писали для монахов. Открытие возрастной психологии вообще оказалось уделом лишь ХХ века. И, значит, сегодня любой православный педагог обречен на творчество: как совместить православную аскетику, психологию, этику, веру с наработками светской психологии и педагогики? «Православная культура» знает «иконописное предание Церкви», но не знает ясно сформированного «педагогического святоотеческого предания». И, значит, набором цитат тут не обойтись. Почти 100 лет нас не пускали в школу. И что же, неужели за 15 лет у нас накопилось столько опыта и знаний, что мы уже готовы войти во все школы разом? Не верю! До сих пор не написан комплект учебников для семинарий. А среди существующих учебников единицы выполнены на достойном уровне, в сочетании интересного повествования и знакомства автора с современным состоянием научной литературы по излагаемой им дисциплине (прежде всего – на Западе). За 15 послесоветских лет не написан ни один новый учебник «Закона Божия» для собственно православных школ. Это можно было бы счесть частностями, если бы не одно обстоятельство: за эти годы в два раза упал конкурс в семинарии. Понятно, что семинарий стало много больше, чем в былые времена. Но ведь и приходов, и православных семей, и церковной молодежи тоже стало в несколько раз больше. Так отчего же при росте церковных гимназий не наблюдается соразмерного роста числа «призваний»? И почему в самих семинариях все обостряется проблема с «уклонистами» – теми студентами, что семинарию окончили, но священничества принять не захотели? И если мы не столь убедительны в глазах своих же детей, то откуда у нас представление, что уж чужим-то мы точно понравимся?! Так что быстрый прорыв в школу чреват столь же стремительным отступлением. И если оно будет – не стоит опускаться до сетований про «происки врагов». Есть наши ошибки и их последствия. И именно они компрометируют действительно хорошую идею. Научиться говорить о своей вере с отстраненно-культурологических позиций важно для самой Церкви. В разнообразном и светском мире надо уметь объясняться с людьми. Не проповедовать, не обличать, не доказывать, а просто объяснять. Доказать и объяснить – две разные интеллектуальные процедуры. Доказать – значит передать мои глаза, понудить к согласию с моей точкой зрения. Объяснить – значит просто снять с себя клеймо идиота: да, мой мир другой, нежели ваш, но у него есть своя логика. При этом объясняющий сам учится смотреть на себя со стороны. И в итоге понимает неочевидность, а, значит, и логическую необязательность всех своих убеждений. А потому и сам проходит школу неосуждения инакомыслящего. Без этого осознания своей собственной «факультативности» Церковь ждет печальная роль старой брошенной любовницы, вечно комплексующей и скандалящей из-за осознания своей невлиятельности. Это очень трудно: христианство, как и любая сотериологическая религия, убеждено в том, что оно исключительно и сверхнужно людям: оно несет им «спасение». Но многие люди как раз и не видят той угрозы, от которых их якобы спасает Церковь. Классический сюжет триллера: малоадекватный «пророк» косноязычно пробует предупредить обывателя о катастрофе… Кто виноват в непонимании? «Обыватель» в силу своего статуса не обязан понимать мистические тайны. А вот миссия «пророка» как раз и состоит в установлении коммуникации, и если он это делает неадекватно, неэффективно – значит, несостоятелен именно он в качестве «пророка». Или, как сказал профессор Дамблдор Гарри Поттеру: «Гарри, я задолжал тебе объяснение. Объяснение ошибок старика. Юноше не дано понять, как думает и чувствует старик. Но старики виноваты, если они забывают, как это – быть молодым». Так что для самой Церкви важно поскорее бросить наводить косметику на свою привычную законоучительную проповедь и попробовать всерьез овладеть трудным искусством объяснения и диалога. А какой замечательный повод для воспитания силы воли («аскетизма») дает ОПК самим преподавателям! Вот самая-самая любимая Машенька поднимает руку и, глядя на тебя небесными глазками, спрашивает: «Марьванна, а как мне молиться о моем котеночке?». И так хочется тут же ей и классу все объяснить: и как пальчики складывать, и на какую иконку смотреть, и какие церковнославянские слова подобрать… Но педагогическая честность должна помешать всей этой идиллии и в качестве ответа произнести: «Машенька, это вопрос личный, а потому давай об этом после уроков» Непонятнее же всего в ситуации вокруг ОПК позиция федерального Министерства образования и науки. Оно пошло самым легким, нетворческим путем – путем запретов. Причем запретов заведомо неэффективных. О том, что министр Фурсенко против ОПК, известно давно и всем. И, тем не менее, десяток регионов и сотни школ объявили об ином своем выборе. Тут сказались и родительские надежды, и общий рост национального чувства, и дипломатические таланты местных епископов. Есть общественное ожидание. Есть общественная проблема. Это же нормальный творческий вызов: разработать нерелигиозный подход к преподаванию религиозных знаний. Тут бы и использовать ресурс объединенного министерства, найти новых аверинцевых и дать им простор для творчества. Нужны книги живые, аргументированные, и с таким запасом анти-ваххабитской устойчивости, чтобы даже взбалмошная Марьванна, для которой урок ОПК есть повод прежде всего рассказать детям о знаках антихриста, не смогла бы своим энтузиазмом испортить прекрасный предмет. В школе и в университете умеют рассказывать о внутренней логике мира Достоевского, а затем – о той логике, что определяла творчество Льва Толстого, и вслед за этим – о вселенной символов Маяковского. Требуют одно: «Пойми!». Но не требуют: «Согласись!». Но так же можно говорить и о православной культуре – о целостном мировоззрении, характерном не для одного гения, а для целой семьи народов. Идея интересная. Опыт успешной ее реализации уже есть. Тогда отчего же он игнорируется и министерством, и церковными энтузиастами? Если бы удалось написать учебник действительно культурологический, то опасения, будто он станет средством навязывания православия детям из иных семейных традиций, отпадут. Автомобиль, конечно, источник повышенной опасности. Но вместо запрета лучше все же строить дороги и отстранять от вождения дураков.


Зубы у детей до года
Прорезывание зубов является одним из показателей нормального развития вашего ребёнка. Появление зубов мы ждём с нетерпением и регулярно заглядываем
Круп у детей. Лечение ложного крупа у детей
Острое инфекционно-аллергическое заболевание гортани и трахеи, сопровождающееся сужением их просвета и развитием острой дыхательной недостаточности.
Афтозный стоматит
Афтозный стоматит - это одно из поражений слизистой оболочки полости рта, вызываемое вирусом герпеса. У детей афтозный стоматит — ситуация
Колит: симптомы, лечение
Это воспаление толстого кишечника. Встречается острый колит (при острых кишечных инфекциях, например при дизентерии) и хронический, протекающий с
article 374

article 374

26.06.19
Боль в животе можно разделить на острую и хроническую. Острая боль возникает вследствие острого хирургического заболевания, травмы или острого
Головная боль у детей. Причины и лечение головной боли
Жалоба на головную боль — одна из самых распространенных у детей. Симптом возникает вследствие раздражения болевых рецепторов сосудов и оболочек


http://detckijvrach.ru - журнал о здоровье детей онлайн © 2011 Все права защищены. Детское врачевание
Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на - http://detckijvrach.ru/

    Яндекс.Метрика