Задержка речевого развития у детей

Задержка психологического и речевого развития у детей. Причины и симптомы

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей – это распространенное нарушение, которое может возникать в виде неотягощенного самостоятельного диагноза. Или сопровождать более серьезные неврологические состояния, к примеру, детский церебральный паралич или эпилепсию. Задержка речи у ребенка может также дополняться таким нарушением, как задержка психологического развития.

Современные методы лечения позволяют стабилизировать состояние ребенка. Если применяется профессионально составленная программа лечения, базовые эффективные приемы терапии, а также последние разработки в плане технологий, маленький пациент демонстрирует отличную динамику, быстро переходит в фазу фразовой речи.

Задержка психического и речевого развития у детей

Задержка психического развития у детей в комплексе с отставанием в плане речи (ЗПРР) – это не патологические и зачастую слабо- или средневыраженные нарушения психического развития. Эти отклонения обычно связаны с неврологическими нарушениями или просто замедленным созреванием психики ребенка.

Дети с ЗПРР хорошо слышат, хорошо выговаривают звуки и степень зрелости мышления у них обычно в норме. Они много играют, хотя примитивный или специфический характер игр может вызывать некоторую настороженность у родителей.

Если родители знают нормы и стадии развития речи у ребенка, они могут выявить признаки нарушений в 2 или 3-4 года. А специалисты утверждают, что чем меньше возраст, в котором диагностируется задержка психологического развития у детей, тем легче и быстрее проходят лечение и реабилитация.

Стадии развития речи:

  • Первые 12 месяцев жизни – подготовка к словесной речи. Ребенок, услышав голос другого человека, ищет его глазами, ближе к концу первого года жизни реагирует на произношение своего имени. Также появляются голосовые реакции.
  • Конец 1-го-начало 2-го годов жизни – постепенное овладевание языком, формирование звуковой речи. К концу первого года жизни в арсенале малыша может быть уже до 300 слов.
  • 2,5-6 лет – активная речевая практика и стремительное развитие ребенка, его речи. Развитие происходит в процессе общения. Ребенок автоматически учит и использует новые слова (часто не до конца понимая их смысл), услышанные от родителей или окружающих. Словарный запас к поступлению в школу (6-7 лет) составляет примерно 2-3 тысячи слов, которые используются чаще всего.
  • Период обучения в школе – систематическое обучение языку и даже 2-3 языкам параллельно, овладевание письменной речью. Активный и пассивный словари ребенка регулярно пополняются.

Родители должны оценить, соответствует ли возраст ребенка актуальной стадии развития речи.

Причины и симптомы задержки развития

Задержка речевого развития и/или психологического развития, причины:

  • Особенности характера ребенка или воспитательного процесса.
  • Неврологические заболевания, нарушения.

Задержка речи у ребенка и/или психологического развития, симптомы:

  • Ребенок не проявляет интереса к познавательным занятиям.
  • Вспыльчивость или неестественная веселость.
  • Скудный словарный запас.
  • Быстрая утомляемость, капризность.
  • Эмоциональная реакция на яркий свет, громкую музыку.
  • Плохие успехи в обучении.

Реабилитация и лечение детей с ЗРР и ЗПРР в Хабаровске

ЗРР и ЗПР у детей в медицинском центре «Неокортекс» лечатся эффективными проверенными методиками. К каждому маленькому пациенту с задержкой психо-речевого развития специалисты находят особенный, индивидуальный поход. Соответственно, создается индивидуальный план лечебных и реабилитационных мероприятий.

В центре «Неокортекс» есть все условия и современные технологии, чтобы поставить точный и окончательный диагноз, оценить степень проблемы, выявить и устранить причины отклонений. Методика лечения, основанная на участии родителей и специалистов разного профиля, дает эффективный результат. Однако прогноз нормализации состояния психики и успешности речевого развития находятся в прямой зависимости от возраста ребенка и ранней диагностики нарушений.

Лечебная программа направлена на восстановление ЦНС, нормализацию реакции на внешние раздражители, улучшение способности к обучению, развитие речевых навыков.

Методы, которые применяются в лечении ЗРР и ЗПР (стимуляция мозговой деятельности):

Целесообразность применения того или иного метода определяется после диагностики и консультации специалистов (одного или нескольких) – психолога, психиатра, невролога и других. Ознакомиться подробно с программами можно в нашем материале в блоге по этой ссылке «Программы реабилитации для детей с задержкой речевого развития»

neocortex-dv.ru

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития — это комплекс диагнозов, общим симптомом которых является отставание в речевом развитии от сверстников.

  • Причины задержки речевого развития
  • Признаки задержки речевого развития ребенка
  • Диагностика задержки речевого развития
  • Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития
  • Прогноз и профилактика задержки речевого развития

В результате многочисленных исследований удалось установить, что сегодня 25% детей имеет задержку речевого развития. В то время как в середине 70-х годов прошлого столетия такой диагноз ставился только 4% детей той же возрастной группы. Это значит, что за это время данная патология стала диагностироваться у детей в 6 раз чаще. Причем такая картина наблюдается во всем мире.

Термин «задержка речевого развития у ребенка» часто используется в медицинской практике. Логопеды утверждают, что это очень серьезная патология.

При задержке речь все равно развивается, хотя и с опозданием. Все речевые навыки появляются несколько позже, чем у остальных. И хотя неуспеваемость в речевом развитии — это временное явление, оно все равно может негативно отразится на малыше, так как при этом тормозится психологическое развитие, замедляется процесс приобретения опыта в межличностных взаимоотношениях, общении. Кроме того, задержка речевого развития плохо влияет на познавательные навыки малыша. Речь оказывает большое влияние на развитие воображения, памяти и общего мышления.

Данная патология диагностируется у детей до трех лет, которые обладают очень бедным словарным запасом или вовсе не могут говорить. Дети с психоречевой задержкой развития не могут составить длинные предложения, они почти никогда не задают вопросы. Подтвердить наличие этой патологии врач может только после комплексной диагностики. К сожалению, патология чаще всего диагностируется, когда время потеряно, поэтому родители должны внимательно следить за своим малышом.

Причины задержки речевого развития

Речь имеет свои нормы развития и становления. Обычно ребенок пробует разговаривать на втором году своей жизни. До двух лет он только наблюдает за окружающим миром, изучает его и старается все запомнить. К двум годам вся накопленная информация перерабатывается мозговыми клетками, а мышцы речевого аппарата укрепляются, что дает возможность малышу говорить свои мысли вслух и выражать, таким образом, свои эмоции. Хотя во всех правилах есть исключения, в том числе и в речевом развитии. Поэтому в некоторых случаях ребенок начинает разговаривать позже. Этому явлению есть несколько причин:

  • слабое развитие мышц, окружающих рот, или слабый мышечный тонус лица. На это могут указывать предпочтение мягкой пищи, постоянное выпадение еды из ротовой полости, чрезмерное выделение слюны. Данное нарушение чаще наблюдается у малышей, которых слишком рано перестали кормить грудью или не кормили грудью вообще;
  • плохая концентрация слухового внимания. При этой патологии ребенок не может понять предложения, состоящие из большого количества слов, он не слышит фоновые шумы;
  • нарушения слуха. Это один из самых распространенных факторов, провоцирующих задержку речевого развития у ребенка. Дефекты слуха также могут негативно отразиться на умственных способностях. Поэтому главное — вовремя обнаружить проблему и не пропустить наиболее подходящий период для активизации функций слухового прохода, ведущего к области мозга, отвечающей за слух;
  • невостребованность речи. Такое часто случается, когда с ребенком мало общаются или пытаются узнать все желания малыша наперед. В результате у ребенка не возникает необходимость выражать свои эмоции и что-либо говорить с помощью слов;
  • генетическая предрасположенность. В этом случае у детей медленно созревают нервные волокна, ответственные за речь;
  • травмы и повреждения тканей головного мозга, полученные во время родов или в первые несколько месяцев жизни малыша;
  • если родители слишком быстро разговаривают, ребенок не успевает понять смысл сказанного, а спустя некоторое время он перестает пробовать понять то, что ему говорят;
  • перегруженность помещения шумами. Постоянная работа телевизора, разговоры по телефону и просто громкое общение становятся причиной того, что дети перестают придавать значение словам и даже неправильно повторяют услышанную речь;
  • если родители разговаривают на 2 языках;
  • при завышенных требованиях к речи у ребенка может исчезнуть желание говорить;
  • заболевания нервной системы и психические заболевания;
  • тяжелые психические травмы, полученные в раннем детстве;
  • злоупотребление родителями алкоголем;
  • кислородное голодание во время внутриутробного развития;
  • если женщина в период беременности перенесла какие-либо заболевание или отравление, то у ее малыша в будущем также возрастает риск возникновения задержки речи;
  • слабое зрение;
  • патологии головного мозга.

Важно знать, что лечение задержки речевого развития может сильно затянуться и усложниться, если причины патологии речи ребенка не будут выявлены, а провоцирующий фактор будет продолжать оказывать свое негативное влияние. Поэтому детям с данным отклонением рекомендуется пройти полное обследование. Только таким способом логопед сможет максимально точно поставить диагноз.

Признаки задержки речевого развития ребенка

Изначально все новорожденные не умеют разговаривать. В это время взаимодействие с окружающими осуществляется с помощью различных тонов плача. И только спустя некоторое время у ребенка начинается становление и развитие речи, которое проходит несколько стадий. Все они обладают огромным значением. При незавершенности одного этапа ребенок не сможет перейти на следующий. Поэтому родители должны вовремя заметить трудности.

При нормальном развитии малыш в 2-5 месяцев уже гулит. С 3 до 5 — пытается выговорить различные слоги, переходя постепенно в период несвязанной речи. С 11 месяцев ребенок пытается произносить свои первые слова. В 2-3 года он начинает строить первые примитивные предложения. Уже с трех лет он должен уметь выстраивать реплики, создавая маленькие тексты, заучивать и пересказывать короткие стихи.

О задержке речевого развития, как правило, свидетельствуют следующие симптомы:

  • в возрасте 4 месяцев и более малыш не откликается на слова, которые ему произносят, не улыбается родителям;
  • у ребенка в 9 месяцев и более нет лепета;
  • ребенок в 1,5 года не может сказать простейшие слова, не знает, как его зовут, названий предметов, которые его окружают, не понимает элементарных команд (таких, как «иди ко мне» или «возьми»);
  • в 2,5 года ребенок знает немного слов, он плохо запоминает наименования предметов, не создает даже простейшие реплики из 2 слов;
  • в трехлетнем возрасте ребенок разговаривает так, что его плохо понимают даже родители. Он не составляет самостоятельно предложение даже из 3 слов, а только повторяет слова, которые слышит от взрослых или из телевизора. Такие дети не соображают, что им говорят, они произносят слова медленно или — наоборот — чересчур быстро, «проглатывают» окончания слов. Они плохо пережевывают пищу, могут подавиться даже мелкими кусочками, у них постоянно открыт рот.

Каждый родитель должен обращать внимание на эти признаки, а при их возникновении сразу обращаться к логопеду. Однако нужно знать, что нормы развития речи могут сильно варьироваться. Не рекомендуется сравнивать своего ребенка с остальным детьми. Становление речи — это индивидуальный процесс. Важно учитывать также то, что девочки начинают разговаривать несколько раньше мальчиков. Хотя задержки речи у последних встречаются гораздо реже.

Если ребенок в трехлетнем возрасте понимает, что ему говорят родители и выполняет все их просьбы, если у него не наблюдаются психические расстройства, то беспокоиться не нужно. Если у него имеются только проблемы с речью, то это может быть проявлением особой готовности к формированию речи. Обязательно нужно посетить врача, если ребенок абсолютно не может разговаривать после трех лет или если его речь невнятная.

Диагностика задержки речевого развития

При полном обследовании пациентов с задержкой речи может понадобиться проведение следующих мероприятий:

  • оценка сурдологом способностей ребенка слышать и, если имеются какие-либо нарушения, выявление их;
  • проведение возрастного тестирования на определение степени психомоторного развития, исходя из показателей раннего речевого развития и шкалы Бейли, которая используется для определения степени развития младенцев;
  • проведение беседы с родителями для оценки их стиля общения с ребенком;
  • оценка моторики лицевых мышц в случае, если имеются трудности с вскармливанием грудью и ребенок не может повторять движения языком;
  • оценка воссоздания и понимания речи;
  • выяснение врачом, каким образом родители стимулируют речевое развитие ребенка, как они его воспитывают, как они и окружающие люди учат малыша говорить.

Во время диагностики заболевания важно найти фактор, который его спровоцировал. Для этого придется дополнительно обследоваться у детского психолога, а также у таких врачей, как невропатолог и психиатр. Также может понадобиться проведение исследований, показывающих особенности функционирования головного мозга ребенка — ЭКГ, ЭХО-ЭГ и МРТ.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

С целью развития речи ребенка логопеды применяют как медикаментозную терапию, так и психолого-воспитательные методы. При этом наилучших результатов можно достигнуть, если применять оба способа.

Для коррекции речевого развития врач может назначить ребенку препараты различного действия, помогающие восстановить речь. С этой целью могут применяться секционные витаминные комплексы и препараты, которые улучшают питание нейронов головного мозга.

Для коррекции речевого развития обычно выполняется магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Механизм их действия заключается в восстановлении работы областей мозга, которые отвечают за дикцию, речь, уровень интеллекта и словесную память. К сожалению, у электрорефлексотерапии существуют и противопоказания (такие, как психические расстройства, судорожные и эпилептические приступы).

Для усиления эффекта при медикаментозной терапии может применяться иппотерапия и дельфинотерапия.

Однако все эти методы не дадут нужного результата, если дополнительно не будет проводиться работа с педагогом. Работа с дефектологом поможет устранить или ослабить ухудшение течения болезни, предупредить появление вторичных патологий и сложностей. Во время сеансов врач может проводить игровые занятия, составленные индивидуально для каждого ребенка, использовать различные средства реабилитации.

Задержка речевого развития у детей лечится также с помощью лечебного массажа. Во время этой процедуры врач оказывает воздействие на определенные точки тела. Некоторым пациентам логопеды назначают зондовый массаж Новиковой.

Кроме того, дефектолог и родители в домашних условиях должны выполнять различные игровые упражнения, целью которых является укрепление мышц лица, улучшение подвижности языка и слухового аппарата. Для достижения эффекта можно выполнять гимнастику лица, учить скороговорки, выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику рук. Таких программ очень много. Их можно выбрать, проконсультировавшись с врачом, и постоянно заниматься с малышом.

Во время лечения родители должны всячески помогать специалистам, а не надеяться только на медиков. С подобным типом детей нужно работать не каждый день, а каждый час — что требует много времени и терпения.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Если вовремя обратится за медицинской помощью, то такие дети уже к 5-7 годам догоняют своих ровесников.

При несвоевременном лечении у ребенка могут возникнуть следующие осложнения:

  • отставание от ровесников в умственном и психическом развитии;
  • увеличение этой разницы с возрастом;
  • проблемы с обучением в школе. В некоторых случаях ребенка могут перевести во вспомогательную школу.

Поэтому всегда легче провести профилактику патологии, чем ее лечение. Детей с самого раннего возраста нужно учить высказывать желания, мнение, показывать свои эмоции. Все это в полном объеме должны выполнять родители малыша. С ребенком нужно часто и долго контактировать, чтобы развивать речь, поощрять при достижении результатов.

Начать проводить такую работу нужно еще до появления малыша на свет, в период эмбрионального развития. Рассказывайте о своем настроении, о том, как у вас прошел день, о вещах, которые вы для него приобрели, о том, какие они красивые и яркие. Все эти разговоры способствуют укреплению связи между малышом и мамой, позитивно влияют на развитие иммунитета и речи.

Как можно чаще включайте приятную спокойную музыку (лучше всего классическую). Она хорошо влияет на развитие всех участков мозга.

Задержка речевого развития у детей
www.mosmedportal.ru

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития – это запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастной нормой. О задержке говорят, если в 2 года малыш почти не произносит слов, а в 3 года у него не сформирована связная речь.

Задержку речевого развития лечат детский невролог, логопед, дефектолог, медицинский психолог.

О заболевании

Задерживается формирование всех компонентов:

  • звуков, свойственных раннему детскому возрасту;
  • запаса слов;
  • построения грамматической конструкции;
  • построения фраз;
  • связной речи.

Частота ЗРР достигает 10%, проблема вчетверо чаще возникает у мальчиков.

Задержка развития речи затормаживает и возрастное психическое развитие, поэтому состояние обозначает как ЗПРР – задержка психо-речевого развития.

Эта проблема – пограничная, в лечении и реабилитации таких детей в равной мере принимают участие врачи, логопеды и медицинские психологи.

Симптомы задержки речевого развития

Ребенок в своем развитии проходит определенные, напрямую связанные с возрастом, этапы развития речи. Первый крик слышен в течение минуты после рождения.

На первом году жизни малыш проходит подготовительный период:

  • гуление – с 1,5 до 2-х месяцев;
  • лепет – с 4-5 месяцев;
  • лепетные слова – с 7,5-8 месяцев;
  • первые слова – у девочек с 9-10 месяцев, у мальчиков с 11 месяцев или 1 года.

В 1 год в норме малыш умеет произносить около 10 простых слов (мама, папа, дядя, баба) и отлично понимает обращенную речь. Ребенок не назовет, но может принести или показать обыденные предметы: мячик, ложку, чашку и подобное.

В полтора года или 1 год 8 месяцев происходит скачкообразное использование слов, которые находились в пассивном запасе (понимал значение, но не мог произнести). Такое событие называется «лексическим взрывом».

Скорость формирования активной речи варьирует у разных детей, но существуют конкретные ориентиры:

  • в полтора года должен быть указательный жест пальцем и полное понимание обращенных слов;
  • в 3 года должна быть связная речь (мы идем к бабушке, в зоопарке живет слон и подобное).

Отклонения в ту или иную сторону допускаются небольшие: для девочек на 2-3 месяца, для мальчиков на 4-5 месяцев.

Общий словарный запас в норме составляет в 3 года от 500 до 800 слов, в 4 – от 1000 до 1500.

Жалобы на задержку речевого развития

Ориентирами для обращения за медицинской помощью служат такие временные рамки:

  • на первом году жизни молчит или произносит однотипные звуки;
  • не показывает реакции на обращенные слова в 1 год;
  • демонстрирует слабые попытки повторить услышанное слово в полтора года;
  • в полтора-два года не может показать названный взрослыми предмет;
  • в 2 года не говорит ни одного слова;
  • в 2,5-3 года не строит простых фраз (дай яблоко, хочу пить);
  • в 3 года повторяет готовые фразы из мультфильмов или книжек, но самостоятельной речи нет;
  • использует жесты и мимику взамен речи.

Причины задержки речевого развития

Причины подразделяются на 2 большие группы: медицинские и социальные.

  • Медицинские причины – это различные патологические процессы, затрагивающие головной мозг внутриутробно либо в раннем детстве. В эту группу относятся последствия внутриутробной гипоксии, тяжелых родов, асфиксии, инфекций, гипотрофии, недоношенности.

Дети раннего возраста могут страдать от длительных либо часто повторяющихся заболеваний, болеть менингоэнцефалитом, энцефалопатией различного происхождения.

Задержка речи может иметь наследственный характер: если один из родителей заговорил поздно, то с большой долей вероятности то же самое будет и у ребенка.

Становление произнесения может задерживаться из-за тугоухости. Речь формируется только подражанием, и снижение слуха становится непреодолимым препятствием.

  • Социальные факторы – это педагогическая запущенность, недостаток семейного общения, проживания в иноязычной среде.

Педагогическая запущенность формируется, если ребенок предоставлен сам себе, с ним никто не занимается, семейные контакты имеют формальный характер. Это «трудные» дети, которым свойственны поведенческие расстройства.

Недостаток семейного общения – патологический стереотип поведения, при котором нет прямого общения между родственниками. Не обсуждаются насущные проблемы, нет семейных праздников, устоявшихся традиций. Люди просто живут под одной крышей, не развивая духовное родство и практически не общаясь.

Смена страны проживания в раннем детском возрасте тоже может задерживать развитие. Если дома говорят на одном языке, а в детском коллективе и на улице – на другом, ребенку очень трудно освоить речевые навыки.

Мешать становлению может неопределенность доминирования руки: праворукость, леворукость или амбидекстрия. Это связано с преобладанием активности одного из полушарий. Если ребенок долго не может определиться, то речь тоже задерживается.

Вредит и гиперопека: если у малыша нет необходимости говорить, поскольку все его желания предугадываются и мгновенно исполняются, то и трудиться незачем.

Критических периодов развития речи 3:

  • с 1 до 2-х лет – при неблагоприятных условиях развивается алалия (грубое недоразвитие или полное отсутствие речи);
  • 3 года – под воздействием повреждающих факторов возникает мутизм (отказ от речевого общения) или заикание;
  • С 6 до 7-ми лет – после тяжелых заболеваний возможно развитие детской афазии или утрата ранее сформированной речи.

Диагностика задержки речевого развития

Педиатр оценивает возрастное развитие, возможные отклонения, наличие соматических заболеваний. Невролог может назначить такие обследования, как ЭЭГ, УЗДГ артерий головы, ЭхоЭГ.

ЛОР-врач исследует остроту слуха, наличие аденоидных вегетаций. Логопед исследует состояние речевого аппарата, формирование ориентировочных реакций, возможности вербальной и невербальной (бессловесной) коммуникации. Психолог при помощи тестов (шкалы Гриффитс, Бейли) изучает психомоторное развитие. Психиатр устанавливает наличие или отсутствие мутизма, олигофрении, расстройств аутистического спектра, общего недоразвития речи.

Суммирует исследование детский невролог, назначая лечение ведущего расстройства, вызвавшего задержку развития речи.

Лечение задержки речевого развития

Для ускорения развития речи нужны не только медицинские мероприятия, но и коррекционная развивающая работа педагогов и родителей.

По ситуации используются такие медицинские методы лечения:

  • транскраниальная микрополяризация (ТКМП) – воздействие током слабой силы на зоны Брока и Вернике, ответственные за моторную часть и смысловую нагрузку речи;
  • медикаментозная коррекция – ноотропы, средства для улучшения обменных процессов в мозговой ткани, витаминно-минеральные комплексы;
  • массаж, общий и логопедический;
  • магнитотерапия;
  • электроакупунктура – воздействие электрическим током на рефлексогенные зоны.

Детский психолог помогает развивать познавательные процессы, мелкую моторику. Для этого предлагаются пальчиковые игры, лепка, аппликации. Логопед работает над четким произношением, предлагает игры типа логопедического лото.

Крайне важно создать вокруг ребенка благоприятную обстановку: внятно и разборчиво называть каждый предмет или действие, которое попадает в поле зрения малыша, поощрять любые попытки говорить, создавать ситуации, в которых речь необходима.

Полезно, чтобы в доме в качестве фона звучали сказки, произносимые диктором с поставленной речью и правильными интонациями.

Профилактика задержки речевого развития

Профилактика начинается со здорового образа жизни родителей. Необходимо посещать детского невролога при проявлениях минимальной мозговой дисфункции до 1 года, если малыш плохо спит по ночам и чрезмерно беспокоен. В 2,5 года желательно получить консультацию логопеда, который объективно оценивает уровень речевого развития.

Задержка речевого развития у детей
www.smdoctor.ru

Задержка речевого развития. Что это такое?
консультация по логопедии (младшая группа)

Когда родители сталкиваются с проблемами в развитии своего ребёнка, они не сразу могут понять, что делать, к кому обратиться за советом. Данная консультация поможет вам, уважаемые родители разобраться в таком понятии как «задержка речеевого развития». В консультации даны советы взрослым, которые столкнулись с этой проблемой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Задержка речевого развития .

Как распознать отклонения от нормы и как их исправить. Родители по-разному воспринимают проблемы развития речи у своих детей. Одни — паникеры, начинают бить тревогу, когда двухлетний ребенок не общается развернутыми фразами, болезненно воспринимают рассказы окружающих о том, что их малыш уже и массу стихов знает наизусть, не то, что фразы. Другие – беспечные, упорно не замечающие откровенных отставаний ребенка в развитии. «Ничего страшного», «он еще маленький» — успокаивают они себя, и только после врачебного диагноза начинают хоть как-то решать проблему. Так что же это — задержка речевого развития, какой она бывает, как распознать отклонения от нормы и, самое главное, как это исправить?

Когда малыш должен начать разговаривать?

В возрасте 1 годика ребенок должен пользоваться, по крайней мере, 10 облегченными словами и знать, понимать названия 200 предметов (мама, папа, мишка, кружка, гулять и прочие повседневные действия и предметы). Малыш должен понимать, о чём ему говорят, и реагировать соответственно. На вопрос «где папа?» — повернуть к нему голову, а на фразу «дай руку» отреагировать соответственно и протянуть руку, или хотя бы спрятать ее, демонстрируя непокорность.

В 2 года малыш должен строить короткие односложные предложения с использованием прилагательных и местоимений. В этом возрасте словарный запас должен вырасти, как минимум до 50 слов – это самый нижний предел, специалисты, обычно, ожидают не меньше 100 слов.

В 2,5 года ребенок с нормальным речевым развитием начинает строить сложные предложения, использует порядка 200-300 слов, умеет ставить простые вопросы «что?», «куда?», и произносит правильно большинство звуков, исключения составляют «р», «л» и шипящие согласные. Малыш должен знать, как его зовут, различать родных, уметь различать и копировать голоса животных. В этом возрасте расширяется запас и понимание более сложных прилагательных, например, вкусный, красивый, большой, веселый, высокий и т.п.

В 3-х летнем возрасте речь ребенка должна объединяться в смысловые предложения, ребёнок должен правильно употреблять местоимения, часто использовать прилагательные и наречия (горячо, рано, далеко и т.д.).

Определить, есть ли у ребенка отклонения, задержка речевого развития не сложно в этом возрасте. Понаблюдайте за общением ребенка с незнакомым человеком. Это не должна быть грамотная речь, но, если собеседник понимает, хотя бы 75% сказанного малышом, и между ними складывается относительный диалог, значит все хорошо, речь развивается в пределах нормы. Важно, чтобы ребёнок мог изменять слова в речи по числам и родам. К примеру, если в 3-х летнем возрасте на вопрос «будешь конфетку?», малыш отвечает «будешь» вместо «буду» — это уже отклонение, серьезный повод озаботиться его развитием.

Задержка или индивидуальные особенности развития?

Для начала успокоим особо впечатлительных родителей и бабушек. Границы норм речевого развития весьма гибкие, не стоит экзаменовать малыша, как только ему стукнул 1 год, и бить тревогу, что в словарном диапазоне не 10, а 8 слов. Отклонения плюс-минус 2-3 месяца – это нормально, как и то, что мальчики могут отставать от девочек в развитии на 4-5 месяцев.

Речь формируется исключительно при нормальном и согласованном развитии обоих полушарий мозга. Работать полноценно должно и правое полушарие, отвечающее за эмоционально-образную сферу, интуицию и пространственное мышление, и левое полушарие, ответственное за рационально-логическое мышление, и сообщение между ними. Нервные волокна, соединяющие оба полушария, у мальчиков изначально тоньше и развиваются медленнее, чем у девочек. Случается, что между полушариями затруднён обмен информацией, тогда мальчикам сложно облечь свою мысль в грамматически правильную форму. На ранней стадии отставания в речевом развитии, при условии отсутствия мозговых и психических отклонений, специалист без труда поможет мальчику преодолеть трудности.

Еще один повод не паниковать, заключается в том, что по статистике именно мужчины наделены наиболее развитой образной речью, именно среди них на порядок больше писателей и поэтов. Некоторые медики склонны объяснять это более длительной и активной работой правого полушария мозга, в процессе развития и формирования связи между ними. При этом запускать ситуацию нельзя, и, если мальчик долго не разговаривает или не может излагать свои мысли, обязательно обращаться за помощью к специалисту. К сожалению, среди мальчиков довольно высокий процент отклонений, причем как в речевом развитии, так и в психоречевом. Мальчиков среди детей с заиканием вдвое больше, чем девочек. Практически абсолютное отсутствие речи при нормальном слухе (алалия) в три раза выше у мальчиков. Втрое больше их и среди детей, страдающих дизартрией (трудности произнесения большинства звуков и невнятность, неразборчивость речи).

Не стоит также снимать со счетов типичное детское коверканье слов, смысловые сокращения, образные обозначения. Все это тоже слова и «би-бика» вместо «машина», и «мяу-мяу» вместо кошка, и «бай-бай» вместо спать. До 2,5 лет использование «малышкового сленга» допустимо. Помимо этого, ребенок вполне может придумывать собственные названия предметов, и не следует бежать к доктору, если малыш упорно говорит «зекатая» на зеркало, или «камани» на макароны — это так же слова. Вполне нормально, когда малыш использует одни и те же сочетания звуков для обозначения разных предметов («ки» — кинуть, киска). Однако в 2,5 года ребёнок обязательно должен пытаться говорить фразами, используя не менее 3-4 слов, к примеру, что-то вроде «мама дё бай-бай» (мама идём спать).

О том, что у ребенка значительная задержка речевого развития говорят следующие признаки :

  1. Когда в 4 месяца ребенок не проявляет эмоциональных реакций по отношению к происходящему. Не улыбается родителям, не реагирует на их жесты, не оживляется при виде или обращении к нему мамы.
  2. Когда в 8-9 месяцев ребенок не «лепечет», не издает повторяющихся звуков (па-па-та, ба-ба-ба и др.), а в год создает впечатление редкой тихони, издающей мало звуков.
  3. Когда 1,5-годовалый ребенок имеет проблемы с жеванием или сосанием. Например, давится кусочком яблока, не умея его разжевать.
  4. Когда в 1,5 года малыш не произносит простых слов, типа «мама», «няня», «дай», не понимает своего имени, названий обычных предметов. Если ребенок не в состоянии выполнить простые просьбы, не понимает, что от него хотят, например, «сядь», «дай руку», «иди сюда».
  5. Когда в 2 года ребенок не пытается выучить новые слова, а продолжает использовать всего несколько отдельных простейших слов.
  6. Когда в 2,5 года словарный запас активно используемых слов и словоподражаний меньше 20. Не знает названий частей тела и привычных предметов. Проведите проверочный тест: попросите показать части тела, принести хорошо знакомый ему предмет, находящийся в соседней комнате. Если не составляет словосочетаний из двух слов, к примеру, («дай воды»)
  7. Когда в 3-летнем возрасте речь ребенка настолько неразборчива, что даже родные понимают его с трудом. Не говорит элементарных предложений состоящих из пары-тройки словосочетаний, не понимает объяснений, простых рассказов.
  8. Когда малыш в 3 года «тарахтит» — говорит чересчур быстро, глотает окончания слов или, напротив, очень медленно, растягивая слова, хотя дома никто подобным образом не разговаривает.
  9. Когда в 3 года малыш не строит собственных предложений, а изъясняется фразами из книжек и мультиков. Если ребенок зеркально вторит фразам, которые слышит от взрослых, даже если это к месту. В таком случае необходимо срочно обращаться к специалисту, причем обязательно обследоваться у психиатра – это может быть признаком серьёзнейшего отклонения в развитии.
  10. Когда ребенок вне зависимости от возраста постоянно ходит с приоткрытым ртом, когда без явных причин повышенно выделяется слюна, но это не связано с ростом зубов.

ВЫВОД: В возрасте 2-4 лет отклонениями от речевой нормы считаются: полное отсутствие речи, сильное опоздание в появлении речи, в 3-4 года речь абсолютно невнятна, остановка развития речи на одном уровне, к 3-4 годам торопливая речь с проглатыванием слогов и слов, нарушение дыхательного ритма во время разговора.

Что может привести к нарушениям речи?

Наследственность, осложненная беременность матери ребенка, родовые травмы, тяжелое протекание детских болезней, неблагоприятное влияние среды на ребенка, органическое поражение ЦНС (центральной нервной системы), травмы, ушибы головного мозга, патология органов речевого аппарата: расщелина нёба, неправильный прикус, короткая уздечка языка и многое другое, нарушение слуха.

Нарушения речи бывают разные по степени тяжести: от нарушения произношения одного и нескольких звуков до полного отсутствия речи (алалия).

Каким должно быть речевое развитие ребенка 3-4 лет

  • Ребенок использует различные части речи (кроме деепричастий и причастий);
  • Правильно называет предметы, их качества, действия с ними;
  • Знает обобщающие слова (например, овощи, игрушки);
  • Понимает многозначные слова, типа, ножка, ручка и др.;
  • Согласовывает существительные, прилагательные и глаголы (мальчик идет – дети идут, сладкий торт – сладкая конфета);
  • Употребляет предлоги в, на, под, над, за;
  • Правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения для шипящих, свистящих, [л], [р]);
  • Пересказывает несложный текст; декламирует стихи.

Что делать при задержке речевого развития?

Многие родители ошибочно считают, что эту проблему «лечат» логопеды, однако они являются педагогами, а не врачами. Логопеды способны лишь научить правильно произносить звуки и выговаривать слова, а заниматься этим эффективно можно только лет с 4-5. Но вы уже поняли, что ждать до 5-летия крайне опасно. Для начала вам необходимо детально обследовать ребенка и выявить причины патологии речевого развития.

1. Посетите сурдолога, оцените слух малыша.

2. Пройдите соответствующие возрасту ребенка тесты, оценивающие его развитие: денверский тест, направленный на оценку психомоторного развития;

К сожалению, весьма распространенное явление, когда до 5 лет мамы не спохватываются отсутствием речи у ребенка, оправдывая свой поступок рассказами о родственниках, которые в детстве долго молчали, а в 4 года заговорили, причем сразу фразами и предложениями, и выросли нормальными людьми. Часто нелогичное спокойствие внушено более старшими в семье. Однако – эта безответственная позиция может привести к непоправимым последствиям. Запомните, если в роду были подобные задержки в речевом развитии, значит, ребенок уже имеет генетическую предрасположенность – это повод не просто обеспокоиться, а занять особо активнейшую позицию. Такое отклонение прогрессирует от поколения к поколению, и с каждым разом обретает более тяжелые формы, как снежный ком. Нужно понимать, что грамотная речь и лексические закономерности осваиваются малышом в возрасте 2-3 лет, и заканчивается этот процесс уже к 7 годам. Если же в 6-летнем возрасте ребенок вообще не разговаривает, не подражает людям или животным, вероятность того, что он когда-нибудь заговорит, составляет всего 0,2%! Если этого не произойдет до 8 лет, ребенку, да и вам тоже, доведется осваивать методы альтернативной коммуникации – карточную, письменную, жестовую, но разговаривать, в общем понимании, он уже не сможет никогда!

Речевые нормы для детей 1-4 лет:

1 год. К году малыш должен знать много слов и показывать на предмет, который называет взрослый. Это пассивный словарный запас. В активном словарном запасе у ребенка должно быть 8-10 слов. Это могут быть упрощенные слова – «би-би», «киса», «ляля» и т.д. Ребенок учится обобщать – например, показывает собаку и в книжке и на улице.

2-3 года. В это время активно пополняется словарный запас ребенка. Он начинает разговаривать предложениями. Начинает использовать предлоги. В этом возрасте ребенок уже различает цвета, формы, размер. Не удивляйтесь, что к трем годам ребенок будет болтать безумолку и задавать кучу вопросов. Дети могут выучить короткие стихи (очень хорошо подходят стихи А. Барто)

4 года. Речь должна быть чистая, все звуки ребенок должен произносить правильно. Если какие-то звуки ребенок говорит неправильно, то нужно проконсультироваться у логопеда.

Дети к четырем годам могут запоминать стихи, состоящие из 8-12 строчек, пересказать рассказ или сказку (не очень длинные).

Считается нормальным, если ребенок в этом возрасте много фантазирует или разговаривает сам с собой.

nsportal.ru

Задержка речевого развития у детей

Несоответствие речи общепризнанным возрастным нормам связано с задержкой речевого развития у детей (ЗРР). Подобное нарушение нередко встречается у детей дошкольного возраста, но при условии своевременного диагностирования и лечения хорошо поддается коррекции.

Распространенность проблемы связана с многообразием причин, ее вызывающих. Большинство из них негативно влияет на развитие речевого центра головного мозга, снижая темпы овладения речевыми навыками. И лишь часть вызвана аномалиями со стороны речеслухового и речедвигательного аппаратов.

Причины ЗРР

Отправной точкой в развитии нарушения речи может стать несколько десятков факторов, которые условно можно объединить в 3 группы:

I. Пренатальные, оказавшие негативное влияние в период внутриутробного развития:

  • гипоксия головного мозга;
  • врожденная гидроцефалия;
  • аномалии строения органов речи и слуха;
  • нарушение развития структур головного мозга;
  • генетические отклонения, например — врожденная дислексия.

II. Натальные, связанные с нарушениями во время родов:

  • родовая травма;
  • гипоксия на фоне обвития или длительного безводного периода.

III. Постнатальные, сформировавшиеся в раннем детском возрасте:

  • различные нервно-психические расстройства;
  • перенесенные менингиты и другие нейроинфекции;
  • отоинфекции, повреждающие слуховой анализатор;
  • травматические повреждения речедвигательного, речеслухового аппаратов;
  • черепно-мозговые травмы, оперативные вмешательства;
  • задержка развития костно-мышечных структур лицевой части черепа.

Это далеко не полный перечень факторов, способных негативно сказаться на развитии речи и привести к задержке речевого развития у детей 3 лет. Чаще всего найти отправную точку в формировании ЗРР не удается. Особенно «неуловимыми» являются постнатальные факторы. Они способны комбинироваться с проявлением синергии (усиления) повреждающего действия.

Учитывая такую особенность, основной задачей является максимально ранняя диагностика. Чем дольше влияет на ребенка провоцирующий фактор, тем больше повреждения и масштабней потребуется коррекция. Поэтому нельзя упускать даже самые незначительные на первый взгляд проявления.

Симптомы ЗРР

Бытует мнение, что проблемы с задержкой речевого развития у детей трудно поддаются диагностике в раннем детском возрасте. На самом деле это не так. ЗРР на фоне пренатальных, натальных и ранних постнатальных факторов, можно выявить у трех-четырех-месячного младенца.

Максимально ранней диагностике способствует медицинская грамотность населения. Ближайшие родственники, проводя время с ребенком, нередко замечают отклонения в его развитии и своевременно обращаются за медицинской помощью. Но в большинстве случаев, к сожалению, предварительный диагноз ставится во время медицинского осмотра.

Обследование потребуется, если:

  • к 4 месяцам ребенок остается безучастным к обращению со стороны взрослых, не проявляет эмоций, не пытается агукать и гулить.
  • к 6-12 месяцам отсутствует лепет, малыш не проговаривает повторяющиеся слоги.
  • к 1-1,5 годам нет реакции на имена родных и знакомые слова (в основном — названия предметов из окружения), кроха не поворачивает голову к названному вслух предмету, не может воспроизвести звуки птиц и животных, не имеет словарного запаса, особенно из «детских» синонимов слов (машина — би-би — и т.д.).
  • к 1,5-2 годам малыш не способен разговаривать словосочетаниями, простыми нераспространенными предложениями, не выполняет просьбу «принеси игрушку» и т.д.
  • к 2-4 годам не разговаривает предложениями, слова произносит со значительными дефектами. Речь затруднена и малопонятна.

Степень нарушения речевого навыка меняется в зависимости от тяжести заболевания. При повреждении мозга задержка речевого развития у детей обычно более мультисимптомная и хуже поддается лечению. Но даже легкая форма ЗРР, своевременно нескорректированная, в будущем способна привести к нарушению психического развития. Поэтому оставлять без внимания ее не стоит.

Диагностика ЗРР

При подозрении на нарушение развития речи педиатр направит ребенка на консультацию к ряду специалистов для уточнения диагноза. Обычно показана консультация невролога, отоларинголога, сурдолога, психолога, логопеда.

Во время диагностики проводится оценка слуха, определяется правильность моторики лицевых мышц, выявляются возможные аномалии строения челюстей и мягких тканей, оценивается уровень психомоторного развития. При подозрении на повреждение мозга, особенно среди детей, пребывающих в группе риска, может быть назначено ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и другие виды современных исследований.

Лечение ЗРР

Борьба с задержкой речевого развития у детей 3 лет — это всегда комплексный процесс. Для подавления провоцирующего фактора и нанесенного им урона активно используется:

  • Лекарственная терапия. В основном речь идет о ноотропных средствах, аминокислотах, витаминно-минеральных комплексах, активизирующих деятельность речевого центра и головного мозга в целом.
  • Физиотерапия. Хорошие результаты дает магнито- и электрорефлексотерапия. С их помощью удается улучшить дикцию, восстановить речевую активность, повысить словарный запас.
  • Специфическая коррекция. Лечение предусматривает занятия с логопедом-дефектологом. Задача терапии состоит в постепенном ослаблении проявлений ЗРР, конечная цель — полное исправление имеющихся нарушений.

При задержке речевого развития у детей 3 лет коррекция включает в себя игровые упражнения для развития памяти, мышления, мелкой моторики, речедвигательного и речеслухового аппаратов. Обязательно проводятся сеансы логопедического массажа, направленного на улучшение кровоснабжения и коррекцию имеющихся проблем.

Эффект от терапии достигается тяжелым трудом, но это не повод отказываться от лечения. Упущенное время чревато задержкой психо-эмоционального развития, а это — нарушение социализации, проблемы с общением и развитием когнитивных функций.

Чем позже диагностирована задержка речевого развития у детей, тем хуже прогноз. Не стоит закрывать глаза на явные проблемы и пренебрегать врачебными рекомендациями, ведь вы в ответе за будущее человека!

Записаться к детскому неврологу в клинику «Семейный доктор» по вопросу задержки речевого развития у ребенка можно по телефону в Москве +7 (495) 775 75 66 , или через интернет, заполнив форму on-line записи

familydoctor.ru

Задержки речевого развития

Задержки речи у детей (ЗРР) — это несоответствие (отставание) уровня актуального речевого развития ребенка общепринятой возрастной норме. Речь все-таки развивается, но с опозданием, при этом умственное и эмоциональное развитие у малыша может быть нормальным.

При задержках речевого развития могут быть нарушения как в экспрессивной речи (произнесения определенных звуков, фраз или отдельных слов, речевого высказывания), так и в рецептивной речи (нарушения слухового восприятия и понимания слов старших, если с физическим слухом проблем нет). Игнорировать такие отклонения нельзя: отставание от сверстников в интеллектуальном или психическом развитии с годами будет только увеличиваться и со временем неизбежно приведет к трудностям в учебе.

Первые тревожные признаки отставания в развитии речи могут наблюдаться уже в первые месяцы жизни ребенка, но диагностировать задержку речевого развития можно только в возрасте 2-х лет.

Своевременная и квалифицированная диагностика и подбор лечения при ЗРР позволяют существенно улучшить и развить речевые способности ребенка!

Почему речь ребёнка отстаёт в развитии?

Задержки речевого развития — это не самостоятельное заболевание, а следствие определенных отклонений в организме ребенка: нарушений функций нервной системы, генетических отклонений или психических расстройств.

Причинами проблем с речью могут быть врожденные или приобретенные нарушения в деятельности организма или неблагоприятные психологические условия жизни ребенка. Наиболее распространенными причинами задержек развития речи являются следующие:

  • тяжелые роды и родовые травмы;
  • недоразвитость мускулатуры лица и рта;
  • нарушения слуха;
  • болезни, черепно-мозговые травмы и операции, перенесенные в раннем детстве;
  • кровоизлияния в мозг, опухоли головного мозга;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, СДВГ;
  • генетическая предрасположенность, в т. ч. психические расстройства у родителей;
  • психические и физические травмы;
  • речевая депривация (невостребованность речи, когда с ребенком мало разговаривают или речь говорящего эмоционально и мимически невыразительна);
  • конфликтные или безразличные отношения родственников в семье (между родителями, по отношению к ребёнку и т.п.).

Если провоцирующий фактор продолжает существовать и тормозить развитие речи, то в процессе лечения эффективность помощи будет существенно более низкой.

Чтобы выявить задержку в речевом развитии на раннем этапе, родители должны внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вовремя заметить тревожные симптомы, проанализировать наличие возможных причинных факторов и обратиться к специалисту-логопеду и/или детскому психиатру.

Тревожные симптомы задержки речи

У ребёнка в возрасте 2-х лет:

  • ребенок использует в общении всего несколько слов (двухлетний ребенок должен знать и говорить не менее 50 слов — в среднем 100 слов);
  • не пытается повторять новые слова;
  • не может составлять короткие фразы из двух слов;
  • не понимает и не выполняет просьбы взрослых;
  • не знает названия частей своего тела и окружающих предметов и не может показать их по просьбе взрослых;
  • у ребенка постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.

У ребенка в возрасте 3-х лет:

  • ребенок говорит так непонятно, что его с трудом понимают даже родители;
  • говорит очень быстро, «проглатывает» окончания слов;
  • говорит очень медленно, растягивая слова;
  • не говорит простых предложений из трех слов;
  • не понимает простых объяснений и рассказов о том, что произошло недавно или что будет в будущем;
  • говорит с неправильными падежами, родами и числами;
  • могут быть и более тревожные симптомы: если трехлетний малыш говорит в основном фразами из книжек или мультфильмов, но не строит собственные предложения, или если он зеркально повторяет все, что при нем говорят взрослые (даже если это выглядит уместно), то это признаки серьезных отклонений психического развития. При таких симптомах необходимо срочно обратиться к детскому психиатру.

Диагностика и лечение задержек речевого развития

Вначале необходимо обратится на консультацию к логопеду и к врачу-психиатру. На основании результатов диагностики актуального состояния ребенка, предполагаемых причин речевой задержки может быть назначено неврологическое обследование, а также дополнительные диагностические мероприятия (анализ крови «Нейротест», ЭЭГ).

В программу лечения по показаниям, которые определяют специалисты, включаются регулярные игровые логопедические занятия, (логоритмика для малышей), игровая (МИМ-терапия) и песочная терапия как сенсорная, кинестетическая и речевая стимуляция. При необходимости врач назначает медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, массаж.

Также специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

В наших программах помощи детям с задержками речевого развития наряду с классическими медицинскими подходами практикуются современные творческие и двигательные методики.

medalvian.ru