Заикание у детей

Заикание у детей

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Удлинение или частое повторение слогов, запинки, судорожное повторение звуков, препятствующее плавной речи, называется заиканием.

Статья:

Удлинение или частое повторение слогов, запинки, судорожное повторение звуков, препятствующее плавной речи, называется заиканием. У детей дошкольного возраста эта патология может появляться, затем исчезать. Развивается логоневроз у детей, перегруженных знаниями, а также у малышей, перенесших сильный испуг.

Логоневроз — патология, которой подвержено почти 3% детей. Этот дефект речи вызван мышечными судорогами речевого аппарата. У больного также могут возникать судороги дыхательных мышц.

Согласно статистике, у мальчиков заикание возникает в 4 раза чаще, чем у девочек-ровесниц.

Объяснение этого феномена в том, что психика девочек и женщин отличается большей устойчивостью, чем представителей сильного пола.

Причины заикания у детей 3 лет:

проблемная беременность матери;

инфекционные поражения ЦНС малыша;

перенесенные болезни (инфекции, воспалительные заболевания, частые простуды) в первые годы жизни: одним из самых опасных недугов, приводящих к речевым расстройствам, является рахит;

сильные потрясения (падение с высоты, пожар);

острый дефицит полезных веществ в организме пациента;

тревожная обстановка дома: привести к заиканию могут скандалы между взрослыми, излишняя суровость старших членов семьи по отношению к малышу, очевидна психосоматика заикания у детей, живущих в неблагополучных семьях;

регулярные попытки взрослых переучить маленького левшу;

умственное переутомление: современные родители, стремясь сделать из малыша вундеркинда, не всегда соблюдают меру — перегруженность информацией, чтение длинных и сложных текстов может негативно повлиять на нервную систему дошкольника;

выраженный недостаток сна.

Не лучшим образом на речевую функцию влияет избыток виртуальной реальности.

Признаки косноязычия и сильное заикание у детей дошкольного возраста может вызвать просмотр жестоких фильмов и чрезмерное увлечение компьютерными играми. Меняется не только речь, но и поведение малыша. Ребенок становится раздражительным, излишне возбудимым.

Сельские мальчики и девочки гораздо реже сталкиваются с речевыми дефектами, чем их ровесники-горожане. Дети, живущие в селе, проводят на природе много времени и не игнорируют активные игры. Известны случаи, когда дошкольники неосознанно копировали поведение старших членов семьи, страдающих логоневрозом.

Иногда заикание может проявляться на фоне общего недоразвития речи у детей. Маме стоит насторожиться, если ее чадо говорит невнятно, через нос, по несколько раз повторяет один и тот же звук или слог. Некоторые дети, живущие в двуязычной семье, в раннем возрасте становятся жертвами проблемы

Малышу сложно без запинок переключиться с одного языка на другой.
Проблемы с речью могут побеспокоить малыша, который долго не говорил.

Если ваше чадо начало произносить развернутые фразы к трем годам жизни и выговаривает звуки нечетко, причина невнятной, сбивчивой речи — двигательная заторможенность нервной системы крохи.

РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА

Речевое расстройство у малышей делится на несколько форм и разновидностей:

1. Невротическое: при этой форме речевого дефекта дошкольник заикается только в сложной, стрессовой обстановке, чадо повторяет слоги и слова при встрече с крупными собаками (многие дети испытывают страх перед ними), при посещении людных мест или во время поездок на машине, когда ребенок спокоен, его речь плавная.

2.Органическое детское заикание: этот вариант патологии устранить значительно сложнее, чем предыдущий, нарушение речевой функции произошло по причине поражений ЦНС. Жертвами этого недуга становятся мальчики и девочки, которые в утробе матери заразились инфекцией или перенесли родовую травму. Определить эту форму логоневроза у ребенка достаточно просто, малыш запинается и в гостях, и дома, страх перед общением у вашего чада отсутствует, нарушена моторика, а движения неловкие.

Формы болезни по типу судорог:

клоническое заикание: при этой форме недуга маленький пациент повторяет слог или слово — проблема вызвана серией кратковременных сокращений мышц;

тоническое заикание у ребенка — задержка речи, растягивание гласных звуков: ровному разговору препятствует сильное сокращение мышц;

смешанная форма логоневроза — так называется состояние, соединяющее в себе две вышеописанные формы дефекта речи.

По характеру течения врачи выделяют такие виды заикания у детей:

1.постоянное: такое речевое расстройство, однажды появившись, не проходит;

2.рецидивирующее: признаки заболевания появляются, а потом исчезают, периоды ораторского благополучия могут длиться несколько месяцев;

3.волнообразное: при таком типе заикания у дошкольников наблюдаются кратковременные улучшения, затем болезнь возвращается.

Не стоит впадать в отчаяние, если ваш малыш во время волнения запинается. Заикание у малышей 2 лет почти всегда хорошо поддается коррекции.

Психосоматика заикание у детей

Заикание (логоневроз) – дефектологическое нарушение речи. Как правило, начало речевого расстройства приходится на детский возрастной период, но может возникать и у взрослых людей.

Патологию не относят к заболеваниям соматического характера – в большинстве случаев она имеет психологические причины.

Психосоматика представляет собой медицинскую отрасль, смежную с психологией, деятельность которой состоит в изучении, выявлении и устранении соматических болезней, возникших под действием психологических факторов. Большинство специалистов относят заикание именно к таким патологиям. Считается, что оно развивается, когда получаемая эмоциональная и психическая информация не соответствует возможностям и желаниям человека.

Среди основных психосоматических обоснований, приводящих к речевому расстройству, можно выделить следующие:

Боязнь открыто высказываться. Если ребенка постоянно прерывают, перебивают, не выслушивают его мнения и желания, то постепенно у него формируется рефлекторная остановка своей речи на фоне попыток что-то сказать. Энергетически слова «хотят» выйти наружу, но установка на запрет не позволяет этого сделать.

Чувство неправоты. Заикаться ребенок начинает, когда любая его активность подвергается осмеянию, критике.

Боязнь возразить. Жесткий авторитарный режим воспитания часто ведет к подавлению любого собственного мнения у ребенка. Девиз такого подхода – «взрослый (старший, посторонний и так далее) всегда прав». Это приводит к развитию чувства неполноценности, ощущению себя маленьким, глупым, не способным рассуждать и мыслить. В результате развивается боязнь высказать свое мнение по какому-либо вопросу и заикание при попытке это сделать.

Ощущение страха быть осмеянным, непонятым, выглядеть глупо со временем сказывается на поведении ребенка и отношениях с окружающими людьми. Даже мыслительный процесс начинает происходить по-другому.
Речь, обращение к кому-либо превращаются для человека в стрессовую ситуацию.

Более того, подсознательно формируется агрессия, злость на собеседника, что еще больше препятствует нормальному проговариванию слов.

К причинам, способствующим заиканию у взрослых людей, можно отнести: черепно-мозговую травму, расстройства деятельности эндокринных желез, продолжительные стрессовые ситуации.

Роль психотерапии в лечении заикания

Прерывание речевого потока, мышечные спазмы, волнение, покраснение лица, попытки повторить одно и то же слово – все это признаки заикания, которое в психотерапевтической практике называется логоневроз. Чтобы лечить речевой дефект, нужно обратиться к психотерапевту. Чем раньше начато лечение патологии в детском возрасте, тем благоприятнее прогноз и меньше риск психологических травм.

Своевременное и адекватное психотерапевтическое лечение заикания способствует избавлению от проблемы как у детей, так и у взрослых. Методы и способы терапии подбираются строго в индивидуальном порядке.

www.defectologiya.pro

Заикание у детей

Заикание у детей — это дефект речи, проявляющийся в многократных повторах или пролонгациях звуков, слогов или целых слов, в постоянных запинках или нерешительности в речи, что становится причиной разрывания ее ритмического течения.

  • Виды заикания у детей
  • Факторы, провоцирующие заикания у детей
  • Сравнение невротической и неврозоподобной формы заикания у детей
  • Признаки заикания у детей
  • Диагностика заикания у детей
  • Устранение заикания у детей
  • Прогноз и профилактика заикания у детей

Причиной возникновения этой патологии являются мышечные судороги речевого аппарата. Обычно заикание начинает проявляться у детей в 2-5-летнем возрасте в момент, когда происходит активное развитие и становление речевых навыков. Иногда данное состояние возникает внезапно и усугубляется в дальнейшем.

Часто маленькие дети нормально выговаривают слова, но повторяют их по несколько раз, например: «Дай, дай, дай мне конфету». Но иногда ребенок повторяет не целые слова, а только звуки, например: «Д-д-д-ай мне конфету». В медицине считается, что воспроизведение одного звука 2 раза и больше свидетельствует о первых признаках заикания.

По статистике заикание наблюдается у 2-3% детей по всему миру. Причем у мальчиков патология встречается в 4 раза чаще. Специалисты объясняют это тем, что психика девочек устойчивей.

Заикание обычно усиливается во время обучения в школе и в пубертатный период. Оно негативно сказывается на адаптации ребенка в обществе, снижает его самооценку.

Заикание проявляется по-разному. Так, у одних детей оно проявляется в частом повторе слогов или звуков, а у других — во внезапной остановке речи. У таких детей в разговорах часто встречаются звуки или слова-паразиты, например, «Э-э-э», «М-м-м». С их помощью ребенок пытается скрыть заикание.

Некоторые дети начинают заикаться только в моменты сильного волнения или во время стресса. В этом случае в благоприятной обстановке они как бы забывают о своей проблеме. В то время как при выступлениях на публике или в разговоре с незнакомыми людьми они могут постоянно заикаться.

Виды заикания у детей

В детстве могут проявляться 2 разновидности патологии:

  • невротическое заикание (логоневроз);
  • неврозоподобное заикание у детей.

Причины и лечение, диагностика и профилактика — всем этим в обоих случаях занимается врач-логопед. При первом варианте заикание часто возникает в результате легких остаточных явлений поражения головного мозга. Оно может появиться после психической травмы, которая произошла неожиданно (испуг, внезапная перемена места жительства, отлучение от родителей) или которая была длительное время (нарушения правил воспитания ребенка, постоянные ссоры в семье). Логоневроз часто сочетается с насильственными движениями. Он проявляется непостоянно. Обычно ему сопутствуют и другие невротические нарушения (фобии, энурез, расстройства сна, раздражительность). Для развития неврозоподобного заикания требуется некоторое время. Обычно оно является следствием органического поражения ЦНС и никак не связано с психическими травмами. Такое нарушение характеризуется судорожностью речи, часто сопровождается с тикообразными насильственными сокращениями различных частей тела. При неврозоподобном заикании нарушение речи проявляется всегда. Такие дети во время выступлений или общения, как правило, не испытывают страха.

По характеру течения расстройство делится на 3 вида:

  1. волнообразное — заикание, которое в разные периоды жизни может усиливаться или ослабляться, но никогда полностью не исчезает;
  2. рецидивирующее — заикание, которое чередуется с речевым благополучием;
  3. постоянное — заикание со сравнительно постоянным характером течения.

Факторы, провоцирующие заикания у детей

Заикание у детей провоцируют 2 фактора.

  1. Генетическая предрасположенность к различным заболеваниям мозга. Она имеется у детей, чьи родственники страдают заболеваниями ЦНС, в том числе, если родители малыша заикались в детском возрасте, при этом патология не исчезла со временем. Заикание достаточно часто встречается среди детей, у которых были нарушения развития мозга в эмбриональный период. Предрасполагающими факторами к развитию заболевания являются инфицирование плода и травмы, полученные в процессе родов или вынашивания малыша, недоношенность, постоянное кислородное голодание плода. На склонность к заиканию оказывает влияние темперамент ребенка, а также его возможность адаптироваться к условиям окружающей среды. Дети, которые быстро приспосабливаются к различным изменениям, менее подвержены заболеванию. К заиканию более предрасположены холерики, особенно в моменты, когда они ссорятся или спорят.
  2. Внешнее воздействие. К таким относятся:
    • поражение ЦНС различными инфекциями (воспаление мозга или его оболочки);
    • черепно-мозговые травмы;
    • поражения мозга, вызванные трофическими болезнями (нарушение толерантности к глюкозе);
    • незрелость мозга. Оба полушария мозга наиболее активно формируются в 5 лет. До этого времени речь должна развиваться постепенно, без рывков. У мальчиков формирование ЦНС начинается позже, чем у девочек. По этой причине у них чаще имеются дефекты речи. До 5 лет у ребенка может наблюдаться итерация, для которой характерно повторение слов и слогов. Такое состояние является вариантом нормы и исчезает самостоятельно без лечения;
    • наличие очагов инфекции в дыхательной системе и слуховом проходе;
    • болезни, которые негативно сказываются на защитных свойствах организма (частые простуды, наличие паразитов в кишечнике, нарушения метаболизма);
    • сопутствующие состояния (недержание мочи, нарушения сна, быстрая утомляемость, фобии);
    • психологические травмы (испуг, длительные стрессы);
    • нарушения правил воспитания ребенка (избалованность, выполнение всех прихотей ребенка);
    • неправильное развитие речи (слишком быстрая и неразборчивая речь).

В некоторых случаях заикание — это не болезнь, а попытка стать похожим на взрослого. Если один родитель заикается, то ребенок может копировать его. В этом случае патология может сформироваться 2 путями: ребенок или непроизвольно заикается во время общения с родителями (с остальными людьми он разговаривает нормально) или в подражательной форме (при этой форме он заикается, разговаривая с любым человеком).

Сравнение невротической и неврозоподобной формы заикания у детей

Невротическое заикание у детей бывает в результате психической травмы, поэтому заболевание возникает практически внезапно. При таком заикании родители могут с точностью сказать, когда и почему у ребенка развилась патология. Такое заикание обычно появляется в 2-6 лет, когда уже имеется развернутая фразовая речь.

У таких детей уменьшается речевая активность по причине того, что они боятся разговаривать. Они фиксируются на сложных звуках. При этом могут наблюдаться дыхательно-голосовые судороги. У них имеется расстройство звукопроизношения, но при этом в лексическо-грамматической сфере они развиваются нормально. Во время разговора у этих детей расширяются крылья носа. При этой форме заикание носит волнообразный характер, то есть речь значительно ухудшается во время стресса.

Неврозоподобное заикание развивается постепенно в результате поражения ЦНС. Такое заикание не связано с какими-либо событиями, поэтому родители часто не могут найти причины возникновения расстройства. Неврозоподобное заикание начинает проявляться в 3-4 года, в момент становления фразовой речи.

Дети, страдающие этой формой заикания, общительны и активны, не пугаются своего расстройства. Заикание в этом случае происходит из-за артикуляционных судорог. Такие дети разговаривают монотонно, быстро и невыразительно. При неврозоподобном заикании в лексико-грамматической стороне речи также имеются нарушения. Часто имеется нарушение общей моторики, поэтому дети могут быть излишне скованными или неуклюжими. У них слабо выражена мимика, неразборчивый почерк. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, часто имеют проблемы с обучением. Данная разновидность заикания имеет устойчивый характер течения, обострения могут случаться нечасто — в основном при переутомлениях и больших речевых нагрузках. При проведении неврологических исследований обнаруживаются поражения ЦНС, при проведении ЭЭГ — высокая судорожная готовность.

Признаки заикания у детей

Заикание у детей важно обнаружить на начальных стадиях. Как правило, заболевание начинается с частых повторений слов. В этот период у ребенка наблюдается гипертонус мышц лица и шеи. Он не желает разговаривать, а если говорит, у него происходят колебания громкости голоса.

Симптомы заикания могут сильно отличатся в зависимости от того, какая клиническая форма заболевания присутствует у ребенка.

Так при невротической форме патология речи возникает внезапно. Обычно она возникает в 2-6 лет в результате психологической травмы. Вначале малыш постоянно молчит, а когда начинает опять произносить слова, произносит их с заиканием. У такого ребенка могут наблюдаться расстройства сна, он раздражается по мелочам, а к 11 годам уходит в себя, так как осознает свой дефект.

Первые симптомы неврозоподобной формы заикания появляются в 3-4 года. Ребенок всегда заикается и со временем начинает употреблять бессмысленные слова и звуки («ну», «э-э»). Такие дети гиперактивны, но быстро устают, у них часто болит голова, снижена память.

Иногда вместе с заиканием у детей во время разговора могут происходить непроизвольные сокращения мышц в разных частях тела. Эти рефлекторные движения возникают как бы для улучшения выговаривания, но, по сути, наоборот — только усложняют ситуацию и создают впечатление неуверенности.

Диагностика заикания у детей

При обнаружении первых симптомов заикания ребенка сразу же нужно показать врачу. При подозрении на эту патологию должны быть проведены обследования у таких специалистов, как невролог, педиатр, логопед и психиатр. В некоторых случаях может понадобиться консультация детского психолога. Большую роль в постановке диагноза и выявлении причин болезни играет анамнез ребенка, сведения о том, как происходит развитие, информация о том, когда, как и при каких обстоятельствах он начал заикаться.

Для того чтобы выявить стадию болезни и причины заикания у детей, понадобится проведение диагностики речи, которая включает в себя оценку темпа речи, голоса и дыхания. В ходе исследования врач выявит речевые и моторные расстройства, если такие имеются, определит, какой разновидностью артикуляционных судорог страдает пациент, с какой частотой они происходят.

Для обнаружения патологий ЦНС может понадобиться:

  • исследование сосудов головного мозга реографическим методом;
  • ЭЭГ;
  • МРТ.

Устранение заикания у детей

Лечение заикания у детей осуществляет логопед. Если патологии вызвали судороги в мышцах артикуляционного аппарата или заболевания нервной системы может понадобиться помощь невропатолога. Если же заикание возникло после психотравмирующей ситуации, может понадобиться работа с психологом.

Суть лечения данной патологии состоит в восстановлении функций речевого круга, включая торможение центра Брока. В коррекции заикания используется лекарственная терапия, гипноз, иглоукалывание, различные расслабляющие процедуры, выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях может понадобиться применение антизаикательных аппаратов и специальных компьютерных программ.

Медикаментозное лечение заикания включает в себя прием противосудорожных, противотревожных, успокоительных и различных гомеопатических препаратов. В некоторых случаях могут использоваться нейрометаболические стимуляторы. Однако такой способ лечения может применяться только для детей старше 3 лет.

Благодаря гипнозу врач сможет выявить истинные причины нарушения. Улучшения состояния можно добиться даже после 1 процедуры. Для остаточного устранения патологии может потребоваться 10-15 сеансов. Таким способом устраняется заикание у подростков. Метод не используется для терапии маленьких детей.

Лечить заикание можно точечным массажем. Благодаря ему значительно улучшается регуляция речи. Во время массажа врач применяет расслабляющий метод воздействия. В ходе сеанса специалист надавливает на особые точки и осуществляет круговые движения.

Хорошие результаты в лечении заикания показала дыхательная гимнастика. Суть метода заключается в нормализации дыхания, удлинении вдоха. Благодаря этому ребенок сможет научиться запасаться воздухом перед тем, как что-либо сказать. Такой способ лечения применяется для детей старше 4 лет.

Кроме этого, для коррекции патологии может применяться логоритмика. Суть данного метода заключается в использовании связанности слова с мелодией и движениями. Благодаря логоритмике ребенок сможет скорректировать дефекты речи, раскрыть свои таланты и улучшить самооценку. Метод используется для лечения детей до 7 лет и старше.

Для устранения заикания врач может порекомендовать использование антизаикательных устройств. Одни аппараты помогают ребенку услышать произносимую им реплику с небольшим обмазыванием, другие — шумами заглушают голос, третьи — воспроизводят скорректированный вариант речи. Наиболее эффективными при этом считаются устройства, понижающие или повышающие громкость голоса.

Прогноз и профилактика заикания у детей

Без проведения обследования трудно определить прогноз болезни. Это связано с тем, что к заиканию могут приводить разные факторы, но не каждый, к сожалению, можно легко устранить. Прогноз заикания во многом зависит от формы заболевания и возраста пациента. Обычно детям, которым начали лечить заикание в раннем возрасте, избавиться от патологии легче. У детей с врожденными патологиями речевого аппарата прогноз не такой благоприятный. Прогноз зависит также от разновидности заикания. Так дыхательные судороги легче вылечить, чем тонические. Наилучшего эффекта в лечении можно добиться в 3-5 летнем возрасте. Уже в 12-17 лет расстройство тяжело поддается коррекции. Бывают случаи, когда из-за психологического фактора у ребенка возникает рецидив заболевания.

Заикание у детей
www.mosmedportal.ru

Заикание у детей

Заикание — тяжелый речевой дефект, от которого страдает самооценка человека и который затрудняет не только его общение, но и жизнь. Ведь заикание приводит к стеснительности и замкнутости человека, снижению его самооценки. Критическими периодами возникновения заикания считаются возрасты от 2-х до 5-ти лет и от 12-ти до 15 лет, то есть те года жизни, когда формируется психика и взросление ребенка. В этом возрасте дети наиболее уязвимы — это очень важно знать родителям. Невротическая мама или строгий папа создают все предпосылки для возникновения заикания у ребенка.

Вопреки бытующему мнению заикание у детей редко развивается после сильного испуга или стресса, хотя стрессовые ситуации могут ухудшить речь и способствовать возникновению запинок речи. Запинки обычно возникают у впечатлительных и умственно развитых детей, у которых мышление опережает речевые возможности. Чаще всего у 2-3-х летних малышей, которые только-только начали разговаривать и повторяют слоги и предложения по причине того, что еще знают не все слова и испытывают затруднения при составлении предложений.

Многие родители путают речевые запинки ребенка с заиканием и впадают панику, когда их маленький ребенок начинает говорить как-то странно: «Мишка кос-кос-кос-олапый, по лесу идет, шиш-шиш-шиш-ки собирает…». Подобные растягивания и повторения звуков, слогов и слов характерны большинству малышам в процессе становления ритмичной речи. Их называют запинки, в отличие от заикания, они не связаны с возникновением судорог в области рта и шеи, поэтому обычно проходят сами по себе.

Однако если ребенок уже хорошо разговаривает, а речевые запинки становятся частыми и затрудняют понимание детской речи, оставлять без внимания подобные проблемы с речью нельзя, нужно обратиться к логопеду и неврологу, так как это может быть началом возникновения заикания. Особенно это касается случаев, когда малыш, пытаясь подыскать нужные слова, непроизвольно сжимает кулаки, переминается с ноги на ногу или машет руками.

В Международной классификации болезней заикания и запинки идут под одним шифром, так как возникновение их обоих связано с неправильным развитием речи, когда мысль ребенка опережает плавность его артикуляционного аппарата, когда ребенок думает быстрее, чем может сказать. В височной доле коры нашего головного мозга расположены речевые центры, которые связаны нервными окончаниями с артикуляционным аппаратом. Любое нарушение этой связи способствует развитию заикания.

Конечно, утверждать, что причиной возникновения заикания являются только физиологические нарушения в работе речевого аппарата неправильно. Роль наследственности и типа нервной системы в возникновении этой патологии очевидна. Повышенный тонус двигательных окончаний в речевых центрах головного мозга могут передаваться ребенку от заикающейся мамы, папы или другого родственника, что и становится причиной частых судорожных сокращений голосовых связок и лицевых мышц во время разговора.

Если ребенок несколько лет уже хорошо разговаривал и неожиданно стал заикаться, то причиной нарушения речи может быть стрессовая ситуация, которая нанесла травму детской психике. Например, начало посещения детского сада, школы или сильный испуг. Дети, которые боятся своей неправильной речи, могут перестать говорить вовсе или начинать заикаться.

Поэтому логопеды и неврологи родителям, которые обратились к ним в связи с тем, что ребенок начал заикаться, советуют в первую очередь оградить его от чрезмерно сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных. Если заикание началось в связи с началом посещения детского сада, рекомендуется временно оставить ребенка дома с бабушкой или няней, или даже маме временно уволиться с работы и заняться лечением ребенка. Ребенок должен все время находиться в спокойной обстановке, где нет ссор и скандалов, криков и руганей.

В спокойной домашней обстановке легче всего вылечить заикание у ребенка. Для этого нужно:
1. Ограничить речевую активность ребенка. Нельзя фиксировать внимание на заикании у ребенка, требовать, чтобы он повторил слово без запинок и вообще напоминать ему о нарушениях речи. При общении с ребенком дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать и не осуждает за неправильную речь. Сделайте так, чтобы малыш как можно меньше говорил. Вместе рисуйте с ним и собирайте конструктор, читайте и смотрите мультфильмы и сказки, которые успокаивают. Если ребенок что-то спросил у вас, отвечайте ему тихим и доброжелательным голосом, но сами не спрашивайте его, побуждая к диалогу.

2. Используйте пальцевой метод. Раньше логопеды занимались даже с 2-х летними детьми, сейчас возрастную планку подняли до 4-х лет. До 4-х летнего возраста занятия с заикающимися детьми малоэффективны. Логопеды для лечения заикания используют индивидуальный подход, но его основу обычно составляют две методики: групповая терапия и пальцевой метод (методика Андроновой-Арутюнян). Групповая терапия включает в себя занятия, помогающие социальной адаптации и общению с людьми.

Ребенок, находясь среди детей, которые также как он страдают заиканием, преодолевает свой страх и заикание проходит. Пальцевой метод учит ребенка говорить не торопясь, по схеме: «Подумал- вздохнул — сказал». При этом очень важно, чтобы малыша никто не поправлял, одергивал и не просил повторить еще раз. Родителям детей младше 4-х лет рекомендуем взять на вооружение этот метод, не торопите ребенка при разговоре, внимательно слушайте его и одобряйте его старания любящим взглядом.

3. Создайте благоприятный режим. Полноценный сон, строгое соблюдение рекомендаций логопеда и невролога, регулярные занятия спортом, расслабляющим мышечную мускулатуру (плавание, танец и т.д.) — главные условия в преодолении речевых трудностей у детей. Помните, лучше всего лечится заикание у детей, которые начали страдать этим недугом не позднее 4-х месяцев назад. Коррекционная работа с логопедом требует много времени и терпения родителей, но здоровье ребенка важнее, его не купишь, ни за какие деньги. Отсутствие лечения заикания с возрастом приводит к болезненной фиксации на своем дефекте и способствует дополнительному ухудшению речи.

Заикание у детей
meduniver.com

Заикание у детей

Содержание статьи

  • Причины заикания
    • Врожденные причины
    • Приобретенные причины заболевания
  • Симптомы патологии
  • Стадии заболевания
  • Виды заикания
  • Лечение патологии
    • Массаж при речевых проблемах у детей
    • Комплекс упражнений
    • Медикаментозное лечение
  • Прогноз заболевания
  • Профилактика у детей

Формирование речевой функции – сложный многоступенчатый процесс. Ребенок учится воспринимать речь окружающих на слух. Важную роль играет двигательный анализатор, поэтому необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики.

В процессе развития могут возникать различные сбои, самым распространенным у детей является заикание. Дефект сопровождается судорожными движениями речевого аппарата. Нарушается ритм, темп и плавность речи. Человек задерживается на одном или группе звуков, не может выговорить слово.

Это распространенная патология, которая встречается у 5-8 % детей. У мальчиков заикание обнаруживается в 3 раза чаще, чем у девочек. Объясняется это меньшей эмоциональной устойчивостью мальчиков. Наследственность влияет в 17,5 % случаев.

Зачастую логоневроз обнаруживают в дошкольном возрасте. Отклонения замечают у детей 2-5 лет, когда интенсивно формируется речевой аппарат. Реже проблему выявляют в школьном возрасте, у подростков. Риск развития наиболее высок в период 2-4 и 5-7 лет. Источник:
Е.Ф. Архипова
Если ребенок заикается //
Современное дошкольное образование.
Теория и практика, 2016, с.62-67

Перед тем, как лечить заикание у ребенка, нужно обеспечить спокойную домашнюю обстановку. Если своевременно обратиться к врачу, нарушение хорошо поддается коррекции. Доказательством служит тот факт, что если среди детей 5 % страдают заиканием, то у взрослых проблемы встречаются только в 2 % случаев.

Причины заикания

Различают внешние и внутренние причины патологии, иногда сложно определить, что спровоцировало дефект.

Факторы риска у детей

  • Наследственность.
  • Слабость речевого аппарата.
  • Сложности в развитии моторики, чувства ритма.
  • Травмы при беременности и родах.
  • Патологии нервной системы.
  • Нарушение обмена веществ.
  • Психические нагрузки.

Спровоцировать заикание может сильное волнение, испуг, стресс от разлуки с близким человеком. Если в семье говорят на нескольких языках, это может вызвать патологию.

Врожденные причины

Если малыш заикается с возраста 2-3 лет, нередко диагностируются нарушения функций головного мозга.

  • Патологии при развитии беременности. Если малышу не хватало воздуха при вынашивании (внутриутробная гипоксия) или мама перенесла инфекционное заболевание, это может привести к речевым отклонениям.
  • Родовые проблемы. Травма или гипоксия при появлении на свет может негативно сказаться на деятельности мозга. Недоношенность также является причиной заикания.
  • Индивидуальные особенности. У холериков риск развития патологии выше, чем у меланхоликов и сангвиников. На развитие речи негативно влияет нервозность и повышенная возбудимость.
  • Генетическая предрасположенность. Если у близких родственников были подобные проблемы, велика вероятность, что нарушения проявятся у ребенка.

Приобретенные причины заболевания

Если малыш раньше говорил нормально, а потом в 4 или 5 лет начал заикаться, это указывает на неблагоприятные внешние условия.

  • Психотравма. В результате болезненной утраты близкого, испуга, длительного стресса может произойти нарушение. Заиканием страдают дети, лишенные внимания и, наоборот, избалованные. Если к ребенку предъявляются завышенные требования и он боится не оправдать ожидания, может сформироваться дефект. Источник:
    А.И. Кругликова
    Заикание как психологическая проблема //
    Вестник Таганрогского института
    имени А.П. Чехова, 2015, с.61-66
  • Физиология. До 5 лет у детей полностью не сформированы полушария, это может сопровождаться сложностями в речи. В данном случае коррекция не требуется, такие нарушения ребенок перерастает, они быстро проходят сами.
  • Заболевания. Инфекционные болезни (энцефалопатия, менингит), травмы, ушибы, осложнения после ОРВИ и гриппа могут привести к дефекту речи.
  • Ложное заикание. Проблема возникает, когда ребенок живет с заикающимся взрослым и начинает копировать манеру общения.
  • Переучивание леворукости. Левши плохо переносят стрессы, а постоянное перекладывание ложки, ручки из левой руки в правую для таких малышей сопровождается сильным дискомфортом.

Симптомы патологии

Следует знать первые признаки заикания, чтобы вовремя обратиться к врачу.

  • Ребенок внезапно замолкает и может не говорить от нескольких часов до суток. Потом начинает говорить, но уже заикаясь. Если обратиться к специалисту в период, пока малыш не начал снова разговаривать, можно избежать заикания.
  • Повторение первых слогов, слов в начале фразы.
  • Остановки в середине слова или фразы.
  • Включение лишних звуков (и, а) перед некоторыми словами.
  • Трудности с началом разговора.

Симптомами заикания у детей являются:

  • Спотыкание на звуке или слоге из-за спазма речевого аппарата (м-м-м-м-мама, ма-ма-машинка).
  • Длинные паузы между звуками, растягивание (ма…..льчик).
  • Появление нервного тика, нарушение сна, аппетита, пищеварения, может проявиться энурез.
  • Повышенная слезливость, нервность, агрессивность. Если не получается выговорить слово, ребенок переживает, может заплакать.
  • Склонность к замыканию в себе, сложности в общении, боязнь насмешек.

При обнаружении симптоматики необходимо выяснить причину патологии и найти способ, как избавить ребенка от заикания.

Стадии заболевания

  1. Дефект проявляется в первых словах в предложении, при произнесении предлогов, союзов. При этом ребенок никак не реагирует на сложности.
  2. Нарушения речи регулярные, обычно при быстром произнесении и в многосложных словах. Малыш замечает, что ему сложно выговорить слова, но заикой себя не считает.
  3. Судорожный синдром закрепился, но ребенок не боится общаться, не испытывает неловкости.
  4. Выраженная реакция на заикание. Малыш избегает общения.

Виды заикания

  • Патологическое – проблемы врожденного характера или генетически обусловленные.
  • Невротическое – вызванное травмой, испугом, стрессом, тяжелой психологической ситуацией.
  • Тоническое – ребенок делает паузы в словах, растягивает гласные.
  • Клоническое – малыш не выговаривает буквы, слоги, повторяет их.
  • Комбинированное – имеет признаки клонического и тонического вида.
  • Нестабильное – ребенок заикается в определенных ситуациях: в незнакомой обстановке, при стрессе.
  • Привычное – дефект имеет постоянный характер.
  • Циклическое – нарушения чередуются с периодами покоя, во время которых речь нормальная. Затем проблема возвращается.

Различают две формы заикания:

  • Невротическую, или логоневроз, который вызывает психотравма. Патология может проявиться в любом возрасте.
  • Неврозоподобную – вызвана нарушением церебральных структур, чаще проявляется в 3-4 года.

Лечение патологии

Самое важное, что должны предпринять родители, как только заметили признаки заикания у ребенка, это обратиться к специалисту. В «СМ-Клиника» работают опытные врачи, которые проведут диагностику заикания у детей, помогут решить проблему с применением высокоэффективных способов.

Помимо логопедических занятий родителям необходимо обеспечить комфортную обстановку дома, не допускать стрессов. С малышом лучше разговаривать плавно и не торопиться.

Лечение заикания у детей требует комплексного подхода. Коррекция направлена на формирование правильной речи и решение психологических проблем. Источник:
И.А. Кувшинова, Э.Р. Мазитова
Основные направления комплексной коррекционной работы
по преодолению заикания у детей //
Международный журнал гуманитарных
и естественных наук, 2016, т.1, №1, с.135-138

Массаж при речевых проблемах у детей

Логопед проводит коррекционные занятия, они показаны при лечении невротических проблем. Метод особенно эффективен для детей от 2 до 6 лет.

Массируют лицо, голову, шею, плечи, верх спины и грудную клетку. Сегментарный массаж воздействует на определенную мышцу, которая регулирует речевой аппарат. Процедуры назначают курсом – ежедневно в течение 2-3 недель.

Для коррекции дефекта речи применяют точечный массаж, который считается наиболее эффективным. С его помощью оказывают воздействие на речевой центр, снимают излишнюю возбудимость. Такой массаж нужно выполнять регулярно в течение 2-3 лет.

Комплекс упражнений

При заикании показана дыхательная гимнастика, растяжка для нормализации сокращения мышц и упражнения для глаз, которые положительно сказываются на умственном и физическом развитии. У ребенка формируются навыки диафрагмального дыхания, малыш учится сознательно регулировать ритм. Во время занятий укрепляются мышцы передней брюшной стенки. Регулярное выполнение упражнений позволяет полностью отрегулировать разговорную функцию.

Дети делают упражнения в разных положениях, при активном движении и в состоянии покоя. Позже к дыхательной гимнастике подключают вербальные техники. Для быстрого устранения проблем плавно повышают сложность, адаптируют ребенка. Лучшего результата достигают при комбинации правильного дыхания и массажа.

Медикаментозное лечение

Врач назначает седативные и общеукрепляющие препараты, витамины, спазмолитики. Помогают средства фитотерапии. При неврозоподобной форме заикания с поражением головного мозга назначают спазмолитические препараты, минимальные дозы транквилизаторов.

Детям рекомендуют заниматься пением, музыкой, танцами, которые формируют правильное речевое дыхание, развивают чувство темпа и ритма.

Как понять, что заикание у ребенка вылечено? Признаком устранения недуга является свободная речь в любой ситуации, даже при выступлении на публике.

Прогноз заболевания

При своевременном обращении к специалисту и правильном лечении заикание вылечивают в 70-80 % случаев. Играет роль возраст – легко поддается коррекции дефект у детей 3-5 лет. Чем раньше выявлена проблема, тем больше шансов на положительный результат. С заиканием у детей школьного возраста справиться сложнее. Менее благоприятный прогноз при лечении запущенной патологии у детей 9-11 лет. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5257259/
Anne Smith, Ph.D. and Christine Weber
Childhood Stuttering – Where are we and Where are we going? //
Semin Speech Lang. 2016 Nov; 37(4): 291–297

Профилактика у детей

Перед тем как лечить заикание у ребенка, нужно обеспечить спокойную обстановку дома. Необходимо создать комфортную психологическую среду.

Во многих случаях логоневроз проходит без приема медикаментов и участия врачей. При этом хорошо помогают специальные методики, которые развивают речь и правильную дикцию.

При обнаружении симптомов заболевания предлагаем обратиться к специалисту нашего центра. Мы определим причины и предложим эффективные методы лечения заикания у детей.

detskiy-medcentr-spb.ru

Заикание у детей

Заикание (логоневроз) – речевое нарушение, которое проявляется изменениями плавности и ритма произношения слов и звуков. Лечением заболевания занимается дефектолог-логопед.

О заболевании

Заиканием называют нарушения плавности и ритма речи, при котором у ребенка возникают сложности с произношением слов и фраз, многократное повторение слогов или коротких слов, удлинение пауз перед началом произношения. В основе расстройства лежит спастическое сокращение структур, которые обеспечивают речевую функцию (мышц гортани, языка, мягкого неба, губ). Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением соответствующих центров в головном мозге (речевом, эмоциональном). В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребенку высказываться плавно и ритмично.

Чаще всего заикание возникает у детей 2-4 и 5-7 лет. У мальчиков данное нарушение обнаруживают в 4 раза чаще, чем у девочек. В 50-80% случаев состояние поддается коррекции. Залогом успеха является своевременное обращение за квалифицированной помощью. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов избавиться от речевого дефекта навсегда.

Виды логоневрозов

Невротическая форма заикания развивается на фоне сильных потрясений или хронических стрессов. Как правило, ребенок начинает заикаться после испуга. В дальнейшем спазмы речевых мышц повторяются все чаще, развивается боязнь говорить. Даная форма хорошо поддается лечению, если вовремя его не начать.

В зависимости от характера речевых нарушений выделяют следующие типы заикания:

  • тоническое – ребенок растягивает определенные звуки или делает неуместные паузы;
  • клоническая – малыш повторяет слова или звуки;
  • смешанная – паузы и повторения присутствуют одновременно.

Симптом заикания

Впервые заикание проявляется в возрасте 2-4 года. Заподозрить речевые нарушения нужно, если:

  • ребенку требуется много времени, чтобы произнести фразу;
  • малыш произносит слова нерешительно, делая паузы между ними;
  • ребенок часто останавливается, когда произносит предложение;
  • повторяет отдельные слова или звуки, чаще в начале слова.

Как правило, первые признаки проявляются вскоре после стрессовой ситуации. Под влиянием окружающих людей ребенок старается говорить правильно, но неконтролируемые спазмы не позволяют сделать это. По мере нормализации психоэмоционального состояния дефект ослабевает, может полностью исчезнуть.

После повторного воздействия провоцирующего фактора нарушение проявляется снова. Со временем периоды обострений заикания становятся все дольше, а периоды ремиссии укорачиваются. В подростковом возрасте логофобия проявляется все сильнее, ребенок избегает ситуаций, в которых ему приходиться говорить. У него развиваются психологические комплексы. Проблема усугубляется, поскольку в любой неудобной ситуации подросток подвергается стрессу, а симптом проявляется ярче.

Причины заикания

На работе речевого аппарата негативно сказывается частое присутствие ребенка при внутрисемейных конфликтах, тяжелая психологическая обстановка в семье. Окружение малыша также прямо влияет на его речевые способности. Если данное нарушение есть у родителей или близких родственников, с большой долей вероятности логоневроз может развиться и у ребенка.

Заикание чаще выявляют у малышей, которые с детства изучают более 2 языков, развитием которых родители занимаются особенно рьяно. Нарушения возникают и у тех детей, которые много времени проводят за компьютером или телевизором. Провоцирующим фактором почти всегда является испуг.

Диагностика заикания

Врачи центра «СМ-Доктор» имеют огромный опыт в диагностике и лечении заикания различных форм. Они уделяют огромное внимание выявлению причин данных нарушений, чтобы радикально справиться с проблемой. Комплексный и персонифицированный подход позволяет рассчитывать на выздоровление в кратчайшие сроки.

Если ребенок заикается, в первую очередь следует идти к педиатру. При необходимости специалист даст направление к неврологу и психиатру. Эти врачи назначают обследование, чтобы выявить органические изменения в головном мозге, которые могут быть причиной проблемы. Также родителям придется обратиться к детскому психологу. Перед тем как поставить окончательный диагноз, каждый врач детально изучает анамнез, жалобы родителей, оценивает поведение ребенка.

Лечение заикания

  • групповые, индивидуальные, семейные занятия с психологом;
  • занятия с логопедом;
  • медикаментозную терапию;
  • гипнотерапию;
  • иглоукалывание;
  • физиотерапию.

Важно не только распознать причины заикания, но и научить ребенка самостоятельно справляться с провокационными ситуациями, вырабатывать уверенность в себе, работать со страхами и убеждениями. Несмотря на высокую результативность методов лечения, гарантировать выздоровление врачи не могут. В некоторых случаях терапия только улучшает ситуацию, но не приводит к полному выздоровлению.

Заикание у детей
www.smdoctor.ru

Заикание у детей

✨ Рабочая программа «под ключ» ✨

«Нормативно-правовая база работы логопеда ДОО»

✨ Рабочая программа «под ключ»✨

«Нормативно-правовая база работы логопеда ДОО»

Документация логопеда:
инструкция к применению

Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

Заикание у детей

Причины, симптомы
и методы коррекции

Содержание статьи:

Что такое заикание?

Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Логоневроз или, по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Основные причины заикания у детей

Единого мнения по поводу точной причины развития логоневроза нет. Но первые исследователи этого феномена уже указывали на нервно-психическую природу. В частности, об этом говорил Г.Д. Неткачев в своей работе «Заикание» 1909 года.

Есть определенные факторы, которые влияет на развитие данной патологии:

  • Патологии при вынашивании плода (инфекционные процессы, кислородное голодание).
  • Ранние роды и травмы в процессе рождения.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Лабильная нервная система, которая выражается в ранимости, повышенной раздражительности и нервозности.
  • Индивидуальные особенности речевого развития. К примеру, раннее изучение иностранного языка может спровоцировать данное расстройство по причине того, что ребенок элементарно еще не освоил свой собственный язык.

Причины заикания также кроются в психологических и социальных факторах.

  • Излишне требовательное отношение к малышу, постоянный контроль и придирки.
  • Отсутствие единой стратегии в воспитании.
  • Сильные эмоциональные переживания.
  • Личные страхи малыша. Дети могут бояться темноты, наказаний со стороны родителей.
  • Сильный испуг, вызванный разными факторами.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями, их недостаточное внимание в период формирования речевой функции.
  • Резкая смена обстановки. Малыш может негативно воспринять изменение привычных для него условий: смена детского сада, места жительства и т.д.
  • Различные стрессы и психотравмы, вызванные особенностями обстановки, в которой существует ребенок (частые ссоры внутри семьи, непростые отношения между детьми и т.д.).

Иногда в речи детей может наблюдаться такой феномен как «ложное заикание». Это состояние нельзя назвать патологическим, ведь ребенок может просто копировать речь своих родителей. Иными словами, если папа или мама заикаются, то малыш может повторять за ними услышанные звуки и особенности речи.

«Заикание: симптоматика и современные методы коррекции»

Ведущие эксперты портала Лого-Эксперт быстро погрузят в тему и научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции.

Своим опытом делятся профессора и специалисты высшей категории – Шевцова Е. Е., Архипова Е. Ф., Садовникова Е. Н. иШутова Н. Г.

Симптомы логоневроза

Заикание у детей легко диагностируется по симптомам, характерным для этого расстройства. Эта патология выражается в нарушении темпа дыхания и речи, которая характеризуется вынужденными остановками, непроизвольным повторением звуков и отдельных слогов. Помимо характерных нарушений речевой функции, специалисты выделяют три категории симптомов:

  1. Невротические – страх, сильная тревожность, снижение аппетита, бессонница, эмоциональное напряжение, потливость, чувство собственной неполноценности и т.д.
  2. Сопутствующие – дрожание губ, нервный тик, тремор рук, моргание, мышечное напряжение.
  3. Ощущение нехватки воздуха. Часто при попытке произнести какое-то слово, ребенок чувствует, что ему не хватает воздуха, что вызвано дыхательными судорогами.

Симптоматика развивается по мере прогрессирования заболевания. На начальной стадии нарушения носят эпизодический характер, но если не предпринимать никаких действий, то симптомы появляются чаще, а после становятся постоянными. Отсутствие лечения чревато развитием другого серьезного речевого расстройства – логофобии, которая характеризуется навязчивым страхом перед речью, связанной с заиканием.

Формы и типы заикания у детей

Формально принято выделять две формы заикания:

  • тоническую, связанную с длительным напряжением мышц, из-за чего возникает непроизвольная пауза в речи, либо какой-то звук растягивается;
  • клоническую , характеризующуюся частыми и навязчивыми повторениями отдельных звуков, слогов или слов.

Встречаются и смешанные формы, объединяющие в себе тонический и клонический тип заикания.

По клиническим формам эта патология делится на невротический и неврозоподобный тип.Невротический тип заикания развивается на фоне эмоционального напряжения или сильного волнения, при этом когда стрессовая ситуация отсутствует, то ребенок не заикается. Это говорит о том, что мозговые структуры не нарушены, поэтому патология лучше поддается терапии. Для неврозоподобного типа характерно постоянное речевое расстройство, вызванное нарушениями психического или физического развития. В данном случае, коррекция вызывает определенные сложности.

Заикание классифицируется и по степени тяжести:

  1. Легкое заикание. Повторения слогов и запинки происходят в спонтанной речи.
  2. Среднее. Форма более выражена, ребенок заикается во время диалогов и монологов.
  3. Тяжелое. Достаточно сильное заикание, которое сопровождается судорогами гортани, лицевых мышц. Ребенок может ощущать нехватку воздуха при каждой попытке что-либо сказать.

Подробнее об особенностях логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказала Елена Николаевна Садовникова на вебинаре. Подробнее ➜

Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?

Коррекция заикания у детей подразумевает привлечение детского психолога. Крайне важно выяснить точную причину патологии для составления грамотной схемы терапии. Если будет выявлена проблема в семье, то родителей могут направить к семейному психологу, ведь если она не будет решена, то ребенок вновь окажется в неблагоприятном микроклимате.

Заикание корректируется комплексно, т.е. используются различные методики, которые в совокупности позволяют достичь хорошего результата.
Отметим основные из них:

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика положительно сказывается на ребенке, делая его голос свободнее и естественнее. В ходе упражнения развивается диафрагма, которая участвует в процессе голособразования. Голосовые связки становятся более эластичными, поэтому при разговоре они плотнее смыкаются.

Полезные упражнения:

  • Насос. Делаются медленные и глубокие вдохи, выдохи с вытягиванием губ в виде дудочки.
  • Ладони. Руки сгибаются в локтях, при этом ладони должны быть расположены вниз. Далее делается спокойный выдох при выпрямлении рук и быстрый вдох, когда руки возвращаются в исходное положение.
  • Уши. Голову наклоняют до полного смыкания уха с плечом, при этом все это сопровождается вдохом. Во время обратного движения – выдох.

Логопедический массаж при заикании используется перед всеми остальными способами логопедического воздействия. Во время процедуры специалист воздействует на точки, расположенные не только в ротовой полости, но и в области шеи, головы и плечевого пояса.

Важно проводить массаж регулярно, ведь только так можно добиться восстановления нервной регуляции речи. Помимо точечного воздействия на биологически активные точки, специалист проводит сегментарный массаж, подразумевающий растирания, поглаживания и разминания.

Использование специальных компьютерных программ также показывает определенную положительную динамику при комплексном подходе. Их суть – в синхронизации речевых и слуховых центров головного мозга.

Ребенок говорит определенные слова в микрофон, программа их обрабатывает, но воспроизводит их с небольшой задержкой в несколько секунд. Он слышит свой голос, что помогает ему подстроиться под его звучание. Как результат – речь становится плавной, но здесь также важна регулярность занятий.

Занятия с логопедом

Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:

  • освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
  • устранение неправильности произношения;
  • формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.

Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.

Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:

  1. Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
  1. Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
  2. Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.

Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.

Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.

Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.

Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!

Вы научитесь:

1. дифференцировать итерации и истинное заикание;

2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;

Заикание у детей
logopedprofiportal.ru

Заикание у ребенка: симптомы, причины, лечение

Несомненно, каждый родитель мечтает об идеальной речи у своего ребенка. Поэтому некоторые отклонения в развитии речи доставляют большое беспокойство. Логоневроз, или заикание пугает родителей, которые считают, что этот диагноз не поддается лечению и скорректировать речь практически невозможно. Логопеды рекомендуют не паниковать, а изучить вопрос более подробно.

Обстоятельства, при которых можно услышать заикание

Этот речевой недуг часто проявляется неожиданно. В таких случаях родители не всегда могут определить дефект это или малыш просто балуется. В зависимости от проявляющейся формы причины и признаки могут существенно отличаться.

Исследования головного мозга и нервной системы позволяют заикание подразделять на формы:

  • неврозоподобную, протекающую без патологий в головном мозге и изменении при обследовании на аппарате МРТ. Она очень быстро прогрессирует, но ее легко корректировать;
  • невротическую, проявляющуюся на фоне нарушения работы мозга. В данном случае заикание является одним из множества пока еще скрытых симптомов, требующих серьезного лечения.

Чаще, сложности в речевом аппарате проявляются в 3 года при освоении фазовой речи. В это время родителям стоит обращать внимание на следующие моменты:

  • многократное повторение одного звука в слове;
  • трудное произношение звуков;
  • глубокий вдох перед речью;
  • длительные паузы между словами или прерывание в середине слова.

Явным предвестником недуга является молчание, которое может длиться много дней. Зачастую это случается после тяжелого эмоционального потрясения или испуга.

Причины возникновения заикания и как его предотвратить

Логоневроз не всегда проходит по одному принципу. Соответственно не только стресс влияет на причины заикания. Также это могут быть:

  • болезни матери во время беременности;
  • травмы мозга, в том числе родовые;
  • генетика;
  • перенесенное заболевание, в том числе корь;
  • трудная жизненная ситуация;
  • навязчивое переучивание левши на правшу.

Любая стрессовая ситуация может вызвать развитие логоневроза. Поэтому перед обращением к специалисту родитель должен проанализировать психологическое и эмоциональное состояние ребенка, рассмотреть все причины, поспособствовавшие к началу заикания и самостоятельно их устранить. Без этого лечение будет малоэффективным.

Часто родители задаются вопросом об уменьшении рисков возникновения заикания у ребенка при возможном генетическом или врожденном расположении. Специалисты против определенных тактик действия, так как незнание проблемы, наверняка, может спровоцировать ее появление. В семье, где один родитель имеет логоневроз, за ребенком необходимо просто тщательное наблюдение.

Лечение логоневроза

Первоочередным действием родителей, которые заметили отклонения в речи, является посещение специалистов. В данном случае требуется помощь трех врачей: логопеда, для корректировки ритма и темпа речи, психотерапевта, определяющего причину недуга, и невролога, где окажут медикаментозную помощь нервной системе ребенка. Все данные врачами инструкции крайне важны, но жизнь не заключается лишь в исправлении речевого аппарата. Ребенку необходимо создать правильную среду.

Родителям стоит проявлять фантазию и самостоятельно изготовить тренажеры для ребенка. Развешанные шарики, бабочки и птицы по дому способствуют корректировке речи, когда ребенок дует на них. Воздушные шары он может надувать сам, что так же станет прекрасным способом тренировки речевого аппарата.

Занятия спортом для физически активного малыша с логоневрозом станут методом разработки глубокого дыхания и расслабления. Отлично подойдут плавание и танцы.

Одним из правильных решений будет разучивание песен, стихов и скороговорок. Такие занятия могут проходить в специализированных кружках. Но от публичных выступлений ребенка нужно строго ограждать. Полезным станет посещение музыкальной школы, а именно класса с духовыми инструментами. Это еще одно хорошее занятие, помогающее контролировать развитие речевого аппарата.

У родителя всегда возникает желание поправить ребенка, сказать как нужно правильно произносить слова и звуки. Но не стоит его торопить, он сам должен разобраться в произношении и сосредоточиться. Напоминание и обсуждение с кем-то логоневроза ребенка в его присутствии крайне нежелательно. Это может поспособствовать замкнутости и медленному течению лечения.

premium-clinic.ru

Как победить заикание у ребенка?

В основе заикания лежит нарушение взаимодействия между нейропроцессами в коре головного мозга (торможение и возбуждение).

Данное патологическое изменение слаженной деятельности нервных процессов в коре и подкорке головного мозга приводит к тому, что асинхронные нервные импульсы достигают нервных центров коры головного мозга, включая речевые, и вызывают появление судорог органов речевого аппарата (гортань, глотка, язык и губы). Судорожная активность (избыточное возбуждение) мотонейронов провоцирует нарушение своевременной активизации структур речевого аппарата, обуславливая нарушение темпа и плавности речевых движений, изменение дыхания, высоты и силы звуков.

Не окончательно сформированная нервная система ребенка под воздействием определенных факторов начинает работать в рамках отклонений от нормы. Чаще всего заикание наблюдается у детей обоих полов в возрасте до 5 лет, поскольку в этот период происходит максимально активное становление фразовой речи, а значит речеобразование наиболее уязвимо перед раздражителями.

Среди значимых факторов, вызывающих заикание у детей специалисты выделяют:

  • слабость нервной системы вследствие инфекционных заболеваний (менингит, краснуха, корь и др.);
  • черепно-мозговые травмы в анамнезе ребёнка;
  • наличие хронической патологии (пневмония, ревматизм и др.);
  • наличие детского церебрального паралича;
  • осложненная беременность;
  • бытовые конфликты и др.

Данные факторы не обязательно приводят к неврозу речи, чаще всего (около 70% случаев) он проявляется под влиянием сильного травмирующего стимула: испуга или стресса.

Таким образом, заикание развивается вследствие генетических (невропатическая конституция ребенка) и неврологических факторов.

Терапия заикания предусматривает комплексный подход и должна проводиться при появлении его первых признаков.

Для того чтобы победить заикание у ребенка необходимы совместные усилия родителей и детских врачей: психолога, невролога и логопеда. Лечебный курс составляется индивидуально, учитывая особенности психики и возраста ребенка. Обычно терапевтическая программа заикания состоит их двух основных взаимодополняющих блоков:

  • лечебно-оздоровительный, направленный на нормализацию психики и функционирование нервной системы, а также оздоровление нервной ткани;
  • коррекционно-воспитательный, предусматривающий образование и закрепление правильных речевых навыков и стандартов.

Что такое заикание у детей?

Заикание – это речевое нарушение, возникающее вследствие генетической или неврологической дисфункции нервной системы ребенка.

Согласно характеру нарушений, специалисты выделяют два основных типа логоневроза, а именно:

  • тонический, сопровождающийся появлением пауз в речи или растяжением определенного звука;
  • клонический, проявляющийся, как повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанный.

В зависимости от этиологии различают следующие формы заикания:

  • неврозоподобная, включающая затрудненную артикуляцию (нарушение произнесения слов, чтения и письма);
  • невротическая, при которой появление и выраженность трудностей произношения связаны со стрессовой ситуации.

К возникновению речевого невроза могу привести любые отклонения от норм развития речи ребенка, как задержка развития речи, так и избыток новых слов.

Как определить заикание у детей?

Несмотря на то, что заикание может проявляться по-разному, судороги мышц речевого аппарата всегда вызывают характерные проявления. Различие в формах логоневроза базируется на специфике частоты, локализации и длительности нарушений речи.

Индикаторами наличия заикания у детей служат:

  • расстройство точности, понятности и ясности фраз;
  • отсутствие особенно трудных для произношения слов, слогов или звуков в речи;
  • трата большого количества усилий на воспроизведение речи (лицо ребенка может покраснеть, выступить пот и др.);
  • наличие вспомогательных движений при разговоре (переминание с ноги на ногу, шмыганье носом, сжатие кулаков и др.). Отсутствие квалифицированной помощи может привести к закреплению этих мотостандартов и в дальнейшем оказывать дополнительное негативное влияние на психику ребенка;
  • страх перед речью, раздражительность, плаксивость и замкнутость;
  • пассивно-агрессивное поведение;
  • трудности перед действиями, требующими мелкой моторики (вследствие нарушения координации движений);
  • энурез, расстройство аппетита и сна, и др.

Когда проходит заикание у детей?

Согласно наблюдениям специалистов, признаки патологии нарастают при утомлении, особенно в осенне-зимний период года. Степень выраженности заикания напрямую зависит от окружающей среды, в которой в данный момент находится ребенок. Так, утром и в комфортной ситуации нарушение речи может не проявляться, но в обществе сверстников оно значительно усиливается.

Известно, что дети не заикаются, находясь наедине с собой, читая стихи и распевая песни.

Если у ребенка речевой невроз был спровоцирован временным фактором (ссора родителей, внезапный резкий звук и др.), то не исключено, что в течение месяца он самоустранится. В некоторых случаях возможен рецидив заикания, который впоследствии также исчезает.

Однако, когда нарушение воспроизведения речи самостоятельно не проходит, необходимо обратиться за профессиональной помощью врача.

Признаками, свидетельствующими о необходимости записи на консультацию к детскому логопеду или неврологу, служат:

  • нарушения речи у ребенка в возрасте старше 4 лет;
  • длительность расстройства плавности и непрерывности речи более 3 месяцев (важно вести календарь появления/исчезновения нарушений, где каждый рецидив служит новой точкой отсчета);
  • лицевой нервный тик при разговоре;
  • наследственный фактор заикания.

Что делать если у ребенка заикание?

При появлении первых признаков заикания у ребенка нужно обратиться к врачу и пройти всестороннюю диагностику. На основе полученных результатов, педиатр направит на лечение к профильному специалисту.

Если нарушение речи невротического характера, то ведущие специалисты в терапии – это детский психолог и невролог.

При неврозоподобном заикании основным врачом будет логопед-дефектолог, нередко при дополнительной помощи невролога.

Поскольку коррекция заикания носит комплексный характер, помимо занятий с врачами, значимое место в терапии патологии занимает помощь родителей.

Эффективными способами помощи родителей в преодолении заикания у ребенка являются:

  • создание комфортной и доброжелательной атмосферы дома;
  • соблюдение режима дня с обязательным 10-часовым сном;
  • размеренный темп учебы;
  • оздоровление и закаливание ребенка (витамины, гимнастика, улучшающая координацию, дыхание и работу сердечно-сосудистой системы);
  • внятная, спокойная, неторопливая речь родителей;
  • отсутствие резких жестов и повышения голоса у родителей;
  • поддержка тактильным контактом, похвалой;
  • возможность у ребенка говорить в комфортном ему темпе и др.

Также дома с ребенком выполняются речевые занятия. На данных занятиях необходимо использовать материал (книги, фильмы, игры, поделки), на основе которого проводится последующая беседа. В ходе беседы родители мягко корректируют речь, не заостряя внимание на её дефектах.

Речевые занятия строятся по принципу «постоянно, посильно и постепенно», то есть от простого высказывания до развернутого ответа. Крайне важно занятия проводить регулярно в течение 3-4 месяцев, преодолевая страх перед речью.

Как лечится заикание у детей?

Для лечения логоневроза у детей используются многочисленные терапевтические приемы. Подбор тактики лечения выполняется врачом, исходя из особенностей патологии речи и психики ребенка.

Наиболее популярными методиками нормализации речи при заикании являются:

  • режим молчания (4-6 дневный период безречевого общения при помощи специальных сигналов. Он эффективен для купирования судорог речевого аппарата, стимулирующих новые судороги);
  • логопедическая ритмика – это коррекционное сочетание музыки, речи и движения, предусматривающее многократное повторение вырабатываемых двигательных навыков;
  • дыхательная и артикуляционная гимнастика для тренировки артикуляционных органов и развития речевого дыхания;
  • улучшение мелкой моторики, как способа стимуляции нервных центров в мозге (зоны, отвечающие за речь и движение расположены очень близко);
  • массаж;
  • голосовые упражнения для нормализации речевой моторики и др.

Для устранения мышечного и психического напряжения при заикании используются техники релаксации, которые способствуют эмоциональной устойчивости и концентрации. Нередко назначаются лекарственные препараты, успокаивающие нервную систему и расслабляющие мышцы структур речевого аппарата.

Можно ли вылечить заикание у ребенка?

Лечение заикания, в особенности неврозоподобного его типа, это длительный процесс. Обычно он занимает около года, но в дальнейшем требует постоянного динамического наблюдения у невролога и приема назначенных фармакологических препаратов.

Своевременное обращение к врачу и тщательное соблюдение всех его рекомендаций дают благоприятный прогноз лечения заикания.

Однако, согласно данным ВОЗ, у 1% детей патология может сохраниться, несмотря на усилия врачей и родителей. В данной ситуации эффективным будет помощь психолога, помогающая наладить общение и управлять эмоциональным состоянием.

Почему заикание у детей возвращается?

Заикание у детей
onclinic.ua